Ламбаева И.А. Социальная работа за рубежом - файл n1.docx

приобрести
Ламбаева И.А. Социальная работа за рубежом
скачать (138.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx139kb.07.07.2012 00:33скачать

n1.docx

  1   2   3
Министерство образования РФ

Восточно-Сибирский государственный

технологический университет

И.А.Ламбаева

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

ЗА РУБЕЖОМ

Учебное пособие

Улан-Удэ, 2000

Печатается по решению кафедры социальных технологий и

кафедры философии, логики и социальной экологии

ИУР ВСГТУ

Рецензенты:

С.П.Ангаева, к.и.н. доц., зав.кафедрой социальных

технологий ИУР ВСГТУ

А.В.Кузьмин, к.филос.н., доц. кафедры философии, логики

и социальной экологии ИУР ВСГТУ

И.А. Ламбаева СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА ЗА РУБЕЖОМ.

Учебное пособие.- Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2000.- 110 с.

Учебное пособие предназначено для студентов

специальности «Социальная работа». В пособии

представлены материалы о мировом опыте социальной

работы, о ее роли в современном мире, о философско-

религиозных основах социальной работы, о конкретных

моделях построения социальной работы в мире во

взаимосвязи с историко-политическими, социально-

экономическими и культурными условиями, рассмотрены

новые подходы к системе социального обеспечения. Page 2

2

Оглавление

Введение

3

Раздел 1. Социальная работа как феномен

современного мира.

5

1.1. Религиозные и философские предпосылки

институализации социальной работы.

5

1.2. Формирование социальной работы как

государственного института

11

1.3. Социальная поддержка населения как элемент

современной рыночной экономики

19

1.4. Образование и подготовка кадров социальной работы.

24

Раздел 2. Модели социальной политики в странах

Западной Европы и Америки

29

2.1. Социальное страхование и социальное обеспечение в

странах Центральной Европы

30

2.2. Социальное обеспечение в странах Северной Европы

46

2.3. Американская модель социальной поддержки

населения

60

Раздел 3. Социальная работа в странах Запада:

перспективы развития

71

3.1. Современный кризис социально-политических

концепций государства

71

3.2. Новые подходы в системе социального обеспечения в

развитых странах.

78

Заключение

85

Литература

88

Приложения

97 Page 3

3

ВВЕДЕНИЕ

ировой опыт социальной работы имеет

богатую историю и охватывает широкий

круг вопросов - от духовного наследия до

конкретных

практических

проявлений.

Институт

социальной работы является важнейшим элементом,

характеризующим современный тип государства и

общества. Институциализация социальной работы -

явление,

связанное

с

социально-политическими

преобразованиями в мире, с изменением статуса человека, с

глобальными трансформациями в современном обществе,

но ее основы лежат в традициях благотворительности,

особенных для каждой страны. Конкретные модели

социальной работы в различных частях мира формируются

в

результате

духовного,

культурного,

историко-

политического,

социально-экономического

развития

общества. Для успешного изучения мирового опыта

социальной работы необходимо ознакомиться с основными

понятиями в области социальной философии, социологии,

политологии и на их теоретической основе рассматривать

генезис конкретных концепций и моделей социальной

МPage 4

4

поддержки населения, их взаимосвязь с уровнем развития

государства и общества.

Цель курса: дать представление о мировом опыте

социальной работы, ее роли в современном мире,

философско-религиозных основах социальной работы,

конкретных моделях построения социальной работы в мире

во взаимосвязи с историко-политическими, социально-

экономическими и культурными условиями.

Цель преподавания: дать представление о следующих

аспектах социальной работы:

- социальная работа как феномен современного мира;

- предпосылки институализации социальной работы;

- основные школы социальной работы за рубежом;

- подходы к построению теории социальной работы;

- социальная защита населения и социальная помощь и ее

особенности в отдельных странах;

- приоритеты в социальной работе в мире;

- основные формы социальной работы;

- социальные услуги и социальные службы;

- образование и кадровое обеспечение социальной

работы;

- международный опыт решения социальных проблем. Page 5

5

Раздел 1

Социальная работа как феномен

современного мира

1.1. Религиозные и философские предпосылки

институциализации социальной работы

Сострадание и благотворительность

лубинный смысл социальной работы, ее

сердцевина заложены в сострадании,

сочувствии и любви к человеку, желании

пробудить в нем силы для возрождения. Истоки социальной

работы как филантропической1

деятельности лежат в

области нравственности и религии. Эмерсон Эндрюсс

сказал: "Матерью филантропии является религия".

Во

всех

религиях

исповедуются

общие

гуманистические принципы, такие, как любовь к ближнему,

сострадание, благотворительность, сочувствие и помощь

больным, убогим и сирым. В исламе в качестве одного из

пяти «столпов веры» рассматривается обязательная

благотворительность (налог закат), в том числе и

добровольная благотворительность (садак).

1 Филантропия в переводе с древнегреческого означает

«человеколюбие» («фил» –любить, «антропос»- человек)

ГPage 6

6

Далай-Лама XIV говорит, что «сострадание- это опора

мира на Земле…Когда мы чувствуем жалость или

сострадание по отношению к очень бедному человеку, мы

выказываем при этом сочувствие тому, что он беден. Ваше

сострадание при этом основано на альтруизме. С другой

стороны, любовь к жене, мужу, детям или близкому другу

обычно основывается на привязанности. Когда меняется

наша привязанность, это сказывается и на нашей доброте,

которая может вообще исчезнуть. Это не есть истинная

любовь. Настоящая любовь основана не на привязанности, а

на альтруизме. В этом случае наше сострадание останется

человеческим откликом до тех пор, пока живые существа

продолжают страдать»1.

В христианстве сострадание как отклик на страдание

за всех Христа есть путь восхождения человека к вере,

величайшая милость. Сострадание является одним из

важных компонентов в христианской системе ценностей,

которое дает возможность достичь совершенства, помогая

другим, в том числе и тем, кого обошло бремя страданий. В

ранних христианских текстах передается разговор Иисуса с

богатым юношей: «Иисус сказал ему: если хочешь быть

совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим;

и будешь иметь сокровище на небесах; приходи и следуй за

мною».2

Итак, человеколюбие и сострадание как нравственные

основания веры объединяют все мировые религии.

Однако природа и статус страдания понимаются в них по-

разному.

В христианстве акт творения Богом человека и его

первородный грех, переданный в вечное наследство

1 Далай-Лама XIV. Общечеловеческий подход к миру на Земле.//

Сострадание и всеобщая ответсвенность.-М.,1995.

2 Евангелие от Матфея (19:21). Page 7

7

человеческому роду, предопределили вечность и

неизбежность человеческого страдания. Образ Христа,

который искупил грех людей, приняв на себя истязания и

смерть, освящает страдание. Оно рассматривается как

очищение от греха. Осознание вины, покаяние и искупление

являются важнейшими этапами христианских исканий,

самопознания и самосовершенствования человека. И,

следовательно,

помощь

страждущему

является

нравственным долгом религиозного человека.

В буддизме страдание имеет другую природу. В

буддийской концепции человека нет Творца. Богоподобие

человека может свершиться путем духовной практики.

Страдания же человека проистекают от его неспособности

дисциплинировать свой ум, волю и тело. Освободиться от

страдания, т.е. выполнить нравственный долг буддиста,

можно лишь в случае собственного, личного осознания

необходимости сделать это.

Таким образом, в христианстве сострадание и

благотворительность обладают в большей степени, чем в

буддизме, чертами общественной деятельности, а церковь

выступает в качестве агента благотворительности. Поэтому,

вероятно, наиболее законченные институты и формы

социальной работы сформировались в христианских

странах, в Европе и Америке.

Гуманизм и права человека

Наряду с благотворительностью и состраданием

социально-философскими источниками социальной работы

являются концепции гуманизма и прав человека.

Социальная работа в современном смысле представляет

собой деятельность по обеспечению социальных и

экономических прав человека, семьи, группы или по

компенсации социального, физического или психического Page 8

8

ущерба, который мешает индивиду, группе пользоваться

своими правами. Основной функцией института социальной

работы

является

способствование

реализации

и

соблюдению прав человека. Человек находится в центре

интересов социальной работы, что является основным

фактором ее существования, базовой ценностью ее

мировоззренческой гуманистической системы.

Гуманизм – система воззрений, которая признает

ценность человека как личности, его право на свободу, на

счастье, развитие и проявление своих способностей,

считающая право человека критерием оценки социальных

институтов, а принципы равенства, справедливости,

человечности - желаемой нормой отношений между

людьми.

Идеи гуманизма имеют длительную предысторию.

Мотивы человечности, человеколюбия, мечты о счастье и

справедливости можно обнаружить в различных

культурных памятниках многих народов, начиная с

глубокой древности.

В Древнем Китае вопросам человечности уделялось

большое внимание в учении Конфуция (6-5 вв.д.н.э.).

Центральное место в конфуцианстве занимала концепция

«жэнь» (человечность, гуманность), означающая закон

идеальных отношений между людьми в соответствии с

принципом справедливости – «чего не желаешь себе, того

не делай другим». Древнегреческий философ Протагор (5

в.д.н.э.) поставил человека в центр мироздания: "Мера всех

вещей есть человек". Морально-нравственный аспект внес в

философские рассуждения о человеческом существовании

(5 в.д.н.э.) Сократ. Он говорил о рациональной природе

добродетелей человека (справедливости, храбрости,

самообладании), придавал разуму ведущую роль в

достижении блага. В качестве критерия нравственности Page 9

9

Сократ вывел уровень духовного развития и образования

человека

В эпоху Возрождения гуманизм впервые выступил

как целостная система взглядов и широкое течение

общественной мысли, вызвав подлинный переворот в

культуре и мировоззрении людей того времени. Концепция

социального равенства Томаса Мора и Томазо Кампанеллы,

концепция либерализма Пико делла Мирандолы оказали

большое влияние на развитие идей гуманизма, сделав

акцент на равенство прав людей, справедливость. Пико

делла Мирандола (1463-1494) в «Речи о достоинстве

человека» подытожил духовные искания итальянского

Возрождения о свободе человека, раскрыл идею о том, что

человек ценен, когда он свободен, когда выполняются его

права.

В 17-19

вв.

в

европейской

философии

разрабатывалась идея «естественных прав» человека,

оценивалось социальное устройство с точки зрения его

соответствия «природе человека», делались попытки найти

пути сочетания интересов личности и общества.

Иммануил Кант (1724-1804) ввел в рассмотрение

структуры человека нравственную составляющую,

возвращая европейскую философию к ее истокам. По

Канту,

нравственный

императив

человеческого

существования служит тому, что человек рассматривается

не как средство достижения цели, а сам является целью

существования.

Современные представления о гуманизме и правах

человека находят свое отражение не только в теоретических

размышлениях, но реализуются в ежедневной практике

политической и социальной жизни мирового сообщества. В

1948 г. Международной ассамблеей ООН была принята

Международная конвенция (хартия) по правам человека. Page 10

10

Человек должен иметь права потому, что он

ЧЕЛОВЕК. Права человека - это свобода, собственность,

безопасность,

сопротивление

угнетению.

Свобода

проявляется тогда, когда человек вправе делать все, что не

вредит другому. Границы свободы определяются только

законом. Первое поколение прав – гражданских - было

озвучено во времена Французской революции: «Все, что не

запрещено, то законно. Никто не может быть наказан иначе,

чем законом».

Второе поколение прав – социально-экономических

– закрепилось в государственной практике в 20 столетии.

Это права на труд, жилье, образование и т.д.

Политические права – право быть избранным и

участвовать в выборах, референдумах и других формах

управления государством – также сформировались в этом

веке.

В конце 20 века появились специфические права –

права меньшинств (например, сексуальных), отдельных

категорий населения (детей, инвалидов, больных) и т.д.

В современном мире через установление и

соблюдение прав человека реализуется идея гуманизма,

идея ценности человека, личности. Функция государства

состоит в том, чтобы обеспечить соблюдение этих прав.

Гражданское общество добивается законодательного

упорядочения и регулирования отношений между ним и

государством, вынуждая государство создать консенсус в

обществе на основе базисных социальных ценностей:

свобод, прав, экономической независимости человека, а

также предоставить определенные гарантии для наиболее

обездоленных.

Гражданское общество - наиболее развитая форма

человеческой общности, включающая в качестве

структурных элементов общности на добровольной основе,

начиная с семьи, заканчивая корпорацией. Это Page 11

11

совокупность

негосударственных,

неполитических

отношений в обществе, в т.ч. частная жизнь людей, их

обычаи и традиции, сфера проявления индивидов и их

организаций,

огражденная

законом

от

прямого

вмешательства государства. В том государстве, где есть

условия для развития личности, формируется общество,

состоящее из граждан, личностей – гражданское общество.

Социальная работа является функцией как

гражданского общества (через благотворительность и

сострадание), так и государства (через механизм

соблюдения социальных и экономических прав человека).

Институт социальной работы является амортизатором

между обществом и государством в стремлении общества

разрушить государство, и в тенденции государства подавить

общество.

1.2. Формирование социальной работы как

государственного института

К концу XIX в. в Европе и Америке институциональной

концепцией благотворительности была религиозная любовь

к ближнему как к Богу. Обычно благотворительность

проявлялась в личных поступках людей, помощи, взаимном

уважении и добром отношении друг к другу членов семьи,

соседей и друзей, однако зачастую она оказывалась

организациями или службами, помогавшими в особых

случаях тем, кому общественная поддержка была

необходима.

Эта

официально

организованная

благотворительность

поддерживалась

добровольными

денежными пожертвованиями или бескорыстной работой в

соответствующих службах. Page 12

12

Появление государственной социальной поддержки

следует рассматривать как следствие структурных

изменений в европейских государствах и Америке,

связанных с быстрым ростом городов, капиталистической

индустриализацией, политизацией общества в результате

демократизации

избирательного

права,

развития

профсоюзного движения и т. д.1

Государственная система социальной заботы о

населении связана с появлением концепции бедности. В

ХIХ в. бедность часто ассоциировалась с нуждой,

иждивенчеством и нищенством. Нищенство (пауперизм)

понималось как ситуация, когда человек, не имеющий

источника доходов и родственников, соседей и друзей,

способных поддержать его, должен обращаться за помощью

в частные благотворительные агентства. В 1880 г. Чарлз

Бут определил понятие бедности в знаменитом

исследовании «Жизнь и труд людей в Лондоне», в котором

он привел минимальные нормы достаточности и проследил,

сколько семей находилось ниже и сколько выше этого

уровня. Целью Бута было проведение исследования жизни

рабочих в условиях свободного рынка. Последствием этого

исследования было сосредоточение внимания на

многочисленной группе населения, которая еще не

нищенствовала, но уже была на грани этого. Оказалось, что

возможно проследить причины пауперизации – например,

болезни, несчастные случаи, пожары, - а также разработать

социальную политику и программы уменьшения риска.

Таким образом, именно в конце ХIХ в. был создан

прообраз современной социальной системы, начали

зарождаться элементы социального государства, которые

включали в себя, во-первых, помощь бедным, во вторых,

страхование на случай потери дохода. В то время

1 Энциклопедия социальной работы. В 3 т. Т. 1.: Пер. с англ. – М.: Центр

общечеловеческих ценностей, 1993. – С. 400-401 Page 13

13

помощь бедным была ориентирована на поддержание

общего благосостояния лишь постольку, поскольку это

было необходимо для сохранения общественного порядка.

Становление

социального

государства

шло

параллельно с установлением всеобщего избирательного

права. В определенном смысле социальное государство есть

форма государства демократического, что подразумевает

право всех людей на базовый уровень благосостояния. В

социальном государстве гарантированный минимальный

доход есть преимущество гражданства.

Как и всеобщее избирательное право, социальное

государство утверждалось в разных странах в разное время

и с различной скоростью. Сроки, скорость и приоритетность

введения

тех

или

иных

социальных

пособий

предопределялись не только экономическими, но и

социально-политическими

факторами,

такими,

как

осознание остроты социальных проблем, болезненность

социально-классовых

противоречий,

доминирующие

настроения в обществе.

Одной из первых на новые экономические и

социально-политические условия отреагировала Германия

времен правления Бисмарка, создав очень быстро одну за

другой системы обязательного страхования на случай

болезни (1883 г.), от несчастного случая на промышленном

предприятии (1884 г.), а также вследствие инвалидности и

по старости (1889 г.). Вскоре и другие европейские

государства последовали примеру Германии, введя

соответствующие нормы в собственные законодательства,

которые либо обосновывали обязанность страхования, либо

обеспечивали

государственное

субсидирование

добровольных страхователей.

В 1898 г. в Берлине был основан «Союз по защите

детей от жестокого обращения и эксплуатации». Этот орган

выступал в то время против непосильного детского труда, Page 14

14

за надлежащий уход за детьми, настаивал на

продолжительном времени учебы в школе и был тесно

связан

с

образованием

и

государственной

благотворительностью.

Вообще необходимо сказать о том, что социальное

страхование берет начало еще в средние века, когда

созданные горняками общие кассы взаимопомощи

поддерживаали своих членов, пострадавших от несчастного

случая или находившихся в бедственном положении.

Однако широкая система социального страхования была

создана лишь к концу ХIХ в. Как уже говорилось ранее,

тогдашний рейхсканцлер Отто фон Бисмарк подготовил

основы прогрессивного социального законодательства. Это

было сделано и по политическим соображениям, чтобы

сдержать развитие рабочего движения. Но этим

законодательством был также заложен фундамент

современного социального страхования, который служит

образцом и для других индустриальных стран. Законами от

1883 г., 1884 г. и 1889 г. созданы три вида социального

страхования, которые действуют в Германии и по сей день.

Тогда, чтобы получить пенсию по старости, нужно было

достичь 70-летнего возраста. В 1911 г. эти виды

страхования были сведены в имперские правила

страхования, в которые, кроме того, было включено

обеспечение в случае утраты кормильца в виде пенсий

вдовам и сиротам. Страхование на случай инвалидности и

по старости было распространено на всех служащих. В

1923 г. для горняков введен отдельный вид страхования –

пенсия за выслугу лет. В 1927 г. появилось страхование на

случай безработицы, а с 1938 г. в сферу социального

страхования были включены и ремесленники, если они не

страховали себя частным образом.

Как уже говорилось, после Второй мировой войны

услуги социального страхования были весьма расширены. Page 15

15

Так, в 1957 г. фермеры получили право на помощь по

старости.

После

крупной

реформы

пенсионного

обеспечения в 1957 г. пенсии были увязаны с общим ростом

доходов. Система пенсионного обеспечения была

реформирована в 1972 г. и 1992 г. Широкой сетью

социального обеспечения с 1990 г. пользуются и

пенсионеры, инвалиды войны, семьи погибших на войне

или инвалиды, интересы которых ущемлялись в бывшей

ГДР. В 1990 г. валютный, экономический и социальный

союзы и Договор об объединении Германии создали все

основы для того, чтобы по истечению переходного периода

все население имело равную степень социальной защиты.

Укрепление и развитие национальных государств в

процессе индустриализации в ХIХ в. имело, в частности,

своим последствием тот факт, что широкие слои населения

вступали в различные общенациональные объединения.

В Дании в этот период правительственная власть была

слабой, но и здесь стремились к предотвращению народных

волнений. Население было просвещенным и политически

активным и в сельской местности, поэтому датская система

обеспечения по старости не ограничивалась заботой лишь о

рабочих, занятых в промышленности, но распространялась

на всех.

В Дании уже с середины ХIX века в сельской

местности активно работали свободные церковные общины,

а позднее получило развитие кооперативное и крестьянское

движение. Грундвигианское движение с его высшими

учебными

заведениями,

свободными

церковными

общинами и бесплатными школами стало своего рода

«моделью» народного движения.1 Эта «модель» жива еще и

сегодня. Главнейшие религиозные движения оставались в

Дании в рамках той же народной церкви (Volkkirche),

1 Социальное обеспечение в странах Северной Европы. Специальный

выпуск.- Москва: МГСУ.-1994 . С.94. Page 16

16

которую признавала большая часть представителей

рабочего движения. Поэтому не было достаточно серьезных

оснований для создания и сохранения особой, с

конфессиональной точки зрения, системы социальных

услуг. Но в 50-х и 60-х годах нашего столетия в Дании,

когда у власти находились социал-демократические

правительства, стремившиеся к созданию надежной

универсальной, полностью государственной системы

социальной

защиты,

дискутировалась

проблема

неравенства, и социальные порядки несли на себе печать

этих дискуссий. На рынке труда появилось много женщин,

что создало потребность в новых видах социальных услуг.

Отношение в Дании к государственным социальным

учреждениям совершенно иное, чем в других странах.

Критика частной благотворительности в 20-х годах нашла

широкий отклик и стала основой социальной реформы 1933

года. С тех пор в Дании убеждены, что государственная

система социального обеспечения единственно правильная

с этической точки зрения.

Cистема социального обеспечения в США возникла в

виде агентств, организованных и финансируемых местными

властями. Обычно комитет по оказанию помощи бедным,

состоявший из избранных местных представителей,

предоставлял нуждающимся необходимое для жизни, или

организовывал им проживание в других семьях, или, если

количество нуждающихся было достаточно велико,

открывал дома для бедных (богадельни, странноприимные

дома и т.д.). Основным достижением в области

благотворительности и преображения в середине Х1Х в.

было создание специализированных учреждений, которые

могли оказывать помощь в разрешении различных проблем

нуждающихся групп населения, разрабатывая для них

особые

программы

здравоохранения,

образования,

исправления поведения правонарушителей и т. д. Page 17

17

Но наряду с добровольной (или частной)

благотворительностью

существовала

государственная

благотворительность – администрация по претворению

Закона о бедных и различные специализированные

институты штатов, созданные в рамках принятого

законодательства, содержащиеся на средства от налогов и

управляемые государственными служащими.

В

1874

г.

Национальная

конференция

благотворительности и преображения собрала всех

предшественников будущей профессиональной социальной

работы и заложила теоретические основы социального

обеспечения. Собравшиеся на конференцию определили

направления социальной работы на далекую перспективу.

Социальная работа ХХ в. пережила три периода: 1900

– 1930 гг. – когда деятельность осуществлялась на уровне

правительств штатов, местных властей и частных агентств;

1930 – 1968 гг., когда федеральное правительство

предприняло ряд важных инициатив; период после 1968 г.,

когда движение к «государству всеобщего благосостояния»,

кажется, остановилось или пошло вспять.

Расширение и развитие местных агентств и агентств

штатов в 1900 – 1930 гг. обусловливалось прогрессивными

политическими изменениями. Защиту интересов развития

общества взяло на себя правительство, оно начало

вмешиваться в такие сферы жизнедеятельности, как

народное образование, здравоохранение и т.д.

К началу 30-х годов система социальных агентств

была достаточно беспорядочной. В течение 40 лет (с 1930-

1968гг.) значительно возросла роль федерального

правительства в деле социального обеспечения. «Великая

депрессия» и годы, последующие за ней (1929-1941), затем

вторая мировая война (1941-1945), далее восстановление

экономики и период «холодной войны» – эти реалии

породили развитие более однородного общества (иногда Page 18

18

называемого социологами «массовым обществом»).

Федеральное правительство приняло ряд мер для развития

системы

социального

обеспечения

нуждающихся,

инвалидов, правонарушителей, также были претворены в

жизнь и новые программы, затрагивающие сферы бизнеса и

занятости, гражданских прав и др.

Социальное страхование предлагалось в качестве

замены благотворительности, имевшей место до 1930 г.

Предотвращение бедности выступало в новой форме:

трудящиеся (с помощью нанимателей и правительства)

объединяют свои ряды для уменьшения риска потери

доходов среди живущих на зарплату.

Законом о социальном страховании 1935 г. были

предусмотрены

федеральные

дотации

программам,

разработанным штатами. Эти программы включали

оказание помощи престарелым, слепым, нуждающимся

детям.

Новые программы государственной помощи и

социального

страхования

освободили

частные

благотворительные агентства на местах от оказания

материальной помощи, за исключением чрезвычайных

обстоятельств, поэтому агентства сосредоточили свое

внимание на обслуживании клиентов. Федеральное

правительство способствовало деятельности местных служб

путем предоставления субсидий согласно Закону о

социальном страховании.

Понятия «социальное обеспечение» и «социальная

работа» вошли в обиход стран Запада, вытеснив

употреблявшиеся ранее категории благотворительности и

преображения. По сравнению с первоначальными сферами

социального обеспечения наиболее важным новшеством

было создание системы социального страхования и

государственной помощи, финансируемой государством, а Page 19

19

также принятие законов, регулирующих условия труда

(гарантирующих минимум зарплаты и ограничивающих

рабочие часы) и отношения между трудящимися и

администрацией (поддержка коллективных договоров и

союзов). Программы поддержания доходов имели два

направления – социальное страхование и материальная

помощь. Социальная работа сформировалась как важный

социальный институт, входящий в понятие государства,

имеющего социальную направленность.

1.3. Социальная поддержка населения как элемент

современной рыночной экономики

Социальная политика либерального государства

Социальная защита населения является функцией

государства и неотъемлемой частью экономики. В

современном обществе существуют два социально-

политических течения: социалистическое и либеральное.

Социализм является социальной философией государства,

основанного

на

социалистических,

нерыночных

отношениях, а либерализм, соответственно, - социальной

философией государства, основанного на рыночных

отношениях

Социальная философия социализма. При социализме

человек как вид ставится выше человека как индивида.

Нельзя сказать, что социализм не гуманен, но человек

воспринимается здесь не как личность, а как "орудие

производства". Статус человека зависит от того, насколько

он способен трудиться, воздействовать на природу – чем

больше лично производит, тем выше оценивается. Но так Page 20

20

как рабочий человек не владеет средствами производства,

продукт его труда забирается собственником –

эксплуататором. Следовательно, рабочий отчуждается от

результатов своего труда, а значит от природы и самого

себя. Цели социализма состоят в освобождении человека от

любого на него воздействия, эксплуатации, которое

происходит путем преодоления частной собственности.

Социальная философия либерализма. В центре всей

философской системы стоит человек, признание индивида

и его неотъемлемых прав. В рамках либерализма считается

совместимым с сущностью человека такой общественный

и экономический порядок, который предоставляет

индивиду основные права. Причины неравенства не

уничтожаются, но с помощью государства комплексно

утверждаются и охраняются права человека.

В либеральном рыночном государстве существуют

большие

социальные

проблемы,

обусловленные

социальным и имущественным неравенством, заложенном в

самих основах государства:

1) Распределение

доходов

и

имущества.

Определенные члены общества: дети, старики

и т.д. - не могут удовлетворить свои

потребности и не влияют на экономику, не

обладая покупательской способностью. Те, кто

может работать, тоже ограничены в своих

правах, т.к. не имеют средств производства.

Различия в доходах ведут к возникновению

новых различий, например, в образовании.

2) Распределение

экономической

власти.

Экономическая власть – способность оказывать

в

рамках

экономической

жизни

экономическими средствами влияние на

другого человека. Проблема заключается в

том, что бесконтрольная экономическая власть Page 21

21

порождает большую власть, и она может

перерасти в политическую власть.

3) Проблема

дополнительных

социальных

расходов. Бремя компенсации за социальное

неравенство и социальные издержки ложится

на налогоплательщиков, большая часть

которых не получает из-за них никакой

выгоды.

Социальное неравенство, заложенное рыночной

экономикой, должно компенсироваться государством, его

социальной политикой. Социальная политика государства с

рыночной, либеральной экономикой, должна быть

способной обеспечивать1:

1) экономический рост и экономический прогресс,

распределение доходов и имущества с нормами

социальной справедливости;

2) полную занятость населения;

3) достаточный уровень существования для

нетрудоспособных членов общества;

4) воспрепятствовать

инфляции,

обеспечить

стабильные покупательские способности;

5) гарантировать основные права человека.

Таким образом, в современной рыночной экономике

система социальной поддержки населения является ее

неотъемлемой частью.

Модели социальной политики

Практика социальной политики в странах рыночной

экономики продемонстрировала различные пути внедрения

социальной поддержки населения.

1 Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь.-

М.:Дело, 1993. -С.53. Page 22

22

Английский исследователь Р.Титмусс выделил три

модели социальной политики:1

1) Политика благотворительности. В центре первой

модели – положение о преобладающем значении двух

«естественных» каналов, через которые удовлетворяются

потребности индивида; к ним относятся частный рынок и

семья. Только в том случае, если эти институты перестают

выполнять свои социальные функции адекватным образом,

в действие вступают государственные институты и то лишь

на временной основе – пока «естественные» каналы не

станут действовать эффективно. В такой модели основной

акцент социальной политики – на благотворительности,

общественном вспомоществовании. Социальные меры

государства адресуются главным образом так называемым

«истинно нуждающимся».

2) Политика страхования. В центре второй модели –

занятая на производстве часть трудоспособного населения.

Гарантии социальной защиты предоставляются главным

образом через страхование работников. Утрата заработка

влечет за собой выплату компенсации, которая частично

возмещает утраченный доход. Величина социальных

выплат прямо пропорциональна количеству и размерам

социальных взносов, выплачиваемых в государственные

(бюджетные и внебюджетные) фонды. Это модель гораздо

более широкой социальной политики, чем первая, но также

преимущественно пассивной, прямо не нацеленной на

профилактику социальных болезней.

3)Политика перераспределения. Третья модель

рассматривает систему социального благосостояния в

качестве интегрированного института в обществе,

обеспечивающего универсальные услуги за пределами

рынка. Объектом целенаправленной социальной политики

выступает все население. В ней нет прямой зависимости

1 См. R. Titmuss. Sozial Policy. L. 1974, p.30-31. Page 23

23

между правом на социальную защиту и специальными

выплатами.

Социальная

защита

предусматривает

предоставление материальной помощи на уровне

нормального жизненного стандарта. В этой модели

присутствует перераспределение экономических ресурсов

от наиболее обеспеченных групп к менее обеспеченным в

качестве целевого принципа. Другая особенность модели

заключается в том, что во главу ее функционирования

поставлена задача предупреждения, профилактики случаев

утраты индивидом социальной стабильности. Это активный

и конструктивный тип социальной политики государства.

Шведский социолог Г. Эспинг-Андерсен выделяет три

«чистых» типа государства благосостояния:1

1) Либеральный тип. Здесь доминирующее значение

придается логике рынка. Выплачиваемые пособия

«скромны» по своим размерам. Их предоставление не

должно подавлять «склонности» к труду. Государство

поощряет

частное

обеспечение

рыночных

форм

благосостояния.

2) Консервативно-корпоративистский тип. Здесь

система государства благосостояния играет важную роль в

обеспечении социальных гарантий. Но при этом типе

частное страхование и предоставление социальных услуг на

предприятии является «минимальным». Вместе с тем

перераспределительный эффект государства благосостояния

является «ничтожным», а социальные права основаны на

существующих классовых и статусных различиях.

3) Социал-демократический тип. Он характеризуется

преобладанием принципа универсализма в предоставлении

социальных услуг и отрицанием рынка в социальной сфере.

Государство рассматривается как наиболее эффективное

средство «создания равенства по наивысшим стандартам, а

1

См. G.Esping-Andersen. The Three World of Welfare Capitalism.

Cambridge, 1996, p.26-33. Page 24

24

не равенства по минимальным потребностям». Система

государства

благосостояния

выступает

важнейшим

инструментом реализации социальных прав граждан.

В фундаментальном исследовании «Рост до предела:

государства Западной Европы после второй мировой

войны» приведены следующие три модели социальной

политики:

1) так называемое остаточное благосостояние, при

котором государственные институты социального

страхования вступают в игру только после того,

как частный рынок и семья продемонстрировали

свою несостоятельность;

2) государственные

институты

социального

обеспечения носят вспомогательный характер;

3) модель «государства благосостояния» как

неотъемлемая часть общества с предоставлением

социальных услуг на универсальной основе,

помимо рынка, с учетом общественных и

индивидуальных потребностей1.

Как видно, и в этом, и в предыдущих случаях основу

деления социальной политики государства составляют

различия по концептуальным подходам к роли государства

в социальной сфере.

1.4. Образование и подготовка кадров социальной

работы

Осознание того, что для социальной работы нужны

свои кадры, что для выполнения работы с нуждающимися

необходимы специально подготовленные люди,

1 Growth to Limits: The Western Europe States since World War II. Ed. by

B.Flora. N.Y.,1986, v. I, p. XXXV. Page 25

25

обладающие профессиональными качествами, знаниями и

навыками, привело к открытию социальных школ.

В Германии в 1905 г. появилась первая христианская

социальная женская школа. В течение последующих

четырех лет начали работу еще 13 других социальных школ,

где девушки из буржуазных семей изучали профессию

попечительницы благотворительного учреждения. Во время

первой мировой войны эстафета заботы о жертвах войны в

Германии перешла от благотворительных независимых

организаций к государству. После войны все социальное

обеспечение было объединено в благотворительное

ведомство.

В

начале 20-х

годов

независимые

благотворительные союзы объединялись в Имперское

Сообщество

основных

независимых

союзов

по

благотворительности. В середине 20-х годов в больших

немецких городах возникли органы государственного

социального

обеспечения,

существующие

и

до

сегодняшнего дня. Структурно социальное обеспечение

разделялось на благотворительное ведомство (городской

отдел социального обеспечения) и городское управление по

здравоохранению и управление по делам молодежи.

В Америке возникновение социальной работы как

профессиональной деятельности относится к концу ХIХ в.

и непосредственно связано с воплощением идей Мэри

Элен Ричмонд (США)1. В 1898 г. по инициативе М.

Ричмонд начала свою деятельность первая национальная

школа прикладной филантропии (ныне факультет

социальной работы в Колумбийском университете). В

своей следующей книге «Социальные диагнозы»,

вышедшей в 1917 г., Ричмонд более подробно

представила свой метод социальной работы, который

впоследствии получил название индивидуальный метод

1 Словарь--справочник по социальной работе / Под ред. Е. И.

Холостовой . – М.: Юрист, 1997. – С. 357. Page 26

26

социальной работы. Примерно в это же время

возникают первые школы по подготовке

профессиональных социальных работников. Книги

Ричмонд становятся важнейшими пособиями для

учебных заведений США и Европы.

В 1927 году образовалась Ассоциация школ

социальной работы, а в конце 30-х годов подготовка по

социальной работе была включена в университетскую

систему.

Сейчас в Америке имеется 4-уровневая непрерывная

система подготовки социальных работников:

1) 2-годичное обучение на базе среднего образования с

получением

квалификации

технико-социального

помощника;

2) 2-годичное обучение в колледже, университете (400

часов практики и основной курс социальной работы) с

присвоением квалификации Бакалавр социальной

работы (BSW);

3) 2-годичное обучение в университете (теоретический

курс и полевая практика) с присвоением степени

Магистр социальной работы (MSW);

4) защита степени Доктора социальной работы (DSW).

Национальная ассоциация социальных работников

США (НАСР) принимает в свои ряды только бакалавров

социальной работы.

В Германии

в начале 70-х годов новое

законодательство

позволило

преобразовать

школы

социальной

работы

в

колледжи.

Наряду

со

специализированными учебными заведениями образование

по социальной работе можно получить в университетах.

Точно так же новое законодательство в Италии и Греции

изменило статус прежде независимых частных школ.

Наиболее значительные изменения произошли в странах

Северной Европы, где школы социальной работы оказались Page 27

27

целиком интегрированными в систему высшего

университетского образования.

Не существует единого образца подготовки

социальных работников в Великобритании и Северной

Ирландии, где соответствующие программы обучения

включены в курсы университетов, политехникумов и

колледжей.

В

настоящее

время

программы

предусматривают четырехгодичные курсы на звание

бакалавра, одногодичную аспирантуру, двухгодичные

курсы для не закончивших полный курс университета.

Выпускники получают квалификационные дипломы и

сертификаты. Общим для всей этой сложной британской

системы образования социальных работников является

процесс аттестации как слушателей, так и самих курсов

Центральным советом по обучению и подготовке кадров

для социальных работ.

Новая модель обучения в Канаде предусматривает три

или четыре года университетских занятий. По окончании

курса предоставляется возможность получить степень

бакалавра социальной работы. Затем следует программа

более углубленных занятий – от 12 до 18 месяцев – с

получением степени магистра. Есть школы, предлагающие

двухлетнюю программу для получения степени магистра,

где не требуется степени бакалавра. Во Французской

Канаде создан новый тип учебного заведения –

общеобразовательные колледжи с профессиональным

уклоном, после 2 лет обучения в которых выпускники либо

идут в университет, либо приступают к практической

работе.

Международная ассоциация школ социальной работы

опубликовала Мировой справочник по обучению

социальной работе1

(в 1974, 1984, 1994 гг.), который

1 Rao V., Kendal K.A. World Guide to Socia lWork Education. N.Y.:

Council on Social Work Education, IASSW. Page 28

28

содержит сведения о всех крупных школах социальной

работы в странах, входящих в эту ассоциацию. В нее входит

450 членов из 68 стран. Международной ассоциации школ

социальной работы придан статус консультативного органа

со стороны ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Совета Европы и

Организации американских государств. Page 29

29

  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации