Реферат - Психология воздействия в деловом общении - файл n1.docx

Реферат - Психология воздействия в деловом общении
скачать (38.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx39kb.07.07.2012 00:30скачать

n1.docx

Содержание:


Введение
1. Способы речевого воздействия и манипуляции……………………………. 4

1.1. Основные сферы речевого воздействия и манипуляции……………………. 5

1.2. Способы воздействия в деловой коммуникации ……………………………. 6

1.3. Манипуляции в деловом общении и способы их нейтрализации…..……….. 9

Заключение

Список использованной литературы

Введение
Люди постоянно общаются между собой - с начальниками и подчиненными, с учителями и родственниками, с продавцами, соседями и т.д. Мы постоянно пытаемся кого-то в чем-то убедить или разубедить, уговорить или отговорить. Кроме того, время от времени нам нужно вдохновлять, инструктировать, поощрять и увещевать других людей. Мы хотим, чтобы к нашему мнению прислушивались члены нашей семьи, друзья, знакомые и коллеги. Но мы категорически не хотим, чтобы они оказывали воздействия на нас.

Когда вы в очередной раз чего-то захотите от другого человека, сможете ли вы добиться желаемого? Как показывает практика - не всегда.

Значит, тот, кто не умеет общаться, никогда не добьется успеха в жизни.

Посмотрите вокруг себя и увидите, что каждый, кто добился успеха, обладает умением общаться с людьми.

Каждому человеку приходится сталкиваться с тем, что принято называть деловым общением. Как правильно составить официальное письмо или приглашение, принять партнера и провести переговоры с ним, разрешить спорный вопрос и наладить взаимовыгодное сотрудничество? Всем этим вопросам во многих странах уделяется очень большое внимание. Особое значение деловое общение имеет для людей, занятых бизнесом. Во многом от того, насколько они владеют наукой и искусством общения, зависит успех их деятельности. На Западе соответствующие учебные курсы есть практически в каждом университете и колледже, издается множество научной и популярной литературы.

К сожалению, в нашей стране в течение долгого времени той стороне делового общения, которая связана с психологией и технологией ведения деловых бесед и переговоров вообще не уделяли внимания.

Очень важны и психологические аспекты делового общения. Вопрос, с которым постоянно сталкиваются деловые люди, как построить беседу, переговоры. Важно понимать общие закономерности делового общения, что позволит анализировать ситуацию, учитывать интересы партнера, говорить на общем языке. Мастерство в любом деле приходит с практикой, и деловое общение не является исключением.

Манипулирование используется практически во всех сферах применения языка, особенно часто оно применяется в политике, психотерапии и рекламе. Люди постоянно в чем-то убеждают себя и других. Они ведут переговоров, рекламируют и продают товары, советуют, руководят т.д. Все эти действия предполагают умение убеждать, а если убедить не удалось, то люди пытаются обмануть или каким-то другим образом заставить других сделать то, что им выгодно. То есть, они пытаются манипулировать другими людьми. Как и любая другая сфера человеческой деятельности, общение имеет свои задачи: информировать, склонить, отговорить, предупредить, напугать и т. п. Одним из основных условий любого общения, независимо от его конкретных целей и содержания, является психологический контакт.

В моей работе описаны некоторые приемы и техники, освоение которых поможет научиться устанавливать контакт с людьми, что является залогом эффективного общения.

1. Способы речевого воздействия и манипуляции

Под речевым воздействием понимается влияние на человека при помощи речи с целью побудить его сознательно принять нашу точку зрения, сознательно принять решение о каком-либо действии, передаче информации; регуляция деятельности одного человека другим человеком через речь. В деловом общении очень важно уметь распознать психологическую позицию партнера и занять такую, которая обеспечит конструктивное решение вопроса.

Манипуляции – скрытое управление поведением человека, совершаемое ради какой-либо выгоды того, кто управляет. Человека, который в своих интересах управляет поведением другого помимо его воли, называют манипулятором.

Особая сфера коммуникации - деловое общение. Что такое деловое общение? Это такой вид общения между людьми, который руководствуется достижением деловой цели: убедить партнера принять ваши конкретные предложения, побудить его предпринять конкретные действия в ваших интересах, дать вам необходимую информацию, учесть в своих действиях ваши интересы и т.д.
Деловому общению противостоит фактическое (светское, то есть разговор на общие темы, для проведения времени), развлекательное, игровое общение, которое не ставит предметных целей, а предполагает лишь коммуникативные цели - установление, возобновление, поддержание, сохранение контакта.

Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. Стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, определяющих необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей.


Существует кодекс делового общения.


Он включает в себя:
1) принцип кооперативности;
2) принцип достаточности информации;
3) принцип качества информации;


Соблюдение вышеперечисленных принципов способствует повышению эффективности деловой коммуникации.
1.1. Основные сферы речевого воздействия и манипуляции

Существуют некоторые сферы жизни, в которых речевое воздействие, а часто и подлинное языковое манипулирование практикуются особенно часто и играют очень важную роль.

Прежде всего, следует назвать две обширных сферы, всегда привлекавшие и привлекающие к себе повышенное общественное внимание и лучше всего изученные с интересующей нас точки зрения. Это, с одной стороны, политическая, а с другой — рекламная коммуникация. Они, кстати, весьма, близки, а в некоторых своих формах почти совпадают (в случае политической рекламы, которая во многом строится по образу и подобию коммерческой; существует также и такая специфическая сфера, как социальная реклама).

Элементы речевого воздействия, конечно же, присутствуют в обучении и воспитании — что остро переживается поборниками нестесненного развития человеческой личности. Непонятно, однако, можно ли здесь в принципе обойтись без воздействия и даже манипулирования, — уж очень его определение совпадает с самим представлением об образовании и социализации ребенка.
Следующие две сферы, в которых значительна роль, как речевого воздействия, так и прикладного анализа языковых форм, используемых при общении, развиты в современных западных обществах. Это, во-первых, процессуальная и судебная практика соревновательного типа. Другая сфера интенсивного речевого воздействия с использованием особенностей языковых форм — это психотерапия, а также такой ее вид, как нейролингвистическое программирование.

Наряду с врачебной психотерапией существуют и различные вневрачебные ее формы. С одной стороны, к ним относится общение с исповедником. С другой стороны, если и не сводится к психотерапии, то, во всяком случае, тесно смыкается с ней обширный мир народной психотерапии — всякого рода магия, заговоры, колдовство и т.д.

Очевидно также, что повышенное по эффективности воздействие на сознание путем выбора языковых форм осуществляют и все виды словесных искусств, литература, прежде всего. Все они пользуются самыми разнообразными методами речевого воздействия, но обладают и собственными специфическими возможностями.

Наконец — и это очень важно — элементы манипулирования присущи и нашему повседневному общению.

Дальнейшее рассмотрение ведется в основном на примерах, относящихся к политической и рекламной сферам.
1.2. Способы воздействия в деловой коммуникации

Теория речевого воздействия, по нашему мнению, включает следующие основные проблемы: понятие общения, понятие речевого воздействия, понятие эффективного речевого воздействия, способы речевого воздействия.

Эффективность общения обеспечивает и умелое использование способов воздействия.

К ним относятся:
1. Доказывание - аргументирование, подтверждающее правильность какого-либо тезиса. При доказывании аргументы приводятся в системе, продуманно, в соответствии с законами логики. Доказывание обычно происходит так:. Доказывание хорошо действует на человека с логическим мышлением, но логика действует эффективно не на всех (далеко не все люди мыслят логически) и не всегда (известно, что в некоторых условиях эмоция полностью подавляет логику).


2. Убеждение осуществляется при помощи логики и эмоционального давления. Убеждение происходит так и т.д.

Существует три разновидности убеждения:

а) теоретическая аргументация - опирается на рассуждения говорящего субъекта, который выводит положения мысли из ранее принятых положений на основании принципа дедукции, т.е. с опорой на логический закон, вследствие чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок. Например: Если лед нагревается, он тает. Лед нагревается, значит, лед тает.

б) эмпирическая аргументация - строится с опорой на полученные опытным путем данные, которые призваны обосновать (подтвердить) знания. Рекламная информация в таком сообщении напоминает отчет о результатах эксперимента, а в тексте имеется указание на объективность информации.

в) контекстуальная аргументация - предполагает учет в первую очередь фактора аудитории, адресата и опору на мнения, опыт, настроения людей. Этот способ приемлем для ограниченного числа аудиторий (аргументы к традиции, к авторитету, к интуиции, к вере, к здравому смыслу, к вкусу).


3. Уговаривание - это апелляция к другому лицу посредством эмоциональных излияний, не подкрепленных содержательной информацией, использует личные мотивы и основано обычно на многократном повторе просьбы или предложения. Уговаривание эффективно в ситуации эмоционального возбуждения, когда собеседник в равной степени может выполнить просьбу, а может и не выполнить. В серьезных вопросах уговаривание обычно не помогает.
4. Внушение. Внушать - это побуждать собеседника просто поверить вам, принять на веру то, что вы ему говорите - без обдумывания, без критического осмысления. Внушение основано на сильном психологическом, эмоциональном давлении, часто - на авторитете собеседника.


5. Заражение - воздействие, в процессе которого провоцирующий демонстрирует реально переживаемое им или искусно имитируемое психологическое состояние с целью вызвать (спровоцировать) у провоцируемого психологическое состояние, аналогичное демонстрируемому.


6. Самопродвижение - объявление своих целей и продвижение свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества на выборах, при назначении на должность и др.


7. Подражание - способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может, как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным и непроизвольным. Специфика подражания, в отличие от заражения и внушения, состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, а воспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения.


8. Игнорирование - умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям. Чаще воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако в некоторых случаях выступает как тактичная форма прощения бестактности или неловкости, допущенной партнером.


9. Принуждение. Принудить - значит заставить человека сделать что-либо против его воли. Принуждение основывается обычно на грубом нажиме либо прямо на демонстрации грубой силы, угрозах.
Деловые контакты будут намного более успешными, если бизнес-партнеры овладеют способами и правилами делового общения. Умение вести себя с людьми во время беседы - один из важнейших факторов, определяющих шансы достижения успеха.
Успехи человека в его делах, даже в технической сфере, только на 15% зависят от его профессиональных знаний и на 85% - от его умения общаться с людьми, с которыми он работает.
1.3. Манипуляции в деловом общении и способы их нейтрализации

Эффективное использование механизмов делового общения позволяет значительно улучшить качество взаимодействия, добиться успехов в бизнесе. Но, как любой инструмент, общение можно использовать с разными целями. Использование приемов коммуникации, истинная цель которых не совпадает с декларируемой партнеру по общению и несет ему явный или скрытый урон, называется манипуляцией.

Манипуляция как способ оказать скрытое психологическое воздействие на собеседника с целью добиться выгодного для себя поведения постоянно используется в бизнесе. 

В манипулятивной стратегии выделяют пять составных частей:

    1. Искусная маскировка намерений манипулятора. Очевидно, что желаемый результат манипуляции недостижим, если адресату известно о том, что его интересы подвергнуты тщательной предварительной обработке.

    2.  Упрощение образа собеседника, что делает манипуляцию универсальной и экономичной. Именно здесь рождаются представления об адресате манипуляции как марионетке, вещи, объекте, лишенном мыслей и чувств. Манипулятор сам определяет, как собеседник должен проявить себя во взаимодействии с ним.

    3. Выбор мишени — свойства, потребности адресата, на которую будет оказано воздействие. Каждый человек хочет быть сытым, защищенным от опасности. Эксплуатируются и не всегда приятные и признаваемые влечения: желание власти, славы, больших и быстрых денег. Всем известно, что похвала, комплименты, не говоря уже о лести, могут являться манипуляцией. Любому из нас не всегда удается твердо противостоять человеку, который всеми способами дает понять, что вы ему нравитесь.

    4. Преобразование информации. Производимые с информацией операции изменяются от откровенной лжи до частичных преобразований, таких как подтасовка фактов, утаивание или избирательная подача материала. Глядя на любимого политика, нам остается только гадать, какая часть его облика создана умелыми имиджмейкерами, а какая — действительно присуща его личности. Важен и момент подачи информации. Известно, что начало и конец послания воспринимаются лучше всего, поэтому, произнося длинную речь, будьте готовы к тому, что аудитория запомнит именно их.

    5.  Выбор средств воздействия. Манипуляцию обслуживают основные средства общения — слова, и все, что их сопровождает. Невербальное (неречевое) воздействие часто оказывается более эффективным, поскольку осознается сразу и значительно проще и яснее, чем слова и содержащийся в них смысл. Высокое и массивное кресло в кабинете директора мгновенно и неощутимо создает у ерзающего на маленьком неудобном стуле подчиненного представление об огромной власти и авторитете, которыми обладает руководитель.

 Различные приемы и уловки позволяют заключить более выгодные контракты, подтолкнуть партнера или клиента к нужному решению. Рассмотрим основные приемы психологических манипуляций в деловом общении, в основе которых лежит использование свойств человеческой психики.

Наиболее часто встречающимся приемом манипуляции выступает комплимент - небольшое преувеличение достоинства, которое адресат желает видеть в себе. Прием основывается на естественной для человека жажде быть положительно оцененным окружающими и позволяет создать позитивную атмосферу, расположить собеседника, а при необходимости ослабить его критику.  Комплимент должен быть кратким, небанальным и иметь под собой фактическую основу, то есть подчеркиваемое достоинство должно действительно существовать. При прямолинейном или излишне сильном восхвалении комплимент превращается в лесть, которая вполне может вызвать негативные чувства: неприязнь или обиду. Комплимент является одним из самых безобидных способов манипуляции и часто используется в переговорах как способ «подготовить» и расслабить партнера по общению, чтобы тот почувствовал себя свободно, менее критично относился к словам и действиям манипулятора.

Среди основных приемов манипуляции, целью которых является уже прямое вынуждение собеседника принять ошибочное, невыгодное для его позиции решение, выделяют:

Существует три основных метода нейтрализации этих и других приемов психологической манипуляции в деловом общении.

  1. «Мимо ушей». Метод заключается в уходе от дискуссии, уклонении от прямых вопросов или смене темы разговора. Можно что-то уронить, отвлечься на мнимый телефонный звонок или попавшую в глаз соринку. Цель метода – выиграть время и увернуться от манипуляции.

  2. «Расставить точки над i». Прямое заявление о том, что оппонент пытается вами манипулировать с обозначением его истинного мотива.  «Скажите прямо, чего вы хотите? Чтобы я разозлился и отказался от своих требований?».

  3. Контрманипуляция. Использование приемов манипуляции, позволяющих отбить атаку оппонента и вынудить его к принятию невыгодного для себя решения. Такая ситуация чревата резким обострением отношений и возникновению конфликтов. В ситуации открытого противоборства, безусловно, выиграет тот, кто вооружен не только знаниями, но и умением реализовывать их на практике. 



Заключение
Общая схема речевого воздействия строится на донесении информации, формировании на ее основе интересов, побуждений. Задача общения — посылать речевые сигналы, которые имеют для вашего собеседника эмоциональное значение. О чем бы ни шла беседа, важно добиваться профессионального языка и логичности развития темы разговора. Беседа не может быть и пространной. Пространное изложение лишней информации снижает коммуникационную эффективность. Когда много говорят о малом, то мало думают о значительном.
В жизни встречаются ситуации, когда по каким-то причинам приходится скрывать свою цель, и мы вынуждены искать обходные пути, допуская возможность разовой манипуляции, игры, цель которой – избежать затруднительного положения. Постоянное манипулирование и речевое воздействие опасно тем, что приводит к разрушению личности человека, основные душевные силы которого направлены на управление другими. А объекту манипулирования и речевого воздействия его положение невыносимо из-за чувства подавления личности, роли игрушки в чьих-то руках.

В своей работе я постаралась осветить, что такое манипуляция и каковы механизмы манипулятивного воздействия в деловом общении.

Следует помнить, что деловой деловое общение включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает первую очередь глубокое уважение человеческой личности.

Список использованной литературы


1. Киселева Л.А. Вопросы теории речевого воздействия. Л., 1978;
2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1997;
3. Чалдини Р. Психология влияния. 3-е международное издание. М. — СПб, 1999;
4. Липсиц И. Секреты умелого руководителя. М., Экономика, 1994;
5. Лебедева. М.М. Уметь вести переговоры. М., 1991;
6. Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М., 1995;


  1. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М., Наука, 1996.




  1. Рева В.Е. Этика и психология делового общения. – М., 1993.




  1. Кибанов А.Я. ,Захаров Д.К., Коновалова В.Г.Этика деловых отношений М: Инфа-М, 2002;




  1. Интернет ресурсы: http://www.elitarium.ru/ Элитариум: Центр дистанционного обучения




  1. Интернет ресурсы: http://financepro.ru/ Успех делового общения (Статья)


Содержание
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации