Игнатов В.С. Художественная культура России ХIX - ХХ в.в - файл n1.doc

приобрести
Игнатов В.С. Художественная культура России ХIX - ХХ в.в
скачать (723 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc723kb.06.07.2012 23:47скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


МПС РОССИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ


В.И. Игнатов

Художественная культура России XIX – ХХ в.в.

(курс лекций)

Утверждено редакционно-издательским

советом РГОТУПС в качестве учебного пособия

Москва 2003

Игнатов В.С. Художественная культура России ХIX – ХХ в.в. (курс лекций) уч.пос. (М. РГОТУПС 2003 с
Учебное пособие разработано в соответствии с программой для первого курса всех специальностей по Художественной культуре России ХIX – ХХ в.в. В учебном пособии дано понятие структуры художественной культуры в исторической последовательности, показана динамика её развития. Дан анализ современного состояния отечественной художественной культуры. В издание включены иллюстрационные материалы.
Рецензенты: канд.ист.наук, доцент Степаненко В.И.

канд.фил.наук, доцент Слесарев Н.А.


Под общей редакцией доктора философских наук Климова С.Н.

Понятие Художественной культуры
Художественная культура: понятие, содержание, структура;
Вопросы:

1. Художественная культура: закономерности развития и социальные функции.

2. Структура художественной культуры.

Художественная культура: понятие, закономерности развития и социальные функции



Художественная культура - совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью.

Художественная культура своими корнями уходит к истокам развития человеческой цивилизации. С прогрессом духовной жизни человечества, с развитием , дифференциацией

знаний, умений, навыков, с обогащением социального опыта человечества усложняются, совершенствуются формы художественно-культурной деятельности . Появляются новые виды искусства, обогащаются приемы художественного творчества , меняются методы и стили, возникают разнообразные области научного знания, исследующие разные стороны художественно- культурных процессов.

Под формами художественной культуры понимают: виды разнообразной деятельности по созданию, распространению, изучению и пропаганде произведений искусства, материальных предметов, обладающих художественной ценностью, а также сами художественные ценности , созданные в прошлом или создаваемые в настоящем времени.

Критериями, на основе которых судят о характере развития художественной культуры, являются: степень участия широких масс в создании новых и освоении ранее созданных художественных ценностей, а также уровень создаваемых художественных ценностей и их содержание. При оценке художественной культуры того или иного общества важно иметь в виду, не только какое количество людей вовлечено в художественное производство и художественное общение, но и каком уровне осуществляется это производство и общение.

Задача общества всемерно повышать уровень художественной культуры масс за счет расширения круга лиц, участвующих в процессе художественного творчества, и за счет постоянного повышения профессионального мастерства.

Развитие художественной культуры в обществе подчиняется ряду закономерностей, среди которых необходимо отметить зависимость характера художественной культуры от особенностей данной общественно- экономической формации; классовый, национальный характер; относительную самостоятельность; полифункциональность; возрастание ее роли в условиях развития личности; преимущественное обращение к эмоционально- чувственной сфере духовного мира личности.

На разных этапах истории общественно- экономические отношения по-разному влияют на художественные процессы.

Переход от одной формации к другой преобразует социальную сущность художественной культуры. Изменяется ее место и назначение в жизни общества; изменяется ее содержание и нравственная ценность. Художественная культура обладает относительной самостоятельностью. Она не только отражает в художественно переработанной форме духовные и социально - экономические преобразования в обществе, но и активно влияет на них. Художественная культура есть один из способов преобразования и освоения мира, в основе которого лежат законы как материального, так и духовного производства.

Художественная культура выполняет в обществе ряд функций, благодаря которым и реализуются ее действительный характер и относительная самостоятельность. К числу таких функций относят: эстетическую функцию, которая связана с эмоционально-чувственным характером искусства, с его способностью доставлять духовное наслаждение, волновать, вызывать состояние очищения; Процесс эстетического переживания основывается на

неповторимо индивидуальной оценке того или иного художественного произведения, на индивидуальных особенностях художественного восприятия и мышления, и много другого.

Познавательная функция. Художественная культура помогает познать жизнь в сложных противоречиях общественного развития; она помогает прошлое приблизить, раскрыть психологию классов, наций, отдельных личностей. Художественная культура является сугубо индивидуальным источником получения знаний, а поэтому эти знания уникальны. Ни один вид познаний не может сравниться с художественной культурой по широте, разнообразию и убедительности донесения информации. Признание познавательной функции в искусстве и в художественной культуре в целом, всегда служило критерием при оценке художественного направления, позиции художника.

Идеологическая функция (некоторые ставят под сомнение эту функцию). Художественная культура, в какой бы форме она не проявилась - будь то создание произведений искусства или сфера изучения художественных ценностей - всегда самым непосредственным образом связана с идеологией. Через мировоззрение, включающее в себя целую систему разнообразных оценок общественной жизни, явлений действительности, художник выражает свое отношение к изображаемым фактам и тем самым включается в процесс идейной жизни общества. В тоже время художник (хотел бы того или нет) всегда отражает интересы, настроения, чаяния того или иного класса. В художественной культуре все элементы в той или иной степени служат выражением господствующей идеологии. Нельзя назвать ни одного произведения искусства или художественного направления, которое можно было бы назвать « без идейным « то есть не отвечающим каким-либо идеям.

Воспитательная функция основана на способности художественной культуры формировать духовный мир человека, влиять на его разум, чувства, волю в соответствии с теми или иными общественными идеалами, с позиции определенной идеологии. Воспитательная функция всегда выдвигалась на одно из первых мест прогрессивными художниками и мыслителями на всем протяжении истории человечества. Гражданственность, нравственное начало в различных произведениях искусства служили основой успешного формирования передовых идеалов, распространения их в разных общественных слоях. Для В. Белинского поэзия например "в истинном, высшем значении своем не может быть безнравственной".

С помощью передового искусства в сознании широких народных масс всегда привносились нравственные убеждения и настроения.

В настоящее время воспитание с помощью художественной культуры позволяет более эффективно развивать не только эстетические способности человека, но и научное мировоззрение, нравственность, общечеловеческие черты личности, приобщать человека к красоте труда. Заметим, что искусство как и вся художественная культура может формировать не только высокую духовность, но и низменное качество. Пропаганда на телевизионных экранах в настоящее время жестокости, насилия, наркомании и других аморальных качеств, способствует формированию нравственно-опустошенной личности.

Коммуникативная функция означает, что художественная культура служит каналом передачи не только знаний, но и чувств, она является средством духовного общения людей.

Каждая из перечисленных функций свойственна всем сферам художественной культуры. Однако не все функции имеют равное значение в разных сферах.

Многообразие социальных функций художественной культуре позволяет ей откликаться на самые незначительные изменения, происходящие в общественной жизни, оказывать влияние на те или иные стороны социальной жизни. При этом изменения в общественной жизни неизбежно сказываются на соотношении функций, их месте и значении в духовной жизни общества. В разные периоды истории на первое место могут выдвигаться те или иные функции. Благодаря такой полифункциональности художественная культура способна активно влиять на социальные процессы происходящие в обществе. Это выражается в том, что она направляет, воспитывает вкусы, идеалы, духовные потребности в соответствии с идеалами общества; пропагандирует в художественной форме общественно- практический и социально исторический опыт народных масс; служит способом передачи знаний, традиций,

нравственных требований общества. Итоги развития, в том числе и перечисленных тенденций, является реальный факт - формирование новой личности.

Характерной чертой художественной культуры является ее универсальное комплексное воздействие на духовный мир личности: разум, чувство и волю. В тоже время она обращена преимущественно к эмоциональной сфере личности. С помощью художественно-культурной деятельности и ценности формируются и воспитываются социальные чувства человека.

Глубина воздействия художественной культуры на личность зависит от уровня подготовки читателя, зрителя, слушателя и от самого произведения искусства. Как оценить художественное произведение? Каковы критерии его оценки?

Исходной категорией, с которой начинается анализ произведения, является категория художественной правды. Художественная правда, как известно, не является буквальным повторение действительности, она допускает использования условности, символов. Главное, однако, в том, что категории художественной правды подразумевают умение художника производить отбор материала, обобщать и сгущать его, а, следовательно, типизировать.

Категория «Типичности», таким образом, является критерием, дополняющим художественную правду и вытекающим из нее. Но типизировать - это, значит, уметь видеть не поверхность, а самую глубину истины, ее суть, тенденции развития, сущность общественного движения и его представителей. Логика применения этой категории, следовательно, скоро обнаруживает, что нельзя отыскать типическое, не обладая определенным представлением о сущности исторических процессов, то есть, не имея определенного мировоззрения, позиции в общественной жизни. Очевидно так же, что чем ближе к истинному, то есть к научному мировоззрению художника, тем, как правило, точнее ему удается распознать социальные типы, разгадывать подлинное значение тех или иных событий и явлений. Только верность прогрессивным общественным идеалам, помогает правильно понять и оценить содержательную сторону искусства, его значимость, правдивость, новизну. Но, там где ведется анализ содержания, неизменно возникает проблема анализа формы. Без анализа формы невозможно определить, что хотел бы сказать художник, то есть надо знать как сказал художник, тем самым содержательные критерии приводят к анализу формальных особенностей произведения и прежде всего к анализу целостного впечатления от формы произведения, ее соответствия содержанию.

Произведение искусства оценивает: читатель, зритель, слушатель. Но и искусство в свою очередь их оценивает. Прежде чем оценивать искусство нужно быть художественно образованным человеком только в диалектическом единстве искусство – зритель, художественная культура качественно выполняет свои функции.
Структура художественной культуры.
Структура художественной культуры - совокупность и взаимосвязь составных элементов, обеспечивающих целостность и устойчивость художественной культуры как системы сохранения и воспроизводство ее основных свойств.

Художественную культуру как сложную и динамичную систему можно рассматривать с разных точек зрения. Во-первых, с точки зрения составляющих ее элементов. Во-вторых, она может рассматриваться с точки зрения ее социального и идейно-эстетического содержания.

В этом случае в центре исследования - теории, взгляды, художественные ценности, особенности художественно- образного воплощения тех или иных произведений и т.д. которые в решающей степени зависят от характера общественного строя и мировоззренческих позиций творцов художественной культуры. В-третьих, с точки зрения ее функционирования: создания воспроизводства, освоения, распространения художественных ценностей в обществе. Все эти стороны художественной культуры представляют собой единое, неразрывное целое, которое возможно отделить друг от друга только в абстракции, в целях научного анализа. Собственно структура художественной культуры состоит из трех сфер. К первой сфере относится ядро художественной культуры - искусство, ко второй - художественные элементы материальной и социальной сферы, к третьей сфере - науки, изучающие художественную культуру.

1. Искусство, ядро художественной культуры, может быть рассмотрено как с точки зрения разных форм художественной деятельности (виды искусства), так и сточки зрения субъектов художественного творчества, самодеятельное искусство, профессиональное искусство.

Под видами искусства понимаются особые области художественной деятельности, отличающиеся, потому какие стороны жизни они отражают, по материалу и характеру художественной образности, а также способу удовлетворения эстетической потребности.

Существуют различные взгляды на принципы деления искусства. При этом в основу деления кладутся самые разные основания.

В этом случае, когда в основу классификации искусства положены художественные средства, с помощью которых создается художественный образ, говорят об искусствах изобразительных и выразительных. Существует деление искусства на пространственные, временные и пространственно-временные ( пространственные - архитектура, живопись, скульптура и так далее; временные - музыка, литература; пространственно-временные - театр, хореография, кино и др.) связано с тем, что к произведениям искусства применяются понятия пространства и время, как к реальным предметам объективного мира. Понятие «синтетическое искусство» - театр, кинематограф, цирк, эстрада - подчеркивает наличие и других искусств, включенных в них. Существует деление искусства на "зрительные" и "слуховые", в котором определилась специфика их восприятия различными органами чувств.

Внутри каждого вида искусства выделяют жанры, отличающиеся особыми, только им свойствами, сюжетными, стилистическими признаками. Деление на жанры также может осуществляться по разным основаниям, что в значительной степени зависит от особенностей того вида искусства, в рамках которого это деление.

По субъекту создания искусство может быть разделено на следующие группы: народное художественное творчество, самодеятельное искусство, профессиональное искусство.

Народное художественное творчество лежит в основе художественной культуры. Отражая стихийно складывающиеся в процессе исторической практики мировоззрение, эстетические идеалы и вкусы людей. Народное творчество отличается своеобразием, национальным характером, свободолюбием, стремлением к справедливости и добру. В народном коллективном искусстве используется веками накопленные проверенные и уточненные многими поколениями художественные образы и приемы творчества. Преемственность и устойчивость художественных традиций успешно сочетаются в нем с индивидуальным мастерством в обращении к привычным изобразительно - выразительным средством, знакомым сюжетным линиям и т.п. Много вариантность, доступность, яркость и ипровизационность - неотъемлемые черты народного творчества.

Художественная самодеятельность является творчеством масс в разных областях искусства. Участники художественной самодеятельности совмещают занятия искусством со своей профессиональной деятельностью. В отличие от народного художественного творчества формой организации самодеятельного искусства являются кружки, студии и т.п. Работой их руководят профессионалы, имеющие специальное художественное образование, достигшие значительной степени творческой зрелости и мастерства. Из числа членов самодеятельных коллективов идет постоянное пополнение творческих коллективов.

Искусство как ядро художественной культуры отличает личностный по преимуществу, тип авторства; необходимость высокого мастерства, совершенного владения законами, приёмами, методами, языком того или иного вида искусства; неповторимый, оригинальный способ решения творческой задачи; преимущественно опосредованный характер художественной коммуникации (отделение произведения от автора, передача через средства массовой информации - книги, радио, телевидение и т.д.)

Основными видами искусства являются:

Изобразительное искусство - это искусство, создавшее осязаемое и наглядное изображение мира в пространстве или на плоскости, воспринимаемое зрителем. К изобразительному искусству относятся живопись, скульптура, монументальное и декоративно- прикладное искусство.

Живопись- вид изобразительного искусства, в котором предметы и явления реальной жизни изображаются при помощи красок. Основным жанром живописи являются: пейзажи, натюрморты (передача естественных предметов: фрукты, цветы, рыба и т.д.), портрет (индивидуальный или коллективный), тематическая картина (историческая, банальная, жанрово- бытовая), анималистический жанр (изображение животных, птиц).

Особое место в живописи занимает миниатюра- произведение искусства в малых размерах с особой тщательностью исполнения.

Скульптура - искусство, главной задачей которого является создание объемного, физически трехмерного изображения предмета. Жанрами в скульптуре являются: портретный, исторический, жанрово- бытовой, орнаментальный, анималистический.

Графика - вид изобразительного искусства, основывающийся на искусстве рисунка. Различают станковую графику, когда произведение играет самостоятельную роль, подобно картине или скульптуре, книжно-газетную графику, промышленную и прикладную графику.

К монументальному искусству относятся произведения искусства, находящиеся в органической связи с архитектурой, а также с окружающей эти произведения природой, но обладающей самостоятельной художественной живописной жизнью. Для произведений монументального искусства характерно широкое обобщение, крупные формы. Монументальная культура имеет следующие разновидности: памятники, монументы, скульптурно- архитектурные ансамбли.

Литература - вид искусства, основывающийся на словесном творчестве, специфический способ художественно-образного познания мира. Художественную литературу делят на три рода: эпос, лирику и драму.

К эпической литературе относят жанры: романс, повести, рассказ, очерки и так далее.

К произведениям лирического типа относят по преимуществу поэтическое творчество (поэму, оду, элегию и т.д.). Драма является особым видом литературы предназначенным для воспроизведения ее на сцене театра. К жанрам драматическим относят: драму, комедию, трагедию, фаре, трагикомедию и др.

Главным выразительным средством литературы является слово.

Театр - вид зрелищного искусства. В нем сочетаются возможности искусств, рассчитанных как

на зрительное, так и на слуховое восприятие. Существует несколько видов театра: драматический, музыкальный (оперы, оперетты, балеты), пантомимы, театр кукол, театр малых форм и так далее. Театр - искусство синтетическое, соприкасающееся с другими искусствами, использующее их выразительные средства и технику.

Музыка - вид искусства, сущность которого состоит в отражении жизни, воплощение идей и чувств человека в музыкальных образах. Основой музыки - музыкальный звук - плод творческой деятельности сознания, развития художественной культуры. Существует несколько основных делений музыки. По способу исполнения принято делить на: вокальную, инструментальную и вокально-инструментальную. По способу бытования музыка подразделяется на: народную, профессиональную, самодеятельную.

Киноискусство - вид искусства, возникший на технической базе и объединивший в себе возможность других искусств. В киноискусстве исторически сложились четыре вида: художественный, документальный, научно- популярный и мультипликационный. Жанры кино родственны жанрам прозы – эпопея, роман, повесть, новела ; жанрам драматургии - трагедия, драма, мелодрама, комедия приключенческий фильм, а также смешанные жанры - боевик, научно-фантастический фильм, фильм ужасов. В настоящее время возникают новые жанровые образования - полижанр.

Цирк - вид искусства, включающий в себя различные художественные спортивные и другие номера. Характерной чертой этого вида искусства является его многожанровость: клоунада, акробатика, эквилибристика, музыкальная эксцентрика и др.
2. Материально-художественная сфера включает в себя: декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн. Декоративно-прикладное искусство - создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, одежда украшения и т.д.). Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметов среды окружающей человека и эстетически ее обогащают. Декоративно-прикладное искусство тесно связано с архитектурой.

Архитектура (зодчество) - здания и другие сооружения создающие материально-организованную среду необходимую людям для их жизни и деятельности, искусство проектировать и строить сооружения в соответствии с их назначением. Архитектура составляет область материальной культуры и в тоже время - вид искусства. Архитектура удовлетворяет материальную и духовную потребность общества.

Дизайн - проектная деятельность, направленная на формирование предметного мира, наиболее полно отвечающего материальным и духовным потребностям отдельного человека с обществом в целом.

3.Теоретическая сфера включает в себя: эстетику, теорию культуры, археологию, искусствознание, психологию художественного творчества.

Итак:

1.Художественная культура - значительный пласт в духовной культуре общества.

2.В художественной культуре отражается все то, что есть в различных сферах общественной жизни, все то, что находит проявление в труде, быте.

3.Художественная культура имеет стройную структуру в основе, которой - искусство.

Вопросы для самопроверки знаний

1. Дайте определение художественной культуре.

2. Перечислите закономерности и функции культуры.

3. Назовите сферы художественной культуры.

4. Дайте классификацию изобразительного искусства.

Художественная культура России первой половины ХIX века

Вопросы:

  1. Общественно - политическая мысль России первой половины 19 века.

  2. Художественная культура России первой половины 19 века


Общественно - политическая мысль России первой половины 19 века.
На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны - Отечественная война 1812 г. и движение декабристов. Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на политику правительства в сфере культуры. Эти события не прошли бесследно для многих областей художественной культуры.

Эпоха 1812 г. - важный этап в развитии национального самосознания. Общая идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала небывалый патриотический подъём в стране. Успешное завершение войны воспринималось современниками как национальная победа, предотвратившая иноземное порабощение. В. Г. Белинский писал о 1812г. как об эпохе, с которой "начиналась новая жизнь для России", подчеркивая, что дело не только "во внешнем величии и блеске", но прежде всего во внутреннем развитии в обществе "гражданственности и образования", которые были "результатом этой эпохи".

С ростом национального самосознания связан интерес к собственной истории, особенно возросший в это время. Фактом огромного культурного значения стала "История государства Российского" Н. М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели свет в 1818 г. Карамзин был первым историком, которого стала читать публика.

Эпоха 1812 г. породила также довольно широкое распространение религиозных исканий среди части светских и духовных деятелей в России. Правительство в лице Александра I придерживалось в это время в своей конфессиональной политике принципа веротерпимости ко всем религиям наравне с православием.

Выступление дворянских революционеров в декабре 1825 г. было, несомненно, важной вехой в общественно-культурной жизни страны. А.И.Герцен писал, что декабристы "пробудили душу у нового поколения". Стремление осмыслить и понять идеи дворянских революционеров, принять или отвергнуть их способствовало активизации духовной жизни интеллектуальных слоев русского общества, появлению новых ориентиров в официальной идеологии.

Для общественной мысли XVIII - начала XIX вв. принадлежность России к Западной Европе была фактом очевидным. Теперь, после событий 14 декабря 1825 г., осознание этой духовно-интеллектуальной связи стало восприниматься резко критически со стороны официальных властей. В правительственных документах (Манифест 13 июля 1826 г., "Донесение следственной комиссии") декабризм объявлялся "заразой, привнесенной извне", а противопоставление России Западной Европе возводилось в принцип официальной идеологии. Мысль о превосходстве самодержавной, православной России над "гниющим" Западом стала одной из составных частей теории официальной народности.

В социально-экономической жизни страны во второй четверти ХIХ в. все более определенно обозначились процессы, свидетельствовавшие о кризисе феодально-крепостнической системы, дальнейшем развитии капиталистического, уклада, углублении социальной дифференциации.

Массовое применение техники, связанное с промышленным переворотом, т.е. переходом мануфактуры в фабрику, было качественно новым моментом в развитии производительных сил. К этому времени относится зарождение отечественного машиностроения. На заводах изготовлялись паровые двигатели, рабочие машины и механизмы, главным образом для текстильных предприятий. В 1831 г. в России возникло первое механическое заведение для производства сельскохозяйственных машин.

Паровые двигатели стали использоваться на транспорте. В 1815 г. на Неве появился первый пароход. С конца 30-х годов началось железнодорожное строительство. Открытое в 1851 г. же-лезнодорожное сообщение между Москвой и Петербургом имело большое значение для развития внутренних экономических связей.

Но все же в первой половине XIX в. основным видом транспорта оставался гужевой и водный, а главными путями сообщения - грунтовые дороги и реки. Железнодорожных путей в России к 1861 г. насчитывалось всего около 1,5 тыс. верст, что для огромных пространств страны было очень незначительно.

Идеи национальной самобытности, используемые официальной идеологией, стали применяться в культурной политике правительства, прежде всего по отношению к системе образования и просвещения. Для ограждения России от потрясений Западной Европы и их последствий предполагалось "умножать, где только можно, число умственных плотин". Так считал министр народного просвещения С.С. Уваров в начале 30-х годов.

Уже в последнее десятилетие царствования Александра I в школьном образовании усилилось влияние церкви и религии. В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с А. Н. Голицыным - председателем петербургского Библейского общества. В 1819 г. во всех российских университетах учреждались кафедры "богопознания и христианского учения" и вводился курс богословия. В XVIII в. отсутствие богословия в учебном плане Московского университета отличало его от других европейских университетов. В начальных школах было запрещено изучение книги "О должностях человека и гражданина", из курса уездных училищ исключены начала естественной истории и технологии, сократились курсы географии и истории. "Науки, изощряющие ум, не составляют без веры и без нравственности благоденствия народного, обучать грамоте весь народ принесло бы более вреда, чем пользы, науки полезны только тогда, когда как соль употребляются в меру, смотря по состоянию (т.е. сословию) людей", - писал в докладе царю в 1824 г. А.С.Шишков, бывший тогда министром народного просвещения. В этих словах был сформулирован принцип сословности образования, ставший главным в политике правительства Николая I по отношению к школе.

Одним из средств борьбы с распространением в обществе прогрессивных идей становилась цензура. Изданный в 1826 г. цензурный устав получил у современников название "чугунного". Цензор мог по своему усмотрению сокращать текст, заменять слова и выражения. С этого времени вплоть до конца николаевского царствования усиливалось открытое гонение на передовую литературу и журналистику, а годы, последовавшие за революционными событиями 1848 г. в Западной Европе, получили печально известное название "эпохи цензурного террора". Запрещалось к изданию все, что в малейшей степени, по мнению властей, могло повредить существовавшим в России порядкам, "ослабить должное к власти почтение". В цензурных циркулярах 50-х годов указывалось, что "в книгах для простого народа" нельзя допускать критики правительства, церкви, описывать "бедствия крепостного крестьянства", следовало "избегать говорить о народной воле, о требованиях к нуждам рабочих классов".

Не смотря на запреты жизнь вносила коррективы в образование и просвещение.

С развитием экономики, увеличением сфер жизни, требующих грамотных, образованных людей, возрастал авторитет знания и необходимость их приобретения. В 30-е годы появилось много ведомственных школ (Министерства финансов, Государственных имуществ, Военного, Духовного ведомств и др.). В 40-50-е годы было создано около 3 тыс. волостных училищ Министерства государственных имуществ. Это была наиболее многочисленная сельская школа в дореформенной России.

К первой половине XIX в. относятся попытки участия общественности в распространении образования. В 1819 г. было создано "Общество учреждения училищ по методе взаимного обучения", которое стремилось организовать систему ланкастерских школ. Первоначально правительство поддерживало эту инициативу общественности. Но после того, как ланкастерские школы стали использоваться декабристами (М. Ф. Орлов, Н. Н. Раевский) для целей революционной пропаганды, они были закрыты.

Общественной организацией был Комитет грамотности, созданный в 1845 г. при Московском обществе сельского хозяйства. Задачей его было и всестороннее распространение грамотности на религиозно-нравственной основе среди сельского населения.

В целом следует отметить известный рост начальной школы. Так, если в начале XIX в. в стране существовало 158 училищ (32 гимназии и 126 уездных училищ), то к середине 50-х годов в каждой губернии было в среднем около 130 начальных школ. Однако подавляющее большинство училищ было сосредоточено в городах. Дореформенная школа была явлением городской культуры.

К середине XIX в. в начальных училищах обучалось примерно 0,7%; в столицах, в некоторых губернских городах - 3-5% всех жителей. Правда, эта общая картина состояния грамотности может быть несколько скорректирована с учетом различных общественных форм обучения (школы, содержавшиеся на общественные капиталы, частные пансионы, школы грамотности, в том числе среди крестьян-старообрядцев). Однако принципиально изменить средний показатель грамотности в дореформенной России эти данные не могут.

Университеты являлись основной формой высшей школы в России. Помимо университетов существовали и другие высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия и Главный педагогический институт в Петербурге, Лазаревский институт восточных языков в Москве, духовные, военные, технические училища и академии, многие из которых носили характер закрытых учебных заведений.

Во второй четверти XIX в. возникли старейшие в нашей стране технические учебные заведения: Петербургский практический технологический институт (1828 г., ныне - Технологический институт им.Ленсовета), Московское ремесленное училище (1830 г., в настоящее время - Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана). С 30-х годов при гимназиях и уездных училищах открывались реальные классы для изучения технических и коммерческих наук, появились фабричные школы при некоторых текстильных мануфактурах и фабриках, в университетах фабрикантам читались публичные лекции по технической химии, технологии производства и т.д. В 1822 г. по инициативе Московского общества сельского хозяйства в России была открыта Земледельческая школа - первое в стране среднее сельскохозяйственное учебное заведение.

Просвещение охватывает широкий круг проблем, связанных и с интересом к книге и ее распространением, и с формированием системы культурно-просветительных учреждений. В дореформенной России интерес к книге несомненно увеличивался, продолжала расширяться и сама читательская среда. Происходил рост книжных изданий (в конце 50-х годов печаталось около 2 тыс. книг), появлялись крупные отечественные книгоиздатели (братья И. И. и К. И. Глазуновы, С. И. Селивановский, В. А. Плавильщиков, А. Ф. Смирдин и др.), расширялась книжная торговля. В 30-х годах XIX в. в России насчитывалось более 100 книжных лавок. Число периодических изданий за полвека (1800-1850) также увеличилось более чем в 3,5 раза (с 64 до 230 наименований), издавались общественно-литературные, научные, ведомственные журналы. В 20-е годы начал распространяться новый тип издания - литературно-художественный альманах. С 1837 г. стала выходить газета "Губернские ведомости" (до 1917г.).

Спрос на книгу, газету, журнал усилился особенно в разночинской среде. В одном официальном документе конца 40-х годов подчеркивалось, что "газеты читаются всеми мелкими чиновниками и на Гостином дворе, и в трактирах, и в лакейских, рассыпаясь таким образом между сотнями тысяч читателей".

В 40-е годы широкую известность получила издательская деятельность А. Ф. Смирдина (1795-1857). Он выпустил в свет более 70 собраний сочинений русских писателей, среди них А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова. Упрощая оформление, увеличивая тираж, Смирдин снижал розничные цены, делал книги доступными "для небогатых людей" и тем способствовал их распространению. Смирдин впервые ввел в практику книгоиздательского дела писательские гонорары; до этого сочинительство считалось развлечением и почти не оплачивалось. Его заслугой было издание журнала "Библиотека для чтения" (с 1834 г.), который продавался в основном в провинции. Тираж журнала - 5-6 тыс. - был довольно большим для того времени.

Современники подчеркивали большую роль журналов в общественно-культурной жизни. "Они вбирают в себя все умственное движение страны, - писал Герцен, - ни в одной стране, исключая Англию, влияние журналов не было так велико". Для журналистики 30-40-х годов характерна более четко выраженная общественная позиция, в целом совпадающая с определенным направлением в общественной мысли. Консервативно-охранительной, официозной журналистике ("Москвитянин", "Северная пчела") противостояло демократическое направление, выразителем которого в 20-е - первой половине 30-х годов были "Московский телеграф" и 'Телескоп", а в последующий период - "Современник" и "Отечественные записки".

Развитие библиотечного дела в этот период было связано с открытием публичных библиотек в некоторых губернских и уездных городах. Эти библиотеки, как правило, возникали благодаря усилиям местной общественности, без поддержки правительства. В середине 50-х годов примерно из 40 публичных библиотек, открытых в 30-е годы, продолжали действовать немногим более 10. И все же, несмотря на неблагоприятные условия, публичные библиотеки содействовали распространению книг и журналов. Во многих провинциальных городах они стали важными культурными центрами.

В рассматриваемый период продолжает формироваться система культурно-просветительных учреждений. В атмосфере патриотического подъема, вызванного событиями Отечественной войны 1812 г., возникла идея создания в России национального музея, который должен был вести просветительскую работу, чтобы "каждый гражданин", - отмечалось в журнале "Сын отечества", - для своего просвещения имел бы право отыскивать нужные материалы и сведения". Этот проект был реализован только с созданием Исторического музея в Москве уже в пореформенное время.

В 1852 г. был открыт для публики Эрмитаж, существовавший со второй половины XVIII в. как дворцовый музей. По широте и ценности художественных коллекций Эрмитаж является одним из крупнейших музеев мира. С 1856 г. начал собирать произведения русской живописи П. М. Третьяков (1832-1898). Созданная им галерея была "русской, всенародной, национальной галереей" (В. В. Стасов).

Достаточно широкое развитие получили художественные выставки. Помимо академических выставок, начало которых относится ко второй половине XVIII в., с 20-х годов XIX в. стали проводиться выставки Общества поощрения художеств в Петербурге, с 30-х годов - Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

С 1829 г. в Петербурге и Москве устраивались всероссийские промышленные выставки, в 1846 г. была организована первая сельскохозяйственная выставка. Эти выставки освещались в печати и вызывали интерес. Следует отметить, что проводились они только в столицах.
XIX век - время серьезных изменений в сознании людей, развития общественно-политической мысли. Ускорение темпа жизни, внутренние и внешнеполитические события несомненно влияли на этот процесс.

Отечественная война 1812 г. усилила идейное размежевание в русском обществе, привела к росту настроений против существовавших в России порядков, при которых русский народ, отстоявший независимость страны, продолжал оставаться в крепостной зависимости. "Для того ль освободили мы Европу, чтобы наложить цепи на себя? Для того ль дали конституцию Франции, чтобы не сметь говорить о ней, и купили кровью первенство между народами, чтобы нас унижали дома?" - эти слова декабриста А. А. Бестужева выражали мысли многих прогрессивных людей России.

Отношение к крепостничеству и самодержавию было стержневым вопросом идейной борьбы первой половины XIX в. В общественном сознании мысль о самодержавии как наиболее приемлемой форме политической власти в России была очень распространенной. Попытки М. М. Сперанского высказать идею об ограничении самодержавной власти ("План государственных преобразований" 1809 г.) оказались безуспешными. Н. М. Карамзин в "Записке о древней и новой России" (1811) писал, что "самодержавие - есть палладиум России", оно "основало и воскресило страну и всегда было главным условием ее политического существования". Один из деятелей декабристского движения Г.С.Батеньков, человек широко образованный, автор проектов политического переустройства, писал, что "не дозрели люди до республики, по обширности государства, по опыту тысячи лет и по нравам нашим республиканское правление нам не свойственно, по крайней мере - для перехода нужна монархия".

Декабристы первыми предприняли попытку свергнуть крепостничество и самодержавие в России революционным путем. Большая роль в их общественных воззрениях отводилась просвещению как силе, способствующей общественному прогрессу. Но в отличие от просветителей XVIII в. они считали прогресс несовместимым с крепостным правом.

Вторая четверть XIX в. - время осмысления политических и социальных вопросов, поднятых декабристами, поисков путей их решения.

Общественная мысль стремилась к выработке понимания таких проблем как роль народа в общественном движении, Россия - Запад и отношение к западноевропейскому политическому и социальному устройству. Наряду с главным вопросом - отношением к крепостничеству и самодержавию - решение этих проблем вело к появлению различных течений общественной мысли и их размежеванию.

С осмыслением важнейших социально-политических вопросов связан повышенный интерес в России к немецкой классической философии. Диалектика, идея развития, становилась знаменем антифеодальных сил. В 30-40-е годы произведения Фихте, Шеллинга, Гегеля были широко известны в среде интеллектуальной молодежи, изучались в университетских кружках.

"Брожение умов" заставило правительство искать пути усиления идеологического влияния на умственную, идейную жизнь общества. В середине 30-х годов вырабатываются "коренные начала" официальной идеологии - самодержавие, православие, народность, - которые должны были сохранить политическую и социальную стабильность, составить нравственную основу воспитания в обществе и стать "последним якорем спасения" России.

Это было также "решение" вопроса о крепостничестве и самодержавии с точки зрения правительства. Положения теории "официальной народности" пропагандировались в учебниках, лекциях профессоров, в публицистике, литературе. Однако безраздельно господствовать в умах, на что рассчитывало правительство, уже не могло.

П. Я. Чаадаев (1794-1856) одним из первых подверг официальную идеологию уничтожающей критике. Его "Философическое письмо", опубликованное в 1836 г. в журнале "Телескоп", было, по словам Герцена, подобно "выстрелу, раздавшемуся в темную ночь", оно "потрясло всю мыслящую Россию". Чаадаев пытался по своему решить "проклятые вопросы" эпохи, поставленные декабристами, смог пробудить общественное мнение о судьбах России. Но в отличие от официальных политиков и идеологов (А. Х. Бенкендорф, С. С. Уваров) Чаадаев нигилистически оценивал историю России, пессимистически смотрел на ее настоящее, а будущее видел только в приобщении к европейской цивилизации на основе католической религии. Именно тезис - только через католицизм возможен путь к социальному и культурному возрождению - был отвергнут фактически всем мыслящим русским обществом.

Однако "Письмо" Чаадаева стало катализатором умственного движения, заставляло задумываться над вопросами, которые он поставил. Чаадаев создал философскую концепцию русской истории, и его идеи восприняли и пытались интерпретировать многие из последующих русских мыслителей.

Мысль о необходимости социально-политических преобразований прочно входит в общественное сознание; формирующиеся в 30-40-е годы течения общественной мысли - западничество, славянофильство, утопический социализм, - различаясь по степени радикализма, философской основе, исходили из неизбежности социальных преобразований для дальнейшего движения общества вперед.

40-е годы XIX в. явились "замечательным десятилетием" в развитии общественной мысли и духовной культуры в целом. Из тайных организаций обсуждение животрепещущих вопросов переносилось в более широкую среду интеллигенции, университетского студенчества, на страницы журналов. Одним из "условий общественной жизни", как писал "Современник", становились публичные лекции в университетах; своеобразными общественно-культурными центрами были литературные салоны в столичных и некоторых провинциальных городах. В одном из таких широко известных салонов - в доме А. П. Елагиной в Москве происходили знаменитые споры славянофилов и западников о путях развития России.

Западничество и славянофильство были течениями раннего русского либерализма и знаменовали собой формирование либерально-буржуазной идеологии в России. К западничеству (признается известная условность этого понятия) принадлежали историки и правоведы Т. Н. Грановский и С. М. Соловьев, Б. Н. Чичерин и К. Д. Кавелин, публицисты В. П. Боткин, П. В. Анненков и др. Вместе с западниками в идейных спорах со славянофилами выступали В. Г. Белинский и А. И. Герцен, выработавшие в этих дискуссиях свою революционную концепцию. Западники были сторонниками конституционной монархии, буржуазных преобразований в России, которые могли осуществиться, по их мнению, путем реформ.

Славянофилы (А. С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, П.В. и И.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин и др.) выступали, в отличие от западников, за принципиально иной путь развития России, нежели западноевропейский. В основе его лежали самобытные нравственно-религиозные начала допетровской Руси, к возрождению которых призывали славянофилы. Они были убежденными противниками революции, но, как и западники, отстаивали мирный путь социальных преобразований, прежде всего отмены крепостного права. В период подготовки реформы 1861 г. западники и славянофилы составили единый либеральный лагерь.

Существенно важными для развития национального самосознания были идеи славянофилов о национальном характере культуры, некритическом отношении к иностранным влияниям. (А. С. Хомяков "О возможности русской художественной школы". 1847 г.).

К 30-м годам относится развитие идей утопического социализма. В России он распространялся в форме крестьянского или общинного социализма (А. И. Герцен), его особенностью было признание приоритета революционных методов борьбы. Именно здесь шел поиск путей по преодолению ограниченности дворянской революционности (борьба для народа, но без народа) и просветительских идей всеобщего благоденствия. В 40-50-е годы XIX в. формируется революционный демократизм. Оставаясь в рамках утопического социализма, он являлся идеологией, выражавшей интересы крестьянства.

В общественном сознании продолжали жить взгляды на просвещение как средство обновления и улучшения жизни. Декабрист Н. А. Крюков показал на следствии: "Чувствуя вполне бедственное состояние рабства и невежества, более и более убеждался в том, что одно лишь общее просвещение может сделать государство благополучным". Белинский в конце 40-х годов XIX в. в своем знаменитом письме к Гоголю продолжал утверждать, что "Россия видит свое спасение в успехах цивилизации, просвещения, гуманности".

Многие защитники идеи просвещения народа отнюдь не выступали за коренные преобразования в России. Московское общество сельского хозяйства, например, тоже ставило вопрос о необходимости предоставления крестьянам элементарного сельскохозяйственного образования, по его инициативе в 1845 г. был создан Комитет грамотности. Но его члены не были сторонниками ни политических, ни социальных изменений. Революционные демократы общественные преобразования считали необходимыми, а путь их видели не только в просвещении, но и в революционном свержении существующего общественного строя.

Всё наше рассмотренное определяло художественную культуру первой половины 19 века.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации