Ответы на экзаменационные билеты по истории психологии - файл n1.docx

приобрести
Ответы на экзаменационные билеты по истории психологии
скачать (74.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx75kb.06.07.2012 23:44скачать

n1.docx


2Предмет и задачи истории психологии.

Предмет истории психологии - изучение становления представления о психической реальности на разных этапах развития научного знания.

Основные задачи предмета истории психологии:

1. Анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике с точки зрения научного, а не житейского или религиозного подхода в изучении эволюции представлений о психике человека.

2. Анализ и понимание междисциплинарных связей между историей психологии и другими науками, раскрытие тех взаимосвязей, от которых зависят достижения психологии.

3. Выяснение зависимости зарождения и восприятия знаний от социальных, культурных и идеологических влияний на научное творчество.

4. Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.


22.Роль французского мыслителя Рене Декарта в развитии психологии.

Рене Декарт (1596-1650) первым осуществил очень важное разделение души и тела, сделав их, совершенно независимыми друг от друга субстанциями через использование механистической теории человеческого организма как ≪тела-машины≫ и способности тела самостоятельно функционировать и обрабатывать весь психический материал без помощи души. Способностью тела является только движение, а принципом его работы - рефлекс, т. е. отражение мозгом внешних воздействий.

Дуализм Р. Декарта. Не только душа воздействует на тело, но и тело способно существенным образом влиять на состояние души, т. е. речь идет не об однонаправленном воздействии души на тело, как было принято раньше, а об обоюдном взаимодействии. Дуализм во взаимодействии души и тела означает, что, с одной стороны, душа независима от тела, но с другой - тесно с ним связана. Душа может существовать отдельно от тела, но в действительности существует только в связи ним.



61Вклад Альфреда Адлера (1870-1937) в развитие психоанализа. Индивидуальная психология.

А.Адлер в противовес Фрейду отвергал идею расчленения личности на три инстанции («Оно», «Я», «Сверх-Я») и ориентировался на принцип единства личности и примат социальных факторов в человеческом поведении. Адлер рассматривал социальные побуждения, социальные чувства как основу человеческого существования, а индивида - как изначально социальное существо. Он подчеркивал, что индивид не может рассматриваться независимо от общества, поскольку те или иные его качества проявляются в процессе взаимодействия с социальной средой. Из этого Адлер сделал вывод о том, что личность социальна по своему формированию и что она существует только в контексте общественных отношений.

В качестве духовных характеристик человека Адлер рассматривал, с одной стороны, его биологическую неполноценность, с другой - его соотнесенность как существа социального со всем человечеством.

Основная область исследования А.Адлера – социальность и социальные чувства индивида.

Согласно учению Адлера, индивид из-за телесных дефектов (несовершенства человеческой природы) испытывает чувство неполноценности или малоценности. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, он актуализирует свои творческие потенции. Эту актуализацию Адлер, используя понятийный аппарат психоанализа, называет компенсацией или сверхкомпенсацией.


63Общая характеристика неофрейдизма.

Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Поэтому даже его последователи, неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека.

Бессознательное лишь наполнялось новым содержанием:

место нереализуемых сексуальных влечении заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (Адлер),

коллективное бессознательное («архетипы»), выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э.Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества.


66 генетическая психология Жана Пиаже

Он преобразовал основные понятия других школ: бихевиоризма (взамен понятия о реакции он выдвинул понятие об операции), гештальтизма (гештальт уступил место понятию о структуре) и Жане (переняв у него принцип интериоризации, восходящей к Сеченову).
Пиаже выдвигает положение о генетическом методе как руководящем методологическом принципе психологического исследования.
На генетической основе, по мнению Пиаже, должны строиться не только отдельные науки, но и теория познания. Эта идея стала основой создания им генетической эпистемологии, т.е. науки о механизмах и условиях формирования у человека различных форм и типов знаний, понятий, познавательных операций и т.д.
Основной задачей Пиаже было изучение структуры человеческого интеллекта. Он рассматривал его строение как естественное развитие в ходе эволюции менее организованных органических структур, Однако психологические воззрения Ж.Пиаже сложились на основе общего биологического понимания процесса развития как взаимосвязи ассимиляции и аккомодации.


69 общая характеристика гуманистической психологии.

гуманистической психологии.

Это направление, появившееся в США в 40-х годах, строилось на основе философской школы экзистенциализма. Одним из его основателей является Г. Олпорт, который подчеркивал, что американская психология способствовала распространению и развитию того, что внесли в психологию Фрейд, Бине, Сеченов и другие ученые.

Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка, которая сложилась в обществе после Второй мировой войны.

Нужны были новые подходы, интерпретирующие возможности людей преодолеть давление ситуации, «встать над полем», как говорил Левин, их желание творческой реализации своих способностей.

Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии и только естественно-научной детерминации, игнорируя философские постулаты.

Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии XX в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека.

Так появилась новая детерминация - психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей (см. табл.).

Частично пересматриваются и взаимоотношения личности с обществом, так как социальное окружение может не только обогатить | человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого, представители гуманистической психологии, хотя и подчеркивали неприемлемость идеи глубинной психологии о враждебности внешнего мира к личности, старались изучать разнообразные механизмы общения, описывать сложность взаимоотношений личности и общества во всей ее полноте. При этом подчеркивалось значение для науки исследования полноценных и творческих людей, а не только невротиков, стоявших в центре исследовательских интересов психоанализа.


57БИХЕВИОРИЗМ

Основателем бихевиоризма (от англ. behaviour – «поведение») является Джон Уотсон (1878–1958), опубликовавший статью «Психология с точки зрения бихевиориста». По его мнению, достойно исследования не сознание, а поведение. Дж. Уотсон в отличие от ученых, полагающих главным в поведении метод интроспекции, предложил изучать внешние проявления, которые видимы без специальных приспособлений.

Бихевиоризм возник на основе двух направлений: позитивизма и прагматизма, согласно которым исследование должно строиться только на объективных фактах, знание о человеке должно быть достаточно полным.

Первые исследования бихевиористы проводили на животных. И лишь тогда, когда с уверенностью можно было говорить о достаточно глубоких познаниях в области поведенческих реакций, предметом исследования выступил человек.

По мнению ученых, поведение человека можно было формировать под воздействием заведомо подготовленных внешних стимулов. Но бихевио-ристы не учитывали того, что поведение и вся деятельность человека обусловливается определенными мотивами и целями. Бихевиоризм возник на основе исследований Э. Торндайка, работ И. П. Павлова и В. М. Бехтерева.

Предметом бихевиоризма является поведение человека со всеми его врожденными и приобретенными составляющими.


64 ФРАНЦУЗСКАЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Главные представители французской социологической школы: К. Сен-Симон, О. Конт, Э.Дюркгейм. Центральными составляющими учения К. Сен-Симона были такие положения:

1) история человеческого социума проходит три этапа, которым отвечают многообразные способы мышления: политеизм и рабство, теизм и феодализм, позитивизм и индустриализация;

2) используя методы научного позитивизма, можно обнаруживать законы общественного модифицирования и общественной организации;

3) объединение современного социума и управление должны находиться в руках исследователей и промышленников, так как чиновники, юристы и представители религиозных конфессий по своему происхождению непроизводительны и паразитичны;

4) кризис современного социума может быть разрешен с помощью новой веры, образованной на позитивизме и находящейся под контролем социологов.



65ОПИСАТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В период кризиса нового подхода к исследованию внутреннего мира субъекта немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833–1911), представитель «философии жизни», выступил скритикой традиционных философских школ с претензиями на новое миропонимание, созданное в самой жизни, этой единственной действительности, изучаемой с помощью созидательных инстинктов и гениальной интуиции. Согласно В. Дильтею все науки о духе должны основываться на психологии. Антитеза понимания и объяснения – основной методологический принцип описательной психологии. Это противоположение явилось видом критики натурализации в психологическом изучении, которая присуща естественнонаучно направленной психологии. Объектами описательной психологии являются культурный человек и полнота готовой внутренней жизни. Она должна быть описана, осмыслена и проанализирована во всем своем единстве.

Принципы В. Дильтея получили развитие в духовно-научной психологии Эдуарда Шпрингера (1882–1963). Ее задачами стали изучение отношения персональной духовной структуры личности к структуре объективного духа и обнаружение видов смысловой устремленности, получивших название «формы жизни».

Э. Шпрингер выделяет шесть видов объективных ценностей: абстрактные, экономические, эстетические, общественные, политические, культовые.



71КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Когнитивная психология– раздел психологии, обращенный против бихевиоризма. КП выступала за включение роли психических процессов в анализ поведенческих реакций. Одним из основателей КП выступил А. Ньюэлл. Но наиболее значимые работы по КП принадлежат У. Найссеру, Д. Бродбентуи др. КП была взята за основу в работах необихевиористов (Э. Тол-мена, Д. Миллера, К. Прибрамаи др.), которые включали когнитивные и мотивационные компоненты в структуру поведения. Из этого следовало, что поведение человека напрямую зависит от уровня его познавательных способностей. В буквальном смысле КП – это психология познания души и поведения человека. Некоторые ученые утверждают, что КП можно рассматривать как дополнение гуманистической психологии, эти направления возникли практически в одно время – в конце 1950 – начале 1960-х гг. На первых этапах своего развития КП изучала процесс переработки информации от ее попадания на рецепторы и до получения ответной реакции. На этих этапах рассматривали кратковременную и долговременную память. В ходе дальнейших исследований было выяснено, что знание, равно как и другие познавательные процессы, играет одну из первых ролей в «театре» поведения человека.

Минусом КП можно назвать то, что в ее рамках нет ни одной теории, которая объясняет познавательные процессы и их протекание, нет опоры на культурное развитие человека. Рассматриваются лишь механизмы протекания процессов.

КП является довольно перспективным направлением, которое привлекает к себе многих исследователей современности.


52 ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Дифференциальная психология – отрасль психологии, которая изучает психологические расхождения между индивидами, между группами людей, а также причины и последствия этих расхождений. Предпосылкой развития дифференциальной психологии (ДП) явилось внедрение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов. ДП складывалась под прямым воздействием практики – педагогической, медицинской, инженерной. Начало ее разработки положил Ф. Гальтон, который создал ряд методов и приборов для изучения индивидуальных особенностей, в том числе для их статического анализа.

Термин «ДП» ввел немецкий психолог В. Штерн в работе «О психологии индивидуальных различий» (1900 г.).

Первыми крупными представителями нового направления были А. Бине, А. Ф. Лазурский, Дж. Кеттел и др.

Основным методом стали тесты –

Наибольшую известность получили две теории:

1) теория двух факторов Ч. Спирмена, согласно которой в любом виде деятельности представлен как общий для каждой из них фактор, так и специфический, который необходим индивидуально для данного вида деятельности;

2) мультифакторные теории (Л. Терсон, Дж. Гилфорд и др.).



53ДЕТСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Детская психология (ДП) начала развиваться в конце XIX в. Каждый возраст, по мнению исследователей того времени, характеризовался определенными изменениями структуры личности. Предметом ДП являлся ребенок от новорож-денности до подросткового возраста. Впоследствии было выяснено, что развитие личности не заканчивается в подростковом возрасте, поэтому ДП стала основным положением в развитии возрастной психологии. Развитие в период детства считается самым активным и мощным Современная ДП – это отрасль психологии, которая отслеживает развитие и постепенное изменение психических процессов ребенка, формирование его личностных характеристик.

Особое место в ДП занимает исследование поведения ребенка в игре, начальном обучении и различных видах трудовой деятельности. Педагогическая психология (ПП)– это психологическая отрасль, занимающаяся исследованием развития ребенка в процессе обучения и воспитания. ПП разветвляется на 3 отрасли: психология обучения, психология воспитания и психология педагога.

Предмет ПП – те факты и механизмы интеллектуального развития человека, которые представляют его как субъекта учебной деятельности.



18 РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В АРАБОЯЗЫЧНОЙ НАУКЕ

Расцвет арабоязычной психологии пришелся на VIII-ХИ вв.

Труды и сочинения Платона и Аристотеля, а также других античных мыслителей были переведены на арабский язык и распространены по всем арабским странам.

Все это стимулировало рост и развитие прежде всего физико-математической и медицинской наук. Арабские ученые дополняли достижения своих древних предшественников, их труды впоследствии пспособствовали подъему философской, научной и психологической мысли на Западе. Среди этих ученых следует выделить среднеазиатского врача Авиценну.

Медицинская психология Авиценны представляет особый интерес. Он отводил важное место роли аффективных актов в регуляции и развитии поведения человека. Авиценна создал «Канон медицинской науки» и обеспечил ему «самодержавную власть во многих медицинских школах средних веков».

Авиценна проводил изучение связи между психологическими особенностями и физическим развитием организма человека в различных возрастах, при этом он придавал очень важное значение фактору воспитания. Авиценна считал, что именно посредством воспитания осуществляется психическое воздействие на структуру организма..

Учение философа и врача Ибн Рушда (Х11 в.) о человеке и его душе оказало очень большое влияние на всю западноевропейскую философско-психологическую культуру и мысль. Ибн Рушд считал, что индивидуальная душа не бессмертна, он считал, что душа и разум – не единое целое.



37Теория эволюционного ассоцианизма

Герберта Спенсера

Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ, в своей теории сближает психологию и биологию, используя для объяснения процессов и феноменов психики и поведения учение о биологической эволюции. Предметом

изучения в психологии должно стать не только сознание, но и поведение, рассматриваемое как связь сознания с окружающей средой. Задача психологии - изучение соотношения и ассоциаций поведения с сознанием. Учение

Спенсера о психике содержит следующие основные положения.

1. Возникновение психики обусловлено спецификой окружающей среды и условиями жизни, т. е. психика является механизмом адаптации организма к изменяющимся условиям окружающей среды,

2. Психика является высшей ступенью психического развития человека, так как возникает не сразу, а постепенно, и механизмом ее возникновения являются все.

более усложняющиеся в процессе эволюции Вселенной условия жизни

3. Исходным этапом развития психики является возникновение ощущения, обусловленного раздражимостью, и на его основе формируется любое другое, более сложное средство психической жизни.

4. Все средства приспособления индивида к окружающей среде располагаются в поле двух субъектов психики: ощущение, память, воля, разум, интеллект находятся в сознании и являются высшими формами приспособления, а рефлексы, инстинкты и навыки - в поведении и понимаются как автоматизмы, т. е. низшие формы приспособления.

5. Ассоциации - это механизмы, обусловливающие приспособление и адаптацию индивида к окружающей среде.

6. Сознание не является ≪чистым листом≫, а имеет в своем составе как связи, сформированные под воздействием внешних объектов и являющиеся результатом накопленного при жизни индивидуального опыта, так и связи, имеющие наследственную природу.

7. Разум, интеллект, являясь высшей формой приспособления, имеет р для успешной адаптации и выживания организма в условиях постоянно изменяющейся внешней среды.

ешающее значение

68.А.Валлон диалектически решает проблему стадиальности психического развития. Он показывает возникновение, чередование и взаимозависимость разных стадий детского развития. Каждая из них, по мнению ученого, есть результат количественных и качественных изменений. Он выделяет 7 стадий онтогенетического развития ребенка. Эти стадии, считает Валлон, строго последовательны. Каждая из них самостоятельна и играет важную роль в диалектическом развитии личности ребенка. Часто при переходе от одной стадии к другой возникает кризис, который может заметным образом влиять на поведение ребенка. Таким образом, развитие сопровождается конфликтами между старыми и новыми видами деятельности. В психологической науке А.Валлон прежде всего известен как психолог детства. И это не случайно. Центральная тема его научной деятельности — это ребенок в норме и патологии в преддошкольном, дошкольном и школьном возрастах;

77. С.Л. Рубинштейн как психолог

В советский период развития отечественной психологии деятельностный подход был центральной концепцией. В рамках этого подхода разрабатывались теория личности, понимание предметов и задач психологии как науки, педагогические концепции. Центральной идеей выступал постулат о единстве сознания и деятельности, которая рассматривалась с марксистской точки зрения, проповедующей труд как основную форму взаимоотношения человека со средой. Принципы деятельностного подхода активно разрабатывались в трудах советских ученых С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева. Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) развивал следующие идеи деятельностного подхода.

1. Всякое действие человека исходит из мотивов и направляется на цель.

2. Деятельность и сознание образуют единство. Сам факт осознания своей деятельности изменяет характер ее протекания и, таким образом, перестает быть простой совокупностью ответных реакций на внешние раздражители.

3. Осознанность действия зависит от отношения, складывающегося в ходе самой деятельности. Сознательное действие - это не действие, которое сопровождается сознанием.

4. Поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, оно включает систему сознательных действий, которые отличаются от реакции иным отношением к объекту.

5. Действие - это сознательный акт деятельности, который направляется на объект, и оно становится поступком по мере того, как его отношение к субъекту превратилось

6. Деятельность понимается как взаимодействие субъекта с окружающим миром; это процесс, через который реализуется отношение человека к окружающему миру и через который его психика становится познаваема для других.







82Направление деятельности советских психологов в годы второй мировой войны.

1. Исследования и практические разработки по восстановлению боеспособности раненых, 2. Анализ социально-психологических и личностных качеств бойцов и командиров,

3. Общепсихологические и психолого-педагогические проблемы в структуре научных исследований в годы в Основная цель усилий психологов по возвращению раненых бойцов в ряды Красной Армии или к трудовой деятельности в значительной мере состояла в восстановлении утраченных или нарушенных психических функций в результате поражения мозга и периферической нервной системы как следствия военных травм.. Определяя роль и задачи психологов в клинической работе по восстановлению нарушенных функций, А.Р. Лурия выделил следующие взаимосвязанные исследовательские задачи: установление влияния поражения того или иного участка мозга на структуру психических процессов; выявление факторов, определяющих нарушение отдельных психических функций; системное описание проявлений различных нарушений мозга.

84Идеалы научности и современные проблемы психологии.

В современной психологии, в том числе в отечественной, все больше внимания уделяется идеографическому направлению, связанному с исследованием личностных, профессионально важных и деловых качеств отдельного человека, его состояния и степени адаптированности в сложных социально-экономических условиях. Как стало очевидным, то, что обычно называют термином "человеческий фактор", играет огромную роль в повседневной жизни. Участившиеся техногенные катастрофы заставляют лишний раз убедиться в том, что развитие цивилизации сопровождается все более усовершенствованной техникой, которая в свою очередь предъявляет все больше требования к управляющему ею человеку. В связи с существующими проблемами преобладавший ранее номотетический подход, изучающий общие закономерности развития психических процессов, отошел на второй план. Актуальными стали исследования, направленные на изучение индивидуальных особенностей конкретного человека, его характера, способностей, когнитивных функций, способа переживания стресса. Кроме того, возникла выраженная потребность в разработке дифференцированных мер психологической поддержки лиц, оказавшихся в травмирующих психику обстоятельствах;

4Методы истории психологии:

Теоретическая реконструкция (метод, заимствованный из других наук) - предполагает описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологического знания. Результатом этого исследования является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета.

Изучение научных школ - изучение внутренних аспектов и особенностей той или иной школы, разработанных и используемых ею способов производства научных знаний, характера научного общения между самими представителями школы, схожести и различия их мнений, оценок, критики.

Изучение архивных материалов - поиск научных трудов и их комментирование, снабжение сносками и примечаниями

8.Эволюция психических воззрений в филосовских и религиозных системах Древней Индии Индийская философская мысль - древнейшая в мире. Мыслители Древней Индии начинают размышлять о первоначале бытия, о происхождении мироздания, управляющих им закономерностях, причинах социальных различий и т. п. Конечно, ведические гимны содержат лишь первые зачатки рационалистической, философской мысли, которые вплетены в контекст религиозно-мифологического мировоззрения. Но Веды положили начало философской традиции в Древней Индии, которая выросла из комментирования вед. Ее важнейшее звено - Упанишады по форме Упанишады обычно представляют собой диалог мудреца-учителя с учеником, либо же с человеком, ищущим истину и становящимся его учеником. В Упанишадах религиозно-мифологическое мировоззрение уже теряет свои господствующие позиции; в его недрах и наряду с ним возникают другие формы общественного сознания. Цель древне индийской философии – осветить путь, следуя по которому, можно избавиться от страданий.



34.Ассоцианистическая концепция Джеймс Милля

Джеймс Милль (1773-1836), английский историк и экономист, является представителем классического ассоцианизма. Им утверждаются следующие законы функционирования и особенности психики человека. 1. Рассмотрение сознания с механистической точки зрения, как машины, функционирующей на основе законов ассоциаций и не имеющей врожденных идей, а только идеи и представления, полученные опытным путем и

сформированные из простейших ощущений.

2. Все идеи и представления формируются лишь на основе ощущений по законам ассоциации, 3. Выделение трех основных законов формирования ассоциаций:

- процесс зарождения и порядок идей через ассоциацию их с исходными ощущениями зависят от состояния и порядка существования оригиналов этих идей – самих ощущений;

- сила и активность ассоциируемых ощущений: чем сильнее оригинал, тем больше вероятность закрепления за ним каких-либо идей;

- частота повторения ощущения прямо пропорциональна формированию идеи: чем чаще повторяется одно и то же исходное ощущение, тем более вероятно закрепление за ним соответствующей идеи. 4. Описание интеллектуальной деятельности, в частности памяти, как поэтапного процесса припоминания через ассоциацию: - первый этап - появление некоторого эмоционально-

го представления, трактуемого индивидом как задача вспомнить что-либо;

- второй этап - активное продуцирование ассоциаций различного характера и содержания,

- третий этап - нахождение уже имеющейся в сознании идеи, которая соответствует или ассоциируется с исходным, требующим припоминания представлением,


36Ассоциативная психология А. Бэна

А. Бэн (1818-1903) является представителем третьего, завершающего этапа в развитии ассоцианизма.

А. Бэн выдвигает следующие идеи ассоциативной психологии.

1. Рассмотрение процессов сознания через их связь с телесной организацией и изучение тех явлений и уровней психической жизни,

2. Метод исследования - наблюдение и на его основе описание фактов.

3. Произвольные движения рассматриваются как спонтанные и имеют причину происхождения в активности нервной системы. С введением в область изучения понятия

спонтанности возникает понятие творческой активности.

4. Путь образования навыка лежит через ассоциацию между каким-либо движением,

совершенным организмом, и чувством, вызванным этим движением. Механизм

формирования навыка сводится к возникновению ассоциации и ее закреплению с помощью селекции ощущений, т. е. отсева неподходящих и сохранения подходящих

из всех присутствующих в опыте ощущений методом проб и ошибок.

5. Учение об ассоциациях Бэна является главным пунктом его отхода от классического ассоцианизма, так как вводится понятие творческой ассоциации как способности ума составлять новые комбинации, отличные от тех, которые были сформированы опытным путем. Изменяется само понятие ассоциации, ранее объясняемое как комбинация прежних впечатлений.


35.Дж.Ст.Милль (1806-1873) Сын Джеймса Милля. Экономист, политик, философ, методолог.“Система логики”1834. Основная цель – усовершенствование методологии наук об обществе, в том числе психологии. Психическая химия: простые идеи в совокупности не составляют сложные. Простые идеи порождают сложные. По продукту нельзя судить об исходных элементах. Даже зная свойства элементов, надо изучать свойства целого. Короче: в результате ассоциативной деятельности появляется новое качество. Психология не может существовать как наука 1.)-так как у нее нет средств для реального анализа сознания. НО, несомненно, ее описания имеют практическую полезность. 2.) Не существует самостоятельных законов духа. Психология – только ветвь физиологии. Нам кажется, что одна мысль вызывает другую посредством ассоциации. На самом деле между мыслями нет ассоциации, она – между состояниями мозга, предшествовавшими мыслям. Предмет психологии – законы, по которым одно психическое состояние идет за другим. Однако, законов психической жизни нельзя вывести из законов нервной системы, поэтому следует обращаться к опыту и наблюдению. Ассоциативные законы: 1.-сходные идеи стремятся вызвать друг друга2.-если две идеи перемеживаются обновременно? возникает связь 3.- при их повторении? усиливается сила впечатления? усиливается связь

Отступление от классического ассоцианизма:1.-вводит понятие “Я” в качестве субъекта сознания. (В классике ничего кроме явлений сознания в психике не признавали) 2.-вводит ассоциации по сходству (помимо одновременных и последовательных)


31И. Ф, Гербарт (1776—1841), явился основоположником немецкой эмпирической психологии. Гербарт выступил против теории способностей Вольфа, которую считал чисто словесной, уводящей исследователя от изучения явлений сознания, доступных наблюдению, а также потому, что считал неправильным разделение всей душевной деятельности на изолированные самостоятельные функции. Душевная жизнь — это единая связанная цельность. Гербарт был сторонником ассоциативной психологии и стремился построить психологию, основанную прежде всего на опыте: ее предметом должны быть факты, явления сознания. В связи с обоснованием возможности применения в психологии математики Гербарт развивал следующие психологические идеи. Элементом душевной жизни он считал представление. Представления — это сложные образы восприятия, которые возникают под влиянием объектов, существующих вовне. Психология И. Гербарта складывается из двух частей— «статики духа» и «динамики духа».



32В трудах И. Канта (1724-1804) «Критика чистого разума» (1781), «Метафизика морали» (1785) и других его работах понятие апперцептивной (спонтанной) активности соединилось с учением об априорных, т.е. существовавших до опыта, до начала процесса познания, видах знания. Распространив механическое понимание причин психической активности на процесс познания, Кант, исходя из законов Ньютона, пришел к выводу, что ощущения могут возникать только под действием внешнего толчка, побуждения. Сами по себе они пассивны, а потому нуждаются во внешней активности, которая и становится стимулом процесса восприятия. Такой подход позволял объяснить, каким образом у человека формируется понятие о форме, цвете или назначении конкретных предметов, так как звук или тактильное прикосновение может стать внешним побуждением к ощущению. Однако такие понятия, как время или пространство, так же как и другие отвлеченные представления, не имеющие непосредственной связи с внешними воздействиями, оказывались вне этого закона и не могли быть объяснены как результат обобщения данных чувственных впечатлений. Это и привело Канта к мысли о существовании априорных знаний. Все познаваемое (как внешние предметы, так и внутренние пе­реживания) ученый разделял на «явления» и «вещи в себе». Явления можно познать, а вещи в себе непознаваемы при помощи ощущений и, следовательно, недоступны для познания вообще, Кант пришел к тому же выводу, что психология, хотя и является самостоятельной наукой, не может быть наукой точной и достоверной. Наблюдая и анализируя разные сферы психического - познание, волю и чувство, психология вооружает человека определенными знаниями, которые он может использовать в реальной жизни. Предназначение психологии - описание проявлений психической жизни, но не их объяснение.

47Вклад в развитие психологии американского ученого Уильяма Джеймса (1842-1910).

Американский философ и психолог, один из основателей прагматизма и функциональной психологии.

Первоначально психологические взгляды Джеймса развивались в русле "психологии сознания" В. Вундта. Однако уже в своей первой крупной работе ("Принципы психологии", 1890) он выступил против атомизма классической ассоциативной психологии и развил представление о сознании как о "потоке" непрерывно сменяющих друг друга целостных индивидуальных психических состояний, из которого человек вычленяет отдельные "группы чувственных элементов", составляющих затем его "реальный мир". Джеймс рассматривал сознание с точки зрения его "функциональной" ценности для жизни человека, как одно из орудий биологического приспособления индивида. В связи с этим он отводил важную роль инстинктам и эмоциям, индивидуальным физиологическим особенностям человека. Развитая в одной из глав "Психологии", теория личности оказала решающее влияние на формирование американской персонологии.

58Необихевиоризмнаправление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. ХХ в.

Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии — объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных как факторов, служащих посредующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. Следуя методологии операционализма, необихевиоризм полагал, что содержание указанного понятия (обозначавшего «ненаблюдаемые» познавательные и мотивационные компоненты поведения) выявляется в лабораторных экспериментах по признакам, определяемым посредством операций исследователя.

Необихевиоризм свидетельствовал о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи гештальтпсихологии и фрейдизма, (Э. Ч. Толмен), а также павловского учения о высшей нервной деятельности (К. Л. Халл), Н. стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики.


42Вклад И.М. Сеченова в развитие отеч.психологии. обзор любой работы.

основателем отечественной научной психологии является И.М. Сеченов (1829-1905). В его книге "Рефлексы головного мозга" главные психологические процессы получают психологическую трактовку. Схема у них таковая же, что и у рефлексов: берут они начало во внешнем воздействии, длятся центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью - поступком, движением, речью. Сеченов данной трактовкой сделал попытку вырвать психологию из круга внутреннего мира человека. Но при этом была недооценена специфика психической действительности в сравнении с физиологической ее основой. Была не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Концепция психических действий И. М. Сеченова.

большущим вкладом И. М. Сеченова была его концепция психических действий. И. М. Сеченов пришел к радикальному заключению - нельзя обособлять центральное, мозговое звено психического акта от его естественного начала и конца. Это принципиальное положение служит логическим центром соотношения главных категорий концептуального аппарата сеченовской рефлекторной теории психических действий. "Мысль о психическом акте как процессе, движении, имеющем определенное начало, течение и конец, обязана быть удержана как основная, во-первых, потому, что она представляет собой в самом деле крайний предел отвлечении от суммы всех проявлений психической деятельности - предел, в сфере которого мысли соответствует еще настоящая сторона дела; во-вторых, на том основании, что и в данной общей форме она все-таки представляет удачный и легкий критерий для проверки фактов; наконец, в-третьих, потому, что данной мыслью определяется основной характер задач, составляющих собою психологию как науку о психических реальностях... [Эта мысль]... обязана быть принята за начальную аксиому, подобно тому, как в современной химии исходной истиной считается мысль о неразрушимости материи" (Сеченов, 1952).




78. Вклад А.Н. Леонтьева в развитие отеч.психологии. обзор любой работы.

психика формируется в основном внешними факторами.

Леонтьев был одним из наиболее последовательных сторонников идеологизации советской психологии. Благодаря активному участию и поддержке А.Н. Леонтьева, в лаборатории за короткий промежуток времени была создана группа сотрудников, включающая психологов, физиков, математиков и специалистов по электронике и вычислительной технике. Благодаря совместным усилиям работы созданного коллектива были проведены теоретические и экспериментальные исследования сенсорного звена зрительной системы. В теоретическом плане была разработана математическая модель, в которой было предложено понятие сенсорного оператора, рассмотрены новые методы его идентификации, разработана модель блока принятия решения. На основе предложенной математической модели стало возможным рассчитывать как зрительные пространственные пороги для стационарных стимулов, так и феноменальные трансформации зрительного образа для движущихся стимулов.


79 Вклад Д.Н. Узнадзе в развитие отеч.психологии. обзор любой работы.

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950) - грузинский психолог и философ, автор общепсихологической теории установки. Автор трудов по теоретической и экспериментальной психологии установки, а также исследований по теории познания, общей и возрастной психологии, университетских учебников по психологии и др.

Автор работ «Основные положения теории установки» (1961) и «Экспериментальные основы психологии установки» (1966), в которых вводится и обосновывается понятие установки как «границы» между субъективным и объективным. Возникая при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации её удовлетворения, установка, по Узнадзе, представляет собой целостное, недифференцированное состояние субъекта, предшествующее деятельности. В советской психологии «установка» Узнадзе была легальной формой «бессознательного», о котором писали сторонники запрещённого в СССР психоанализа.

установка – готовность к совершению определенного действия.

Установка, таким образом, является необходимым определяющим звеном между действием внешней среды и психической деятельностью человека.

Узнадзе охарактеризовал психические особенности человека в зависимости от скорости возникновения установки, ее сохранности во времени, силы воздействия и скорости смены. На основании этого он выделил три основных типа личности:

— динамический, к которому относятся уравновешенные, гармоничные люди, легко приспосабливающиеся к окружающим;

— статичный, к нему можно отнести тех людей, чье поведение не импульсивно, а опирается на объективацию, для них характерно проявление неуверенности;

— вариабельный, к которому относятся люди дела, люди сильных стремлений, но с конфликтной структурой характера.


80.Вклад Б.Г. Ананьева в развитие отеч.психологии. обзор любой работы.

Ананьев выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида.

, Ананьев предпринял попытку преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания, в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как личности и индивидуальности. В его модели науки о человеке группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь человека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) проблема человечества. Он выделял иерархически соподчиненные уровни организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обусловлены природными свойствами человека как индивида.


81. Вклад Б.М. Теплова в развитие отеч.психологии. обзор любой работы.

Бори́с Миха́йлович Тепло́в— советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии,

От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Даже ограничиваясь психологической стороной вопроса, мы должны сказать, что для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т. е. наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями. Какую бы феноменальную и музыкальную одаренность ни имел человек, но, если он не учился музыке и систематически не занимался музыкальной деятельностью, он не сможет выполнять функции оперного дирижера или эстрадного пианиста.

В связи с этим надо решительно протестовать против отождествления одаренности с "высотой психического развития", отождествления, широко распространенного в буржуазной психологии. <...>

Имеется большое различие между следующими двумя положениями: "данный человек по своей одаренности имеет возможность весьма успешно выполнять такие-то виды деятельности" и "данный человек своей одаренностью предрасположен к таким-то видам деятельности". Одаренность не является единственным фактором, определяющим выбор деятельности (а в классовом обществе она у огромного большинства и вовсе не влияет на этот выбор), как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности.




39По мнению историков психологии, к числу наиболее значимых для психологии физиологических открытий могут быть отнесены: выявление различий между сенсорными и двигательными нервами; доказательство (на примере зрительного восприятия) того, что материальное воздействие на соответствующий орган, приводящий к возникновению ощущения, воспроизводит только свойства самой нервной системы; доказательство неразрывной связи организма с внешней природой, основанием которой выступает рефлекс, понимаемый не как механико-физический процесс (как считали Декарт и Гартли), а как биологический (так считал выдающийся чешский анатом и физиолог Й. Прохазка).

В 1811 г. английский анатом, физиолог и хирург Чарльз Белл (1774-1842) публикует полученные опытным путем анатомические данные, свидетельствующие о том, что передние корешки спинного мозга содержат только двигательные, а задние корешки - только сенсорные нервные волокна. Почти одновременно с Беллом в 1822 г. к подобному выводу приходит и французский физиолог Ф. Мажанди (1783-1855). Таким образом, опровергалось мнение о том, что нервные волокна неспециализированны относительно сенсорной и моторной функций. Переход нервного импульса по афферентным нервам (чувствительным волокнам) через спинной мозг на эфферентные нервы (двигательные волокна) получил название закона Белла - Мажанди. Тем самым получило научное подтверждение соответствие между структурой и функцией. Это позволяло объяснить механизм связи нервов через так называемую рефлекторную дугу, возбуждение одного плеча которой закономерно и неотвратимо приводит в действие другое плечо, порождая мышечную реакцию.


33В «Медицинской психологии или психологии души» (1852) Лотце развивал теорию пространственного восприятия («местных или локальных знаков»). Она оказала определенное влияние на В. Вундта и Г. Гельмгольца. Лотце считал, что восприятие пространства осуществляется только с помощью зрения и осязания. Способность восприятия пространства складывается в опыте следующим образом. Зрительные и осязательные ощущения характеризуются качеством и определенной интенсивностью и сами по себе не содержат никаких пространственных признаков. Тогда как возможно восприятие пространственных свойств предмета? Ссылаясь на данные анатомии, он предполагает, что каждая точка сетчатки и поверхности кожи качественно отлична от другой точки и поэтому ощущает внешние воздействия специфично, т. е. на свой манер. Она имеет как бы местный локальный знак. Локализация предметов в пространстве осуществляется на основе ощущений с их характерным местным качеством и ассоциированных с ними движений (руки, глаза, всего тела). Этот процесс является продуктом бессознательной механики внутренних состояний. Пространственное восприятие складывается прижизненно, «с помощью ряда опытов, которые, если бы мы могли их воспроизвести, показали бы нам в виде состояний сознания у детей все эти промежуточные состояния, сделавшиеся неуловимыми для сознания взрослого».

30Социально-экономические идеологические предпосылки развития европейской психологической мысли XVIII века

Основными событиями в экономической и социально-политической жизни Западной Европы XVIII в. явились индустриальная революция в Англии и буржуазная революция во Франции, которые создали предпосылки для интенсивного развития капиталистических отношений.

Серьезные изменения происходят в это время в идеологической сфере. Теология отступает и на смену ей приходит "естественная религия", выводимая из человеческой природы и не нуждающаяся в опоре на догматы. Теизм как единовластие церковной идеологии сменяется деизмом, утверждающим, что Бог, создав природу, не вмешивается дальше в ее развитие, которое осуществляется согласно ее собственным законам (Дж. Толланд, Д. Юм, Вольтер, Ж.Ж. Руссо).

Возникает и ширится общественное движение, получившее название Просвещение, цель которого состоит в том, чтобы просветить силой познания все существующее. Мыслители, представляющие это течение, выражали антиклерикальные настроения, утверждали, что причина всех человеческих бед - невежество и религиозный фанатизм. Поэтому главные средства оздоровления общества, избавления от социальных бед и пороков они видели в решительной борьбе с суевериями, возвращении к естественной, здоровой природе человека, утверждении в умах людей научного знания, опирающегося на опыт и разум.

Период Просвещения характеризовали:

вера в человеческий разум;

прогресс естественно-научного знания;

развитие идей "естественного права", признающего равенство людей по их природе;

утверждение магической роли воспитания.


28 Психологическая мысль России XVIII в.

Одной из наиболее ярких фигур в науке в этот период являлся Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Творчество этого выдающегося ученого-энциклопедиста составило целую эпоху в развитии отечественной культуры и науки: ему принадлежит формулировка всеобщего закона сохранения вещества и движения, разработка базовых принципов атомно-молекулярной теории в физике и химии, создание основ русской грамматики и множество других научных идей и научных концепций. Именно Ломоносов выступил инициатором и вдохновителем создания Московского университета, первым начал читать публичные лекции по естествознанию на русском языке, способствуя тем самым распространению образованности и просвещения в обществе и формируя новое поколение русских ученых. Психологические воззрения Ломоносова - не только побочный результат его энциклопедизма, они являются необходимой составной частью его естественно-научного и философского наследия.

В его трудах последовательно проводятся идеи о том, что психические явления выступают отражением внешнего мира, что психика зависит от деятельности органического субстрата, мозга. Ему принадлежит теория цветового зрения (трехкомпонентная теория света)

Интересные психологические идеи содержит и творчество Александра Николаевича Радищева (1749-1802). Являясь проводником революционно-демократических идей, в работе "Житие Федора Ушакова" он рассматривает процесс формирования и развития личностных особенностей человека, в наиболее известном своем произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" дает великолепные, точные и глубокие наблюдения над психологическими особенностями русского народа как этноса. В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" Радищев убедительно обосновывает идею смертности души и отрицает ее существование как самостоятельной и независимой от тела субстанции..



16Итоги развития античной психологической мысли

Первым направлением стало объяснение психики исходя из законов движения и развития материального мира. Здесь главной была идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы. Второе направление античной психологии, созданное Аристотелем, ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является формой жизни, выдвижение на передний план этой проблемы было крупным шагом вперед. Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не физической или органической природой, а человеческой культурой, а именно - от понятий, идей, этических ценностей. Эти формы, действительно играющие большую роль в структуре и динамике психических процессов, были, однако, начиная с пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального мира, от реальной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чуждых чувственно воспринимаемым телам.



43Программа психологии как науки о внешних (культурных) проявлениях человеческого духа К.Д. Кавелина

Несмотря на то, что взгляды Сеченова получили широкую популярность в российском обществе, тем не менее далеко не все их разделяли. Одним из ведущих оппонентов Сеченова в понимании задач и путей развития психологии был Константин Дмитриевич Кавелин (1818-1885), русский философ, историк, юрист и политический деятель. Этнопсихологическая проблематика была одной из важнейших в его творчестве. В работе "Очерк юридического быта Древней России" (1847), он наметил план этнографических и этнопсихологических исследований, предполагая, что правовое сознание человека обусловлено особенностями исторических и социальных условий его жизни. Этнографические исследования К.Д. Кавелина привели его к мысли о том, что анализ продуктов народного творчества может являться методом изучения национальной психологии, а анализ продуктов индивидуального творчества может быть использован в анализе психики отдельного субъекта. Занимаясь изучением русской истории, ученый обосновал основной принцип культурного прогресса: он возможен там, где есть развитая личность (однако при этом свобода как необходимое условие развития личности им игнорировалась, что и послужило одной из предпосылок его идейного разрыва с революционными демократами. Последние считали, что без свободы человек не может стать личностью. Отсюда их требования личных и гражданских свобод в русском обществе). Этот интерес к личности и привел Кавелина к разработке вопросов психологии. Психология, по его мнению, должна стать наукой, которая объясняет нравственный, духовный мир человека безотносительно к его материальному субстрату. Оценив современное ему психологическое знание как ошибочное (в данном случае, в первую очередь имелись в виду идеи И.М. Сеченова, хотя Кавелин прямо на это и не указывает), ученый предлагает собственное видение путей и задач преобразования психологии в положительную и самостоятельную науку.


44Программа психологии как учения об интенциональных актах сознания Ф. Брентано

Еще один вариант преобразования психологии в самостоятельную науку представляла программа ее развития, предложенная австрийским философом Францем Брентано (1838-1917). Она опиралась на созданное Брентано идеалистическое учение об интенциональности психических феноменов. Он считал, что психика всегда интенциональна, т.е. всегда представляет собой отношение к чему-либо, направлена на что-то, но сам ее предмет не всегда существует реально. В своей работе "Психология с эмпирической точки зрения" (1874), опираясь на идеи Аристотеля, он указывает, что каждый психический феномен характеризуется имманентной объектностью, другими словами, "мы можем сказать, что это такие явления, которые интенционально содержат в самих себе объект" (цит. по: Ярошевский М.Г., 1985. С. 227).

Включенность объекта в психический процесс выражается в нескольких моментах:

представление объекта в форме образа (идеация);

суждение об объекте как истинном или ложном;

эмоциональная оценка объекта как желаемого или отвергаемого.

Соответственно этому предмет изучения психологии - это не сами по себе ощущения или представления, а те акты, "действия", которые производит субъект, когда он превращает нечто в объект осознания (соответственно акты представления, суждения и эмоциональной оценки). Таким образом, вне одного из этих актов объекта не существует, а сам акт с необходимостью предполагает "направленность" на так называемую интенцию.

(

56Оформившаяся как самостоятельная наука в середине XIX в., психология по своим философским основам была наукой XVIII в.

Чем успешнее шла в психологии эмпирическая работа, резко расширявшая поле изучаемых психологией явлений, тем очевиднее становилась несостоятельность ее версий о сознании как замкнутом мире субъекта, зримом ему одному благодаря натренированной интроспекции под контролем инструкции экспериментатора. Крупные успехи новой биологии радикально меняли воззрения на все жизненные функции организма, в том числе психические.

В одной из работ былдо сказано [3, с. 211-221], что кризис в психологии в начале ХХ века появился потому, что в различных школах и научных направлениях неудовлетворенность теоретической ситуацией привела к сосредоточению анализа на одном из его блоков.

Восприятие, память, навыки, мышление, установка и чувства трактовались теперь как своего рода "инструменты", позволяющие организму эффективно "орудовать" в жизненных ситуациях. Рушилось представление о сознании как особом замкнутом мире, изолированном на острове духа. Вместе с тем новая биология направляла на изучение психики с точки зрения ее развития. Тем самым радикально расширялась зона познания объектов, недоступных для интроспективного анализа. Крах исходгных представлений о предметеи методлах психологии становился все более очевидным.

Глубокие преобразхования испытывал категориальный аппарат психологии. На заре научнеой психологии исходным элементом психики считалисьпоказания органов чувств – ощущения. Теперь же взгляд на сознание как устройство из атомов – ощущений – потерял научный кредит.




49Замыслив создание Психологического института, в 1910–1911 вместе со своим учеником Г.Г.Шпетом ознакомился с устройством психологических лабораторий и институтов при германских и американских университетах. В 1914 организовал Психологический институт при Московском университете и журнал «Психологическое обозрение».

Им написаны многократно переиздававшиеся учебники и руководства по логике, философии и психологии, Магистерская и докторская диссертации Челпанова представлены в его фундаментальном труде Проблема восприятия пространства (ч. 1, 1896; ч. 2, 1904). В творчестве Челпанова заметны идеи Д.Беркли, Д.Юма, Б.Спинозы, но особое влияние на него оказали теории Н.Я.Грота, Л.М.Лопатина, В.Вундта и К.Штумпфа. Вундтовский принцип «эмпирического параллелизма» лег в основу критики Челпановым монизма (теории, согласно которой различные виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу) в психологии и философии.

Психическое и физическое, по Челпанову, принципиально не могут быть отождествлены и не детерминируют друг друга. Тезис о независимости (параллельности) физических и психических процессов означал для него и признание особого предмета исследования: «психическое объясняется только из психического». Утверждаемый «дуализм» имел свои границы: самостоятельность психических и физических явлений не исключает их онтологического единства, поскольку они могут быть выражением единого целого, единой субстанции («неоспинозизм»).

55Он быстро заслужил репутацию блестящего экспериментатора и этим привлек внимание У. Джемса, мечтавшего стимулировать развитие молодой американской психологии притоком перспективных европейских кадров. Первой прикладной областью, к которой обратился Мюнстерберг, была судебная психология. Особым вниманием Мюнстерберга пользовалась проблема достоверности свидетельских показаний. Он поставил задачу экспериментально проверить, какова вероятность ошибочного воспроизведения свидетелями деталей преступления.

В опытах Мюнстерберга испытуемых, выступавших в роли «свидетелей», опрашивали сразу же после того, как те наблюдали имитацию некоего инцидента. И со всей очевидностью выступил тот факт, что даже показания «по горячим следам» значительно расходятся в своих деталях.

Мюнстерберг доказывал, что наилучший способ повысить производительность труда — подбирать работникам должности, которые соответствуют их индивидуально-психологическим особенностям, в частности характерологическим и интеллектуальным.

Именно с индустриальной психологией принято связывать оформление в особую научно-практическую отрасль так называемой психотехники (вероятно, в связи с характерной для русского языка прямой ассоциацией «техника — промышленность»). Именно Мюнстерберга считают основоположником психотехники (наряду с В. Штерном). Но и Мюнстерберг и Штерн понимали психотехнику шире — как прикладную отрасль, затрагивающую проблемы не только промышленного труда, но также военного и школьного дела, торговли, юриспруденции, рекламы и пр.

62Юнг считал исследование психики наукой будущего. Для него актуальная проблема человечества заключалась не столько в угрозе перенаселения или атомной катастрофе, сколько в опасности психической эпидемии. Таким образом, в судьбе человечества решающим фактором оказывается сам человек, его психика. Для Юнга этот “решающий фактор” сфокусирован в бессознательной психике, являющейся реальной угрозой; “мир висит на тонкой нити и эта нить - психика человека”.

Идея психической энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в аналитической психологии с классификацией “психологических типов”. Различаются несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, интегральном сочетании устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом. Прежде всего следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт.

Экстраверт характеризуется врожденной тенденцией направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром. Данный тип естественно и спонтанно проявляет интерес и уделяет внимание объекту - другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству. Экстраверт ощущает себя наилучшим образом - что называется “в своей тарелке”, - когда имеет дело с внешней средой, взаимодействует с другими людьми. И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде. Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как эгоистические.


70Логотерапия — один из видов экзистенциальной психотерапии, основанный на анализе смыслов существования (см. Логоанализ). Разработана В.Франклом.

Согласно логотерапии, движущей силой человеческого поведения является стремление найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни. Одним из ключевых сугубо человеческих атрибутов является воля к смыслу, которую Франкл фактически противопоставил ницшеанской воле к власти и фрейдовскому принципу удовольствия. Стремление к смыслу - фундаментальная мотивационная сила в людях. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их. Когда фрустрировано стремление к смыслу, возникает апатия, скука.

Состояние человека, когда у него фрустировано стремление к смыслу, называется экзистенциальным вакуумом. Экзистенциальный вакуум может вести к ноогенному неврозу (неврозу, который возникает вследствие фрустрации стремления к смыслу), клинической симптоматике.



75Центральное место в системе взглядов Басова занимает представление о человеке как "активном деятеле в среде". Сущность этого положения, заключается в действенном проникновении в среду и в овладении ею посредством действенного познания ее.

Это положение, Басов конкретизирует в нескольких направлениях, расковывая, прежде всего действенный характер познания, который заключается в том, что человек использует в жизненной практике познанные свойства вещей. Говоря о человеке как деятеле в среде, Басов обращается также к профессиональной трудовой деятельности людей. 1

Басов и его сотрудники подвергли детальному анализу игру как один из видов деятельности. Этот анализ содержал моменты принципиального характера. Среди них следует, прежде всего, отметить стимуляцию игры как данную извне ("внешнюю"), так и внутреннюю. Значение данного вида деятельности в жизни ребенка связывается с этапом его развития, с характером активности его личности. При этом Басов, говоря о роли активности ребенка, отмечает, что она не исключает возможности организации и руководства ее выявлением.

Положение, согласно которому активность личности предполагает вместе с тем детерминированность ее деятельности внешними воздействиями, проходит красной нитью через все произведения Басова. Рассматривая игровую деятельность, можно сказать о значении как неорганизованных, так и организованных ее форм. Большинство последних, опирается на качество личности, выявляющее степень ее организованности. Именно эти качества и стимулируются играми данного вида.


76.

Концепция разрабатывалась Выготским и его школой в 20-30 гг. XX в. Следуя идее общественно-исторической. природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как "источника" развития личности.. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего истор. развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.). Овладение ребенком связью между знаком к значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функций, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики "психологическими орудиями" характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую. Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что др. человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним. Т. о., пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс интериоризации, "вращивания" функции вовнутрь. Интериоризуясь, "натуральные" психические функции трансформируются и "сворачиваются", приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс – процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане. Выдвижение принципа "внешнее через внутреннее" в культурно-истрической теории расширяет понимание ведущей роли субъекта в различных. видах активности – прежде всего в ходе обучения и самообучения. Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивид, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие. Появление культурно-исторической теории Выготского символизировало новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.


13.Учение античных врачей

Позиции материализма в античной психологии были укреплены успехами античных врачей в анатомии и медицине.

Врач и философ Алкмеон Кротонский (VI в. до н.э.) впервые в истории знания выдвинул положение о локализации мыслей в головном мозгу.

Гиппократ (ок.460—ок.377 до н.э.)—«отец медицины», в философии придерживался линии Демокрита и выступал как представитель материализма в медицине. Как и Алкмеон, Гиппократ считал, что органом мышления и ощущения является мозг. «И этой именно частью (мозгом) мы мыслим и разумеем, видим, слышим и распознаем постыдное и честное, худое и доброе, а также все приятное и неприятное ... удовольствия и тягость ... От этой же самой части нашего тела мы и безумствуем, и являются нам страхи и ужасы ... а также сновидения. И все это случается у нас от мозга, когда он нездоров и окажется теплее или холоднее, влажнее. или суше своей природы или вообще когда он почувствует другое какое-либо страдание, несообразное со своей природой и обычным состоянием ... А когда мозг находится в спокойном состоянии — тогда человекг здраво мыслит»78.

Наибольшую известность получило учение о темпераментах. По Гиппократу, основу человеческого организма составляют четыре сока: слизь (вырабатывается в мозгу), кровь (вырабатывается в сердце), желтая желчь (из печени), черная желчь (из селезенки). Различия в соках у разных людей объясняют и различия в нравах, а преобладание одного из них определяет темперамент человека. Преобладание крови — основа сангвинического темперамента (от лат. sanquis — кровь), слизи — флегматического (от греч. phlegma — слизь), желтой желчи — холерического (от греч. chole — желчь), черной желчи — меланхолического (от греч. melaina chole — черная желчь).


23.Вклад эмпиризма в развитие психологии

Становление эмпиризма существенным образом повлияло на сам характер философского мышления. И хотя проблематика исследований оставалась в основном прежней, подход к изучаемым проблемам стал существенно иным: атомистическим, механистическим и позитивистским.

Вспомним основные принципы эмпиризма. Это: подчеркивание первичной роли чувственного опыта в познании, аналитическое разложение опыта сознания на элементы, образование сложных идей вследствие проведения ассоциации с рядом простых идей, а также акцент на сознательные психические процессы. Совершенно очевидно, что в становлении научной психологии эмпиризм сыграл значительную роль.

К середине XIX века философия в области изучения психики и сознания сделала все, что могла: были сформулированы основные принципы научного изучения природы человека^. Теперь дело было за практическим воплощением этих теоретических принципов. Первое слово в этом процессе было сказано физиологами, заложившими своими экспериментальными исследованиями основу и методологию новой научной психологии.

Вряд ли можно согласиться с тем утверждением автора, что влияние философии на психологию было исчерпано к середине XIX века. Достаточно вспомнить такие философские направления XX века, как феноменологию и экзистенциализм. - Прим. перев.




50

Франк считал, что есть серьёзные философские и логические аргументы против субъективного идеализма. Субъективный идеализм исходит из «я», которое стоит в центре мироздания. При диалоге с миром человек открывает в себе нечто — то, что можно назвать «ты». Но есть и иное — то, что мы называем «мы».

Франк подчеркивал, что человеческие сознания, человеческие «я» не отрезаны друг от друга. Реальное познание, реальное бытие возможны лишь тогда, когда между людьми возникает контакт, возникает единство. Человек познает не только отражение своих собственных чувств, а познает некий субстрат, глубину. Философия

Интуитивизм Лосского является теорией, разрабатывающей философские проблемы связанные с христианским истолкованием мира. Начиная с гносеологических аспектов, Лосский занимается и другими основными разделами философии.

Гносеология Лосского строится на основе положения о том, что познанный объект, даже являясь частью внешнего мира, включается сознанием познающего субъекта непосредственно в личность, и поэтому существование объекта не ставится в связь с актом познания. Такое учение получило в истории философии название интуитивизма. Лосский выделяет три вида интуиции — чувственную, интеллектуальную и мистическую. Чтобы объяснить возможность такого интуитивного познания Лосский рассматривает и разрабатывает многие положения онтологии.

В онтологии Лосского одним из главных является положение о том, что мир является неким органическим целым. Интуиция, как непосредственное созерцание других сущностей является в этом мире возможной, так как и человек есть сверхвременное и сверхпространственное бытие, тесно связанное с целым миром.


51Эббингауз в одном из своих сочинений ставит задачу выяснить условия механической памяти. С этой целью он производил опыты заучивания и воспроизведения материала, не заключавшего в себе никакой логической связи. Таким материалом он избрал бессмысленные ряды слогов. Чтобы слоги представляли одинаковые трудности для заучивания, все они были построены по одному и тому же типу. Каждый слог состоял из трёх букв: гласной и двух согласных. Гласная стояла в середине, а согласные по бокам (бар, вис, гет и т. д.). При соединении слогов соблюдалось следующее правило: слоги, стоящие рядом, не должны образовывать каких-либо понятного слов или фраз. В состав рядов входили новые слоги, пока не исчерпывался их запас (до 2300). Когда запас истощался, слоги перемешивались и из них образовывались новые ряды. Построенные таким образом ряды заучивались через повторное прочитывание их вслух. Читались слоги под определённый такт, с повышением голоса на известных слогах и с определённой скоростью, которая регулировалась сначала ударами метронома, а потом звуками карманных часов. Ряд слогов считался заученным, когда без запинки воспроизводился на память без ошибок. Чтобы знать, сколько повторений требуется для заучивания того или другого ряда слогов, Эббингауз пользовался ниткой шариков, наподобие монашеских чёток, передвигая эту нитку на один шарик после каждого повторения. По окончании опыта передвинутые шарики подсчитывались, и таким образом определялось число сделанных повторений. Эббингауз приступил к опытам лишь тогда, когда приобрёл посредством предварительного упражнения навык лёгкого читать слоги и передвигать нитку с шариками установленным способом. Опыты проводились в течение двух лет, в 1879—1880 и 1883—1884 гг., причём опыты, принадлежащие к одной серии, начинались и оканчивались в одни и те же часы. Все эти ограничения были приняты так, чтобы при произвольном изменении одного какого-либо условия механической памяти прочие условия оставались неизменными и открывалась возможность точно определить влияние данного условия.

15Эллинистическая психологическая мысль

В период эллинизма психологическая мысль развивается в русле следующих направлений:

перипатетики (развитие идей Аристотеля);

стоицизма (развитие идей Гераклита);

эпикуреизма (развитие концепции Демокрита);

платонизма (развитие идей Платона);

раннехристианской патристики.

Школа стоиков возникла в IV в. до н, э. Ее основатели - Зенон, Хризипп. Наибольшего развития стоицизм достиг в римский период (Сенека). Стоики рассматривали космос как состоящий из бесчисленных модификаций огненного воздуха - пневмы, разновидностью которой является душа. Согласно стоицизму, мировая пневма тождественна "божественному огню", иначе - Логосу или судьбе. Отсюда вытекает этический постулат стоиков - человек должен жить согласно Логосу, покориться судьбе.

Лидер другой популярной школы философии периода эллинизма Эпикур (конец IV в. до н.э.) опирался на атомистическое учение Демокрита. Однако в противовес Демокритову утверждению о неотвратимости движения атомов по законам, исключающим всякую случайность, Эпикур высказал идею, что атомы могут отклоняться от своих закономерных траекторий. Это позволило ему опровергнуть постулат о "жесткой" причинности, царящей в мире и в душе как разновидности атомов, и обосновать идею о самопроизвольности, спонтанности изменений, их случайном характере. Тем самым эпикуреизм отверг строгую предопределенность поступков, признал возможность самопроизвольных отклонений, заложенных в самой природе вещей, свободу выбора.







1 М.Г. Ярошевский. Психология в ХХ столетии. М., 1971. – С. 7-35.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации