Золотов О.В. Бизнес конфликтология - файл n1.doc

приобрести
Золотов О.В. Бизнес конфликтология
скачать (1448.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1449kb.06.07.2012 23:39скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 11

Часть 1.

СТАНОВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИИ КАК

НАУЧНО-ПРИКЛАДНОЙ ОТРАСЛИ ЗНАНИЯ 12

Глава 1.СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

К ИЗУЧЕНИЮ КОНФЛИКТОВ 12

1.1. Исследование конфликтов в рамках школы

социал*-дарвинизма 12

1.2: Функциональная модель устройства общества 12

  1. Конфликтная модель социального устройства. Социология конфликта 13

  2. Начало конфликтологии 14

  3. Становление конфликтологии 15

  4. Изучение конфликтов в отечественной науке 15

  5. Современное понимание проблемы конфликтов ... 16

Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД

К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНФЛИКТОВ 16

2.1. Интрапсихические теории 17

  1. Психоаналитическая теория З.Фрейда 17

  2. Индивидуальная психология Адлера 17

  3. Теория К.Хорни 18

  4. Теория отчуждения Э.Фромма 19

  5. «Я-концепция» К.Роджерса 19

  6. Теория самоактуализации А.Маслоу 19

2.2. Ситуационные подходы 19

  1. Теория фрустрации 20

  2. Закон социальных отношений М.Дойча 20

  3. Изучение межгрупповых конфликтов 20

2.3. Когнитивистские интерпретации 21

  1. Теоретико-полевая концепция К.Левина 21

  2. Теория баланса 22

  3. Конфликт как когнитивная схема 22

  4. Подход к изучению конфликтов

в отечественной психологии 22

2.4. Вклад различных психологических подходов

в теорию и практику изучения конфликтов 23

2.5. Современные тенденции в рамках
поихологического
подхода к конфликтам 23

4, «Г ^

Часть 2.

ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ (^5

Глава 1. КОНФЛИКТ КАК ПРЕДМЕТ

| КОНФЛИКТОЛОГИИ И МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ .... 25

1,1^. Определение понятия конфликта 25

З^Типология конфликтов 26

К^зМетоды изучения конфликтов 27

1.3.1; Описание и анализ конкретных

конфликтных ситуаций 27

11.3.2. Исследование конфликтов

в лабораторных условиях 27

1^3.3. Изучение конфликтов в естественных условиях .. 29

И!$4" Аналоги и модели конфликтов 29

• 1.3.С Опросные методы 29

1 Глава 2. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ КОНФЛИКТОВ 31

2.1.Социальный конфликт 31

2.2.Внутриличностные конфликты 32

2.2.1 Виды внутриличностных конфликтов 32

  1. Межличностные конфликты 34

  2. Межгрупповые конфликты 36

Глава 3. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ 39

3.1. Структура конфликта 39

  1. Стороны (участники) конфликта 39

  2. Условия возникновения и протекания конфликта 39 3:1.3. Предмет конфликта 39




  1. Действия участников конфликта 40

  2. Исход конфликта 40

3.2. Динамические характеристики

конфликта (психологический подход) 40

3.2.1. Возникновение объективной

конфликтной ситуации 40

  1. Осознание ситуации как конфликтной 40

  2. Выбор стратегии реагирования 41




  1. Уход от конфликта 42

  2. Борьба 42

  3. Диалог 42

3.2.4. Конфликтное взаимодействие 43

3.3. Этапы развития конфликтов
(междисциплинарный подход) 44

Часть 3.

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ

И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 46

Глава 1. Компоненты организационной

культуры и конфликт 46

Глава 2. Учет конфликтогенности

организационных изменений 49

2.1. Особенности информирования

и сопротивление новшествам 51

  1. Технологии работы со стереотипами 52

  2. Преодоление конфликтов на этапах

введения инновации 52

2.4. Рекомендации по введению инноваций,
увеличивающие позитивность

их восприятия работниками 54

Глава 3. Психологические аспекты

разрешения конфликтов 55

  1. Инструменты анализа конфликта в организации.... 55

  2. Уровни оппонирования 56

  3. Позитивные функции конфликта 57

  4. Ошибки конфликтолога 58

Глава 4. Конфликт и степень

дифференциации организации 60

  1. Недооценка возможностей коллектива 61

  2. Ярлыки как способ разъединения коллектива 62

Глава 5. Социальное партнерство

как форма профилактики конфликта.*. 64

  1. Субъект и объект доверия 65

  2. Развитие социального доверия 66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69

ЛИТЕРАТУРА 70

ВВЕДЕНИЕ

ПРОБЛЕМА КОНФЛИКТА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Конфликты - неотъемлемая часть жизни каждого чело­века и человеческого общества в целом. Огромный инте­рес к проблемам возникновения и эффективного разреше­ния конфликтов проявляют сегодня психологи, социологи, политики, педагоги, руководители, административно-уп­равленческий персонал, поскольку все эти специалисты связаны с проблемами взаимодействия людей.

В литературе представлены различные взгляды на при­роду конфликтов и их социальную роль. Одни авторы при­держиваются теории бесконфликтного гармоничного разви­тия социальных групп (например, основатель социометрии Д.Морено), другие признают конфликты явлением есте­ственным, неизбежным и даже необходимым, одним из про­явлений всеобщего закона диалектического развития - един­ства и борьбы противоположностей (например, К.Томпсон).

Изучением конфликтных явлений занимается конфлик­тология, интегрирующая теоретические исследования кон­фликтов в различных научных дисциплинах (философии, со­циологии, психологии, политологии, педагогике) и выдви­гающая принципиально новые задачи по управлению кон­фликтами. Конфликтология - система знаний о закономер­ностях и механизмах возникновения и развития конфлик­тов, а также о принципах и технологиях управления ими1.

Конфликтология как наука сформировалась сравнитель­но недавно и в настоящее время становится все более вос­требованной научно-практической областью знания. Инте­рес к ней в основном связан с ростом напряженности в раз­ных сферах социального взаимодействия, с острой потреб­ностью различных общественных структур и отдельных лю­дей в практической помощи ^разрешении конфликтов. Глу­бокие преобразования в экономических и политических от-

ношениях в нашей стране неизбежно сопровождаются мно­гочисленными конфликтами. Ослабление и частичное раз­рушение прежних механизмов социального контроля при­водит к эскалации прежде скрытых очагов социальной на­пряженности. Социальное расслоение общества, безрабо­тица, межнациональные конфликты, беженцы, задержка выплаты зарплат, пенсий и пособий, конкуренция]; распро­странение терроризма стали частью нашей жизни. Особый интерес к изучению и управлению конфликтами проявляет­ся в сфере управления организациями и организационным взаимодействием. В последние годы российское общество столкнулось с новым для себя явлением - межорганизаци­онными «войнами», когда значительные ресурсы тратятся на выяснение отношений между разными компаниями в борьбе за материально-финансовые ресурсы.

Все это вызывает необходимость осмысления причин происходящего в обществе роста конфликтности, а также поиска новых форм работы с разными типами конфликтов.

Несмотря на то, что конфликтология еще очень молодая наука, изучение конфликтных явлений имеет давние тради­ции. В качестве наиболее значительных по длительности существования и количеству работ считаются философе-ко-социологический и психологический подходы к изучению' конфликтных явлений. Однако, по нашему мнению, если социологический подход представлен значительным1 чис­лом статей, монографий и учебных пособий, то ресурсы психологического подхода в конфликтологии еще далеко не раскрыты полностью. Не секрет, что психологи и психоте­рапевты, исследуя и влияя на личностные, семейные и ро­левые конфликты, приобрели значительный опыт в данной сфере деятельности. В то же время до последнего времени они предпочитали не оперировать термином «конфликтов логия». Одну из важных целей данной книги авторы вйдят'в' преодолении такого упущения. Мы считаем, что психоло­гическая конфликтология имеет не меньше прав на суще­ствование, чем социологическая, политическая или юридйМ ческая ветви конфликтологии.

' Волков Б.С, Волкова Н В. Конфликтология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, - М.: Академический проект; Трикста, 2005,'

с 362

Часть 1

СТАНОВЛЕНИЕ

КОНФЛИКТОЛОГИИ

КАК НАУЧНО-ПРИКЛАДНОЙ

ОТРАСЛИ ЗНАНИЯ

Эволюция представлений о конфликтах, в ходе которой негативная оценка этих явлений как патологии социально­го организма сменяется их признанием в качестве есте­ственного элемента общественной системы, установление нового взгляда на конфликты приводит сначала к выделе­нию особой дисциплины - социологии конфликта, а впос­ледствии - и к оформлению конфликтологии как особой области знания, интегрирующей теоретические исследова­ния конфликтов в различных областях знания и решающей задачи по управлению конфликтами.

Глава 1

Социологический подход

к изучению конфликта

Изучение конфликтных явлений с давних пор привлека­ло внимания зарубежных ученых. Родоначальником теории конфликтов в некоторых исследованиях назван Гераклит, нередко встречаются ссылки на Сократа и Платона. Боль­шое значение придается философии Гегеля, его учению о противоречиях и борьбе противоположностей.

Формирование теории конфликта как определенной си­стемы взглядов на природу общества, его устройство и раз­витие началось, по признанию многих экспертов, с работ К.Маркса, который считается предшественником современ­ной конфликтологии..

Наряду с Марксом, начало современным теориям кон­фликта положили исследования ряда ученых-социологов в начале XX века: немецкого - Г.Зиммеля, австрийских -Л.Гумпловича и Г.Ратценгофера и американских - А.Смол-ла и У.Самнера. Все эти исследователи привлекли своими работами внимание к проблеме конфликта.

1.1. Исследование конфликтов в рамках школы социал-дарвинизма

Ранняя социологическая традиция объясняла природу человеческого общества, его структуру и функционирова­ние, исходя из идеи универсальности законов живой при­роды.

Большинство таких теорий описывали в основном расо­вые и межэтнические конфликты, сводя к ним все осталь­ные. Изучение социальных процессов в обществе под уг­лом зрения борьбы за существование снискало достаточ­ное число последователей в ранней социологии и стало основанием возникновения школы социал-дарвинизма. Этим понятием принято обозначать представления, в соот­ветствии с которыми человеческое общество рассматри­вается, прежде всего, в системе биологических понятий, 'опирающихся на законы естественного существования.

Австрийский социолог Л. Гумплович (1838 - 1910) стро­ит свои представления о конфликтах на гипотезе о проис­хождении человека от множества независимых друг от друга приматов. Кровное родство, по его мнению, вызывает чув­ства взаимного тяготения сородичей, привязанности к «сво­им» а различие по крови находит свое выражение в чувствах непримиримости, ненависти к «чужакам». Положительные чувства вызывают групповую солидарность, а отрицатель­ные - межгрупповой антагонизм. История человечества изображается как история войн, подчеркивается их поло­жительная роль в развитии общества.

Австрийский фельдмаршал Г.Ратценгофер (1842 - 1904) считал конфликт основным фактором исторического про­гресса, но в отличие от Гумпловича, на первое место ста­вил не расовые противоречия, а различия в интересах лю­дей. Социальный конфликт, в его понимании, - это прежде всего столкновение противоречивых человеческих интере­сов, сугубо личных желаний и воли людей. Ратценгофер стремится доказать абсолютную непримиримость и враж­дебность человека человеку, ее обусловленность специфи­кой самой общественной жизни.

Американский исследователь У.Самнер (1840 - 1910) основной причиной всей человеческой деятельности счи­тал стремление к удовлетворению потребностей в пище, сексе, общественном признании, а также стремление из­бавиться от страха перед божествами. Нравственные и пра­вовые нормы поведения, обычаи и привычки людей Сам-нер пытался вывести из практики человеческих конфликтов, борьбы людей за свое существование.

Американский социолог А.Смолл (1854 - 1926) постули­ровал универсальность конфликтных процессов, но утвер­ждал, что с развитием общества интересы людей все бо­лее переплетаются, в результате чего конфликт перерас­тает в общественное согласие. При этом социальные про­блемы в обществе, ведущие к конфликтам, должны «сгла­живаться», «преодолеваться» путем «социализации».

1.2. Функциональная модель устройства общества

В понимании устройства общества и его структуры со­циологи первоначально придерживались «функциональной» или «равновесной» модели общества, основанной на пред­ставлениях об относительно стабильной и интегрированной природе его устройства. Позиция функционализма впервые была сформулирована Гербертом Спенсером, а затем раз­вита Эмилем Дюркгеймом и до сих пор продолжает нахо­дить своих последователей.

В основе «равновесной» модели лежит принцип систем­ного строения общества, предположение о функциональ­ном единстве, то есть гармоничном соответствии и внутрен­ней согласованности различных частей социальной систе­мы. Социальный конфликт, нарушающий общественный порядок, считается патологией в существовании соци­альных систем. Возникновение рассогласований и конфлик­тов возможно лишь в том случае, если по тем или иным при­чинам внутренняя гармония социальной системы наруша­ется. Бесконфликтная модель общества, разработанная в рамках структурно-функционального анализа, была особен-

но популярна в 30 - 40-е годы XX века. Основоположником этого направления был Т.Парсонс.

были в основном сосредоточены на поиске возможностей
избегания конфликтов, а не на их изучении. -„г, йн

Наиболее известными сторонниками конфликтной, мол дели общественного устройства считаются Карл Маркс (1818 - 1883) и Георг Зиммель (1858 - 1918), представле­ния которых фактически заложили основание современной конфликтологии.

Основные идеи Маркса оказали существенное влияние на формирование теории конфликта, поскольку утвержда­ли неизбежность классовой борьбы, возникающей в обще­стве в силу его разделенности на враждующие классы (экс-плуататоров и эксплуатируемых). Классовая борьба при таком понимании выступает как главная движущая сила ис­тории. Противоположность интересов социальных групп влечет за собой конфликты, которые возникают в отноше­ниях собственности и ее распределения.

Г.Зиммель ввел в науку термин «социальный конфликт» и рассматривал конфликты как неизбежное явление в об­щественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и присущего личности инстинкта агрессивности. Одной из основных идей этого учения является положение о конфликте как форме «социализации», то есть факторе, содействующем сближению и объединению людей. В ходе противоборства происходит сличение, сравнение, в резуль-; тате чего возникает как идентификация людьми своих осо­бых интересов, так и осознание ими противоположности интересов.

Идеи этого ученого часто оцениваются как наивысшее достижение функционалистского направления в социоло­гии. Парсонс считал конфликт деструктивным, дисфункци­ональным, разрушительным явлением, свидетельствующим о кризисе социальной системы. По его мнению, желатель­но не допускать конфликтов, а если они возникли - ликви­дировать. Такую функцию выполняют системные механиз­мы саморегуляции - социальные институты. Кроме того, Парсонс предполагал, что значительную роль в уменьше­нии социальных отклонений могут играть психоаналитики и другие специалисты по психическому здоровью.

Таким образом, для функционалистов общество - это целостная система, состоящая из многих взаимосвязанных элементов. Интеграция в обществе опирается на систему норм и согласие людей в отношении общих ценностей. Представители теории равновесия считали, что при более правильном и разумном устройстве общества конфликты должны и могут быть полностью исключены из жизни.

1.3. Конфликтная модель

социального устройства.

Социология конфликта.

Тот факт, что отклонения от равновесия в жизни обще­ства встречаются слишком часто, чтобы считать их лишь до­садным исключением из правил, привел некоторых ученых к пониманию неизбежности и закономерности возникновения конфликтов. Поэтому на смену идеям «социального равно­весия» и «функционального единства» общества пришла идея «социального изменения», которую также часто называют «конфликтной» моделью, или «теорией конфликта». Разви­тие этой теории некоторое время сдерживалось тем, что те­ория «равновесия» представлялась большинству ученых эмо­ционально более привлекательной. При этом интересы их

Зиммель утверждал, что возникающие внутри группы враждебные чувства и конфликты наиболее вероятны, если люди ощущают общую стабильность своего положения, уве­рены в своей безопасности. Однако, если взаимоотношения таковы, что члены группы опасаются их распада, тогда при возникновении конфликта они всячески будут пытаться по­давлять и вытеснять враждебные чувства, что ведет к сдер­живанию конфликта. Эффективным средством сдерживания конфликтов Зиммель считал сопоставление сил противоборт ствующих сторон в ходе самого конфликта. По его мнению» конфликт может менять свою остроту и вследствие этого

иметь разные последствия для социального целого. Новиз­на представлений Зиммеля привела к существенному про­движению в развитии представлений о конфликте.

1.4. Начало конфликтологии

Первые современные концепции конфликтов, выдви­нувшие принцип постоянных социальных изменений, ста­ли появляться в 50-е годы XX века. Начало нового подхо­да к анализу общества и социальных процессов было по­ложено трудами Р.Дарендорфа и Л.Козера,. явившихся продолжением исследований Маркса и Зиммеля. Их кон­цепции легли в основу современной парадигмы конфлик­та. Нередко к становлению современной конфликтологии считают причастными и таких ученых как М.Вебер, Э.Дюр-кгейм, К.Боулдинг.

Р.Дарендорф развивает идеи К.Маркса и придержива­ется диалектической теории конфликта. Он предлагает окончательно отказаться от позитивной методологии в фор­ме структурно-функционального анализа и рассматривать социальные системы в состоянии непрерывных изменений, приобретающих различные формы, в том числе и форму конфликта. Изучение постиндустриального общества при­вели ученого к заключению, что основное противоречие социальных систем перемещается из экономической плос­кости, из сферы отношений собственности в область отно­шений господства-подчинения, и основной конфликт ока­зывается связан с перераспределением власти. Дарендорф подробно разбирает условия возникновения конфликтов, факторы, определяющие их остроту, реальные и возмож­ные последствия и приходит к выводу, что конфликты в силу неизбежного различия интересов являются постоянными спутниками изменений социальных систем. По его мнению, не наличие, а отсутствие конфликтов является чем-то уди­вительным и ненормальным.

Конфликтный функционализм Л.Козера, развивающий идеи Зиммеля, строится, как и учение Дарендорфа, на кри­тике концепции структурно-функционального анализа и, прежде всего, взглядов Т.Парсонса. Однако Козер высту­пает не против стабильности и социального порядка, жела­тельность которых отмечает Парсонс, а против методоло­гического подхода к обществу, игнорирующего противоре­чия, столкновения интересов, конфликтный характер влас­тных отношений. Успех теории Козера - в попытках не про­тивопоставить теорию конфликта структурному функциона­лизму, а «вписать» конфликт в идеи общественного поряд­ка. Подвергая критике подход Парсонса, Козер говорит о неизбежности социальной напряженности, порождаемой противоречиями и столкновениями интересов людей, и до­казывает, что конфликты - это продукт внутренних измене­ний в обществе, результат взаимодействия различных эле­ментов социальной системы. Идею «социального равнове­сия» сменяет идея динамических социальных изменений. *>• Козер исследует условия и факторы возникновения кон­фликтов, их остроту и длительность, выявляет их функции. Именно функции конфликтов заняли центральное место в теоретической системе Козера, получившей название «кон­фликтного функционализма».

г "9 Согласно представлениям Козера, одна из позитивных функций конфликта заключается в его способности разря­дить и снять напряженность между антагонистами, накоп­ление которой только обостряет их отношения.

Кроме того, конфликт может выполнять коммуникатив­но-информационную и связующую функции. Он по-своему объединяет людей общностью ситуации, позволяет им больше узнать друг о друге в процессе взаимодействия.

По мнению Козера, конфликты могут оказывать влияние и на то социальное целое, в рамках которого развиваются: способствовать интеграции, позитивным изменениям и но­вовведениям, уменьшению враждебности и ослаблению на­пряжения, выполнять сигнальную функцию, привлекая вни­мание к необходимости изменений. Конфликт нередко при­водит к установлению более четких границ между группами, формированию определенных централизованных структур, ответственных за принятие решений, укреплению внутрен­него единства, усилению нормативности поведения.

Самой парадоксальной из возможных позитивных фун­кций конфликта при этом оказывается его способность сдерживать конфликт. Обосновывая эту особенность, Ко­зер ссылается на так называемый «зиммелевский пара­докс», состоящий в том, что наиболее эффективным сред­ством предотвращения борьбы является точное знание сравнительной силы обеих сторон, которое может быть по­лучено часто только в результате самого конфликта. Про­тивники вынуждены соизмерять свои силы и оценивать шан­сы на победу. Если вероятность победы невелика, а потери могут оказаться значительны, это может удерживать сто­роны от прямой борьбы и обострения ситуации. Наглядны­ми примерами проявления «зиммелевского парадокса», могут служить часто встречающиеся в практике междуна­родных отношений ситуации, когда усиление противостоя­ния, взаимная демонстрация собственной силы и решимо­сти, заставляют стороны (или одну из них) в последний мо­мент пойти на уступки и избежать тем самым перехода кон­фликта в более острую форму, например, вооруженного столкновения.

Согласно представлениям Козера, можно выделить та­кие позитивные функции конфликта, как стимулирование изменений, структурирование и оформление групповых процессов и образований, разрядку напряженности, пре­дотвращение более сильных конфликтов, лучшее узнавание и сближение партнеров.

Идеи Дарендорфа и Козера подготовили почву для ут­верждения основных принципов современной конфликте-

логии, признающей закономерность и неизбежность конф­ликтных явлений, возможность их протекания в разнообраз­ных, в том числе и конструктивных формах, а также возмож­ность управления конфликтами.

1.5. Становление конфликтологии

В конце 50-х - начале 60-х годов XX века начинает скла­дываться наука конфликтология как особая междисципли­нарная область, сочетающая концептуальные и методоло­гические подходы к изучению конфликтное и практику ра­боты с ними. Это наиболее интенсивный период развития исследований в области конфликтов.

В 1957 году обсуждение проблем конфликтов было про­ведено в Париже социологической ассоциацией ЮНЕСКО. Результаты его были опубликованы в сборнике «О природе конфликтов». Это послужило импульсом к проведению кон­ференций по теме конфликтов, созданию ряда организа­ций и центров, выпуску специальных журналов по этим про­блемам. В 1966 году в одном из университетов Англии был проведен симпозиум на тему «Конфликты в обществе». В это же время в США при Мичиганском университете учре­дили центр по исследованию конфликтных ситуаций, нача­ли выпуск ежеквартального журнала «Проблемы разреше­ния конфликтных ситуаций».

В 1970 году в США при разведывательных организациях был создан ряд исследовательских центров по разработке проблем конфликтных ситуаций. В частности, при ЦРУ был открыт институт изучения конфликтов.

Интенсивность исследования возросла, объектами изу­чения стали коллективы производственных компаний, вза­имоотношения с коллегами по работе, с руководством, в семье. В 70-80-е годы в США получило распространение движение под названием «альтернативное решение спо­ров» (вместо судов). Практическая конфликтология стала профессией. Начали создаваться небольшие фирмы по раз­решению мелких споров и разногласий. Специалисты этих центров, менеджеры по конфликтам не давая своей оценки событиям, не высказывая открыто рекомендаций, способ­ствовали анализу ситуации конфликтующими сторонами, выяснению точек зрения, поиску возможных решений и пре­одолению последствий конфликтов. Нередко такие специ­алисты-конфликтологи оказывают содействие в разреше­нии конфликтов по заказам*различных организаций, даже правительств и ООН.

Функционирование зарубежных фирм показало необхо­димость для руководителей организаций, психологов и уп­равляющих персоналом знаний и навыков управления кон­фликтными ситуациями, их прогнозирования и разрешения * конфликтов. Правильно понятая информация, четко прове­денный анализ возникшей ситуации в значительной степе­ни облегчают поиск взаимоприемлемых решений.

Таким образом, акцент был перенесен с поиска средств предотвращения конфликтов и их ослабления, вызванного жестоким опытом Второй мировой войны, на регулирова­ние конфликтных явлений, позволяющее минимизировать негативные последствия и даже извлекать позитивный эф­фект из конфликтного процесса. В конфликтологии наме­тился постепенный переход от теоретических описаний к практике управления конфликтами, то есть началась ее прагматическая переориентация. Это, возможно, связано

с некоторыми теоретическими неудачами. Так, например; не удались попытки построить единую концептуальную схе­му описания всех видов конфликтов, создать общую тео­рию конфликта, построить единую универсальную типоло­гию конфликтов. Такого рода построения существуют, но их практическое применение существенно затруднено из-за неизбежной чрезмерной абстрактности.

Интерес к практике управления конфликтами сегодня развивается в различных направлениях науки и обществен­ной жизни (психологическая, юридическая, социальна», педагогическая, практика, международные отношения). Конфликтология первоначально формировалась как меж­дисциплинарная область знания, поскольку предполага­лось, что она объединит усилия разных наук. Вместе с тем один из ведущих современных исследователей в области конфликта Дж.Бертон не признает никакого разграничения знания и настаивает на «адисциплинарном» характере сфе­ры изучения этого явления.

1.6. Развитие отечественной

конфликтологии <

^

Судьба конфликтологии в нашей стране оказалась тес­
но связанной с проблемами идеологии и состоянием совет­
ского обществознания, в силу чего не могло осуществить­
ся последовательное развитие идей Маркса, касающихся
конфликтной проблематики. Конфликт как проявление ди­
алектического закона о единстве и борьбе противополож­
ностей стал жертвой чисто идеологических представлений
о невозможности обострения противоречий и конфликтов
в социалистическом обществе. <>

Игнорирование существующих проблем и противоречий создавало иллюзию бесконфликтности, которая переноси­лась с макросоциального, общественного уровня на обла­сти внутриорганизационного и внутригруппового взаимо­действия, в сферу межличностных отношений. Это суще­ственно тормозило развитие теоретической мысли и прак­тической работы с конфликтами в нашей стране, назначе­ние которых ограничивалось решением задач педагогики и оптимизации психологического климата в конкретных кол­лективах.

Конфликтная проблематика актуализировалась в после­днее время в связи с резким обострением противоречий в жизни общества. На макроуровне это проявилось, прежде всего, в нарастании межнациональных и межрегиональных конфликтов; на межгрупповом и межличностном уровне - в целом комплексе проблем, чреватых столкновением инте­ресов, конфронтацией и межличностными осложнениями; наконец, на внутриличностном уровне возросла напряжен­ность из-за неуверенности в завтрашнем дне, утраты, чув­ства безопасности и т. д.

Началом официального обращения отечественной пси­хологии к конфликтной проблематике можно считать 1990 год, когда в Красноярске состоялась первая в истории оте­чественной науки конференция, посвященная проблеме конфликтов. Институтом социологии и Международным центром общественных ценностей в 1990 годы был прове­ден «Круглый стол по социальным конфликтам», послужив­ший отправной точкой для издания серии сборников по этой проблеме. Начинает резко возрастать интерес к конфлик­тологии, увеличивается количество исследований и публи-

каций, начинается практическая работа с конфликтами. Отдельный симпозиум был посвящен проблемам конфлик­та на I Всероссийской научной конференции Российского психологического общества «Психология сегодня», прохо­дившей в Москве в 1996 году.

Обсуждение разнообразных проблем теории и практи­ки конфликтологии привело к выводам о стихийном, эмо­циональном, неуправляемом характере происходящих в стране конфликтов и об отсутствии в обществе институтов и механизмов их регулирования. Участники первой конф­ликтологической дискуссии сформулировали практическую задачу создания специальной экспертно-консультационной службы, призванной на базе серьезного анализа отслежи­вать зарождение и развертывание конфликтных процессов и выдвигать обоснованные предложения по их локализации, рационализации и регулированию.

; Зарождение официальной конфликтологии в нашей стране фактически начинается с выхода первого отече­ственного сборника по социальным конфликтам в 1990 г. В последующие годы тема конфликтов становится одной из ведущих тем в отечественной социологии. Стали появлять­ся и междисциплинарные исследования. Однако, в отличие от западных подходов, включающих психологию в работу с конфликтами, отечественная социология конфликта в на­стоящее время недостаточно связанна с психологией и по­чти не использует ее возможностей.

1.7. Современное понимание проблемы конфликтов

•• Основные результаты совместных исследований зару­бежных и отечественных конфликтологов заключаются в следующем:

  1. Утверждается необходимость смены парадигмы «бесконфликтности» конфликтологической парадиг­мой, описывающей конфликты как неизбежную фор­му человеческого взаимодействия и признающей их .позитивно функциональную роль в совершенствова­нии и гармонизации этих взаимодействий. Мы дол­жны перестать воспринимать его как какую-то пато­логию или аномалию. Конфликт - не противоборство социальных или природных сил, а специфический способ взаимодействия разных систем и энергий иерархически организованного мира.

  2. Конфликт не следует однозначно воспринимать как деструктивное явление. Он не всегда приводит к раз­рушениям. Напротив, при определенных условиях это один из главных процессов, служащих сохранению

. целого, его жизнеспособности и устойчивости. Про-< блема заключается не в ликвидации конфликтов, а в поиске способов бескризисного существования в конфликтных ситуациях. •1; ■■ 3. Необходимо перестать воспринимать конфликт как <•&' г ^угрозу. Одна из функций конфликтов в том, что они содержат в себе потенциальные позитивные воз­можности, предотвращают окостенение системы, открывая дорогу инновациям. Конфликт ведет к из­менению, изменение - к адаптации, адаптация - к выживанию. .,'4. Разряжая напряженность между противостоящими сторонами, конфликт служат поддержанию взаимо-

отношений между ними. В конфликте потенциально заложено мощное конструктивное начало.

  1. Конфликт может быть управляем. Его негативные по­следствия могут быть полностью исключены или све­дены к минимуму, а конструктивные возможности уси­лены. Конфликтующие стороны, обозначив разные мнения и методы, могут объединиться во имя общей цели, которой поодиночке достичь невозможно.

  2. Современная зарубежная конфликтология все боль­ше обращается к психологическим знаниям, посколь­ку в возникновении и развитии социальных конфлик­тов огромную роль играют психологические факто­ры. Кроме того, она активно использует возможнос­ти психологических методов для разрешения и ос­лабления конфликтов.

  3. Отечественная же конфликтология, напротив, недо­статочно связана с психологией и развивается в на­стоящее время скорее в рамках социологических подходов.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации