Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика - файл n1.doc
приобрестиТуровский Р.Ф. Политическая регионалистикаскачать (2167.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 13 Введение. Теоретические основы политической регионалистики 15 Глава 1. Теория и методология политической регионалистики 30
1.1.Региональная структура государства 30
Государство как территория 30
Регион и территориальная структура (геоструктура) 36
Регионализация в многосоставном обществе 43
Факторы и формы регионализации 46
Методология исследования регионализации 49
1.2 Географическое моделирование и региональный политический анализ 52
Географическое моделирование региональной структуры 52
Диффузия политических инноваций 59
"Понимающая" политическая регионалистика 63
1.3.Государство как территориально-политическая система 68
Территориально-государственное строительство 68
Регион в балансе отношений "центр — регионы" 70
Центр в балансе отношений "центр — регионы" 72
Концептуализация баланса "центр — регионы" 75
Функционалистский подход к изучению баланса отношений
"центр — регионы" 78
Понятие "региональная политика" 80
Содержание региональной политики 83
Подходы в региональной политике 88
Региональное участие и региональный политический процесс 89
1.4.Территориально-политическая специфика федеративного государства 90
Понятие "федерализм" 90
Особенности федеративной территориально-политической
системы 95
1.4.3.Концепции федерализма 100
Литература 104
Контрольные вопросы 106
Глава 2. Мировой опыт территориально-государственного строительства 108
2.1. Административно-территориальное деление государства 108
Основные понятия 108
Факторы административно-территориального деления ПО
5 ¶
Оглавление
Формат административно-территориального деления 116
Топонимика административно-территориальных единиц 130
Морфология административно-территориального деления 133
Столичность в системе административно-территориального
деления 136
Уровни административно-территориального деления 138
Сценарии реорганизации административно-территориального деления 139
Принципы изменения административно-территориального
деления 147
2.1.10. Государственная юрисдикция на море 149
2.2. Политико-административные границы и пограничные споры 151
Основные понятия 151
Особенности политической лимологии 153
Процесс создания границы 154
Морфология границы 156
Пограничный спор как отражение конфликта в системе административно-территориального деления 160
2.3. Территориально-политическая децентрализация 162
2.3.1. Основные понятия 162
2.3.2 Децентрализация в унитарных государствах 164
Создание регионалистских государств 167 v
Постколониальные модели децентрализации 171
2.4. Современный сравнительный федерализм 176
2.4.1. Компаративные исследования федерализма 176
2.4.2 Генезис федерализма и исторические модели федерализации 176
Факторы федерализации 194
Классификации федераций 197
Федератизм как форма федерализма 200
Федеративная трансформация 202
Литература 204
Контрольные вопросы 208
Глава 3. Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт 209
3.1. Общенациональный территориально-политический контроль 209
Единство общенационального правового пространства 209
Территориальная сеть агентов центральной администрации.
Прямое и непрямое федеральное администрирование 211
3.1.3. Специальные институты централизованного контроля и санкций
в отношении региональной власти 217
3.1.4. Институт федеральной интервенции: определение интервентора
и формальных поводов для интервенции 221
3.1.5. Непрямые санкции 222
3.2. Институты регионального влияния на общегосударственном уровне 223
Бикамерализм и региональные палаты 223
Иерархия палат и функциональные различия между ними 224
Способ формирования региональной палаты 226
Нормы регионального представительства 227
Другие формы обеспечения регионального представительства
в парламентах федераций 230
Региональный бикамерализм в унитарных государствах 231
Другие формы регионального влияния в федерациях 233
Общераспространенные формы регионального влияния 235
3.3. Разграничение полномочий между уровнями власти 241
Принципы разграничения полномочий 241
Идеология разграничения полномочий и определение компетенции центра 246
Разграничение полномочий в экономике 250
Разделение полномочий по вопросам земли, недр
и аграрного сектора 252
Разграничение полномочий в социальной сфере 254
Разграничение полномочий в инфраструктурных отраслях 258
Некоторые общие принципы разграничения полномочий 259
3.4. Региональная власть в современном государстве 261
Организация региональной власти 261
Модель выборного губернатора 262
Парламентская модель 266
Канадская и австралийская модели (квазипарламентская модель) 267
Модель назначаемого губернатора 268
Монархическая модель 270
Швейцарская модель 271
Региональная власть в унитарном государстве 271
3.5. Местная власть в современном государстве 273
Концептуальные основы и существующая практика местного самоуправления 274
Территориальные субъекты местного самоуправления 281
Организация местной власти 285
3.5.4. Компетенция местной власти 289
Литература 293
Контрольные вопросы 295
Глава 4. Политико-историческое развитие российской системы "центр — регионы" 296
4.1. Отношения "центр — регионы" в средневековой России 296
Конфедеративно-вотчинная модель XIII—XIV вв 297
Переходная удельно-уездная модель XV в 304
Земская модель XVI в 312
Асимметрия в региональной политике в контексте управления инокультурной периферией 319
4.2.Отношения "центр — регионы" при династии Романовых 323
Переходная военно-административная модель XVII в 323
Петровская модель региональной политики (губернская модель
с элементами самоуправления) 327
Послепетровская централизация 334
Екатерининская модель региональной политики
(обновленная губернская модель) 335
Император Павел: новая централизация и упрощение региональной политики 339
Александр I: частичная децентрализация 341
Николай I: новое упорядочение в системе 344
Земская модель Александра II 347
Александр III: новая частичная централизация 353
4.2.10. Николай II: потеря баланса в отношениях "центр — регионы" 355
4.3. Отношения "центр — регионы" в советский период 358
Февральская революция и ее последствия 358
Советы: от альтернативных органов самоуправления к новой государственной власти 360
Октябрьская революция и рождение советского федерализма 362
Расколы российского пространства 365
Национально-государственный полицентризм и его преодоление 372
Суверенитет и территориально-политическая субординация
в советском федерализме 378
Национально-территориальная автономия в РСФСР 383
Региональное участие 393
Региональное и местное самоуправление 395
4.3.10. Территориальное экономическое планирование и управление 397
Литература 398
Контрольные вопросы 400
Глава 5. Региональная структура современной России 402
5.1. Эволюция административно-территориального деления России 402
Дореволюционная система административно-территориального деления 402
Формирование новой системы административно-территориального деления в советский период 405
5.2. Современный федерализм и политико-административная структура России 413
Влияние распада СССР на региональную структуру России 413
Современная политико-административная структура 416
Факторы формирования региональной структуры 421
Проблемы дробности административно-территориального
деления и укрупнения регионов 430
Система федеральных округов 431
Принципы создания новых субъектов федерации 435
5.3. Статус субъектов федерации и проблема территориально-политической асимметрии 440
Определение статуса субъектов федерации 440
Национально-территориальная автономия и асимметрия 441
Особый статус российских республик 445
Статус автономных округов 458
Некоторые перспективы 464
5.4. Межрегиональные границы и пограничные споры в современной
России 466
Правовые основы межрегиональных границ и их изменения 466
Межрегиональные пограничные споры 467
5.5.Экстерриториальные формы этнической самоорганизации 473
Литература 475
Контрольные вопросы 478
Глава 6. Региональная политика и баланс отношений "центр — регионы" в современной России 479
Правовые основы региональной политики в России 479
Федеральный центр как субъект отношений "центр — регионы" 484
Президент России 484
Правительство России 486
Роль Федерального Собрания 488
Роль Конституционного суда 489
Роль судебных органов и прокуратуры 490
Роль групп влияния как субъектов региональной политики 491
6.3. Правовые механизмы и институты федерального вмешательства
и централизованного контроля 492
Конституционные полномочия президента в сфере федерального вмешательства 492
Институты президентского влияния в региональной политике 496
Система ведомственных вертикалей 503
Отстранение губернаторов от должности 505
Роспуск региональных органов законодательной власти 510
Изъятие полномочий у региональной власти 511
6.4.Институты регионального влияния на федеральном уровне 512
Особенности российского бикамерализма 512
Эволюция Совета Федерации 515
Функции Совета Федерации в законотворческом процессе 518
Региональное и федеральное влияние в Совете Федерации 519
Консультативные органы регионального представительства 521
Региональный лоббизм на федеральном уровне 524
Региональные интеграционные структуры 527
6.5.Разграничение полномочий между центром и регионами 531
Правовые основы разграничения полномочий 531
Полномочия центра и регионов в России 535
Полномочия автономных округов 540
Договора о разграничении полномочий между центром
и регионами 541
6.6. Экономическая региональная политика как особая форма региональной политики 548
6.6.1. Роль экономической региональной политики в политическом процессе 548
Региональные финансовые ресурсы и их динамика 550
Финансовая зависимость регионов от центра 553
Адресная федеральная помощь 557
Особый экономический режим в регионах 560
Позиции регионов-лидеров 563
6.7.Моделирование отношений "центр — регионы" в России 566
Постсуверенизационная модель отношений 1991 — 1993 гг 566
Модель 1994—1996 гг. (модель Ельцина — Черномырдина) 569
Модель 1997 г. (модель молодых реформаторов) 571
Модель 1998 г. (модель Примакова) 574
Модель рецентрализации 2000—2005 гг. (модель Путина) 577
Оптимизация отношений "центр — регионы" после 2005 г 582
Литература 582
Контрольные вопросы 586
Глава 7. Региональная и
местная власть в современной России 588
Системы региональной власти 588
Исполнительная власть в субъектах федерации 591
Исполнительная власть в республиках 592
Модели исполнительной власти в республиках 594
Исполнительная власть в других регионах России 597
Основные параметры института губернатора 602
7.3. Организация исполнительной власти в регионах: сравнительный анализ 609
Структура региональной исполнительной власти 610
Институт вице-президента (вице-губернатора) 613
Институт регионального правительства 616
7.4. Законодательная (представительная) власть в субъектах федерации 619
Основные параметры института регионального законодательного собрания 623
Разделение властей и система сдержек и противовесов в российских регионах 631
7.5.Системы местной власти 632
Конституционные принципы организации местного самоуправления 633
Формирование местного самоуправления в современной России 634
Территориальный формат местного самоуправления 637
Формирование органов местного самоуправления 639
Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления 641
Нормы ответственности местного самоуправления перед государством 643
Формы горизонтальной интеграции муниципальных образований 645
Территориальное общественное самоуправление 645
7.6.Политические конфликты в российских регионах 646
Подходы к изучению региональных конфликтов в России 646
Конфликт между губернаторами и законодательными собраниями ....649
Конфликт между губернаторами и местным самоуправлением 651
Конфликт "губернаторы против «федералов»" 655
Партийное и корпоративное измерение региональной конфликтности 656
Литература 659
Контрольные вопросы 661
Глава 8. Расстановка политических сил в регионах России (региональные элиты, группы влияния и политические режимы) 663
8.1.Региональные элиты 663
Основные понятия 663
Структурные трансформации региональной элиты 665
Этапы обновления региональной элиты 668
8.2. Основы регионального политического анализа 671
Изучение региональной политической ситуации 671
Политические институты и группы влияния в региональной политической ситуации 674
Региональные политические режимы 684
8.3. Региональные политические режимы и политическая ситуация в республиках 688
8.4. Региональные политические режимы и политическая ситуация в прочих субъектах федерации 696
Северо-Западный федеральный округ 696
Центральный федеральный округ 701
Приволжский федеральный округ 707
Южный федеральный округ 711
Уральский федеральный округ 715
Сибирский федеральный округ 718
Дальневосточный федеральный округ 724
Литература 727
Контрольные вопросы 729
Заключение. Прикладная политическая регионалистика 731
Приложение 735
Abstract (in English) 777
Contents 781 ¶
ПРЕДИСЛОВИЕ Понятие "политическая регионалистика" используется в российской науке с 1990-х гг. Постепенно оно получило широкое распространение в политологии, превратившись в одно из признанных научных направлений. Конечно, региональные политические исследования, которым посвящена политическая регионалистика, существуют и проводятся достаточно давно. Наверное, столько же, сколько и политические исследования как таковые, ведь в любом политическом исследовании всегда есть хотя бы малая толика регионального содержания, пространственного измерения, как скажем мы, прочитав учебник. Но, пожалуй, только во второй половине XX в. начинается работа над созданием специализированных научных направлений. Эту работу можно представить как встречное движение. С одной стороны, географы занялись исследованиями в области политической географии — науки, которая, по сути, пережила в постсоветской России новое рождение. С другой стороны, политологи, занимающиеся региональными исследованиями, все чаще стали идентифицировать свое направление как политическую регионалистику. Со временем политическая регионалистика получила статус и признание, вошла в перечень обязательных учебных дисциплин для политологов. Возникла потребность и в новых учебниках. Как это часто бывает, на первых стадиях становления политической регионалистики как политологической дисциплины возник разнобой мнений и оценок по поводу ее смысла и содержания.
В 1999 г. автор данной книги выпустил учебное пособие "Политическая география", тоже одно из первых в своем роде. С тех пор региональные политические исследования ушли далеко вперед. Автор продолжал работу над теорией и методологией региональных исследований, было собрано и переработано огромное количество нового фактического материала как по России, так и по зарубежным странам. Российская политическая жизнь тоже не останавливалась ни на минуту, давая обильную пищу для размышлений. Очень полезными оказались материалы лекций, на протяжении многих лет читаемых автором на факультете прикладной политологии Государственного университета — Высшей школы экономики, на географическом и философском факультетах МГУ им. М.В. Ломоносова. Да и сам лекционный процесс, общение со студентами оказали неоценимую пользу. Итогом этой работы и стало новое учебное пособие — "Политическая регионалистика".
В его различных разделах представлен весь спектр проблем, которыми занимается политическая регионалистика, прежде всего:
мировой и российский опыт территориально-государственного строительства;
государство как территориально-политическая система;
13 ¶
Предисловие
региональная структура государства;
региональная политика;
баланс отношений "центр — регионы";
региональное влияние и участие;
институты региональной и местной власти;
региональный политический процесс;
региональные элиты;
расстановка политических сил в регионах;
прикладные исследования.
Учебное пособие позволило представить политическую регионалистику в качестве целостной политической науки, имеющей свой научный аппарат и свою методологию (совокупность определенных политологических и географических методов). Кроме того, в нем удалось собрать воедино большое количество полезной информации о процессах территориально-государственного строительства, региональной политике и региональных политических процессах в России и других странах мира.
Работа над учебным пособием была начата при поддержке Национального фонда подготовки кадров (НФПК). Учебно-методический материал, который составил основу данного учебного пособия, был одобрен Независимым комитетом по сертификации учебных материалов в качестве базового при подготовке специалистов по направлению "Политология" (сертификат № 092, выдан на основании решения Совета НКСУМ, протокол № 5 от 23 декабря 2004 г.). При подготовке некоторых разделов учебного пособия также были использованы результаты исследований, проведенных автором в рамках работы по гранту Российского гуманитарного научного фонда, проект № 02-03-18012а. Частично текст учебного пособия перекликается с некоторыми статьями автора, но его основная часть публикуется впервые и была подготовлена специально для данного издания.
Автор выражает благодарность:
рецензентам данного учебного пособия О.В. Гаман-Голутвиной и В.И. Коваленко за ценные замечания;
коллегам с кафедры публичной политики факультета прикладной политологии ГУ ВШЭ, кафедры мировой и российской политики философского факультета МГУ, кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ и персонально руководителям этих кафедр — Н.Ю. Беляевой, В.И. Коваленко и В.Е. Шувалову;
Н.Ю. Малютиной за помощь при подготовке табличного приложения;
Д.В. Соколовой и Л.А. Кадиловой за помощь при подготовке картографического приложения.
¶
Введение ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕГИОНАЛИСТИКИ В современной науке можно встретить множество понятий, которые обозначают области знания, изучающие пространственные аспекты разнородных явлений. Среди них: регионалистика, география, регионология, регионоведение, краеведение, региональная наука, географическое государствоведение, геополитика, региональная политология. Для того чтобы понять, что такое политическая регионалистика и какие научные задачи она решает, необходимо разобраться со всем этим многообразием понятий.
Региональные исследования и их многообразие
Самым первым, базовым понятием, которое еще не обозначает конкретную науку, но зато очерчивает обширную предметную область, является понятие
"региональные исследования". Любое исследование можно признать региональным в том случае, если оно использует один из двух принципов (или оба принципа сразу):
принцип дифференциации, который предполагает изучение региональных различий одного и того же явления.
принцип локализации, который предполагает изучение конкретных локализованных (т.е. четко определенных и ограниченных на местности) комплексов различных явлений в их взаимосвязи.
Следование указанным принципам позволяет изучать пространственное измерение любых явлений.
Пространственное измерение явлений любого происхождения составляет предмет региональных исследований. Необходимо подчеркнуть, что понятие "пространство" используется здесь в своем классическом понимании, известном как из философии, так и из географии.
Пространство понимается как совокупность объектов (предметов и явлений), которые рассматриваются с помощью таких атрибутов, как положение относительно друг друга, протяженность, форма, расстояние и ориентация .
1 В политической науке можно встретить понятие "политическое пространство", которое нередко идет без объяснений, представляя собой даже не понятие, а скорее мета-
15
¶

Введение Теоретические основы политической регионапистики Все названные выше области знания так или иначе занимаются региональными исследованиями. Попытаемся определить, чем объясняются и в чем состоят различия, чтобы в конечном итоге понять, что представляет собой политическая ре-гионалистика.
Столь большое и изрядно запутанное многообразие понятий имеет свои объяснения.
Во-первых, исторически первой региональными исследованиями стала заниматься география — наука, название которой, как известно, имеет перевод: "землеописание". Однако в поступательном развитии географии возникли существенные проблемы. Главная из них — ограниченное развитие теоретической географии при обилии разнородных "землеописательных" исследований. Недостаточная зрелость теоретической географии выражается в большом количестве разнообразных концепций, ни одна из которых пока не стала интегрирующей и широко признанной научной парадигмой общегеографического характера. Слабость теоретической географии сочетается с практическим отсутствием распространения и популяризации ее концепций за пределами географического сообщества.
Кроме того, география исторически возникла как наука естественная, в основе которой находится изучение природы. Социальные и гуманитарные аспекты были привнесены в нее позднее. Притом география на протяжении длительного периода, вплоть до первой половины XX в., отличалась природоцентризмом, пытаясь рассматривать социальные явления как функцию природных условий
2.
В такой ситуации гуманитарии, не являющиеся географами по образованию, исследуя регионы, нередко стремятся к поиску новых понятий, позволяющих определить региональные исследования без использования понятия "география".
Во-вторых, особенность региональных исследований заключается в неизбежном и даже обязательном дублировании объекта исследований с другими науками. В этой связи полезно вспомнить известную классификацию наук, предложенную немецким философом И. Кантом и использованную знаменитым теоретиком географии А. Геттером [Геттер, 1930]. В соответствии с подходом И. Канта и А. Гетт-нера, науки делятся на три группы:
науки сущностные, предметные, систематизирующие, классифицирующие;
науки временные, хронологические, исторические, периодизирующие;
науки пространственные, хорологические, топографические, районирующие.
фору, обозначающую представляемые автором конфигурацию, соотношение политических институтов и явлений, или политическую среду, в которой происходят те или иные социальные процессы. В нашем случае понятие "пространство" используется в строгом, "изначальном" смысле.
2 Парадигма географического детерминизма рассматривает социальные явления в их зависимости от природных, физико-географических характеристик.
16
¶
Введение Теоретические основы политической регионалистики Региональные исследования одновременно относятся к первой и третьей группам. Это значит, что у них нет специфического объекта исследований, или, иными словами, их объектом исследований является само пространство в его структурном многообразии. Но каждый элемент этого многообразия обязательно изучается какой-либо специализированной наукой. Причем неизбежно эта специализированная наука учитывает и в какой-то степени исследует региональные различия, связанные со своим объектом.
Таким образом, региональные исследования представляют собой переходную область знаний, они являются междисциплинарными по самой своей сути. К региональным исследованиям приходят специалисты с разным образованием, и они неизбежно используют те теоретические знания, которые были получены в рамках своей специализированной науки.
В-третьих, выделяется целый ряд уровней региональных исследований. Дело в том, что пространство поддается масштабированию, оно может быть представлено в виде совокупностей объектов самой разной величины в зависимости от задачи конкретного исследования. Поэтому возможны специальные региональные исследования, где пространственное измерение имеет тот или иной масштаб в широких пределах от глобального до локального уровня. В результате эти разновидности региональных исследований по мере накопления материала и теоретического багажа стремятся к обособлению и ищут собственную идентичность.
В такой ситуации строгое различение понятий представляется непродуктивным, поскольку все направления региональных исследований взаимосвязаны, перетекают одни в другие. Попытки жестко определить и четко ограничить те или иные частные разновидности региональных исследований в качестве отдельных и самостоятельных наук следует признать непродуктивной схоластикой.
Региональная наука и политическая регионалистика
Наряду с географией и исторически — после географии, но не вместо нее возникло новое общее определение области знания, с помощью которого в мировой практике принято объединять региональные исследования социально-гуманитарного профиля. Это понятие —
"региональная наука" (regional science; возможен также другой перевод этого понятия — "наука о регионах").
Региональная наука изучает пространственное измерение социальных, экономических, политических и поведенческих явлений. Она достаточно активно развивается с середины XX в. Действует Международная ассоциация региональной науки, основанная в 1954 г., ее штаб-квартира находится в британском городе Лидс.
Понятие
"регионалистика" этимологически очень близко к понятию "региональная наука". Оно является результатом словообразования, произошедшего в русском языке, и не имеет прямого перевода на английский и другие языки, наи-
17 ¶
Введение Теоретические основы политической регионалистики более распространенные в мировой науке. В сущности, единственным адекватным вариантом перевода понятия "регионалистика" на английский язык является как раз "региональная наука". В то же время принцип разграничения уровней региональных исследований позволяет нам выделить предметное поле политической регионалистики, рассматривая ее как обособленную часть региональной науки (см. ниже).
Региональные исследования не могут проводиться "вообще", у них все-таки должен быть более определенный объект. Мы говорим о том, что региональные исследования берут объекты других наук и рассматривают их пространственные измерения. Но в то же время каждое конкретное региональное исследование должно исходить из наличия своего специального объекта. Например, вышедшая в Нью-Йорке в 1960 г. и переведенная в 1966 г. на русский язык работа У. Изарда "Методы регионального анализа: введение в науку о регионах" посвящена социально-экономической проблематике [Изард, 1966]. В этой работе подробно излагаются методы сбора и анализа региональной социально-экономической информации, но концептуальные рамки и ориентиры собственно региональной науки остаются не обозначенными. В то же время сам автор в заключении отмечает: "очень обширную область этой науки (т.е. науки о регионах, regional science. — Авт.) нельзя ограничивать разработкой методов анализа, даже если эти методы дополнены обильными, хорошо продуманными и организованными исследованиями географов и других ученых. Наука о регионах должна вторгнуться в область теории, в которой центральное место займут районные и межрайонные структуры и функции. Такая теория должна вскрыть и обобщить взаимозависимости между системой и ее подразделениями... Она должна выйти за пределы ортодоксальных теорий социальных наук и сделать акцент на тех основных взаимодействиях политических, социальных и экономических факторов, которыми до сих пор обычно пренебрегали" [Изард, 1966, с. 656].
Таким образом, существует условная отраслевая структура региональной науки, связанная с конкретными объектами исследований. Хотя надо понимать, что комплексные связи явлений на конкретной территории не позволяют рассматривать выбранный объект в отрыве от других, например политические явления — в отрыве от экономических или культурных. Поэтому, выбрав один объект и идентифицировав через него отраслевое направление региональной науки, можно и зачастую необходимо рассматривать влияние на него иных объектов, выступающих в роли факторов. Например, политические региональные исследования могут рассматривать в качестве факторов, влияющих на территориальные особенности своего объекта, экономические и культурные факторы. Не случайно У. Изард в своих работах подчеркивает момент взаимодействия политических, социальных и экономических факторов. Результатом такого взаимодействия становится размещение тех или иных явлений (объектов), анализом которого и выявлением соответствующих закономерностей занимается региональная наука.
18
¶
Введение Теоретические основы политической регионалистики Объектом политической регионалистики является объект политологии, т.е. политические институты, явления и процессы. Как результатом синтеза географии и политологии является политическая география, так результатом синтеза региональной науки и политологии стала политическая регионалистика.
Следует заметить, что политическая регионалистика — политическое ответвление в региональной науке, пока не является столь развитым научным направлением в мировой практике. Западная региональная наука по-прежнему ориентирована в большей степени на изучение социально-экономических, демографических, градостроительных, экологических вопросов в контексте размещения, пространственного структурирования и перемещения объектов и явлений (позднее к ним в логике развития западной науки добавилась поведенческая проблематика). В таком виде региональная наука гораздо ближе к экономической географии и региональной экономике. Вообще региональная наука в мировой практике пока не претендует на статус отдельной науки и представляет собой скорее попытку организации диалога между региональными направлениями, существующих в различных науках, и специалистами в этих областях. Вопросы, близкие к политической регионалистике, рассматриваются в большей (но тоже пока недостаточной) степени в западной политической географии, которая в последние десятилетия все дальше уходит от традиционной географии и приближается к политологии.
Политическая регионалистика все еще переживает этап становления, на Западе она тоже пока не сложилась как наука. Россия с ее уникальным комплексом региональных проблем вполне может стать одним из центров развития политической регионалистики. Сама политическая регионалистика, на наш взгляд, может рассматриваться в качестве особого научного направления с самостоятельными перспективами, хотя имеющего отчетливо междисциплинарную природу и неразрывно связанного с другими науками.
Таким образом, объект исследований в политической регионалистике во многом является тем же самым, что и для политологии в целом. Но для его более четкого определения следует использовать
правило территориальной дифференциации, которое означает рассмотрение только тех политических явлений, которые характеризуются территориальной неоднородностью:
исследуемые в политической регионалистике объекты предполагают наличие у них внутренней территориальной дифференциации. Если таковой не наблюдается или она не признается значимой, то объект не может рассматриваться в политической регионалистике.
политическая регионалистика ориентирована на исследование политики на субнациональном (т.е. внутригосударственном) уровне, что практически исключает из исследования объекты, имеющие международный или общенациональный, но не дифференцированный на субнациональном уровне, формат.
19
¶
Введение Теоретические основы политической регионалистики Итак, объекты исследований в политической регионалистике должны предполагать возможность районирования (деления на территориальные фрагменты по заданным критериям) или сравнения между субнациональными территориальными ячейками (что означает наличие различий между этими ячейками). Другими словами, каждый интересный для политической регионалистики политологический объект должен иметь территориальную проекцию.
С учетом этого правила возможными объектами исследований в политической регионалистике можно считать следующие.
1.
Политические институты. Например, к политическим институтам отно
сятся государство и его административные
3 единицы. Для политической региона
листики интерес представляет как общенациональная власть (в контексте ее дея
тельности, имеющей территориальную проекцию и территориальный эффект), так
и власть на региональном и местном уровнях.
Также политическая регионалистика рассматривает такие институты, как партии, группы интересов и группы давления. Правило территориальной дифференциации опять-таки означает, что мы рассматриваем только региональные проекции партий, т.е. их деятельность в регионах и в связи с регионами.
Политические системы и политические режимы. Рассматривается мера региональных различий в общенациональной политической системе и в общенациональном политическом режиме. При достаточно больших различиях можно говорить о региональных политических системах и региональных политических режимах.
Политические процессы. Здесь речь идет о территориальной проекции общенациональных политических процессов. Примером можно считать исследование региональных различий в результатах национальных выборов. Либо рассматриваются политические процессы сугубо регионального или местного уровней.
Политическая культура, политическое поведение и политическое участие. Как в случае с политической системой и политическим режимом, исследователь рассматривает меру региональных различий в политической культуре, определяя региональные политические культуры.
Политические элиты и политическое лидерство. По аналогии с другими объектами исследований здесь можно рассматривать процессы формирования региональных политических элит и политическое лидерство на региональном уровне.
Политические коммуникации. В политической регионалистике могут также учитываться региональные особенности политических коммуникаций. В частно-
5 Корректно говорить об административно-территориальных единицах (ATE), на которые делится территория государства. В качестве упрощенного синонима ATE можно использовать понятие "административная единица". В целом понятие "административный" (возможный синоним — "управленческий", что соответствует переводу слова administratio с латинского) используется в политической регионалистике в отношении территориальных явлений, имеющих государственно-правовой статус (регионы, границы, центры и пр.).
20 ¶
Введение Теоретические основы политической регионалистики сти, это политические коммуникации между центром и регионами, различия в особенностях политических коммуникаций между регионами, политические коммуникации в отдельно взятых регионах.
Предметом политической регионалистики как особой политической науки является пространственное измерение политических явлений. Этот предмет включает:
политические отношения между центром и регионами (вертикальное измерение политической регионалистики);
политические процессы (явления) в самих регионах (горизонтальное измерение политической регионалистики).
При этом в рамках горизонтального измерения можно делать акцент как на различиях политических явлений от места к месту (принцип дифференциации), так и на локализованных комплексах политических явлений (принцип локализации).
Современная отечественная наука в целом следует этой теоретической схеме. Приведем в качестве примера два известных ранее определения политической регионалистики.
В. Гельман и С. Рыженков определяют политическую регионалистику как "совокупность исследований как макрополитических институтов и процессов на региональном и местном уровнях (изучение элит, выборов и т.п.), так и специфических аспектов регионального и местного управления, связанных с процессами общенационального масштаба" [Гельман, Рыженков, 1998, с. 138].
Н. Медведев дает следующее определение. "Политическая регионалистика — одно из направлений как политологии, так и регионалистики, изучающее проблемы региональной структуры государства и общества, регионального развития и межрегионального взаимодействия, при этом уделяющее особое внимание пространственным формам политических явлений, динамике политических процессов и институтов в регионах, характеру и расстановке политических сил, своеобразию процессов формирования региональных элит, проблемам взаимодействия центра и периферии, а также обратному воздействию региональной политической среды на государство и общество в целом" [Медведев, 2002, с. 7].
Политическая регионалистика и политическая география
Разграничение политической регионалистики и политической географии не является и не может быть жестким. Оно связано с некоторыми, на самом деле, небольшими различиями в расстановке акцентов. Обе науки имеют междисциплинарный характер.
Политическая география делает больший акцент на применении специальной методологии, разработанной в теоретической географии. Известный теоретик со-
21 ¶
Введение Теоретические основы политической регионалистики временной отечественной географии Б. Родоман говорил о том, что у географии "разобранный предмет" и "собирающий метод" [Родоман, 1990]. Обычно под географическими понимаются те методы, которые позволяют исследовать территориальную дифференциацию явлений, различия от места к месту, а также локализованные комплексы явлений, каждое из которых по отдельности изучается другими науками. Иными словами, политическая география основана на попытках теоретизации принципов дифференциации и локализации и пространственного измерения в целом (подробнее ее историю и содержание см.: [Колосов, Миро-ненко, 2001; Туровский, 1999]).
В то же время недостаточное развитие теоретической географии ведет к тому, что политическая география иногда по-прежнему распознается по своей описательности, которое ей присуще "по определению" ("география"). На практике в самом простом виде политическая география обычно основана на изучении географических объектов (стран, местностей, населенных пунктов и пр.), она описывает их характеристики и различия. Для политической географии в большей степени свойственны пространственное моделирование и интерпретация взаимосвязи явлений в пространстве. В меньшей степени — анализ сути этих явлений, который остается прерогативой специализированных предметно-ориентированных наук.
Согласно одному из западных учебников, политическая география "занимается исследованиями территориальной организации, пространственного распределения и распространения политических явлений, включая их воздействие на другие территориальные компоненты общества и культуры" [Fellmann et al., 1992, p. 412]. Типичные концепты, которыми оперирует политическая география, — это территориальная организация, распространение (от слова "пространство"), распределение в пространстве (на территории). Эти концепты имеют явно описательный характер, а исследование в данном случае обычно представляет собой географическое моделирование явлений и может быть представлено в виде карты, простой или синтетической.
Политическая регионалистика как часть региональной науки и политической науки одновременно делает акцент на своем объекте, предполагая комплексное использование географических и политологических методов. Таким образом, политическая регионалистика представляет собой переходную зону политологии и региональной науки. Она отталкивается от политического явления и далее изучает его территориальную проекцию. Политическая регионалистика, как и политическая география, тоже приходит к изучению пространственного измерения политических явлений, но своим путем.
Отличие политической регионалистики состоит в том, что она ближе к политологии, чем к географии. Для политической регионалистики принципиально важен объект исследования, т.е. политика, а ее специализация в рамках политологии определяется необходимостью исследовать пространственное измерение по-
22 ¶
Введение Теоретические основы политической регионалистики литики. При этом политическая регионалистика имеет полное право пользоваться и географическими методами, которые безусловно обогащают ее теоретический багаж. Это означает, что между политической географией и политической регио-налистикой не может быть определенной границы. Тенденции развития политической географии во второй половине XX в. и в XXI в. также свидетельствуют о стирании граней между политической географией и политической регионалисти-кой, поскольку географы все в большей степени занимаются исследованием социальных объектов. Кроме того, политическая география является научной дисциплиной
с большим "стажем", и в ее рамках разработано немало теоретических схем, применимых в политической регионалистике — науке более молодой.
Пространственные уровни региональных исследований
Очерчивая предметную область политической регионалистики, необходимо определить и тот масштаб, в рамках которого она проводит свои исследования. Политическая география такого масштаба не имеет, поскольку в ее основе находится методология, позволяющая изучать явления любого масштаба — от глобальных до локальных. Региональная наука тоже может изучать пространственное измерение политических явлений любого масштаба. Однако в особом случае политической регионалистики необходимо определить не только предметное поле, но и
пространственный уровень исследований. В сложившейся практике в качестве регионов в политической регионалистике рассматриваются части отдельно взятых государств, т.е. субнациональный уровень региональных исследований. Понятие "политическая регионалистика" семантически связано с понятием
"политический регион". Под политическими регионами в соответствии с существующей практикой можно понимать и государство, и более крупные, наднациональные политические образования (например. Ближневосточный регион). Однако это чрезмерно расширит предметное поле политической регионалистики, вызовет полное стирание ее границ и с политической географией, и с региональной наукой. Кроме того, рассмотрение наднациональных политических образований влечет за собой пересечение предметных полей политической регионалистики и геополитики, что тоже было бы неверным, приводя к излишнему усложнению и без того запутанной терминологической ситуации.
Политическую регионалистику целесообразно признать такой
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 13