Шпоры по дисциплине Права человека - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по дисциплине Права человека
скачать (24 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc101kb.16.12.2009 02:21скачать

n1.doc

6.

Личными, или гражданскими, правами и свободами признаются такие права и свободы, которые гражданин имеет как личность и как человек с момента рождения. Это са­мые необходимые права и свободы человека, без которых он не может существовать как индивид. Государство, по общему правилу, должно воздерживаться от вторжения в личную жизнь граждан. В соответствии с Международный Пактом о гражданских и политических правах каждым государ­ством-участником должны быть представлены всем лицам, "на­ходящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией", следующие права: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; право принимать учас­тие в ведении государственных дел и быть избранным на подлин­ных периодических выборах как непосредственно, так и через посредничество свободно выбранных представителей; право голосовать и быть избранным на подлинно периодических выборах, произ­водимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъ­явление избирателей; право допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.
К числу личных, или гражданских, прав и свобод Кон­ституция Республики Беларусь относит следующие:

— право каждого на жизнь (ст. 24)

—обеспечение государством свободы, неприкосновенности и достоинства личности (ст. 25).

— никто не может быть признан виновным в совершении преступления, если его вина не будет в предусмотрен ном законом порядке доказана и установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Тот, кого обвиняют, in должен доказывать свою невиновность (ст. 26);

— никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников.

— право каждого на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства h.i тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст. 28);

—— обеспечение неприкосновенности жилища и иных за конных владений граждан (ст. 29).

— право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно (ст. 30);

7.Политические права и свободы в Международном пакте о гражд-х и полит-х правах 1966 г. и Конституции РБ. Ст. 1. Пакта гласит: 1. Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свои политич. статус и свободно обеспечивают свое экономич-е, соц-е и культ-е развитие. 2. Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из м\н экономич-о сотрудничества, основанного на прин­ципе взаимной выгоды, и из МП. Ни один народ, ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования. \В Конституции РБ, как и в М\н-ых пактах о правах чел-а 1966 г., выделяется три группы прав и свобод граждан: 1) личные, или гражданские; 2) политические; 3) экономич-е, соц-ые и культурные.

О демократизме гос. строя в значительной степени можно судить по политическим правам и свобо­дам, декларируемым в Конституции. Последние определя­ют пределы политич-й деят-ти граждан и формы их участия в управлении делами общества и гос-ва. Именно полит. права и свободы являются основным показателем прогрессивного развития общества.

- каждому гарантиру­ется свобода взглядов, убеждений и их свободное выраже­ние. Никто не может быть принужден к высказыванию сво­их убеждений или отказу от них.

Гос-во гарантирует своим гражданам право на получение, хранение и распространение полной, достовер­ной и своевременной инф-и о деят-ти гос. органов, общественных объединений, о политиче­ской, экономич-й и м\н-ой жизни, состоянии окруж. среды (ст. 34).

Обеспечить выражение политической воли граждан ре­спублики призвана ст.35 Конституции, в соотв-и с ко­т. свобода собраний, митингов, уличных шествий, де­монстраций и пикетирования, не нарушающих правопоря­док и права других граждан, гарантируется.

Граждане РБ имеют право на свободу объединений (ст.36). Изъятия из этого права предусм-ются для судей, прокурорских раб-в, сотрудников органов внутренних дел.

Граждане РБ имеют право свободно избирать и быть избранными в гос. органы на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 38).

8.Регламентация соц.-экономич-х и культ-х прав в Международном пакте 1966 г. и Конституции РБ.

М\нар-й Пакт об эконом-х, соц-х и куль­т-х правах регламентирует широкий круг этих прав. В их числе: право на труд; право каждого на справедливые и благо­приятные условия труда; право на создание проф.союзов и право на забастовки; право каждого чел-а на соц. обеспечение, вкл. Соц. страхование; право на охрану и помощь семье, матерям и детям; право на достаточный жизненный уровень; право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья; право на образование и на культурный уровень жизни. В соот-и с М\нар-ым Пактом о гражд- и полит-х правах каждым гос-вом-участником д.б. представлены всем лицам, "на­ходящимся в пределах его тер-и и под его юрисдикцией", след. права: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; право принимать учас­тие в ведении гос.дел и быть избранным на подлин­ных периодических выборах как непосредственно, так и через посредничество свободно выбранных представителей; право голосовать и быть избранным на подлинно периодических выборах, произ­водимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъ­явление избирателей; право допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

М\н-ые пакты о правах чел-а находятся в тесной взаимосвязи с Всеобщей Декларацией прав чел-а. Вместе с ней, а также с 1-м факультативным протоколом к М\н-му пакту о гражд-х правах они составляют М\н-ый Билль о правах человека. Однако Пак­ты по сравнению со Всеобщей Декларацией имеют и рад особен­ностей. Во-первых, в Пактах зафиксирован ряд новых положений и обогащено содержание тех прав и свобод, которые провозглашены Всеобщей декларацией. Во-вторых, как известно, Декларация не налагала на гос-ва конкретные юр-е обяза­тельства по реализации в ней прав и основных свобод чел-а. Эта задача была осущ-на путем разработки М\н-ых Пактов о правах чел-а. Многие специалисты права отмечают, что оба Пакта непросто содержат рекомендации демократического характера, но и предусматривают вполне кон­кретные обязательства гос-тв-участников.

13. Безгражданство. Двойное гражданство.

В люб. гос-ве проживают люди, правовое положение кот-х отличается от статуса большинства. Большинство жителей всегда явл. гражданами дан. Гос-ва, но значительные группы не имеют гражд-ва (это апатриды) или же явл-ся иност. гражданами. В некот. гос-ах признается двойное гражд-во и такие граждане наз-ся бипатридами. Различия в прав. положении не означают при этом дискриминации граждан. Гос-во защищает права этой категории граждан, т.к. многие права, как это установлено МП, принадлежат чел-у независимо от гражд-ва. Но тем не менее, в полном объеме гос-во охраняет права и свободы тех, кто его учредил и несет все обязанности, т.е. своих граждан.

РФ способствует сокращению без гражд-ва, поощряя приобретение гражд-ва лицами, не имеющими никакого гражд-ва. В этом отношении она следует Конвенции о сокращении безгражд-ва 1961г., принятой в соотв-и с Резолюцией Ген.Ассамблеи ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация гос-вам предоставлять гражд-во апатридам и лицам, проживающим на тер-и гос-ва, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений.

К лицам без гражд-ва относятся те, которые, не будучи гражданами РФ, не имеют необходимых доказательств своей принадлежности к гражд-ву др. гос-ва.

След-но, в РФ иностр. граждане и лица без гражд-ва пользуются так называемом нац-ным режимом, т.е. им предоставляется тот правовой режим, какой сущ-ет для российского гражданина. Но это общее положение может иметь некоторые исключения. Так, например, усыновление ребенка - российского гражданина иностранцем допускается лишь при определенных условиях.

Пребывание же в двойном гражд-ве расширяет не только права, но и обязанности гражданина. Он должен платить налоги двум гос-вам, в каждом из них нести воинскую службу и т.п. Ни одно гос-тво, признающее двойное гражд-во, не делает каких-либо послаблений таким лицам в отношении их гражданских обязанностей.

Международное сообщество в Конвенции о сокращении безгражданства (1961) рекомендует всем гос-вам сокращать число лиц не имеющих гражданства в целях более эффективной защиты прав и свобод личности и формирования большей ответственности самой личности за свои действия.

9.Права человека и его обяз-ти перед другими людьми, обществом, гос-вом. Возможные ограничения прав и свобод человека.

Права и обязанности - основной исходный эле­мент права. В правах и обяз-тях не только фик­сируются образцы, стандарты поведения, кот. гос-тво считает обязательными, полезными, це­лесообразными для нормальной жизнедеят-ти соц-й системы, но и раскрываются основные пр-пы взаимоотношений гос-тва и личности.

Правовой статус индивида различается в зависи­мости от того, выступает он в качестве гражданина, иностранца либо лица без гражданства. Для боль­шинства населения, находящегося под юрисдикцией данного гос-ва, предпосылкой обладания права­ми и обязанностями является гражданство как опре­деленное политико-правовое состояние чел-а. Гражданство служит для индивида юрид-им основанием пользоваться правами и свободами и вы­полнять установленные законом обязанности, т.е. ос­нованием правового статуса гражданина.

Основные права человека - это права, содержа­щиеся в конституции гос-тва и м\н-правовых док-тах по правам чел-а.

Выделяют три группы прав человека (по содержанию):

1) гражданские права, 2) политич-е права и свободы, 3) экономические, социальные и культурные права.

К гражд-м (личным) правам и свободам че­л-а относят: - право на жизнь; - право на честь и достоинство личности; - право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, жилища; - право на гражданство; - право на защиту; - свободу передвижения и выбора места житель­ства; - свободу совести; - свободу выбора национальности и выбора язы­ка общения и др. Политические права и свободы — это обеспечен­ная законом и публичной властью возможность учас­тия в общественно-политической жизни гос-ва и осущ-и гос. власти: - право на участие в упр-и страной; - свобода слова; - свобода инф-и; - свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; - право на объединение в обществе-е орг-и. Социально-экономические права имеют жизненно важное значение для чел-а, без их предоставле­ния гражд-е и полит-е права во многом утрачивают свой смысл. Они касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономичес­ких условий жизни индивида, определяют положе­ние чел-а в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, соц-ой защищенности.

Экономические права: - право на труд; - право на собственность; - право на предпринимательство; - право на забастовки и др. Социальные права: - право на достаточный жизненный уровень; - право на охрану здоровья и благополучную ок­руж. среду; - право на соц.обеспечение и др. Культурные права: - право на образование; - право на доступ к культ-м ценностям; - право свободно участвовать в культ-й жиз­ни общества;- право на творчество; - право на пользование результатами научного прогресса.

Пользование правами сопряжено с ответствен­ностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, уста­новленными правом, принципами гуманности, со­лидарности, нравственности.

В ст. 23 Конституции РБ, ст. 55 Конституции РФ также установ­лены основания ограничений прав и свобод в целях защиты основ конституционного строя, нравственнос­ти, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности го­с-ва.

Необходимое ограничение свободы слова с целью защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан введено ст. 153 ГК РБ, согл. кот. гражда­нин вправе требовать по суду опровержения пороча­щих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Статья 152 ГК РБ предусматривает возможность возмещения морального вреда, причиненного гражданину в резу-те распространения СМИ не соотв-щих действительности сведений, по­рочащих честь и достоинство гражданина. \Обязанность — это объективно необходимое, дол­жное поведение человека. Гос-во в системе обязанностей указывает це­лесообразный, социально полезный и необходимый вариант поведения. Часть обяз-тей как элемент правового статуса распространяется на всех лиц, про­живающих в гос-ве. Так, Конституция РБ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окруж. среду, бережно относиться к природным богатствам, беречь историко-культурное, духовное наследие и другие ценности, соблюдать Конституцию РБ, законы и уважать нац-е традиции. Включение обяз-тей в прав-й статус инди­вида не колеблет пр-пов свободы и прав-о госу-ва, поскольку права одних лиц, не под­крепленные обязанностями др-х, реализованы быть не могут.

10.Коллективные права народов.

Народ-группа индивидов,кот-ая соответствует следующим признакам:

1.общая историч.традиция

2.расовая и эническая общность

3. языковая общность

4.общая идеологич. И религиозн.признаки

5.общая экономическая жизнь

6.общая тер-рия.
Права,при-щие народу:

-право на сущ-вание;

-право на самоопределение;

-право на развитие(в деклар.1986);

-право на сувеенитет под своими естественными богатствами и природными ресурсами;

-на благоприятную окр.среду; -на мир и мирное сущ-вание;

11.Права чел-а и права гражданина: теоретическое и практическое значение различий м\д ними.

Права чел-а - это субъективные права, выра­жающие реальные возможности индивида, зак­репленные в конституциях и законах. Это права и свободы для каждого чел-а независимо от расы, пола, религии и др.

В гражд-м обществе на основе прав чел-а создаются условия для самоопределения, самореали­зации личности, обеспечения ее автономии и незави­симости от любого незаконного вмешательства.

Статус гражданина вытекает из его особой право­вой связи с гос-твом - института гражданства. Права гражданина охватывают сферу отноше­ний индивида с гос-вом, в кот. гос-тво призвано ограждать права индивида от незаконного вмешательства, активно содейство­вать их реализации и имеет право требовать от него поведения, соотв-щего зак-тву. Все статьи раздела II Конституции РБ «Личность, общество, государство» последова­тельно различают права и свободы по указанному принципу.

Это нашло выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах чел-а. Конституция использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т. д. Применение таких формулировок подчеркивает при­знание указанных прав и свобод за любым чел-м, находящимся на тер-и РБ, независимо от того, является он гражда­нином РБ, иностранцем или ли­цом без гражданства.

Наряду с этим в статьях Конституции РБ - 29, 30, 34, 35, 37, 38, 39, 41, 45, 47, 48 сформулированы права, принадлежащие только граж­данам РБ. Это: право участвовать в управлении делами гос-ва; избирать и быть избранным;

право собраний, митингов, демонстраций; право рав­ного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на получе­ние, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной инф-и о деят-ти гос.органов, общественных объединений, о полит-ой, эконом-й, культ-й и м\н-ой жизни, состоянии окруж. среды;

право на соц.обеспечение, право на жилище

В Конституции обозначены и обязанности, кот. несут только граждане РБ -защита РБ (ст. 57); обязанность принимать участие в финансир-и гос. расходов путем "уплаты гос. нало­гов, пошлин и иных платежей (ст. 56).

В этой связи следует обратить внимание на фор­мулировки М\н-го пакта о гражданских и политических правах: «каждый человек имеет пра­во на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 9), «никто не может быть лишен свободы на том осно­вании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство» (ст. 11); «все лица равны перед судами и трибуналами» и др. Личные права сформулированы применительно к человеку, кото­рый может быть, а может и не быть гражданином того или иного государства.

Т.о., правовой статус чел-а и граж­данина, включающий права, свободы и обязанности, целенаправленно влияет на создание сбалансирован­ных способов взаимодействия людей друг с другом и формирование нормальных отношений индивида, об­щества и гос-ва.

Правовой статус охватывает все многообразие прав, относящихся к самым различным сторонам де­ят-ти индивида. В соотв-и со сферами его деят-ти можно определить структуру и характер прав, сост-щих правовой статус. Такая структу­ра вытекает из Всеобщей декларации прав чел-а, и особенно из м\н-ых пактов по правам че­л-а, и включает:

- гражданские (личные) права,

- политические права,

- культурные права,

- социальные и экономические права.

12.Международно-правовые аспекты гражданства. Способы приобретения и основания прекращения гражданства. Принципы гражданства Республики Беларусь.

Гражданство-устойчивая длящаяся политико-правовая связь индивида с гос-вом,порождающая взаимных прав и обязанностей

Признаки:1.гр-во-прав.состояние,выражающееся с 1-ой стор. в общ.правовом нормировании, с др. стороны- в индивидуальном юр. закреплении. 2. устойчивый и длящийся хар-р (с мом-та рождения). 3. наличие 2-сторонней связи. 4. предполагает покровительство гр-н за рубежом.

Принципы: 1.ед-во. 2. доступности гр-ва. 3. приоритета норм междунар.права при разрешении вопросов гр-ва.

Способы приобретения:1.филиация-в силу факта рождения(-принцип крови,-принцип почвы,-смешанный принцип)2.натурализация(условия:-ценз оседлости;-наличие законного ист-ка для сущ-вания;-знание языка;-и др.);3.признание гр-ва;4.оптация-переход части тер-рии одного гос-ва к другому(предост. право выбора);5.трансферт-переход части тер-рии одного гос-ва к другому(навязывается гр-во);6.восстановление гр-ва;7.в силу должностного положения.

Прекращение гр-ва: 1.выход из гр-ва;2.утата гр-ва;3.лишение гр-ва(фальшивые док-ты,только в пор-ке натурализации до 5 лет).

14. Права чел-а и режим иност.граждан.

Иностранные граждане – это лица, находящиеся на тер-и страны, гражданами кот. не являются.

Правовой режим иностранцев (ин.граждан и лиц без гр-ва) опре-ся внутренним зак-вом гос-в с учетом их м\н обязательств.

Различают:

1. национальный режим: уравнивание иностранцев в той или иной области в собственными гражданами страны пребывания, за некот. Искл. - участие в выборах, служба в армии);

2. Р-м наибольшего благоприятствования: означает предоставление иностранцам таких же прав и обязанностей, кот. предоставляются для любого 3-го гос-ва);

3. Преференциальный р-м: для граждан различных гос-в предоставляются различные права и обязанности (различные льготы или ужесточение режима).

15. Основные направления м\н сотрудничесва в области прав чел-ка. М\н защита прав чел-ка: ситема ООН. 1.ГАООН – рассм-ет на сессиях поведение люб. гос-ва, если есть сведения, что там массово и грубо нарушаются права чел-а. Она может вынести резолюцию осуждения с треб-ми прекратить нарушения прав чел-а. Если требования не вып-ются, то обращается в 2.Совет Безоп-ти за конкретными санкциями. 3.ЭКОСОС – осущ-ет контроль за соблюдением гос-вами М\нар-го пакта об экон-ких, соц-х и культ-х правах. Имеет право треб-ть от гос-в докладов о его соблюдении и о состоянии нац-го зако-ва. На основании этого делает заключение о соответствии пакта нац-му зак-тву, а т.ж. замечания, рекомендации по устранению недостатков. 4.Комиссия ООН по правам человека – ежегодно проводит сессии на кот. обсуждается поведение гос-тв и выносятся резолюции. Может направить миссию экспертов в гос-во для подтверждения факта нарушения прав чел-а. На основании её мат-лов комиссия делает заключение и передаёт в ЭКОСОС, кот. делает доклад на ГАООН. Комиссия рассматривает индив-ные жалобы любых граждан или лиц без гра-ва. 5.Совет по опеке. 6.М\нар-й суд ООН (суд справедливости) – в отнош. гос-в рассматривает дела. Спец. Учрежд. ООН: МОТ, М морс. Орг-ция, Всем. орг-ция интелект. Собст-ти, ВВФ, М орг-ции гражданской авиации, М Банк рек-и и развития. ООН-осн. орган м\н сотруд-ва, кот. осущ. выработку док-в в обл. прав чел-ка и контроль за их соблюд-м.

16. Конвенционные органы: особ-ти формир-я, полномочия, компит-я. Роль в предотвращении нарушений прав чел-ка.

На базе М\нар-го пакта о гражд-х и полит-х правах создан Комитет по правам чел-а. Он состоит из 18 представителей гос-в участников пакта, каждый избирается на 4 года. Комитет рассм-ет жалобы гос-ва на гос-во в области нарушения прав чел-а. Осн. цель – примирить гос-ва. Рассматривает индивид-е жалобы. Треб-я к жалобе: она не д.б. анонимной; д. пройти все инстанции защиты в своём гос-ве; не д.б. объектом рассм-ния др-ми м\нар-и органами; м.б. подана только гражданином гос-ва участника Пакта и Протокола №1. Копия жалобы напр-тся в гос-во с треб-ми объяснить нарушения. Если будет установлено нарушение, то комитет даёт рекомендации по их устранению.Так же a-ция рассм-я периодических докладов и рассм-я жалоб пост-щих от одного гос-ва в отнош-и другого.

Комитет по экон-м, соц-м и кольтурным правам. Учрежден на основе м\н пакта об экон, соц и культ правах 1966. 18 экспертов, сессии 2 раза в год в Женеве. Комитет против пыток. Учр-н на базе Конвенции «Против пыток и др. ср-в наказаний», 4 сессии. Комитет по ликвидации рассовой дискриминации, Комитет по правам ребенка – Конв. «О правах реб-а», 10 экспертов. Комитет по ликвидации дискриминации в отнош. женщин, 23 эксперта жен, сессии 2 раза в год, Упр-ние верховного комиссара ООН по правам беженцев – предост. м\н защита, м\н гарантии.

18.Регион-е согл-ния и механизмы защиты прав чел-а (межамериканская система защиты прав чел-а, регион-я сист. защиты прав чел-а на Африканском континенте, вопросы прав чел-а в деят-ти СНГ).

Контрольные органы на базе Американской конвенции о правах человека 1969г.: - Межамериканская комиссия по правам чел-а; - Межамериканский суд по правам чел-а. Может заниматься вопросами защиты прав чел-а лиц, гос-ва которых не являются участниками конвенции.

Контрольные органы на базе Африканской хартии прав чел-а и народов 1981г.: Африканская комиссия по правам чел-а и народов. Даёт толкование Хартии, рассматривает жалобы гос-ва на гос-во, индивидуальные жалобы.

19.Европейская сист защиты прав чел-а. Механизм «чел-го измерения» ОБСЕ. Контрольные органы на базе Европейской конвенции о защите прав чел-а и основных свобод 1950г.: - Европейская комиссия по правам чел-а; - Европейский суд по правам чел-а. Европейская комиссия принимает заявления гос-в о нарушении конвенции другими гос-ми, жалобы от индивидов, групп лиц. Цель: мирно урегулировать спор, если не удаётся, то комиссия направляет доклад Комитету Министров и заинтересованному гос-ву. И если в течение трёх месяцев спор не передаётся в Европейский суд, то Комитет Мин-ов решает спор по существу. В 1998г. Европ-я комиссия по правам чел-ка и Европ-й суд по правам чел-а были объединены в Европейский суд по правам чел-а. Его состав: Пленум; Большая палата; Палаты; Комитеты. Все решения для контроля направляются в Комитет Мин-ов. \Контр-й механизм ОБСЕ (орг-ции по безопасности и сотрудничеству в Европе). Гос-во может пригласить к себе эксперта ОБСЕ. Миссия изучает обстановку и даёт рекомендации. Если гос-во считает, что в др-м гос-ве наруш-ся права чел-а, то оно может поставить вопрос о нарушении прав чел-а перед Советом Глав ОБСЕ. С поддержкой пяти гос-тв направляется миссия в то гос-во, но необходимо согласие последнего. Если согласия нет, то миссия может быть направлена по треб-ю 1-го гос-ва и при поддержке не менее 5 гос-в. На осн-и заключ-я миссии, ОБСЕ принимает резолюции, вызываются представители гос-тва.

20. Права чел-я и отдельных соц.групп.

В полном соот-и с ведущими пр-ми Конвенции о правах ребенка, в ст. 5 Закона «О правах реб-а», было юр. за­креплено право детей на равенство во всех сферах жизне­деят-ти (т.е. принцип недискриминации). В ст. 4-й зафиксирован приоритет интересов ребенка, в ст. 7 - право детей на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физ-го, умств-го и духовного разви­тия. Что же касается 4-го пр-па Конвенции, т.е. уваже­ния мнения ребенка. В ст.10 "ре­бенок имеет право на ... развитие своей общественной ак­тивности, получение инф-и, ... свободное выражение собственного мнения". Однако при этом сделана оговорка относительно информации, кот. должна "соответство­вать его возрасту".

Ст.23, "дети имеют право на объедине­ние в самост-е детские орг-и". Но далее зву­чит: "Деят-ть детских орг-й, преследующих пол-ие цели, запрещается". Таким образом, действие принципа уважения личного мнения ребенка было ограничено рамками нашего Закона.

Ст. о праве на бесплатный проезд, разделены право на жизнь и охрану здоровья.

24. Роль и место Уполномоченного по правам человека в структуре гражданского общества и правового гос-тва. Нац-ным центром законопроектной деят-сти при Президенте РБ разработан проект Закона «Об Уполномоченном по правам чел-ка в РБ».

В соот-и с проектом закона Уп-ный явл-ся независимым должностным лицом. Он не входит в систему органов законодат-й, исполнит-й и судебной власти. Задачами Уп-го явл.: защита прав и свобод чел-а; содействие соблюдению и уважению прав и свобод чел-а гос. органами и долж-ми лицами; предупреждение нарушений и восстановление нарушенных прав и свобод чел-а; содействие совершенствованию зак-ва Беларуси о правах и свободах чел-а и приведение его в соответствие с общепризнанными пр-ми и нормами м\нар-го сотрудничества в области прав чел-а и т. д.

Из проекта усматривается, что в компетенцию Уп-го входит рассмотрение инд-ных и коллективных жалоб граждан РБ, иностр. граждан, находящихся на тер-и РБ, а также лиц без граж-ва на решения или действия (бездействие) гос. органов и долж-ных лиц, нарушающих права и свободы граждан. При этом жалоба не облагается гос. пошлиной.

И
з проекта Закона вытекает, что деят-сть Уп-го должна д
ополнять сущ-щие правовые ср-ва зашиты прав и свобод гр-н. В проекте предусмотрено, что Уп-ный по правам чел-ка вправе: направлять гос. органам и долж. лицам свои замечания и предложения, относящиеся к обеспечению прав и свобод чел-а; обращаться к нормотворческим органам (долж. лицам) с предложением о принятии, внесении изменении и доп-й или отмене НПА для совершенствования обеспечения и защиты прав и свобод чел-а, приведения зак-ва РБ в соот-ие с общепризнанными пр-ми и нормами м\нар-го права в области прав чел-а; обращаться к S-ам, имеющим право обращения в Конст-ный Суд РБ, с ходатайством о внесении в Конст-ный Суд предложения о проверке конституционности нормат-х актов.

Толкование приведенной нормы позволяет сделать вывод, что Уп-ный может явиться лишь доп-ным органом по передаче жалоб в компетентные органы для рассмотрения их по существу.

В области правотворческой деят-ти представляет особое значение в перспективе включить Уп-го в перечень субъектов, обладающих правом зак-ной инициативы. Упо-ный может выступать также в качестве органа, осущ-го контроль за претворением в жизнь м\нар-х соглашений, давать соотв-щие рекомендации (например, как в Российской Федерации).

Краткие выводы: Злоупотребление чиновников не в полной мере подконтрольны существующим органам и учреждениям. Возникает потребность в дополнительных, более эффективных способах защиты прав личности, одним из которых является омбудсмен.

26. Права чел-а и проблемы современности.

Глобальные проблемы современности – это совокупность наиболее острых мировых проблем, решение кот. требует массового осмысления и объединения усилий всех народов и гос-тв. Особ-сть их состоит в том, что каждая из этих проблем носит комплексный и всеобщий хар-р, что обусловлено растущей целостностью современного мира.

Группа глобальных проблем включает в себя в качестве главных: 1. нахождение путей устойчивого экономич-го развития в связи с тем, что современные технологические структуры достигли своего предела; 2. проблемы войны и мира, обеспечения м\н безопасности, разоружения и конверсии, укрепления доверия к сотрудничеству между народами; 3. экологические проблемы, поставившие человечество перед угрозой экологического коллапса, сравнимого с последствиями ракетно-ядерной катастрофы; Составные компоненты эколог. кризиса: нарушение естественного баланса газового состава атмосферы; разрушение озонового слоя атмосферы; состояние живой и неживой природы; преодоление отсталости и нищеты в развивающихся странах. 4. преодоление экономической и культурной отсталости, нищеты в развивающихся странах Азии, Латинской Америки, Африки; 5. проблема человека, включая измерение общественного прогресса и соблюдения социальных, экономич-х и индивидуальных прав и свобод личности, борьбу с м\н преступностью и терроризмом, гуманизацию м\н-х отношений.

Поскольку эти проблемы глобальные, общечеловеческие, то ес­тественно, что их решение должно находиться в эпицентре м\н-ой политики. Особо сложной является проблема поиска устойчивого экономич-го развития, разумности производства и потребления, ибо от ее решения в конечном счете зависит решение всех остальных проблем.

6. Личными, или гражданскими, правами и свободами
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации