Лешкова О.В. Информационно-экскурсионная деятельность предприятий туризма - файл n1.doc

приобрести
Лешкова О.В. Информационно-экскурсионная деятельность предприятий туризма
скачать (236 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc236kb.06.07.2012 23:23скачать

n1.doc



Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Кафедра туризма и гостиничного хозяйства

ИНФОРМАЦИОННО-ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ТУРИЗМА

Методические указания и задания

по выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения специальности 080502

«Экономика и управление на предприятии туризма

и гостиничного хозяйства»


Хабаровск 2006

ББК У9 (2) 433

У 12

Информационно-экскурсионная деятельность предприятий туризма : методические указания и задания по выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства» / сост. О. В. Лешкова. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2006. – 32 с.

Рецензент Назаров Н.В., генеральный директор ООО «Вокруг света»

Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве методических указаний для студентов


© Хабаровская государственная академия экономики и права, 2006

Цели и задачи курса

«Информационно-экскурсионная деятельность

предприятия туризма»



Развитие туризма связано с социально-экономическими достижениями страны и зависит от доступа человека к активному отдыху, его возможности выбора способа перемещения в рамках свободного времени и материальной обеспеченности. На рубеже XX–XXI веков в России открылось множество туристических предприятий и организаций. Организация путешествий и экскурсий требует от турфирм детальной разработки маршрута и услуг, их тематического соответствия. В технологии обслуживания туристов большое значение имеет квалификация экскурсовода (гида, руководителя группы), являющегося представителем агентств, организующих обслуживание туристов, и отвечающего за его качество.

Поэтому целью изучения данной дисциплины является освоение студентами экскурсионной теории, понятие сущности экскурсии, ее функций и признаков; использование психологических и педагогических элементов в экскурсиях; изучение экскурсионного метода и анализа, а также приобретение практических навыков, необходимых для организации экскурсионной работы и для успешного ведения экскурсионного бизнеса в сложных современных условиях. Изучение предмета завершается написанием курсовой работы.

Задачами данного курса являются:


Структура курсовой работы


Курсовая работа должна состоять из введения, основного раздела (разработка экскурсионного проекта), заключения, списка использованных источников, и приложений.

Во введении определяется тема будущей экскурсии и обосновывается актуальность выбора. Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкрет­ного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсий. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объек­ты и подтемы экскурсии в единое целое. Далее формулируются цели и задачи. Цель экс­курсии — это то, ради чего показываются экскурсантам па­мятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели: воспитанию патриотизма, любви и уваже­ния к Родине, общественно-полезному труду, к другим на­родам; эстетическому воспитанию, а также расширению круго­зора, получению дополнительных знаний в различных облас­тях науки и культуры и т. д. Задачи экскурсии — пути достижения цели экскурсионной программы.

Основной раздел курсовой работы должен быть представлен в виде комплекта проектной экскурсионной документации. Все документы, включая введение, заключение и список использованных источников, должны быть оформлены в папке-файле.

Обязательная документация по теме экскурсии:

Заключение должно быть представлено в виде общих выводов о проделанной работе.
Примерные темы курсовых работ


  1. Разработка экскурсионного проекта на историческую тему.

  2. Разработка экскурсионного проекта на археологическую тему.

  3. Разработка экскурсионного проекта на этнографическую тему.

  4. Разработка экскурсионного проекта на историко-биографическую тему.

  5. Разработка проекта военно-исторической экскурсии.

  6. Разработка экскурсионного проекта на историко-краеведческую тему.

  7. Разработка экскурсионного проекта городской обзорной экскурсии.

  8. Разработка экскурсионного проекта на архитектурно-градостроительную тему.

  9. Разработка экскурсионного проекта на литературную тему.

  10. Разработка экскурсионного проекта на производственную тему.

  11. Разработка экскурсионного проекта на производственно-экономическую тему.

  12. Разработка экскурсионного проекта на производственно-техническую тему.

  13. Разработка экскурсионного проекта на искусствоведческую тему (театральное дело).

  14. Разработка экскурсионного проекта на тему о жизни и деятельности деятелей науки и культуры.

  15. Разработка экскурсионного проекта на литературно-краеведческую тему.

  16. Разработка экскурсионного проекта на литературно-художественную тему.

  17. Разработка экскурсионного проекта с использованием экспозиций краеведческого музея.

  18. Разработка экскурсионного проекта на природоведческую тему

  19. Разработка экскурсионного проекта на тему становления и развития религиозных течений в России, в т.ч. на Дальнем Востоке.

  20. Разработка экскурсионного проекта на искусствоведческую тему с использованием экспозиций художественного музея. .



Практические рекомендации по выполнению курсовой работы
Тему курсовой работы студент выбирает самостоятельно и согласовывает ее с руководителем.

При выполнении курсовой работы не следует ограничиваться изучением только обязательной литературы, дословно переписывать текст учебника или других источников. Приводя фактические данные, необходимо указывать источники, откуда они взяты. Для этого целесообразно делать ссылки, например [3, с. 51].

Рекомендуется использовать материалы, публикуемые в периодической печати, Интернете, вновь вышедшую литературу по вопросам данной дисциплины. При выполнении курсовой работы уместно приводить конкретные примеры из практики экскурсионной работы туристических фирм.

Следует помнить, что процесс создания экскурсии может включать в себя шестнадцать этапов (Б. Емельянов), но для целей курсовой работы некоторые этапы целесообразно объединить:


Отбор литературы и составление библиографии – это подбор материалов для бу­дущей экскурсии, их изучение (т. е. процесс накопления знаний по теме экскурсионного проекта). В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журна­лах, которые раскрывают тему. Назначение списка — опре­делить примерные границы предстоящей работы по изуче­нию литературных источников, оказать помощь экскурсово­дам в использовании необходимого фактического и теоре­тического материала при подготовке текста. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. Список составляется в алфавитном порядке и должен включать не менее тридцать источников информации.

Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме. Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники, в т.ч. государственные архивы, музеи, хроникаль­но-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источ­ника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Однако при использовании мемуарных материалов во избежание неточностей и тенден­циозности следует проявлять осторожность. Для рассказа должны быть отобраны только достоверные, тщательно про­веренные факты и сведения. Значительную помощь в поиске и систематизации материала экскурсий могут оказать компь­ютерные энциклопедии, в том числе мультимедийные базы данных на лазерных дисках.

На каждый источник информации (литературный, архивный, статистический, музейный и др.) составляется карточка. В карточке указывается библиографическое описание источника, краткое изложение необходимой информации. В завершение ставится дата составления карточки и подпись студента. Каждой карточке присваивается номер, который соответствует порядковому номеру источника из списка источников информации.

Пример оформления карточек на источник информации приведен в приложении.

Отбор и изучение экскурсионных объектов. Решающее значение в успехе разработки новой экскур­сионной темы имеют объекты. Именно они составляют тот познавательный материал, который является зрительной основой в раскрытии темы, главный аргумент в доказатель­ствах экскурсовода. Необходимо отметить зависимость экскурсионного про­цесса в целом, его содержания, методики преподнесения материала (показа и рассказа) от объектов, их состояния, подъездных путей, точек для наблюдения. Пра­вильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

В качестве объектов могут быть:

• памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства;

• здания и сооружения, мемориальные памятники, свя­занные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзо­леи, здания культурного назначения и другие постройки;

• природные объекты — леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные дере­вья, реликтовые растения и др.;

• экспозиции государственных и народных музеев, кар­тинных галерей, постоянных и временных выставок;

• памятники археологии — городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, до­роги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;

• памятники искусства — произведения изобразитель­ного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садо­во-парковое и другое искусство.

Перед студентами стоит задача — отобрать из множества объектов са­мые интересные и по внешнему виду, и по той информа­ции, которую они с собой несут.

В практике подготовки экскурсий выработана опреде­ленная методика оценки экскурсионных объектов. Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

- познавательная ценность — связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художе­ственные достоинства памятника, возможность их исполь­зования в эстетическом воспитании участников экскурсии;

- известность объекта, его популярность среди населения (например, такие объекты, как площадь Славы, площадь им. Ленина в г. Хабаровске, и др.);

- необычность (экзотичность) объекта. Подчеркивается неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения. Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим собы­тием, которое произошло в данном здании, на месте уста­новки данного памятника, с легендой или историческим событием. Экзотичность может быть природного

характера;

- внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой — зданиями, сооружениями, природой. Преимущество отдает­ся тому объекту, который наилучшим образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами, с ландшаф­том;

- сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам;

- местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения;

- временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) — это когда посещение и ос­мотр объекта невозможны из-за плохой видимости или се­зонности.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количе­ством посещаемых объектов. Оптимальная продолжитель­ность городской экскурсии составляет 2—4 академ. часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15— 20 экскурсионных объектов.

В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятни­ков и монументов. Следует избегать однообразия построе­ния зрительного ряда.

Отбор объектов заканчивается составлением паспорта на каждый из них. В паспорт объектов вносятся следующие данные:

1) наименование объекта (первоначальное и современ­ное), а также название, под которым памятник известен у населения;

2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;

3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, про­мышленное предприятие и т. д.);

4) описание памятника (его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемори­альной надписи, подъезд к нему);

5) источник сведений о памятнике (литература, где опи­сан памятник и события, связанные с ним, архивные дан­ные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);

6) сохранность памятника (состояние памятника и терри­тории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);

7) охрана памятника (на кого возложена);

8) в каких экскурсиях памятник используется;

9) дата составления паспорта, фамилия со­ставителя.
К паспорту прикрепляются фотографии объекта, воспро­изводящие его нынешний и прежний виды.

В паспорт на архитектурные, природные, археологиче­ские объекты могут быть включены и другие сведения. На­пример, в паспорт на памятник архитектуры (здание) включаются сведения о наличии скульптуры, изразцов, сте­нописи в декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри), о типе и конструкции здания, техническом состоя­нии его (степени сохранности).

Пример оформления паспорта на экскурсионный объект приведен в приложении.

Составление маршрута экскурсии. Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий рас­крытию темы. Он строится в зависимости от наиболее пра­вильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута — способствовать наиболее полно­му раскрытию темы.


Существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематиче­ский и тематико-хронологический.

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:


Рекомендуется иметь несколько вариантов движения группы. Необходимость из­менения маршрута в ряде случаев вызывается транспортны­ми «пробками», ремонтными работами на городских маги­стралях. Все это должно быть учтено при создании различ­ных вариантов маршрута.

При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться «Правилами дорожного движения», «Уставом автомобильного транспорта», «Правилами перевозки пассажиров» и другими ведомственными нормативными документами. Разработка автобусного маршрута завершается согласова­нием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

Маршрут экскурсии выполняется на листе формата А4 с использованием условных обозначений, принятых в типографии. Указываются городские улицы, по которым проходит маршрут, остановки группы экскурсантов, цветными стрелками – направление движения и т.д.

Объезд или обход маршрута. Объезд (обход) маршрута является одним из важных эта­пов разработки новой экскурсионной темы. При организа­ции объезда (обхода) маршрута ставятся задачи: 1) ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадя­ми, по которым проложен маршрут; 2) уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой останов­ки экскурсионного автобуса или пешеходной группы; 3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоя­нок; 4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом; 5) проверить целе­сообразность использования намеченных объектов показа; 6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы; 7) выбрать методику ознакомления с объектом; 8) в целях безопасности передви­жения туристов по маршруту выявить потенциально опас­ные места и принять меры. Просчитывается и фиксируется время, которое будет затрачено на передвижение группы.

Подготовка контрольного текста экскурсии (КТЭ). Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экс­курсия, дается объективная оценка показываемых объектов. Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литератур­ный язык.

КТЭ не отра­жает структуры экскурсии и не строится в маршрутной по­следовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объ­ектов. Это своеобразное литературное сочинение на заданную тему, написанное в хронологической или тематико-хронологической последовательности.

Помимо материалов для рассказа экскурсовода, в кон­трольный текст включают материалы, которые должны со­ставить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также основу для логических переходов между подтемами. Он должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопро­вождаются ссылками на источники информации.

Комплектование «портфеля экскурсовода». Наглядные пособия, которые будут использоваться на экскурсии, обычно помещаются в папке или небольшом портфеле. Одна из задач «портфеля экскурсовода» состоит в том, чтобы восстановить недостающие звенья при показе. В экс­курсиях нередко получается так, что не все объекты, необ­ходимые для раскрытия темы, сохранились. Иногда возникает необходи­мость дать представление о первоначальном виде того мес­та, на котором было построено осматриваемое здание (жилой микрорайон). С этой целью используются, напри­мер, фотографии деревни или пустыря, панорамы строи­тельства предприятия, жилого массива. Может также воз­никнуть задача показать, что на осматриваемом месте будет в ближайшем будущем. В этом случае экскурсантам демон­стрируются проекты зданий, сооружений, памятников.

Бывает необходимость показать фотографии людей, которые имеют отношение к этому объекту или со­бытиям, связанным с ним. Более убедительной экскурсию делает демонстрация ко­пий подлинных документов, рукописей, литературных про­изведений, о которых рассказывает экскурсовод.

В «портфель экскурсовода» при необходимости включаются фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т. д. Содержание «портфеля» диктуется темой экскурсии. Наглядные пособия «портфеля экскурсовода» должны быть удобны для использования. Количество их не должно быть велико. Методику демонстрации наглядных пособий проверяют на маршруте. Затем рекомендации по использованию материалов «портфеля» включают в методическую разработку.

К каждому экспонату, включенному в «портфель», должен быть при­ложен (или приклеен) листок с пояснениями или справочным мате­риалом. Каж­дый экспонат — фотография, рисунок, репродукция карти­ны, портрета, чертежа, копия документа — имеет свой по­рядковый номер. Это определяет последовательность демон­страции данного экспоната экскурсантам.

Определение методических приемов проведения экс­курсии. Выбор того или иного методического приема диктуется задачами, поставленными перед экскурси­ей, информационной насыщенностью конкретного объекта.

Задача студента отобрать наиболее эффективные методиче­ские приемы для освещения подтем, методические приемы, которые рекомендуются в зависимости от экскурсионной аудитории (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа; определить приемы сохранения внимания экскурсантов и активизации процесса восприятия экскурсионного материала; выработать рекомендации по использованию выразительных средств в речи экскурсовода.

Определение техники ведения экскурсии. Техника ведения экскурсии объединяет все организаци­онные вопросы экскурсионного процесса. Автор автобус­ной экскурсии, например, должен тщательно продумать, когда и где экскурсанты выходят для осмотра объекта, как происхо­дит передвижение экскурсантов между объектами, как и когда демонстрируются экспонаты «портфеля экскурсовода» и т. д. Соответствующие записи вносятся в графу методиче­ской разработки «Организационные указания». Эти указа­ния адресованы и водителю автобуса. Например, в каком месте поставить автобус, где необходимо ехать медленнее для наблюдения объекта из окна. Отдельные указания отно­сятся к экскурсантам (соблюдение правил безопасности на улице, выхода из автобуса, размещения в салоне). Важно сформулировать рекомендации: об использовании пауз в экскурсии; о соблюдении времени, отведенного на освеще­ние подтем; организацию ответов на вопросы экскурсантов; о технике использования экспонатов «портфеля»; о порядке возложения венков и т. д. Не менее важны указания о месте экскурсовода при показе объектов, руководстве самостоя­тельной работой экскурсантов на маршруте, проведении рассказа при движении автобуса.

Составление методической разработки. Методическая разработка — обязательный документ, который опреде­ляет, как провести данную экскурсию, как лучше организо­вать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно. Методическая разработка излагает требования экскурсион­ной методики с учетом особенностей демонстрируемых объ­ектов и содержания излагаемого материала. Она должна содержать четкие рекоменда­ции по вопросам организации экскурсии; учитывать интересы определенной группы экскурсантов (при наличии вари­антов экскурсии); соединять показ и рассказ в единое целое.

Оформление методической разработки происходит сле­дующим образом:

Методическая разработка состоит их трех разделов: всту­пления основной части и заключения. Вступление и заклю­чение не разносятся по графам. Эффективность методической разработки зависит от пра­вильного заполнения всех семи граф. Размер разработки около 10 страниц машинописного текста. Объем документа зависит от количества экскурсионных объектов, числа под­тем, продолжительности экскурсии по времени и протяжен­ности маршрута.

В графе «Маршрут экскурсии» называется точка начала экскурсии и окончание 1 подтемы и т.д.

В графе «Остановки» называются те точки маршрута, где предусмотрен выход из автобуса; предполагается осмотр объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов или пре­дусматривается остановка на пешеходной экскурсии. Следует делать точные записи, правильно и полно называя место остановки.

В графе «Объекты показа» перечисляют те основные и дополнительные объекты, которые показы­вают группе на остановке, в ходе переезда или передвиже­ния группы к следующей остановке. В загородной экскурсии объектами показа могут быть в целом город, село, поселок городского типа, а при проезде по маршруту — издали видимые части (высокое здание, башня, колокольня и др.). В городской экскурсии объекта­ми показа могут быть улица или площадь.

Графа «Продолжительность экскурсии». Время, которое указывается в этой графе представляет собой сумму времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода (та часть, когда отсутствует показ) и на пере­движение экскурсантов по маршруту к следующей останов­ке. Здесь же необходимо учитывать время, затрачиваемое на движение вблизи осматриваемых объектов и между объек­тами.

Графа «Наименование подтем и перечень основных вопро­сов» содержит краткие записи. В первую очередь называется подтема, которая раскрывается на данном отрезке маршру­та, в данный отрезок времени, на перечисленных в графе 3 объектах. Здесь формулируют основные вопросы, излагае­мые при раскрытии подтемы. Коли­чество основных вопросов, входящих в подтему, не должно превышать пяти.

В графе «Организационные указания» помещают рекомен­дации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиенических требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры. Здесь же излагаются требования к экскурсантам по охране природы и правила противопожарной безопасно­сти. В эту графу включают все вопросы, которые входят в понятие «Техника ведения экскурсии». Например: «Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание». «На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирова­ния». В загородных экскурсиях в эту графу включают указа­ния о санитарных остановках, рекомендации по охране природы, правила передвижения экскурсантов на останов­ках, особенно вблизи автомагистралей, с целью обеспечения их безопасности. При проведении производственных экскурсий, посеще­нии работающих цехов приводятся рекомендации по техни­ке безопасности, выдержки из инструкций администрации предприятия, обязательные правила поведения экскурсантов на предприятии, называются места, где делаются паузы в рассказе и показе.

Графа «Методические указания» определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экс­курсоводу по методике ведения экскурсии, дает указания по использованию методических приемов. Следует указать, где и как применяются методические приемы. В этой графе также излагается вариант логического перехода к следующей подтеме, даются рекомендации по показу материалов «портфеля экскурсовода», включаются советы по использованию движения экскурсантов относи­тельно объектов в качестве методического приема (например, «После наблюдения объекта и рассказа экскур­совода туристы могут самостоятельно продолжить знакомст­во с объектом», «Экскурсоводу следует объяснять терми­ны...», «При показе поля боя необходимо ориентировать экскурсантов...» и т. д.).

Составление индивидуального текста. Данный этап обязателен для студентов дневной формы обучения. Такой текст каждый студент дневной формы обучения составляет самостоя­тельно, отдельно от членов творческой группы, в состав которой он входит. Основой для индивидуального текста является кон­трольный текст. У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но раз­личные обороты речи, разные слова, различная последова­тельность в рассказе, могут быть даже разные факты, под­тверждающие одно и то же положение.

Основное отличие индивидуального текста от контроль­ного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработ­кой экскурсии. Он содержит введение , основную часть и заключение. Вступление, как правило, состоит из двух частей:

Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Заключение, как и вступление, не связано с экскурсион­ными объектами. Оно должно занимать по времени 5— 7 минут и состоять из двух частей. Первая — итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующей цель экскурсии. Вторая — информация о других экскурсиях, ко­торые могут расширить и углубить данную тему. Заключе­ние так же важно, как и вступление, и основная часть.

Материал индивидуального текста размещается в той последователь­ности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из под­тем. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст представляет собой «готовый для использования» рассказ. Он содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскур­сии. При изложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки их значения. Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок на источники. В то же время текст этого вида отражает особенности речи «исполнителя». Рассказ экскур­совода состоит как бы из отдельных частей, привязанных к зрительным объектам. Объединяются эти части выводами по каждой подтеме и логическими переходами между подтема­ми (и объектами). В индивидуальном тексте каждая подтема представляет собой отдельный рассказ, пригодный для ис­пользования в ходе проведения экскурсии.

Составляя индивидуальный текст, его автору нельзя за­бывать о логике звучащей речи, о том, что слово и изобра­жение (объект) действуют, как правило, на чувства экскур­сантов синхронно. Стремление к живости подачи материала на экскурсии не должно вести к попыткам развлекать экс­курсантов. При решении вопроса о сочетании на экскурсии элементов познавательных и развлекательных дело должно быть решено по формуле: максимум познавательного и ми­нимум развлекательного. Особое место в подготовке экскур­сии имеет вопрос о легендах. В экскурсиях могут быть ис­пользованы только легенды.

Текст следует писать от первого лица и выражать свою индивидуальность. Все экскурсоводы, проводя экскур­сии по одной теме, рассказывают одно и то же, но говорят по-разному. Их рассказ по содержанию одинаков, а по форме, использованию словарного запаса, эмоциональному уровню различен. Успех рассказа зависит от того, насколько индивидуаль­ный текст приближен к общепринятой речи, как в нем учтены речевые особенности того конкретного экскурсовода, которому этот текст принадлежит.

Методика требует от экскурсовода, чтобы он при состав­лении индивидуального текста помнил о существенной раз­нице между речью лектора и экскурсовода.

Продолжительность рассказа не должна превышать вре­мени, на какое памятник способен приковать к себе внима­ние экскурсантов. Чаще всего это пять–семь минут.

Экскурсовод так же, как лектор, может во время экскур­сии пользоваться своим индивидуальным текстом. Для удобства пользования им рекомендуется перенести содержание рассказа на специальные карточки, где записываются краткие данные об объекте, основные мысли рассказа, от­дельные цитаты, исторические даты. По каждой подтеме заполняется несколько карточек (обычно по числу основ­ных вопросов). Чаще всего карточки в качестве конспекта рассказа используют при подготовке к экскурсии. Исключения со­ставляют те карточки, на которые занесены цитаты и боль­шие отрывки из художественных произведений, содержание которых составляет основу приема литературного монтажа. На экскурсии они зачитываются полностью. Карточка должна быть удобной для использования. Ре­комендуется небольшой размер, примерно четверть листа плотной писчей бумаги, пригодной для длительного приме­нения. Карточки имеют порядковые номера и складываются с учетом последовательности раскрывае­мых подтем.
Прием (сдача) экскурсии

При условии полного документального обеспечения экскурсионного проекта курсовая работа сдается для рецензирования на кафедру туризма и гостиничного хозяйства (ауд. 431).

После получения положительной оценки для студентов дневной формы обучения назначается дата проведения пробной учебной экскурсии. Это своеобразная форма внеаудиторной защиты курсовой работы. Студенты во время проведения собственной экскурсии должны продемонстрировать не только теоретические знания в области экскурсоведения, но и владение техникой ведения экскурсии.

Для студентов заочной формы обучения защита курсовой работы проходит в традиционной аудиторной форме.


Библиографический список

  1. Аннотированный список литературы в помощь экскурсоводам и методистам. – М. : ЦРИБ «Турист», 1990.

  2. Биржаков М. Б., Никифоров В. И. Индустрия туризма : перевозки. учебник.– СПб. : ОЛБИС, 2001.

  3. В помощь экскурсоводу : сборник методических и справочных материалов. – М. : РМАТ, 1998.

  4. Дворниченко В. А., Савина Н. В. Организация экскурсионной деятельности : учеб-практ. пособие. – М. : Изд-во МЭСИ, 2000.

  5. Долженко Г. П. Экскурсионное дело : учебное пособие. – М. : Ростов-н/Д : МарТ, 2005.

  6. Григорьева Г. А., Краско А. В. Архитектурно-градостроительные экскурсии. – М. : Турист, 1989.

  7. Емельянов Б. В. Экскурсионное обслуживание населения : учебное пособие. – М. : Турист, 1983.

  8. Емельянов Б. А. Экскурсоведение : учебник. – 3-е изд., перераб. и допол. – М. : Советский спорт, 2000.

  9. Закис А. А. Экскурсионное обслуживание населения: библиотека передового опыта. – М. : Наука, 1983.

  10. Квартальнов В. А. Туризм, экскурсии, обмены: современная практика.— М. : Наука, 1993.

  11. Курлат Ф. А., Соколовский Ю. Е., Экскурсии по памятникам истории и культуры (содержание и методы) / Сб. «Вопросы массовой научно- просветительской работы» – М. : Турист, 1972.

  12. Кулаев К. В. Культурология и экскурсоведение. Конспект лекций. – М. : РМАТ, 1998

  13. Курило Л. В. Краеведение и туризм. – М. : РМАТ, 1999.

  14. Методика подготовки и проведения экскурсии : учеб.пособие. — М. : Турист, 1980.

  15. Омельченко Б. Ф. Дифференцированный подход к обслуживанию различных групп туристов и экскурсантов: конспект лекций. — М. : Турист, 1987.

  16. Организация и методика экскурсионной работы: учебное пособие /под ред. проф. А. В. Даринского. – СПб. : ОЛБИС, 1983.

  17. Особенности и средства показа в экскурсии: методические рекомендации. – М. : Турист , 1980.

  18. Основы экскурсоведения: учебное пособие. – М. : Просвещение , 1985.

  19. Требования к методической разработке экскурсии: метод. рекомендации. – М. : Турист, 1979.

  20. Савина Н.В. Экскурсоведение : учеб. практ. пособие. – Минск : БГЭУ, 1999.

  21. Савина Н. В., Горбылева З. М. Экскурсоведение : учеб.пособие. —Минск : БГЭУ, 2004.

  22. Шулепова Э. А. Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. – М. : РИПРКТ, 1994.


Приложение А
Пример оформления списка использованных источников*
Список использованных источников по теме экскурсии

«Культура и образование в дореволюционном Хабаровске»
1. Вежновец А.Ф., Крадин Н.П. Записки краеведов. – Хабаровск : Магеллан, 2000.

2. Востриков Л. А. И привести известность в край...(из истории Приамурского (Хабаровского) филиала Географического общества СССР). — Хабаровск : Хабаровское книжное издательство, 1989. — С.21-58.

3. Востриков Л. А, Востоков З. В. Хабаровск и хабаровчане. Очерки о прошлом. — Хабаровск : Хабаровское книжное издательство, 1991. — С.219-230.

  1. Григоров К. Вековой юбилей. Кто вспомнит? // Суворовский натиск. 31 августа 2000 г. — С. 4.

  2. Крадин Н. П. Охраняются государством. — Хабаровск : Частная коллекция, 1999.

  3. Крадин Н. П. Памятники архитектуры Хабаровска. — Хабаровск : Этнос-ДВ, 1996.

  4. Крадин Н. П. Старый Хабаровск. Портрет города в дереве и камне (1858 — 1938). — Хабаровск : Хабаровское книжное издательство, 1999.

8. Советский энциклопедический словарь / под ред. A. M. Прохорова. — М. : Советская энциклопедия, 1986.

9. Чернышева В. И. Хабаровск. — Хабаровск : Хабаровское книжное издательство, 1958.

10. Хабаровский край : историческая справка. – Хабаровск: Сервер Правительства Хабаровского края.- http://www.adm.khv.ru., 2006.
_______________________________

*Источников информации должно быть не менее 30.
Приложение Б
Пример оформления карточки на литературный источник информации


Карточка на литературный источник № 6 *
Крадин Н. П. Памятники архитектуры Хабаровска. — Хабаровск : Этнос-ДВ, 1996. — С 231.

Здание музея Приамурского РГО
Проект здания составлен в 1894г. инженер-полковником Н. Ф. Александровым. В 1896г. построена первая очередь здания (левое крыло), а в августе 1899г. вторая и, наконец, в 1900г. строительство закончено полностью. Завершал строительство С. Н. Банков. Новая пристройка к музею со стороны парка осуществлена в 1975г. по проекту заслуженного архитектора России А. С. Ческидова.

Здание находится в конце улицы Шевченко, примыкает непосредственно к парковой зоне. Старая часть в плане имеет Н-образную форму, построена из красного и серого кирпича. Система экспозиционных залов - анфиладная. Справа от входа находится парадная трехмаршевая лестница.

Объемно-пространственная композиция здания состоит из двух идентичных по размерам и архитектуре объемов, соединенных (перпендикулярно) перемычкой, надстроенной в 1900г. до общей высоты корпусов. Главный (уличный) фасад симметричной композиции состоит из двух фланговых ризалитов и западающей центральной части. Окна прямоугольные, а на третьем этаже ризалитов — полуциркульные, разделенные импостами на три части. Междуэтажные карнизные тяги обрамляют здание по периметру, Является памятником архитектуры федерального (общероссийского) значения.

Составил:

Ф.И.О

дата



_________________________________

* Номер карточки должен соответствовать порядковому номеру источника в списке использованных источников
Приложение В
Пример оформления паспорта на экскурсионный объект



Паспорт на экскурсионный объект № ______*


  1. Объект показа : 3-я городская больница им. Нечепаева.

  2. Адрес : г. Хабаровск, Ул. Пушкина, 54.

  3. Первоначальное название : Реальное училище. С 1925г.- учительский институт, перед II мировой войной медицинский институт, с 1948г. – 3-я городская больница им. Нечепаева.

  4. Краткая историческая справка и описание объекта : Под патронажем Гродекова Н.И. в целях подготовки молодых людей, которые бы в последствии способствовали культурному и экономическому развитию региона, в 1900 году было открыто реальное училище. Изначально училище базировалось на территории бывших казарм. Через три года реалисты разместились в собственном здании на Николаевской площади. Проект основного здания, разработан гражданскими инженерами С. О. Бером и А. В. Перницем. Торжественная закладка здания состоялась 29 июня 1901г. Хотя основной П-образный в плане корпус и был закончен в 1903г., в последующие годы еще продолжали появляться пристройки со стороны двора под служебно-хозяйственные нужды. В то время реальное училище можно было отнести к самым благоустроенным зданиям Хабаровска. После окончания Гражданской войны реальное училище было упразднено. В последствии в этом здании располагались учительский институт (1925), в конце тридцатых годов прошлого века – школа пропагандистов, потом медицинский институт. В годы Второй мировой войны – госпиталь, а с 1948 года – городская больница.

  5. Источник сведений : Вежновец А. Ф., Крадин Н. П. Записки краеведов. – Хабаровск : Магеллан, 2000.

  6. Сохранность : Здание сохранено почти в первоначальном виде. В 1930-е гг. был лишь надстроен четвертый этаж.

  7. Искусствоведческая ценность : Здание является памятником архитектуры федерального значения.


Составил:

Ф.И.О

Дата


___________________________

* Номер паспорта соответствует порядку показа объекта на маршруте. К паспорту обязательно прикладывается современное изображение экскурсионного объекта.

Приложение Г

Пример оформления методической разработки



Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Кафедра туризма и гостиничного хозяйства


«УТВЕРЖДАЮ»
­­­­­­­­­­______________________

Ф.И.О руководителя

«____»_________________200__г.


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА тематической экскурсии
«КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ ХАБАРОВСКЕ»


Состав группы: студенты вузов и сузов, 15-20 чел.

Время проведения экскурсии: 3 академических часа.
Вид экскурсии: городская, пешеходная

Ф.И.О автора, подпись, дата.

Хабаровск, 200___



Продолжение приложения Г




2
Цель экскурсии : Познакомить экскурсантов с историей зарождения и деятельности центров образования и культурной жизни в дореволюционном Хабаровске; выявить роль выдающихся личностей в формировании очагов культурной жизни города;
Задачи экскурсии :

- Рассказать о трудностях, проблемах и достижениях хабаровской интеллигенции в деле приобщения хабаровчан к «разумному, доброму, вечному».

- На примере Реального училища, Кадетского корпуса, рассказать о построении процесса образования, о внеклассной деятельности, нравах и обычаях, о взаимоотношениях преподавательского состава и учащихся, существовавших в средних учебных заведениях г. Хабаровска.
- Ознакомить экскурсантов с историческими фактами из сферы образования, которые представляют интерес сами по себе, а в особенности в сравнении с современной ситуацией в области образования.

- Поведать о деятельности собраний, объединявших военную и гражданскую интеллигенцию, об интересах, связывавших людей, живущих «на краю света», но не утративших потребности общения и самовыражения.

- Рассказать об «островке» науки в Хабаровске: о деятельности Приамурского отдела Русского географического общества и о людях, внесших огромный вклад в формирование и развитие не только Приамурского отдела Русского географического общества, но и Николаевской публичной библиотеки.
Маршрут экскурсии : Площадь им. Ленина – ул. Серышева – Амурский бульвар – ул. Шевченко.



Продолжение приложения Г

3

Методические

указания

7

Рекомендуется использовать методические приемы предварительного осмотра, зрительной реконструкции характеристики, цитирования, движения.

Логический переход : Светлые классы и кабинеты, электрическое освещение, центральное отопление, а вскоре водопровод и канализация, а также телефон позволяли с полным правом отнести Реальное училище к самым благоустроенным зданиям г. Хабаровска. С ним мог соперничать разве что Кадетский корпус – еще одно учебное заведение г. Хабаровска, сыгравшее не последнюю роль в тогдашней системе образования.

Организацион-ные указания

6

Рекомендуется расположить группу туристов в северной части площади им. Ленина для лучшего осмотра объекта. После раскрытия подтемы – прогулка по площади.

Подтема и перечень основных вопросов

5

Реальное училище

  1. 1. История создания Реального училища.

  2. 2. Архитектурные и искусствоведческие особенности строения.

  3. 3. Место и роль Реального училища в культурном наследии Хабаровского края.

Продолжительность экскурсии , мин.

4

45 мин *
* (время передвижения группы от места сбора + время выхода из автобуса + время показа и рассказа об объекте + самостоятельный осмотр экскурсантами + возврат в автобус и время передвижения до следующего объекта)

Объекты показа

3

Здание бывшего Реального

училища

Остановки

2

Площадь им. Ленина

Маршрут экскурсии

1

Место сбора группы – Площадь им. Ленина


Окончание приложения Г
Пример оформления последнего листа методической разработки

Методические

указания

7

Рекомендуется использовать методические приемы предварительного осмотра, зрительной реконструкции характеристики, цитирования, движения, персонификации, отступления

Вывод: Несмотря на все трудности, нехватку средств, довольно равнодушное отношение государства, вседа существовали люди, почитавшие за честь послужить своему народу и внесшие в развитие просвещения неоценимый вклад. Это не удивительно, поскольку в России личностный фактор всегда играл доминирующую роль.

Организационные указания

6

На данном этапе предполагается посещение Краеведческого музея. Экскурсоводу необходимо организовать приобретение билетов для туристов

Подтема и перечень основных вопросов

5

«Детище» Приамурского отдела Русского географического общества (ПО РГО)

  1. 1. История создания Краеведческого музея

  2. 2. Роль членов ПО РГО в развитии образования на Дальнем Востоке

  3. 3. Краеведческий \музей как культурное наследие

Продолжительность экскурсии , мин.

4

1 час 30 мин

Объекты показа

3

Краеведческий музей

Остановки

2

Ул. Шевченко , 11

Маршрут экскурсии

1

……….. – ул. Шевченко , 11



Приложение Д

Пример оформления экскурсионного маршрута


Маршрут экскурсии на тему

«КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ ХАБАРОВСКЕ» *




Условные обозначения :
☼- место остановки группы

1, 2… - экскурсионный объект

?- направление движения туристской группы
____________________
* В данном приложении приведен только отрезок экскурсионного маршрута

Приложение Ж
Перечень рекомендуемых методических приемов


Методические приемы

показа





Методические приемы

рассказа


? прием предварительного осмотра;

? прием панорамного показа;

? прием зрительной реконструкции (воссоздания);

? прием зрительного монтажа;

? прием локализации событий;

? прием абстрагирования;

? прием зрительного сравнения;

? прием интеграции (восстановление, восполнение);

? прием зрительной аналогии;

? методический прием движения;

? показ мемориальной доски.





? прием экскурсионной справки; ? прием описания;

? прием характеристики;

? прием объяснения;

? прием комментирования;

? прием репортажа;

? прием цитирования;

? прием вопросов-ответов;

? прием ссылки на очевидцев;

? прием заданий;

? прием новизны материала;

? прием словесного (литературного) монтажа;

? прием соучастия;

? прием дискуссионной ситуации;

? прием сталкивания противоречивых версий;

? прием персонификации;

? прием проблемной ситуации;

? прием отступления.


Методические приемы демонстрации наглядных пособий
? иллюстрационный прием;

? комментирующий прием;

? прием контраста;

? использование технических средств пропаганды.


Оксана Валерьевна Лешкова

ИНФОРМАЦИОННО-ЭКСКУРСИОННАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ТУРИЗМА



Методические указания и задания

по выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения специальности 080502

«Экономика и управление на предприятии туризма

и гостиничного хозяйства»

Редактор Г. С. Одинцова
Подписано в печать __________ Формат 60Ч84/16. Бумага писчая.

Печать офсетная. Усл. п. л. 1,9 . Уч.-изд. л. 1,3 . Тираж 75 экз.

Заказ №

680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134, ХГАЭП, РИЦ



Министерство образования и науки Российской Федерации
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации