Григорьева Р.З. Товароведение продовольственных товаров. Часть 1, Часть 2 - файл n1.doc

приобрести
Григорьева Р.З. Товароведение продовольственных товаров. Часть 1, Часть 2
скачать (304.7 kb.)
Доступные файлы (2):
n1.doc617kb.24.07.2007 19:51скачать
n2.doc1281kb.23.12.2009 15:34скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Кемеровский технологический институт пищевой промышленности



Р.З.Григорьева


ТОВАРОВЕДЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ



для студентов специальности 271200«Технология продуктов общественного питания» и 271400 «Технология детского и функционального питания» всех форм обучения (часть 1)




Кемерово 2004

УДК : 664: 620. 9 (075)
Печатается по решению редакционно-издательского совета Кемеровского технологического института пищевой промышленности.
Рецензенты: доцент кафедры «Товароведение и экспертиза

товаров»

Кемеровского института (филиала) Российского государственного торгово–экономического университета, канд. техн. наук И.Ю. Резниченко,

доцент кафедры «Коммерция и маркетинг» Кемеровского института (филиала) Российского государственного торгово–экономического университета канд. техн. наук О.Н. Дорошина


Товароведение продовольственных товаров / Р.З. Григорьева. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2004. – 116 с.

ISBN 5-89289-254-9
Учебное пособие содержит конспект лекций по теоретическим основам товароведения и двум группам продовольственных товаров: зерно и продукты его переработки, свежие и переработанные овощи и плоды. Предназначено для студентов, преподавателей, может быть полезно практическим работникам.

4001010000

Г ——————

У 50(03)-04


ISBN 5-89289-254-9 © Кемеровский технологический институт пищевой промышленности,

2004.

Тема 1. Предмет цели и задачи товароведения



Товароведение потребительских товаров состоит из: общей части и частного товароведения. Общая часть товароведения посвящена рассмотрению теоретических основ, которые являются основополагающими для частных разделов товароведения. Без знания теоретических основ сложно дать полную и объективную оценку основополагающих характеристик любого товара.

Любая наука начинается с определения основных понятий, применяемых в ней.

Продукция – материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.

Следовательно, продукции присущи две основные особенности: во-первых, она должна быть произведена, а, во-вторых, должна удовлетворять чьи-то потребности (должна быть кому-то нужна).

Продукция, становится товаром, когда она является объектом купли – продажи. Выращенные садовые или собранные дикорастущие плоды, использованные для целей личного потребления – продукция, а не товар, и только на рынке они превращаются в товар.

Товар – материальная продукция, предназначенная для купли – продажи.

Товар – сложное понятие и не менее сложный материальный объект, обладающий определенными потребительскими свойствами.

Товар составляет объект особой науки и учебной дисциплины – товароведения.

Существует множество определений термина «товароведение».

Одним из первых определений товароведения дано И. Вавиловым в «Справочном коммерческом словаре» (1856): «Товароведение – наука, научающая иметь точные и полные сведения о товарах, их сортах, местах происхождения и сбыта, средствах к покупке и продаже, способах перевозки и хранения».

Одно из наиболее точных определений предмета товароведения дано К. Марксом: «Потребительские стоимости товаров составляют предмет особой дисциплины – товароведения». Это определение положено в основу многих последующих определений термина.

Представляет интерес высказывание К. Паустовского: «Есть наука со скучным названием – товароведение. Книги по товароведению можно читать как увлекательную повесть о жизневедении».

Мария Андреевна Николаева предлагает уточненное определение термина «товароведение». Товароведение – наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.

Термин «товароведение» состоит из двух слов: «товар» и «ведение». Последнее слово произошло от veda (веды), что означает «знание», следовательно, в этом смысле товароведение – знание о товарах.

Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров.

Цель товароведения – изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Для достижения этой цели товароведение как наука и учебная дисциплина должна решать следующие задачи:

Связь товароведения с другими науками. Дисциплина связана с другими дисциплинами межпредметными связями: предшествующими, сопутствующими и последующими. Товароведение, изучая условия формирования потребительских стоимостей, тесно связано с технологией и материаловедением. Задача технологии как науки – выявление физических, химических и других закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных производств и процессов. Изучение потребительских свойств сырья и вспомогательных материалов с точки зрения технологических требований, т.е. качества ожидаемого сортового продукта, представляет предмет материаловедение. Материаловедение как бы «предшествует» технологии, а товароведение является ее продолжением.

Товароведение тесно связано со многими общенаучными и смежными дисциплинами техническими, естественными и экономическими. В первую очередь, оно базируется на данных физики, химии и биологии. Только на базе этих наук можно выявить полезные свойства пищевых продуктов. В зависимости от того, на сколько глубоко в товароведении используются достижения этих наук, во многом зависят научный уровень товароведения.

Физика и химия дают общие сведения о веществах, их строении и происходящих в них процессах. Из микробиологии товароведение черпает сведения о возбудителях порчи продуктов и методах предупреждения развития на них микроорганизмов. Микробиологические процессы лежат в основе переработки и производства многих продуктов. Математика и математическая статистика имеют большое значение в товароведении при обработке экспериментальных данных. Для товароведения большое значение имеет экономика торговли, ее организация и ряд других дисциплин. Товароведение является базовой учебной дисциплиной для многих общепрофессирнальных и специальных дисциплин – технологии, организации, экономики, маркетинга и др. их объединяют последующие и сопутствующие межпредметные связи.

Принципы товароведения. Любая наука базируется на определенных принципах.

Принципами товароведения являются:

Безопасность - основополагающий принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товарам ущерба жизни, здоровью людей.

Безопасность одновременно является одним из обязательных потребительских свойств товара, которое рассматривается как риск или ущерб для потребителя, ограниченный допустимым уровнем.

Принцип безопасности для товаров и окружающей среды должен соблюдаться и в отношении процессов упаковывания, транспортирования, хранения, предреализационной подготовки к продаже.

Эффективность – принцип, заключающийся в достижении наиболее оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации и потреблении товаров.

Совместимость – принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий. Совместимость товаров принимается во внимание при формировании ассортимента, размещении их на хранение, выборе упаковки, а также оптимального режима.

Совместимость товаров при их потреблении имеет важное значение для наиболее полного удовлетворения потребностей. Так, использование несовместимых пищевых продуктов может вызвать серьезные нарушение обмена веществ у человека.

Взаимозаменяемость – принцип, определяемый пригодность одного товара для использования вместо другого товара в целях выполнения одних и тех же требований.

Так, взаимозаменяемость кефира и простокваши больше, чем кефира и молока: это имеет значение в первую для потребителей, организм которых не усваивает лактозу молока.

Систематизация – принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров.

С учетом многообразия объектов систематизация в товароведении имеет чрезвычайно важное значение. На этом принципе базируется изложение учебной информации во всех разделах «Товароведение продовольственных товаров».

  1   2   3   4   5   6


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации