Царегородцева С.Р, Дикарева Е.В. Учебный модуль. Экономика отрасли - файл n1.doc

приобрести
Царегородцева С.Р, Дикарева Е.В. Учебный модуль. Экономика отрасли
скачать (797.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc798kb.06.07.2012 23:09скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

С.Р. Царегородцева, Е.В. Дикарева


ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ


Учебный модуль

для студентов специальности 271200 «Технология продуктов общественного питания» заочной формы обучения

КЕМЕРОВО 2002



УДК: 642.5.003 (075)

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Кемеровского технологического института пищевой промышленности

Рецензенты: 1. Генеральный директор торгового дома «Итекс» Панин И.Ф.

2. Доцент, к.э.н. каф. «Экономика и управление на предприятии торговли» Московского государственного университета коммерции (кемеровский институт) Швецова Т.А.


Экономика отрасли. Учебный модуль. С.Р. Царегородцева, Е.В. Дикарева. Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2002. 140 с.
ISBN 5-89289-154-2
Учебный модуль подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом и программой дисциплины "Экономика отрасли" и предназначено для студентов специальности «Технология продуктов общественного питания» заочной формы обучения.

В нем приведены краткий курс лекций, методические указания по проведению практических занятий и выполнению экономической части дипломного проекта, варианты контрольных работ, а также вопросы к экзамену по данной дисциплине.


ISBN 5-89289-154-2 © Кемеровский технологический институт

пищевой промышленности



  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


1.1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель преподавания курса «Экономика отрасли» заключается в освоении студентами экономических знаний, отражающие специфические особенности предприятий общественного питания, обучении их навыкам использования теоретических основ курса для решения практических задач.

В ходе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями и навыками:




    1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




      1. Лекционные занятия.




  1. Сущность, формы и функции общественного питания. Розничный и оптовый товарооборот.

  2. Рынок в хозяйственном механизме общества. Спрос на товары народного потребления.

  3. Основной капитал и эффективность его использования.

  4. Оборотный капитал и эффективность его использования.

  5. Сырьевая база отрасли и обеспечение ее материальными ресурсами.

  6. Трудовые ресурсы и производительность труда.

  7. Оплата труда на предприятиях пищевой промышленности.

  8. Себестоимость продукции. Издержки обращения.

  9. Цены и ценообразование.

10.Доходы и прибыль, рентабельность. Валовой доход.

11. Основы налогообложения предприятий ОП.


      1. Практические занятия




  1. Производственная мощность предприятий общественного питания. Пропускная способность зала.

  2. Введение в курс экономики общественного питания. Сущность, формы и функции общественного питания.

  3. Производство продукции и товарооборот.

  4. Производственная программа. Определение числа потребителей.

  5. Рынок в хозяйственном механизме общества.

  6. Основные фонды предприятия.

  7. Оборотные средства предприятия.

  8. Трудовые ресурсы и производительность труда. Оплата труда на предприятиях пищевой промышленности.

  9. Товарные запасы предприятий общественного питания.

  10. Себестоимость продукции. Издержки обращения.

  11. Цены и ценообразование.

  12. Прибыль и рентабельность. Валовой доход.

  13. Основы налогообложения предприятий ОП.


II. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ.
Тема 1. СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ФУНКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ


  1. Социально-экономические формы общественного питания.

Общественное питание - одна из отраслей народного хозяйства, которая объединяет предприятия, занимающиеся производством пищи и организацией ее потребления населением - столовые, рестораны, кафе, закусочные, буфеты и т. д. Эта отрасль хозяйства включает все предприятия питания, независимо от их ведомственного подчинения и места расположения, а также от того, покупает потребитель пищу, или получает ее бесплатно или на льготных условиях.

Общественное питание в нашей стране существует и развивается в различных социально-экономических формах. Поэтому необходимо различать понятие сферы общественного питания и общественное питание как подотрасль торговли.

Сфера общественного питания включает все формы общественно организованного питания в детских домах, дошкольных учреждениях, больницах, полевых станах и т.д. Такое питание организуется бесплатно или на льготных условиях.

ОП как подотрасль торговли охватывает предприятия общественного питания государственной и кооперативной торговли. Главная задача этих предприятий - предоставление платных услуг населению в форме общественно организованного питания.

Четкое разграничение «сфера общественного питания» и «подотрасль торговли» имеет важное значение, т.к. позволяет определить место ОП в системе народного хозяйства. В народнохозяйственном учете все отрасли в зависимости от характера выполняемых функций относятся к сфере материального производства и непроизводственной сфере., причем критерием служит участие отрасли в создании совокупного общественного продукта и национального дохода.

Общественное питание при больницах, детских дошкольных учреждениях и т. п. Относится к непроизводственной сфере, в которой не создается национальный доход, а труд работников по своему характеру относится к непроизводительному труду.

ОП как подотрасль торговли относится к сфере материального производства. В процессе производственно-торговой деятельности предприятий ОП создается национальный доход, а труд работников этих предприятий является производительным трудом.


  1. Особенности экономики и функции ОП.


ОП представляет собой специфическую отрасль, которая имеет черты пищевой промышленности и торговли.

Общее с предприятиями пищевой промышленности:

1.Производство продукции.

Общее с торговлей:

  1. Реализация продукции.

Общественное питание - особая отрасль экономики, в которой органически сочетаются функции производства, обмена (реализации) и организации потребления пищи.
1.Функция производства.

На предприятиях ОП осуществляется процесс производства материальных благ - в результате переработки сырья и полуфабрикатов создаются продукты питания. Труд работников этих предприятий создает новую стоимость, национальный доход. Наличие функции производства дает основание относить общественное питание к сфере материального производства, т.е. к производственным отраслям экономики, а предприятия общественного питания рассматривать как производственные.
2.Функция обращения.

Вместе с тем ОП относится и к непроизводственной сфере - обращению, поскольку в его предприятиях осуществляется функция реализации изготовленной продукции. Наличие этой функции связано с тем, что продукты ОП являются товарами, они продаются потребителям так же, как и товары на предприятиях розничной торговли. Осуществление функции смены формы стоимости означает, что предприятия ОП выступают в роли торговых предприятий.

Функция реализации не присуща предприятиям, в которых питание отпускается бесплатно. На предприятиях, отпускающих питание на льготных условиях, эта функция частично ограничена.

Выполнение предприятиями ОП функций производства и реализации делает их сходными с предприятиями пищевой промышленности (производство) и предприятиями торговли (реализация).
3.Функция организации потребления пищи и обслуживания.

Эта функция свойственна только общественному питанию, делает его специфической отраслью, отличной от всех других отраслей народного хозяйства. Предприятия ОП призваны организовывать потребление на месте произведенной и реализованной ими пищи. Наличие этой функции означает, что ОП относится также и к сфере обслуживания.

Таким образом, ОП является многопрофильной отраслью экономики, т.к. относится одновременно к трем основным сферам общественной деятельности - производству, обращению и обслуживанию.

Одной из особенностей предприятий ОП является быстротечность цикла производство - потребление. В них процессы производства, реализации и потребления совпадают по времени, продукция производства не подлежит более или менее длительному хранению.
3. Роль ОП в народном хозяйстве.
1. Общественное питание является важным резервом экономии общественного труда.

Известно, что ведение домашнего хозяйства, в том числе и приготовление пищи, связано с большими затратами труда.

Современный уровень производительности труда в ОП позволяет примерно в 2-3 раза сократить затраты времени на приготовление кулинарной продукции по сравнению с затратами на приготовление блюд и кулинарных изделий в домашних условиях. Освобожденное при этом время может быть использовано для другой деятельности.
2. Социально - культурное значение.

Материалы социологических исследований свидетельствуют, что половина всех затрат времени на домашнюю работу расходуется на приготовление пищи. В связи с этим переход к общественному питанию является не только резервом громадной экономии времени, но и одним из основных путей увеличения свободного времени для всестороннего гармоничного развития человека (физического и духовного).

По примерным расчетам, при регулярном пользовании общественным питанием, свободное время увеличивается на 300 ч. В год в расчете на одного человека.

  1. Устранение неравного положения женщин в быту.

  2. Фактор рационального использования продовольственных ресурсов и материальных средств.

В условиях домашнего приготовления пищи нельзя рационально и экономно расходовать продукты из-за небольших размеров производства, несовершенства технологических процессов, индивидуальных особенностей и разного уровня квалификации домашних хозяек, невозможности утилизации отходов и побочных продуктов производства.

Концентрация и централизация производственных процессов приготовления пищи, рациональная организация ее потребления позволяют утилизировать и рационально использовать продукты питания и пищевые отходы.

Создаются также условия для значительной экономии топлива, инвентаря, материалов. Затраты топлива для приготовления одного обеда на предприятии общественного питания в 3 с лишним раза меньше, чем в домашних условиях.

  1. Фактор воспроизводства рабочей силы.

Развитие ОП непосредственно отражается на самом процессе воспроизводстве рабочей силы, которое предполагает не только количественное расширение трудовых ресурсов, но одновременно восстановление трудоспособности работающих.

Для обеспечения непрерывности процесса производства необходимо постоянно возобновлять трудоспособность работников производства, воспроизводить их рабочую силу. Такое воспроизводство осуществляется ежедневно в результате потребления человеком пищи и отдыха организма.

Столовые при заводах и фабриках позволяют обеспечить трудящихся во время обеденного перерыва полноценным рациональным питанием на основе научно обоснованных физиологических норм с учетом тяжести и сложности их труда, квалификации работников и тем самым восстановить затраченную ими энергию, стимулировать способность к труду и продлить активный период их жизнедеятельности.

  1. Фактор повышения производительности труда в сфере материального производства.

Важным фактором повышения производительности труда является создание комфортных санитарно - гигиенических условий, правильного режима труда и отдыха.

Организация ОП на предприятиях позволяет эффективно восполнить произведенные работниками энергозатраты, создает условия для отдыха и восстановления работоспособности и тем самым способствует росту производительности труда в сфере материального производства.

Работа многих предприятий показывает, что там, где образцово организовано ОП, среднечасовая производительность работающих выше на 7-8% в расчете на всю смену и на 11-12 % в расчете на вторую половину рабочего дня по сравнению с предприятиями, где уровень организации ОП недостаточно высок.

  1. Фактор организации питания на научных основах.

Индивидуальное питание в домашних условиях по существу не может быть организовано на научных основах, отвечающих требованиям физиологии питания. Как известно, понятие «рациональное питание» включает в себя обеспечение человека необходимым и сбалансированным количеством пищевых веществ в целом и по химическому составу, оптимальный состав продуктов, разнообразие блюд и определенный режим приема пищи. Организация рационального питания требует профессиональных и научных знаний в области технологии, позволяющей свести до минимума потери пищевых веществ в процессе приготовления пищи, применения физиологических норм питания с учетом пола, возраста, профессии, состояния здоровья, и т. д. Все это возможно лишь при централизации производства кулинарной продукции на предприятиях ОП с привлечением высококвалифицированных специалистов - технологов, диетологов, гигиенистов и т. д.
Тема 2. РОЗНИЧНЫЙ И ОПТОВЫЙ ТОВАРООБОРОТ


        1. Понятие товарооборота.


Одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является товарооборот.

Товарооборот - процесс обмена товаров на деньги.

Владелец товара - торговое предприятие - за деньги продает товар в собственность другому юридическому или физическому лицу.

Товарооборот характеризует процесс движения товаров посредством актов купли - продажи.

Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков:

Товарооборот торгового предприятия можно рассматривать:

  1. во-первых, как результат деятельности предприятия торговли, его экономический эффект;

  2. во-вторых (в социально-экономическом аспекте), как показатель товарного снабжения населения, один из показателей уровня жизни.

Товарооборот выражается в объеме денежной выручки за проданные товары - по его размеру можно судить о значимости данного предприятия на потребительском рынке.

Различают розничный и оптовый товарооборот.


  1. Розничный товарооборот.


Розничный товарооборот - это продажа товаров непосредственно потребителям для личного потребления. На этой стадии завершается процесс движения товаров из сферы товарного обращения, и товары переходят в стадию потребления. Этот переход происходит в соответствии с условиями товарного обращения путем купли-продажи в основном за наличные деньги.

Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящий в сферу личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой- сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.

По своему экономическому содержанию розничный товарооборот представляет собой продажу товаров индивидуальным и частично коллективным потребителям в обмен на их денежные доходы. Товары продают организациям и предприятиям по безналичным расчетам, перечислениям через Госбанк, в порядке мелкооптовой продажи, которая составляет примерно 5% товарооборота.

Кроме того, в товарооборот входит продажа товаров населению со складов заготовительных пунктов, непосредственно из совхозов, различных производственных организаций, ателье, мастерских одежды, белья, головных уборов, обуви, а также выручка мастерских за изготовление указанных изделий из материалов заказчика, за ремонт одежды, обуви, мебели и т.д.

Согласно Инструкции Госкомстата Российской Федерации розничным товарооборотом является продажа товаров населению; кроме того, в розничный товарооборот включается продажа товаров организациям, учреждениям и предприятиям для обслуживаемых ими контингентов населения.

Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.

Показатель розничного товарооборота имеет количественную и качественную характеристики.

Количественная характеристика товарооборота - объем реализации в денежном исчислении.

Качественная - структура товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота - это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.

Состав РТ классифицируют по видам продаж:



  1. Розничный товарооборот предприятий общественного питания.


Предприятия ОП предназначены для производства блюд, полуфабрикатов и других кулинарных изделий, они реализуют продукцию собственного производства и покупные товары. Продукция собственного производства, а также покупные товары реализуются главным образом на месте.

Таким образом, продукция ОП (кулинарная продукция) - это продукты труда работников общественного питания, имеющие потребительскую стоимость в виде готовой полноценной пищи, реализуемой преимущественно в форме завтраков, обедов и ужинов, а также различных полуфабрикатов.

Полезный результат труда работников предприятий ОП заключается не только в производстве новых потребительских стоимостей (кулинарных изделий и полуфабрикатов), но и оказании услуг по реализации и организации потребления; стоимость этих услуг увеличивает розничную цену продукции ОП.

Производственная деятельность предприятий ОП измеряется в количественных и стоимостных показателях. Важнейшим количественным показателем является выпуск блюд.

Блюдо - это натуральное выражение единицы продукции предприятия ОП.

Полуфабрикаты - изделия, не прошедшие все стадии технологического процесса на данном предприятии и требующие их доработки до степени готовности (фарш, очищенные и нарезанные овощи).

Преобладающий вид продукции столовых, кафе, ресторанов и др. - продукция собственного производства - первые, вторые, третьи блюда, холодные закуски и горячие напитки, из которых комплектуют завтраки, обеды и ужины. К ней, помимо готовых блюд, относят изготовляемые на предприятиях ОП полуфабрикаты, кулинарные и кондитерские изделия. Они не подлежат длительному хранению и должны быть реализованы непосредственно после изготовления.

Следовательно, продукцию собственного производства образуют продукты труда работников ОП в виде блюд и других кулинарных изделий, содержащие новые полезные свойства, в отличие от сырья или полуфабрикатов, которые израсходованы на их приготовление.

Покупные товары - часть продуктов, реализуемых на предприятиях ОП без кулинарной обработки, поступающих в готовом виде от предприятий пищевой промышленности. К ним относятся хлебобулочные, кондитерские изделия, мороженое, молоко и молочные продукты в расфасованном виде, фрукты, ягоды, соки, безалкогольные напитки, вино водочные изделия и другие товары. В эту же группу товаров включают полуфабрикаты и кулинарные изделия, поступающие от промышленных предприятий или предприятий ОП и реализуемые населению через магазины полуфабрикатов и кулинарии, буфеты.

Следовательно, покупные товары - это продукты труда работников пищевой промышленности, поступающие на предприятия ОП преимущественно для комплектования завтраков, обедов и ужинов, а также продажи населению через буфеты, закусочные, магазины полуфабрикатов.

Кулинарная продукция собственного производства в зависимости от места в рационе питания и степени готовности подразделяется на две группы: основную или обеденную продукцию и прочую продукцию.

Основная (обеденная) продукция включает первые, вторые, третьи блюда, холодные и горячие закуски, горячие напитки.

Прочая продукция собственного производства - это различные мучные, кондитерские, кулинарные изделия, бутерброды и полуфабрикаты.

Розничный товарооборот ОП составляет выработка и продажа населению продукции собственного производства, а также покупных товаров непосредственно потребителям через обеденные залы предприятий, буфеты, магазины кулинарии и другую сеть.


Продукция собственного производства

Покупные товары






Основная (обеденная)

Прочая



  1. Оптовый товарооборот.


Оптовый товарооборот - это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд. В результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление. Иными словами, при оптовом обороте товар реализуется для последующей переработки или перепродажи.

Крупные предприятия ОП, помимо продажи продукции населению, отпускают кулинарные, кондитерские изделия и полуфабрикаты другим предприятиям ОП, а также предприятиям и организациям розничной торговли для последующей доработки и реализации. Таким образом, на крупных предприятиях-заготовочных организуется производство мясных, рыбных, овощных и других полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий для снабжения ими в необходимом ассортименте и в обусловленные сроки предприятий - доготовочных, т.е. небольших столовых, кафе, закусочных. Так как при этом не завершается движение продукта, это составляет оптовый товарооборот. Переход его в сферу потребления происходит только после доработки и реализации или перепродажи.

Оптовый товарооборот классифицируется, как правило, по:

В зависимости от назначения оптовый товарооборот разделяется на:


  1. оптовый оборот по реализации;

  2. внутрисистемный оптовый товарооборот.

Оптовый товарооборот по реализации - это продажа товаров предприятиям розничной торговли, общественного питания, поставки внерыночным потребителям, на экспорт.

Внутрисистемный оптовый товарооборот - это отпуск товаров одними оптовыми предприятиями по поручению других непосредственно рыночным и внутри рыночным потребителям. Внутрисистемный оптовый товарооборот, как правило, используется для маневра товарными ресурсами и присущ крупным коммерческим структурам.

Таким образом, оптовый товарооборот по реализации характеризует процесс непосредственной оптовой продажи товаров, а внутрисистемный оптовый товарооборот - движение товаров между звеньями оптовой торговли.

Сумма двух видов оптового товарооборота составляет валовой оптовый товарооборот.

В зависимости от организации товародвижения каждый из двух видов оптового товарооборота делится на:

Складской оптовый товарооборот - это продажа товаров со складов оптовых торговых предприятий.

Транзитный оптовый товарооборот - это поставка товаров производителями непосредственно розничной торговле, минуя складские звенья.

Транзитный оптовый товарооборот в свою очередь подразделяется на:



  1. Анализ динамики товарооборота.


В процессе анализа динамики товарооборота используют систему индексов:

Индекс физического объема товарооборота характеризует влияние изменения количества и структуры реализованных товаров на динамику показателя.

Индекс рассчитывают по формуле:

где ро - цена 1-го товара в отчетном периоде.

р1 - цена 1-го товара в базисном периоде.

qo - количество 1-го товара, реализованного в отчетном периоде;

q1 - количество 1-го товара, реализованного в базисном периоде;

1 - вид товара;

n - число видов товаров.

Индекс товарооборота в фактически действовавших ценах (текущих) отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров за анализируемый период. На состояние показателя влияют два фактора - количество реализованных товаров и динамика цен. Индекс рассчитывают по формуле:

Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости определенного количества товаров в течение рассматриваемого периода. Использование индекса цен при анализе товарооборота в условиях заметного влияния инфляционных процессов на экономическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы обесценивания денег и роста цен, приобретает исключительное значение.



Между рассматриваемыми индексами существует математическая зависимость:
I ф = Iт / Iц
Пример. Исходная информация для расчетов.

Показатели

Базисный период

Отчетный период

Объем реализации товара «А», шт.

Объем реализации товара «Б», шт.

Продажная цена товара «А», млн.руб.

Продажная цена товара»Б», млн.руб.

200

100

5

8

300

50

6

12



Рассчитаем:

Iф = (5*300 + 8*50) / (5*200 + 8*100) = (1900 / 1800) =1,055;

Iт =(6*300 + 12*50) / (5*200 + 8*100) = (2400 / 1800) = 1,333;

Iц = (6*300 +12*50) / (5*300 + 8*50) = (2400 / 1900) = 1,263.

Проверим зависимость между показателями: 1,055 = 1,333/1,263.
В приведенном примере прирост товарооборота составил 600 млн.руб. (2400-1800).

За счет изменения реализации товаров товарооборот увеличился на 100млн.руб.;

В том числе по товару «А» прирост составил 500 млн.руб. (5*300 - 5*200),

а по товару «Б» отмечается уменьшение - 400 млн.руб. (8*50 - 8*100).

За счет изменения цен товарооборот возрос на 500 млн.руб.

В том числе по товару «А» - на 300 млн.руб (6*300 - 5*300)

по товару «Б» - на 200 млн.руб. (12*50 - 8*50)

Для наглядности сведем полученные данные в таблицу:

Влияние отдельных факторов на изменение объема товарооборота.


Факторы

товар»А»

товар»Б»

Итого

Изменение объема реализации

Изменение продажных цен

Итого

+500

+300

+800

-400

+200

-200

+100

+500

+600



Тема3. РЫНОК В ХОЗЯЙСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ

ОБЩЕСТВА. СПРОС НА ТОВАРЫ НАРОДНОГО

ПОТРЕБЛЕНИЯ.
1.Механизм рыночных отношений.
Наличие постоянного противоречия м/у безграничными потребностями и ограниченностью ресурсов выдвигает перед всеми хозяйствами следующие взаимосвязанные проблемы:



Каждый хозяйствующий субъект рыночной экономики исходит при производстве товаров из условий конкуренции и возможностей получения наибольшей прибыли.

Важнейшим фактором в рыночной экономике является дух соперничества. Наиболее яркое проявление соперничества - конкуренция.
Конкуренция - это экономическое состязание изготовителей одинаковых товаров на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и получение благодаря этому максимальной выгоды.

Необходимые предпосылки возникновения конкуренции:

Система рыночных отношений представляет собой механизм, который выполняет функции по оповещению потребителей, производителей и поставщиков ресурсов о решениях, которые принял каждый из участников этих отношений. Взаимодействующие решения покупателей и продавцов определяют систему цен на продукцию и ресурсы на каждый данный момент времени. Производители ориентируются на выпуск только той продукции, производство которой позволяет установить цену, возмещающую все издержки и позволяющую образовывать нормальную прибыль.

Сильные стороны рынка:

В рыночной системе хозяйствования имеются и слабые стороны.

Слабые стороны рынка:




  1. Понятие рынка. Модели рынка.


Согласно современной экономической теории, рынок- это совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Рынок - это механизм, сводящий вместе продавца и покупателя.

Различают следующие основные типы рынков:

1.Чистая (совершенная) конкуренция. Возникает при определенных условиях:

Конкуренция, при которой не выполняется хотя бы один из принципов чистой конкуренции, называется несовершенной.

2. Чистая монополия является полной противоположностью чистой конкуренции. В условиях чистой монополии в отрасли действует только одно предприятие, т.е. границы фирмы и отрасли совпадают. Чистая монополия обычно возникает там, где выпускаемый предприятием продукт является в известном смысле уникальным, отсутствуют его аналоги или близкие заменители. Причиной возникновения монополии может быть наличие барьеров для вступления в отрасль. Барьеры могут носить экономический (например, исключительное право предприятия на какой-нибудь производственный ресурс, патент на изобретение или технологию) или административный характер (например, необходимость получения лицензии на осуществление определенных видов деятельности).

Если в условиях совершенной конкуренции предприятие выбирает только объем производства, цена задается внешним образом и предприятие вынуждено приспосабливаться к ней, то в условиях монополии предприятие - монополист не только определяет собственный объем производства, но и устанавливает цену.

3. Монополистическая конкуренция возникает там, где в отрасли действуют десятки предприятий, производящих разнообразную дифференцированную продукцию. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товаров, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причинами выбора покупателя может быть привлекательная упаковка, наличие купона, обеспечивающего скидку цены, более удачное расположение магазина или время работы магазина. Важное значение поэтому приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки в рассрочку и т.д.

При значительной дифференциации производимой продукции трудно найти два предприятия, производящих совершенно аналогичный продукт или услугу. Каждое предприятие проводит самостоятельную ценовую политику и осуществляет товарную стратегию. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления, и в сфере услуг.

4. Олигополия - рыночная структура, при которой в отрасли действует ограниченное число продавцов, а вход в отрасль новых предприятий ограничен высокими барьерами. Олигополия может возникать в отраслях, производящих как стандартизированные товары (медь, алюминий), так и дифференцированные (автомобили, стиральные порошки, сигареты, электробытовые приборы).

В условиях олигополии несколько предприятий контролируют основную часть рынка. Обычно выделяют жесткую (классическую) олигополию, при которой главную роль играют 3-4 фирмы, и мягкую (аморфную), когда основная часть продукции выпускается 6-8 предприятиями.

Олигопольная ситуация порождается наличием высоких барьеров для вступления в отрасль. Они могут быть связаны с эффектом масштаба - экономически эффективным в ряде отраслей ( например, в автомобильной промышленности) оказывается только крупномасштабное производство, патентной монополией(например, в наукоемких отраслях), монопольным контролем за редким источником сырья(например, в нефтедобыче), высокими расходами на рекламу (например, в шоу-бизнесе и производстве прохладительных напитков), другими барьерами.

Характерной чертой олигополии является высокая взаимозависимость - число предприятий настолько ограничено, что каждое из них вынуждено при формировании экономической политики (принятии решений по ценам и объему производства) принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.

В условиях олигополии возможно 2 варианта поведения предприятия: кооперативное и некооперативное.

При некооперативном поведении каждое предприятие самостоятельно решает проблемы определения цены и объема производства, не оглядываясь на другие фирмы. Такое поведение может быть характерно для «ведущей фирмы», которая осуществляет контроль более чем над половиной рынка, или для предприятия, начинающего «ценовую войну».

Ценовая война -постепенное снижение существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.

При кооперативном поведении предприятия - олигополисты согласовывают рыночные стратегии и тактики, договариваются о единой политике цен, о разделе рынков сбыта и т.д.


  1. Функции, структура и субъекты рынка.


Функции рынка.


  1. Информационная - о меняющихся ценах и кредитных ставках под влиянием изменений на рынке количества, ассортимента и качества товаров и услуг. Информация в обобщенном виде по всему хозяйственному пространству позволяет каждому хозяйствующему субъекту сверять свое производство с меняющимися условиями рынка.

  2. Посредническая - связанная с налаживанием взаимоотношений продавцов и покупателей по различным параметрам. При нормальных рыночных отношениях с развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора лучшего, с его позиций, поставщика, а продавец имеет возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

  3. Ценообразующая - на рынке основой цены являются общественно необходимые затраты. Каждое предприятие имеет на продукцию одного назначения различные материальные и трудовые затраты. Поэтому цена является фактором, определяющим целесообразность производства продукции и оказания услуг.

  4. Регулирующая - это важнейшая функция, поскольку рынок дает ответ на вопросы: что, как и для кого производить. Особая роль в осуществлении этой функции принадлежит конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат, рост производительности труда, внедрение прогрессивных технологий, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция регулирует перелив капитала и заставляет направлять его в наиболее перспективные отрасли, тем самым меняя структуру экономики.

  5. Санирующая - конкуренция на рынке заставляет освобождаться от экономически неустойчивых предприятий и способствует развитию тех предприятий, где развито предпринимательство и эффективно ведется хозяйственная деятельность.


Структура рынка.
В структуре объектов внутреннего рынка выделяют следующие основные группы рынков:

Рынок классифицируется также по географическому положению, характеру продаж и другим факторам.
Субъекты рынка.
Рынок является местом действия трех основных экономических субъектов, вступающих в товарно-денежные отношения посредством купли-продажи:

В таблице приведены основные товары (услуги), служащие предметом купли-продажи субъектами рынка.


Субъект рынка

Предмет продажи

Предмет покупки

Государство

Услуги государственных организаций и учреждений.

Земля, природные ресурсы, жилье, лицензии

Товары общественного, государственного пользования, предназначенные для национальной обороны, государственного управления, охраны общественного порядка, функционирования экономики, сохранения культурного наследия (рабочая сила, здания, оборудование, вооружение, сети коммуникаций, фундаментальные научные исследования, художественные произведения и т.п.)


Предприятия

Товары, услуги, принадлежащие им имущественные ценности, интеллектуальная собственность


Рабочая сила, земля, природные ресурсы, сырье, полуфабрикаты, товары, деньги, ценные бумаги

Домашние хозяйства

Труд, имущественные ценности, товары, услуги


Потребительские товары, услуги, имущественные ценности.



  1. Спрос. Предложение.


В условиях рыночных отношений проявлением потребностей людей в каком-либо товаре является спрос (платежеспособный).

Спрос – количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по известной цене в определенный промежуток времени.

Спрос зависит от многих факторов; наиболее отчетливо проявляется зависимость спроса от цены: чем ниже цена блага, тем большее ее количество готовы купить потребители, тем выше на него спрос.

Кроме цены на спрос влияют и другие факторы:

В экономике используется понятие закона спроса.

Закон спроса показывает обратную связь между ценой и количеством покупаемого товара. Графически его представляют так:

Р



Q

D – кривая спроса;

P - цена;

Q – величина спроса.

На рисунке видно, что с увеличением цены единицы товара при прочих равных условиях уменьшается количество приобретаемых товаров, т.е. снижается потребительский спрос.
Предложение – это количество экономического блага, которое продавцы готовы предложить потребителям по определенной цене.

Объем товарного предложения включает в себя товары, находящиеся в оптовой и розничной торговле, а также товары в пути.

Предложение товаров также неразрывно связано с ценой, но зависимость эта прямая: чем выше цена, тем больше товара готовы предложить продавцы.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого товара называется законом предложения. Графическая зависимость называется кривой предложения, S – кривая предложения.

Р

Q
Кроме цены на предложение влияют и другие факторы:


Рыночной экономике присуща тенденция устанавливать определенное соответствие м/у спросом и предложением, называемое рыночным равновесием.

Основу рыночного равновесия составляет равновесная цена (Р ), при которой количество товара, находящегося на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос. Точка равновесия спроса и предложения (Е) находится на пересечении кривых.

р




Тема 4. ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ




  1. Понятие и классификация основных фондов.


Основные производственные фонды - это стоимостное выражение средств труда.

Главным определяющим признаком основных фондов выступает способ перенесения стоимости на продукт - постепенно: в течение ряда производственных циклов; частями: по мере износа.

Износ основных фондов учитывается по установленным нормам амортизации, сумма износа включается в себестоимость продукции. После реализации продукции начисленный износ накапливается в особом амортизационном фонде, который предназначается для новых капитальных вложений.

Таким образом, единовременно авансированная стоимость в уставной фонд в части основного капитала совершает постоянный кругооборот, переходя из денежной формы в натуральную, в товарную, и снова в денежную. В этом состоит экономическая сущность основных фондов.

Основные производственные фонды - это средства труда, участвующие во многих производственных циклах, сохраняющие свою натуральную форму и переносящие стоимость на изготовляемый продукт частями, по мере износа.

Закон воспроизводства основного капитала выражается в том, что в нормальных экономических условиях его стоимость, введенная в производство, полностью восстанавливается, обеспечивая возможность для постоянного технического обновления средств труда.

Время, в течение которого совершается оборот ОФ, называется сроком их службы..

Главные отличия (ОПФ) от оборотных:

ОФ общественного питания в силу специфики отрасли непосредственно связаны с процессами производства, реализации и организации потребления кулинарной продукции. В процессе производства ОФ ОП используются для переработки сырья и полуфабрикатов, создания новых потребительных стоимостей

В процессах реализации и организации потребления продукции ОП основные фонды (кассовые аппараты, раздаточные стойки и др.) также играют большую роль. Согласно расчетам, 55 % ОФ ОП используются в процессе производства, 10 % - в процессе обмена, 35 % - в процессе потребления.

Классификация основных фондов.

  1. Здания - архитектурные строительные объекты, обеспечивающие условия труда работников.

  2. Сооружения - инженерно-строительные объекты, необходимые для обеспечения технологических процессов ( ж/д пути, эстакады, рампы).

  3. Передаточные устройства - все устройства, при помощи которых производится передача энергии, тепла (телефонные, водопроводные, электро-, газовые сети).

  4. Машины и оборудование - всего.

Из них:

  1. Транспортные средства;

  2. Инструмент - механизированные и немеханизированные орудия ручного труда (тележки, штабеллеры);

  3. Производственный инвентарь (рабочие столы, прилавки, емкости для хранения жидких и сыпучих товаров);

  4. Хозяйственный инвентарь - предметы конторского и хозяйственного обзаведения (сейфы, конторская мебель);

  5. Рабочий и продуктивный скот;

  6. Многолетние насаждения.

9,10 - для предприятий, имеющих подсобные хозяйства на своем балансе.


К производственным ОФ относятся средства труда, функционирующие в производственном процессе, создающие материальные условия для производственного процесса. Они в свою очередь делятся на активные и пассивные

Активные (машины, оборудование, транспортные средства) т.е. средства труда, непосредственно участвующие в создании продукта.

Пассивные (здания, сооружения) т.е. фонды, обеспечивающие условия осуществления производственного процесса.
Непроизводственные - совокупная стоимость зданий, сооружений , оборудования и инвентаря учреждений просвещения, здравоохранения, жилого фонда, находящиеся на балансе предприятия ОП, предназначены для обеспечения условий труда и быта работников.


2.Учет и виды оценки ОФ.
Учет ОФ обусловливается не только необходимостью знания того, какими ОФ и в каком объеме предприятие обладает, но и требованиями экономики предприятия. Учет и планирование ОФ производится в натуральных и стоимостных показателях.

Натуральное измерение применяется с целью определения технического состава оборудования, производственной мощности

Стоимостная оценка позволяет:

Базовыми видами оценок ОФ являются: первоначальная, восстановительная и остаточная стоимость.

Первоначальная стоимость - сумма затрат в действующих ценах на приобретение или создание средств труда: возведение зданий и сооружений, покупку, транспортировку, установку и монтаж машин и оборудования. Эта стоимость выражается в ценах, действующих на момент приобретения, по этой стоимости ОФ учитываются на балансе предприятия, она остается неизменной в течение всего срока службы средств труда.

Текущие цены и тарифы на ОФ постоянно изменяются под влиянием факторов спроса и предложения, инфляции и т.п. Первоначальная стоимость основного капитала перестает отражать действительную его оценку в сегодняшних условиях. Крупные проблемы возникают в управлении амортизацией, себестоимостью, а следовательно налогами и прибылью. Возникает необходимость переоценки ОФ и приведения их к единым ценностным измерителям.

Восстановительная стоимость выражает оценку воспроизводства ОФ в современных условиях на момент переоценки. Она отражает затраты на приобретение и создание переоцениваемых объектов в ценах, действующих на установленную дату. Однако, этот показатель не учитывает степень износа ОФ, поэтому он дополняется оценкой по остаточной стоимости. Последняя переоценка проведена по состоянию на 1 января 1996 г.

Остаточная стоимость - это разница между первоначальной или восстановительной стоимостью и начисленным износом, т.е. это денежное выражение стоимости средств труда, не перенесенной на изготовляемую продукцию на определенную дату. Остаточная стоимость позволяет судить о степени изношенности средств труда, планировать их обновление и ремонт.

Балансовая стоимость - стоимость, по которой ОФ учитываются на балансе предприятия по данным бух. учета об их наличии и движении.

Имеется ввиду смешанная оценка. Объекты, по которым производилась переоценка, учитываются по восстановленной стоимости на установленную дату, а новые средства труда - по их первоначальной стоимости.
3.Показатели эффективности использования ОФ.
Эффективность использования ОФ оценивается системой стоимостных показателей, которые можно разделить на 2 группы: обобщающие и частные.

К обобщающим относятся:

1. Фондоотдача - выпуск продукции в денежном выражении на 1 рубль основных фондов. Показывает, какой товарооборот приходится на рубль средней стоимости основных фондов за период.

Т/О

Фо = -------------, где

ОФс

Т/О - величина товарооборота в среднем за период (руб.);

ОФс - стоимость основных фондов в среднем за тот же период (руб).
2. Фондоемкость - обратная фондоотдаче величина, которая характеризует стоимость ОПФ, приходящихся на единицу продукции. Показывает, какая величина ОФ используется для осуществления 1 руб. товарооборота.

ОФс

Фемк = -----------, где

Т/О

3. Рентабельность - отношение общей годовой прибыли к среднегодовой стоимости ОПФ.

Р = (П/ОФс) * 100 %, где

П - прибыль.

4. Фондовооруженность - отношение стоимости ОФ к среднесписочной численности производственного персонала.

Фв = ОФс / Чс, где

Чс - среднесписочная численность производственного персонала.



  1. Износ и амортизация ОФ.


Износ ОФ - частичная или полная утрата основными фондами потребительских свойств и стоимости, как в процессе эксплуатации, так и при их бездействии. Различают физический и моральный износ ОФ.

Физический износ средств труда выражается в потере ими технических свойств и характеристик в результате эксплуатации, атмосферных воздействий, условий хранения.

Моральный износ ОФ - снижение стоимости действующих ОФ в результате появления новых их видов, более дешевых и более производительных. Различают 2 формы морального износа.

1. Потеря стоимости оборудованием в результате повышения производительности труда в отраслях, изготовляющих их. Новые машины становятся более дешевыми, а действующие морально обесцениваются, экономически устаревают.

2. Потеря стоимости средством труда в результате появления новых, более производительных машин, лучших по технико-экономическим параметрам.

Величина износа ОФ определяется на основе их стоимости и сроков амортизации.

Амортизация - процесс постепенного перенесения стоимости ОФ по мере износа на производимую продукцию, превращения ее в денежную форму и накопления финансовых ресурсов в целях последующего воспроизводства ОФ.

По экономической сущности амортизация - это денежное выражение части стоимости ОФ, перенесенной на вновь созданный продукт.

Процесс амортизации включает в себя:

Амортизационный фонд - особый денежный резерв, предназначенный для воспроизводства ОФ. Он является финансовым ресурсом для капитальных вложений. Амортизационный фонд предназначен для простого воспроизводства ОФ, для замены изношенных средств новыми экземплярами, равными по стоимости.

Норма амортизации является главным рычагом амортизационной политики государства. Посредством нормы регулируется скорость оборота ОФ, регулируется процесс их воспроизводства. В каждый период развития экономики уровень норм (На) разный.

На = 100 / N (%), где
N - срок эксплуатации (амортизационный период) основных фондов (лет).

При равномерном методе начисления амортизация исчисляется следующим образом:

А = Соф * На / 100; А = Соф - Лс / N; при Лс = 0, А = Соф / N , где

А - амортизация за год (руб);

Соф - стоимость основных фондов (руб);

Лс - ликвидационная стоимость данного вида основных средств (руб);

На - норма амортизации ОФ, %

Ликвидационная стоимость представляет собой ожидаемую выручку от реализации какого - то объекта основных фондов по истечении срока эксплуатации.

Амортизационные отчисления служат одним из основных источников воспроизводства ОФ.
5.Воспроизводство ОФ.
Существуют различные формы простого и расширенного воспроизводства ОФ.

Капитальный ремонт - замена отдельных частей зданий, сооружений, узлов оборудования имеет цель поддержание ОФ в рабочем состоянии и часто сочетается с их модернизацией.

Текущий ремонт - исправление или замена мелких частей ОФ, содержание их в соответствующих санитарно-гигиенических условиях. Затраты на текущий ремонт включаются в издержки обращения.

Особенностью ремонта как формы частичного обновления ОФ предприятий ОП является восстановление первоначальной потребительской стоимости ОФ без учета их морального износа. В тех случаях, когда моральный износ наступает быстрее физического, возникает необходимость модернизации ОФ, т.е. ликвидации частичного физического износа на новой технической основе.

Наряду с положительными моментами модернизации, частичное обновление ОФ на новой технической основе может привести к определенным диспропорциям в их соотношении. Поэтому обновление может производиться также путем технического перевооружения и реконструкции ОФ.

Техническое перевооружение - процесс переоснащения материально - технической базы предприятия, по завершении которого без привлечения дополнительной рабочей силы повышается технико-экономический уровень предприятия, внедряется принципиально новая технология процессов управления, производства, хранения, обработки товарных потоков и обслуживания населения.

Иначе говоря, техническое перевооружение на предприятии ОП - это внедрение интенсивной технологии на основе замены (полностью, или частично) активной части фондов вследствие их морального износа, а также связанные с этим внедрением новое строительство(в малых объемах) и некоторое обновление конструкций зданий и инженерных сетей.

Реконструкцией называется внедрение на предприятиях новой техники и технологии в связи с необходимостью коренной перестройки существующих зданий и сооружений.

Следовательно, исходным моментом разграничения понятий «техническое перевооружение» и «реконструкция» является необходимость перестройки зданий предприятия.

Затраты на создание новых, а также реконструкцию, расширение и модернизацию действующих ОФ называется Капитальными вложениями.

При определении экономической эффективности кап. вложений в предприятия ОП применяют 2 показателя:

  1. Общая экономическая эффективность кап. вложений.

П

Е = -------, где

К

Е - коэффициент эффективности капитальных вложений;

П - балансовая прибыль за год;

К - годовые капитальные вложения.

2.Срок окупаемости кап. вложений - величина, обратная коэффициенту эффективности.

К 1

Т = -------- = --------

П Е
6.Резервы улучшения использования ОФ.
Резервы роста капиталоотдачи связаны с мобилизацией как экстенсивных факторов - увеличением времени полезного использования машин, так и интенсивных факторов - повышение производительности оборудования в единицу времени. Главным фактором повышения эффективности использования ОФ является их обновление и техническое совершенствование. Внедрение достижений НТП повышает уровень механизации и автоматизации производства, повышает производительность труда рабочих, способствует экономии материальных затрат, повышает культуру и безопасность производства.

Значительные резервы находятся в увеличении времени работы машин и механизмов. Основными причинами целосменных и целосуточных простоев оборудования являются ремонт, неисправность и наладка, а также организационные неполадки: отсутствие сырья и товара, инструмента, энергии и т.д.

Система резервов улучшения использования ОФ может быть представлена следующим образом:

  1. Техническое совершенствование средств труда:

  1. Увеличение времени работы машин и оборудования:

  1. Улучшение организации и управления производством:



  1   2   3   4   5   6   7


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации