Белоусов В.Н. и др. Основные положения порядка сертификации электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения - файл sertifikat_poryadoc.doc

приобрести
Белоусов В.Н. и др. Основные положения порядка сертификации электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения
скачать (8.6 kb.)
Доступные файлы (1):
sertifikat_poryadoc.doc62kb.09.01.2006 16:24скачать

sertifikat_poryadoc.doc

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОРЯДКА СЕРТИФИКАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В СИСТЕМАХ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ

В.Н. БЕЛОУСОВ, Госэнергонадзор Минэнерго России, к.э.н.,

В.Н. НИКИФОРОВА, 000 "НЦ ЛИНВИТ”, к.т.н., с.н.с.,

B.C. КАРМАШЕВ, ГЦМО ЭМС, к.т.н., В.В. СУДНОВА, к.т.н.
Обязательная сертификация продукции по показателям ее качества — одна из наиболее действенных мер, применяемых государством для защиты потребителей. Для электрической энергии эта мера была введена постановлением Правительства Российской Федерации 13.08.97 № 1013 на основании статьи 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», правовые нормы которого распространяются на граждан, приобретающих продукцию для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Совместным Решением Госстандарта России и Минтопэнерго России от 04.03.98 был введен в действие Временный порядок сертификации электрической энергии, срок действия которого закончился 1 января 2000 г.

В настоящее время Госстандартом России и Минэнерго России подготовлены правила проведения обязательной сертификации электрической энергии по показателям качества электрической энергии (ПКЭ) в электрических сетях общего назначения, которые как составная часть войдут в действующие в Российской Федерации Правила проведения сертификации электрооборудования.

В соответствии с разработанными Правилами обязательной сертификации подлежит электрическая энергия в распределительных электрических сетях, присоединенных к центрам питания, от которых электрическая энергия поставляется или только бытовым потребителям, или бытовым потребителям одновременно с юридическими потребителями, включая промышленные предприятия.

В соответствии с утвержденной Госстандартом России номенклатурой продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация, сертификация электрической энергии должна проводиться на соответствие требованиям ГОСТ 13109-97 «Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения», установленным для следующих ПКЭ:

— отклонение частоты;

— установившееся отклонение напряжения;

— коэффициент искажения синусоидальности кривой напряжения;

— коэффициент n-ой гармонической составляющей напряжения;

— коэффициент несимметрии напряжений по обратной последовательности;

— коэффициент несимметрии напряжений по нулевой последовательности.

В настоящее время Госстандарт России подготовил проект новой «Номенклатуры», в котором предусмотрена обязательная сертификация лишь первых двух ПКЭ.

В отличие от Временного порядка сертификации электрической энергии новые правила предусматривают возможность проведения обязательной сертификации электрической энергии по схемам сертификации 3, За, 5, 10, 10а, установленным в Изменении № 1 Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации. Конкретную схему сертификации определяет ОС.

Схема сертификации 3 основана на следующих обязательных процедурах: экспертизе протоколов периодического или непрерывного контроля КЭ, представленных заявителем в ОС по распределительным электрическим сетям, заявленным на сертификацию, также выборочных испытаний электрической энергии аккредитованной испытательной лабораторией (ИЛ). Стабильность результатов сертификации проверяется последующим инспекционным контролем за сертифицированной электрической энергией также аккредитованной ИЛ.

Схема сертификации За предусматривает дополнение к схеме 3 — экспертизу организационно-методических и технических документов, подтверждающих способность заявителя обеспечить соответствие электрической энергии установленным требованиям к ее качеству и анализ состояния производства энергоснабжающей организации, проводимый ОС как на этапе выдачи сертификата, так и на этапе инспекционного контроля.

Под анализом состояния производства

энергоснабжающей организации понимается оценка экспертами ОС возможностей энергоснабжающей организации обеспечить стабильность ПКЭ в соответствии с установленными требованиями, проводимая по документированным правилам и процедурам.

При сертификации электрической энергии по схеме 5 осуществляется сертификация производственной системы энергоснабжающей организации или системы качества. Одновременно осуществляются испытания электрической энергии, которые проводятся аккредитованной ИЛ в контрольных точках, выбранных ОС.

При этом под системой качества энергоснабжающей организации понимают совокупность ее организационной структуры, методик, процессов и ресурсов энергоснабжающей организации, которая необходима для осуществления административного руководства обеспечением качества поставляемой электрической энергии.

Инспекционный контроль в схеме 5 проводится ОС путем контроля сертифицированного производства электрической энергии или сертифицированной системы качества и экспертизы протоколов периодического или непрерывного контроля КЭ, который провел заявитель в контрольных точках электрических сетей.

Схему сертификации 10 целесообразно применять, как правило, при условии, что объем продажи электрической энергии является небольшим и качество поставляемой энергоснабжающей организации электроэнергии, практически определяется качеством закупаемой у энергоснабжающей организации более высокого уровня.

Схему сертификации 10а предпочтительно применять при условии, что объем продажи электрической энергии является небольшим, а производственная структура энергоснабжающей организации оказывает влияние на КЭ, поставляемой потребителям.

Перечень процедур, выполняемых при сертификации по различным схемам приведены в таблице 1.

Таблица 1 Схемы сертификации электрической энергии




схемы

Испытания в аккредитованных испытательных лабораториях по качеству электроэнергии и другие способы доказательства соответствия

Проверка производства (системы качества)

Инспекционный контроль сертифицированной продукции (системы) качества, производства)

3

Экспертиза протоколов испытаний электроэнергии, проведенных заявителем. Испытания электроэнергии в контрольных точках




Испытания электроэнергии в контрольных точках

За

Испытания электроэнергии в контрольных точках. Экспертиза организационно-методических и технических документов энергоснабжающей организации и протоколов испытаний электроэнергии, проведенных заявителем

Анализ состояния производства энергоснабжающей организации

Испытание электроэнергии в контрольных точках. Анализ состояния производства энергоснабжающей организации

5

Испытания электроэнергии в контрольных точках

Сертификация состояния производства электроэнергии или сертификация системы качества энергоснабжающей организации

Контроль сертифицированной системы качества (производства)

10

Декларация о соответствии с прилагаемыми к ней документами. Экспертиза организационно-методических и технических документов энергоснабжающей организации и протоколов испытаний электроэнергии, проведенных заявителем




Испытания электроэнергии в контрольных точках

10а

Декларация о соответствии с прилагаемыми к ней документами. Экспертиза организационно-методических и технических документов энергоснабжающей организации и протоколов испытаний электроэнергии, проведенных заявителем

Анализ состояния производства энергоснабжающей организации

Испытания электроэнергии в контрольных точках

Исходным условием для начала проведения сертификации электрической энергии является заявка от энергоснабжающей организации в адрес органа по сертификации электрической энергии (ОС), аккредитованного в установленном порядке и получившего лицензию от Госстандарта России на право проведения обязательной сертификации.

Заявка составляется по форме, указанной в Изменении №1 «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов». При этом в заявке на сертификацию энергоснабжающая организация вправе предложить любую из схем сертификации, принятых в системе сертификации электрической энергии.

Кроме того, в заявке на сертификацию энергоснабжающая организация должна указать следующие дополнительные сведения: реквизиты лицензии на право осуществления видов деятельности в энергетике, сведения о производственной деятельности, наличии сертификата и др.

К заявке обязательно прикладывается приложение, в котором идентифицируются распределительные электрические сети, заявляемые для проведения сертификации электрической энергии. В зависимости от того, принадлежит ли ЦП, к которому присоединена заявляемая на сертификацию распределительная электрическая сеть, заявителю или нет, приложение к заявке оформляется по форме, приведенной в таблице 2 или 3.

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ
распределительных электрических сетей (центров питания), заявляемых на сертификацию электрической энергии


Форма, предназначенная для энергоснабжающих организаций, которым принадлежат центры распределительных электрических сетей, заявляемых на сертификацию электрической энергии

№№ пп

Наименование территориального

Наименование центра питания,




Подразделенияэнергоснабжающей организации

секции распределительного устройства (РУ), номинальное напряжение











Таблица 3

Форма, предназначенная для энергоснабжающих организаций, которым не принадлежат центры питания распределительных электрических сетей, заявляемых на сертификацию электрической энергии

№№

пп

Наименование вышестоящей энергоснабжающей организации, центра питания, секции распределительного устройства (РУ), номинальное напряжение

Номера распределительных линии, присоединенных к центру питания

Наименование головных распределительных подстанций (РП) или трансформаторных подстанций (ТП)














Вместе с заявкой в ОС представляется заключение органа государственного надзора о техническом состоянии электроустановок энергоснабжающей организации, влияющих на качество отпускаемой потребителям электроэнергии.

ОС рассматривает заявку и не позднее 15 дней после получения документов должен сообщить заявителю решение по заявке, в котором должны быть указаны:

— принятая по мнению ОС схема сертификации,

— перечень аккредитованных испытательных лабораторий (центров) по КЭ, которые могут быть привлечены для проведения сертификационных испытаний электрической энергии;

— вид проверки производства электрической энергии (анализ состояния производства, сертификация производства или системы качества) с указанием сроков проверки, если это предусмотрено схемой сертификации;

— перечень органов, которые могут провести сертификацию производства электрической энергии или системы качества энергоснабжающей организации, если это предусмотрено схемой сертификации;

— перечень организационно-методических документов, которые энергоснабжающая организация должна представить на экспертизу в орган по сертификации электрической энергии, если это предусмотрено схемой сертификации;

— перечень данных, необходимых для выбора контрольных точек в распределительных сетях при проведении сертификационных испытаний.

В случае несогласия ОС с предлагаемой заявителем схемой сертификации в решении по заявке излагается мотивированное обоснование невозможности проведения сертификации по предлагаемой схеме и назначается иная схема сертификации.

К организационно-методическим и техническим документам, подтверждающих способность энергоснабжающей организации обеспечить соответствие электрической энергии

требованиям к ее качеству, относятся:

—инструкции энергоснабжающей организации по заключению договорных условий и выдаче технических условий на присоединение потребителей в части КЭ, по выполнению измерений с целью контроля и анализа КЭ, по регулированию напряжения в распределительных электрических сетях, а также другие организационно-методические документы, подтверждающие наличие в энергоснабжающей организации системы управления качеством поставляемой потребителям электроэнергии;

— схемы распределительных электрических сетей, заявляемых на сертификацию электрической энергии, с указанием их параметров и выбранных контрольных пунктов;

—протоколы контроля КЭ, проведенного заявителем.

Отбор распределительных электрических сетей для сертификационных испытаний электрической энергии и выбор контрольных пунктов осуществляет аккредитованная ИЛ, взаимодействуя с ОС, и оформляет актом, который утверждает руководитель ОС.

В решении по заявке ОС также указывает число распределительных электрических сетей, в которых будут проводиться сертификационные испытания, выбранное из приведенного в Дополнении к заявке перечня. Это число не должно превышать 5 % от числа распределительных электрических сетей (ЦП), заявляемых на сертификацию, и должно составлять не менее:

— одной (одного) — при числе заявленных на сертификацию от двух до десяти;

— двух — при числе заявленных на сертификацию от одиннадцати до пятидесяти;

— трех — при числе заявленных на сертификацию свыше пятидесяти.

На основании материалов, полученных в соответствии с принятой схемой сертификации, ОС осуществляет оценку соответствия электрической энергии установленным требованиям к ее качеству.

Результаты этой оценки отражаются в решении о выдаче (об отказе выдаче) сертификата соответствия или проведении недостающих испытаний и необходимых мероприятий.

Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации электрической энергии с учетом срока действия нормативных документов, устанавливающих требования к КЭ, а также срока, на который сертифицировано производство или система качества энергоснабжающей организации (если это предусмотрено для сертифицируемой электрической энергии), но не более, чем на три года.

После получения сертификата соответствия в расчетных книжках абонентов или договорах энергоснабжения с юридическими потребителями, энергоснабжающая организация должна указать сведения о проведенной сертификации электрической энергии (регистрационный номер сертификата, срок его действия и реквизиты ОС, выдавшей сертификат).

Очевидно, что реализация механизма сертификации электрической энергии потребует дополнительных затрат от энергоснабжающих организаций, но согласно п. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг»: «сумма средств, израсходованных заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость». Поэтому при установлении тарифа на электрическую энергию энергоснабжающая организация должна представить в Региональную энергетическую комиссию перечень затрат, израсходованных ею на сертификацию.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОРЯДКА СЕРТИФИКАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ В СИСТЕМАХ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации