Качан Г.А. Теория социальной работы - файл n1.doc

приобрести
Качан Г.А. Теория социальной работы
скачать (1636.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1637kb.06.07.2012 22:14скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

______________________________________________________________ _______________________



КУРС ЛЕКЦИЙ
Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Витебский государственный

университет им. П.М. Машерова»


ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

-----------------------------------------------------------------------------------------

КУРС ЛЕКЦИЙ

Витебск

Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова»

2007
УДК 364 : 368.4(075)

ББК 60.272 п. я 73

К 30


Автор- составитель: доцент кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова», кандидат педагогических наук Г. А.Качан

Рецензент: кандидат философских наук, доцент кафедры философии УО «ВГТУ» А.П. Мядель; кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории и мировой культуры ОЗО УО «ВГУ им. П.М. Машерова», В.М. Шорец


Научный редактор : заведующая кафедрой социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова», доктор педагогических наук, профессор А.П. Орлова


Качан Г.А. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: Курс лекций / Г.А. Качан. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им.П.М.Машерова, 2007. - 258 с.

В учебном издании рассматриваются теоретико - методологические и практические проблемы социальной работы как общественного феномена и вида профессиональной деятельности, особенности социальной работы с различными группами населения и в разных сферах жизнедеятельности общества.

Предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «социальная работа», а также преподавателей соответствующих факультетов.
УДК 364 : 368.4

ББК 65.272 п. я 73

УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007

В В Е Д Е Н И Е
Становление в нашей Республике новой профессии «социальная работа», развертывание сети учреждений, оказывающих разностороннюю помощь пожилым людям, лицам с ограниченными возможностями, семьям, детям, лишенным родительской опеки и попечения, и другим категориям граждан, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, обусловили необходимость подготовки соответствующих специалистов, которые имели бы высокий уровень профессионализма и профессиональной компетентности и были бы подготовлены к решению таких профессиональных задач как: содействие адаптации клиентов в обществе; создание условий для самоутверждения представителей малообеспеченных и недостаточно защищенных групп населения; социальная диагностика, социальная профилактика; социальная помощь и социальное обеспечение нуждающихся; содействие людям, оказавшимся к трудной жизненной ситуации.

Важное место в системе подготовки квалифицированных кадров для социальной сферы отводится учебному курсу « Теория социальной работы», который призван показать студентам специфику и особенности социальной работы с различными группами населения и в различных сферах жизнедеятельности общества.

Курс лекций состоит из шести разделов.

В первом разделе рассматриваются теоретико - методологические основы социальной работы.

Во втором разделе раскрывается сущность социальной защиты и социального обслуживания населения.

В третьем и четвертом разделах рассмотрена специфика социальной работы как профессиональной деятельности с различными категориями населения и в различных сферах жизнедеятельности общества.

В пятом разделе уделяется внимание личности клиента как объекта и субъекта социальной работы.

Проблема профессионализма и его формирования, а также вопросы социального взаимодействия в социальной работе раскрыты в шестом разделе.

В конце каждой темы предлагаются задания-вопросы, цель которых- направить студентов на анализ предлагаемого материала, осознанное его усвоение и переработку.



ТЕОРЕТИКО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Лекция 1. Теория социальной работы как наука и учебная

дисциплина

1. Понятие теории социальной работы: ее предмет и объект.

2. Социальная работа как многоуровневая теория.

3. Функции теории социальной работы

4. Социальная работа как учебная дисциплина.

1. Развитие новой для нашего общества специальности и профессиональной деятельности — социальной работы — при­дает особую актуальность ее теоретическому осмыслению. Как раз­новидность профессиональной деятельности социальная работа за более чем вековую историю накопила огромный эмпирический материал, теоретическое осмысление, обобщение и систематиза­ция которого открывают новые перспективы перед практикой с точки зрения повышения ее эффективности и результативности.

Совокупность представлений, идей, объясняющих сущность, содержание, наличие существенных связей и зависимостей в соци­альной работе, позволяют утверждать, что формируется целостная система научных знаний, теория социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт социальной работы, бога­тейший эмпирический материал являются важнейшим основанием для ана­лиза теоретических обобщений и выводов, выявления и научного объяснения тенденций и закономерностей развития социальных явлений, фактов, событий, процессов.

Каждая наука вычленяет из окружающей нас реальности определенную область, процессы и явления которой могут быть исследованы инструментарием данной науки. Такие процессы и явления и составляют объект науки. В зависимости от объекта всю совокупность наук условно можно подразделить на 3 большие группы: естественные науки; общественные науки; технические науки.

Социальная работа как наука исследует социальные явления и процессы, а следовательно в своей основе является социальной (общественной наукой). Вместе с тем она связана и с техническими ,и , особенно с естественными науками (физиологией, психологией, экологией ), что подчеркивает ее интегративный характер. Проводимые в рамках теории социальной работы исследования зачастую имеют междисциплинарный характер с точки зрения взаимосвязи их с социальными и естественными науками.

Таким образом можно утверждать, что теория социальной работы является социально-гуманитарной наукой по содержанию, междисциплинарной и интегративной по характеру.

В основе теории социальной работы как науки выделяют три основных компонента:

1.Философские идеи и принципы.

2.Идеалы и нормативы, которые выражают ценностные и целевые установки науки.

3.Общая научная картина социальной работы, которая складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках и проявляющихся системно в социальной работе, в присущих ей явлениях и процессах.

Социальная работа является относительно новой для нашей страны областью научно- практической деятельности, и многие ее аспекты в теоретическом плане остаются дискуссионными. Это касается, в частности, определения научного статуса социальной работы.

Большинство исследователей отмечают, что социальная работа имеет преимущественно прикладной характер. Вместе с тем она разрабатывает и серьезные теоретические проблемы.

Именно прикладной характер теории социальной работы, орга­ническое включение в нее фактов и данных конкретного практи­ческого опыта отличают ее от фундаментальных наук, но не проти­вопоставляют им. Если задачей фундаментальных наук является по­знание законов, действующих в природе, обществе, мышлении, безотносительно к их возможному практическому использованию, то задача прикладных наук — применение результатов фундаментальных наук для решения познавательных и социально-практи­ческих проблем. Тесная связь с жизнью, кон­кретными условиями жизнедеятельности различных групп и слоев населения — непременное условие повышения прикладной значи­мости научных исследований в области социальной работы.

Важнейшими структурными компонентами научной теории социальной работы являются :

Объект и предмет науки определяет грани­цы изучаемых явлений, место конкретной науки в системе других наук. Под объектом той или иной науки понимается, та сторона реальности (природная и социальная), на изучение которой данная наука направлена. Понятие объект применяется при анализе конкретной двусторонней связи, описывающей единичное отношение познания и деятельности.

От объекта науки отличают предмет, т. е. то, какими сторонами пред­ставлен в науке изучаемый объект. В настоящее время общеприня­тым является понимание предмета любой науки как результата выбора объективно существующего явления с целью изучения его под определенным углом зрения, т.е. предмет науки – это способ предоставления объекта с позиции данной науки.

Определение предмета науки за­висит от уровня достигнутых в этой области знаний, развития со­циальной практики и т. д. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с наукой и фиксируется в ее системе категорий Таким образом, выбор объекта и предмета науки влияют на содержание теории и практики социальной работы.

В определении объекта теории социальной работы значимым представляется понятие «социальные отношения», которое выражает связи, контакты между людьми , занимающими различное положение в обществе и его социальной структуре.

Предметная сущность теории социальной работы воплощена в таком феномене как «социальность», который выражает многообразные способы и формы сосуществования и взаимодействия в обществе как системе целостных субъектов (личность, коллектив, группа и т.д.) . Такое взаимодействие в цивилизованном мире должно строится на началах социального равенства, партнерства, справедливого распределения материальных и духовных благ, надежных гарантий для самоутверждения все входящих в общество социальных субъектов.

Для обозначения предмета теории социальной работы важным представляется и такое понятие как социальная деятельность, которая рассматривается как совокупность изменений и преобразований, которые осуществляют личность или социальная общность для поддержания своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями или природной средой.

В учебном пособии «Социальная работа: теория и практика» (2001, отв. ред. Холостова Е.И.) отмечается, что объектом исследований социальной работы являются социальные отношения, взаимосвязи и взаимодействия между группами людей, коллективами, отдельными личностями, занимающими разное положение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его развитии, а значит различающихся по уровню, качеству жизни, величинам доходов, потребностям и т.д., нуждающихся в социальной защите и помощи.

Так как социальные отношения многогранны как по структуре так и по содержанию, то теория социальной работы выделяет и исследует существенные, необходимые явления и связи, присущие социальным процессам и социальному развитию общества и обуславливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей , групп ,личностей.

Предметом исследования теории социальной работы как науки являются многообразные возникающие в процессе жизнедеятельности людей социальные связи и взаимовлияния, процессы, способы и формы воздействия на них со стороны организаторов и специалистов социальной работы

Следует отметить, что для теории со­циальной работы характерно разнообразие подходов к выделе­нию объекта и предмета. В "Словаре-справочнике по социальной работе" (2000 г.) отме­чается: "...объектом исследования социальной работы является про­цесс связей, взаимодействий, способов и средств регуляции пове­дения социальных групп и личностей в обществе. Предметом соци­альной работы как самостоятельной науки являются закономернос­ти, обуславливающие характер и направленность развития соци­альных процессов в обществе".

Объект и предмет социальной работы, с одной стороны, обус­ловлены целями практической социальной работы, а с другой — влияют на границы и содержание теории и практики социальной работы.

Обозначив круг проблем, составляющие предметное поле социальной работы, можно сделать вывод, что теория социальной работы- наука о закономерностях и принципах функционирования, развития и регулирования конкретных социальных процессов ,их динамики под влиянием психолого-педагогических и управленческих факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.

О теории социальной работы можно говорить в широком и узком смысле:

Отличительной особенностью теории социальной работы является то, что она получила свое собственное развитие после признания социальной работы как профессии. Новая теория создавалась как результат настоятельной: а) потребности общества в научно-теоретических исследования в области социального развития и взаимоотношений между личностью и обществом на новом социально-политическом, экономическом этапе развития общества; б) потребности в научно-практических и методологических рекомендациях по оказанию социальной помощи, социальных услуг людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

В социальной работе не существует единой теории, а наука представлена разнообразными общественными, социальными научными школами, в рамках которых и развиваются основные исследовательские традиции, предлагающие обществу и практической социальной работе различные научные, научно-практические парадигмы.

Следовательно социальная работа полипарадигмальная теория и практика. В современной социальной работе существует множество моделей практики, основанных на тех или иных теоретических взглядах: психолого-ориентированные, социолого-ориентированные, комплексно-ориентированные модели.
2. Российские исследователи теории социальной работы, в частности М.В.Фирсов, рассматривает ее как многоуровневую теорию. Согласно Фирсову М.В., концептуальная схема теории социальной работы имеет ряд уровней: мезо-, микро-, макро- и метоуровень и подразумевает наличие своего объекта, предмета исследования, системы описания понятийного аппарата; методов научного исследования. Базовыми конструктами концептуальной схемы социальной работы выступают: философия помощи, феноменология деятельности (социопсихотехника);феноменология субъекта помощи; феноменология объекта помощи. Каждый конструкт ( элемент) представлен своим понятийным рядом и отражает определенный уровень понимания предмета и объекта социальной работы.

Метоуровень социальной работы. Имеет в большей степени отношение к разработке общих теоретических основ социальной работы. Задачи данного уровня:

На макроуровне социальная работа выступает как теория социально-административной работы, где в качестве основного субъекта помощи выступают общество и государство. Задачи данного уровня:

На данном уровне в рамках каждого базового конструкта разрабатываются определенные теоретические проблемы:

1. Феноменология помощи - разрабатывается теория социально-административной помощи.

2.Феноменология деятельности – теория организации социальных служб; теория социально-экономического планирования; теория законодательной деятельности в сфере социальной защиты; разрабатываются технологии социальной работы; теория проектирования и прогнозировании, финансирования социальной помощи.

3.Феноменология субъекта - теория институциональной помощи; теория государственной помощи; теория региональной помощи; теория общественной помощи.

4.Феноменология объекта помощи – разрабатываются: социоповеденческие особенности этноса; социопсихопедагогика локальной общности; социальная патопедагогика.

Социальная работа как теория на мезоуровне связана с групповыми процессами, которые рассматриваются в контексте процессов помощи и взаимопомощи.

М.В. Фирсов выделяет следующие задачи теоретического осмысления социальной работы на данном уровне:

выявление принципов помощи, самопомощи, организации и самоорганизации.

Разрабатываются следующие теоретические аспекты:

1. Феноменология помощи – разрабатываются теория социокультурной групповой работы, теория территориальной групповой работы, теория семейной социальной работы, теория социотерапевтической групповой работы.

2.Феноменология деятельности - разрабатываются техники и технологии групповой работы с различными категориями населения.

3.Феноменология субъекта помощи – разрабатывается теория групповой помощи.

4.Феноменология объекта помощи – разрабатываются вопросы социопсихопедагогики дезадаптационных и девиационных групп.

Микроуровень социальной работы рассматривает и изучает различные подходы к личности, ее проблемам. Задачи уровня:

На данном уровне разрабатываются:

1.Феноменология помощи- теория индивидуальной работы.

2.Феноменология деятельности – техники и инструментарий индивидуальной работы; теория социального патронажа.

3.Феноменология субъекта помощи- разрабатываются вопросы теории ролей социального работника, профессиональных ресурсов и техники социального работника .

4. Феноменология объекта помощи - изучаются вопросы, касающиеся жизненного сценария личности.
3.Представление о структуре социальной работы как науки было бы неполным, если не рассматривать ее функциональный аспект. Любое системное образование вы­полняет целый ряд функций, который, однако, не адекватен сум­ме функций компонентов этой системы. Теория социальной рабо­ты не является исключением.

Структурные компоненты социальной работы как науки вносят определенный вклад в реализацию общих для науч­ной теории функций:

*информационной, поскольку теория социальной работы содержит

сведения о реально происходящих социальных процессах, описывает их в обобщенной форме при помощи понятийного аппарата, в закономерностях и принципах, при­сущих предметной области социальной работы;

*объяснительной, так как наука призвана не просто описывать процессы и явления, а объяснять сложные причинно-
следственные связи, основные тенденции их развития;

*эвристической, поскольку научная теория не просто описывает действительность, а несет в себе новые знания, которые расширяют наши представле­ния о проблемах социальной работы;

*практической, состоящей в том, что теория социальной работы порождается потребностями практики, развивается на ее основе и находит подтверждение своей истинности в практике. Это хорошо видно на примере прикладных наук, к которым относится теория социальной работы;

*прогностической, которая выявляет тенденции, предсказывая
направленность развития социальных процессов, объектов
социальной работы и обеспечивая упреждающее воздействие
на развитие социальных явлений и процессов.

Представляется необходимым обратить внимание на различие понятий «функции теории социальной работы» и «функциональные обязанности социального работника», ибо иногда наблюдается смешение, отожествление и подмена этих понятий. Исходным в определении функций научного знания, как правило, являются цели и задачи, которые стоят перед конкретной наукой и направлены на определенные объекты и предметы исследования.

В последнее десятилетие в нашей Республике активно идет процесс теоретического осмысления социальной работы: исследуются вопросы профессиональной подготовки специалистов по социальной работе; изучается история социальной работы; выявляются закономерности и принципы социальной работы; изучаются теоретико-методологические основания социальной работы, разрабатывается категориальный аппарат; идет работа по совершенствованию нормативно-правовой базы социальной работы; разрабатываются вопросы функционирования социальной работы в различных сферах жизнедеятельности нашего общества; исследуются вопросы менеджмента в социальной работе; разрабатываются концептуальные положения функционирования социальных служб; изучаются вопросы «клиент в социальной работе» и др.; идет разработка технологического инструментария оказания социально-педагогической , психологической и иной помощи различным категориям населения; разрабатывается проблема третьего сектора в социальной работе.

4. Одна из важных профилирующих дисциплин в системе вузов­ской подготовки соответствующих специалистов — «Теория соци­альной работы». Изучение данной учебной дисциплины позволяет вооружить будущих специалистов методологией научного анализа социальных процессов и оптимального выбора наиболее целесо­образных организационных структур, содержания, форм и мето­дов деятельности служб, осуществляющих социальную помощь на­селению.

Теория социальной работы как учебная дисциплин - это систематизированное изложение с учебными целями основ научной теории социальной работы применительно к профилю учебного заведения. Ос­новная задача теории социальной работы как науки — познание той области предметного пространства, которая не исследована или исследована недостаточно. Задача же учебной дис­циплины — донести полученные наукой знания до обучаемых в наиболее приемлемой и доступной форме. Наука всегда шире и богаче по содержанию, чем учебная дис­циплина, и развивается по отношению к ней с опережением. Как учебная дисциплина теория и практика социальной работы изучается в высших учебных заведениях на факультетах осуществляющих подготовку специалистов по социальной работе, на различных курсах системы под­готовки и повышения квалификации работников социальной сфе­ры, в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях осуществляющих подготовку социальных работников.

Социальная работа как учебная дисциплина, находясь на стыке многих наук, включает в себя теорию, технологию, историю социальной работы, а также основы философии, психологии, социологии, педагогики и других общегуманитарных и специальных общественных дисциплин в преломлении к специфике оказания конкретной помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Как учебная дисциплина она помогает овладеть научно-теоретическими знаниями анализа социально-политической обстановки, дать возможность вычленить из нее группу или отдельную личность, оказавшуюся за пределами адекватного общественного состояния или поведения.

Основная цель теории социальной работы как учебной дисциплины - вооружить студентов знаниями теоретических основ со­циальной работы с населением и в трудовых коллективах, привить им практические умения и навыки организации социальной рабо­ты с различными категориями граждан, нуждающихся в социаль­ной защите, воспитать у обучающихся высокие нравственные и гу­манистические качества. Требования к объему знаний, умений, навыков, профессиональным качествам специалиста по социальной работе, которые воплощены в модели будущего специалиста выступают определяющим началом при разработке учебных программ, учебников и учебных пособий по теории социальной работе.

Современный социальный работник — это специалист в области социальной инженерии и технологии, это соционом, глубоко раз­бирающийся в правовых, нравственных и психологических регулятивах жизнедеятельности людей, способный прийти им на помощь. А это значит, что выпускник вуза по специальности «соци­альная работа» должен иметь высокий уровень гуманитарных, социальных, общенаучных, общепрофессиональных, специальных знаний, необходимых для присвоения ему соответствующей квалификации, и при накоплении практических навыков успешно осуществлять активную профессиональную деятельность в системе социальной защиты, помощи и поддержки.

Специалист по социальной работе должен:

работы, ее исторические корни и традиции, отечественный и зарубежный опыт организации социальной помощи насе­лению; нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану детства и материнства, прав несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов и обеспечивающие их социальную защиту; этические принципы социальной работы; знать содержание основных разделов теории социальной работы как науки и учебной дисциплины; категориальный аппарат социальной работы, ее закономерности и принципы; теоретические основы технологий социальной работы с различными группами населения по месту жительства, на предприятиях;

анализа и организационного диагноза условий жизнедеятельности различных групп населения; уметь проводить конкретные социологические исследования, прогнозировать развитие социальных процессов и учитывать их результаты в организации социальной работы; выявлять индивидов, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья населения;

культурой, педагогическими склонностями, быть радушным
и общительным;

психологическую компетентность, обладать наблюдательностью,
вниманием, милосердием, высокими нравственными качест­вами.

Задачи теории социальной работы как учебной дисциплины:

- вооружать студен­тов знаниями теоретических основ социальной работы, тех­нологии и методики ее организации и осуществления с раз­личными категориями социальных групп и граждан, знани­ями методик прогнозирования и моделирования социальных процессов, происходящих в обществе, конкретных общно­стях и малых группах;

- развивать у студентов творческое мышление, умение с граж­данских, гуманистических позиций анализировать и оцени­вать социальные явления и конфликтные ситуации, компе­тентно определять пути и способы оптимального разреше­ния социальных проблем;

- воспитывать у студентов высокие нравственные качества,
деловитость и профессионализм социального работника и
гражданина — носителя гуманистических идеалов, общече­ловеческой культуры, способного активно проводить в жизнь
социальную политику государства и гармонизировать чело­веческие взаимоотношения;

- прививать студентам навыки комплексного управленческо­го и психолого-педагогического воздействия на состояние
и поведение социальных групп и отдельных людей в экстре­мальных и конфликтных обстоятельствах при защите их со­циальных прав и свобод.
Вопросы для самоконтроля

1.В чем сущность социальной работы как науки?

2.Что такое объект и предмет науки? Каковы объект и предмет социальной работы?

3.Социальная работа как учебная дисциплина и ее основные задачи.

4.Каковы уровни теоретического осмысления социальной работы?

Рекомендуемая литература

1. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие /Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 427 с.

2. Социальная работа: Теория и организация : Учебное пособие / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; Под ред. П.П. Украинец. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 288 с.

3. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учеб. пособие.- М.: Академический проект,2000 – 496 с.

4.Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы (историко- понятийный аспект). – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 192 с.


Лекция 2. Категории, закономерности и принципы социальной

работы


  1. Категориально- понятийный аппарат социальной работы

  2. Закономерности социальной работы.

  3. Принципы социальной работы.



1.Любая гуманитарная наука, в том числе теория социальной работы, отражает изменчивые, тесно переплетающиеся друг с другом многообразные социальные явления ( например , взаимодействие «человек-человек», «человек-среда»), обобщая и интерпретируя которые ученые выдвигают понятия – краткие, но всеобъемлющие определения, способные объяснить особенности того или иного явления, не позволяющие его толковать двояко. Понятиеэто отражение в обобщенной форме явлений и событий действительности, связей между ними посредством фиксации их общих и специфических признаков и свойств. Если понятие устраивает большинство исследователей, становится устоявшимся, его называют термином . Когда термин становится всеобщим он является категорией, т.е. категории – это наиболее общие фундаментальные для данной системы научных знаний понятия . Под категориями понимаются важнейшие по­нятия, родовые понятия, отражающие существенные стороны предме­та данной науки. В категориальной форме отражается опыт исследования и практической деятельности в социальной работе, выражаются уровни понимания и осмысления ее особенностей, взаимосвязей. Наука лишь тогда имеет право на самостоятельное существование, когда в ее законах и категориях находят свое научное выражение специфи­ческие объективные закономерности и стороны развития самой дей­ствительности. Следовательно, категории являются структурообразующими элементами социальной работы как научной теории. В теории социальной работы сложился специфический категориально-понятийный аппарат, с помощью которого раскрываются

сущность, содержание, закономерности и тенденции социальной работы.

Категории и понятия теории соци­альной работы нельзя отрывать и тем более противопоставлять катего­риям и понятиям смежных социальных дисциплин, изучающих челове­ка, социальные группы и социальные процессы. Однако это не означа­ет, что законы и категории теории социальной работы теряют свое са­мостоятельное значение.

Так, современные исследователи проблем теории социальной работы при выделении групп понятий и категорий в основание классификации имеют в виду различ­ные критерии.

Например, Л. Г. Гуслякова, Е. И. Холостова отмечают, что в систему катего­рий социальной работы должны войти понятия, отражающие, в частно­сти: специфику организации социальной работы в различных сферах социальной практики — социальная работа в образовании, социальная работа в здравоохранении, в службах социального обеспечения; социальная работа в армии и т. п.; специфику социальной работы с различными категориями населения (со­циальная работа с инвалидами, социальная работа с семьей, социальная работа с группами риска и т.д.); социальная работа в различных социальных ситуациях: социальная работа в экстремальных ситуациях и в усло­виях экологического неблагополучия, военных действий и т.д.; категории, отражающие модели разрешения социальных проблем каждого клиента в отдельности: консультирование; адаптация личности; социальный контроль; технологии социальной защиты и др.;

Интегративный и междисциплинарный характер социальной работы обусловили размытость границ ее категориального аппарата. Теория социальной работы при рассмотрении социальных проблем общества опирается на такие со­циологические категории, как «социальное», «социальные процессы», «социум», «социализация», социальные отношения». Однако, это не означает, что теория социальной работы не имеет базовых, родовых понятий.

В целях упорядочения многообразия категорий социальной работы, структурируя их ученые чаще всего выделяют следующие группы понятий и категорий (Е.И.Холостова):

Рассмотрим некоторые базовые категории социальной работы.

Социальная работа – разновидность человеческой деятельности, целью которой является оптимизация осуществления субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности; семьи и других социальных групп.

Специалист по социальной работе - специалист в силу своих должностных и профессиональных обязанностей оказывающий все виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой возникших социальных проблем;

Социальное помощь- система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальным работником (социальной службой) для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержка их социального статуса и полноценной жизнедеятельности.

Социальная поддержка специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования незащищенных социальных групп населения, отдельных семей, личности, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности.

Социальное обслуживание -деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых и иных услуг и материальной помощи, созданию условий и осуществлению социальной адаптации, реабилитации граждан , оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Социальная защита населения – целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровня общества система практически осуществляемых социальных, политических, правовых , экономических, психолого-педагогических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного функционирования населения, предотвращения ущемления его прав и свобод.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации