Мой психологический портрет - файл n1.doc

приобрести
Мой психологический портрет
скачать (104.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc105kb.06.07.2012 22:12скачать

n1.doc

I ВВЕДЕНИЕ


Психология – в переводе с греческого – наука о душе. Это наука о внутренней, душевной жизни человека, о явлениях, определяющих его поведение.

С древнейших времен людей интересовала внутренняя сущность человека, с точки зрения философии. Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний (математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. Основу изучения психологии заложил Аристотель в научном труде «О душе». В то время психология была частью философии, которая изучала общие закономерности общества, природы и человека, и была неотделима от нее почти 20 веков.

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя познавательные процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь) и свойства (действия и поступки, мотивы, цели, интересы, воля, чувства и эмоции, склонности, способности, знание и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от общения и поведения.

Для глубокого изучения в области психологии применяют современные методы исследования. Это — методы философии и социологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, и ряда других наук. Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться.
Методы исследования:

- Наблюдение: внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное, стороннее.

- Опрос: устный, письменный, свободный, стандартизированный.

- Тесты: тест-опросник, тест-задание, проективный тест.

- Эксперимент: естественный, лабораторный.

- Моделирование: математическое, логическое, техническое, кибернетическое.
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Особенность эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и его развитие.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование изучаемого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности.

Все вышеперечисленные методы исследования применяются для изучения особенностей в различных отраслях психологии.

Современная психология представляет собой систему относительно самостоятельных научных дисциплин, связанных с различными видами человеческой деятельности. Эти дисциплины называются отраслями психологии.

Выделяют следующие отрасли психологии:

- Общая психология - изучает общие закономерности психической деятельности взрослого человека;

- Возрастная психология - исследует особенности развития психики на различных возрастных этапах;

- Социальная психология - изучает взаимоотношения людей в обществе;

- Психология труда - рассматривает психологические особенности различных видов трудовой деятельности;

- Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа;

- Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования личности;

- Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием. Особое внимание здесь обращается на обоснование и разработку методов обучения и воспитания людей разного возраста.

- Медицинская и патопсихология, психотерапияимеют дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения. Такие знания необходимы там, где педагог имеет дело с так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными, детьми или людьми, нуждающимися в психологической помощи.

- Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения;

- Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации;

- Психология труда;

- Спортивная психология;

- Политическая психология и др.

II АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ
СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Впервые понятие свойств нервной системы ввел академик И. П. Павлов. Он посвятил значительную часть жизни исследованию высшей нервной деятельности и внес значительный вклад в развитие психологии как науки.

Свойства нервной системы - ее природные, врожденные особенности, влияющие на индивидуальные различия в формировании способностей и характера.


   Основные свойства нервной системы:

  1. Сила нервной системы - показатель работоспособности, выносливости нервных клеток при воздействии на них повторяющихся или сверхсильных раздражителей. Основной признак силы нервной системы по отношению к возбуждению - способность нервной системы выдерживать, не обнаруживая запредельного торможения, длительное или часто повторяющееся возбуждение. Чем больше сила нервной системы, тем выше пороги чувствительности.

  2. Уравновешенность (или баланс нервных процессов) - соотношение основных нервных процессов (возбуждения и торможения), вовлеченных в выработку положительных или отрицательных условных рефлексов.

  3. Подвижность нервных процессов - способность нервной системы быстро реагировать на изменения среды, способность перехода от одних условных рефлексов к другим в зависимости от среды.
        Каждый человек - личность. Он по-своему видит мир и занимает в нем определенное место. Психология помогает не только узнать себя, заглянуть в свой внутренний мир, увидеть себя со стороны, осознать свои достоинства и недостатки, но и понять других людей и их роль в своей жизни. Поэтому для изучения личных качеств, профессиональной направленности, мотивов деятельности применяют индивидуальное тестирование.

Для исследования свойств моей нервной системы я использовала теппинг-тест.

Теппинг-тест является одним из методов, позволяющих оценить скоростные характеристики двигательного аппарата, темп и устойчивость моторного действия. Тест был разработан Е.П. Ильиным. Он использовал этот метод для оценки такой индивидуально-типологической характеристики, как сила-слабость нервной системы.

Максимальные скоростные показатели человека (качество быстроты) в физиологии понимают, как проявление способности совершать различные действия в минимальный промежуток времени. Максимальный темп движений, изменяясь при утомлении, торможении, возбуждении нервной системы, служит показателем функционального состояния человека.

По результату теппинг-теста у меня выявился средне-сильный тип нервной системы. Он характеризуется медленным формированием возбудительных и тормозных рефлексов при прочном их закреплении. Меня он характеризует тем, что я испытываю затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой, у меня высокая производительность труда, высокая точность внимания. Я могу управлять своими эмоциями, хорошо выдерживаю длительные умственные нагрузки. Для меня важно получение высоких результатов.

ТЕМПЕРАМЕНТ

Темперамент – это биологическая основа личности. Темперамент характеризует человека со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состоянии.

Современные психологи различают два компонента темперамента— активность и эмоциональность. Активность поведения характеризует степень энергичности, стремительности, быстроты или медлительности, инертности. Эмоциональность — особенности протекания эмоций, чувств, настроений (радость, горе, страх, печаль, гнев и т. д.).

Темперамент — это индивидуальное свойство психики, отражающее динамику психической деятельности человека, и проявляющееся независимо от его целей, мотивов и содержания и остающееся почти неизменным в процессе всей жизни.

Также часто для характеристики темпераментов используют предложенное Юнгом и доработанное Айзенком деление людей на экстравертов и интровертов.

Экстраверты — это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.

Для экстравертов характерно поведение, при котором человек стремится к:

Экстраверты "заряжаются" энергией от внешнего мира — от действий, людей, мест и вещей. Они — расточители энергии. Экстраверты легко самовыражаются, сконцентрированы на результатах.

Как и интровертность, экстравертность — темперамент с постоянной схемой действия. Ее нельзя изменить. Вы можете работать с ней, но не против нее.

Интроверты — тип личности (или поведения), ориентированный внутрь или на себя.

Для интровертов характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за процессом.

Характерная черта интровертов: они черпают энергию из своего внутреннего мира идей, эмоций и впечатлений. Внешний мир быстро вводит их в состояние перевозбуждения, и у них появляется неприятное ощущение, которое проявляется в издерганности или апатии. Он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать, не поддается моментальным побуждениям, пессимистичен. Интроверт не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он строго контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.

В чистом виде, как правило, типы темперамента в жизни не встречаются, и можно говорить только о преобладании тех или других его черт. Темперамент не изменяется под внешним воздействием, но может измениться в процессе взросления, т.к. нервная система ребенка имеет функциональную слабость, которая проходит с возрастом. Поэтому ребенок, имеющий черты, характерные для холерика или меланхолика, с возрастом может несколько изменить реакции, их выраженность может быть менее значительной.

В психологической характеристике различают четыре традиционных типа темперамента.

Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро схо­дится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, мими­ка богатая, подвижная, выразительная. При отсутствии серьезных целей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоян­ство.

Действия Холерика порывисты. Он отличается повышенной возбудимос­тью, большой эмоциональностью. Проявление холерического темперамента зависит от направленности личности. У людей с общественными интереса­ми он проявляется в инициативности, энергии, принципиальности. Без бо­гатства духовной жизни проявляется отрицательно: в раздражительности.

Новые формы поведения у флегматиков вырабатываются медленно, но являются стойкими, Он ровен, спокоен, редко выходит из себя, не скло­нен к аффектам. В зависимости от условий, в одних случаях у флегматика могут возникать положительные черты: выдержка, глубина мыслей, в дру­гих - вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие.

Реакция Меланхолика часто не соответствует силе раздражителя, особенно сильно у него внешнее торможение. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика про­должительную тормозную реакцию. В нормальных условиях жизни меланхо­лик - человек глубокий, содержательный. При неблагоприятных условиях меланхолик может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.

Автор двухфакторной модели личности Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию - интроверсию и нейротизм (позднее Айзенк ввел еще одно измерение личности - психотизм, под которым понимал склонность субъекта к агрессии, жестокости, аутизму, экстравагантности, демонстративности). В общем смысле экстраверсия - это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия - направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм - понятие, синонимичное тревожности, - проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.Автор двухфакторной модели личности Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию - интроверсию и нейротизм (позднее Айзенк ввел еще одно измерение личности - психотизм, под которым понимал склонность субъекта к агрессии, жестокости, аутизму, экстравагантности, демонстративности). В общем смысле экстраверсия - это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия - направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм - понятие, синонимичное тревожности, - проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.Автор двухфакторной модели личности Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию - интроверсию и нейротизм (позднее Айзенк ввел еще одно измерение личности - психотизм, под которым понимал склонность субъекта к агрессии, жестокости, аутизму, экстравагантности, демонстративности). В общем смысле экстраверсия - это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия - направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм - понятие, синонимичное тревожности, - проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.Начало формы
Ганс Юрген Айзенк, автор двухфакторной модели личности, в качестве показателей основных свойств личности использовал понятия экстраверсии - интроверсии и нейротизма. В общем смысле экстраверсия - это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия - направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм - понятие, близкое тревожности, - проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность. Эти свойства составляют структуру личности. Их выраженность связана со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью, балансом процессов возбуждения - торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга. Однако наиболее разработанным из двух названных свойств на физиологическом уровне в теории Айзенка является учение об экстраверсии-интроверсии.

Для определения моего темперамента я использовала тест Айзенка. После обработки данных, моя эмоциональная нестабильность равна 14, а интроверсия – 11. Из этого можно сделать вывод, что во мне могут сочетаться все четыре типа темперамента. Во мне присутствуют: гибкость и выносливость сангвиника, уравновешенность, самообладание и самоконтроль, сложность к приспособлению флегматика, дефицит времени, увлеченность своим делом, страстность и вспыльчивость холерика, замкнутость, ответственность и ранимость меланхолика. Наряду с отрицательными, во мне присутствует много положительных качеств. Склонность к самоанализу позволяет мне корректировать свое поведение, борясь с недостатками, и развивать природные способности, такие как усидчивость и трудолюбие.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

По мнению большинства психологов, направленность личности яв­ляется сложным мотивационным образованием.

Понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С. Л. Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей, склонностей, устремлений человека.

Под направленностью личности понимают, с одной стороны, совокуп­ность или систему каких-либо мотивационных образований, явлений, с другой - направление поведения и деятельности человека, определение тенденции поведения и действий и облика человека в социальном плане.

Направленность личности может проявляться в отношении к другим людям, к обществу, к самому себе.

После того, как я прошла тест Смейкала и Кучера для определения направленности личности, у меня получились следующие результаты.

Доминирующим пунктом у меня оказалась направленность на себя – 38 баллов. Я заинтересована в личном первенстве, заинтересована в удовлетворении своих целей. На втором месте оказалась направленность на задачу (деловая направленность) – 36 баллов. Меня интересует сам процесс какой-либо работы или обучения, мне интересно овладение новыми знаниями и навыками. Я могу доказать свою точку зрения и довести ее до общественности. На последнем месте стоит направленность на общение – 15 баллов. Я общаюсь с окружающими по мере необходимости или заинтересованности. Я не чувствую в себе потребности постоянно вращаться в коллективе и быть центром внимания. Возможно, это следует из моего темперамента – я интроверт. В моем общении с людьми преобладает осторожность и заводить тесные дружеские отношения я не стремлюсь, хотя прекрасно отношусь к людям и имею много знакомых.

ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА
Личностные свойства - это особенности, которые развиваются в процессе взаимодействия с другими людьми и которые необходимы для этого взаимодействия. Чаще всего свойствами личности становятся закрепив­шиеся и предпочитаемые способы формирования мотивов поведения и деятельности. Эти способы формирования мотивов разделяют на экстернальные и интернальные. Экстернальность характеризуется податливостью человека к воздействиям извне, интернальность — противодействием этим воздействиям и формированием мотива исходя из собственных побуждений.

К экстернальности отно­сятся:

а) безропотность, кротость, покорность-послушность, безоговорочное подчинение чужим требованиям, приказам;

б) уступчивость, покладистость, податливость на уговоры;

в) реактивность — легкость возникновения побуждения к совершению чего-нибудь под влиянием внешних воздействий.

К интернальности отно­сятся:

а) инициативность — стремление к самостоятельному принятию решения, без по­сторонней помощи, подсказки;

б) упрямство — неуступчивость внешним воздействиям, стремление добиться сво­его вопреки разумным доводам, необходимости.
Локус контроля (локализация контроля волевого усилия)— понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам. Это понятие было введено психологом Джулианом Роттером в 1954 году.

Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам называется «внешний локус контроля» (экстернальность).

Склонность приписывать результаты деятельности внутренним факторам называется «внутренний локус контроля» (интернальность). Внутренними факторами здесь являются свойства личности индивида: свои усилия, собственные положительные и отрицательные качества, наличие или отсутствие необходимых знаний, умений и навыков, и т. п.

Для определения локуса контроля используется опросник Роттера.

По результатам теста у меня получилось:

общая интернальность - 24, что характеризует высокий уровень самоконтроля. Все происходящее со мной является результатом моих собственных действий. Я могу управлять и справляться с ситуацией и за все чувствую ответственность. Я достаточно уверена в себе и благожелательна к окружающим.

Интернальность в области достижений – 7. Я верю в свои силы, но понимаю, что часто не могу влиять на те или иные события, происходящие вокруг меня, и понимаю, что ситуация не редко отрицательно влияет на меня и мои действия. Я понимаю, что для меня очень важно концентрировать внимание на вере в собственные силы и повышать свою самооценку, а так же более позитивно смотреть в будущее.

Интернальность в области неудач – 7. Средний балл означает, что я способна объективно оценить свои промахи в некоторых ситуациях, и, проанализировав их, сделать выводы на будущее. Я склонна к самоедству, но зная эту черту своего характера, стараюсь бороться с ней по мере сил.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Существуют три разновидности психических процессов - познавательные, эмоциональные и волевые. Они образуют психическую деятельность человека.

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память - формируют информационную базу, основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который определяет выбор человеком одного из многих возможных направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере, в форме знания о том, что он чего-то хочет. Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер.

Взаимосвязь психических процессов выражается, например, в том, что восприятие невозможно без памяти, запоминание невозможно без восприятия, а внимание невозможно без мышления.

Внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность, направленная на объект познавательной деятельности.

Основные виды внимания:

Свойства внимания:

Для изучения устойчивости и концентрации внимания используют корректурную пробу Бурдона – Анфимова. Цель метода состоит в том, чтобы определить, насколько человек сконцентрирован и внимателен к выполнению поставленных задач.

Результаты теста показали, что точность и концентрация у меня находятся на высоком уровне, а так же, что я мало реагирую на внешние раздражители. С течением времени устойчивость концентрации внимания ослабевала, что не могло не сказаться на результатах. В итоге, подтверждается результат теппинг-теста о средне-сильном типе моей нервной системы.

III ОБОБЩЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

По результатам теппинг-теста, теста Айзенка, локус-контроля и корректурной пробы Бурдона – Анфимова, можно охарактеризовать мою личность как сложную и многогранную.

Во мне присутствуют черты от всех типов темперамента: от сангвиника – веселье и дружелюбие, от холерика – увлеченность и вспыльчивость, от меланхолика – ответственность и рассудительность, и от флегматика – сложность к приспособлению. Но несмотря на это многообразие радует то, что все темпераменты более или менее сбалансированы. Это позволяет мне, несмотря на мою интровертность и обособленность, комфортно чувствовать себя в обществе, заводить друзей, легко общаться и добиваться успехов. Однако доминантным типом моей личности является меланхолик. Замкнутость, легкая перемена настроения, пессимистичность и ранимость являются основными чертами моего характера. Но склонность к самоанализу (черта флегматика) помогает мне преодолевать эти особенности моей личности. Кроме того, мои личностные свойства (интернальность) позволяют четко концентрироваться на поставленной задаче, быть упорной и трудолюбивой в достижении цели. Способность выдерживать длительные нагрузки также помогает мне на пути к высоким результатам.

Обобщая результаты, можно сказать, что я личность с ориентацией на обособление и направленностью «от людей». Я предпочитаю держать эмоциональную дистанцию с окружающими, хотя люблю делиться опытом, и достижение успеха имеет для меня существенное значение.
Самоанализ имеет большое значение в современной жизни человеческого общества. Год от года все больше людей изучают психологию, для того чтобы помогать себе в сложных ситуациях. Всегда считалось, что «познать себя» не только полезно, но также и возможно. Самоанализ не может исправить недостатки цивилизации, но он способен прояснить некоторые противоречия, страхи, слабые места в человеке и скорректировать его поведение. Анализировать свои поступки разумный человек должен постоянно. Жизнь человека предполагает постоянную борьбу, где психоанализ выступает одним из способов помощи в трудных ситуациях.
Список использованной литературы:


  1. Немов Р. Психология

  2. Лельхова Я.В., Стрекаловская А Л. Особенности внимания и тип нервной системы как факторы успешности обучения

  3. БСЭ

  4. Е.П. Ильин «Мотивация и мотивы»

  5. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ.

  6. Википедия





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации