Реферат - Понятие организации. Ее характеристики. Виды и модели организаций - файл n1.doc

Реферат - Понятие организации. Ее характеристики. Виды и модели организаций
скачать (26.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc223kb.23.09.2009 06:47скачать

n1.doc

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РАСТИТЕЛЬНЫХ ПОЛИМЕРОВ
ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

СОКРАЩЕННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Специальность:220301 Шифр: 075-099

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


По предмету: “Основы менеджмента ”__________________________________

На тему: “Понятие организации. Ее характеристики. Виды и модели организаций”.__________________________________________________________

Дата регистрации работы факультетом: ____________________________________

______________________________________________________________________

ВВЕДЕНИЕ.

ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ХАРАКТЕРИСТИКИ.

Понятие организации.

Общие характеристики организации.

Признаки организации.

ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.


ВВЕДЕНИЕ.


Любая организация – это, прежде всего люди и работа, которую они выполняют. Однако набор людей и работ еще не представляет собой организацию. Для того чтобы произошел переход от проектирования работы к проектированию или созданию организации, необходимо определенным образом соединить работы (виды деятельности) и работников (людей) между собой. Данное взаимодействие выражается, прежде всего, в форме организации и организационной структуре.

Очевидным является то, что каждая организация представляет собой достаточно сложную технико-экономическую и социальную систему, отражающую ее индивидуальность и специфику. Описать эту систему возможно, если определить характер взаимодействия подразделений.

Способы взаимодействия сторон характеризуют рассматриваемую систему определенным образом и позволяют судить, насколько эффективно она справляется со своей главной задачей - организацией гармонического взаимодействия между индивидом и внешней средой. Немаловажное место в этом занимает структура организации, посредством которой или через которую это взаимодействие осуществляется.

Формирование эффективных систем менеджмента возможно лишь на основе применения эффективных форм его организации, узаконивающих методы управления. От применяемых форм организации, реализуемых в конкретных структурах, зависят формы планирования, распределения работ, а так же способы координации работ и определение вклада каждого функционального подразделения в процесс достижения целей организации.
ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ХАРАКТЕРИСТИКИ.

Понятие организации.

Организация – составная часть управленческой деятельности, представляющая собой процесс, комбинирующий труд, выполняемые индивидуальными или группами людей, наделенных качествами, необходимыми для его выполнения, так, что обеспечиваются наилучшие условия эффективного, систематического, позитивного скоординированного приложения знаний работников.

Однако термин «организация» характеризует и определенную структуру, в которую объединяются люди для достижения своих целей, так называемый объект менеджмента.

Некая группа должна обладать несколькими обязательными требованиями, чтобы считаться организацией. К ним относятся:

■ Наличие, по крайней мере, двух людей, которые считают себя частью этой группы.

■ Наличие по крайне мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.

■ Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получим важное определение.

Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Общие характеристики организации.

Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организационный характеристике.

Эти общие черты, помогают понять, почему, чтобы добиться успеха, организацией нужно управлять.



Признаки организации.
Можно выделить шесть основных признаков организации:



ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ.

Организации можно различать по ряду признаков.

По степени формализации различают формальные и неформальные организации.

Формальной считается организация, прошедшая государственную регистрацию в налоговых органах, внесенная в Единый государственный реестр юридических лиц и получившая соответствующее свидетельство. Такой порядок установлен с 2002 года, до этого регистрация проводилась в администрациях краев, областей, городов и районов.

Таким образом формальная организация это – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижение общей цели или целей.

Неформальная организация такую регистрацию не проходит, и возникают закономерные вопросы: как она образуется и имеет ли право на жизнь? Предприниматель – одиночка регистрируется как индивидуальное предприятие без права образования юридического лица. Он может работать один, однако при успешном ведении дела может вовлечь в свое дело родственников, друзей, специалистов. Российское законодательство не запрещает предпринимателю привлекать наемный труд, многие этим и пользуются, при этом стараются выйти на более выгодные условия налогообложения. Именно по этой причине неформальной организации, достаточно распространены сейчас в России.

И так неформальная организация – группа в составе формальной организации, которая возникает спонтанно и где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно.

По форме собственности организации делятся на государственные, муниципальные, частные и иные.

■ Видовая классификация организаций учитывает и отношения собственности в сфере производства и финансов, информатики, в сфере распределения общественного богатства, владения, распоряжения и использования средств потребления и производства.

■ Виды организации различаются также по организационному признаку – положению, роли отдельных личностей в организации, т.е. по статусу организации по отношению к своим членам.

Принято считать, что в общественном производстве существуют первичные организации, определяющие основы деятельности ее членов и нормы, правила, методы воздействия к себе подобным и другими общественными, производственными, финансовыми, сбытовыми структурами. Например, в государственных организациях государственная, общественная собственность обладает приоритетом в отношении других видов организации в силу естественных, правовых или экономических условий. Так, ели государственные финансы и вся сеть государственных предприятий терпят кризис, то и другие государственные и частные финансы организации вынуждены или прекращать свою деятельность, или приспосабливаться к изменившихся условиям.

■ Другим видом являются политические, общественные, национальные, религиозные организации, возникающие в зависимости от объективных социально – экономических условий, социального состояния и потребностей общества, уровня его развития и национальных, религиозных, этнических и прочих причин и обстоятельств.

В последнее время имеет место возрождение таких видов организа­ций, которые в недалеком прошлом нанесли человечеству неисчисли­мые бедствия и страдания. Фашистские и профашистские, национали­стические организации, а также питающие их финансово-промышлен­ные и торговые структуры сегодня активизировали свою дея­тельность. Переходный период в экономике нашего государства возро­дил к жизни самые разнообразные и нежелательные виды организаций: консервативные — с их незыблемыми нормами, принципами и методами; ультрасовременные — с попранием всех общеприня­тых норм и правил; демократические — ориентированные только на принципы западной демократии и «свободного, нерегулируемого рын­ка».

■ По хозяйственному признаку организации делятся на: при­быльные и неприбыльные, бюджетные и внебюджетные, торговые, посреднические, финансовые, инновационные, промышленные, сельско­хозяйственные, строительные, транспортные и др. Например, в сфе­ре добывающей промышленности это организации нефтедобывающей, угольной и газовой промышленности; добычи и переработки полезных ископаемых - руды разных металлов, алмазов, глиноземов и др. Хозяйственные организации бывают механистические и органические. Последние особенно привлекают творчески настроенных менеджеров своей подвижностью, быстротой изменений ситуаций, необходимо­стью творческого подхода к решению проблем, риском и непредска­зуемостью ситуаций, последствиями решений вопросов НИОКР, вне­дрением и использованием новой техники и технологии.

Условное деление организаций на механистические и органические позволяет классифицировать их на застойные, остановившиеся в сво­ем развитии, и на перспективные, способные приспособиться к усло­виям конкуренции, неопределенности, нестабильности и другим катак­лизмам общественного развития. Это особенно значимо для периодов реформирования новых отношений собственности.

По размеру организации делятся на малые, средние и крупные, при этом главным критерием выступает численность персонала. Это не совсем правильно, т.к. при высокой автоматизации производства на крупном предприятии может работать небольшое количество людей.

По российскому законодательству в различных отраслях хозяйства на малом предприятии может работать строго определенное число персонала. (таблица №1)


Отрасли

Число работниковПромышленность, строительство и транспортДо 100Сельское хозяйство и научная сфера60Оптовая торговля50Розничная торговля и бытовое обслуживание населения30Остальные отрасли50 Таблица №1
Почему мы уделяется большое внимание малым предприятиям? Дело в том, что малые предприятия, находясь под покровительством государства, испытывают меньший налоговой пресс, поэтому предприниматели часто сознательно идут на создание именно малого предприятия.

Для средних предприятий численность персонала устанавливается до 300 человек, а для крупных – от 301 и больше.

Рассмотрим разделение российских организаций по численности персонала и убедимся, что в подавляющем большинстве они относятся к малым (табл. №2).

Численность персонала, чел.Количество предприятий, %Объем продукции, %Количество занятых, %До 20087,19,414,5201-5006,510,611,9501 и более6,480,073,8Таблица № 2.
■ Самое большое разнообразие существует в деление организаций по сферам деятельности. Можно назвать строительные, транспортные, сельскохозяйственные, научные, торговые, машиностроительные, и другие организации.

■ Разделяют организации также и по секторам экономики. Организации подразделяются на четыре типа, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле:

Отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, - включают организации и предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйств, угольной промышленности и т.д.;

Отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности, например машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д.;

Отрасли третьего цикла, предприятия и организации которых оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отрасли первых двух секторов. Это банки страховые компании, образовательные учреждения, туристические агентства, розничная торговля и др.;

К четвертому сектору относятся все организации и институты, занимающееся такой прогрессивной и быстро развивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология. Этот сектор сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире увеличивается роль информации в управлении большими и сложными системами.

По отношению к прибыли организации делятся на коммерческие и не коммерческие. Целью любой коммерческой организации является получение прибыли, у некоммерческих организаций цели могут быть самыми различными: разведение аквариумных рыбок, сбор почтовых марок, распространение научных знаний, оказание образовательных услуг, даже завоевание власти в стране. Законодательство России не запрещает некоммерческим организациям заниматься и коммерческой деятельностью направляться на заявленные цели организации.
Коммерческие организации.

Основной целью коммерческих организаций, как уже отмечалось, яв­ляется извлечение прибыли в результате предпринимательской дея­тельности. Эти организации делятся на несколько видов.

Полные товарищества являются объединением юридических и фи­зических лиц. Для их создания необходимы учредительный договор и складочный капитал, состоящий из взносов учредителей (товарищей). В качестве взноса могут выступать деньги, вещи, ценные бумаги или же определенные права. Капитал делится на доли пропорционально взносам товарищей. Управление товариществом строится на довольно демократической основе: все товарищи равны, решения принимаются большинством голосов по принципу «одно лицо - один голос», каж­дый товарищ может представлять организацию на стороне. На практи­ке в соответствии с учредительным договором одному из товарищей все же делегируются права первого лица организации. Получаемая прибыль распределяется пропорционально долям членов товарищест­ва. Особо необходимо подчеркнуть, что товарищи несут самый высо­кий уровень материальной ответственности за деятельность организации, так называемую полную ответственность. Для погашения обяза­тельств товарищества может использоваться не только собственность организации, но и личное имущество товарищей.

Наименование товарищества включает слова «полное товарищест­во» и фамилии товарищей.

Разновидностью такой организации является товарищество на ве­ре. Его особенностью является то, что кроме полных товарищей в него принимаются так называемые вкладчики. Эти лица делают взнос в складочный капитал, получают часть прибыли, но в управлении орга­низацией участия не принимают. Естественно, их ответственность ни­же - они отвечают только в пределах своего взноса. Наименование этой организации включает слова «товарищество на вере».

Наиболее распространенным типом коммерческих организаций яв­ляются общества. Они представляют уже объединения капиталов.

­ Общество с ограниченной ответственностью создается на основе учредительного договора и устава. Учредители (им может быть даже одно лицо) делают взнос в уставный капитал общества и определяют свои доли. Как следует из самого названия, ответственность членов общества ограничена, ее размер - доля в уставном капитале. Высшим органом управления является общее собрание членов общества, одна­ко голосование ведется уже по принципу «одна доля - один голос». Собрание проводится не реже одного раза в год, оно распределяет по­лученную прибыль, создает систему управления обществом, при необ­ходимости - вносит изменения в устав. Для повседневного руково­дства избирается единоличный (директор, генеральный директор) или коллегиальный орган управления (правление, совет директоров). В первом случае директору предоставляются широкие полномочия: осуществлять прием и увольнение наемных работников, представлять общество на стороне, заключать сделки и т.д. Во втором случае прав­ление избирает своего председателя, причем ряд его действий прини­мается с согласия правления. Кроме Гражданского кодекса отношения в обществе регулируются Федеральным законом «Об обществах с ог­раниченной ответственностью». В соответствии с ним число членов общества не должно превышать 50, а минимальный размер уставного капитала установлен на уровне 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Наименование общества должно включать слова «об­щество с ограниченной ответственностью».

­ Разновидностью ООО является общество с дополнительной от­ветственностью. Его отличие заключается лишь в том, что оно при­нимает на себя дополнительные обязательства (как правило, нести от­ветственность в дву- или трехкратном размере доли участника и т.д.).

­ Средние и крупные организации создаются в форме акционерных обществ. Они также действуют в соответствии с уставом, а уставный капитал создается на основе распространения ценных бумаг, именуе­мых акциями и предоставляющих их владельцу право на часть собст­венности организации. Кроме того, владелец (акционер) получает часть прибыли общества, так называемый дивиденд. Акции имеют первоначальную стоимость (номинал), причем различают два вида ак­ций: обыкновенные и привилегированные. Дивиденд на привилегиро­ванную акцию фиксирован, он устанавливается в процентах к ее пер­воначальной стоимости и, естественно, мало зависит от успешности деятельности общества, так как ее владелец получает доход в любом случае. Дивиденд обыкновенной акции меняется в зависимости от прибылей организации. Акционеры несут ответственность в пределах стоимости акций.

Высшей формой управления АО является собрание акционеров, решения принимаются по принципу «одна акция - один голос». В го­лосовании по большинству вопросов допускаются только владельцы обыкновенных акций. Как правило, собрание избирает орган коллек­тивного руководства - совет директоров, а повседневным управлением занимается директор (генеральный директор). Регулирует деятель­ность общества Гражданский кодекс и ФЗ «Об акционерных общест­вах».

Открытые и закрытые акционерные общества различаются по раз­меру уставного капитала (в ОАО - 1000, а в ЗАО - 100 МРОТ) и по способу распространения акций. В ОАО акционер может свободно продавать их, а в закрытом обществе продажа возможна только в сво­ей организации. В закрытом акционерном обществе число участников не может быть более 50. Наименование организаций такого типа включает слова «открытое (закрытое) акционерное общество».

­ Унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. В зависимости от того, кто является собственником (государство, об­ласть, муниципалитет), различают государственные и муниципальные унитарные предприятия. Они действуют на основе устава, утвержденного собственником. Им же назначается руководитель предприятия. В наименование унитарного предприятия включаются слова «государст­венное» или «муниципальное».

­ Производственные кооперативы (артели) создаются гражданами для совместной деятельности, основанной, как правило, на их личном трудовом участии. Члены кооператива имеют имущественные паевые взносы. Высшим органом управления является общее собрание членов кооператива, распределяющее прибыли, создающее орган руководства его текущей деятельностью. В большинстве случаев им является прав­ление во главе с председателем. Вся деятельность кооператива регу­лируется уставом. Наименование такой организации включает слова «производственный кооператив».

Некоммерческие организации

Некоммерческие организации создаются с самыми разными целя­ми. Различают следующие виды таких организаций:

  • общественные и религиозные организации (объединения);

  • фонды;

  • учреждения;

  • союзы и ассоциации;

  • потребительские кооперативы.

­ Объединения создаются только гражданами на основе личного членства для удовлетворения духовных и иных нематериальных по­требностей. Как правило, деятельность таких организаций строится на основе членских взносов и устава. Наиболее массовыми организация­ми подобного типа являются различные партии, клубы, кружки. Сис­тема управления ими носит разнообразный характер и определяется уставом организации? Наиболее сложная система создается в самых массовых организациях - партиях. Высшей формой управления явля­ется съезд или конференция, на которые избираются делегаты от оп­ределенного числа членов. В промежутках между съездами действуют коллективные органы (комитеты, бюро, правления), которые возглав­ляют избранные из их состава руководители: секретари, председатели.

­ Фонды могут создаваться гражданами и/или юридическими лицами и преследуют социальные, благотворительные, культурные, образова­тельные и иные полезные цели. Учредители фонда, граждане и другие организации передают фонду финансовые и материальные ценности для достижения общественно полезных целей. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Особенно­стью этой организации является отсутствие членства в ней. Порядок управления фондом определяется уставом, утверждаемым учредите­лями. Для надзора за деятельностью фонда создается попечительский совет из числа уважаемых и авторитетных людей.

­ Учреждения создаются собственником для осуществления управ­ленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера. Как правило, собственник финансирует полностью или час­тично такую организацию, подготавливает ее устав, определяющий структуру управления и права учреждения. Государственные и иные учреждения могут строить свою деятельность на основе законов и иных правовых актов.

­ Союзы и ассоциации создаются коммерческими организациями для координации их деятельности, защиты общих имущественных интере­сов. Союзы (ассоциации) могут создаваться и некоммерческими орга­низациями, включая и учреждения с теми же целями. Члены ассоциа­ции подписывают устав, определяющий состав и компетенцию орга­нов управления, порядок принятия ими решений.

­ Потребительский кооператив создается гражданами и юридическими лицами для удовлетворения материальных и иных потребностей. Члены кооператива также вносят паевые взно­сы. Деятельность кооператива регулирует устав, устанавливающий систему управления, размер паевых взносов и т.д.
Теперь коротко хочу остановиться на моделях структур управления организациями. Если не быть голословным, то существуют два типа организационных структур управления: механистический и органический. Механистическая модель – это модель управления, цель которого – достижение высокого уровня производства и эффективности на основе широкого использования правил и процедур, централизованной власти и высокой специализации работ. Это такие виды организационных структур, как линейная, линейно-штабная, функциональная, структуры. Механистическая модель эффективна для фирм, которые используют технологию серийного производства, для которых существует рынок для более или менее стандартного продукта (автомобилей, продуктов питания, одежды). Задача производителя – эффективное производство с помощью обычных средств. Изготовление изделий осуществляется с учетом технических стандартов. В таких организациях применяются идеи научного менеджмента.

Органическая модель направлена на достижение высоких уровней адаптивности и развития при ограниченном использовании правил и процедур, децентрализации власти и относительно низкой степени специализации. Это такие виды организационных структур, как матричная, структура по проекту. В таких фирмах цикл начинается с разработки изделия. Ключом к успеху является способность посредством проведения научных исследований создать новый продукт, который может быть изготовлен на уже существующем оборудовании или в новом производстве, если для него определен рынок. Для осуществления функций разработки, маркетинга производства требуется научный персонал и специалисты самой высокой квалификации. Поскольку успех этих фирм зависит от применения новых научных знаний. Органическая модель для них наиболее эффективна.
Сравнение механистической и органической структур

ПроцессыМеханистическая структураОрганическая структураЛидерствоПодчиненные не ощущают свободы в обсуждении рабочих проблем с руководителями, которые, в свою очередь, не интересуются их идеями и мнениемВключает осознанную уверенность и доверие между руководителями и подчиненными по всем вопросам. Подчиненные свободны в обсуждении рабочих проблем с руководителями, которые, в свою очередь, интересуются их идеями и мнениемМотивация Включает только физические, гарантированные и экономические мотивы при наличии чувства страха и опасении санкций. Неблагоприятные взаимоотношения между служащими относительно организации и ее целейВключает полный диапазон мотивов через методы участия. Благоприятные отношения относительно организации и ее целейСвязь Информация поступает по направлению сверху вниз и имеет тенденцию к искажению, неточностиИнформация поступает свободно по организации – вверх, вниз, по горизонтали. Информация точная и неискаженнаяВзаимодействие Закрытое и ограниченное. Подчиненные мало влияют на цели управления, методы и активность Открытое и широкое. Руководители и подчиненные могут влиять на цели, методы и активность управленияПринятие решенияОтносительно централизовано. Осуществляется только руководством организацииОтносительно децентрализовано. Осуществляется на всех уровнях через групповой процессПостановка целиОсуществляется руководством организации, исключается групповое участиеГрупповое участие в постановке высоких, реальных целейКонтроль Централизованный. Акцент на фиксирование ошибок и виновных в нихРаспределен по организации. Акцент на самоконтроль и решение проблемОсуществление целейПассивное участие менеджеров, которым не доверяют развитие человеческих ресурсов организацииАктивное участие служащих, пользующихся полным доверием в развитии посредством приобретения опыта, человеческих ресурсов организацииИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

  1. А. С. Большаков. МЕНЕДЖМЕНТ. Учебное пособие.

  2. Зайцева О. А., Радугин А. А., Радугин К. А., Рогачева Н. И. Основы менеджмента / Учебное пособие для вузов. — М.: Центр, 1998.

  3. Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Основы менджмента. — СПб.: ОЛБИС, 1998.

  4. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. — Минск: ЭКОНОМ-ПРЕСС. 1998.

  5. Армстронг М. Основы менеджмента — Ростов-на-Дону: Фе­никс, 1998.











САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РАСТИТЕЛЬНЫХ ПОЛИМЕРОВ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации