Контрольная работа - Переговоры как способ разрешения конфликта - файл n1.doc

Контрольная работа - Переговоры как способ разрешения конфликта
скачать (109 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc109kb.01.06.2012 12:56скачать

n1.doc

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический

университет им. К.Д. Ушинского»

Контрольная работа

по учебной дисциплине: Конфликтология

кафедра: Конфликтологии
тема:

Переговоры как способ разрешения конфликта

Выполнила:

студентка 4 курса

заочного отделения

факультета социального управления, Педагогики и Психологии

специальность: педагог-психолог

ШИФР ПП-0511

Миняйлова Нелли Владимировна

Проверил:

Ледовская Татьяна Витальевна

Кандидат психологических наук
г. Ярославль, 2011

Содержание.


Введение……………………………………………………………………………………..

3

1. 4 тактики улаживания конфликта……………………………………………………….

4

2. Решение конфликта путем переговоров………………………………………………...

4

2.1. Стадии переговоров………………………………………………………………….

5

2.2. Тактики ведения переговоров……………………………………………………….

9

2.2.1. Четырехшаговый метод решения конфликта………………………………….

9

2.2.2. Метод принципиального ведения переговоров………………………………

11

Заключение………………………………………………………………………..................

15

Список используемой литературы…………………………………………………………

16































Введение.

История человеческой цивилизации насыщена разного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бесконфликтном обществе. Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить необходимый уровень теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях, а также знания о причинах возникновения и способах решения конфликтов.

Проблема конфликта и защиты от него является самой актуальной проблемой времени, и решение ее требует не только определенных знаний, но и желания самих людей к бесконфликтному решению вопросов.
1. 4 тактики улаживания конфликта.

Способы или тактики улаживания конфликтов столь же многообразны, как и сами конфликтные ситуации. Однако все они могут быть сведены к следующим четырем основным: [1]

1) тактика ухода, или избегания конфликта;

2) силовое подавление, или метод насилия;

3) метод односторонних уступок, или приспособления;

4) тактика компромисса, или сотрудничества.

Нетрудно заметить, что за основание в этой классификации тактик управления конфликтом берется степень готовности сторон пойти навстречу друг другу в возникшем противоборстве. [1]

Наименьшей степенью такой готовности отличается тактика ухода от конфликта, которую иногда называют методом избегания. Тем не менее, это весьма популярный способ поведения в конфликтной ситуации. К ней нередко прибегают как участники конфликта, так и те, кто по своему должностному статусу должен выступать в роли посредника при его урегулировании. Суть этой тактики состоит в игнорировании конфликтной ситуации, отказе от признания ее существования, оставлении «сцены», на которой развертывается конфликт, самоустранении физически или же в психологическом смысле. Эта тактика означает, что человек, оказавшийся в конфликтной ситуации, предпочитает не предпринимать никаких конструктивных шагов по ее разрешению или изменению.

Во многом противоположно способу ухода силовое подавление, или метод насилия. Использование его свидетельствует о более высокой степени готовности к разрешению конфликта, по крайней мере, у одной из сторон. Его сущность состоит в принудительном навязывании одной из сторон своего решения.

2. Решение конфликта путем переговоров.

Разрешение конфликта логично связать с изменением конфликтной ситуации, а способы разрешения – со способами ее изменения. Действительно, конфликтная ситуация может существовать, не переходя в стадию инцидента, но инцидент без конфликтной ситуации начаться не может, как не может быть продолжения данного инцидента с изменением конфликтной ситуации. Следовательно, данный конфликт прекращается вместе с изменением данной конфликтной ситуации, и, меняя конфликтную ситуацию, мы можем заменять один элементарный конфликт на другой, управляя течением конфликта в целом. [3]

Переговоры являются древним и универсальным средством человеческого общения. Они позволяют находить согласие там, где интересы не совпадают, мнения или взгляды расходятся.[2]

Стороны приходят к пониманию необходимости переговоров тогда, когда конфронтация не дает результатов или становится невыгодной. Переговоры нужны для принятия совместных решений. Каждый участник переговоров сам решает, соглашаться ли на то или иное предложение.

Совместное решение — это единое решение, которое стороны рассматривают как наилучшее в данной ситуации. [2]

2.1. Стадии переговоров.

В силу неоднозначности типологии конфликтов, их изменчивости и непохожести сегодня трудно указывать на единые формы разрешения конфликтов и искать универсальные формы их разрешения. Но некоторые выводы, исходя из накопленного эмпирического и теоретического опыта, сделать можно.[8]

Для так называемого переговорного типа взаимодействия характерно то, что стороны пытаются добиться хотя бы части желаемого, пойти на определенные компромиссы. [7]

Переговоры представляют собой широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон. [4]

Чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:

  1. Существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте;

  2. Отсутствие значительного различия в возможностях (силе) субъектов конфликта;

  3. Соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров;

  4. Участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения сложившейся ситуации. [4]

Каждый конфликт в своем развитии проходит несколько этапов:

  1. Напряженность и несогласие (переговоры проводить рано, еще не все составляющие конфликта определились);

  2. Соперничество, враждебность (переговоры рациональны);

  3. Агрессивность (переговоры возможны с участием третьей стороны);

  4. Насилие (переговоры затруднены). [4]

Переговоры целесообразно вести только с теми силами, которые имеют власть в сложившейся ситуации и могут повлиять на исход события, выделяя группы, чьи интересы затрагиваются в конфликте:

Правильно организованные переговоры проходят последовательно несколько стадий:

  1. Подготовка к началу переговоров (до открытия переговоров):

Перед началом любых переговоров крайне важно хорошо к ним подготовиться: провести диагностику состояния дел, определить сильные и слабые стороны участников конфликта, спрогнозировать расстановку сил, выяснить, кто будет вести переговоры и интересы какой из групп они представляют.

Кроме сбора информации, на этой стадии необходимо четко сформулировать свою цель участия в переговорах. В этой связи следует ответить на такие вопросы:

Также прорабатываются процедурные вопросы: где лучше проводить переговоры? какая атмосфера ожидается на переговорах? важны ли в будущем хорошие отношения с оппонентом?

Опытные переговорщики считают, что от данной стадии, если она правильно организована, на 50% зависит успех всей дальнейшей деятельности. [4]

  1. Предварительный отбор позиции (первоначальные заявления участников об их позиции в данных переговорах):

Эта стадия позволяет реализовать две цели участников переговорного процесса: показать оппонентам, что их интересы вам известны и вы их учитываете; определить поле для маневра и попытаться оставить в нем как можно больше места для себя.

Обычно переговоры начинаются с заявления обеих сторон об их желаниях и интересах. При помощи фактов и принципиальной аргументации (например, “задачи компании”, ”общий интерес”) стороны пытаются укрепить свои позиции.

Если переговоры проходят с участием посредника (ведущего, переговорщика), то он должен каждой стороне дать возможность высказаться и сделать все от него зависящее, чтобы оппоненты не перебивали друг друга.

Кроме того, ведущий определяет факторы сдерживания сторон и управляет ими: допустимое время на обсуждаемые вопросы, последствия от невозможности прийти к компромиссу. Предлагает способы принятия решений: простое большинство, консенсус. Определяет процедурные вопросы. [4]

  1. Поиск взаимоприемлемого решения (психологическая борьба, установление реальной позиции оппонентов):

На этом этапе стороны определяют возможности друг друга, насколько реальны требования каждой из сторон и как их выполнение может отразиться на интересах другого участника. Оппоненты представляют факты, выгодные только им, заявляют о наличии у них всевозможных альтернатив. Здесь же возможны различные манипуляции и психологическое давление на ведущего, захватить инициативы всеми возможными способами. Цель каждого из участников - добиться равновесия или небольшого доминирования.

Задача посредника на данном этапе - увидеть и привести в действие возможные комбинации интересов участников, способствовать внесению большого количества вариантов решений, направить переговоры в русло поиска конкретных предложений. В случае, если переговоры начинают приобретать резкий характер, задевающий одну из сторон, ведущий должен найти выход из создавшегося положения. [4]

  1. Завершение (выход из возникшего кризиса или переговорного тупика):

К этому этапу уже существует значительное количество различных вариантов и предложений, но соглашение по ним еще не достигнуто. Время начинает поджимать, увеличивается напряженность, требуется принятие какого-то решения. Несколько последних уступок, сделанных обеими сторонами, могут спасти дело. Но здесь важно для конфликтующих сторон четко помнить, какие уступки не влияют на достижение их основной цели, а какие сводят на нет всю предыдущую работу.

Председательствующий, используя данную ему власть, регулирует последние разногласия и приводит стороны к компромиссу. [4]

2.2. Тактики ведения переговоров.

2.2.1. Четырехшаговый метод решения конфликта.

Рассматриваемый процесс проведения диалога с целью урегулирования конфликта получил наименование четырехшагового метода. Он рекомендуется конфликтологами как наиболее эффективный способ преобразования конфликтного поведения в отношении сотрудничества. Конфликтные взаимоотношения переходят во взаимоотношения согласия путем осуществления следующих шагов:

1) необходимо выделить специальное время для общения, разговора, дискуссии. При этом часто приходится преодолеть желание другой стороны уйти от контакта, прибегнуть к тактике ухода. Чтобы преодолеть такое желание, важно убедить другого в том, что преодоление разногласий выгодно и ему. Важно не связывать другую сторону никакими предварительными обязательствами, кроме участия в предстоящем диалоге и исключения при его проведении запугивания и угроз, т. е. попыток силового давления. Важно заблаговременно договориться о принятии решения об окончании встречи только по взаимному согласию, чтобы не допустить, насколько это будет возможно, ее преждевременного окончания, т. е. ее прекращения до создания условий для перехода к следующему этапу. Но для этого нужно выполнить и некоторые другие шаги; [1]

2) следует обеспечить благоприятную обстановку на весь период проведения встречи, т. е. создание необходимых удобств для спокойного проведения встречи. В помещении, где ведется беседа, не должно быть посторонних, следует избегать и телефонных звонков. Полезно обратить внимание и на такие мелочи, как температура в помещении, освещение и т. п. Нужно заранее приготовиться к длительному обсуждению конфликта и серьезному нервному напряжению. Полезно сохранять в тайне содержание бесед впредь до полного урегулирования конфликта; [1]

3) соблюдение основных правил обсуждения проблемы. Некоторые главные приемы ведения переговоров:

• с самого начала диалога следует выразить оптимистическую надежду на достижение в результате взаимовыгодного решения. После этого полезно напомнить о необходимости соблюдения предварительно согласованных условий проведения беседы: не прерывать обсуждения преждевременно, воздерживаться от силовых игр и т. п.; [1]

• сформулировать суть возникшей проблемы и пригласить собеседника изложить свое видение возникшей ситуации, что и будет означать начало основного процесса переговоров. В процессе его развития не следует отвлекаться от поставленной проблемы. Не следует и выражать сомнения в успехе встречи. Нужно приложить максимум усилий, чтобы направить беседу к конструктивному результату. С этой целью можно, например, выразить сожаление по поводу своего поведения в прошлом, заявить о своей готовности пойти на уступки по спорному вопросу, выразить понимание проблем собеседника, добрые чувства, уважение к нему, стремление к поиску взаимоприемлемых решений; [1]

• при налаживании такого процесса обмена жестами примирения и наступает в конце концов решающий момент диалога, в итоге которого ослабевает напряженность, усиливается доверие и достигается желанный прорыв во взаимоотношениях, позволяющий заключить договор о разрешении конфликта на взаимовыгодных условиях; [1]

4) заключение договора является завершающей частью процесса урегулирования конфликта на основе тактики компромисса. Но для того чтобы договор стал прочным, выполнимым, он должен быть взаимовыгодным, сбалансированным, компромиссным. Решение должно быть конкретным, точно определять, кто, когда и что должен делать, и не состоять из общих фраз о взаимном уважении, искренности друг с другом и т. п. Достигнутое соглашение лучше всего оформить в письменном виде, а его копию вручить каждой стороне конфликта. При обсуждении семейных проблем письменный договор может и не понадобиться, но в производственном конфликте он необходим. [1]

2.2.2. «Метод принципиального ведения переговоров»

«Переворот» в переговорной практике, в корне изменивший ее характер, был связан с появлением «Мето­да принципиального ведения переговоров», разработанного Р. Фишером и У. Юри. [8] Они заложили основы нового подхода, который остается фундаментом всех последующих разработок в этой области. Суть этого подхода сводится к следующим основным положениям. [5]

1. Отношения участников переговоров определяются тем, что они парт­неры, перед которыми стоит задача совместного принятия решения. Тем самым участники ситуации должны воспринимать друг друга вне контекста «друзья — противники», тогда как человек, придержива­ющийся жесткого, напористого стиля, смотрит на своего партнера как на противника, противостоящего ему соперника, конкурента; «уступчи­вый» же партнер прежде всего (и даже в ущерб своим интересам) будет стремиться создать на переговорах атмосферу взаимного дружеского расположения. [5]

  1. Цель переговоров их участники должны видеть в разумном решении, по­лученном быстро и в полном согласии. Это не столь очевидно, так как, например, сторонник жесткого стиля видит наилучший исход ситуации в победе над партнером, а приверженец уступчивости — в «полюбов­ном» соглашении. [5]

  2. При ведении переговоров необходимо отделять споры между людьми от решаемых задач. Если «жесткий» партнер склонен навязывать другому свою позицию и требовать уступок, а «мягкий» — уступить ради сохра­нения отношений, то новый подход признает, что люди способны по-разному воспринимать одни и те же вещи, иметь разные взгляды и по­зиции, и их взаимодействие скорее должно быть основано на уважении к позиции друг к другу, чем на стремлении навязать свою позицию друго­му. Если партнер не разделяет нашу позицию, это не должно вызывать у нас негативных чувств по отношению к нему, равно как это не означа­ет, что он относится к нам с недостаточным уважением или доверием. [5]

  3. Надо быть мягким с людьми и требовательным к задаче, т. е. целесооб­разно сочетать «жесткость», когда речь идет о существе решаемой про­блемы, и «уступчивость» в отношении к партнеру как к личности. [5]

  4. Действовать независимо от доверия или недоверия. Уже указывалось, что именно степень доверия/недоверия, которое испытывают друг к другу партнеры, определяет в решающей мере не только их поведение, но и развитие ситуации в целом. Одни партнеры вызывают у нас дове­рие, другие — нет, да и мы сами можем быть в большей или меньшей степени склонны к доверительности. Принципиальный подход при ве­дении переговоров настаивает на необходимости действовать независи­мо от доверия или недоверия, т. е. строить свое поведение, не ориенти­руясь на то, что вы будете максимально откровенны со своим партне­ром, предполагая, что он оценит это по достоинству и пойдет вам на уступки в знак благодарности. Вместе с тем не следует «закрываться» от оппонента, которого подозреваете в желании воспользоваться вашей откровенностью. Итак, дело не в доверии или недоверии, а в готовности действовать на разумных основаниях и в ожидании того же от партнера. [5]

6. Сосредоточиться на выгодах, а не на позициях. Безусловно, бывают си­туации, когда спор идет именно о позициях, однако довольно часто на­личие разных точек зрения не мешает людям успешно сотрудничать при решении конкретных вопросов. Принципиальный подход при ведении переговоров предлагает (независимо от конкретных позиций парт­неров) сделать главным объектом своего внимания поиск взаимовыгод­ных решений. [5]

  1. Изучать интересы сторон. Попробуйте вместо угроз или уступчивых предложений сосредоточиться на интересах сторон. Только определив зону взаимных интересов или точки их пересечения, вы сможете прий­ти к взаимовыгодному решению. [5]

  2. Не устанавливать «нижней границы». «Нижняя граница» — это худ­ший из допустимых вариантов в данной ситуации, на который вы гото­вы согласиться. Цель «нижней границы» в том, что она предотвращает заключение неудачного соглашения, принятие поспешных решений и т. д., т. е. удерживает от неразумных шагов. [5]

В распространенной стратегии установления «нижней границы» есть существенный недостаток, связанный с тем, что человек начинает слишком держаться за свою «нижнюю границу». Предпочтительнее вовсе не устанавливать «нижней границы», чтобы не сковывать своей инициати­вы. Для защиты себя от импульсивных неразумных решений, предлагается наилучшая альтернатива предлагаемому соглашению. Большие шансы на успех будет иметь тот партнер, который продумает возможные альтернативы предполагаемому соглашению и определит для себя наилучшую из них. [5]

9. Продумать возможность взаимной выгоды. Идти не по пути потерь и преимуществ, а направить свои усилия на поиск взаимной выгоды. [5]

  1. Представить множество вариантов на выбор, а решение принять позже. Если «уступчивый» партнер стремится удовлетворить желания другой стороны, «жесткий» — настоять на своем, то партнер, руководствую­щийся принципиальным методом, предпочитает рассмотреть множест­во вариантов. Особо оговаривается, что не следует заранее рассматри­вать один из них как ваше решение: это заставит вас особенно упорно его отстаивать, ограничивая тем самым свободу выбора и использова­ния возможностей, возникающих по ходу ведения переговоров. [5]

  2. Настаивать на использовании объективных критериев. Чтобы защи­тить себя от нажима партнера, не идти на поводу у ситуации, чувств и желаний (как партнера, так и своих собственных), стоит заранее ого­ворить критерии, которым должно отвечать предполагаемое решение проблемы. [5]

  3. Стараться достичь результата, основанного на нормах, независящих от воли. Если партнерами сформулированы объективные критерии принятия решения, то они идут к результату, основанному на нормах, выработанных критериях, а не в силу нажима со стороны кого-либо из партнеров. [5]

  4. Рассуждать и прислушиваться к доводам, уступать принципам, а не нажиму. Этот заключительный признак описывает особенности проце­дуры, поведения участников переговоров: «уступчивый» партнер под­дается нажиму, «жесткий» — строит на нем свою тактику ведения пере­говоров, «принципиальный» — руководствуется принципами, а не идеями борьбы. [5]

Эти положения в переговорной практике сегодня считаются общеприня­тыми. Увеличивается количество посвященных им работ, появляются новые разработки, но основные идеи «метода принципиального ведения перегово­ров» фактически сохраняются неизменными. [5]

Заключение.

Несмотря на то, что взаимоотношения между людьми должны способствовать миру и гармонии, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия. Для разрешения конфликта важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем.

Выбор способа преодоления конфликта зависит от эмоциональной устойчивости личности, располагаемых средств защиты своих интересов, объема располагаемой власти и многих других факторов. В наше время наиболее оптимальное решение конфликта – это переговоры. Но конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения, если в последующем проанализировать, что привело к конфликту и что происходило в конфликтной ситуации. Тогда можно будет узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или об окружающих обстоятельствах, способствовавших возникновению конфликта. Это знание поможет принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

Список используемой литературы.

  1. Агеева, Л. Г. Конфликтология : краткий теоретический курс : учебное пособие / Л. Г. Агеева. – Ульяновск : УлГТУ, 2010 г . ;

  2. Анцупов А. Я., Баклановский С. В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009 г.;

  3. Бородкин Ф. М., Корик Н. М. Внимание: конфликт!/Авт. предисл. Ю. A. Шерковин - 2-е изд., перераб. и доп. - Новороссийск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989 г.;

  4. Гордиенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Самыгин С.И. Управление персоналом. Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004 г.;

  5. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. Серия «Мастера психологии». – СПб.: Питер, 2009 г.;

  6. Давлетчина С. Б. Конфликтология. Учебное пособие по элективному курсу для студентов заочной формы обучения. - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2005 г.;

  7. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2002 г.;

  8. Леонов Н.И. Конфликтология: Учеб. пособие / Н. И. Леонов. — 2-е изд., испр. и доп. (Серия «Библиотека психолога»).— М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006 г.;

  9. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения.\пер. с англ. – М: «Наука», 1990 г.;

  10. Цыбульская М.В. Конфликтология: Учебное пособие, руководство по изучению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2007 г.








Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации