Лекция Аудитория КДУ - файл n1.doc

Лекция Аудитория КДУ
скачать (72.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc73kb.01.06.2012 12:53скачать

n1.doc

АУДИТОРИЯ КДУ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ.

Аудитория КДУ подразделяется не только на реальную и потенциальную, а еще и по возрасту, она бывает детской и взрослой.


Дети и подростки

Молодежь

Люди зрелого возраста

Люди пожилого возраста

1 группа

Дети младшего возраста 7-10 лет

1 группа

Юношеская 17-20 лет

1 группа

Возраст ранней зрелости 30-40 лет

1 группа

Возраст активной старости 61-70-75 лет

2 группа

Подростки 11-14 лет

2 группа

Молодежь среднего возраста 21-25 лет

2 группа

Возраст средней зрелости 41-50-55 лет

2 группа

Возраст «ухода от дел» 76-80 лет

3 группа

Отроческий возраст 15-16 лет

3 группа

Молодежь старшего возраста 26-30 лет

3 группа

Возраст поздней зрелости 50-55-60 лет

3 группа

Возраст старческого увядания, одряхления 81-90 лет




4 группа

долгожители


Тема: Детская аудитория.

Детская аудитория делится на младших школьников 7-10 лет, подростков 11-16 лет и юношества 16-20 лет.

У младших школьников особенность возраста в том, что в возрасте 6-7 лет ребята :вступают в общественную жизнь. Они прицениваются к учебной деятельности, учеба занимает практически все время младших школьников. Школьная жизнь меняет ритм жизни, психологию, привычки и рождает свои проблемы. Детям этого возраста свойственна любознательность, непосредственность, отзывчивость, подражание, доверие, подражание взрослым, героям книг и т.д. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного воспитания, т.е. происходит усвоение моральных норм и правил поведения. Отличительной чертой этого возраста является импульсивность, недостаточность воли.

Младшие школьники очень эмоциональны и не умеют сдерживать свои чувства. Они непосредственны и откровенны в выражении радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. Для них xapaктepнa частая смена настроения, поэтому младший школьный возраст представляет большие возможности для художественно-эстетического развития и воспитания положительных черт характера. Дети этого возраста интересуются всеми видами творчества, искусства, спорта и т.д. Многие из них не понимают зачем они учатся, но делают это старательно. В 1-2 классах ребенок не осознает самого содержания учения и ориентируется главным образом на отметку за которой стоит для него определенное отношение учителя.

К психологическим особенностям этого возраста относятся:

-неустойчивое внимание, что необходимо учитывать во время занятий и не злоупотреблять им.

-механичность запоминания, учитывая которую, желательно разучивать материал так, как он впоследствии войдет в урок;

-развитое воображение, которое формируется в процессе получаемых впечатлений.

В детском воображении часто переплетаются реальность и фантазии. Дети этого возраста придумывают разные небылицы, особенно тогда, когда хотят вызвать к себе интерес взрослых.

Закрепление привычек и навыков самообслуживания – это хорошая психологическая основа для развития чувства уважения к труду своему и взрослому, понимание роли труда в жизни, готовность трудиться над собой. И в школе и в кружке необходимо распределить трудовые обязанности, которые помогут реализовывать детям свою физическую энергию. Большое удовольствие доставляет детям изготовление поделок, атрибутов и т.д.

При организации любого мероприятия должны обязательно учитываться физические особенности этого возраста. Развитие нормального ребенка в этом возрасте протекает относительно спокойно, увеличение роста и веса идет в соответствующих пропорциях, а следовательно постепенно увеличивает выносливость у детей. У мл. школьников интенсивно растет мышца сердца, мозг хорошо снабжается кровью, что обеспечивает хорошую работоспособность детей при правильном распределении учебного времени.

Учитывая физические особенности детей данного возраста, необходимо правильно распределить его силы. Проблемы маленького человека – это ответственность за выполнение новых обязанностей в школе и перед родителями, быстрое утомление от регулярных и требующих дисциплины занятий и т.д.

Для работы с данной категорией КДУ основывается на определенных принципах:

-принцип общественной значимости;

-принцип занимательности;

-принцип самодеятельности;

Принцип дифференцированного подхода.

Эти принципы являются основными направлениями КДУ работы с детьми – это и воспитание нравственной культуры, трудовое воспитание, художественное воспитание, физкультурно-оздоровительная работа, общественно-полезный труд.

Основные формы досуга для детей:

-Сюжетно-игровые программы (утренники);

-выставки детского творчества;

-тематические дни, недели;

Клубные формирования и т.д.

Тема: Подростковая аудитория.

Для данного возраста характерно не равномерное развитие мальчиков и девочек, девочки резко обгоняют в росте и физиологическом развитии мальчиков. В 11 лет начинается перестройка организма, ребенок становится импульсивным, появляется негативизм, частая смена настроения, ссоры со сверстниками, бунт против родителей и т.д. Но в то же время подростки проявляют инициативу, начинают заботиться о своей внешности.

Ценнейшее приобретение этого возраста – открытие своего мира. Подросткам свойственно чувство взрослости, которого они еще не достигли. Отсюда их равнение и подражание внешней стороне взрослого человека. Они испытывают потребность в общении (как все дети), но вместе с этим они избирательны в общении. Особую роль в его осознании начинает играть коллектив, в котором пребывает подросток, оно оказывает влияние на его самочувствие и поведение. Чтобы завоевать авторитет у сверстников подросток должен требовать требованиям коллектива. Поэтому подросток становится чутким к мнению о себе. Подростки обижаются когда с ними обращаются как с маленькими детьми, они требуют доверия, равноправия и самостоятельности в решении вопросов.

Подросток начинает ощущать близость с природой, по новому воспринимать искусство, у него складывается новый мир ценностей, появляются идеалы, подражая которым он формирует себя.


Дети этого возраста склонны переоценивать свои возможности. Важно в этот момент направить ребенка, проведя индивидуальную работу о реальности его достижений. Необходимо обеспечит подростку ситуацию успеха.

В это период еще затруднены отношения между мальчиками и девочками, но начинают появляться некоторые симпатии, стремление к романтике и вседозволенности.
Подростковый возраст подразделяется на 2 категории:

  1. Подростки с нормальным развитием и восприятием окружающего мира – это дети с благополучным детством. Работа с такими подростками не вызывает особых проблем у работников КДУ, с ними можно ходить в походы, они исполнительны и надежны при любых поручениях, прислушиваются к словам взрослых и с удовольствием участвуют в работе КДУ, посещают кружки, дискотеки, конкурсные программы.

  2. Трудные подростки, виды:

-несдержанные подростки и стеснительные подростки, т.е. те, которых невозможно унять в любой ситуации, они болтливы, назойливы, настырны и требуют индивидуального подхода к себе; стеснительные подростки тихие, молчаливые, пассивные, без инициативы – это неуправляемая аудитория, которая не надежна и требует особого учета их запросов.

-инвалиды быта, дети из неполных, неблагополучных, маргинальных семей – это подростки, которые искаженно воспринимают свое место в окружающем мире, могут совершать поступки, не задумываясь о последствиях.

Для работы с подростками КДУ придерживаются следующих направлений:

-общественно-полезная деятельность;

-правовое воспитание;

-художественное воспитание;

-нравственное воспитание;

-физическое воспитание;

Интеллектуальное воспитание и т.д.

Формы работы:

-праздники

-дискотека

-экскурсии

-выставки

-тематические вечера

-дискссионные формы досуга

-конкурсно-игровые программы
Тема: Юношеская аудитория.

Юношеский возраст – это в биологическом плане, период завершения физического созревания. Этот период характеризуется чувством совей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других. Вместе с осознанием чувства своей уникальности приходит чувство одиночества. Отсюда растет необходимость, потребность в общении и одновременно повышается избирательность в общении, потребность в уединении, отношения сопровождаются ростом их устойчивости. Они мечтательны и романтичны, юность особенно чувствительна к «внутренним» психологическим проблемам.

Юношеский возраст сопровождается улучшением коммуникативности и общего эмоционального самочувствия. Они значительно сдержаннее и уравновешеннее подростков.

Уровень коллективной жизни у старшеклассников значительно выше, чем у подростков, объясняется это прежде всего тем, что повышается социальный уровень целей и обогащается содержание совместной деятельности. Люди этого возраста должны чувствовать, что они не только работают на себя, но приносят пользу другим. У них, в большинстве случаев, развиты самоконтроль, организованность, умение дисциплинировать себя. Главная социальная задача этого возраста самоопределение, выпор профессии, формирование жизненных планов.

Основными направлениями, которые смогут дать целенаправленный досуг, являются:

-трудовое воспитание или профориентационная работа

-правовое воспитание

-художественно-эстетическое воспитание

-работа по самосовершенствованию.

Формы досуга:

Для юношеской аудитории проводятся различные формы досуга, т.к. их интересует все новое, супер прогрессивное. Для подготовки и проведения программ необходимо систематически изучать спрос этой аудитории.

-туризм, туристические клубы и секции;

-спорт-бизнес, спортивные клубы, праздники, эстафеты

-музыкальный бизнес, ночные клубы, дансенги, дискотеки

-шоу-представления

-встречи

-клубы по интересам и т.д.

Тема: Молодежная аудитория.

Молодежь делится на следующие категории:

-Студенческая молодежь

-Рабочая молодежь

-Военнослужащая молодежь

-семейная молодежь

В этом возрастном периоде молодежь является объектом воздействия старшего поколения, т.к. в этом возрасте передается опыт в различных сферах жизни. Молодежь вступает в мир взролых отношений. Завершилась социализация молодого человека, он определился со своим общественным статусом, выбрал примерный профессиональный путь и успешно усваивает взрослый окружающий мир. Это человек с хорошо развитыми умственными и физическими качествами. Он успешно пользуется гражданскими правами, выполняет свои обязанности и заполняет освободившиеся места в обществе.

Проблемы возраста:

-бытовые (необустроенность в жизни)

-отсутствие собственного жилья

-невысокая финансовая обеспеченность

-Отсутствие материального достатка

-Обширные материальные и духовные потребности

-Неустойчивая нравственная ориентация

-Высокая потребность к независимости

-Неудовлетворенность своим трудом

В этом возрасте создается семья, ее стабильность определяется в первые 5 лет.

Для работы с данной аудиторией используются те же направления, что и с юношеской, но здесь учитывается, что:

  1. Сформировались интересы и поэтому главным направлением является создание клубных формирований.

  2. Дальнейшее развитие различных форм развлекательного бизнеса (спортивный, туристический, музыкальный, компьютерный, шоу-бизнес и т.д.)

  3. Создание системы самообразования по самым разнообразным отраслям знаний т.к. именно в этих науках раскрываются особенности окружающего мира.


Таким образом, молодежный возраст – это ступенька будущего, именно в это время молодой человек набирает багаж знаний, которые он будет пополнять, развивать в последующие годы своей жизни.

Тема: «Аудитория КДУ. Работа КДУ по организации досуга людей зрелого возраста»

План вопроса: 1.0собенности возраста. 2.Проблемы возраста 3.Роль КДУ по организации досуга людей зрелого возраста а. Основные направления и содержание работы КДУ по организации досуга людей зрелого возраста 6. Досуговые формы
Взрослая аудитория различается по признакам: -социально-демографические; (пол, возраст, национальность)

- социально-культурные (творческие способности, таланты, дарования,

увлечения. культурные материальные и духовные потребности, сформированные в процесс е развития и становления взрослого человека)

- социально-психологические ( образ жизни, фактор среды, в которой протекает жизнь взрослого человека)

и по следующим критериям: -по возрастному

-по образовательному

-по семейному положению

-по местужительства

-по полу

-по общественной принадлежности

-по традиционному проведению своего сводного времени

1.Взрослый человек-это человек с развитым самосознанием, отражающее его личностное мировоспитание, переживания.

Культурный потенциал реализуется в условиях жизни, воспитании детей.

Люди вовлечены в общественную деятельность, определяют нравственную обстановку в семье, на производстве, в своем окружении. Имеют определенный уровень удовлетворенности своим положением в обществе, занимаемым в нем местом и жизнью в целом. Гораздо больше включены в сложную сеть межличностных отношений. Центральное место занимает труд, который определяет отношения, взаимодействие личности с окружающей средой и обществом в целом; овладели общественными

нормами отношениями. Высокий уровень умственной и физической занятости, дефицит свободного времени, устойчивая тенденция к снижению интереса к искусству, спорту, общению. Активный поиск спутника жизни, самореализация и самоутверждение. Стремление продвинуться по службе. Пользуется правами, обязанностями, свободами граждан. Стабильное окружение (друзья, коллектив), Свободное время поглощено бытом, семейными обязанностями. Обретение самостоятельности и независимости. Высокий уровень творчества.

2.Проблемы возраста: дефицит свободного времени, вредные привычки, развивается социальная пассивность, большая нагрузка на основной работе, тотальная занятость, недовольство своей жизнью, окружающей средой, не устраивает уровень материального обеспечения, неудачи на работе, неудовлетворенность взаимоотношениями с коллегами и друзьями. Семейные проблемы. Неумение организовать «желаемый» досуг и др. проблемы с воспитанием детей.
Тема: «Аудитория КДУ. Работа КДУ по организации досуга людей пожилого возраста»

План вопроса: 1.0собенности возраста. 2Лроблемы возраста

3.Роль КДУ по организации досуга людей зрелого возраста а. Основные направления и содержание работы КДУ по организации досуга людей пожилого возраста

6. Досуговые формы
Время физиологического возраста пожилых людей с 50-60-70 лет, когда утрачивается многое. В 50лет -55 человек выходит на пенсию и сразу же резко у него меняется ритм жизни. Выход на пенсию для работающего всю жизнь человека переломный момент в его жизни. В этот период происходит разрыв связей с обществом, коллективом, привычным, устоявшимся кругом общения, сужение контактов. Функции и способности теряются, что одинаково влияет на возраст и дальнейшую жизнь. Снижается творческий уровень, культурная активность, человек быстро утомляется, ощущается недостаток в работоспособности, нежелание воспринимать новое и считаться с требованиями времени и общества. Идет постепенная деградация, обращение к вредным для здоровья занятиям. Могут усиленно развиваться вредные привычки.

Но в то же время остается по - прежнему высокой производственная квалификация, сохраняются практические навыки и умения, опыт работы в своей сфере деятельности. Потребность трудиться на благо людей. Пожилой человек- это воспитатель, наставник, учитель и хороший советчик, обладает мудростью и значительным жизненным опытом. Имеет солидный запас впечатлений, наблюдений, эмпирических и теоретических знаний. Пользуется общественными правами и нормами. Он может успешно воздействовать на молодежь, передавая ей опыт в различных сферах жизни. В этот период появляется большое количество свободного времени и поэтому идет поиск таких форм досуга, которые были бы близки по духу пожилому человеку и были бы связаны с его бывшей трудовой деятельностью, интересами и привычками. Например, развивается интерес к истории, собирательству, к ушедшему прошлому и др.

В этот возрастной период перед пожилым человеком встает много неразрешимых проблем:

- разрыв связей с обществом, невостребованность и даже забытость, изоляция пенсионера от общества и привычного круга общения;

- пошатнувшееся здоровье, быстрая утомляемость;

- отсутствие должного внимания со стороны близких и родственников. Нежелание с их

стороны воспринимать советы и рекомендации старших; - засилье вредных привычек;

- постепенная деградация, безразличие к окружающему миру;

- поиск другой среды для компенсации потерянного привычного круга общения.

- простор свободного времени, незанятость ничем.

КДУ - это те учреждения культуры, которые призваны обеспечить досуг пожилому человеку. Это библиотеки, музеи, парки культуры и отдыха, планетарии, дома культуры, театры и филармония и др. Свою работу по организации досуга пожилого человека они выстраивают

по следующим примерным направлениям:

1.Рекреативно-оздоровительная деятельность

2.этнографическая и краеведческая работа ( фольклор, ремесла и промыслы, история, краеведение)

3.0рганизация общения

4. Организация отдыха и развлечений

5. Туристско-экскурсионая работа.

6. Художественно-творческая деятельность

Основные досуговые Формы

Встречи, беседы, концерты, спектакли, экскурсии, выставки. Вечера танцев, романсов, ярмарки, дни отдыха, конкурсные программы, посиделки. Праздники: День пожилого человека, день матери, день победы, день здоровья, день города, день защитников Отечества - в эти дни для пожилых людей готовится специализированная программа в соответствии с их интересами и возрастом.

Люди пожилого возраста очень ранимы и беззащитны и поэтому к ним требуется особый подход и уважение к их возрасту и их делам и поступкам со стороны всех окружающих их людей.
Практическая работа: Разработать план работы парка культуры и отдыха по организации досуга людей пожилого возраста на период.



АУДИТОРИЯ КДУ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации