Лекции - Государственный кредит, долг, муниципальное задание - файл n1.doc

Лекции - Государственный кредит, долг, муниципальное задание
скачать (503 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc503kb.01.06.2012 12:51скачать

n1.doc

  1   2   3

  1. Государственный кредит: понятие и сущность.

  1. Государственный долг содержание и структура. Управление государственным долгом.

  1. Муниципальное задание как инструмент планирования расходов



Государственный кредит: понятие и сущность.
Государственный кредит, как и бюджет необходимы государству для выполнения его задач и функций. В составе финансовой системы государственный кредит относится к централизованным (публичным) финансам. Государственный кредит как категорию можно рассматривать в правовом, стоимостном и экономических аспектах.

Как стоимостная категория государственный кредит – это совокупность денежных отношений, возникающих между государством и физическими, юридическими лицами, при которых государство может выступать как в качестве заёмщика, так и в качестве кредитора и гаранта1.

Как правовая категория – самостоятельный институт финансового права, представляющий совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, сгладывающиеся в процессе привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на определённых условиях в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения2.

Как экономическая категория – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и экономическими субъектами по поводу формирования и использования ссудного фонда.

Объективная необходимость государственного кредита обусловлена несоответствием между потребностями и возможностями государства, которые, как правило, ограничены в основном налоговыми поступлениями. Для сбалансирования расходов и доходов государство прибегает к заимствованиям на внутренних и внешних рынках, что является более эффективным, чем эмиссия денег или порой сокращение расходов.

Государственный кредит находится на стыке двух категорий финансово и кредита.

Для государственного кредита как финансовой категории характерны следующие признаки:

В отличие от финансов государственный кредит:

По сравнению с другими формами кредита государственный кредит имеет следующие особенности:

Как и для любой формы кредита для государственного кредита характерны такие общие черты как: срочность, платность, возвратность.

Сущность государственного кредита проявляется через выполняемые им функции:
Функции государственного кредита

Наименование функции

Содержание функции

фискальная

государственный кредит является средством мобилизации финансовых ресурсов государства. С помощью данной функции государство более равномерно распределяет налоговое бремя во времени. Тяжесть налоговой нагрузки зависит от сроков заимствования средств и процентов по кредиту, уплачиваемых заёмщиком. Чем выше величина долга, тем большая часть средств направляется на его обслуживание.

регулирующая

государство прямо или опосредованно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок, процесс производства, занятость населения, а также содействует перераспределению средств между территориями государства.

контрольная

связана с контролем за мобилизуемыми средствами государством и со своевременностью уплаты процентов

Наряду с этими функциями по мнению некоторых авторов государственному кредиту присуща и функция стимулирования(или сдерживания) экономического роста3.

Государственный кредит можно классифицировать по следующим признакам:

  1. В зависимости от целей использования:

  1. По источникам происхождения:

  1. В зависимости от уровня власти, участвующего в кредитных отношениях

Основной формой государственного кредита выступают государственные займы, которые осуществляются двумя способами:

  1. размещением долговых ценных бумаг;

  2. получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

Государственные займы можно классифицировать по следующим признакам4:

  1. По эмитентам:

  1. По технологии эмиссии:

  1. По срокам погашения:

  1. По месту размещения:

  1. По валютному критерию (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ):

  1. По способу обращения на рынке:

В экономической литературе можно также встретить такие признаки классификации государственных займов как способ размещения, способ выплаты дохода , метод определения дохода и другие.

Следствием функционирования государственного кредита выступает государственный долг, которым необходимо эффективно управлять.
Государственный долг содержание и структура. Управление государственным долгом.
Следствием государственных заимствований выступает государственный долг. Согласно Бюджетному кодексу к государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ5.

Под государственным долгом понимается вся сумма выпущенных, но не погашенных долговых обязательств, с начисленными процентами, которые должны быть по ним выплачены к определённому сроку.

Под обслуживанием государственного долга понимаются операции по выплате доходов по государственным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счёт средств соответствующего бюджета.

В зависимости от уровня управления государственный долг подразделяется на государственный долг Российской Федерации и государственный долг субъекта Российской Федерации.

Обеспечением государственного долга России выступает всё имущество, составляющее государственную казну.

Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств РФ, к которым относятся следующие виды обязательств:

По срокам долговые обязательства могут быть:

С позиции управленческого учёта обязательства подразделяются на прямые и условные.

К прямым обязательствам относятся:

К условным обязательствам:

При принятии бюджета на очередной финансовый год и плановый период определяются:

Структура государственного долга субъекта Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств субъекта Российской Федерации, к которым в соответствии с бюджетным законодательством относятся:

Государственный долг классифицируется по следующим признакам:

  1. По сроку образования и погашения:

  1. По валюте займа (ст.6Бюджетного кодекса РФ):

Одним из важных направлений бюджетной политики государства является управление государственным долгом.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга или это мероприятия государства направленные на погашение долга.

Управление государственным долгом можно рассматривать в широком и узком смыслах.

В широком смысле управление государственным долгом предполагает:

В узком смысле управление государственным долгом предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных ценных бумаг.

Система организации управления государственным долгом состоит из следующих элементов:

Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсов и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. Основным условием успешного регулирования долга является обеспечение экономического роста, увеличение на этой основе общей величины доходов в стране, в том числе доходов бюджета. При значительных масштабах задолженности приходится решать противоречивую задачу ограничения потребляемой части ВВП для выплаты внешних долгов и их обслуживание.

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта РФ в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. В управлении государственным долгом в пределах своей компетенции, определённой нормативно-правовыми актами принимает участие Банк России и Внешэкономбанк. Контроль за состоянием государственного внутреннего долга осуществляется Парламентом страны.

На Министерство финансов РФ возложена обязанность обеспечит единство планирования и учёта всех операций по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и внутренних государственных заимствований.

Долговая политика должна соответствовать определённым принципам таким как:

При управлении государственным долгом, исходя из поставленной цели, могут использоваться различные методы.

Методы управления государственным долгом

Наименование метода

Содержание метода

Интерес применения метода

конверсия

Изменение первоначальных условий, касающихся доходности займа

Уменьшая процент по облигациям, государство ставит цель снизить расходы по обслуживанию долга

консолидация

Изменение условий займов, связанное с их сроками

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки

унификация

Объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа

Уменьшается количество одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства

рефинансирование

Погашение части госдолга за счёт вновь привлечённых средств

Как правило, применяется для выплаты процентов и в условиях финансового кризиса

новация

Соглашение между заёмщиком государством и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора

Сокращаются расходы государства

отсрочка

Не только отодвигаются сроки погашения займов, но и прекращается, как правило, выплата доходов

Дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства

Аннулирование государственного долга

Отказ государства от долговых обязательств

Объявляется в случае финансовой несостоятельности государства или является следствием прихода к власти политических сил, которые не признают финансовые обязательства предыдущих властей.
  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации