Шпаргалки - Исследование социально-экономических и политических процессов - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалки - Исследование социально-экономических и политических процессов
скачать (528 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc528kb.01.06.2012 12:49скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Вопрос 1 Понятие и структура социально-экономических процессов

Отличие социальных процессов от экономических, политиче­ских, идеологических и других общественных состоит в том, что глав­ным фактором движения здесь является социальные качества челове­ка и общества. Социальные процессы по существу есть продукты взаимодействия людей в ходе их разнообразной по содержанию со­вместной деятельности. Их источник - удовлетворение потребностей и интересов людей, жизнеобеспечение общества в целом. Объектом управления в социальных процессах являются люди, наделенные во­лей и сознанием, общественный человек во всем многообразии соци­альных связей и отношений.

Социальные процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних факторов, обладают устойчивым взаимодейст­вием составляющих его компонентов, продолжительностью во време­ни и направленностью к тому или иному состоянию социального объ­екта. Основным источником их развития служат противоречия внутри социальных систем

Социальный процесс есть социальное явление, взятое в раз­витии, где под воздействием внутренних и внешних факторов проис­ходит постоянная смена его состояний, его изменения. Он протекает в конкретных социальных объектах. Всегда имеет своего конкретного носителя, который придает содержанию процесса свою специфику. Целенаправленное управляемое развитие социальных процессов укрепляет и обогащает социальные отношения.

Социальные процессы включают в себя связь и взаимодейст­вие следующих структурных элементов.

Экономические системы и процессы как объект исследования и управления

Изучение экономики представляет интерес для многих ее участ­ников - рядовых граждан, предпринимателей, чиновников, экономистов.

Экономические знания обеспечивают понимание экономических и социальных процессов, их сложных взаимосвязей. В центре внима­ния социальной рыночной экономики находится человек с его потреб­ностями и интересами, его отношения с другими членами общества в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

Задачей исследования социальной рыночной экономики являет­ся познание закономерностей становления и развития хозяйственного механизма, сознательно ориентированного на решение социальных проблем. Ее успешное решение способствует выработке правильной экономической и социальной политики на макро - и микроуровнях, достижению в обществе социального партнерства, сохранению и при­умножению общественных ценностей, обеспечению равных условий доступа к ним.

Глубокое знание современной социальной рыночной экономики позволяет вырабатывать принципы, правила, формы хозяйствования различных субъектов экономики, определять ориентиры хозяйствен­ной деятельности, критерии экономической и социальной эффектив­ности, оптимальное поведение потребителей и производителей.

Понятие "система" относится к одному из важнейших во всех нау­ках, а также в любых видах практической деятельности. Оно подчерки­вает системность мира, природы, общества и мышления, указывает на то, что все предметы, процессы, явления взаимосвязаны, взаимодейст­вуют, влияют друг на друга.

К важнейшим элементам любой экономической системы отно­сятся:

Целевая направленность функционирования экономической сис­темы состоит в следующем:


Вопрос 2 Особенности социально-экономических процессов и факторы влияния на их развитие

Социальные процессы немыслимы без социальных фактов и социальных норм.

В качестве социальных фактов выступают следующие явления социальной жизни: действия, поступки и характеристики поведения людей и социальных общностей; материальные и духовные продукты человеческой деятельности; вербальные, словесные действия, а так­же их разнообразные комбинации.

В широком смысле, социальный факт - событие, имеющие место, в узком - событие, имеющее место в определенное время при определенных условиях, в познавательном смысле социальный факт -типовое событие, зафиксированное в четких понятиях с указанием специфики социальной ситуации, в которой он имел место.

Основным методом познания социального факта является со­циологическое исследование. Оно призвано раскрыть содержание факта и описать его характеристики. Научная обоснованность факта зависит от следующих моментов:

Любой социальный факт непременно характеризуется опреде­ленной социальной нормой, то есть она необходимый, существенный и постоянно действующий фактор жизни общества и человека.

Социальные нормы - исторически утвердившиеся формы со­циальной регуляции отношений и поведения людей и социальных общностей. Основными функциями социальных норм являются обес­печение социального контроля и влияния, регулирование поведения индивида, отношений и связей социальных групп, отображение и за­щита социального идеала общности.

Социальные нормы классифицируются по разным признакам:

Для характеристики социальной реальности в ее конкретном состоянии особое значение имеют социальные нормативы. Социаль­ные нормативы - регламентированные социальные показатели, вы­ражающие систему стандартных требований, которые предъявляются социальными субъектами к социальным объектам и процессам, и представляют собой границы осуществления необходимого и возмож­ного в жизнедеятельности общества и человека.

Отличительными чертами социальных норм и нормативов яв­ляются их условность, относительность, связь с интересами общества в целом и его социальных групп, необходимость постоянного пересмотра.

Движение в социальной организации, реализуемое в социаль­ных процессах, может вести либо к воспроизводству параметров соци­альной структуры, либо к их изменению. Такое различие характера движения позволяет дифференцировать социальные процессы на процессы функционирования и развития.


Вопрос 3 Классификация социально-экономических процессов

Классификация социальных процессов может иметь разные основания: содержание деятельности, длительность ее протекания, уровень общности, роль и функции организованной системы.

По содержанию деятельности различают типы социальных процессов

  1. Приспособление проявляется всегда там, где индивид или группа оказывается в новой среде. Приспособление включает:

  1. Сотрудничество основывается на согласованной деятель­ности в достижении общей цели. Смысл сотрудничества – обоюдная польза, оно возможно на основе взаимного приспособления, отказа от некоторых собственных ценностей.

  2. Соперничество - противоположные стремления к получению предметов или достижению целей, существующих в недостаточном количестве. Оно возникает на почве противоположности интересов или стремления к удовлетворению одинаковых интересов при помощи средств, которыми другие группы или индивиды желают удовлетво­рить собственные интересы.

  3. Конфликт - столкновение интересов различных социальных групп, сообществ людей и отдельных индивидов.

  4. Дезорганизация - совокупность социальных процессов, приво­дящих к тому, что в рамках определенной общности действия, откло­няющиеся от нормы и оцениваемые негативно, превышают допустимую границу, угрожая установленному течению процессов коллективной жиз­ни. Процессы социальной дезорганизации могут быть вызваны различ­ными причинами: стихийными бедствиями, массовыми миграциями и пе­ремещением больших масс населения, личностными факторами, резким ослаблением научного управления и т.д.

  5. Социальные перемещения - изменения индивидом или груп­пой социальной позиции, места, занимаемых в социальной структуре. Эти изменения могут происходить в социально-классовом положении, социально-пространственном местопребывании, нахождении в том или ином трудовом коллективе или занимаемом месте. Различают вертикальные социальные перемещения (движение вверх и вниз в системе социальных позиций) и горизонтальные (передвижение на од­ном и том же социальном уровне).

По характеру изменений, которые происходят в системе в це­лом в результате протекания процесса, различают:

Относить тот или иной процесс к одной из указанных групп следует в соответствии с тем, насколько он способствует или препят­ствует достижению основных целей системы. Социальный процесс, который уводит организацию от достижения главной цели или направ­лен на реализацию «лжецелей», есть процесс деградации, он ведет к регрессивным изменениям системы. В связи с тем, что социальная ор­ганизация является подсистемой многоцелевой социотехнической сис­темы, при оценке того или иного социального процесса необходимо исходить из комплекса ее целей.

Понятие цели как будущего состояния системы тесно связано с понятием функции, которую можно рассматривать как деятельность социальной организации, направленную на достижение ее целей.

По характеру функциональной направленности выделяются сле­дующие группы процессов:

По критерию масштабности следует различать глобальные и локальные социальные процессы. Глобальные процессы оказывают воздействие на все общество, локальные - вызывают определенные из­менения в ограниченных масштабах. Глобальный процесс может скла­дываться из отдельных локальных процессов. Причем отдельные ло­кальные процессы могут иметь противоположную ему направленность.

Все социальные процессы, происходящие в системе, взаимо­связаны между собой. Ни один из них в «чистом» виде нельзя выде­лить из их совокупности. Один социальный процесс может стать причиной другого и следствием третьего.


Вопрос 4 Принципы управления социально-экономическими процессами

Для решения задач социально-экономических процессов не достаточно методов одноуровневой оптимизации, требуется применение других подходов. В их основе по мнению Мухина должны лежать принципы декомпозиции многоуровневого моделирования.

Система единых принципов существования и функционирования сложных систем управления включает:

1. Принципы физичности - всякой системе (независимо от ее природы) присущи законы или закономерности, определяющие причинно-следственные связи ее существования и функциони­рования. Принцип физичности включает несколько постулатов:

Постулат целостности. Сложная система управления должна рассматриваться как единое целое. Система не множество подсистем, а целостный объект, допускающий различные членения на подсистемы Поэтому система не тождественна никаким ее членам. Примене­ние постулата целостности состоит в раскрытии и накоплении сведе­ний о системных свойствах на всех этапах исследования и в обобще­нии их в понятия, а затем - в применении этих понятий к подсистемам при исследовании их порознь после декомпозиции.

Постулат декомпозиции систем. Анализ и синтез сложной сис­темы управления осуществляется путем расчленения ее на подсисте­мы, располагаемые по уровням, причем подсистема на данном уровне является системой на нижележащем уровне и, в свою очередь, рас­сматривается как элемент вышележащего уровня.

Постулат автономности. С точки зрения постулата целостно­сти, разнообразие декомпозиции помогает выявлению системных свойств. С точки зрения постулата автономности, большинство деком­позиций, а может быть все, кроме одной, отпадут.

2. Принцип моделируемости - сложная система, представлен­ная конечным множеством моделей, каждая из которых отражает оп­ределенную сторону ее существования. Этот важный принцип дает возможность исследовать определенное свойство сложной системы при помощи одной или нескольких упрощенных моделей. Принцип моделируемости базируется на следующих постулатах.

Постулат действия. Для изменения поведения системы требу­ется прирост воздействия, превосходящего некоторое пороговое зна­чение. Порог есть функция трех переменных: количества определен­ного вещества, количества энергии и количества определенной ин­формации.

Постулат неопределенности. Существует область неопределен­ности, в пределах которой свойства системы могут быть описаны только вероятностными характеристиками. Повышение точности определения (измерения) какого-либо количественно-описываемого свойства сложной системы сверх некоторого предела влечет за собой понижение возмож­ной точности определения (измерения) другого свойства.

Постулат дополнительности. Сложные системы, находясь в различных средах (ситуациях) могут проявлять различные системные свойства, в том числе альтернативные. Наблюдатель воспринимает одни грани сущности в одних условиях и другие сущности в других.

Постулат многообразия моделей. Определение характеристик системы на всех уровнях производится с помощью множества моде­лей. Выбор моделей зависит от целей анализа и синтеза и особенно­стей исследуемой системы.

Постулат согласования уровней. Требования к системе, фор­мируемые на любом уровне, выступают как условия и ограничения на выбор частных моделей и предельных возможностей системы на ни­жележащих уровнях. В случае невозможности выполнения требований осуществляется корректировка условий.

Постулат внешнего дополнения. Проверка истинности резуль­татов, полученных на каждом уровне, производится с использованием исходных данных, моделей и методов вышележащих уровней. Данный постулат является основополагающим в общей теории систем и его соблюдение является необходимым условием получения правильных решений на всех уровнях исследования системы.

Постулат достаточности. Последовательность уровней (эта-в) определения требуемых характеристик в процессе совершенствования сложной системы выбирается по возрастанию затрат на улучшение системы с проверкой достаточности принимаемых решений по заданным критериям эффективности.

Постулат проверенного методического обеспечения. Для ана­лиза и синтеза системы управления необходимо использовать хорошо отработанные и экспериментально проверенные модели и методики, обеспечивающие получение отдельных характеристик системы в за­данные сроки и с заданной точностью.

3. Принцип целенаправленности - функциональная тенденция целенаправленности системы на достижение некоторого состояния, либо на усиление или сохранение какого-то процесса. При этом систе­ма обладает способностью противостоять внешнему воздействию, а также использовать среду и случайные события. Этот принцип вклю­чает в себя постулат выбора.

Постулат выбора. Сложная система обладает способностью к выбору поведения и, следовательно, однозначно предсказать .способ действия и экстраполировать ее состояние невозможно ни при каком априорном знании свойств системы и ситуаций.

Познание и практическое использование этого постула­та имеет два аспекта. Первый касается стимулирования или подавле­ния «свободы» выбора. В исследовательских, творческих поисковых системах возможность выбора должна быть максимальной. Исполни­тельные системы должны иметь возможность выбора в пределах по­ставленной задачи. Второй аспект связан с количеством описаний вы­бора, его формальным представлением, качественной и количествен­ной оценкой и использованием этой оценки при решении задач.

Принципы физичности, моделируемости, целенаправленности и их постулаты составляют основополагающую базу методологии сис­темного подхода к исследованию систем управления.


Вопрос 5 Политические системы и подходы к их исследованию. Типология политических систем

Для постижения современной политики наиболее эффективен научный подход к ее изучению. Его важные элементы формирова­лись в рамках социологии, особенно политической социологии, в ис­следованиях изменений государственно-политических устройств, функций различных политических организаций, развития политических процессов, а также изучения роли личности и масс в решении полити­ческих проблем.

В науке сложились определенные подходы к изучению политиче­ской системы. Каждый из них под определенным углом рассматривает политические отношения, углубляя понимание механизма, посредством которого принимаются и проводятся в обществе властные решения.

Институциональный подход рассматривает политическую систему как совокупность государственных и негосударственных ин­ститутов социальных и правовых норм, посредством которых реали­зуются властные отношения. Предметом исследования являются обособленные, организационно оформленные центры власти: госу­дарство, партии, движения, объединения и подчиненные им структуры, а также нормы, регулирующие деятельность этих институтов и их взаимодействие. Недостатками такого подхода является то, что в сто­роне остаются неинституциональные формы взаимодействия субъек­тов экономики и политическая система как целое теряет свое значение в качестве предмета исследования.

При современном системном подходе политические отношения рассматриваются как взаимодействие внутренне сложных структур и процессов по поводу принятия и реализации властных решений. Соот­ветственно исследование взаимоотношений - это разносторонний и разноуровневый процесс. Системный подход позволяет изучать поли­тическую власть как продукт совместной деятельности людей, как про­цесс и результат взаимодействий различных субъектов и объектов (представительные и административные структуры, партии, ассоциа­ции, политические лидеры и т.д.) При этом подходе преодолевается институциональная ограниченность, и внимание концентрируется на всей сферу политической деятельности. При системном подходе глав­ным предметом анализа становится не институт, а социальное взаи­модействие между индивидами и группами, которые осуществляют определенные политические роли.

Применение системного подхода в исследовании политических систем и процессов позволяет раскрыть сущность политической вла­сти, механизм ее стабильности, установить, как в рамках конкретной системы вырабатывается политика, позволяющая распределять цен­ности в обществе и достигать коллективных целей

Системный подход позволяет расширить границы объекта ис­следования. Проявляется возможность более широкого толкования политической системы, охватывающей все лица и институты, участ­вующие в политических отношениях. Появляются возможности иссле­довать политические системы как системы социальных взаимодейст­вий, направленных на достижение целей, интеграцию и адаптацию внутри общества посредством применения более или менее легитим­ного принуждения.

Изучение политической системы не сводится к исследованию только внутренних механизмов властных отношений. Анализируется сфера ее обитания. К ней относятся другие подсистемы общества: экономическая, социальная, культурная, природная и др. К внешней среде относятся также международные факторы. Это важно потому,

что решение стратегических вопросов политики возможно только при благоприятствовании тому международной среды.

Типология политических систем

Типология политических систем представляет основу для более обстоятельной их характеристики, необходимой для ориентации в слож­ной динамике взаимодействия политических институтов, сил и власти, в современных политических процессах. Типология должна быть ком­плексной, позволяющей дать всестороннюю характеристику системе.

Политические системы различаются, прежде всего, в зависимо­сти от того, интересы какого класса они выражают и обеспечивают. В соответствии с этим критерием они подразделяются на буржуазные, социалистические и политические системы освободившихся стран. Такой подход, по сути, отражал только идеологическую функцию, не требовал кропотливого анализа функционирования и эволюции поли­тической системы. Поэтому под влиянием политического культурного сближения стали выявляться разнообразные признаки типологизации политических систем.

По мнению М. Вебера, важнейшим признаком типологизации по­литических систем являются формы и способы их функционирования. Такой подход отрицает главенство экономического детерминизма и форм собственности в развитии политических систем. Под влияние веберовской классификации получило признание деление политиче­ских систем на традиционные и рациональные (бюрократические).

Традиционная система политической власти функционирует по принципу: выполнять надо потому, что так предписывает авторитет - мо­нарх или обычай. Рациональная система - на обосновании разумности порядка, действии абстрактных принципов и норм, доверии компетент­ности властных органов.

С позиции социокультурной среды выделяют политические сис­темы англо-американского и континентально-европейского типа, традиционные и развивающиеся системы, коммунистические сис­темы. Главное здесь - выявление ценностей, которые лежат в ней. Так, американская система (по мнению С. Липсета) основана на анти­этатизме, индивидуализме, эгалитаризме, секуляризированной куль­туре. В ее основе лежат идея свободы человека и разнообразия пози­ций, признание всеми основных целей и средств политики. Характер­ными чертами такой политики являются развитость разделения функ­ций, властей, противовесов; четкая организованность и бюрократири-зованность, высокая стабильность. Для систем европейско-континентального типа характерно влияние этатизма, социалистиче­ских мотивов, элементов авторитарности.

Достаточно актуальной является типологизация на основе харак­тера распределения власти и взаимоотношений политической сист

е­мы и общества. Базовыми моделями здесь являются авторитарные и плюралистические системы. Суть авторитаризма заключается в со­средоточении власти в едином центре. Такой тип властвования в наи­более последовательном виде исключает коллективность, широкое поле деятельности представительных органов, самостоятельность на нижних уровнях иерархии, существование действенной оппозиции, са­мостоятельность средств массовой информации. Плюралистическая система предполагает существование множественности противовесов любой власти, децентрализации и многопартийности, исключает гос­подство устойчивого неизменного большинства.
Вопрос 6 Сущность и структура политических процессов. Режимы существования политического процесса

Даже хорошо представляя политические идеи современности, общественно-политические институты и государственную власть, зная их позиции, невозможно разобраться в том, что происходит в полити­ческой сфере без изучения политических процессов.

Политический процесс - это форма функционирования полити­ческой системы общества, совокупность действий субъектов политики по выполнению своих специфических функций в сфере власти, это тех­нология осуществления власти. Именно в политических процессах вы­являются и реализуются свойства всех политических сил и возможно­сти власти, отвергаются или удовлетворяются политические интересы.

Политический процесс раскрывает как поверхностные, так и глу­бинные изменения политической системы, характеризует ее переход из одного состояния в другое. С точки зрения внутреннего содержания политический процесс выражает как бы технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельнее, локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными целями и интересами в поддержании или изменении политической системы.

По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов:

-субъекта, носителя власти;

- объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;

-средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса.

При этом ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, общественное мнение и другие виды.

В научной литературе различают следующие режимы существо­вания политического процесса.

- режим функционирования, когда политическая система воспро­изводит сложившиеся, повторяющиеся отношения между гражда­нами и государством, элитой и массами. Властные структуры больше придерживаются традиции, чем вводят новации, исполь­зуют устоявшиеся, привычные механизмы господства, преемствен­ность в развитии политических связей;

- режим развития, при котором субъекты власти пытаются вне­сти изменения в политику, применить методы управления, отве­чающие переменам во внутренней и внешней среде. При таком ха­рактере политические процессы сопровождаются борьбой различ­ных тенденций и идеологических течений;

- режим упадка, распада политической целостности характери­зуется преобладанием центробежных тенденций над интеграцией. Принимаемые решения не выполняются, сами власти теряют леги­тимность, доверие общества.
Вопрос 7 Стадии политического процесса

Политический процесс можно условно разделить на пять стадий: формирование политических приоритетов, выдвижение политических приоритетов на авансцену политического процесса; формирование политических проблем, требующих решений и принятие политических

решений; приведение в действие механизма реализации принятых решений; оценка результатов политических решений.

1.Формирование политических приоритетов. Политически­ми являются проблемы, которые обладают широким охватом сфер жизни и значительным резонансом, включая последствия для людей, непосредственно не задействованных в сферу проблемы. Такие про­блемы могут быть подразделены на распределительные, регулятив­ные и перераспределительные. Первые из них затрагивают относи­тельно небольшой круг лиц, которые реально регулируют распредели­тельные отношения на разных уровнях. Регулятивные проблемы воз­никают тогда, когда одни группы общества выдвигают требования по ограничению других групп; перераспределительные - если большие группы людей выступают за пересмотр сложившихся отношений в со­циальной и политической структуре общества.

2.Выдвижение политических приоритетов на авансцену политического процесса. Эта стадия направлена на поиск ответа на вопрос «Почему одни проблемы выдвигаются на передний план и тре­буют действий со стороны властей, а другие нет?»

3.Формирование политических проблем и принятие поли­тических решений. Эта фаза включает разработку планов действий при решении проблем и организацию их реализации. Многие полити­ческие программы разрабатываются не только официальными лица­ми, но и людьми из неправительственных организаций.

4.Приведение в действие механизма реализации принятых решений. В реальной жизни трудно провести четкую границу между принятием политического решения и его исполнением. Однако в со­временных политических системах политические решения проводятся посредством сложной структуры административных служб. В этих ус­ловиях административный процесс становится продолжением законо­дательного акта, и профессиональные управленцы оказываются во­влеченными в политику.

5.Оценка результатов политических решений. Как функцио­нальная деятельность оценка должна присутствовать на всех стадиях политического процесса, однако его эффективность определяется ко­нечными результатами. Существуют различные подходы к оценке эф­фективности политических процессов. Один из подходов связан с тем, что политики и администраторы руководствуются критериями ре­зультативности, заложенными в самих программах и проектах. По­литические оценки второго типа базируются на критериях, склады­вающихся на базе личных и групповых интересов. Оценщик отвечает на вопрос, кто получил наибольшую выгоду от реализации программы и в каком виде.
Вопрос 8 Типология современных политических процессов

Совокупность политических процессов сообщества представляет собой процесс его политического развития. В зависимости от преоб­ладающих тенденций процессы политического развития стран мож­но разделить на два типа:

1.
  1   2   3   4   5   6   7


Вопрос 1 Понятие и структура социально-экономических процессов
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации