Бодрова Е.В. Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов, изучающих курс Отечественная история - файл n1.doc

приобрести
Бодрова Е.В. Учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов, изучающих курс Отечественная история
скачать (982.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc983kb.04.06.2012 07:30скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


Министерство общего и профессионального образования
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ КУРС

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Москва,


2002

УДК-373.167.1.94(47) Рекомендовано Ученым ББК - Советом МГАПИ

в качестве

учебно-методического пособия


Научный редактор:

Гришин А.В., доктор исторических наук, профессор
Рецензенты:

Попова Т.Г., кандидат исторических наук, профессор

Панина Н.В., кандидат исторических наук, доцент


Бодрова Е.В. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ, ИЗУЧАЮЩИХ КУРС «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ».-М.:МГАПИ,2002-182 с.

Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов технических вузов. Соответствует образовательным стандартам, основным разделам курса «Отечественная история». Включает в себя методические рекомендации по подготовке контрольных работ, рефератов.

В конце каждой главы предлагается необходимый минимум источников по теме.

МГАПИ,2002

Бодрова Е.В.,2002

Гуманитарное образование студентов технических вузов предполагает серьезную, кропотливую работу студентов по изучению отечественной истории. Прошлое  предтеча, часть будущего, в которое прошлое перетекает через настоящее, принося с собой большую часть совершенных ошибок и крупицы истины. Каким бы отдаленным оно не было, прошлое всегда современно и актуально, подтверждая расхожее выражение: мертвый хватает живого. Именно поэтому знание былого объясняет настоящее и способно предсказать будущее.

Нынешний крах еще совсем недавно привычных общественно-политических и экономических истин и схем, развал налаженных связей бытия поставил перед каждым гражданином Отечества традиционные российские вопросы: «кто виноват?» и «что делать?». Сложность их разрешения определяется тем, что переход к рынку означает не только социальное расслоение общества, но и неизбежное формирование самостоятельных интересов у различных групп населения, а, следовательно, многопартийность и рынок идей, идеологий, политических программ, прогнозирующих будущее. Какое же будущее выбрать конкретному гражданину России, разобравшись в этом лабиринте слов? Да и как разобраться? Методом своих проб и ошибок? Или проб и ошибок предков?

Второе, очевидно, предпочтительно.

Учебный курс «Отечественная история» дает возможность студентам изучить историю на основе аналитического, проблемно-хронологического принципа построения материала.

В течение учебного года по курсу истории будут читаться лекции, проводиться семинарские занятия, консультации по написанию рефератов, по подготовке к сдаче зачетов и экзаменов, индивидуальные консультации. Необходимо будет написать несколько контрольных работ, пройти тестирование по данной учебной дисциплине, сдать зачет, экзамен.

Лекциям отводится особое место среди разнообразных форм учебной работы. В них излагаются наиболее сложные, носящие концептуальный характер вопросы. Лекция дает возможность увидеть многовариантность развития исторического процесса, множественность, в том числе нетрадиционность взглядов на прошлые дни, годы и столетия. Оценки не только состоявшихся, но и возможных путей развития страны учитывают новейшую литературу, наиболее интересные материалы, труды как отечественных, так и зарубежных историков. В этом смысле лекция  результат творчества весьма многолюдного коллектива: от киевопечерского монаха Нестора до американского историка Ричарда Пайпса, которого еще совсем недавно величали «антисоветчиком».

В то же время, преподаватель, читающий лекцию, осознает свою ответственность перед студентом за интерпретацию более чем 1000-летней истории страны и, не претендуя на категоричность выводов, абсолютное постижение истины, предлагает систему доказательств и аргументов, перспективу собственного видения, прочтения и понимания отечественной истории, рассматривая свою лекцию как попытку объяснения нашего «вчера», а если удастся, то и «завтра» из «сегодня».

Наконец, отечественная история рассматривается на фоне и в контексте основных тенденций общемирового развития.

На лекции полезно не только усваивать материал, внимательно слушая лектора, но и делать записи. Отобрать наиболее значимый материал для записи поможет план лекции, предложенный преподавателем, акцентирование им наиболее значимого материала, понимание обязательных составляющих лекции, обозначенных выше.

Семинарское занятие призвано приблизить историю к студенту, помочь ему осознать себя ее действующим лицом. Семинар предоставляет студенту право и возможность делать собственные выводы, утверждать свою точку зрения, свое отношение к историческим событиям и деятелям. Естественно, что эта точка зрения должна базироваться на доказательствах, построенных на знании предмета.

В ходе подготовки к семинарским занятиям студентам рекомендуется:

изучить работы из рекомендуемой учебной литературы и научных трудов;

продумать ответы по вопросам темы;

быть готовым к дискуссии по спорным вопросам темы, вынесенным на семинарское занятие, что требует обдумывания аргументации и системы доказательств той точки зрения, которая, по мнению студента, наиболее приемлема для него.

Основу всякого самостоятельного изучения литературы составляют записи, которые могут иметь следующий характер:

составление простого или сложного плана;

дословные выписки мыслей авторов, исторических фактов;

составление аннотаций, то есть краткой обобщающей характеристики изучаемой книги, брошюры, статьи;

написание конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтвержденные значимыми фактами, событиями, цифрами.

Наиболее сложным, приближающимся к научному исследованию видом самостоятельной работы студента, является написание реферата (научного доклада).

Основными требованиями к реферату являются следующие: глубокие знания по выбранной теме, изучение современной литературы, предложение собственного прочтения данной темы, проведение системы доказательств и аргументов в пользу предлагаемой авторской концепции, формулировка выводов завершающих реферат.

Требования к оформлению реферата (научного доклада):

самостоятельное и аргументированное изложение содержания материала по избранной теме;

обязательные ссылки в тексте на приведенные цитаты, факты, цифры, взятые из изученной литературы;

наличие плана реферата;

библиографический список использованной литературы;

объем не менее 15-20 машинописных листов.

Методические рекомендации по написанию контрольных работ по отдельным темам содержатся в конце каждого раздела данного пособия.

Каждому семинару, как правило, предшествует лекция по теме. Поэтому подготовку к семинарскому занятию следует начинать с изучения конспекта лекции. Далее ознакомиться с соответствующими разделами учебного пособия «История России» и учебно-методического пособия, подготовленными коллективом кафедры. Новейшая литература представлена в планах семинарских занятий.

В курсе «Отечественная история» студентам предлагается для теоретического изучения 12 тем. По итогам изучения курса студенты должны написать 2 контрольные работы, реферат, пройти тестирование. Успешную сдачу зачета и экзамена обеспечивает только системный характер работы студента, регулярное выполнение всех учебных заданий.
Перед Вами 1-я часть методического пособия по курсу “Отечественная история” с древнейших времен до настоящего времени. В течение первого семестра Вам предстоит работа по освоению учебной программы по данному курсу и одноименного учебного пособия, подготовленного коллективом кафедры истории МГАПИ. Для этого необходимо овладеть необходимым минимумом теоретических знаний, написать контрольные работы, пройти тестирование по данной учебной дисциплине. В конце I семестра Вам предстоит сдать зачет.

Для успешного освоения курса и сдачи по данной учебной дисциплине экзамена необходимо изучение определенного минимума литературы. С этой целью в Вашем распоряжении учебное пособие «История России с древних времен до наших дней(1Х-ХХ вв.)», подготовленное коллективом кафедры, а также дополнительная литература. Вам также рекомендуются наиболее интересные научные статьи и публикации периодической печати (журналы “Отечественная история”, “Вопросы истории”, “Кентавр”, “Родина” и др.), отдельные разделы, главы и параграфы некоторых монографий и учебников по истории России и всемирной истории. В данном методическом пособии Вы найдете указания на то, какие материалы могут быть использованы при теоретическом освоении курса, подготовке контрольных работ.

Программа курса составлена в соответствии с проблемно-хронологическим подходом к изложению материала. Вам предстоит изучить в первом семестре 6 проблемно-хронологических тем и, соответственно, девять глав учебного пособия. Для закрепления изученного теоретического материала обращайте внимание на вопросы для самопроверки, которые предлагаются в конце каждой темы, а также на то, какие знания и умения Вы должны приобрести в процессе работы.

Бесспорно, самым важным в подготовке является системный характер. Только в том случае, если Вы будете регулярно и в срок выполнять учебные задания, Вы можете получить зачет и экзамен. При подготовке контрольных работ необходимо:



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации