Контрольная работа - Анализ социального конфликта - файл n1.doc

Контрольная работа - Анализ социального конфликта
скачать (78.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc79kb.01.06.2012 12:43скачать

n1.doc

Министерство науки и образования РФ

Новосибирский Государственный Технический Университет

Кафедра социальной работы

Анализ социального конфликта

По курсу «Конфликтология»

Выполнила:

Проверила:

Новосибирск 2010


Действующие лица:

Анатолий – Главный директор, Руководитель организации

Мария – Заместитель главного директора

Юлия – Пекарь

Лилия - Пекарь

Василий – Пекарь

Анастасия – Финансовый директор

Организация по выпеканию тортов существует уже около 3-х лет. Этой организацией руководит Анатолий. Поскольку организация достаточно молодая, то приходится вкладывать достаточно большое количество денежных средств в непосредственную рекламу компании чтобы поддерживать её устойчивое место в числе продаваемых продуктов, и вследствие этого сотрудники получают относительно невысокую заработную плату, и коллектив время от времени меняется.

Одним из немногих первоначальных кадров организации является Мария. Она заместитель главного директора организации, и в основном все вопросы решает она, так как Анатолий часто находится в командировках, различных выездах, и всю работу он целиком доверяет Марии, так как она очень ценный работник, и во многом, именно благодаря Марии, организация добилась успеха. По характеру она очень жесткая, требовательная, любит чтобы ей подчинялись, командует персоналом, широко трактуя их обязанности. Бывает даже что поручает сотрудникам делать работу которая им не подлежит по условию трудового договора, объясняя это тем что это только на благо фирмы, а сотрудники должны быть сами заинтересованы в продвижении фирмы, дабы это приведёт к повышению заработной платы в том числе.

Юлия и Лилия работают в фирме около одного года. Они хорошие подруги, общаются и внерабочее время. С Марией, в течении всего времени сколько они работают в этой фирме, довольно часто вступают в дискуссии по поводу своих правах и обязанностях на работе, так как Мария принуждает их выполнять работу, которая им не предусмотрена в договоре. Но по случаю выполнения сверхурочной работы Мария всегда доплачивала им за каждый сверхурочный час. Тем не менее Юлия и Лилия были этим недовольны, объясняя это тем что сверхурочная заработная плата должна быть в три раза выше по сравнению со стандартными часами работы, и поэтому предпочитали тогда вовсе не работать дополнительно.

Василий работает в компании около полугода и когда Юлия с Лилией вступают в конфликт о правах и обязанностях с Марией, Василий встаёт на сторону Марии, объясняя это тем что Мария более опытный сотрудник фирмы, и надо её слушаться, так как она работает в фирме с самого начала, лучше знает дела фирмы. Юлия и Лиля были недовольны тем что Василий в таких вопросах встаёт на сторону Марии, так как в рабочее время Василий с Лилией и Юлией очень хорошо общаются, ну а стоит дело коснуться Марии – он сразу за неё.

И вот в организацию на должность финансового директора приходит Анастасия - самая молодая из сотрудниц фирмы. Сама по себе очень спокойная, рассудительная, неконфликтная. Сюда её позвал работать Анатолий. Анатолию посоветовал взять на работу Анастасию его знакомый.

И действительно, финансовые отчеты Анастасии полностью удовлетворяли Анатолия, он оценивал их очень высоко, и тогда он доверил часть работы, которую выполняла ранее Мария – Анастасии, объяснив Марии что у неё и так хватает работы, а Анастасии надо побольше практиковаться ведь так хорошо у неё получается. Конечно, Настя была очень довольна подобному решению руководства и продолжала делать успехи чтобы добиться дальнейшего повышения в работе.

Мария была в ярости от такого решения директора. Ведь она, считала себя незаменимым и самым ценным сотрудником фирмы, у которого самая сложная работа и справляется с ней должным образом только она умеет. Она пыталась настроить Василия против Анастасии, но в этой ситуации Василий занял нейтральную позицию, объяснив это тем что Анастасия одна из главенствующих предприятия и что он не хочет вступать в конфликты с главами предприятия, т.к. если он будет конфликтовать с главами – то его не ждёт повышение з/п, о которой он уже так давно мечтает.

Лилия и Юля были рады подобному решению Анатолия, так как Анастасия не перегружала их лишней работой, при том начисляла им больше средств.

Мария при виде Анастасии не могла молча пройти мимо её, в отличии от Насти, которая никогда первая не вступала в противоречие. Мария обязательно всегда первая скажет фразу со смыслом, что «Нашли же кого поставить на должность фин. директора – глупую молодую девушку, от которой нет толку. Явно заметно, что у неё мозгов не хватает». Анастасия в ответ не могла промолчать, всегда отвечала ей фразами так же затрагивающие интеллект Марии « Только по-настоящему тупая женщина будет так нагло себя везти». Так и продолжается в организации уже несколько месяцев. Мария в одиночку пытается избавиться от сотрудницы, которая по мнению Марии, заняла её место в компании. Хотя дела компании немного ухудшились, в следствии того что обстановка в компании стала накаленной, Анатолий всё же ни разу не пытался вмешиваться в конфликты девушек, как-бы закрывая на это глаза, объясняя это тем что ценит обеих сотрудниц.



Типология конфликта


По направленности: Горизонтальный (когда участвуют лица, не находившиеся друг у друга в подчинении, а Мария и Анастасия не находились в подчинении друг друга. Девушки находятся только в подчинении своего директора Анатолия).

По типу: Межличностный конфликт (Этот тип конфликта самый распространенный. Конфликт между личностями возникает там, где сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями. Межличностный конфликт может также проявляться как столкновение людей с различными чертами характера, взглядами и ценностями. В организации межличностный конфликт – это чаще всего борьба руководителя за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта; эта борьба за власть, привилегии; это столкновение различных точек зрения в решениях проблем, различных приоритетов). Конфликт является межличностным, так как действительно существует конфликт между Марией и Анастасией, вызванный борьбой за власть, так как Мария до прихода Анастасии являлась самым ценным и незаменимым сотрудником, которую уважали и ценили, а после прихода Насти, Мария стала менее значительна для фирмы, так как руководство было очень довольно как выполняет работу Настя, и дали ей часть работы Марии, что вызвало явную неприязнь Марии в сторону Насти. Мария хотела вернуть свои обязанности. Сама по характеру Мария - жесткая, требовательная, любит чтобы ей подчинялись, командует персоналом, широко трактуя их обязанности, чем она является полной противоположностью Анастасии - очень спокойная, рассудительная, неконфликтная. Здесь идёт еще столкновение людей с различными чертами характерами, ценностями, взглядами.

По значению для организации: Деструктивный, т.к. он разрушительно влияет на отношения между Марией и Анастасией, что пагубно сказывается в работе компании.

По сферам проявления: Реалистичный, т.к. это конфликт средства, направленный на конкретный результат, т.е. Мария использует различные средства (настраивала сотрудников против Анастасии, постоянно пускает в адрес Насти различные шутки, затрагивающие интеллект Анастасии) на получение конкретного результата - избавиться от сотрудницы тем самым заняв свое прочное прежнее незаменимое положение в фирме.

По характеру причин: Субъективный, т.к. он связан с личностями, как самого руководителя компании Анатолия (он понизил Марию в должности и поставил Настю), так и персонала компании – это Мария, которая из-за сложившегося понижения в должности настраивает пытается настроить против Насти коллектив, тем самым провоцируя с ней конфликты).

По степени активности субъекта: Активный, т.к. наблюдается явный накал противоречий и конфликтов между девушками.

По масштабу действия: Локальный.

По формам проявления: Явный.

По предмету: Борьба за власть.

Структурно-функциональный анализ конфликта

Участники конфликта:


Анатолий – Главный директор, Руководитель организации. Занимает роль наблюдателя, т.к. за все время ни разу никак не пробовал вмешаться в конфликт Марии и Анастасии, хотя прекрасно знает о его существовании, но занимает нейтральную позицию. Это можно объяснить тем, что к Марии он относиться достаточно уважительно ведь она так много сделала для его компании, в которой он директор, он это очень ценит и помнит. В целом, уважает и дорожит обеими своими «золотыми» сотрудницами. А взяв на работу Анастасию по рекомендации товарища, он так же стал высоко ценить такого ответственного и хорошего сотрудника как Настя. Он был так доволен её работой, что решил некоторую часть работы Марии отдать Насте, чтобы по его мнению разгрузить работу Марии, которой у неё и так хватает.

Мария – Заместитель главного директора. По сути она является организатором и инициатором конфликта. Она первая вступает в конфликт с Анастасией.

Юлия и Лилия – Пекари. Входит в группу поддержки Анастасии. К Марии относились всегда негативно, т.к. Мария заставляла Юлю делать работу, которая не предназначена ей, платя при том мало средств. Поэтому встала на место Анастасии, так как Анастасия нетолько не перегружала их лишней работой, но и платила больше средств.

Василий – Пекарь. Ранее, до прихода Анастасии, был в группе поддержки Марии, а с приходом Анастасии стал уже на место Насти.

Анастасия – Финансовый директор. Лидер в конфликте. На её стороне большинство сотрудников, а остальная часть сотрудников – нейтральна. Хотела дальнейшего повышения.

Объект и предмет конфликта:


Объект конфликта – Борьба за власть (ценность, к обладанию которой стремятся оба оппонента). В данном случае Мария стремиться занять своё прежнее властное положение в организации, часть которого забрала себе Анастасия.

Предмет конфликта - Распределение прав и обязанностей. Мария пускает различные шутки и упрёки в адрес Насти, хочет избавиться от Анастасии в компании, тем самым вернуть часть своей прежней работы, которую сейчас выполняет Анастасия.

Объект конфликта – Борьба за власть, на самом деле может быть разделена в различных пропорциях между участниками конфликта. Дело в том, что данное разделение объекта в таких пропорциях (больше власти Анастасии) не устраивает Марию, она хочет явный перевес в её сторону, а не в сторону Анастасии.

Позиции:


Конфликтогены, которые использовала Мария по отношению к Анастасии:

- Глупая молодая девушка

- Нет от тебя толку

Комментарий: Мария является инициатором по потреблению конфликтогенов ( первая их употребляет) Данные конфликтогены носят негативный характер, затрагивает интелектульные способности Насти.

Конфликтогены, которые использовала Настя по отношению к Марии:

- По-настоящему тупая женщина

- Нагло себя ведет

Комментарий: Конфликтогены Насти использованы в ответ на конфликтогены Марии. Осуществляется обмен конфликтогенами. Настя нарушает правило бесконфликтного взаимодействия : Не употребляйте и не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

Позиции

Интересы

Анатолий: Уважительно относиться к обеим сотрудницам.

Сохранить обеих сотрудниц в фирме (И Настю, и Марию)

Лилия и Юлия: На стороне Анастасии, чтобы Мария не имела столь сильной власти в фирме как прежде

Повышение заработной платы, что и начисляет им Анастасия, при этом не выполняя дополнительных часов работы

Василий: Будет на стороне того, кто занимает главенствующие позиции в компании

Хорошее отношение с руководством организации что должно привести к повышению з/п

Мария: Устранить с должности Настю

Вернуть прежнюю работу, которую она ранее выполняла что приведёт к прежнему властвующему над всеми сотрудниками положению

Анастасия: Не допустить руководства Марии

Дальнейшее повышение в работе

Интересы Насти и Марии антагонистичны, т.к. они полностью противоположны друг другу. Настя хочет занять главенствующее положение недопустив Марию. А Мария наоборот, так же стремиться быть главой, не допустив Анастасию.

Виды поведения:


Стиль конкуренции (конфронтации), т.к. в данном конфликте явно присутствует борьба за власть, и Мария с Настей являются конкурентами между собой (кто из них будет занимать главный пост. Носит активное действие. Данный стиль является перспективный, т.к. в этом случае победит сильнейший.

Ресурсы:


Мария для достижения цели использовала:

-настраивала Василия против Анастасии;

-агрессивное поведение, конфликтогены в адрес Насти

Анастасия:

-продолжала работать с тем же успехом чтобы добиться дальнейшего повышения

Ранги:


Оппонент первого ранга: Мария

Оппонент третьего ранга: все остальные участники, включая Анастасию

Функции конфликтов

Позитивные

Негативные

Разрядка напряженности в коллективе между Марией и Настей

Большие эмоциональные затраты Марии и Насти на участие в конфликте

Стимулирование к изменениям и развитию у конфликтующих сторон, а именно Марии и Насти

Снижение дисциплины в компании




Ухудшение социально-психологического климата в коллективе




Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе




Уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников


Динамический анализ конфликта


Противоречие: несовместимость интересов Марии и Насти

Рост социальной напряженности: в результате неудовлетворенности Марии с главенствующей позиции Анастасии

?Возникновение проблемной ситуации. Часть работы Марии передали Анастасии.

?Попытка решения проблемы. Мария настраивала сотрудников против Насти, добиваясь её отстранения.

?Ситуация блокирования. Ни один из сотрудников не встал на место Марии.

?Из-за невозможности удовлетворить интересы, Мария всячески первая задевает Настю своими словами

?Мария и Настя открыто вступают в конфликтные ситуации между собой

«Луковица»

Мария: Позиции: Настя не достаточно умна чтобы выпол-

нять работу, которую должна делать Мария.






Избавиться от сотрудницы, которая заняла место


Марии в компании

Вернуть своё прежднее главенствующее место в компании, чтобы вернуть то что было до прихода Насти: когда Мария являлась «золотым» сотрудником компании, которой все остальные были вынуждены подчиняться.


Анастасия: Позиции: Продолжать хорошо работать в компании




Не подчиняться нападкам Марии, прочно удерживаясь на главенствующем месте

Не останавливаться на достигнутом, идти к дальнейшему повышению

Управление конфликтом


Данный конфликт является незавершенным. Находиться на 5 стадии – Потеря лица, т.к. существуют прямы личные нападения, отвращения, отторжение, но как таковой стратегии угроз еще не существует.

Для управления конфликтом следует применить социально-редуктивный метод (разъединение конфликтующих партий). Так же можно провести беседу, убеждение, разъяснение требований к работе, их прав и обязанностей.

Предмет конфликта - Распределение прав и обязанностей.

Интересы Марии будут удовлетворены лишь в случае её главенствующей роли в компании, т.е. если руководство решит вернуть ей прежние обязанности, тем самым сделав её главенствующей.

Интересы Анастасии будут удовлетворен лишь в случае если руководство не отдаст обратно её работу Марии, и она по-прежнему будет занимать главенствующие позиции.

Так же можно применить такую методику, как выход на сотрудничество для девушек. Возможно для них следует найти какое-либо дело или работу, которое бы они должны были делать совместно друг с другом. Так как совместная деятельность обладает сближением людей.

Найти какое-либо оптимальное решение, то что может удовлетворить их обеих. Возможно необходимо обдумать изменение прав и обязанностей. Например, возможно дать какую-либо очень важную и трудную работу для Марии, чтобы она почувствовала вновь свою надобность и незаменимость для организации. После этого, посмотреть будет ли чья-то сторона сопротивляться данному решению. Если такого не произойдёт, то возможно конфликт между девушками разрешиться.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации