Доклад - Политика США, Великобритании и Франции в западных зонах оккупации - файл n1.doc

приобрести
Доклад - Политика США, Великобритании и Франции в западных зонах оккупации
скачать (50.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc51kb.01.06.2012 12:29скачать

n1.doc


Таврический национальный университет им. В.И.Вернадского

Политика США, Великобритании и Франции в западных зонах оккупации.

Всемирная История





Подготовила:

Студентка 1-го курса

Философского факультета

Колесникова М.Ю

Политика США, Великобритании и Франции в западных зонах оккупации.

5 июня 1945 г. верховная власть в Германии перешла к странам-победительницам: США, Великобритании, Советскому Союзу и Франции. Их главная цель, согласно Лондонскому протоколу от 12 сентября 1944 года и последующим договоренностям, заключалась в осуществлении полного контроля над Германией. В основе этой политики лежал раздел страны на три оккупационные зоны, раздел Берлина на три части и создание совместного Контрольного совета в составе трех главнокомандующих. Раздел Германии на оккупационные зоны навсегда должен был отбить у нее охоту к мировому господству. Важно было положить конец «тевтонским захватническим устремлениям» в будущем, ликвидировать Пруссию как оплот милитаризма, наказать немцев за геноцид и военные преступления и привить им демократическое сознание.

На Ялтинской конференции (Крым) в феврале 1945 года Франция вошла в круг союзников как четвертая контрольная держава и получила свою оккупационную зону. В Ялте было решено лишить Германию государственности, но не допустить ее территориальной раздробленности. В особенности Сталин был заинтересован в сохрании Германии как единого экономического целого. За огромные жертвы, понесенные Советским Союзом в результате германского нападения, Сталин выдвинул такие колоссальные требования по репарациям, что одна зона не могла бы их удовлетворить. Кроме 20 млрд. долларов, Москва требовала полной передачи Советскому Союзу 80% всех германских промышленных предприятий.

Отступая от первоначальных планов, за сохранение жизнеспособности оставшейся части Германии стали выступать также англичане и французы. Но не из-за стремления получить репарации, а потому что в рамках глобальной системы равновесия президент США Рузвельт с осени 1944 года также выступал за стабильную Центральную Европу. Этого нельзя было достичь без экономической стабильности Германии, поэтому сравнительно быстро Рузвельт отверг пресловутый план Моргентау (сентябрь 1944 года), В плане, разработанном министром финансов США Генри Моргентау, союзники задумали превратить Германию аграрную страну, а в дальнейшем разделить ее на северонемецкое и южнонемецкое государства. Они резко снизили производство топлива, тракторов, тягачей, стали и других продуктов, которые были необходимы для ведения войны. Они урезали производство удобрений на 82 процента. Они сильно занизили цены на все продукты немецкого экспорта (который они контролировали), лишая тем самым немцев денег, чтобы купить еду. За шесть месяцев после окончания войны, промышленное производство Германии упало на 75%.

Вскоре державы-победительницы стала связывать лишь одна общая цель: разоружение и демилитаризация Германии. Ее расчленение стало вскоре «отмирающей идеей», особенно когда западные державы в изумлении увидели, что Сталин сразу же после военного освобождения или захвата Польши и юго-восточной Европы начал массовую советизацию этих стран. 12 мая 1945 года Черчилль телеграфировал президенту США Трумэну о том, что перед фронтом советских войск опустился «железный занавес». «Что за ним происходит, нам неизвестно». С тех пор озабоченный Запад прикидывал, какими могли быть последствия, если бы Сталин был допущен к участию в принятии решений о проведении репарационной политики на Рейне и Руре. В результате случилось так, что на Потсдамской конференции (с 17 июля по 2 августа 1945 года), первоначальная цель, которой заключалась в послевоенном урегулировании в Европе, были приняты соглашения, которые скорее фиксировали, чем решали возникшие проблемы: единодушие было достигнуто только в вопросе денацификации, демилитаризации и демонополизации, а также воспитания немцев в демократическом духе. Далее, Запад дал свое чреватое последствиями согласие на выселение немцев из Польши, Венгрии и Чехословакии. Жестокое изгнание в последующее время около 7,75 млн. немцев находилось в явном противоречии с западными оговорками о «гуманном» осуществлении этого шага. Минимальный консенсус был достигнут лишь по вопросу о сохранении четырех оккупационных зон в виде экономических и политических единиц. Между тем каждая оккупационная власть должна была удовлетворить репарационные требования вначале за счет своей оккупационной зоны. Но, как впоследствии показало время, этим было задано основное направление развития политической обстановки: не только урегулирование репараций, но и привязка четырех зон к различным политическим и экономическим системам привели к тому, что «холодная война» проявлялась в Германии острее, чем где бы то ни было в мире. Тем временем в отдельных оккупационных зонах началось создание германских партий и административных органов. В трех западных зонах политическая жизнь развивалась снизу вверх.

Французская зона оккупации Германии В этой зоне французское военное правительство в 1945 и 1946 годах образовало земли Южный Баден, Вюртемберг-Гогенцоллерн и Рейнланд-Пфальц. Саар уже в феврале 1946 был вынесен из французской зоны и как протекторат подчинялся особому режиму с целью присоединения к Франции. К французской зоне также относился район Линдау-Бодензее. Он служил коридором, соединявшим с французской зоной оккупации Австрии, которая включала земли Форарльберг и Тироль.

Британская зона Германии: В этой зоне британская военная администрация в 1945 и 1946 годах образовала земли Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Шлезвиг-Гольштейн и Гамбург. С вступлением до этого независимой республики Липпе в январе 1947 года в землю Северный Рейн-Вестфалия процесс образования земель в этой зоне завершился. Штаб-квартира британской военной администрации находилась в городе Бад-Эйнхаузен.

В американскую зону входила южная часть Германии. Дополнительно были включены Бремен и Бремерхафен как порты снабжения. В этой зоне военное правительство в 1945 и 1946 годах образовало земли Бавария, Вюртемберг-Баден, Гессен и Бремен. Южная часть Берлина (районы Целендорф, Штеглиц, Шёнеберг, Кройцберг, Темпельхоф и Нойкёльн) составляли американский сектор оккупации Берлина и также находились под управлением американской военной администрации.

В соответствии с Ванфридским договором США и СССР обменялись несколькими населёнными пунктами на реке Верра в своих зонах, чтобы железная дорога Бебра-Гёттинген находилась в одной оккупационной зоне. Благодаря этому решению часть исторического района Айхсфельда оказалась в американской зоне и позже в составе земли Гессен.

Деятельность политических партий допускалась вначале только на местах, после образования земель они были разрешены и на земельном уровне. Лишь позже они стали объединяться в масштабе зон. На зональном уровне существовали лишь задатки административных органов. Но поскольку преодолеть материальную нужду в лежащей в развалинах стране можно было только при помощи широкого планирования, охватывавшего все зоны и земли, а совместная администрация четырех держав не функционировала, в 1947 году США и Великобритания решили осуществить экономическое объединение своих зон (Бизония).

Дуэль господствующих систем на Востоке и Западе, а также весьма различное проведение репарационной политики в отдельных зонах привели к блокаде общегерманской финансовой, налоговой, сырьевой и производственной политики, следствием чего явилось совершенно различное развитие регионов. Вначале в межзональной экономической администрации (Бизония/Тризония) не была заинтересована Франция. Сталин выдвинул требование об участии в контроле над Рурской областью и одновременно изолировал свою зону. Так, он не допускал никакого вмешательства запада в проводимую с коммунистической ориентацией политику создания официальных учреждений в СЗО. Перед лицом советской политики Запад был беспомощен, как, например, в апреле 1946 года, когда произошло принудительное объединение Коммунистической партии Германии (КПГ) и Социал-демократической Германии (СДПГ) в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ). На фоне все большего превращения СЗО в коммунистическую диктатуру англичане и американцы начали форсировать восстановительные процессы в своих зонах. При этом западные оккупационные державы исходили из следующего: если невозможно создать единую администрацию в послевоенной Германии, то следует, по меньшей мере, смягчить нужду и бедственное положение людей в западных зонах и приступить к созданию свободного и демократического государственного строя. По времени начало «холодной войны» и раскол Германии следовали почти друг за другом.

Речь государственного секретаря Бирмса 6 сентября 1946 года в Штутгарте зримо обозначила поворот событий. Сталинская оккупация и границы Польши были охарактеризованы им лишь как временные. По его концепции, в западной Германии изменилась суть военного присутствия западных союзников: оккупационная и контрольная власть превратилась в «защитную». «Мягкая» репарационная политика должна была удерживать немцев от национал-реваншизма и поощрять их к сотрудничеству. По инициативе Великобритании и США и после преодоления сопротивления Франции была, наконец, создана Тризония, как единое западное экономическое пространство. Опасность дальнейшего советского продвижения на Запад после государственного переворота в Праге 25 февраля 1948 года побудила в конечном счете и Францию придерживаться союзнических интересов. Идея Бирнса наглядно отразились в заключении Брюссельского договора (17 марта 1948 года), а затем и в Североатлантическом договоре (4 апреля 1949 года). Такое договорное сообщество могло функционировать только в том случае, если бы западная Германия была единым политическим и экономическим целым.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации