Контрольная работа - файл n1.doc

Контрольная работа
скачать (88 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc88kb.01.06.2012 12:27скачать

n1.doc



Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Калужский государственный педагогический университет

им. К.Э. Циолковского


Кафедра физвоспитания

Методика проведения подвижных игр


Контрольная работа по Теории физического

воспитания в начальных классах

Студентки 1 курса, группы НОЗ-11

Заочного отделения

факультета начального образования
Калуга

2009

Содержание


  1. Педагогические задачи применения подвижных игр на уроках физической культуры 3

  2. Методика проведения подвижных игр на уроках физической культуры 9

  3. Заключение 15

  4. Список литературы 17

Педагогические задачи применения подвижных игр на уроках физической культуры
На уроках физической культуры подвижные игры применяются в тесном взаимосочетании с другими средствами физического воспитания.

Основные педагогические задачи, которые учитель ставит на уроках физической культуры, разрешаются путем комплексного использования различных средств физического воспитания.

Игры должны помогать нормальному росту, развитию и укреплению костно-связочного аппарата, мышечной системы и, в частности, формированию правильной осанки учеников. Вот почему для уроков физической культуры надо подбирать игры, различные по двигательному содержанию, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую работу большие мышечные группы тела (в частности, мышцы спины и живота). Следует исключать игры, связанные с чрезмерными мышечными напряжениями и однообразными медленными движениями.

Проводя игры с умеренной и большой подвижностью, нужно укреплять органы дыхания, кровообращения, содействовать хорошему обмену веществ.

Игры должны благоприятно влиять на нервную систему детей. Для этого надо проводить игры так, чтобы дети не переутомлялись, действия, требующие большой затраты сил и энергии, должны чередоваться с кратковременными перерывами, являющимися активным отдыхом. Большое значение имеет также неоднократное повторение игр в ряде уроков, благодаря чему дети постепенно освобождаются от ненужных движений, мешающих экономным действиям, приучаются вести себя более спокойно. С I класса следует требовать строгого соблюдения правил игры. Это приучает детей к сдержанности. Следует стремиться к тому, чтобы игры содействовали проявлению у детей положительных эмоций.

Надо предупреждать случаи ссор, не допускать чрезмерных нагрузок на память и внимание. Трудность игр по сложности взаимодействий участников должна возрастать постепенно.

При подборе игр надо учитывать общую нагрузку урока в и соответственно определять место игры среди других видов упражнений.

Задача укрепления здоровья учеников требует также, чтобы игры были доступны детям. В отдельных случаях (в II-IV классах) следует облегчать для девочек выполнение действий на быстроту, силу и выносливость по сравнению с требованиями, предъявляемым к мальчикам. Необходимо учитывать данные о принадлежности учеников по состоянию здоровья к определенным медицинским группам. Очень важно предоставлять ученикам возможность творчески, целесообразно проявлять в играх разнохарактерную двигательную деятельность.

Для уроков физической культуры в I-II классах подходят игры с простейшими взаимодействиями играющих. Это – групповые игры без водящих или с единоборством против водящих, а также игры с разделением на команды, в которых участники непосредственно не встречаются в борьбе за место, за мяч, не затрудняют действия один другому.

Для воспитания ловкости используются игры, побуждающие учеников быстро переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке; кроме того, полезны игры, в которых требуется быстро сообразовать действия с товарищами (по различным заданиям, сигналам).

Для воспитания быстроты хороши игры, требующие мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы (например, игры, требующие незамедлительных действий по условному возгласу, взмаху флажком, прикосновению к ладони игрока и т.п.). Для этого же подходят игры с упражнениями во внезапных остановках, задержках и возобновлениях передвижения.

Воспитанию выносливости соответствуют игры с неоднократными повторениями действий, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной с большой затратой сил и энергии. Однако следует читывать, что общее число повторительных действий должно быть невелико и чередоваться с короткими перерывами для отдыха; на непрерывную деятельность играющих должно отводиться относительно короткое время.

Для воспитания силы подходят игры, требующие проявления кратковременных скоростно-силовых напряжений, умеренных по нагрузке (например, игры с метаниями на дальность мешочков, наполненных песком, игры с прыжками в длину).

Для уроков с учениками III-IV классов применяются игры с более сложными взаимодействиями между играющими. К таким играм относятся, во-первых, групповые игры с борьбой против водящих, где предусматривается оказание друг другу взаимопомощи; во-вторых, также игры с разделением на команды, в которых «противники» непосредственно встречаются друг с другом, состязаясь в ловкости и быстроте бега, в умении увертываться от мяча, в сталкивании с места и перетягивании.

В играх на уроках физической культуры III-IV классов важно закреплять усвоенные учениками умения и навыки в беге, прыжках, метаниях, передвижении на лыжах, знакомить детей с основами техники и тактики баскетбола. Наиболее подходящими для этого играми являются такие, в которых «противники» не вступают между собой в непосредственное соприкосновение, не затрудняют действия один другому. Уточнению многих игровых действий хорошо помогают направляющие ориентиры (например, рисунки, линии на полу; применение веревочек, городков как указателей направления перебежек и т.д.)

Воспитывая ловкость, следует подбирать для учеников III-IV классов игры, в которых требуется: без промедления переходить от одних действий к другим точным действиям; проявлять способность к мелким двигательным координированным движениям, а также уметь быстро сообразовывать свои действия с действиями других играющих.

Воспитанию быстроты соответствуют игры, в которых необходимы незамедлительные двигательные ответы на изменяющуюся игровую обстановку; кроме того, для этого подходят игры с преодолением небольших дистанций (до 25-30 м) в кратчайший срок.

В целях воспитания выносливости в играх можно отводить более продолжительное время на непрерывную двигательную деятельность, связанную со значительной нагрузкой в беге, прыжках, сопротивлениях «противнику».

Следует также применять игры, содействующие воспитанию силы: игры со скоростно-силовыми напряжениями (например, «Бой петухов») и собственно-силовыми напряжениями («Перетягивание через черту»).

Организуя игры с учениками I-II классов, учитель может вести следующую воспитательную работу:

Использовать сюжеты, правила игр и взаимодействия играющих для формирования у учащихся правильных понятий и суждений о взаимоотношениях людей в труде, быту, о картинах и явлениях природы.

Воспитывать интерес выступать в роли помощников учителя при проведении игр.

Приучать детей быстро и организованно занимать места к началу игры, организованно и объективно выбирать водящих; начинать и прекращать игру по указанию учителя; играть в пределах установленных границ площадки, соблюдать правила игр, бережно обращаться с инвентарем для игр.

Воспитывать уважение к товарищам по игре, привычку играть дружно. Для этого, например, следует приучать детей не толкать нарочно друг друга, уступать дорогу при перебежках, не отнимать мяч у товарища, если он первым поймал или поднял мяч; осаливая, не ударять рукой, но лишь касаться ею товарища; не сердиться на товарища, если в игре он нечаянно задел или тронул; признавать особые права водящих, самому нарочно подолгу не водить; стараться выручать товарищей из опасных положений, помогать им в действиях против водящих; не дразнить проигравших, не смеяться над неловкостью товарищей; не хвалиться при выигрыше, не оставлять игру при неудаче; сохранять дружеские отношения с победившим или проигравшим товарищем; подчиняться указаниям помощника учителя в игре.

Воспитывать интерес к преодолению трудностей, препятствий на пути к достижению намеченной в игре цели. Для этого надо приучать детей внимательно выслушивать объяснения игры, возможно правильнее находить свое место во время игры и сообразовывать свои действия с действиями товарищей; своевременно и находчиво применять лучшие способы ухода от водящего, использовать наиболее благоприятные возможности для того, чтобы осалить рукой, мячом «противника».

Приучать детей не оставаться подолгу вне игры; не оставаться позже всех за условной линией, полосой, которую надо перейти, перебежать, перепрыгнуть; не прятаться за других водящих, не отставать при перебежках; больше находиться в опасных местах; принимать на себя за товарищей действия, связанные с опасностью быть осаленным, потерять интересную роль.

Побуждать детей творчески применять отдельные приемы и целостные действия в играх, основываясь на запоминаемых основных правилах данной игры.

Поощрять стремление к согласованным решениям при выполнении организованных построений к играм, в выполнении правил, в дружной игре, в фактах взаимопомощи.

Удовлетворять интерес детей к драматизированным играм, играм с элементами хоровода, с ритмическими движениями.

В связи с поведением игр в III-IV классах учитель продолжает в преемственном порядке воспитательную работу.

Учитель объясняет ученикам, что, занимаясь подвижными играми, они укрепляют свое здоровье, учатся быстрее бегать, ловко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, увереннее передвигаться на лыжах, готовиться к более сложным спортивным играм.

Приучать детей занимать места к началу игры так, как это наиболее выгодно, удобно для всей группы, команды; учитывать по ходу игры справедливые замечания товарищей; спокойно ожидать очереди активного вступления в игру

Воспитывать уважение к членам команды «противника», приучать детей не допускать грубостей по отношению к игрокам другой команды, в случаях единоборства выбирать «противника» не слабее себя.

Воспитывать чувство долга перед коллективом, командой, стремиться к тому, чтобы дети осознавали недопустимость перехода во время игры на сторону «противника».

Воспитывать в детях привычку подчиняться капитану, старшему в команде.

Учить детей распознавать слабые и сильные стороны в действиях защиты и нападения отдельных игроков и команды «противника»; использовать эти знания в согласованных действиях с товарищами для достижения победы своей группы, команды.

Приучать играющих к тому, чтобы они стремились использовать все возможности для выручки наибольшего числа товарищей из невыгодных или опасных положений.

Требовать волевой осознанной работы по запоминанию правил.

Приучать детей видеть красивое и вежливое в игре, в умелом выполнении задач по взаимопомощи, в удачных игровых приемах, в честной, острой и стойкой борьбе отдельных игроков и команд за первенство.

Указанные выше задачи в процессе каждой игры разрешаются в тесной взаимосвязи.
Методика проведения подвижных игр
Подготовка к проведению игры. До начала урока готовится необходимый инвентарь. Громоздкие гимнастические снаряды и мебель могут иногда мешать подвижной игре; их расставляют по сторонам, освобождают как можно больше места.

Для расстановки снарядов (например, гимнастических скамеек, стоек для прыжков) назначаются несколько учащихся. При этом необходимо учитывать возраст и силы детей, вес груза и дистанция.

Если одновременно здание выполняется двумя-тремя группами детей, то переноску и расстановку снарядов можно организовать в форме состязания на лучший результат.

Рекомендуется заранее обозначить условные линии, требующиеся для игры. Если игры проводятся на одном и том же месте, то площадка может быть расчерчена несколькими постоянными линиями, наиболее употребительными в большинстве подвижных игр.

Участникам команд следует раздавать отличительные нарукавные повязки.

Вступление в игру. Объяснять игру надо понятно и наглядно, но в тоже время кратко. Иногда полезно сопровождать рассказ показом действий или приемов, встречающихся в игре.

Предварительные объяснения должны обеспечить организованное начало игры. Дополнительные указания, уточняющие ход игры, лучше давать в самом процессе игры.

После того как игра в основном объяснена, надо осведомиться о том, всем ли игра понятна. Желающие задать вопросы поднимают и спрашивают, когда учитель это разрешает.

При проведении знакомых игр желательно кратко напомнить основные правила организуемой игры. Размещать играющих надо быстро и четко. Для проведения многих игр требуется выделение водящих.

Водящие могут назначаться самим учителем. При назначении водящего следует обосновывать свой выбор, чтобы дети не считали учителя пристрастным к отдельным участникам.

Водящий может быть выделен также путем опроса игроков; выделяется тот игрок, которого выберет большинство участников. При этом можно подсказывать детям, чтобы они выбирали тех, кто умеет метко попадать в цель, или тех, кто умеет ловко догонять и т.д. Этот способ активизирует детский коллектив, приучает играющих серьезно и ответственно относиться к выбору водящих.

Водящий также может быть выбран при помощи считалки. В таком случае можно прибегнуть к помощи детей. Такой метод хорошо применять в классе с небольшой численностью.

В ряде подвижных игр дети делятся на команды. От правильного разделения на команды часто зависит успех игры.

Распределять учащихся по командам можно следующими способами:

Для подсчета очков, раздачи и установки пособий, а также для наблюдения за пособиями во время игры учитель может назначать помощников. Несложную разметку площадки учитель может поручить ученикам, дав им соответствующие указания.

Ход игры. Для начала игры учитель подает условный сигнал или разрешает начать игру простым обращением к детям. Сигналом к началу игры могут быть: хлопок в ладоши, команда «Можно!», условный знак рукой, взмах флажком, свисток и т.п.

Обычно учитель не принимает непосредственного участия в игре. Но, даже играя, педагог не ослабляет наблюдения за коллективом. Участвуя в игре, он не должен снижать, а тем более подавлять активность играющих детей. Во всех случаях необходима объективная, своевременная оценка действий рядовых игроков, водящих, капитанов команд, команд и коллективов в целом.

Во время игры учитель выбирает себе такое место, чтобы не мешать играющим и в то же время видеть всех детей; он может переходить с одного участка площадки на другой, если надо дать разъяснения отдельным игрокам, предупредить ошибку, сделать поправки.

Внося в игру те или иные коррективы, надо соблюдать известную меру: излишняя требовательность и педантичность могут снизить интерес к игре со стороны участников. Следует наблюдать за тем, чтобы интерес отдельных играющих не переходил в нездоровый азарт, а предопределение тех или иных препятствий в игре исключало случаи травм участников и не было опасным для окружающих.

Детей, переоценивающих свои силы и поэтому слишком увлекающихся, следует сдерживать. Менее физически крепким детям в первую очередь предоставляют роли, позволяющие возможно чаще переключаться от активных действий к более спокойному состоянию, активному отдыху.

Вывод участника из игры до ее окончания можно практиковать лишь как крайнюю меру педагогического воздействия в случаях недисциплинированности данного игрока, неоднократного умышленного нарушения им правил игры или же в случаях необходимости ограничить в действиях менее крепких физически игроков. Одному и тому же игроку нецелесообразно разрешать слишком долго быть водящим. Это особенно недопустимо в тех играх, где роль водящего связана со значительной подвижностью или с большим напряжением внимания.

Чтобы переключить стремление игроков обязательно и поскорее стать водящим на другую целевую установку действий – бороться с водящим, в некоторых играх можно вводить условие, согласно которому каждый побывавший водящим получает одно очко проигрыша. Проигрывает тот, кто побывает большее количество число раз в роли водящего.

При начальном разучивании игр с разделением на команды учитель, прежде всего, должен обращать свое внимание на качество выполнения игровых действий. Играющие обеих сторон нацеливаются на то, чтобы выполнить задачу наиболее ловко, точно, удачно, без ошибок и нарушений правил.

В некоторых играх одна команда является нападающей, другая – защищающейся. После подведения итогов игру повторяют, изменяя роли команд. Если учет результатов ведется по сыгранным партиям, то в случае ничьей после двух игр проводится третья, которая и решает победу той или другой команды. В играх с повторяющимися действиями команд («День и ночь») каждой команде предоставляется одинаковое количество повторений определенных наступательных и оборонительных действий.

Результаты достижений каждой из команд обычно объявляются по ходу игры, что значительно повышает к ней интерес. Внимательно наблюдая за состоянием и поведением играющих, учитель имеет возможность усиливать или уменьшать ее общую подвижность. Это достигается путем применения следующих способов, каждый из которых может быть использован самостоятельно или в комбинации с другими:

  1. установление кратковременных перерывов или проведение игры без перерывов;

  2. увеличение или уменьшение количества повторений игры или ее отдельных эпизодов;

  3. увеличение или уменьшение общего времени на игру;

  4. удлинение или сокращение дистанций для перебежек, расширение или сокращение общего участка для игры; облегчение и уменьшение (или осложнение и увеличение) количества препятствий; облегчение или увеличение веса передаваемых предметов

  5. увеличение или сокращение числа игроков в командах или играющем коллективе; проведение групповых игр одновременно со всеми участниками или разделение играющих на две или несколько подгрупп, в каждой из которых одна и та же игра ведется самостоятельно.

Окончание игры. Наиболее правильно заканчивать игру тогда, когда участники наигрались, но не устали. Никогда не следует продолжать игру до тех пор, пока со стороны самих играющих послышатся заявления о перемене игры, о том, что они наигрались и т.д. Снижение интереса к игре со стороны участников – один из признаков утомления игрой; до этого момента доводить игру нельзя.

Непосредственно после окончания игр с бегом, прыжками, борьбой, сопротивлениями целесообразно давать спокойную ходьбу, проводить простейшие хороводные построения или спокойную игру с ходьбой.

Пособия убираются на места, инвентарь собирается учителем или помощником.

Результаты игры объявляются учителем только при условии должной тишины и внимания со стороны играющих. Сообщение результатов должно сопровождаться кратким разбором проведенной игры, указаниями учителя на примере хорошей игры отдельных участников и на допущенные в игре ошибки (если они имели место).

Подвижные игры можно включать во все части урока. В подготовительной части урока рекомендуется использовать малоподвижные и несложные игры, способствующие организации внимания, а также игры средней интенсивности с упражнениями общеразвивающего характера.

В основной части урока необходимо использовать подвижные игры с бегом на скорость, с увертыванием, с прыжками, с сопротивлением, с преодолением препятствий, метанием в подвижную и неподвижную цель. Если содержание всей основной части урока отведено подвижным играм, то более интенсивные игры чередуются в ней с менее интенсивными, причем подбираются игры различные и по характеру движений.

В заключительной части урока проводятся игры малой и средней интенсивности, которые способствуют активному отдыху после нагрузки в основной части урока. Это могут быть игры для организации внимания с несложными правилами.

Некоторые уроки в 1-4 классах могут полностью состоять из игр. Проведение такого урока требует тщательного подбора подвижных игр со стороны учителя, а от учеников – владения некоторыми игровыми навыками и организованного поведения. В такой урок лучше включать 3-4 знакомые игры и 1-2 новые игры. Гораздо интереснее такой урок пройдет, если все игры будут связаны какой-то темой (сюжетом).

Заключение
В программе физической культуры учащихся I-IV классов указан перечень подвижных игр по годам обучения. Выбор каждой игры зависит от педагогических задач данного урока. При этом необходимо учитывать содержание и методику прохождения другого материала, включаемого в урок. Во избежание переутомления и перевозбуждения учащихся не следует, например, включать игры с прыжками и сопротивлениями в урок, на котором намечено проводить упражнения в беге или прыжках; на одном и том же уроке нежелательно сочетать разучивание гимнастических упражнений и новой игры.

Как правило, игры надо проводить на основании и в подкреплении тех умений и навыков, которые учащиеся получают в процессе занятий гимнастикой, легкой атлетикой или лыжной подготовкой. При выборе той или иной игры следует учитывать организованность и степень дисциплины учеников данного класса. Очень важно правильно определять место игр среди других занятий. Знакомую подвижную игру, не занимающую много времени, можно дать, например, в виде разминки перед упражнениями, связанными со значительными мышечными напряжениями. После подобных упражнений можно проводить спокойную игру (с ходьбой, передачей мяча).

Очень важно заранее предусматривать время на игру в условиях урока. Переходить от игры к следующему упражнениям надо организованно, без затраты лишнего времени. Точно так же в целях соблюдения плотности урока необходима четкая организация начала и хода игры. Проведение игры с определенными педагогическими задачами не должно нарушать живости, непринужденности действий играющих.

В каждом классе надо проводить часть игр, знакомых учащимся по предыдущему классу, и разучивать новые. Игры следует включать в содержание занятий на каждую четверть. В каждой четверти занятия играми должны помогать закреплению ранее пройденного учебного материала и содействовать лучшему усвоению упражнений, намеченных на данную и последующую четверти. Необходимо учитывать условия сезона. На 1-ю и 4-ю четверти следует намечать игры, требующие просторных мест для проведения. Для 2-й и 3-й четвертей больше подходят игры, которые возможно организовать в условиях сравнительно небольшого помещения, а также игры, пригодных для проведения зимой на воздухе, игры на лыжах (в III класса). Не следует перегружать играми одну четверть за счет другой.

Во II, III и IV классах ближе к концу учебного года учитель может проводить контрольные подвижные игры. Это покажет, стали ли дети более организованными, как они научились играть и действовать в составе класса, насколько они умеют использовать в разнообразной игровой обстановке приобретенные знания и навыки.

Список литературы


  1. Методические рекомендации по проведению подвижных игр в различных формах физкультурно-оздоровительной работы /канд. пед. наук Дробейко Н.И., канд. пед. наук, доцент Щеголев В.В. – Калуга, 2005, с.3-5

  2. Физическая культура в I-IV классах /Под ред. З.И. Кузнецовой. Пособие для учителей. – Ленинград.: Учпедгиз, 1961, с.163-174



Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации