Курсовая работа - Физическая реабилитация при спастическом гемипарезе - файл n1.doc

Курсовая работа - Физическая реабилитация при спастическом гемипарезе
скачать (159.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc160kb.05.06.2012 09:07скачать

n1.doc

Кафедра Реабилитологии
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПРИ

СПАСТИЧЕСКОМ ГЕМИПАРЕЗЕ

Курсовая работа по дисциплине
«Физическая реабилитация »


По специальности

«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

(Адаптивная физическая культура)»


Научный руководитель:
____________________


Нижний Новгород

2011
Содержание
Сокращения, используемые в работе …………………………………………. 3
Глава 1. Спастический гемипарез. Определение. Этиология …………….4
Глава 2. Физическая реабилитация больных со спастическим гемипарезом ……………………………………………………………………7

2.1.Понятие о физической реабилитации …………………………… 7

2.2.Роль средств физической реабилитации при спастическом гемипарезе ……………………………………………………………………. 11

2.3. Лечебная физическая культура ……………………………….. 15

2.4.Лекарственный электрофорез …………………………………. 16

2.5.Электростимуляция ……………………………………………. 19

2.6. Ультрафиолетовое излучение ………………………………… 23

2.7. Парафино - и озокеритолечение ……………………………… 25

2.8.Лечебный массаж ……………………………………………… 28

2.9.Водолечение ……………………………………………………...32

Список использованной литературы ……………………………………. 33

Приложения ………………………………………………………………....


Список сокращений
ДЦП – детский церебральный паралич.

И.п. – исходное положение.

ЛФК – лечебная физическая культура.

ФУ – физические упражнения.


Глава 1. Спастический гемипарез. Определение. Этиология.


Спастический гемипарез — односторонний паралич (парез), при котором стра­дают преимущественно верхняя конечность. Иногда поражение руки на­столько доминирует, что создается впечатление о монопарезе. У боль­шинства больных гемипарез становится очевидным уже в первые меся­цы жизни. У части детей он может проявиться позже, в результате травмы или инфекционного заболевания. В этом случае его обозначают как инфантильную гемиплегию и выделяют из группы ДЦП. При гемиплегии как форме ДЦП рука больного приведена к туловищу, согнута в локтевом суставе, а при длительном процессе и сильной выраженности спастичности мышц может развиться контрактура. Конечности на по­раженной стороне, в том числе их костная основа, бывают короче и тоньше. Сухожильные и надкостничные рефлексы высокие с обеих сто­рон, чаще выше на пораженной стороне. На этой же стороне или с двух сторон можно вызвать сгибательные и разгибательные стопные патологические рефлексы и клонусы. На стороне поражения обычно выявляется недостаточность VII и XII пар черепных нервов, брюшные рефлексы могут отсутствовать или быть сниженными. Иногда удается отметить на этой же стороне легкое снижение чувствительности и гомонимную гемианопсию. В пораженных конечностях обнаруживаются синкинезии, а иногда и гиперкинезы, например атетоз, большие судорож­ные припадки или джексоновские судороги (весьма характерная осо­бенность).

При трудности разграничения одного синдрома от другого говорят о смешанных, комбинированных формах ДЦП.

Сопутствующие ДЦП нарушения: умственная отсталость, судорож­ный синдром, речевые расстройства. Умственная отсталость наблюдается у 60—75 % больных (наиболее часто встречается при двойной гемиплегии и редко при гиперкинетических формах ДЦП). Судорожный син­дром часто отмечается при спастической диплегии и гемиплегии (судо­роги в основном генерализованного характера), а при гиперкинетиче­ских формах ДЦП почти не встречается. Речевые расстройства прояв­ляются задержкой речевого развития, дизартрией, алалией, рече­вым недоразвитием в связи с глухотой или выраженной тугоухостью, а также глубокой умственной отсталостью.

При спастической гемиплегии нарушения отмечаются преиму­щественно на одной стороне. В руке больше повышен мышечный тонус сгибателей, а в ноге - разгибателей. Поэтому рука согнута в локтевом суставе, приведена к туловищу, а кисть сжата в кулак. Нога разогнута и повернута внутрь. При ходьбе ребенок опирает­ся на пальцы. Сухожильные рефлексы высокие с расширенной зо­ной на стороне пареза (иногда с двух сторон); могут быть клонусы стоп и коленной чашечки; вызываются патологические рефлексы. Паретичные конечности отстают в росте от здоровых.

Прогноз двигательного развития зависит от степени тяжести гемипареза, но в большинстве случаев при своевременно начатом и адекватном лечении он благоприятный. Практически все больные ходят самостоятельно. Возможность самообслуживания зависит от степени поражения руки. Социальная адаптация ребенка в большей мере определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями и наличием расстройства поведения.

Этиология.

Глава 2. Физическая реабилитация больных со спастическим гемипарезом
2.1.Понятие о физической реабилитации
Физическая реабилитация - составная часть медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, система мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов. Или короче: физическая реабилитация - это составная часть медицинской и социально-трудовой реабилитации, использующая средства и методы физической культуры, массаж и физические факторы

Физическую реабилитацию следует рассматривать как лечебно-педагогический и воспитательный процесс или, правильнее сказать, образовательный процесс. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их - всегда педагогический, образовательный процесс. Качество его зависит от того, насколько методист овладел педагогическим мастерством и знаниями Поэтому все законы и правила общей педагогики, а также теории и методики физической культуры чрезвычайно важны в деятельности реабилитатора (реабилитолога) - специалиста по физической реабилитации. Он должен быть прежде всего хорошим педагогом - специалистом по физическому образованию, физической культуре и в то же время обладать глубокими знаниями сущности патологических процессов и болезней, с которыми ему приходится встречаться у своих пациентов Он обязан уметь определять, какие методы и средства окажут общее воздействие на организм, а какие - местное, локальное или, лучше сказать, специфическое, дифференцировать нагрузку в зависимости от вида патологии и состояния больного. Это непросто даже для опытного специалиста, если не знать и не использовать методы оценки (контроля) воздействия нагрузок на организм пациентов и эффективности реабилитационных мероприятий.

Физические упражнения дают положительный эффект в реабилитации, когда они, во-первых, адекватны возможностям больного или инвалида, а во-вторых, оказывают тренирующее действие и повышают адаптационные возможности, при условии, что методист знает и учитывает ряд методических правил и принципов физической тренировки.

Суть тренировки в многократной, систематически повторяющейся и постепенно повышающейся физической нагрузке, которая вызывает в организме человека положительные функциональные, а порой и структурные изменения. В результате тренировки механизмы регуляции нормализуются, совершенствуются, повышая адаптационные возможности организма больного к динамически изменяющимся условиям среды. С одной стороны, оформляются и укрепляются новые или совершенствуются уже существующие двигательные навыки, с другой - развиваются и совершенствуются различные физические качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость, и др.), которые определяют физическую работоспособность организма. Никакие другие средства и методы реабилитации не в состоянии заменить физические упражнения. Только в результате их воздействия мы в состоянии восстановить и совершенствовать физическую работоспособность больного, которая, как правило, заметно снижается при патологических процессах.

В процессе лечебно-восстановительной тренировки важно соблюдать следующие физиологически обоснованные педагогические принципы:

Индивидуальный подход к больному. При разработке реабилитационной программы необходимо учитывать возраст, пол и профессию пациента, его двигательный опыт, характер и степень патологического процесса, и функциональные возможности больного.

Сознательность. Только сознательное и активное участие самого больного в процессе реабилитации создает необходимый психоэмоциональный фон и психологический настрой реабилитируемого, что повышает эффективность при - меняемых реабилитационных мероприятий.

Принцип постепенности особенно важен при повышении физической нагрузки по всем ее показателям: объему, интенсивности, количеству упражнений, числу их повторений, сложности упражнений как внутри одного занятия, так и на протяжении всего процесса реабилитации.

Систематичность - основа лечебно-восстановительной тренировки на протяжении процесса реабилитации, протекаю щей порою до нескольких месяцев и лет. Только систематически применяя различные средства реабилитации, мы можем обеспечить достаточное, оптимальное для каждого больного воздействие, позволяющее повышать функциональное состояние организма больного.

Цикличность. Чередование работы и отдыха с соблюдением оптимального интервала (отдых либо между двумя упражнениями, либо между двумя занятиями). Если следующее занятие придется на фазу суперкомпенсации, то эффекты от тренировки суммируются и функциональные возможности повышаются на новом, более совершенном уровне.

Системность воздействия (или поочередность), т.е. последовательное чередование исходных положений и упражнений для различных мышечных групп.

Новизна и разнообразие в подборе и применении физических упражнений, т.е.10-15% физических упражнений должны обновляться, а 85-90% повторяться для закрепления достигнутых успехов лечения.

Умеренность воздействия средствами физической реабилитации означает, что физические нагрузки должны быть умеренными, возможно более продолжительными, либо на грузки должны быть дробными, что позволит достичь адекватности нагрузок состоянию пациента.

Поскольку основное средство физической реабилитации - физические упражнения и их применение, т.е. тренировочный процесс, хотя и несколько специфичный, то для повышения функционального состояния систем организма необходимо последовательно и неуклонно увеличивать нагрузку по всем ее основным параметрам. Однако состояние реабилитируемого пациента нередко не позволяет увеличивать ее в объеме, необходимом для существенного повышения работоспособности больного. Поэтому оптимизация нагрузок необходима в течение реабилитации и особенно в начальном периоде. Имеется в виду строгое дозирование физической нагрузки, рациональный подбор средств лечебно-восстановительной тренировки: предпочтительны дробные нагрузки и их волнообразный характер, правильное соотношение работы и отдыха и максимальное использование средств, снимающих напряжение и способствующих ускоренному восстановлению с учетом строгой индивидуализации.

Наконец, сочетание общего и специального воздействия в процессе реабилитации следует понимать следующим образом:

общая тренировка преследует цель общего оздоровления организма, улучшение функций органов и систем, нарушенных болезненным процессом, развитие и закрепление моторных навыков и волевых качеств. С общебиологической точки зрения тренированность больного человека - важный фактор его функциональной приспособляемости, в которой очень большую роль играет систематическая мышечная деятельность;

специальная тренировка призвана развить функции, нарушенные в связи с заболеванием или травмой, восстановить конкретные двигательные действия или умения, необходимые пациенту в быту и трудовой деятельности.


2.2.Роль средств физической реабилитации при спастическом гемипарезе

Одной из причин ухудшения состояния больного с гемипарезом является снижение его двигательной активности. Доктор медицинских наук А. Б. Гандельсман (1986) писал: «Движение, как таковое, может заменить все лечебные средства мира, но ни одно лекарство по своему действию не может заменить движение». Одним из важнейших средств физической реабилитации при гемипарезе являются ФУ. Применение ФУ при сердечно-сосудистых заболеваниях позволяет использовать все 4 механизма их лечебного действия: тонизирующего влияния, трофического действия, формирования компенсаций и нормализации функций. Улучшение функций всех органов и систем под воздействием ФУ предупреждает осложнения, активизирует защитные силы организма и ускоряет выздоровление. Улучшается психоэмоциональное состояние больного, что, несомненно, также положительно влияет на процессы саногенеза.

Физические упражнения усиливают функциональную пе­рестройку всех звеньев нервной системы, оказывая стимули­рующее влияние как на эфферентные, так и на афферентные системы. В основе механизма действия физических упражне­ний лежит процесс упражнения, поэтому динамическая пере­стройка нервной системы затрагивает и клетки коры голов­ного мозга, и периферические нервные волокна. При выпол­нении физических упражнений усиливаются различные реф­лекторные связи (кортико-мышечные, кортико-висцеральные, а также мышечно-кортикальные), что способствует бо­лее согласованному функционированию основных систем организма. Активное вовлечение больного в процесс созна­тельного и дозированного упражнения служит мощным сти­мулятором формирования субординационных влияний. Высо­кая пластичность центральной нервной системы позволяет путем систематических занятий ЛФК выработать новый ди­намический стереотип, обусловливающий точность, коорди­нацию и значительную экономизацию реакций. ЛФК оказы­вает нормализующее влияние на нарушенное соотношение торможения и возбуждения в нервной системе. Важную роль в нейрогуморальной регуляции при физических упражнениях играет вегетативная нервная система, которая иннервирует мышечную ткань, регулирует в ней обмен веществ, приспо­сабливает ее к функциональной деятельности. Стимулирует­ся также функция сердечно-сосудистой, дыхательной и дру­гих систем организма, что улучшает питание работающих мышц, ликвидирует застойные явления, ускоряет рассасыва­ние очагов воспаления. Положительные эмоции при выпол­нении физических упражнений развиваются у больного на фоне безусловных и условных связей. Они способствуют мо­билизации различных физиологических механизмов и отвле­кают пациента от болезненных переживаний [6].

Лекарственный электрофорез.

Электростимуляция.

Под действием высокоэффективного биполярного импульсного тока от электростимулятора в организме усиливается кровообращение, восстанавливаются двигательные функции, чувствительность, снижается болевой синдром, улучшаются все виды обмена (жировой, углеводный, белковый), нормализуются тканевое дыхание и трофическая функция, в целом повышаются сопротивляемость и выносливость организма [ 5].

 Ультрафиолетовое излучение активирует мозговое кро­вообращение. Многообразно действие ультрафиоле­тового излучения на нервную систем: повышение возбудимости сменяется ее понижением; затем на­ступает парабиотическая и парадоксальная фаза. Парабиоз, возникший в месте облучения, постепенно распространяется на весь нерв. Корковые процессы: малые эритемные дозы ослабляют внутреннее тор­можение, большие дозы вызывают сначала возбуж­дение, затемполное торможение. Велико влияние облучений на тонус вегетативной нервной системы. Однократное воздействие малыми дозами стимули­рует активность симпатического отдела, больши­миугнетает его. Повторные облучения малыми дозами постепенно уменьшают, а большими повы­шают функциональные изменения симпатического и парасимпатического отделов нервной системы. Ультрафиолетовые лучи воздействуют на все виды деятельности нервной системы. Они снижают болевую чувствительность, как в месте облучения, так и в отдаленных от него органах и системах [1].

Парафино- и озокеритолечение способствует распространению тепла в тканях на большую глубину, а также уменьшению просвета периферических сосудов и ускорению кровотока в них. Процедуры парафинотерапии способствуют расширению капилляров, вызывают покраснение кожи. В связи с этим в органах и тканях усиливается местный обмен веществ, активизируются обменные процессы в организме, что ускоряет выведение шлаков из органов и тканей. Усиление местного потоотделения также способствует выведению из организма токсических веществ. Все это обусловливает противовоспалительное и стимулирующее действие.

Лечебный массаж оказывает общеукрепляющее влияние на мы­шечную систему. Под его воздействием нормализуется тонус и эластические свойства мышц, улучшается их сократитель­ная функция и возрастает работоспособность. Активация кровоснабжения массируемых мышц приводит к улучшению их питания и препятствует развитию в них атрофических про­цессов, что имеет важное значение при параличах и парезах [6].

Вибротерапия возбуждает пре­имущественно механорецепторы кожи, первичные окон­чания мышечных веретен и вегетативные нервные про­водники, что приводит к расширению сосудов мышечного типа, усилению локального крово- и лимфооттока, акти­вации трофики тканей и снижению мышечного тонуса.

Водолечение. Лечебное воздействие воды обусловлено комплексным влиянием теплового и механического (гидростатического) факторов. На снижение температуры организм рефлекторно от­вечает повышением теплопродукции, кровоток в коже усиливается (хотя всегда необходимо помнить об опасно­сти переохлаждения). Воздействие холодом вовлекает в реакцию вегетативную нервную систему, вызывает изме­нение интенсивности обмена веществ и регуляции функ­ции внутренних органов. Общие холодовые процедуры способствуют закаливанию, повышают устойчивость к колебаниям температуры, оказывают тонизирующее и болеутоляющее действие [1].
2.3. Лечебная физическая культура

Лечебную гимнастику назначают после того, как минует острый период заболевания или травмы, в подострой и хронической стадии.

При спастических параличах следует снизить тонус спастических мышц, уменьшить проявление повышенной возбудимости мышц, укрепить паретичные мышцы и развить координацию движений. Важное место в методике принадлежит пассивным движениям и массажу. В дальнейшем при увеличении объема движений основную роль играют активные упражнения. Следует использовать удобное исходное положение при выполнении упражнений.

Задачами ЛФК на этом этапе реабилитации являются:

  1. снятие патологического гипертонуса мышц;

  2. активизация становления установочных рефлексов и тормо­жения позных;

  3. подготовка к формированию вертикального положения тела младенца, его передвижениям и ручным действиям;

  4. стимуляция развития мозга [2].

Организация структуры занятия ЛФК.

Врабатывание или разминка. представляет со­бой ряд упражнений, выполнение которых направлено на:

  1. Нормализацию психосоматического состояния занимающе­гося.

  2. Постепенную активизацию обменных процессов и вегетатив­ных функций организма до оптимального уровня.

В процессе врабатывания происходит постепенное достижение вегетативными функциями максимально возможного для данной работы уровня активности. Важно, что скорость включения в работу различ­ных функций зависит от особенностей занимающегося, поэтому, например, чем ниже уровень здоровья и чем выше возраст зани­мающегося, тем длительнее должна быть разминка [2].

В основной части решаются задачи, определенные для данно­го занятия. При дальнейшем повышении работоспособности зани­мающегося подводят к так называемому устойчивому состоянию, характеризующемуся стабилизацией физиологичес­ких функций организма на относительно постоянном уровне. В основной части занятия физические упражнения подбирают­ся в соответствии с решаемыми на данном этапе ЛФК задачами. Основой средств в этой части занятия являются специальные уп­ражнения, преимущественно ориентированные на больную или ос­лабленную систему.

В заключительной части занятия решается задача постепенно­го снижения нагрузки с постепенным переходом к двигательному покою. Кроме того, в этой части используются упражнения, закреп­ляющие достигнутый ранее лечебный эффект. Для этого могут ис­пользоваться упражнения общеразвивающего характера, дыхатель­ные, на расслабление и пр. Желательно, чтобы к концу занятия пульс не превышал дорабочего уровня более чем на 30 — 40% [2].
2.4.Лекарственный электрофорез

Лекарственный электрофорез — метод введения лекар­ственных веществ через неповрежденную кожу и слизи­стые оболочки при помощи постоянного тока. В том слу­чае на организм действуют два фактора — лекарственный препарат и гальванический ток [6].

В растворе многие лекарственные вещества распада­ются на ионы и в зависимости от их заряда вводятся при электрофорезе с положительного или отрицательного электрода. Проникая в толщу кожи под электродами, ле­карственные вещества образуют депо, из которых медлен­но поступают в организм.

Противопоказания складываются из общих противопо­казаний к физиотерапии и частных: острые воспалитель­ные и гнойные процессы, нарушение целостности кожи в местах наложения электродов (опрелости, мацерация, экзема, дерматозы), распространенные заболевания кожи, индивидуальная непереносимость постоянного тока и полная потеря болевой чувствительности. При­менять электрофорез детям разрешается в возрасте не ранее 3—6 недель после рождения. Плотность тока у детей дошкольного возраста не должна превышать 0,03 мА/см2.

Аппаратура: при проведении процедур используют ап­параты для гальванизации и импульсной электротерапии.

Методика. Лекарственный электрофорез проводят в положении больного сидя или лежа. Необходимо осмотреть поверхность кожи в месте наложения электродов. На коже не должно быть ссадин, царапин и других поврежде­ний. Жирную, сальную кожу необходимо обмыть водой с мылом или протереть спиртом [5].

В зависимости от расположения электродов различают местную, общую и рефлекторно-сегментарную методики. На соответствующем участке тела больного располага­ют электроды, состоящие из металлической пластинки, обычно свинцовой, и влажной матерчатой гидрофильной прокладки. Свинцовые пластинки должны быть ровными и гладкими, края закруглены, толщина пластинок должна составлять 0,3—1 мм. Чаще используют прямоугольные пластинки, а также электроды в виде полумаски, воротни­ка или специальные для полостных процедур.

Гидрофильные прокладки должны соответствовать форме пластин и выступать за их края на 1—2 см со всех сторон. Они предохраняют кожу от повреждающего влия­ния продуктов электролиза, повышают ее электропровод­ность, обеспечивают хороший контакт электродов с телом больного. Прокладки изготовляют из белой фланели, бай­ки и другой гидрофильной ткани. Они имеют вид тетради, составленной из 8—16 слоев ткани [5].

Для проведения процедуры прокладки смачивают теп­лой водой (гальванизация) или раствором лекарственного вещества (электрофорез), отжимают, вкладывают в них электроды, помещают на соответствующие участки кожи и фиксируют с помощью резиновых бинтов, мешочков с песком или тяжестью тела больного. После наложения электродов больного накрывают простыней или легким одеялом. При этом электропровода, идущие от больного к аппарату, не должны провисать и натягиваться.

Электрические провода, соединенные с электродами, подсоединяют к аппарату соответственно полярности [5].

Интенсивность воздействия при гальванизации и ле­карственном электрофорезе определяется используемой силой тока, выражаемой в миллиамперах (мА). Расчет максимально допустимой силы тока производят по по­казателю плотности тока, т. е. силе тока, приходящейся на 1 см2 площади активного электрода (мА/см2). Чтобы рассчитать максимальную силу тока Выбор значения плотности тока зависит от площади активного электрода, места воздействия, индивидуальной чувствительности к току, возраста и пола больного. Плот­ность тока при общих и сегментарных воздействиях не должна превышать 0,01—0,05 мА/см2, при местных про­цедурах — 0,05—0,1, для детей школьного возраста — 0,05, а детей-дошкольников — 0,03 мА/см2.

Дозирование осуществляют с помощью регулятора силы тока, плавно поворачивая ручку и наблюдая за по­казаниями миллиамперметра. При дозировании посто­янного тока необходимо учитывать ощущения больного. Во время процедуры больной должен испытывать легкое покалывание в области наложения электродов. При по­явлении сильного жжения, болезненного ощущения под 5.электродами силу тока следует уменьшить, а если эти яв­ления не исчезают, прервать процедуру [5].

В зависимости от места наложения электродов разли­чают поперечную и продольную методики. При попереч­ной методике электроды располагают друг против друга на противоположных сторонах тела (при этом ток воз­действует на глубоколежащие ткани), при продольном — электроды находятся на одной стороне тела и воздей­ствию подвергаются поверхностно расположенные ткани.

Специальную методику представляет собой воздей­ствие гальваническим током в камерных ваннах (гальва­но-ванны). В этом случае больной помещает конечности в фаянсовые ванночки, которые заполняют водой. В оф­тальмологической практике для гальванизации и электро­фореза используют глазные ванночки.

После окончания процедуры надо медленно и плавно повернуть ручку регулятора силы тока против часовой стрелки до нулевого положения стрелки потенциометра, отключить аппарат и снять с больного электроды. У детей после процедуры нужно смазать место наложения элек­тродов вазелином. После каждой процедуры гидрофиль­ные прокладки необходимо промыть под струей воды и простерилизовать кипячением.

Продолжительность процедуры может быть различ­ной: 8—15 мин при общих и рефлекторно-сегментарных методиках и 15—20 мин — при местных. Курс лечения — 10—20 процедур, ежедневно или через день [5].
2.5.Электростимуляция

Электростимуляция — применение электрического тока с целью возбуждения или усиления деятельности опре­деленных органов и систем.

Наиболее часто применяется и успешно развивается электростимуляция двигательных нервов и мышц, в несколь­ко меньшей степени — внутренних органов. Для электрости­муляции используют экспоненциальные или прямоугольные токи в виде одиночных импульсов или серии импульсов с пау­зами между ними, диадинамические, синусоидальные моду­лированные токи, ритмический постоянный ток, а также то­ки, приближающиеся к параметрам биопотенциалов стиму­лируемых мышц или органов [1].

При прохождении через ткани импульсного тока в момен­ты его быстрого включения и прерывания у полупроницае­мых клеточных мембран происходит внезапное скопление большого количества одноименно заряженных ионов. Это приводит клетку в состояние возбуждения, сопровождаю­щееся двигательной реакцией, если воздействие проводится на двигательный нерв или мышцу. Ритмический постоянный ток и различной длительности одиночные импульсы экспо­ненциальной или прямоугольной формы при пороговой силе тока вызывают одиночное сокращение мышц в момент его замыкания. Стимуляция нервно-мышечного аппарата серией импульсов с частотой от 5—15 до 150 Гц ведет к тетаническому сокращению мышц, близкому по форме к произволь­ным движениям [1].

Импульсные электрические токи, вызывая двигательное возбуждение и сокращение мышц, одновременно рефлектор-но усиливают крово- и лимфообращение, а также весь ком­плекс обменно-трофических процессов, направленных на энергетическое обеспечение работающих мышц. У больных с периферическими парезами электростимуляция способству­ет предотвращению мышечной атрофии, повышению сокра­тительной способности, тонуса мышц, улучшению проводи­мости нервных стволов и электровозбудимости нервно-мышечного аппарата. У больных с центральными парезами вследствие поражения головного или спинного мозга она способствует снижению повышенного мышечного тонуса, увеличению объема движений и улучшению координации [1].

Электростимуляция широко применяется при атониче­ских состояниях гладкой мускулатуры внутренних органов (желудка, кишечника, мочевого пузыря и др.). Стимулирова­ние функции мышечных элементов внутренних органов ведет к улучшению не только их деятельности, но и взаимодей­ствующих с ними и регулирующих их систем. Электростиму­ляция также способствует улучшению ослабленной функции сфинктеров.

Электростимуляция проводится после исследования воз­будимости нервно-мышечного аппарата с помощью различ­ных видов электрического тока, т.е. после электродиагностики.

Противопоказаниями служат: мерцательная аритмия, политопная экстрасистолия, высокая артериальная гипер-тензия, частые сосудистые кризы, наклонность к кровотече­нию и кровоточивость, острые воспалительные процессы, лихорадка, переломы костей до их консолидации, а также общие противопоказания для проведения физиотерапевтиче­ских процедур. Аппаратура, методика и техника проведения элект­ростимуляции. Для электростимуляции используют ап­параты УЭИ-1, «Нейропульс», «ЭСМА», «ЭТЕР», «Мио-ритм-040», «Миоритм-100», а также аппараты, генерирующие диадинамические («Тонус-1», «Тонус-2» и др.) и синусои­дальные модулированные токи («Амплипульс-4», «Ампли-пульс-5», «Стимул-1», «Стимул-2» и др.). Для активации мо­торной деятельности желудочно-кишечного тракта наряду с вы­шеупомянутыми аппаратами применяют гастроэнтеростимулятор ЭГЭС-35-01, «Эндотон-1» и др. Для электростимуляции дыхания выпускаются аппараты ЭСД-2П, ЭСД-2П-НЧ и др [6].

Форма и параметры тока, а также локализация электро­дов при проведении электростимуляции определяются степе­нью и характером поражения нервно-мышечного аппарата.

У больных во время процедуры должны наступать интенсив­ные, видимые, но безболезненные сокращения мышц. Их отсутствие или болезненные ощущения свидетельствуют или о неправильном расположении электродов или неадекватно­сти применяемого тока. Продолжительность процедуры так­же индивидуальна. Воздействие на одну зону может продол­жаться от 1 до 4—6 мин. Общая продолжительность проце­дуры не должна превышать 30 мин. Процедуры можно про­водить ежедневно или через день, в отдельных случаях — по 2 раза вдень. Курс лечения — 15—30 процедур [6].

Во врачебном назначении должны быть указаны область воздействия, места расположения и полярность активного и индифферентного электродов, вид и частота тока, длитель­ность импульсов, частота модуляции, сила тока, продолжи­тельность процедуры, общее количество процедур Подвергаемый электростимуляции участок тела должен быть освобожден от одежды, достаточно освещен, чтобы со­кращения мышц были хорошо видны. Медицинская сестра должна предупредить больного о характере ощущений во время процедуры [6].

Независимо от вида аппарата, используемого для элект­ростимуляции, порядок ее проведения должен быть следую­щим. После проверки исправности аппарата, правильности его включения и наложения электродов приступают к уста­новке параметров воздействия в соответствии с врачебным назначением. Затем, предупредив больного о начале проце­дуры, начинают плавное вращение ручки, регулирующей си­лу тока, до появления у него безболезненного четкого мы­шечного сокращения [6].

Для электростимуляции используют пластинчатые элект­роды различных размеров (от 2—3 до 300 см2), электроды с кнопочным прерывателем, а также специальные полостные электроды для стимуляции внутренних органов (дуоденаль­ные, ректальные, вагинальные и др.). Выбор электрода зави­сит от области воздействия и массы мышцы. Стимуляцию мышц конечностей, туловища, внутренних органов осущест­вляют пластинчатыми электродами, а мимических мышц — кнопочными или игольчатыми. При стимуляции нервов и мышц электроды располагают в их так называемых электро­двигательных точках. При проведении электростимуляции ослабленных мышц необходимо, чтобы больной в течение процедуры сочетал действие тока со своими волевыми усилиями, направленны­ми на выполнение сокращения мышц — активно-пассивная электростимуляция.

По окончании процедуры ручку регулировки силы тока поворачивают влево до отказа, кнопку включения аппарата ставят в положение «Выкл.», снимают с пациента электроды и отключают аппарат от сети [6].
2.6. Ультрафиолетовое излучение

Ультрафиолетовое (УФ) излучение: фотоэлект­рический эффект ведет к фотохимическому и фото­биологическому; образуется множество ионов и ра­дикалов, стимулируются окислительно-восстанови­тельные реакции, освобождаются или вновь образу­ются биологически активные вещества (гистамин, серотонин, ацетилхолин и др.). В результате может происходить фотолиз (распад белковых молекул), а также деструкция белка с последующей коагуля­цией; одновременно идет фотосинтез (образование белка), фотоизомеризация (образование вещества с новыми физико-химическими свойствами).

Противопоказания:

Аппаратура: в лечебной практике применяются различные облучатели. Источниками ультрафио­летового излучения в них являются газоразрядные лампы. Они могут давать излучения всех областей ультрафиолетового спектра (интегральное излуче­ние) или отдельных его участков — КУФ, ДУФ-селективное излучение.

Методика.

Перед проведением воздействия медицинская сестра знакомится с назначением врача, который в процедурной кари должен отметить локализацию воздействия, номер излучат! ля, режим генерации ультразвука, его интенсивность, мою дику воздействия (лабильная или стабильная), продолжи тельность процедуры, их число на курс.

По указанию медсестры больной принимает позу, удоб­ную для воздействия. Следует предупредить его о том, что во иремя процедуры возможно ощущение приятного тепла. При появлении сильного жжения или боли, указывающих на на­рушение правил проведения процедуры или плохую перено­симость ультразвука, медсестра должна сообщить об этом ирачу-физиотерапевту.

Воздействие ультразвуком чаще всего проводят контакт­ным способом, т. е. непосредственно на кожу с нанесенной па нее контактной средой. При проведении процедуры на неровной поверхности или при невозможности прямого контакта излучателя с поверхностью кожи или слизистой (трофическая язва, про­лежень и др.) в качестве контактной среды используют воду (субаквальное озвучивание) температурой 32-36 °С, пред­варительно дегазированную кипячением. В этом случае в панночку с водой погружают участки тела больного, подле­жащие воздействию, и ультразвуковой излучатель, который должен находиться на расстоянии 1—2 см от поверхности кожи. В офтальмологии контактные среды (вода, масло) по­мещают в специальные глазные ванночки [1].

Перед включением аппарата в сеть один из ультразвуко­вых излучателей подсоединяют к кабелю и включают его в гнездо на панели аппарата. Затем нажимают клавишу вклю­чения в сеть, при этом должна загореться зеленая сигналь­ная лампочка. После установки заданных врачом параметров воздействия поворотом ручки процедурных часов задают время процедуры, при этом загорается индикаторная лам­почка высокого напряжения.

Методика воздействия чаще лабильная, когда излучатель со скоростью 1—2 см/с передвигают по поверхности или над поверхностью тела (при озвучивании через воду), совершая одновременно продольные и круговые движения. При ста­бильном озвучивании излучатель устанавливают неподвижно над очагом поражения [1].

При проведении ультразвуковых процедур медицинская сестра должна соблюдать индивидуальные меры профилак­тики: применять перчатки из хлопчатобумажной ткани, а при проведении процедур под водой — поверх хлопчатобумажных надеть резиновые перчатки.

По окончании процедуры раздается звуковой сигнал и гаснет индикаторная лампочка. Аппарат выключают сначала последовательным нажатием клавиш-переключателей, а за­тем и выключателя сети. С кожи больного и поверхности из­лучателя удаляют ватным тампоном контактную среду, затем обрабатывают спиртом [1].

Медицинская сестра 1 раз в день перед работой должна проверять работоспособность ультразвукового излучателя. Для этого существует два способа. При первом способе ус­танавливают непрерывный режим работы аппарата и интен­сивность ультразвука 0,4—0,6 Вт/см2, а излучатель помеща­ют в стакан с водой. Если аппарат исправен, то в воде долж­ны появиться пузырьки воздуха, оседающие на поверхности излучателя. При втором способе проверки на рабочую по­верхность излучателя наносят несколько капель воды или вазелинового масла. Если аппарат исправен, то после его включения наблюдается подпрыгивание, «кипение» этих ка­пель. Помимо описанного текущего контроля один раз в ме­сяц каждый аппарат должен быть проверен техником с по­мощью специального прибора ИМУ-3 (измеритель мощно­сти ультразвукового излучения) [1].
2.7. Парафино- и озокеритолечение

Парафин — смесь высокомолекулярных углеводородов, получаемых при перегонке нефти, с температурой плавления 50—55 °С. Это химически и электрически нейтральное ве­щество, обладающее высокой теплоемкостью, низкой тепло­проводностью, с практически полным отсутствием конвек­ции. Благодаря этому парафин даже при высокой температу­ре (60 °С и выше) не вызывает ожогов [6].

Озокерит (горный воск) — порода из группы нефтяных битумов с температурой плавления 52-70 °С. В его состав входят церезин, парафин, минеральные масла, нафтеновые смолы, механические примеси, газы. Он обладает большей по сравнению с парафином и лечебными грязями теплоудер-живающей способностью. Для лечебных целей используют высокоочищенные и обезвоженные озокерит и парафин.

В механизме действия парафина и озокерита ведущее мес­то занимает термический фактор. Они вызывают повышение местной температуры и активную гиперемию кожи, оживля­ют капиллярный кровоток, улучшают регионарную гемоди­намику и метаболические процессы, оказывают спазмолити­ческое действие, усиливают потоотделение. Парафин и озо­керит способствуют рассасыванию воспалительных ин­фильтратов, рубцов и спаек, обладают болеутоляющим эф­фектом, стимулируют регенераторные процессы. Парафин и в меньшей степени озокерит при остываниии уменьшаются в объеме (до 15%), следовательно, при круговых аппликациях развивается нежное компрессионное действие. Благодаря этому достигается более глубокое прогревание тканей и из­менение сосудистого тонуса, что приводит к уменьшению яв­лений кровоточивости и экссудации. Озокерит также облада­ет и некоторым химическим действием, обусловленным вхо­дящими в его состав соединениями. Это обеспечивает его более выраженные (по сравнению с парафином) противо­воспалительный, противозудный, фибринолитический и дру­гие эффекты [6].

Методики парафино- и озокеритолечения. Парафин и озокерит применяют только по местным методикам. Их пред­варительно нагревают на электрическом парафинонагрева-теле в вытяжном шкафу до температуры 65-100°С, а затем дают остыть до нужной температуры. Существует несколько способов нанесения парафина на кожу.

При методике наслаивания кистью наносят на кожу не­сколько слоев парафина температурой 55-60 °С до толщи­ны не более 1,5-2,0 см, затем закрывают компрессной бу­магой и укутывают одеялом.

При салфетно—аппликационном способе подлежащий воздействию участок тела смазывают парафином температу­рой 50-55 °С, а затем на него накладывают 2-3 салфетки (их шьют из 5-7 слоев марли и ваты), смоченные парафином температурой 60-65 °С и слегка отжатые, закрывают кле­енкой и укутывают одеялом [6].

По кюветно-аппликационной методике расплавлен­ный парафин разливают в металлические кюветы глубиной 5 см, выложенные медицинской клеенкой, выступающей из кюветы по краям на 5 см, и оставляют для охлаждения. Остывший в кювете парафин температурой 48-52 °С вместе

с клеенкой вынимают из кюветы, накладывают на тело боль­ного и затем накрывают одеялом.

Методика парафиновой ванночки состоит в том, что первоначально кисть или стопу больного обмазывают пара­фином температурой 50—55 °С, а затем погружают в дере­вянную ванночку или клеенчатый мешок, заполненные рас­плавленным парафином температурой 60—65 °С.

Продолжительность парафиновой процедуры — 30— 60 мин, проводят ее ежедневно или через день. На курс ле­чения — от 12—14 до 18—20 процедур. После окончания про­цедуры желательно отдохнуть в течение 30—40 мин.

Для лечения ран и ожогов может использоваться метод парафиновых компрессов. Для этого из пульверизатора рас­пыляют парафин температурой 60—80 °С, затем накладыва­ют парафиновую салфетку. Эта повязка может сохраняться до следующей перевязки. Парафин применяют также в виде тампонов, парафиновых масок и сапожек [6].

Снятый с тела парафин можно применять повторно, од­нако предварительно его следует хорошо очистить: разогреть до 100—120 °С в течение 30—40 мин и процедить через 2— 3 слоя марли. Для восстановления его эластических свойств при каждом повторном нагревании добавляют 10—15% све­жего парафина. Парафин, применявшийся для лечения от­крытых ран, ожоговых поверхностей и язв, повторно не ис­пользуется.

При озокеритолечении также используют кюветно-аппликационный, салфеточно-аппликационный способы, местные озокеритовые ванны и метод наслаивания. Непо­средственно соприкасающийся с кожей слой озокерита дол­жен иметь температуру 46—50 °С, последующие слои — до 60—70 °С, продолжительность процедур — 20—40 мин. Курс лечения — 10—15 процедур ежедневно или через день. По­сле озокеритовой процедуры тело не обмывают, а остатки озокерита удаляют с кожи ватными тампонами с вазелином или резиновой губкой [6].

Озокерит может быть применен и в виде вагинальных тампонов. Для этого, пользуясь корнцангом, ватный тампон смачивают в простерилизованном жидком озокерите, охлаж­денном до 45—55 °С, и через эбонитовое зеркало вводят во влагалище, оставляя там на несколько часов. По окончании процедуры тампон извлекают. Последующее спринцевание не проводят. Влагалищные тампоны применяют либо само­стоятельно, либо в сочетании с аппликациями озокерита на область малого таза.

В целях стерилизации озокерит нагревают до 100 °С в течение 10—15 мин. Перед повторным использованием добавляют 25% озокерита, не бывшего в употреблении. Иногда озокерит и парафин смешивают и применяют совместно [6].
2.8.Лечебный массаж
Массаж руки и кисти.При выполнении массажа следует находиться сбоку от пациента, повернувшись к его голове. Начи­нать массаж нужно медленными движениями. Важ­но, чтобы массируемый в полной мере прочувствовал каждый участок своего тела, с другой стороны, он ни в коем случае не должен испытывать болезненных ощущений.

Поглаживание. Перед выполнением приема надо массирующему смазать свои руки маслом, затем поло­жить их на лучезапястныи сустав и медленно двигать вверх. Дойдя до плечевого сустава, направить руки вниз. При этом одна рука идет с внешней стороны, а другая — с внутренней стороны, от подмышки [7].

Массаж мышц предплечья большими пальцами рук. Массаж проводится в положении сидя. Нужно об­мотать плечо полотенцем, предварительно смазав его лосьоном, массажным кремом или присыпав тальком, и заколоть его булавкой. Повернуть массируемую руку ладонью вниз и положить ее перед собой на столик. Взять запястье обеими руками, расположив большие пальцы рук сверху. Массировать руку круговыми дви­жениями в противоположных направлениях. Выпол­няя эти движения нужно постепенно продвигаться к локтю. Дойдя до локтя, повернуть массируемую руку ладонью вверх и массировать таким же способом в на­правлении от запястья к локтю.

Разминание мышц предплечья. Обхватить пред­плечье у запястья, повернуть обрабатываемую руку ладонью вниз. Сделать руками сдавливающие дви­жения, направленные навстречу друг другу (как при выжимании белья при стирке). Делая аналогичные движения, нужно постепенно перемещать руки от за­пястья к локтю. Дойдя до локтя, спустить их легкими скользящими движениями, затем еще раз повторить этот прием.

Массаж локтя. Перед тем как приступить к масса­жу, следует грубую кожу в области локтя обильно сма­зать кремом для рук. Массируемое предплечье необ­ходимо обхватить левой рукой у запястья, а пальцами правой руки — локоть массируемого и помассировать его кругообразно [7].

Массаж мышц предплечья в противоположных направлениях. Захватить массируемое предплечье обеими руками и массировать его в противополож­ных направлениях, двигаясь от запястья к плечу. За­тем, продолжая массировать, от плеча вернуться к пальцам.

Разминание лучезапястного сустава. Предвари­тельно нужно смазать кожу рук кремом или лосьоном от запястья до кончиков пальцев. Можно использовать тальк. Поместить локоть массируемой руки на плос­кую небольшую подушку. Взять левой рукой предпле­чье обрабатываемой руки ниже запястья, правой ру­кой медленно согнуть кисть в одну и другую сторону, повторить этот прием три раза.

Разминание ладони. Локоть массируемой руки на­ходится на подушечке, рука занимает вертикальное положение. Удерживая руку в этом положении, нуж­но взять обеими руками массируемую кисть и повер­нуть ее ладонью вверх. Большими пальцами рук мас­сировать ладонь круговыми движениями от запястья до кончиков пальцев. При этом большой палец правой руки производит движение по часовой стрелке, а па­лец левой руки — против.

Массирование пальцев. Положить предплечье мас­сируемой руки на ладонь своей левой руки. Подде­рживая предплечье, большим и указательным паль­цами правой руки захватить мизинец и массировать его круговыми движениями от основания до кончика пальца. Так же нужно поступить с остальными паль­цами руки [7].

Массаж тыльной стороны кисти. Повернуть мас­сируемую кисть ладонью вниз и обхватить ее обеими руками. Затем необходимо положить большие пальцы своих рук на тыльную сторону массажируемой кисти и тщательно промассировать ее круговыми движени­ями, двигаясь в направлении от запястья к основанию пальцев кисти.

Массаж вокруг лучезапястного сустава. Поднять предплечье массируемого, поставив его руку на ло­коть. Затем массировать большими пальцами всю об­ласть лучезапястного сустава, делая небольшие круго­вые движения [7].

Массаж ноги.

Задняя поверхность.

Поглаживание. Нужно положить руки на заднюю поверхность голени, левая рука расположена выше правой, если массаж проводится на левой ноге, и соот­ветственно правая рука — выше левой, если он прово­дится на правой

ноге. Руки должны скользить по цен­тральной линии задней поверхности ноги до ягодицы. После этого нужно ведущую руку передвигать вниз до стопы по внешней стороне ноги, другая рука должна двигаться по внутренней стороне [7].

Делая массаж на внутренней стороне бедра, нужно стараться не приближаться к половым органам.

Разминание ноги. При разминании мышцы ноги нужно захватывать и сжимать их поочередными рит­мичными движениями обеих рук. Массировать следует мышцы вдоль бедра и икры по направлению сверху вниз. Проводя этот прием, очень важно следить за тем, чтобы руки не поднимались вверх.
Массирование мышц вокруг голеностопного сустава. Необходимо крепко держать одной рукой стопу, пальца­ми другой в это время массировать мышцы вокруг голе­ностопного сустава. Круговые движения можно делать большим пальцем, а также остальными пальцами. Сна­чала массируют одну сторону сустава, затем другую [7].

Массаж подошвы большими пальцами. Одной ру­кой нужно держать стопу, а другой массировать всю по­дошву сильными кругообразными движениями боль­шого пальца другой руки. Начинать массаж следует с пятки, а закончить на подушечке стопы, под пальцами.

Выполнив все приемы на задней поверхности од­ной ноги, необходимо повторить их на другой ноге [7].

Передняя поверхность.

Поглаживание. Положить руки на голеностопный сустав пальцами вверх и медленно передвигать их по ноге. Затем одну руку направить к внутренней сторо­не бедра, одновременно делая другой рукой круговые движения по бедру. Затем следует медленно переме­щать обе руки вниз по боковым сторонам к стопе. При­ем повторить.

Массаж вокруг коленной чашечки. Расположить большие пальцы точно над коленной чашечкой, при­жав остальные пальцы с обеих сторон колена. При проведении приема нужно одновременно отодвигать большие пальцы друг от друга таким образом, чтобы они описывали круги вокруг коленной чашечки, пере­секаясь над и под ней. Прием следует повторить не­сколько раз.

Массаж мышц возле тазобедренного сустава. При проведении приема положить большие пальцы на вне­шнюю сторону тазобедренного сустава. Остальные пальцы должны плотно лежать на ноге для создания опоры. Большими пальцами нужно глубоко разминать мышцы вокруг сустава.

Поглаживание стопы, Взять стопу в обе руки и медленно вести руки по направлению к пальцам. Пос­ле проведения всех приемов на одной ноге следует пов­торить их на другой [7].
2.9.Водолечение

Водолечение — использование воды в целях лечения, профилактики и реабилитации больных. Оно включает два самостоятельных раздела: гидротерапию и бальнеоте­рапию Гидротерапия — наружное использование пресной во­ды в чистом виде либо с добавлением различных веществ (хвойный экстракт, валериана, горчица и др.) в целях лечения, профилактики и медицинской реабилитации [6].

Противопоказания:

Ванны относятся к числу наиболее распространенных водолечебных процедур, при которых тело человека по­гружается в воду (до уровня шеи или частично) на опре­деленное время.

Механическое воздействие ванн обусловлено гидро­статическим давлением воды на погруженное в нее тело человека. Гидростатическое давление оказывает сжимающее действие на сосуды, грудную клетку, вызыва­ет перестройку дыхания и кровообращения [5].

Хвойные ванны готовят путем добавления порошкооб­разного или жидкогохвойного экстракта Температура воды ин­дифферентная - 34-36 "С, продолжительность - 10-15 мин. Курс лечения - 10-15 процедур ежедневно или через день.

Шалфейные ванны получают, растворяя в воде жидкий (№ 1) или сгущенный (№ 2) конденсат мускатного шалфея. Эти ванны оказывают обезболивающее и успокаивающее действие, Их темпе­ратура должна составлять 35-37 "С, продолжительность -8-15 мин. Курс лечения состоит из 12-15 процедур, прово­димых с частотой 2—3 раза в неделю [1].


Список использованной литературы

1. Аверьянова Н. И., Шипулина И. А. Основы физиотерапии. Изд. 2-е – Ростов н /Д: Феникс, 2010. – 213 с. ISBN 5-88503-062-6

2. Вайнер Э. Н. Лечебная физкультура: учебник – М.: Флинта : Наука 2009. – 424с.- ISBN 978-5-9765-0315-1

3. Гандельсман А. Б. Физическая культура и здоровье. – Ленинград: «Знание», 1986. – 31 с. лечения

4. Карлов В. А. Терапия нервных болезней. М.: Медицина, 1987. – 512 с.

5. Краюшкин. С И. Физиотерапия. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008 с. ISBN 5-89890-017-9

6. Лукомский И. В., Сикорская И. С., Улащик В. С.Физиотерапия. Лечебная физкультура. Массаж. – Минск : 2010. – 384 с. ISBN 5-8174-0147-9

7. Мартин О. М.Энциклопедия массажа,2008. – 350 с. – ISBN 5-225-01151-9

8. Мастюкова Е. М. Физическое воспитание для детей с ДЦП.

9. Михеев. В. В. Нервные болезни. Москва. Медицина, 1974. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с. 5-07-000079-9

10. Физическая реабилитация: Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по Государственному образовательному стандарту 022500 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (Адаптивная физическая культура) / под общей редакцией проф. С. Н. Попова. Изд. 2-е. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 608 с. – ISBN 5-222-04258-8
Приложение 1

Комплекс упражнений для больных спастическим гемипарезом :

  1. И.п. - лежа, сидя, стоя. Осуществлять движения головой в разных направлениях. Следить, чтобы при этом не было сопут­ствующих движений рук, ног, туловища.

  2. И.п. - лежа на животе, руки выпрямлены и вытянуты впе­ред. Воспитатель находится перед детьми. Дети наклоняют и поднимают голову (под счет или хлопки воспитателя). Воспита­тель корригирует асимметричные движения головы, сгибание ног в тазобедренных и коленных суставах, поднимание таза, приведе­ние бедер.

  3. И.п. - то же. Воспитатель перед детьми. По его команде дети поднимают руки вверх, разгибая плечевой пояс, спину и удер­живая голову в правильном положении. Воспитатель помогает некоторым детям в выполнении упражнения, поддерживая их за локтевой сустав; корригирует положение головы и ног, как в предыдущем упражнении. Дети с наиболее тяжелыми наруше­ниями, которые не могут выполнить это упражнение, выполняют предыдущее.




  1. И.п. - лежа на спине. Воспитатель перед детьми. Приподни­мание головы и туловища из положения на спине. Избегать приподнимания, приведения и поворота бедер вовнутрь.

  2. И.п. - то же. Присаживание. Некоторым детям оказывается помощь в виде поддержки за руки. Избегать тех же движений, что и в упражнении 4. Иногда необходимо придерживать колени или стопы ребенка.

  1. И.п.- то же. Воспитатель перед детьми. Повороты верхней части туловища и головы в сторону с возвращением в и. п. и пово­ротом в другую сторону. Ноги и таз неподвижны. Избегать кругового поворота всего туловища.

  2. И.п. - стоять прямо, ноги слегка расставить, руки вдоль ту­ловища. Воспитатель перед детьми. Поднять руки вперед-вверх, потянуться, посмотреть на руки опустить. Избегать чрезмерного закидывания головы назад, сгибания рук в локтевом суставе, сжимания пальцев в кулак, приведения боль­шого пальца, поворотов тыльной поверхности кистей рук вовнутрь.

  3. И.п. - то же. Вытянуть руки вперед, помахать кистями, опустить руки. Избегать приведения большого пальца. Для детей с недостаточной вертикализацией это упражнение (как и преды­дущее) выполняется из и. п. сидя.

  4. Из этих же исходных положений, кисти свисают, непрерыв­ными потряхиваниями предплечий расслаблять кисти .

  1. Из этих же исходных положений поднять руки в стороны, помахать ими вверх-вниз («как птицы крыльями»), опустить руки. Избегать закидывания головы назад, поворотов в стороны. При напряжении рук предварительно их расслабить путем потря­хивания.

  2. И.п. - сидя на стуле, слегка расставить ноги, руки согнуть в локтях. Под счет, поочередно выпрямлять руки вперед и снова сгибать их. Стремить­ся к ритмичным координированным движениям рук. Избегать приведения ног, напряжения мышц шеи.

  3. И.п. - то же. В опущенных руках флажки. Вытянуть руки вперед («покажите флажки»), убрать их за спину («спрячьте флажки»). Избегать при вытягивании рук поворота ладоней вниз, при убирании рук за спину — наклона головы и сгибания спины, а также сгибания и приведения ног.

13.И.п. - то же. В одной руке флажок. Поднять флажок, по­махать, посмотреть на него, опустить. Взять флажок в другую руку, сделать то же. Избегать при поднимании руки поворота головы в сторону и закидывания ее назад, разгибания ног, приве­дения бедер.

При трудностях выполнения упражнения больной рукой необходима помощь воспитателя.

14.И.п. - то же. В руках флажки. Размахивать руками вперед-назад, поднимая их все выше и выше. Следить за ритмичными, попеременными взмахами рук. Избегать тех же движений, что и в предыдущем упражнении. При гемипарезе — помощь воспитателя в выполнении упражнения больной рукой.

15.И. п. - то же. Размахивать прямыми руками вперед-назад («как маятник»).

16.И.п. - то же. Выпрямить спину, поднять руки в стороны ла­донями вверх, пальцы вытянуты. Опустить руки. Избегать сгиба­ния спины, поднимания рук ладонями вниз, сжимания пальцев в кулак. При гемипарезах необходима помощь ребенку в выпол­нении движений больной рукой.

17.И.п. - то же. Вытянуть руки вперед ладонями вверх спрятать руки за спину. Это упражнение, как и предыдущее, является трудным для многих детей с церебраль­ным параличом, так как они не могут разгибать руки с одновре­менным поворотом ладоней вверх. Следует постепенно развивать эти движения, помогая детям в их выполнении.

  1. И.п. - то же. Руки вытянуты вперед ладонями вниз. Сжи­мать пальцы рук в кулаки и разжимать их. Движения делать одновременно обеими руками и попеременно одной и другой ру­кой. Тренировать детей в последовательной смене движений, следить за правильным положением большого пальца при сжатии пальцев в кулак, полным разгибанием пальцев при разжимании кисти.

  2. И.п. - то же. Одна рука поднята вверх. Чередовать сгиба­ние и разгибание расслабленной кисти («махать флажком»). Избегать сопутствующих движений в лице и других частях тела. Упражнение выполнять поочередно одной и другой рукой.

20. И.п. - сесть на пол, ноги вытянуть, руки впереди, в руках
игрушка. Поднять игрушку вверх, выпрямить спину, посмотреть
на игрушку, опустить руки вперед. Избегать при поднимании
рук закидывания головы и падения назад, сгибания и приведе-
ния ног.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации