Реферат - Внешнеполитические и экономические российско-американские отношения в 90-е гг. XX века - файл n1.doc

Реферат - Внешнеполитические и экономические российско-американские отношения в 90-е гг. XX века
скачать (96 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc96kb.04.06.2012 07:27скачать

n1.doc

  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

История


Российско-американские отношения в 90-е годы XX века

Внешнеполитические и экономические российско-американские отношения в 90-е гг. XX века
Реферат

студентки ____________________

Научный руководитель

_____________________________

Пограничный

2009

Содержание:



Введение.........................................................................................................стр.3-4

1. Политический и экономический факторы взаимодействия....................стр.5

а) I период....................................................................................................стр.5-9

б) II период.................................................................................................стр.9-12

2. Эпоха двух личностей...........................................................................стр.13-15

Заключение.................................................................................................стр.16-17

Литература.......................................................................................................стр.18


Введение

Данная работа - попытка анализа ситуации, которая сложилась в мире после распада СССР, ключевого события в современной всеобщей истории. Так уж случилось, что на протяжении десятков лет наиболее интересными и напряженными были отношения Соединенных Штатов и Советского Союза. И в результате этих взаимоотношений возник, так называемый, двуполярный мир, который и определял обстановку на мировой арене.

Во введении хотелось бы обозначить вехи советской внешней политики в конце 80-х - начале 90-х годов, которые привели в конечном счете к потере значимости на мировой арене.

Крупные внешнеполитические инициативы, вынужденно предпринятые М. Горбачевым в годы «перестройки»:

- отказ от глобального противоборства с капитализмом и симпатий к социалистическим и «антиимпериалистическим» странам (так называемое «новое мышление» — 1987 г.)

- ликвидация в два раза большего, по сравнению с американским, количества ракет средней дальности в Европе (с 1987 г., в течение трех лет)

- отказ от поддержки региональных конфликтов в мире и вывод советских войск из Афганистана (февраль 1989 г.)

- прекращение контроля над восточноевропейскими союзниками, приведшее к падению в странах Восточной и Юго-Восточной Европы социалистического лагеря (1989—1990 гг.)

- непротиводействие объединению Германии (октябрь 1990 г.)

- заключение советско-американского договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), несмотря на пропорциональность сокращений более выгодного американской стороне (июль 1991 г.)

- односторонний роспуск ОВД — Организации Варшавского договора и прекращение деятельности СЭВ — Совета экономической взаимопомощи (весна-лето 1991 г.), означавший потерю военно-политических союзников

- наконец, отказ от военного присутствия в Европе и начало вывода с территории бывших союзников советских войск (с 1991 г.)

Всё это свидетельствовало о прекращении существования равновесия мировых сил, которое являлось, по мнению многих исследователей, сдерживающим американскую агрессию и экспансию на Евразийский континент, фактором. Окончательно похоронил советское военное и политическое могущество на мировой арене роспуск СССР. Президент США Дж. Буш старший в декабре 1991 г. поздравил свой народ с победой в «холодной войне».

1. Политический и экономический факторы взаимодействия.

Взаимоотношения между Россией и США с этого момента начали складываться по двум основным направлениям: политика и экономика. А если определить направления отношений точнее, то это военно-политическая и финансово-экономическая сферы. Далее можно сказать что, экономические отношения США и России находятся в тени политических, а чаще всего и напрямую обусловлены ими.

Также целесообразно выделить несколько периодов:

- I период - полная зависимость от США, потеря авторитетной роли в международных делах, потеря реальных рычагов, чтобы остановить неблагоприятное для себя развитие событий. Условно период можно обозначить 1991 - 1996 годами.

- II период - тяжелый и медленный выход из сложившейся зависимости, рост инициативности и самостоятельности России. Здесь можно говорить об отрезке с 1996 по 2000 год (2000 год взят также условно - это время озменовалось сменой президента).
а) I период.

Россия и США 1 февраля 1992 г. официально подписали декларацию о прекращении «холодной войны».

Двухполярная картина мировой политики, сложившаяся после окончания второй мировой войны, рухнула. США остались единственной сверхдержавой. По сравнению с СССР территория России стала меньше на четверть, население - меньше наполовину, валовой внутренний продукт составлял 60% от общесоюзного, но в связи с экономическим кризисом за эти годы уменьшился почти вдвое, значительно снизилась ударная мощь и оперативно-стратегические возможности вооруженных сил. Но российские лидеры долго не хотели признавать, что Россия, оставаясь ядерным государством, перестала быть великой державой, и в течение нескольких лет питали иллюзии о возможности равноправных отношений с ведущими странами мира.

Российская дипломатия в этот период оказалась несвободна в своих решениях и на международной арене безоговорочно поддерживала действия США. В политической сфере, демонстрируя свои дружественные намерения, Россия проводила политику уступок и открытости, шла навстречу стратегическим интересам США.

Россия поддержала военно-инспекционный контроль иракских военных объектов и международные экономические санкции против Ирака, введенные после подавления весной 1991 г. многонациональными силами иракской агрессии против Кувейта. Это подрывало политическое влияние России на Ближнем и Среднем Востоке и наносило ей серьезный экономический урон (Ирак был одним из главных покупателей советского оружия и крупнейшим должником). Россия присоединилась к международным экономическим санкциям против Югославии (Сербия и Черногория), введенным из-за поддержки югославами боснийских сербов в межнациональном конфликте в Боснии. Это не соответствовало исторически традиционной роли России как покровительницы Сербии и шло вразрез с ее политическими интересами на Балканах. Во всех этих случаях российская дипломатия отдавала приоритет сохранению дружественных отношений с США.

В начале 1992 г. российской стороной была проявлена максимальная открытость в отношениях с США: приступивший к внутренней реорганизации КГБ (разделявшийся на ФСБ — Федеральную службу безопасности — контрразведку и Управление внешней разведки) в одностороннем порядке передал американским спецслужбам 70 схем закладки подслушивающих устройств в строившемся здании американского посольства, благодаря чему был положен конец многолетнему скандалу, и Конгресс США снял свое «вето» в отношении использования Россией нового здания ее посольства в Вашингтоне. Проявляя дружественную инициативу, президент Б. Ельцин официально заявил, что ядерные ракеты России отныне не будут нацелены на территорию США.

В январе 1993 г. президенты России и США подписали в Москве новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2), предусматривавший, что к 2003 г. ядерные силы двух стран должны быть взаимно сокращены до уровня, составляющего 1/3 от уровня, зафиксированного ранее договором ОСНВ-1. Верховный Совет России, считая договор недостаточно проработанным, не ратифицировал его, а в октябре 1996 г. Государственная Дума выступила против ратификации договора ОСНВ-2, считая, что он ведет к уничтожению ракетных войск стратегического назначения и нарушению ядерного паритета России и США.

После распада Советского Союза постсоветское пространство стало привлекательным, в первую очередь, внушительными запасами природных ресурсов. Кроме того, на территории бывшего СССР были расположены потенциальные рынки и сферы бизнеса, еще только подлежащие интеграции в мировую экономику, и, следовательно, сулящие прибыли в случае их освоения.

Постулатом американской внешнеэкономической политики стало всемерное содействие развитию свободно-рыночных отношений в России, интеграции страны в мировое экономическое пространство и его институты - такие как "восьмерка", Лондонский и Парижский клубы кредиторов, Азиатско-Тихоокеанский экономический совет (АТЭС), Всемирная торговая организация (ВТО) и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В 90-е годы Россия стала последовательно включаться в мировую валютную систему и в операции на мировом финансовом рынке, где господствующее положение США в той или иной степени оказывало влияние на всех остальных его участников. Более половины российской внешней торговли оплачивается в долларах. Российские граждане держат в долларах крупные накопления, оцениваемые в 40-60 млрд. долл. Участие российских компаний в эмиссии ценных бумаг за рубежом, в том числе на рынке США, - все это делает российскую экономику и сферу финансов весьма чувствительными к влиянию изменений в американской экономике и в поведении доллара. На протяжении 90-х годов американские компании лидировали по общему объему накопленных инвестиций среди зарубежных инвесторов.

Структура российско-американской торговли начала 90-х выглядела явно асимметрично. В экспорте России преобладала сырьевая составляющая при низкой доле готовой продукции, в импорте – технологии, оборудование и продовольствие. Безусловно, такой расклад был весьма на руку американской стороне.

В июне 1992 года подписано российско-американское торговое соглашение, предусматривающее предоставление режима наибольшего благоприятствования для товаров из обеих стран, облегчало доступ на рынки.

В соответствии с Декларацией по итогам встречи президентов РФ и США в Ванкувере 3-4 апреля 1993 года была создана Российско-американская межправительственная Комиссия по экономическому и технологическому сотрудничеству с целью налаживания деловых связей и координации действий в экономической и научно-технической областях. 10 июля 1993 года в Токио состоялись переговоры Б. Клинтона и Б. Ельцина. В ходе переговоров затрагивался вопрос об отмене Соединенными Штатами законодательных актов, носящих дискриминационный характер в отношении России. Президент США заявил, что он проведет необходимую работу в конгрессе с тем, чтобы добиться ликвидации утративших смысл после окончания "холодной войны" законодательных актов, а их со всем известной поправкой Джексона-Вэника насчитывалось более 200, препятствующих развитию американо-российской торговли.

По мнению И. Я. Фроянова, США воспользовались ситуацией, начав приводить в жизнь хорошо продуманный план «социально-экономической агрессии» Запада против России. В книге «Погружение в бездну: Россия на исходе XX века», историк пишет: «После развала СССР разграбление России приняло открытый и беззастенчивый характер. Этому способствовало правительство Ельцина - Гайдара, осуществившее «либерализацию цен». Реформа, предпринятая Гайдаром, дала три главных результата: 1) обвальную девальвацию рубля; 2) ликвидацию сбережений населения; 3) ускорение разрушительных процессов в сфере экономики и финансов. Реформа проводилась в соответствии с настоятельными рекомендациями западных политиков, финансистов и прочих консультантов».

Далее автор говорит об откачке интеллектуальных богатств из России. Сейчас это принято называть утечкой мозгов. По данным Е. В. Гильбо и А. П. Кутенёва, вывезенные на запад «мозги» потянули в 1992 году на 20 млрд долларов, а в 1993-1994 годах - на сумму, близкую к 30 млрд долларов.
  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации