Ильина Т.М. Современные актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста - файл n1.doc

приобрести
Ильина Т.М. Современные актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста
скачать (76 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc76kb.01.06.2012 12:13скачать

n1.doc

Современные актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей на современном этапе развития общества является одной из актуальных проблем.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в целях психолого-педагогического сопровождения родителей. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое психолого-педагогическое сопровождение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов и социальных педагогов, воспитателей зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Профилактическая работа с семьей является одним из важных направлений деятельности образовательного учреждения. Поэтому, представляется необходимым проведение психокоррекционной, профилактической и просветительской работы с родителями, с помощью которой смогут преодолеваться внутриличностные конфликты, решаться многие проблемы воспитания детей, изменяться внутренние личностные установки.

В общении с взрослыми дети усваивают социальные нормы и ценности, присваивают общественно-исторический опыт, отражающий конкретный уровень экономического, социокультурного развития общества и человека. Несомненно, дошкольное учреждение играет значительную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, воспитание, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. По мнению Л.С. Выготского, дошкольное детство является периодом начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей, временем установления начальных отношений с ведущими сферами бытия - миром людей, миром предметов, миром природы и своим собственным миром [10]. Однако насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в целях психолого-педагогического сопровождения родителей.

Данная проблема в научной литературе рассматривалась многими специалистами в разных аспектах.

Исследования Арнаутовой Е. П., Березиной Т.А., Выготского Л. С., Дороновой Т.Н., Зверевой О.А., и др. показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства, особенно при подготовке ребенка к школе. Однако не до конца определенными остаются актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения родителей, что и является проблемой нашего исследования.

Организация полноценного психолого-педагогического сопровождения, является сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед коллективами дошкольных учреждений.

Своеобразие современного этапа развития нашего государства, противоречивость социальных отношений, недостаточное внимание взрослых к проблеме социального развития молодёжи требуют глубокого переосмысления функций всех социальных институтов по отношению к детям и создания условий для их жизнедеятельности. В последнее десятилетие в системе образования России усилиями учёных и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребёнку и семье в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение.

Под психолого-педагогическим сопровождением родителей понимают, целостную системно-организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного взаимодействия педагогов и родителей, направленную на повышение знаний основных закономерностей и особенностей воспитания и обучения детей, знакомство с содержанием и методами воспитания; овладение методами организации детской деятельности; общение, формирующее социально ценные формы поведения и отношение ребенка к окружающим людям.

Е.И. Казакова утверждает, что психолого-педагогическое сопровождение родителей должно строиться на основе понимания сопровождения как процесса, обеспечивающего помощь родителям в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора, создание условий для развития умений принятия оптимальных решений в различных ситуациях [8].

Важно учитывать, отмечает Соколова Н. Г., что под педагогическим сопровождением понимается не любая форма помощи, а поддержка, в основе которой сохраняется максимум свободы и ответственности субъекта за выбор варианта решения актуальной проблемы, процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого. [7].

Практика Чирковой С.В. показывает, что не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют этого делать, третьи не понимают, зачем это нужно. [9].

По мнению О. Л. Зверевой, некоторые из родителей допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть, исправлять; другие считают, что воспитывать ребенка должны педагоги, поскольку «это их обязанность» [6].

Лишь профессионально грамотная и систематизированная работа по психолого-педагогическому сопровождению родителей дошкольников может качественно изменить отношение родителей к воспитанию своих детей.

Педагоги прошлого – К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям могут оказать помощь, по мнению О. Л. Зверевой, - педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить из разных источников [6].

В современной дошкольной педагогике, практике дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей с целью осуществления психолого-педагогического сопровождения, является одной из наиболее актуальных и острых проблем. Сейчас принято говорить о новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения в основе, которой лежит идея о том, что за воспитание и образование детей несут ответственность именно родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует и иного отношения семьи и дошкольного учреждения, которые определяются как сотрудничество, взаимодействие.

Теоретический анализ подходов к реализации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в работах Бабаевой Т.И., Березиной Т.А. и других показал, что осуществление полноценного психолого-педагогического сопровождения родителей возможно при следующих условиях:

Таким образом, особое значение для реализации взаимодействия имеет позиция субъектов - родителей и педагогов, их готовность к осуществлению психолого-педагогического сопровождения.

Результаты психолого-педагогического сопровождения могут проявляться в таких аспектах, как улучшение отношений родителей с ребенком, в осознании родителями значимости своей воспитательной деятельности, появлении родительской ответственности, в оптимистическом взгляде родителей на возможности решения проблем воспитания ребенка и др.

В настоящее время современная семья испытывает целый ряд социально- экономических и психологических проблем, которые отвлекают родителей от воспитания ребенка.

В качестве наиболее острых проблем семейного воспитания исследователи выделяют проблемы эмоционального благополучия ребенка в семье - по данным исследования Березиной Т. А., около трети дошкольников чувствуют себя недостаточно любимыми, недостаточно нужными своим родителям, испытывают тревожность и даже чувство враждебности к членам семьи. Данные результаты позволяют утверждать, что родители не осознают этих проблем, не понимают значения последствий своего влияния на ребенка в дошкольном детстве, а среди тех, кто эти проблемы видит, только около 40% готовы затратить усилия, чтобы их решать [4].

Березина Т.А. отмечает, что 87% воспитателей испытывают различные трудности в осуществлении работы с семьей. Это такие трудности как «пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку, чрезмерная занятость, недоверие родителей к педагогам и даже агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателя», т.е. большинство педагогов связывают эти трудности с особенностями современных родителей [4].

Долгое время отмечалась в качестве основных позиций родителей в их общении с педагогами ДОУ позиции отчужденности и пассивности.

На взгляд Березиной Т. А., сегодня изменилась позиция определенной части родителей по отношению к дошкольному учреждению и своим педагогическим возможностям. Изучение родительского отношения к проблеме сотрудничества с педагогами ДОУ показывает, что от 25 до 35% родителей настроены на совместное с педагогами воспитание своих детей, но не решаются первыми проявить инициативу и активность в установлении контактов. И помощь, которую хотели бы родители получить от педагогов (психологов) может заключаться в следующем:

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема ориентированности педагогов на осуществление психолого-педагогического сопровождения родителей своих воспитанников.

Наряду с вышеизложенным, одной из актуальных проблем психолого-педагогического сопровождения родителей дошкольников Зверева О.Л. определяет неготовность или низкую подготовленность педагога, недостаточную компетентность, либо обладание низким уровнем социально-педагогической культуры.

Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой [1,2,3], отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогической работы с родителями. Часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивался нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделялось ее содержанию и методам.

Авторы выявляют причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями. К ним относятся:

- низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса;

- непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения;

- несформированности у них «педагогической рефлексии», игнорирование ими того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольные учреждения, а именно они выступают социальными заказчиками;

- недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка.

В работе В.П. Дубровой также отмечается проблема взаимодействия в специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная [5].

Так же педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания.

Как особую актуальность отмечает Березина Т.А., проблему ориентированности педагогов на осуществление взаимодействия необходимого при работе по психолого-педагогическому сопровождению родителей своих воспитанников. Для ее изучения автор провела анкетирование, в котором приняло участие 100 педагогов дошкольных учреждений, имеющих стаж работы от 2 месяцев до 21 года.

По результатам ее исследования:

-12% педагогов считают ее приоритетной задачей для современного ДОУ,

-88% определяют как, безусловно, важную задачу, которую необходимо решать наряду с другими.

- 47% ограничились общими ответами - «улучшению воспитательной работы с дошкольниками», «воспитанию полноценного человека в обществе»,

- 12% подчеркнули, что такое взаимодействие «поможет создать единые условия, выдвигать единые требования к ребенку в детском саду и семье».

- 11% воспитателей выделили «просветительскую» роль сотрудничества с семьей для родителей

И только 20% из всех педагогов определили конкретные задачи, которые позволяет решить сопровождение родителей – «лучше подготовить ребенка к школе», «разрешить проблемы общения дошкольников со сверстниками», «создаст более благоприятный эмоциональный микроклимат для детей в детском саду», «поможет строить педагогический процесс исходя из индивидуальных особенностей и интересов ребенка»

Таким образом, результаты анкетирования показывают, что, понимая значимость взаимодействия детского сада с семьей, исходя из современной социальной ситуации развития учреждений дошкольного образования – конкурентоспособности ДОУ, его ориентированности на потребности большинство педагогов не проявляют личной заинтересованности в организации такого взаимодействия, т.к. не понимают, чем оно может быть полезно в их индивидуальной педагогической деятельности [4].

В ходе анализа литературы по вопросам изучения готовности педагогов к взаимодействию с семьей мы выясняли, какие формы сотрудничества они считают наиболее эффективными. Оказалось, что преимущественно воспитатели ориентированы на традиционные формы взаимодействия с семьей:

- 42% воспитателей назвали беседы педагогов с членами семьи.

- 34% родительские собрания и лекции для родителей,

-28% оформление наглядного информационного материала для родителей.

Анализ показывает, что педагоги выделяют преимущественно традиционные формы педагогической работы с родителями - консультации, родительские собрания, оформления родительских уголков.

21% воспитателей считает эффективными формами взаимодействия привлечение родителей к организации и участию в трудовых и досуговых мероприятиях.

Формы работы, построенные на диалоге с родителями – дискуссии, круглые столы или ориентированные на развитие у родителей практических умений (деловые игры, элементы тренинга) использовали сами или наблюдали в своем дошкольном учреждении только 15% педагогов.

Традиционные формы взаимодействия ДОУ и семьи часто не учитывают тенденции развития образовательной системы. Поэтому для эффективного осуществления психолого-педагогического сопровождения педагогами родителей необходима специальная подготовка педагогов, обучение их приемам группового консультирования, ведения дискуссий с родителями, совместного с ними анализа проблем семейного воспитания ребенка, проведения коммуникативных игр, элементов игротренинга.

Таким образом, для эффективного осуществления психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольников необходим ряд условий: готовность педагогов и родителей к сотрудничеству, понимание важности и необходимости педагогической работы, как со стороны педагога, так и со стороны родителей; специальная подготовка педагогов к сотрудничеству родителями, позволяющая обеспечить их реальное взаимодействие в ходе решения совместных задач по воспитанию и развитию дошкольника в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.


Список использованной литературы:

  1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М.: «Школа-пресс»,1994

  2. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: Зачем? Как? - М.: «Школа-пресс», 1993.

  3. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // «Дошкольное воспитание», 2002, № 9

  4. Березина Т. А. Проблема готовности педагогов и родителей к взаимодействию в образовательной системе современного дошкольного учреждения. Статья. http://rod-akodemiya/narod/ru/

  5. Дуброва В.П. Теоретико-методические основы взаимодействия детского сада с семьей: Учебное пособие. - Минск, 1997.

  6. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: Метод.пособие/ О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 128с.

  7. Зыков М.Б. Что такое социальная педагогика? - М.: ЮНИТИ, 2006. - 112 с.

  8. Психолого-педагогическое сопровождение родителей будущих первоклассников Татьяна Березина, Оксана Воронина. Статья. http://rod-akodemiya/narod/ru/

  9. Чиркова. С.В. Родительские собрания в детском саду. – М.: ВАКО, 2009. – 256с.

  10. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах, Т. 4 – М.: «Педагогика», 1984.







Современные актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения родителей детей дошкольного возраста
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации