Лекции - Сертификация - файл n1.doc

Лекции - Сертификация
скачать (106.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc216kb.18.12.2003 00:03скачать

n1.doc

  1   2   3
1. Основные понятия сертификации

К объектам сертификации относятся продукция, услуги, ра­боты, системы качества, персонал, рабочие места и пр.

В сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее — продукция) участвуют первая, вторая, третья стороны.

Третья сторона — лицо или орган, признаваемые независи­мыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе (ИСО/МЭК2).

Участвующие стороны представляют, как правило, интере­сы поставщиков (первая сторона) и покупателей (вторая сторо­на).

Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Перечни продукции, подлежащей обязательной сертифика­ции, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Сертификация продукции (далее — сертификация) — проце­дура подтверждения соответствия, посредством которой неза­висимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребите­ля (покупателя) организация удостоверяет в письменной фор­ме, что продукция соответствует установленным требованиям (Закон РФ от 10.06.93 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» (в ред. от 31.07.98)).

Система сертификации — совокупность участников серти­фикации, осуществляющих сертификацию по правилам, уста­новленным в этой системе (Правила по проведению сертифика­ции в Российской Федерации).

Системы сертификации формируются на национальном (фе­деральном), региональном и международном уровнях.
В нашей стране системы сертификации создаются специаль­но уполномоченными на это федеральными органами исполни­тельной власти — Госстандартом России, Министерством здра­воохранения РФ, Государственным комитетом РФ по связи и информатизации (Госкомсвязи) и пр.

В дальнейшем изложение темы будет основано преимуще­ственно на примере системы сертификации, возглавляемой Гос­стандартом России «Системы сертификации ГОСТ Р», которая охватывает товары народного потребления и услуги (работы) населению.

Сертификат соответствия* (далее — сертификат) — доку­мент, выданный по правилам системы сертификации для под­тверждения соответствия сертифицированной продукции уста­новленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продук­ции и услуг»),

Декларация о соответствии — документ, в котором изгото­витель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) им продукция соответствует установленным тре­бованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).

Таким образом, подтверждение соответствия проводится по­средством не только сертификата, но и декларации о соответ­ствии. Перечни продукции, соответствие которой может быть под­тверждено декларацией о соответствии, утверждаются постанов­лением Правительства Российской Федерации. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной системы сертифи­кации подтверждается соответствие маркированной им продук­ции установленным требованиям (Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»).

3. Основные цели и принципы сертификации

Цели сертификации. Сертификация направлена на достиже­ние следующих целей:

содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги);

защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

контроль безопасности продукции (услуги, работы) для ок­ружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

подтверждение показателей качества продукции (услуги, ра­боты), заявленных изготовителем (исполнителем);

создание условий для деятельности организаций и предпри­нимателей на едином товарном рынке России, а также для учас­тия в международном экономическом, научно-техническом со­трудничестве и международной торговле.

Принципы сертификации. При проведении сертификации необходимо руководствоваться следующими принципами.

  1. Законодательная основа сертификации. (Деятельность по
    сертификации в РФ основана на Законах РФ «О сертификации
    продукции и услуг», «О защите прав потребителей» и других
    нормативных актах.)

  2. Открытость системы сертификации. (В работах по серти­
    фикации участвуют предприятия, учреждения, организации не­
    зависимо от форм собственности (в том числе других стран),
    признающие и выполняющие ее правила.)

  3. Гармонизация правил и рекомендаций по сертификации с
    международными нормами и правилами. (Гармонизация явля­
    ется условием признания сертификатов и знаков соответствия
    за рубежом, тесного взаимодействия с международными, реги­
    ональными и национальными системами сертификации других
    стран.)

  4. Открытость и закрытость информации. (При сертифика­
    ции должно осуществляться информирование всех ее участни­
    ков — изготовителей, потребителей, органов по сертификации,
    а также всех других заинтересованных сторон — общественных
    организаций, предприятий, отдельных лиц — о правилах и ре­
    зультатах сертификации. С другой стороны, при сертификации
    должна соблюдаться конфиденциальность информации, состав­
    ляющей коммерческую тайну.)

4. Обязательная и добровольная сертификация

В соответствии с законодательством сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация — подтверждение уполномо­ченным на то органом соответствия продукции обязательным требованиям*, установленным законодательством.

Обязательная сертификация является формой государствен­ного контроля за безопасностью продукции. Ее осуществление

' Эти требования рассмотрены на с. 12—13.

связано с определенными обязанностями, налагаемыми на пред­приятия, в том числе материального характера. Поэтому она может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных зако­нодательными актами РФ, т.е. законами и нормативными акта­ми Правительства РФ (рис. 10). Отсюда второе наименование обязательной сертификации — «сертификация в законодатель­но регулируемой сфере».

В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потреби­телей» перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязатель­ной сертификации, утверждаются Правительством РФ. На ос­новании этих перечней разрабатывается и вводится в действие постановлением Госстандарта России «Номенклатура продук­ции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация». По существу, «Номенклатура...» — это детали­зированный «Перечень...». Если «Перечень...» представлен классами соответствующего Общероссийского классификатора (по продукции ОК 005—93 — ОКП, по услугам ОК 002—93 -ОКУН) с двухразрядным кодом, то «Номенклатура...» — вида­ми продукции (услуг) с шестиразрядным кодом (приложение 4). Если «Перечни...» включают рбъекты, как подвергаемые в на­стоящее время, так и намечаемые в перспективе для обязатель­ной сертификации, то «Номенклатура...» включает только объекты, подвергаемые в настоящее время обязательной серти­фикации.

При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию. Так, согласно ст. 7 За­кона РФ «О защите прав потребителей» при обязательной сер­тификации товаров (работ, услуг) должна подтверждаться их безопасность. Согласно ст. 6 Закона РФ «Об энергосбережении» энергопотребляющая продукция (в том числе электротовары, радиотовары и пр.) подлежит обязательной сертификации так­же по показателям энергоэффективности.

При обязательной сертификации действие сертификата со­ответствия и знака соответствия распространяется на всей тер­ритории РФ.

Организация и проведение работ по обязательной сертифи­кации возлагаются на специально уполномоченный федераль­ный орган исполнительной власти в области сертификации —

Госстандарт России, а в случаях, предусмотренных законода­тельными актами РФ в отношении отдельных видов продукции, и на другие федеральные органы исполнительной власти. По­этому в России в 1999 г. действовало 16 систем обязательной сертификации. Самая представительная и известная — Система обязательной сертификации ГОСТ Р, образованная и возглав­ляемая Госстандартом России. В рамках этой системы действу­ют системы сертификации однородной продукции (пищевой продукции и продовольственного сырья, игрушек, посуды, то­варов легкой промышленности и др.) и однородных услуг (ус­луг общественного питания, туристских услуг и услуг гостиниц и др.).

Добровольная сертификация проводится в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» по инициа­тиве заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в це­лях подтверждения соответствия продукции (услуг) требовани­ям стандартов, технических условий, рецептур и других доку­ментов, определяемых заявителем.

Добровольная сертификация проводится на условиях дого­вора между заявителем и органом по сертификации. Доброволь­ная сертификация продукции, подлежащей обязательной серти­фикации, не может заменить обязательную сертификацию та­кой продукции.

Тем не менее по продукции, прошедшей обязательную сер­тификацию, могут проверяться в рамках добровольной серти­фикации требования, дополняющие обязательные. Допустим, при анализе зубных паст может быть проверена эффективность их действия, при проверке телевизоров некоторых зарубежных моделей — наличие благоприятного биологического воздей­ствия, которые они якобы (согласно рекламным проспектам) оказывают на человека.

На 1 января 2000 г. в России было зарегистрировано 104 си­стемы добровольной сертификации.

Примерами систем добровольной сертификации могут быть:

Система стоимостной оценки автотранспортных средств (СЕРТОЦАТ), разработанная Министерством автомобильного транспорта РФ;

Система сертификации экологического агропроизводства (ЭкоНива), разработанная АОЗТ «ЭкоНива»;
Система сертификации санаторно-оздоровительных услуг, разработанная Центром сертификации Центрального региона (ЦСЦР).

Сравнительная характеристика обязательной и доброволь­ной сертификации представлена в табл. 4.

В России в настоящее время преобладает обязательная сер­тификация, за рубежом — добровольная. В условиях развитой рыночной экономики проведение добровольной сертификации становится условием преодоления торговых барьеров, так как, повышая конкурентоспособность, она фактически обеспечива­ет производителю место на рынке. Например, во Франции [13] добровольная сертификация проводится на соответствие стан­дартам Франции «NF». По ее результатам продукция маркиру­ется знаком NF. Продукция, не маркированная этим знаком, не пользуется спросом. Именно поэтому около 75% продукции французских фирм проходит через добровольную сертифика­цию.

В России кровно заинтересованы в добровольной сертифи­кации продукции лишь российские экспортеры. По мере ужес­точения конкуренции на рынке будет возрастать потребность в добровольной сертификации.

В [20] рассмотрены проблемы добровольной сертификации. Одна из них — необходимость законодательной поддержки раз­вития добровольной сертификации.

Таблица 4

  1   2   3


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации