Лекции по дисциплине Ценообразование в строительстве - файл n1.doc

Лекции по дисциплине Ценообразование в строительстве
скачать (903.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc904kb.01.06.2012 11:56скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Федеральное агентство по образованию

Сибирская автомобильно-дорожная академия

Кафедра «Экономика и управление недвижимостью»


Лекции по дисциплине

«Ценообразование в строительстве»


Омск 2007

1. Роль цены в системе хозяйствования. Основные функции и состав цены строительной продукции.

Цена как экономическая категория играет роль не просто измерителя затрат, а в значительной мере регулятора производства и потребления через обеспечение двусторонней экономической информации как о затратах так и о спросе рынка. Такое положение должно обеспечиваться хозяйственной самостоятельностью предприятий как в планировании номенклатуры производимой продукции и услуг, так и в выборе поставщика и потребителя. Цена при этом, являясь денежной формой стоимости, несет информацию о количестве общественно необходимого труда (живого и овеществленного) для производства и оказания услуг на всех этапах многоэтапного процесса расширенного воспроизводства фондов (целям которого и служит строительство). От того, насколько правильна информация зависит и формирование базисной цены на каждом этапе процесса производства и оказания услуг.

Такую информацию должен формировать рыночный механизм. Цены должны быть проводниками объективной информации о затратах в производстве с одной стороны, и потребности рынка, с другой.
Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей. К ним относятся как количественные показатели- валовой внутренний продукт, национальный доход, объем кап.вложений, так и качественные- рентабельность , производительность труда, фондоотдача и др.

Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, фондами накопления и потребления. Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, пенсионного фонда, соц.страха, занятости и др.

Функция сбалансированности спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.

Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на нее.

2. Классификация цен.

По характеру обслуживаемого оборота выделяют:

В зависимости от сферы регулирования различают:

В зависимости от территории действия различают:

Единые цены устанавливаются и регулируются федеральными органами исполнительной власти. Устанавливаются на :

Региональные цены устанавливаются на:

В зависимости от метода включения транспортных расходов в цену товара выделяют:

Термин «франко» показывает, до какого пункта по пути продвижения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы, они соответственно включаются в цену товара. Так цена «франко- склад поставщика» означает, что все расходы по доставке продукции несет покупатель. В цену «франко-станция отправления» продавец включает расходы по доставке продукции на станцию отправления. Цена «франко-склад потребителя» означает, что все расходы по доставке продукции оплачивает поставщик.

По времени действия цены подразделяются на:


3. Взаимосвязь факторов определяющих рыночную цену.

Факторы, влияющие на уровень цен через соотношение спроса и предложения можно разделить на три группы рис.

Уровень текущих издержек, связанных с производством и реализацией товара

Степень монополизации предложения товара

Ценовая политика продавца


Научно-технический прогресс

Полезность товара

Финансовые возможности покупателей товара

Изменение цен других товаров

Степень монополизации спроса

Уровень конкуренции

Фаза экономического цикла

Кратко-срочные колебания спроса и предложения

Инфляция





Факторы, влияющие на объем предложения товара




Факторы влияющие на объем спроса

Факторы, внешние по отношению к взаимодействию покупателей и продавцов





Уровень цен



Рис. Факторы определяющие уровень цен
Факторы, влияющие на объем предложения товара

Уровень текущих издержек, связанных с производством и реализацией товара. Уровень текущих издержек, связанных с производством и реализацией товара определяет нижний предел рыночной цены. Производить и продавать товар имеет смысл только в том случае, если сумма выручки, по крайней мере, возмещает издержки производства и реализации товара.

В зависимости от ситуации в термин «Издержки» вкладывается разный смысл. Различают явные и неявные издержки, связанные с оплатой наличными и не связанные с оплатой наличными, переменные и постоянные, прямые и косвенные, средние и предельные, издержки в отечественной и иностранной валюте.

Научно-технический прогресс. Влияние НТП выражается в совершенствовании технологии производства и, следовательно, в снижении производственных издержек. Таким образом, НТП является ценопонижающим фактором.

Степень монополизации предложения товара. Монополизация предложения проявляется в контроле продавцом уровня цены товара. Продавец имеет возможность выбирать между высокой и низкой ценой. Чем выше степень монополизации предложения, тем больше влияние фирм-производителей на уровень цены, и следовательно, тем больше монопольная сверхприбыль. Выделяют три вида структуры рынка, характеризующейся существенной монополизацией предложения:

а) монополия – на рынке действует один продавец товара, не имеющего близких субститутов (товаров-заменителей);

б) олигополия – на рынке действует ограниченное количество продавцов товара с незначительной дифференциацией потребительских свойств;

в) монополистическая конкуренция – на рынке действует большое количество продавцов товаров с существенной дифференциацией потребительских свойств товара приводит к возникновению контроля каждого из продавцов над ценой его товара.

Повышение вероятности вторжения конкурентов заставляет монополистов снижать цены. Предотвратить вторжение конкурентов легче и дешевле, чем конкурировать с ними после осуществления ими вторжения на данный сегмент рынка.

4. Ценовая политика на предприятии.

Уровень устанавливаемой предприятием цены на продукцию во многом определяется тем, какие цели ставит предприятие на ближайшее время и перспективу. Наиболее распространенными являются следующие ценовые стратегии предприятия:

Каждая фирма должна иметь четкую, упорядоченную методику установления исходной цены на свою продукцию.

Процесс ценообразования на предприятии можно представить следующими этапами:

5. Факторы, влияющие на объем спроса.

Полезность товара. Степень полезности товара для потребителей является ключевым ценообразующим фактором. Чем выше полезность, тем выше при прочих равных условиях цена товара рынке.

Научно-технический прогресс. Влияние НТП выражается в улучшении потребительских свойств товара и, следовательно, в увеличении его полезности. Данный фактор влияет на величину спроса следующим образом:

Финансовые возможности покупателей товара. Характер влияния финансовых возможностей покупателей зависит от типа товара. Для одних товаров увеличение финансовых возможностей покупателей приводит к увеличению спроса на них, и соответственно уменьшение финансовых возможностей покупателей приводит к снижению спроса (нормальные товары). Для других товаров увеличение финансовых возможностей покупателей приводит к снижению спроса на них, и соответственно уменьшения финансовых возможностей покупателей приводит к увеличению спроса (товары «низкого» качества). Таким образом, при установлении цены необходимо предварительно выяснить, является ли товар нормальным или «низкого» качества. Возможна ситуация, когда для одних групп потребителей товар будет нормальным, а для других – «низкого» качества.

Изменение цен других товаров. Характер влияния данного фактора зависит от типа товара, цена которого изменяется. Увеличение цен на одни товары приводит к увеличению спроса реализуемый товар, и соответственно уменьшение цен на эти товары приводит к снижению спроса (товары-субституты или заменители). Для других товаров увеличение цены приводит к снижению спроса на реализуемый товар, и соответственно уменьшение цен приводит к увеличению спроса на реализуемый товар (товары дополнения). Таким образом, при установлении цены необходимо предварительно выяснить, какие товары являются заменителями реализуемого товара, а какие дополнениями.

Степень монополизации спроса. Нередко встречается ситуация, когда круг потребителей товара ограничен. В этом случае покупатели получают определенную власть над ценами и могут извлекать монопольную сверхприбыль за счет снижения цен на покупаемую продукцию.

Если имеется только один потребитель товара, то такая структура рынка называется монопсонией. Если имеется несколько потребителей, то такая структура рынка называется олигопсонией.

Уровень конкуренции. На различных сегментах рынка складываются неодинаковые уровни конкуренции. Обычно на сегменте с относительной низкой конкуренцией имеется возможность для установления более высокой цены, чем на рынках с меньшей конкуренцией.

6. Факторы, внешние по отношению к взаимодействию покупателей и продавцов.

Фаза экономического цикла. При анализе динамики цен на рынке необходимо учитывать влияние экономических циклов, объективной основой которых являются циклы воспроизводства основных фондов экономически обособленных товаропроизводителей

3.2.Краткосрочные колебания спроса и предложения

3.3.Инфляция
7. Общая схема установления цены на продукцию

Сложность проблемы ценообразования не в большом количестве ценообразующих факторов, но и в том, что влияние многих из них может быть формализовано с большой степенью неопределенности. В связи с этим при установлении цены на продукцию большую роль играет интуиция специалистов, знания ими специфики сегмента рынка. То и другое приобретается в результате многолетнего опыта работы.

Тем не менее, несмотря на сложность процесса ценообразования можно сформулировать общую схему, позволяющую упорядочить работу по установлению цены на продукцию. Общая схема не жесткий алгоритм. Результаты, получаемые на любом из этапов не носят окончательный характер, а обеспечивают информацию для принятия решения.

Выбор метода ценообразования. Метод ценообразования выбирается, исходя из содержания ценовой политики, уровня конкуренции, специфики технико-экономических параметров товара. В ценообразовании используются следующие методы ценообразования:

  1. метод «текущие издержки + прибыль»;

  2. метод целевой прибыли;

  3. метод установления цены с учетом спроса;

  4. метод среднеотраслевых цен;

  5. метод установление цены на основании ощущаемой ценности товара;

  6. установление цены на конкурсной основе;

  7. определение цены на основании сметы затрат.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации