Лекции по психофизиологии - файл n1.doc

Лекции по психофизиологии
скачать (53 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc53kb.01.06.2012 11:52скачать

n1.doc

1. Биосоциальная природа человека

Одной из важных проблем, поставленных А.А. Ухтомским, была проблема соотношения биологического и социального в природе человека (концепция Ухтомского о биосоциальной природе человека — это один из вариантов построения интегральной науки о человеке, базирующейся на
единстве естественнонаучных и гуманитарных знаний). Биосоциальная природа человека отражается в том, что его жизнь определяется единой системой условий, в которую входят как биологические, так и социальные элементы. Это вызывает необходимость не только его биологической, но и социальной адаптации, т. е. приведения межиндивидуального и группового поведения в соответствие с господствующими в данном обществе, классе, социальной группе нормами и ценностями в процессе социализации (путем усвоения знаний об этом обществе, классе и т. д.).

Сегодня правомерной представляется точка зрения, согласно которой преобразование биологического под воздействием социальных факторов отнюдь не ведет к исчезновению природного начала в человеке. Человек — это прежде всего системное целое; только в этой целостности проявляется его уникальность, и, став существом социальным, он во всех своих проявлениях не лишился присущей ему биологической индивидуальности. Поэтому, отмечая всю неплодотворность попыток абсолютизирования как биологического, так и социального начала в человеке, следует подчеркнуть главное: биологическое в человеке предстает в самой природе социального, поэтому человеческий индивид надо рассматривать не абстрактно и изолированно, а в контексте его реальной жизнедеятельности, пронизанной социальностью. Таким образом, во многих проявлениях человека нужно видеть отзвуки социальных влияний, и наоборот — в высших социальных проявлениях его деятельности суметь увидеть корни биологического. Поэтому под термином «биосоциальное» мы понимаем не механическое соединение этих двух понятий, а их диалектически неразрывную взаимосвязь.

2. Психическая деятельность как синтез сознания и подсознательного

О том, что представляет собой сознание, высказывается большое разнообразие мнений.

Иногда сознание рассматривается как совокупность некоторых когнитивных операций, связанных с субъективным переживанием своих мыслей, чувств, впечатлений и возможностью передать их другим с помощью речи, действий или продуктов творчества. Этот взгляд разделяется П.В. Симоновым, рассматривающим сознание как совместное знание. Он пишет: «Сознание есть знание, которое с помощью слов, математических символов и обобщающих образов художественных произведений может быть передано, стать достоянием других членов общества, в том числе других поколений, в виде памятников культуры».

Э.А. Костандов в своих экспериментальных многолетних исследованиях пришел к сходному заключению. Он подчеркивает, что «...решающим звеном в структурно-функциональной системе мозга человека, организующей физиологическую основу осознания раздражителей внешней среды, согласно предлагаемой нами гипотезе, является активация временных связей между воспринимающими и гностическими участками коры больших полушарий с двигательной речевой областью».

Неосознаваемые процессы обработки информации, о влиянии которых субъект не отдает себе отчета, принято относить к категории бессознательного. П.В. Симонов (1987) предлагает выделять три группы проявления бессознательного. Первая группа — досознателъное. Оно охватывает наши биологические потребности, выражающиеся в безусловных рефлексах и врожденных формах поведения (инстинктах), а также в генетически заданных свойствах темперамента.

Вторая группа бессознательного — подсознание. К ней относится все то, что ранее уже было осознано и вновь может стать осознаваемым в определенных условиях. Это различные автоматизированные навыки, стереотипы автоматизированного поведения. К ним же относятся неосознаваемые побудители деятельности (мотивы, смысловые установки), глубоко усвоенные человеком нормы поведения, вытесненные из сферы сознания мотивационные конфликты. В процессе эволюции подсознание возникло как средство защиты сознания от лишней работы и непереносимых нагрузок. Оно предохраняет человека от излишних энергетических трат, защищает от стресса.

К подсознанию П.В. Симонов относит и те проявления интуиции, которые не связаны с порождением новой информации, но предполагают лишь использование ранее накопленного опыта. Примером может служить правильный диагноз, поставленный опытным врачом при беглом осмотре пациента. Нередко врач не может объяснить, какие именно симптомы побудили его прийти к такому заключению.

Указывая на различия сознания и подсознания, П.В. Симонов отмечает: «Если сознание вооружено речью, символикой математических формул и образным строем художественных произведений, неосознаваемое психическое сообщает сознанию о результатах своей деятельности переживанием чувств, т.е. эмоцией». Такая форма психического отражения, как эмоция, не относится к, кате гори и осознаваемых явлений. Для перевода на уровень сознания требуются дополнительные операции, связанные с обработкой символьной информации.

3. Предмет и методы психофизиологии

Психофизиология (психологическая физиология)научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Термин «психофизиология» был предложен в начале XIX века французским философом Н. Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы (определение сенсорных порогов, времени реакции и т.д.).

Методы психофизиологических исследований — комплекс методов, используемых для изучения физиологического обеспечения психических процессов. Одним из первых методов оценки роли разных структур мозга в организации поведения явились методы повреждения или удаления участков мозга с помощью хирургических, химических и температурных воздействий и методы электрической стимуляции определенных отделов мозга. В экспериментальных исследованиях в настоящее время широко используется метод регистрации электрической активности отдельных нейронов или мозговых структур. В современной психофизиологии для изучения физиологического обеспечения психических процессов используются прямые методы изучения нейрофизиологических основ психической деятельности и непрямые — изучения функционального состояния организма в процессе реализации психической деятельности. К прямым методам относятся:

  1. Регистрация электроэнфалограммы (ЭЭГ) — метод регистрации электроэнцефалограммы (ЭЭГ) — суммарной электрической активности, отводимой с поверхности головы. ЭЭГ рассматривается как наиболее распространенный и адекватный для изучения нейрофизиологических основ психической деятельности. Многоканальная запись ЭЭГ позволяет одновременно регистрировать электрическую активность многих функционально различных областей коры. ЭЭГ отводится с помощью специальных электродов (чаще серебряных), которые фиксируются на поверхности черепа шлемом или крепятся клеящей пастой.

  2. Регистрация вызванных потенциалы (ВП) - электрическая реакция мозга на внешний раздражитель или на выполнение умственной (когнитивной) задачи. Наиболее широко используемыми раздражителями являются визульные для регистрации зрительных ВП, звуковые для регистрации аудиторных ВП и электрические для регистрации соматосенсорных ВП. Запись ВП производится при помощи электроэнцефалографических электродов, расположенных на поверхности головы.

  3. Топографическое картирование (brain mapping) — метод изображения данных компьютерной обработки ЭЭГ, позволяющий представить пространственное распределение по коре больших полушарий ритмических компонентов ЭЭГ и вызванных потенциалов. Многоканальная регистрация ЭЭГ дает возможность представить полученные в результате компьютерной обработки ЭЭГ данные в удобном для восприятии в наглядном виде — как одномоментное пространственное распределение по коре мощности разных ритмов, степени их синхронности (когерентности), амплитуд компонентов ВП.

  4. Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) она же двухфотонная эмиссионная томография — радионуклидный томографический метод исследования внутренних органов человека или животного.

  5. Ядерно-магнитный резонансный метод — резонансное поглощение электромагнитной энергии веществом, содержащим ядра с ненулевым спином во внешнем магнитном поле, обусловленное переориентацией магнитных моментов ядер.

Методы непрямой регистрации неспецифических изменений функционального состояния центральной нервной системы:

  1. Кожно-гальваническая реакция (КГР)регистрация электрокожного потенциала (как правило, на ладони). Электрическая активность кожи связана главным образом с активностью потовых желез, изменяющих ее сопротивление и находящихся под контролем вегетативной нервной системы. Изменение активности неспецифической системы мозга, морфологическим субстратом которой является ретикулярная формация, вызывает существенные изменения электрокожного потенциала. КГР чрезвычайно чувствительна к эмоциональному реагированию, состоянию тревоги, напряженности и часто используется для характеристики функционального состояния человека.

  2. Плетизмографияметодика основана на регистрации изменений объема крови, поступающей к различным органам. Наиболее распространена пальцевая плетизмография. В плетизмограмме различают два типа изменений: тонические, отражающие общие изменения объема крови, и фазические, обусловленные изменением пульсового объема от одного сокращения сердца к другому. Оба показателя - чувствительные индикаторы вегетативных сдвигов при психической деятельности. Используется для изучения локального мозгового кровотока наряду с компьютерной томографией.

  3. Клиренсные методыоснованные на измерении скорости вымывания из ткани мозга введенных в организм изотопов ксенона либо криптона (изотопный клиренс) или атомов водорода (водородный клиренс). Скорость вымывания вводимых химических веществ прямо связана с интенсивностью кровотока. Увеличение локального мозгового кровотока отражает рост уровня метаболический активности в определенных участках мозга.


4. Принцип доминанты в психофизиологии

Сформулирован Ухтомским А.А. В 1922–23 гг.

По Ухтомскому Принцип Доминанты лежит в основе направленной активности живых систем любых уровней организации, включая сложные социальные образования (эгрегоры).

Доминанта — это главная система рефлексов, обеспечивающая удовлетворение той потребности, которая в данный период времени оказывается основной, т.е. доминирующей, а все остальные потребности поэтому оказываются как бы второстепенными и подчиненными, и соответствующая им рефлекторная деятельность будет подавленной. Т.е., происходит срочная мобилизация всех систем организма, прошлого жизненного опыта и восприятия окружающей среды ради достижения доминирующей потребности. Этой цели подчиняется вся текущая деятельность организма, т.е. формируется доминанта. По достижении цели мгновенно выявляется новая доминанта. Она может быть одной из тех, которые не смогли себя реализовать до этого момента. Все доминанты сохраняются в памяти, обогащая жизненный опыт, и при необходимости наиболее подходящая (или наиболее сильная, или чаще используемая) доминанта становиться ведущей с поправками на обстоятельства.

Все поведение человека, его работа, страсти и творчество основаны на конкуренции разных доминант. При этом доминанты высшего порядка служат фундаментом и движущим фактором всех установок и побуждений. Принцип доминанты выявляет физиологические механизмы активного поведения человека, его духовности, стремления к знаниям, преодолению трудностей.

Именно доминанта, как «рабочий орган мозга» и как фактор поведения и мышления, по Ухтомскому, естественно объединяет понятия о духовном и физическом человеке. Этот принцип научно объясняет разные уровни системной организации психофизиологических процессов: низшие, организменные, бессознательные и высшие, сознательные, мыслительные, включая интуицию как проявление «рецепции высшего порядка».

Экспериментально доказано, что на определенной стадии развития доминанта мозга изменяет все процессы в организме – энергообменные, биохимические, вегетативные и т.д., поэтому изучение этих и др. показателей бессмысленно, если оно проводится вне связи с одновременным выявлением доминантных состояний мозга человека.

5. Основные детерминанты поведения

Поведе́ние — способность животных изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя животным избегать негативных факторов окружающей среды. Даже простейшие проявляют способность перемещаться в ответ на раздражители среды. У многоклеточных организмов поведение находится под контролем нервной системы.

Инстинкты — это совокупность врождённых тенденций и стремлений, играющих мотивационную роль в формировании поведения. В узком смысле, совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях. Инстинкты составляют основу поведения животных. У высших животных инстинкты подвергаются модификации под влиянием индивидуального опыта.

Научение — приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т. д.).

Поведение и психика. Поведение, в отличие от психики, доступно для непосредственного наблюдения и является предметом широкого спектра наук, от психологии, этологии, зоопсихологии и сравнительной психологии до поведенческой экологии.

6. Витальные, социальные, идеальные потребности человека

Классификация потребностей по Симонову П. В.

1. Витальные потребности, присущие человеку как представителю биологического вида. Это потребность в пище, воде, сне, продолжение рода, в защите от внешних опасностей и т.п. Сюда же относится и важнейшая потребность в экономии сил, побуждающая затрачивать на достижение цели минимум усилий. Потребность в экономии сил инициирует изобретательность и совершенствование технологии, но может приобрести самодовлеющее значение и обернуться ленью.

2. Социальные потребности в собственном смысле (поскольку социально обусловлены все потребности человека). Мы имеем в виду потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, уважением и любовью со стороны других людей. Чрезвычайно важна потребность следования нормам, принятом в данном сообществе, без соблюдения которых любое подобное сообщество в принципе оказалось бы невозможным. Эту потребность Гегель выделил в особую группу, обозначив ее как потребность в религии, хотя в более широком смысле ее следовало бы назвать потребностью в идеологии, нормирующее удовлетворение биологических, социальных и духовных потребностей.

3. Идеальные потребности, наиболее ярким представителем которых является потребность познания себя, окружающего мира, своего места в этом мире, смысла и назначения своего существования на земле. Эта же потребность в частности, побуждает людей создавать произведения искусства и обращаться к ним.

Витальные и социальные потребности, кроме того, делятся на две подгруппы, которые условно можно назвать потребностями «для себя» и «для других». Идеальные потребности такого разделения не имеют, поскольку потребность познания удовлетворяется истиной, а она одна.

7. Системная психофизиология

Системная психофизиология - область психофизиологии, рассматривающая системные процессы в ЦНС как основу поведения и психики. В более узком понимании системная психофизиология рассматривается как развитие теории функциональной системы П. К. Анохина применительно к изучению физиологических основ психики.

Задачей системной психофизиологии является изучение закономерностей формирования и реализации систем, составляющих индивидуальный опыт, их таксономии, динамики межсистемных отношений в поведении и деятельности. Структура индивидуального опыта описывается как набор функциональных систем (элементов структуры индивидуального опыта, сформированных в процессе индивидуального развития) и межсистемных отношений, складывающихся при формировании и актуализации систем. В качестве единицы структуры индивидуального опыта («состояние субъекта поведения» по В.Б. Швыркову) рассматривается набор систем разного «возраста» (т.е. сформированных на разных этапах индивидуального развития), одновременная актуализация которых обеспечивает достижение результата поведенческого акта.

8. Методы психофизиологических исследований

Психофизиология — наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении мозга и психики.

Психофизиология как часть нейронауки изучает мозговые механизмы психики, включая высшие психические функции и сознание, ориентируясь на системное изучение процессов, одновременно протекающих на субъективном, нейрофизиологическом и молекулярно-генетическом уровнях. Успехи, достигнутые нейронаукой, особенно в области изучения нейронных механизмов психических функций, открывают новые пути для понимания сущности психических явлений, процессов психической регуляции и психокоррекции.

За последние годы созданы принципиально новые неинвазивные методы исследования функций мозга, открывающие широкие перспективы для развития прикладной психофизиологии. Среди них:

  1. Многоканальная электроэнцефалография (ЭЭГ) - регистрация радиально ориентированных источников тока, позволяющая строить динамические карты распределения плотности тока на поверхности скальпа, отражающие локализацию активности нейронов. Метод расчета эквивалентных диполей дает возможность определять локализации активности нейронов в глубине мозга в фоне и при работе со стимулами.

  2. Многоканальная магнитная энцефалография (МЭГ) - бесконтактная регистрация магнитных полей на поверхности скальпа, отражающих протекание тангенциальных токов в нервных клетках коры головного мозга человека, позволяющая расчитывать интенсивность и локализацию источников тока, формируя в динамике карты активности нейронов.

  3. Транскраниальная магнитная стимуляция мозга, позволяющая непосредственно определять реактивность нейронов.

  4. Многоканальный спектральный анализ МЭГ и ЭЭГ в фоне и при информационной нагрузке, дающий возможность строить динамические карты распределения частотных составляющих, отражающих разные уровни активации мозга.

  5. Структурная магнитно-резонансная томография – получение изображений анатомических особенностей мозга человека, на которые накладываются данные о локализации очагов активности, получаемые на основе МЭГ и ЭЭГ.

  6. Функциональная магнитно-резонансная томография, позволяющая в сочетании со структурной томографией мозга получать карты деоксигинации гемоглобина, отражающие локальную активацию нервных клеток во время психической деятельности.

  7. Магнитно-резонансная спектроскопия, позволяющая в сочетании со структурной томографией получать динамические карты распределения биологически активных веществ в мозге человека.

  8. Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) в сочетании со структурной томографией позволяет строить карты распределения локального кровотока, отражающего уровень активности нервных клеток и их вовлеченность в психические процессы и функции.

  9. Многоканальная электромиография, позволяющая строить карты вовлечения в реакции мышечных единиц различных участков лица и тела для контроля за эмоциональными состояниями.

  10. Многоканальная компьютерная полиграфия дыхательной и сердечно-сосудистой систем в сочетании с ЭЭГ-регистрацией, обеспечивающая контроль за уровнем функционального состояния.


1. Биосоциальная природа человека
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации