Контрольная работа - Фазы сердечного цикла. Моторика и секреция толстого кишечника.Теория стресса - файл n1.doc

Контрольная работа - Фазы сердечного цикла. Моторика и секреция толстого кишечника.Теория стресса
скачать (109 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc109kb.11.06.2012 05:41скачать

n1.doc




СОДЕРЖАНИЕ


  1. Фазы сердечного цикла. Что представляет собой рефрактерный период сердца? Определите, какие электрические процессы возникают в сердечной мышце при ее деятельности и как они регистрируются с помощью электрокардиограммы (ЭКГ)?





3

  1. Моторика и секреция толстого кишечника. Всасывание в толстом кишечнике, влияние мышечной работы на процессы пищеварения.





5

  1. Теория стресса и общего адаптационного синдрома (Г.Селье). Гормоны коры и мозгового вещества надпочечников и их роль в адаптационных процессах и мышечной деятельности.






7

  1. Какие механизмы регулируют дыхание? Как осуществляется деятельность дыхательного центра? Опишите влияние гипоксии и повышенной концентрации углекислого газа на легочную вентиляцию.





10

  1. Возрастные особенности развития двигательного аппарата у детей и подростков.





12

Литература

14




  1. Фазы сердечного цикла. Что представляет собой рефрактерный период сердца? Определите, какие электрические процессы возникают в сердечной мышце при ее деятельности и как они регистрируются с помощью электрокардиограммы (ЭКГ)?

Цикл деятельности сердца складывается из трех фаз:

первая фаза - систола предсердий (0,1 с),

вторая - систола желудочков (0,3 с)

третья - общая пауза (0,4 с).

Во время общей паузы расслаблены и предсердия, и желудочки. В течение сердечного цикла предсердия сокращаются 0,1 с и 0,7 с находятся в состоянии диастолического расслабления; желудочки сокращаются 0,3 с, их диастола длится 0,5 с. И.М. Сеченов рассчитал, что желудочки работают 8 ч в сутки. При учащении сердцебиений, например во время мышечной работы, укорочение сердечного цикла происходит за счет сокращения отдыха, т.е. общей паузы. Длительность систолы предсердий и желудочков почти не меняется.

Во время общей паузы сердца мускулатура предсердий и желудочков расслаблена, створчатые клапаны открыты, а полулунные закрыты. Кровь вследствие разности давления притекает из вен в предсердия и, так как клапаны между предсердием и желудочками открыты, свободно протекает в желудочки. Следовательно, во время общей паузы сердце постепенно заполняется кровью и к концу паузы желудочки заполнены уже на 70%.

Систола предсердий начинается с сокращения круговой мускулатуры, окружающей устья вен, впадающих в сердце. Тем самым прежде всего создается препятствие для обратного тока крови из предсердий в вены. Во время систолы предсердий давление в них повышается до 4-5 мм рт. ст. и кровь выталкивается только в одном направлении - в желудочки.

Тотчас после окончания систолы предсердий начинается систола желудочков. Уже в самом начале ее захлопываются предсердно-желудочковые клапаны. Этому способствует то обстоятельство, что их створки по мере заполнения желудочков кровью оттесняются в сторону предсердий и приходят в состояние готовности закрыться. Как только давление в желудочках становится чуть больше, чем в предсердиях, клапаны захлопываются.

Систола желудочков состоит из двух фаз: фазы напряжения (0,05 с) и фазы изгнания крови (0,25 с).

Первая фаза систолы желудочков - фаза напряжения - протекает при закрытых створчатых и полулунных клапанах. В это время мышца сердца напрягается вокруг несжимаемого содержимого - крови. Длина мышечных волокон миокарда не меняется, но по мере увеличения их напряжения растет давление в желудочках. В момент, когда давление крови в желудочках превысит давление в артерия, полулунные клапаны открываются и кровь выбрасывается из желудочков в аорту и легочный ствол. Начинается вторая фаза систолы желудочков - фаза изгнания крови. Систолическое давление в левом желудочке достигает 120 мм рт. ст., в правом 25-30 мм рт. ст.

После фазы изгнания начинается диастола желудочков и давление в них понижается.

В тот момент, когда давление в аорте и легочном стволе становится выше, чем в желудочках, полулунные клапаны захлопываются. В это же время предсердно-желудочковые клапаны под давлением крови, скопившейся в предсердиях, открываются. Наступает период общей паузы - фаза отдыха и заполнения сердца кровью. Затем цикл сердечной деятельности повторяется.

Рефрактерной фазой называется период не возбудимости, когда сердце утрачивает способность отвечать возбуждением и сокращением на новое раздражение.

Эта фаза длится весь период систолы желудочка. Если в это время раздражать сердце, то никакого ответа не последует. На раздражение, нанесенное в период диастолы, сердце, не успев расслабиться, отвечает новым внеочередным сокращением-экстрасистолой, после которой следует длительная пауза, называемая компенсаторной.

Электрические явления, наблюдаемые в тканях при возбуждении, называют токами действия. Они возникают и в работающем сердце, так как возбужденный участок становится электроотрицательным по отношению к невозбужденному. Зарегистрировать их можно с помощью электрокардиографа.

Наше тело является жидким проводником, т.е. проводником второго рода, так называемым ионным, поэтому биотоки сердца проводятся по всему телу и их можно регистрировать с поверхности кожи. Чтобы не мешали токи действия скелетных мышц, человека укладывают на кушетку, просят лежать спокойно и накладывают электроды.

Для регистрации трех стандартных биполярных отведений от конечностей электроды накладывают на кожу правой и левой руки - I отведение, правой руки и левой ноги - II отведение и левой руки и левой ноги - III отведение.

При регистрации грудных (перикардиальных) униполярных отведений, обозначаемых буквой V, один электрод, являющийся неактивным (индифферентным), накладывают на кожу левой ноги, а второй - активный - на определенные точки передней поверхности груди (V1, V2, V3, V4, V5, V6). Эти отведения помогают определить локализацию поражения сердечной мышцы. Кривая записи биотоков сердца называется электрокардиограммой (ЭКГ). ЭКГ здорового человека имеет пять зубцов: Р, Q, R, S, Т. Зубцы Р, R и Т, как правило, направлены вверх (положительные зубцы), Q и S - вниз (отрицательные зубцы). Зубец Р отражает возбуждение предсердий. В то время, когда возбуждение достигает мышц желудочков и распространяется по ним, возникает зубец QRS. Зубец Т отражает процесс прекращения возбуждения (реполяризации) в желудочках. Таким образом, зубец Р составляет предсердную часть ЭКГ, а комплекс зубцов Q, R, S, Т - желудочковую часть.

Электрокардиография дает возможность детально исследовать изменения сердечного ритма, нарушение проведения возбуждения по проводящей системе сердца, возникновение дополнительного очага возбуждения при появлении экстрасистол, ишемию, инфаркт сердца.

  1. Моторика и секреция толстого кишечника. Всасывание в толстом кишечнике, влияние мышечной работы на процессы пищеварения.

Моторная деятельность толстой кишки обеспечивает накопление кишечного содержимого, всасывание из него ряда веществ, в основном воды, формирование каловых масс и удаление их из кишечника. Различают следующие виды сокращений толстой кишки:

Регуляция моторной деятельности толстой кишки осуществляется автономной нервной системой, причем, симпатические нервные волокна тормозят моторику, а парасимпатические — усиливают. Моторику толстой кишки тормозят: серотонин, адреналин, глюкагон, а также раздражение механорецепторов прямой кишки. Большое значение в стимуляции моторики толстой кишки имеют местные механические и химические раздражения.

Секреторная деятельность толстой кишки выражена слабо. Железы слизистой оболочки толстой кишки выделяют небольшое количество сока, богатого слизистыми веществами, но бедного ферментами. В соке толстой кишки в небольшом количестве находятся следующие ферменты:

Роль толстой кишки в процессе переваривания пищи небольшая, так как пища почти полностью переваривается и всасывается в тонкой кишке, за исключением растительной клетчатки. В толстой кишке происходят концентрирование химуса путем всасывания воды, формирование каловых масс и удаление их из кишечника. Здесь также происходит всасывание электролитов, водорастворимых витаминов, жирных кислот, углеводов.

Моторная деятельность представляет собой координированную работу гладких мышц желудочно-кишечного тракта и специальных скелетных мышц. Они лежат в три слоя и состоят из циркулярно расположенных мышечных волокон, которые постепенно переходят в продольные мышечные волокна и заканчиваются в подслизистом слое. К скелетным мышцам относятся жевательные и другие мышцы лица.

Значение моторной деятельности:

1) приводит к механическому расщеплению пищи;

2) способствует продвижению содержимого по желудочно-кишечному тракту;

3) обеспечивает открытие и закрытие сфинктеров;

4) влияет на эвакуацию переваренных пищевых веществ.

Существуют несколько видов сокращений:

1) перистальтические;

2) неперистальтические;

3) антиперистальтические;

4) голодовые.

Перистальтические относятся к строго координированным сокращениям циркулярного и продольного слоев мышц.

Циркулярные мыщцы сокращаются позади содержимого, а продольные – перед ним. Такой вид сокращений характерен для пищевода, желудка, тонкого и толстого кишечника. В толстом отделе также присутствуют масс-перистальтика и опорожнение. Масс-перистальтика происходит в результате одновременного сокращения всех гладкомышечных волокон.

Неперистальтические сокращения – это согласованная работа скелетной и гладкомышечной мускулатуры. Существуют пять видов движений:

1) сосание, жевание, глотание в ротовой полости;

2) тонические движения;

3) систолические движения;

4) ритмические движения;

5) маятникообразные движения.

Тонические сокращения – состояние умеренного напряжения гладких мышц желудочно-кишечного тракта. Значение заключается в изменении тонуса в процессе пищеварения. Например, при приеме пищи происходит рефлекторное расслабление гладких мышц желудка для того, чтобы он увеличился в размерах. Также они способствуют адаптации к различным объемам поступающей пищи и приводят к эвакуации содержимого за счет повышения давления.

Систолические движения возникают в антральном отделе желудка при сокращении всех слоев мышц. В результате происходит эвакуация пищи в двенадцатиперстную кишку. Большая часть содержимого выталкивается в обратном направлении, что способствует лучшему перемешиванию.

Ритмическая сегментация характерна для тонкого кишечника и возникает при сокращении циркулярных мышц на протяжении 1,5–2 см через каждые 15–20 см, т. е. тонкий кишечник делится на отдельные сегменты, которые через несколько минут возникают в другом месте. Такой вид движений обеспечивает перемешивание содержимого вместе с кишечными соками.

Маятникообразные сокращения возникают при растяжении циркулярных и продольных мышечных волокон. Такие сокращения характерны для тонкого кишечника и приводит к перемешиванию пищи.

Неперистальтические сокращения обеспечивают измельчение, перемешивание, продвижение и эвакуацию пищи.

Антиперистальтические движения возникают при сокращении циркулярных мышц впереди и продольных – позади пищевого комка. Они направлены от дистального отдела к проксимальному, т. е. снизу вверх, и приводят к рвоте. Акт рвоты – удаление содержимого через рот. Он возникает при возбуждении комплексного пищевого центра продолговатого мозга, которое происходит за счет рефлекторных и гуморальных механизмов. Значение заключается в перемещении пищи за счет защитных рефлексов.

Голодовые сокращения появляется при длительном отсутствии пищи каждые 45–50 мин. Их активность приводит к возникновению пищевого поведения.


  1. Теория стресса и общего адаптационного синдрома (Г.Селье). Гормоны коры и мозгового вещества надпочечников и их роль в адаптационных процессах и мышечной деятельности.

Основоположником учения о стрессе является патофизиолог Ганс Селье, который в 1926 г опубликовал первые наблюдения о больных, страдающих самыми разными заболеваниями. Он обнаружил, что, несмотря на существенные отличия в их течении и их происхождении, между всеми ними существовала некоторая общность. У всех наблюдалась потеря аппетита, мышечная слабость, изменение артериального давления, утрата мотивации к достижению. Он обозначил эти симптомы как ― просто болезнь. В последующем было обнаружено, что в организме больных разными заболеваниями происходили стереотипные нарушения: гипертрофия коры надпочечников, уменьшение массы тимуса, появление язв в желудке и двенадцатиперстной кишке. Этот комплекс

симптомов был назван ―общим адаптационным синдромом или ―синдромом биологического стресса. Термин стресс означает напряжение. В данном случае процесс и результат напряжения регуляторных и защитных систем организма.

Таким образом, в нормальном организме человека существует универсальный механизм, направленный на борьбу с неблагоприятным фактором, воздействие которого может привести к гибели организма или его повреждению.

Основное значение неспецифической составляющей процесса адаптации состоит в обеспечении организма пластическим и энергетическим ресурсом для формирования структурного следа и эффективной деятельности, реакции бегства - нападения по Кеннону. Поскольку организм существует в постоянно меняющихся условиях, система неспецифической (стрессорной) активации функционирует практически постоянно с разной величиной активности. При этом оптимальная работоспособность организма осуществляется при оптимальной величине активации (напряжения или стресса).

Ганс Селье выделял позитивный стресс - эустресс, сопровождающий активную деятельность, делающий ее более продуктивной и негативный стресс - дистресс, разрушающий организм. Это не совсем верно. Нет хорошего и плохого стресса. Есть один процесс - неспецифический компонент адаптации, который может являться в зависимости от стадии и разрушительным и позитивным.

Различают стресс острый (обеспечивает кратковременную адаптацию) и хронический (обеспечивают долговременную адаптацию). Различают физический стресс (обеспечивается защита от действия таких физических факторов как холод, травма, ожог и т.д.) и эмоциональный или психоэмоциональный (психогенный ).

Раздражение, которое инициирует процесс адаптации и вызывает напряжение, вначале обрабатывается в головном мозге. Информация от рецепторов поступает в новую кору, где происходит когнитивная оценка информации (более или менее объективная с позиций имеющейся о ней информации), а также в лимбическую систему и гипоталамус, где происходит еѐ эмоциональная оценка (согласуется с исходным эмоциональным возбуждением). В новой коре эти два потока информации сходятся, и происходит оценка значимости информации для организма вообще. Если она показалась значимой и знакомой, то возникает стереотипный эфферентный ответ без серьезной эмоциональной окраски и вы-

раженной стрессорной реакции. Если требуется ответ с привлечением

механизмов долговременной адаптации, то эфферентная реакция эмоционально окрашена и стресс выражен. Стрессором могут быть как сами эти факторы, так и их словесный образ, воспоминание о них.

Стрессоры - факторы, которые вызывают состояние напряжения, к

которым организм вынужден приспосабливаться.

1. Вредные условия среды ( загазованность и т.д.).

2. Нарушение физиологических процессов в организме ( болезнь, инфек-

ции и т.д.).

3. Информационный стресс ( работа в условиях дефицита времени и ин-

формации ).

4. Работа в условиях риска для своей жизни или жизни других людей.

5. Осознаваемая угроза жизни.

6. Изоляция и заключение.

7. Групповое давление, остракизм.

8. Отсутствие контроля над событиями.

9. Отсутствие цели в жизни.

10. Депривация ( отсутствие раздражителей ).

Конкретные стрессоры индивидуальны, поскольку индивидуально восприятие и индивидуальна система ценностей человека. В общем случае стресс возникает: когда человек имеет ценность, но рискует ее потерять; когда стремится получит ценность, но не получает ее. При этом, существует и иерархия стрессоров или факторов, к которым происходит адаптация. Неудовлетворенная потребность в самореализации является важным источником стресса у честолюбивого человека. Если он сыт. Если он лишен еды или, что еще хуже, питья, то они становятся ведущими факторами адаптации и ведущими стрессорами. Все в мире относительно.

Реализация стрессорной реакции обеспечивается стресс реализующей системой. Она включает в себя три блока: нервные механизмы, нейроэндокринные механизмы, эндокринные механизмы. В начале действия раздражающего фактора происходит увеличение общего вегетативного тонуса с преобладающей активацией симпатоадреналовой системы. Увеличивается артериальное давление, частота дыхания, тонус ЦНС, скелетных мышц, тормозится деятельность ЖКТ,

системы выделения. Организм готов к действию. На этом фоне увеличивается активность парасимпатической системы, что обеспечивает высокие возможности восстановительных процессов. Активация нейроэндокринных механизмов приводит к выбросу из мозгового вещества надпочечников адреналина и норадреналина, которые пролонгируют эффект активации симпатического отдела вегетативной системы. Дополнительно к названным выше эффектам присоеди няются: увеличение липолиза и возрастание уровня триглицеридов, холестерина и глюкозы в крови. Продолжительность этого этапа в 10 раз больше первого. Он называется реакцией ―битвы-бегства.

Эндокринные механизмы.

Глюкокортикоиды ( кортизол и кортикостерон) увеличивают неоглюкогенез, образование мочи, выделение жирных кислот в кровь, подавляют иммунитет, увеличивают синтез кетоновых тел, вызывают атрофию тимуса.

Минералкортикоиды ( альдостерон и деоксикортикостерон ) увеличивают реабсорбцию натрия, повышение АД, приводят к развитию некроза миокарда.

Соматотропный гормон увеличивает резистентность к инсулину, ускоряет мобилизацию жира, увеличивает уровень свободных жирных кислот и глюкозы в крови. ( Активна при адаптации к психосоциальным раздражителям ).

Тироксин усиливает обмен энергии, увеличивает частоту сокращений сердца, его сократимость, увеличивает тонус периферических сосудов, увеличивает АД, чувствительность тканей к А и НА. ( Активна при адаптации к психосоциальным раздражителям ).

Развитие реакции стресса при длительном действии стрессора

протекает по схеме: стадия тревоги ( боевой тревоги), резистентности и

истощения.

1. Стадия тревоги представляет собой встряску всего организма, мобили-

зацию всех его защитных сил. Активируются все три механизма, но

главную скрипку играет адренокортикальный механизм. Продолжается

6-48 часов. На этой стадии наблюдается выброс лимфоцитов из тимуса (

опустошение тимуса), лимфатических узлов, снижается образование эо-

зинофилов.

2. Если раздражитель продолжает действовать, а адаптация к нему не

наступила, то наступает стадия резистентности. В эту стадию возрастает

устойчивость организма к данному стрессору и стрессорам вообще. В

итоге, несмотря на действие стрессора, гомеостаз поддерживается на

должном уровне. На этой стадии частично снижается образование ти-

роксина и соматотропного гормона, возрастает нагрузка на кору надпо-

чечников и выделение глюкокортикоидов.

3. Стадия истощения наступает при истощении коры надпочечников и

снижении образования и выделения глюкокортикоидов на фоне про-

должающегося действия стрессора. На этой стадии организм вновь об-

ращается к механизмам первой стадии - происходит активация образо-

вания гормона роста и тироксина. Цель - последняя попытка поддержа-

ния гомеостаза. Если она не удачна, то происходит разрушение систем

жизнеобеспечения и гибель организма.



  1. Какие механизмы регулируют дыхание? Как осуществляется деятельность дыхательного центра? Опишите влияние гипоксии и повышенной концентрации углекислого газа на легочную вентиляцию.

Для дыхания клеток организма необходимо не только постоянное поступление к ним кислорода, но и удаление углекислоты, так как ее накопление привело бы к нарушению равновесия участвующих в дыхании реакций и изменениям рН, которые могли бы нарушить ферментативные процессы. Организм осуществляет тонкое регулирование напряжения 02 и С02 в крови: их содержание остается относительно постоянным, несмотря на колебания количества доступного кислорода и потребности в нем, которая во время интенсивной мышечной работы может увеличиваться в 20 раз. Увеличение потребления 02 обеспечивает организм освобождающейся при этом энергией. Во всех случаях регуляция интенсивности дыхания направлена на конечный приспособительный результат — оптимизацию газового состава внутренней среды организма. Частота и глубина дыхания регулируются дыхательным центром, нейроны которого расположены в различных отделах ЦНС; главными из них являются продолговатый мозг и мост. Дыхательный центр по соответствующим нервам ритмично посылает к диафрагме и межреберным мышцам импульсы, которые вызывают дыхательные движения. В основе своей ритм дыхания является непроизвольным, но может изменяться в некоторых пределах и произвольно корой большого мозга.

Дыхательным центром называют совокупность нервных клеток, расположенных в разных отделах центральной нервной системы, обеспечивающих координированную ритмическую деятельность дыхательных мышц и приспособление дыхания к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды организма.

Некоторые группы нервных клеток являются необходимыми для ритмической деятельности дыхательных мышц. Они расположены в ретикулярной формации продолговатого мозга, составляя дыхательный центр в узком смысле слова. Нарушение функции этих клеток приводит к прекращению дыхания вследствие паралича дыхательных мышц.

Дыхательный центр продолговатого мозга посылает импульсы к мотонейронам спинного мозга, иннервирующим дыхательную мускулатуру.

Мотонейроны, отростки которых образуют диафрагмальные нервы, иннервирующие диафрагму, находятся в передних рогах III…IV шейных сегментов. Мотонейроны, отростки которых образуют межреберные нервы, иннервирующие межреберные мышцы, расположены в передних рогах грудного отдела спинного мозга. Отсюда понятно, что при перерезке спинного мозга между грудными и шейными сегментами прекращается реберное дыхание, а диафрагмальное дыхание сохраняется, так как двигательное ядро диафрагмального нерва, находящееся выше места перерезки, сохраняет связь с дыхательным центром и диафрагмой. При перерезке спинного мозга под продолговатым дыхание полностью прекращается и наступает гибель организма от удушения. Однако при такой перерезке мозга продолжаются в течение некоторого времени сокращения вспомогательных дыхательных мышц ноздрей и гортани, которые иннервируются нервами, выходящими непосредственно из продолговатого мозга.

Деятельность всей совокупности нейронов, образующих дыхательный центр, необходима для сохранения нормального дыхания. Однако в процессах регуляции дыхания принимают участие также вышележащие отделы центральной нервной системы, которые обеспечивают тонкие приспособительные изменения дыхания при различных видах деятельности организма. Важная роль в регуляции дыхания принадлежит большим полушариям головного мозга и их коре, благодаря которой осуществляется приспособление дыхательных движений при разговоре, пении, спорте и трудовой деятельности.

Вентиляция легких - это смена воздуха в легких, совершаемая циклически при вдохе и выдохе.

При спокойном вдохе и выдохе через легкие проходит сравнительно небольшой объем воздуха (около 500 мл), который принято называть дыхательным объемом (ДО).

При форсированном (глубоком) вдохе человек может дополнительно вдохнуть еще определенный объем воздуха. Этот резервный объем вдоха (РОвд) - максимальный объем воздуха, который способен вдохнуть человек после спокойного вдоха. Величина резервного объема вдоха составляет у взрослого человека примерно 1,8-2,0 л.

После спокойного выдоха человек может дополнительно выдохнуть еще определенный объем воздуха. Это резервный объем выдоха (РОвыд), величина которого составляет в среднем 1,2 - 1,4 л.

Под влиянием гипоксии включаются компенсаторные физиологические механизмы. Первым их звеном является рефлекторное увеличение легочной вентиляции, обусловленное стимуляцией хеморецепторов синокаротидной и отчасти аортальной зон. Одновременно возрастают частота сердечных сокращений и минутный объем крови. В результате утилизация кислорода при сниженном его парциальном давлении в атмосфере осуществляется за счет уменьшения диффузионных градиентов в газотранспортной системе.

Эти реакции несколько улучшают кислородный транспорт в организме, однако они имеют и свою "теневую" сторону. Так, рост вентиляции легких (точнее, их гипервентиляция, ибо продукция СO2 в организме здесь не повышена) сопряжен с избыточным вымыванием СO2 легкими. Сочетание гипоксии с гипокапнией угнетает возбудимость бульбарных хеморецепторов и дыхательного центра, что может вести к появлению периодического дыхания, особенно во время сна. Кроме того, гипокапния вызывает спазм церебральных сосудов, и это еще больше ухудшает снабжение мозга кислородом. Наконец, усиленная вентиляция легких требует дополнительного расхода энергии на работу дыхательных мышц.

  1. Возрастные особенности развития двигательного аппарата у детей и подростков.

В течение индивидуальной жизни человека костная система претерпевает значительные изменения. Так, у новорожденного имеется большое количество хрящевой ткани. В течение первого года жизни кости растут медленно, от 1 до 7 лет рост ускоряется. После 11 лет вновь начинается активный рост, формируются костно-мозговые полости.

Химический состав костей в разные периоды жизни неодинаков. Твердость костям придают неорганические вещества (соли кальция). В пожилом возрасте их содержание возрастает, что придает костям большую хрупкость, чем другие периоды. Эластичность костей обеспечивается органическими веществами (оссеин, оссеомукоид), которых содержится больше в детском возрасте. Это может приводить при длительном лежании и ходьбе, неправильной посадке к искривлению позвоночника. Кроме того, этому способствует и то, что у детей мышцы спины слабо развиты.

Отличительной чертой детского черепа является преобладание размеров мозгового отдела над лицевым, что связано с ростом костей, прорезыванием зубов и укреплением жевательных мышц.

На крыше черепа новорожденного сохраняются остатки неокостеневшей соединительной ткани между костями в виде родничков. Всего их 6 (передний, задний, 2 клиновидных и 2 сосцевидных). Самый большой - передний, затем - задний. Передний - находится в месте схождения стреловидного шва с венечным, имеет форму ромба и окостеневает к 1,5 годам. Задний родничок находится у заднего конца стреловидного шва и окостеневает к 2 месяцам.

Все кости черепа срастаются к 13 годам. Индивидуальные черты лица формируются в период полового созревания. Благодаря отложению костного вещества, с возрастом кости лицевого черепа приобретают большую массивность. В зрелом возрасте начинается окостенение швов черепа. В старческом возрасте его кости становятся тоньше и легче, а за счет выпадения зубов и атрофии альвеолярного края челюстей лицо укорачивается и нижняя челюсть выдвигается вперед.

У новорожденного позвоночный столб прямой, за исключением небольшой крестцовой кривизны. Первый изгиб позвоночника, шейный лордоз, появляется у ребенка в грудном возрасте, когда он начинает держать головку. Грудной кифоз возникает в возрасте 6 месяцев, поясничный лордоз и крестцовый кифоз появляются с первыми пробами стояния и ходьбы, т.е. к концу первого года. На первых порах изгибы позвоночника не прочны: грудной и шейный окончательно формируются, как правило, к 6-7 годам, поясничный – к 12 годам.

Процесс окостенения верхних конечностей совершается неравномерно в различные возрастные периоды и длится, начиная с 1 года, до 18-20 лет, а иногда и до 25 лет. У девушек процесс окостенения завершается на 2 года быстрее.

У семилетних детей начинается сращение костей таза, которое заканчивается к 18-21 году. Начиная с десятилетнего возраста у девочек таз становится шире. Это важный период в физическом развитии девочек, потому что от того, на сколько правильно срастутся кости таза, будет зависеть ход родов.

Во время роста увеличение массы тела происходит в основном за счет возрастания объема и массы скелетной мускулатуры. Рост мышечного волокна в толщину наблюдается до 30-35 лет. После 50 лет начинается атрофия волокон, и как следствие, снижение массы мышц.

Возрастной особенностью мышц является неравномерность роста волокон в мышцах живота, спины, таза, голени. К концу первого года наиболее интенсивно развиваются мышцы спины и конечностей, что связано со стремлением ребенка ходить и ползать. У младших школьников, например, особенно интенсивно растут мышцы, обеспечивающие вертикальное положение тела, движение пальцев, а глубокие мышцы спины и живота развиты слабо. Вследствие этого, детям младшего школьного возраста противопоказаны статические усилия. Прирост силы рук происходит постепенно, но особенно увеличивается с 10 лет.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Васильев В.Н. Физиология: учебное пособие / В.Н.Васильев, Л.В.Капилевич – Томск: Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. – 209 с.

  2. Сушко Г.Г. Курс лекций по возрастной физиологии и школьной гигиене. – Витебск: Издательство Витебского госуниверситета им. П.М.Машерова, 2003.

  3. Физиология человека: Учебник/Под ред. В.М.Смирнова. – М.: Медицина, 2002. – 608 с.: ил. (Учеб. лит. Для студентов мед. вузов).




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации