Лекции по экономике социально-культурной сферы - файл n1.doc

Лекции по экономике социально-культурной сферы
скачать (998.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc999kb.01.06.2012 11:51скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Раздел 1 Теоретические основы и специфика экономики социально-культурной сферы.
Вопросы лекции:

1. Социально-культурная сфера как отрасль экономики

2. Основные категории экономики социально-культурной сферы: понятия «потребность», «Услуга», основной и вторичный продукт и рынок СКС

3. Виды и специфика предприятий социально-культурной сферы

4. Финансовое планирование деятельности предприятий СКС.
Вопрос №1. Социально-культурная сфера как отрасль экономики

Развитие мировой цивилизации, внедрение новой технологии, электронной техники приводят к тому, что у человека увеличивается свободное время и, соответственно, это приводит к развитию тех отраслей экономики, которые удовлетворяют социально-культурные потребности человека. Во всем мире все большее внимание со стороны ученых и менеджеров уделяется производству такого рода услуг. Законы и механизмы развития социально-культурной сферы сегодня исследуют специалисты различных отраслей знаний – философы, культурологи, педагоги, медики, экономисты. Естественно, что в современных условиях процессы развития социально-культурной сферы требуют глубокого экономического осмысления. В принципе, такая область экономических знаний как экономика социально-культурной сферы в нашей стране получила развитие относительно недавно – в конце 60-х – начале 70-х годов ХХ века. Но до сих пор нет единого четкого определения, что же относится к социально-культурной сфере.

В последнее время активно употребляется термин «непроизводственная сфера». Согласно общероссийского классификатора «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ), который в 1992 году был модифицирован применительно к условиям рыночное экономики РФ, все отрасли национальной экономики, с точки зрения общественного разделения труда и участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода, разделяются на сферу материального производства и непроизводственную сферу.

К непроизводственной сфере отнесены следующие отрасли национальной экономики и виды деятельности: жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания; здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение; народное образование; культура и искусство; наука и научное обслуживание; финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение; государственное управление; общественные объединения; торговля и общественное питание; транспорт и связь; природоохранная деятельность. Таким образом, непроизводственная сфера – это совокупность отраслей, не связанных (или почти не связанных) с производством материальных благ. О непроизводственной сфере можно говорить как о создании объектов социальной инфраструктуры.

Однако, по мнению многих ученых, понятия «непроизводственная сфера» и «социально-культурная сфера» не тождественны.

Ряд авторов определяет социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающий продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, но в этом случае к социально-культурной сфере можно отнести многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и многие другие.

Другие ученые определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, имеющих значение для повышения культурного уровня всего общества. В этом случае трактовка понятия «социально-культурная сфера» довольно узкая, т.е. в перечень таких предприятий можно отнести только учреждения культуры, такие как театры, библиотек, клубы, музеи и т.п.

На наш взгляд, под социально-культурной сферой понимается совокупность предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного и информационного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение социально-культурных и информационных потребностей населения.

Эта сфера представляет совокупную социально-культурную организацию общества и в соответствии с Законом РФ «О бюджетной классификации РФ» (1996 г.), социально-культурная сфера включает в себя следующие группы или отрасли:

  1. образование и профессиональная подготовка кадров;

  2. наука и научное обслуживание;

  3. здравоохранение и социальное обеспечение;

  4. жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание;

  5. культура, искусство и средства массовой информации;

  6. физическая культура и спорт;

  7. индустрия туризма, гостеприимства и рекреационных услуг.

В социально-культурной сфере, как и в других отраслях общественного производства, проявляются определенные экономические отношения. Они складываются в процессе воспроизводства социальных благ, выступающих как в вещественной форме, так и в форме услуг или полезного эффекта труда, потребляемого в процессе его производства.

Таким образом, экономика социально-культурной сферы – это наука, призванная изучать экономические проблемы как сферы в целом, так и отдельных ее отраслей. Становление экономики социальной сферы как самостоятельного научного направления обусловлено не только необходимостью улучшения, например, жилищно-коммунальных, культурно-образовательных, медицинских и других социальных услуг, но и наличием широкой области социально-экономических отношений, связанных с необходимостью вовлечения в оборот многочисленных и дорогостоящих экономических ресурсов различных отраслей социально-культурной сферы.

Предметом изучения социально-культурной сферы являются теоретические и практические проблемы, связанные с управлением, планированием, финансированием, оплатой труда, структурой, системой организации отраслей этой сферы.

Объектом Отрасли социально-культурной сферы тесно связаны с деятельностью отраслей общественного производства, в том числе и производственной сферы, поставляющей социально-культурной сфере свою продукцию. С другой стороны, отрасли социально-культурной сферы, представляя населению, в том числе и занятому в общественном производстве, разнообразные услуги, оказывают воздействие на потенциал рабочей силы, трудоспособность, образовательный и культурный уровень.

Среди проблем, которые исследует такая наука как экономика социально-культурной сферы, важное значение имеют проблемы развития отношений собственности в конкретных отраслях и особенности их становления в современный период. В период развития в стране рыночных отношений, отрасли, которые в плановой экономике практически полностью относились к государственной собственности, активно используют концепцию разделения их материально-вещественного, имущественного и научно-интеллектуального комплекса на государственную (в форме федеральной и муниципальной собственности), коллективно-акционерную, частную собственность и сочетание этих форм.

Предметом изучения экономики социально-культурной сферы являются:

Необходимость развития рыночных отношений в экономике ставит задачу существенного обновления методологии и организации экономического анализа в отраслях социально-культурной сферы, перехода к международным стандартам ведения анализа и учета.

Такая дисциплина как экономика социально-культурной сферы, связана с отдельными аспектами таких дисциплин, как управление современным бизнесом (менеджментом), продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю (маркетингом), экономикой труда, статистикой, финансами, экономической социологией и т.д.
Вопрос №2. Основные категории экономики социально-культурной сферы: понятия «потребность», «Услуга», основной и вторичный продукт и рынок СКС

Одной из главных целей общественного производства являет­ся производство потребительных стоимостей с целью максималь­ного удовлетворения потребностей граждан. В экономической литературе потребность определяется, с одной стороны, как необ­ходимость или нужда в чем-либо, без чего невозможны естествен­ная жизнедеятельность человека и его формирование как члена общества, с другой — как естественная реакция человека на раз­дражитель — ощущение недостатка или нежелательного избытка чего-либо.

Потребность как воспроизводственная необходимость отража­ет отношение человека к природным и особенно общественным условиям его существования. Потребности определяются функцио­нированием системы (человека, общественной группы, класса, об­щества), причем воздействия, в результате которых формируются потребности, поступают как извне, так и изнутри системы.

Процесс формирования и видоизменения социально-культурных потреб­ностей обусловлен рядом социально-психологических факторов, основными из которых являются:

— демографические (в первую очередь половозрастные) осо­бенности групп и индивидов;

— национальные традиции;

— идеологические и религиозные воззрения;

— среда воспитания и обитания;

— общий культурный и образовательный уровень;

— достижения научно-технического прогресса.

Данные факторы по-разному и в различной степени влияют на формирование и направленность культурных потребностей различ­ных групп людей. Объем и структура потребностей, а также спосо­бы их удовлетворения складываются исторически и в значитель­ной степени определяются достигнутым уровнем развития челове­ческой культуры (в широком понимании этого слова).

В то же время человеческая культура, культурный уровень на­селения страны, отдельных социальных групп и конкретного ин­дивида определяются уровнем и разнообразием их духовных по­требностей.

В настоящее время немаловажную роль в этом процессе игра­ет наличие информации. Информация о развитии общества и куль­туры в экономически развитых странах вызывает интерес к опре­деленному образу жизни и обусловливает, в частности, появление у населения (в первую очередь — молодежи) потребности в про­дуктах массовой культуры.

Исследование экономического аспекта потребностей пред­полагает использование такого понятийного аппарата, который как можно точнее отражал бы реальные процессы формирова­ния и удовлетворения культурных потребностей, их связь с эко­номической системой общества. Прежде всего принято разли­чать понятия субъекта потребностей и предмета потребления (потребности).

Субъектом потребности может быть конкретный человек, семья, социальная группа, общество в целом. С эконо­мической точки зрения к предметам потребления в пределах культурной сферы относятся потребительные стоимости – материальные (материальные продукты) и нематериальные (услуги). При этом следует помнить, что под понятием «потребности» нельзя подразумевать товары или услуги. Товары и услуги – это не потребности, а предметы, удовлетворяющие потребности.

Несмотря на быстрое развитие отраслей социально-культурной сферы, специфическим продуктом которой является услуга и усиление ее роли, в экономике до сих пор не выработано общепринятого определения понятия «услуга»

По мнению многих ученых, услуга – это особая потребительная стоимость, которую доставляет труд, только не в качестве вещи, а в качестве деятельности. Другие – под услугой понимают огромное разнообразие видов деятельности и коммерческих занятий. Услуга – это объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворений. Услуга – любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном не осязаемы и не приводят к завладению чем-либо.

В последние годы получило распространение определение услуг, данное американским ученым Томасом Хиллом. Он считает, что услуга – это изменение состояния лица или товара, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой. Данное определение позволяет рассматривать услугу как конкретный результат экономически полезной деятельности, проявляющейся либо в виде товара, либо непосредственно в виде деятельности. Экономическая полезность делает услугу предметом торговли

В целом, все услуги имеют общие свойства, которые отличают их от товара и которые необходимо учитывать в деятельности.

1. Нематериальность или неосязаемость услуг, их неуловимость. Эта черта означает, что их невозможно продемонстрировать, хранить, упаковывать или изучать до получения этих услуг. В отличие от материальных товаров услуги до момента их непосредственного потребления нельзя попробовать на вкус, на ощупь, их не увидишь, и не услышишь. Например, до того как турист сел в самолет, у него есть только туристическая путевка и обещание турфирмы предоставить ему туристические услуги. Когда гость покидает гостиницу, с ним не остается ничего гостиничного, кроме оплаченного счета. Можно заметить по этому поводу, что тот, кто приобрел услугу, может уйти с пустыми руками, но с новыми впечатлениями.

Чтобы уменьшить неопределенность, связанную с нематериальностью сферы услуг, клиент, прежде чем обратиться за ними, ищет нечто осязаемое, по чему можно судить о качестве этих услуг. Например, подходя к ресторану, первое, что видит посетитель – это его внешний вид, по которому можно сформировать первое мнение о том, как руководство управляет этим заведением.

Можно повысить осязаемость услуги – если, например, специалист по пластическим операциям нарисует как будет выглядеть лицо пациентки после операции. Можно подчеркнуть значимость услуги – если, например, секретарь приемной комиссии ВУЗа может не только рассказать абитуриентам о специальности, но и о том, как студенты отдыхают, как устраиваются выпускники вуза на работу после окончания учебы.

  1. Неотделимость, неразрывность производства и потребления услуги. Услуга неотделима от своего источника, и в отличие от товара, ее нельзя произвести впрок. Оказать услугу можно тогда, когда поступает заказ или появляется клиент. С этой точки зрения производство и потребление услуг неотделимы, например, оказание медицинских услуг.

  2. Нестабильность или изменчивость параметров услуг.

Подобная нестабильность параметров услуг объясняется несколькими причинами: во-первых, услуги оказываются и потребляются одновременно, что ограничивает возможности контролировать их качество; во-вторых, колебания спроса затрудняют поддержание качества обслуживания на одном уровне, особенно в пиковые периоды, когда спрос становится повышенным; в-третьих, в значительной степени качество обслуживания клиента зависит от текущего состояния служащего, непосредственно оказывающего услугу; в-четвертых, индивидуальность потребителей предполагает и индивидуальность услуг, например, индивидуальный пошив одежды, прическа и т.п.

Для уменьшения изменчивости услуг используются:

А) определенная механизация, снижающая трудоемкость работ, например, механическая мойка машин;

В) определенные стандарты обслуживания – это комплекс обязательных для исполнения правил обслуживания клиентов, например, время обслуживания в ресторанах «Макдональдс» не более 5 минут.

4. Несохраняемость или неспособность услуг к хранению.

«Сиюминутность» - важная отличительная черта услуг. Услуги не могут быть сохранены для дальнейшей продажи, например, непроданные билеты на концерты, незаселенные комнаты в гостинице, пустые салоны парикмахерских, бань и т.п. Таким образом, если предложение услуг выше спроса, то теряется прибыль. Соответственно, если спрос на услуги становится больше предложения, то это исправить нельзя, как например, в торговле или промышленности, т.к. рост желающих поселиться в гостинице не приведет к росту количества мест.

В целом, указанные отличительные характеристики и особенности услуг делают управление операциями в сфере социально-культурных услуг, более трудным делом, чем в промышленности, торговле с точки зрения обеспечения их эффективности.

Важнейшей проблемой экономики социально-культурной сферы является классификация услуг. Используют различные критерии классификации услуг, но в качестве примера можно рассмотреть классификацию, в основе которой лежит идея о том, на кого (на что) направлены услуги и являются ли они осязаемы или нет.

Таблица 1 – Классификация услуг

Основные классы услуг

Сферы услуг

1. Осязаемые действия, направленные на тело человека

Здравоохранение, салоны красоты и парикмахерские, спортивные заведения, рестораны

2. Осязаемые действия, направленные на товары и другие физические объекты

Поддержание чистоты и порядка (ЖКХ), прачечные и химчистки, ветеринарные услуги

3. Неосязаемые действия, направленные на сознание человека

Образование, радио-, телевизионное вещание, информационные услуги, театры, музеи

4. Неосязаемые действия с неосязаемыми активами

Юридические и консультационные услуги, страхование, операции с ценными бумагами

Классификация услуг позволяет улучшить понимание изучаемого явления, выделить отличительные черты каждого вида услуг, определить специфику методов управления организациями социально-культурной сферы.

Определенная уникальность услуг организации социально-культурной сферы обуславливает специфику их производства и реализации. Специфика эта касается, а первую очередь, культурных и просветительных услуг и заключается в том, что их реализация возможна только при наличии у населения свободного времени, духовных и других запросов, финансовых возможностей. Например, для сферы туризма имеет значение наличие свободного времени, желания и платежеспособности населения. Кроме того, культурные потребности и услуги находятся под жестким влиянием такого социально-культурного явления как мода. Мода оказывает влияние на производство и реализацию продукта туристских фирм, издательств, предприятий шоу-бизнеса, предприятий бытовых услуг (парикмахерские, салоны красоты, массажные кабинеты и др.).

Исследование видов услуг или продуктов организаций социально-культурной сферы позволяет выделить продукты или услуги на основные и вторичные.

К основным (продуктам или услугам) относится услуга или продукт деятельности организации социально-культурной сферы, соответствующей профилю деятельности. Каждая организация СКС выпускает конкретные продукты или услуги, являющиеся для нее основными, например, для театра – это создание спектаклей, для музеев – организация экспозиций, для шоу-бизнеса – организация концертов, для высших учебных заведений – организация учебного процесса и т.д.

Под вторичным продуктом понимается видоизмененный, но без нарушения целостности или социокультурной значимости основной продукт. Некоторые виды услуг, например, организация буфетов, платных автостоянок и т.д., не имеют отношения к созданию основной услуги, например, при оказании услуг туристического характера. Однако, вторичный продукт или услуга призваны решать следующие задачи:

В коммерческих предприятиях вторичные услуги и продукты используются достаточно широко. Так в кинематографе вторичным продуктом является показ фильмов по телевидению, запись на видеокассете. В то же время вторичным продуктом могут быть футболки, кепки, пластиковые мешки с символикой фильма. По примеру студии У.Диснея многие студии открыли свои парки развлечений среди декораций, которые сохранились от уже снятых фильмов. В последнее время появился еще один вид вторичного продукта – издание книг по сюжетам популярных сериалов, это «новелизация» как процесс, обратный экранизации.

Бюджетные организации также имеют возможность использовать вторичный продукт и рынок вторичных продуктов и услуг для увеличения доходности и рекламы основного продукта. Например, в музее вывоз экспозиции в другие регионы или страны являются вторичным рынком, как и организация выставок из других музеев.

Развивая вторичные рынки и создавая вторичный продукт или услугу, предприятия имеют возможность не только увеличить поступления в статью доходов, но и повысить известность своего учреждения СКС. В то же время, очевидно, что производство вторичного продукта или услуги требует дополнительных источников финансирования. Их поиск может осуществляться в разных направлениях:

Во-первых, путем продажи лицензии (патента) на производство какого-либо продукта или услуги;

Во-вторых, путем привлечения инвесторов к производству совместного коммерческого продукта или услуги;

В-третьих, источником финансирования вторичного продукта, особенно для учреждений культуры и искусства, могут стать также средства международных фондов. Например, в Санкт-Петербурге в рамках «Проекта реконструкции центра Санкт-Петербурга», финансируемого Всемирным банком, в период с 1997 по 1999 гг. проходил конкурс Правительства РФ среди учреждений культуры, состоящих в СВОДе особо ценных объектов культурно-исторического наследия России. В результате получили средства: Эрмитаж – на создание иллюстрированного путеводителя по музею на 5 языках; Русский музей – на создание 10 образовательных видеофильмов с рассказами о шедеврах, хранящихся в Михайловском замке; Институт Русской литературы (Пушкинский Дом) – на выпуск редких книг; Кунсткамера – на создание мастерской-студии сувенирного производства.

Однако, к сожалению, социально-экономическая значимость вторичных продуктов пока не осознана ни самими организациями, ни учеными. Поэтому главной предпосылкой развития вторичных рынков продуктов и услуг в социально-культурной сфере России является осознание менеджерами, что современное государство не может выделять необходимых средств в достаточном количестве, как бы оно не хотело, какие бы социальные программы не разрабатывало. Поэтому для сохранения и развития учреждений социально-культурной сферы необходимо научиться зарабатывать деньги самостоятельно.
Вопрос №3. Виды и специфика предприятий социально-культурной сферы

Переход России к рыночной экономической модели сопровождается трансформацией отношений собственности, коренным изменением общественных отношений между людьми и их объединениями по поводу материальных благ. Специфичность отраслей социально-культурной сферы изначально определила необходимость нестандартных решений, принимаемых в процессе регулирования в них отношений собственности. Кроме того, объективные сложности переходного периода привели к усложнению институциональной структуры отраслей, а также обострили финансовые проблемы учреждений и организаций отраслей социально-культурной сферы, главным образом общественного сектора – государственных и вновь зарождающихся частных некоммерческих и коммерческих структур. Эти проблемы данной сферы могут быть решены только при учёте их взаимосвязи с собственностью, при тщательном просчёте того, какое воздействие в ближайшем и отдалённом будущем принимаемое решение способно оказать на отношения собственности. Отношения собственности формируются под влиянием господствующих экономических отношений и социально-экономических условий жизни. Эта общая теоретическая предпосылка определённым образом модифицируется в отраслях социально-культурной сферы, которые являются, во-первых, преимущественно, сферой общественного сознания и, во-вторых, совокупностью отраслей, учреждений, хозяйствующих субъектов. Кроме того, в отраслях социально-культурной сферы имеется большой объём невещественных факторов и результатов производства, что определяет существование особого рода неимущественных отношений собственности, не характерных для большинства отраслей.

Рыночные отношения в России обусловили появление разнообразных форм собственности в социально-культурной сфере, формирование которых происходит под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов. Рассмотрим возможные подходы к классификации организаций социально-культурной сферы. В качестве основных признаков могут быть следующие:

  1. Классификация по формам собственности

Организации социально-культурной сферы до 90-х годов ХХ века разделялись по формам собственности и ведомственной принадлежности как государственные, кооперативно-колхозные, собственность общественных организаций (профсоюзов, ВЛКСМ, КПСС). Конечно, государственная собственность преобладала среди учебных и научных заведений, театрально-зрелищных организаций, медицинских учреждений, киностудий, предприятий книжной торговли, редакций радио и телевидения и т.д.

Культурно-просветительные учреждения относились к разным собственникам и ведомствам. Например, различались государственные и ведомственные дома отдыха, санатории; государственные, профсоюзные и колхозные клубы, библиотеки, дворцы культуры.

Различная форма собственности была присуща и предприятиям туризма и экскурсионного обслуживания. Например, ВЛКСМ курировал молодежный зарубежный туризма через такую организацию, как «Спутник»; профсоюзы – через Центральный Совет по туризму и экскурсиям и региональные Советы – внутренний туризм; государство в лице «Интуриста» - зарубежный туризм – въездной и выездной.

В настоящее время, классифицируя организации социально-культурной сферы по формам собственности, можно выделить:

А) предприятия и организации федеральной собственности и собственности субъектов РФ;

В) предприятия и организации муниципальной собственности;

С) предприятия и организации частной собственности юридических и физических лиц.

2. Классификация по виду продукта (результату деятельности)

Данный признак обусловлен разнообразием продуктов (услуг), создаваемых и реализуемых организациями социально-культурной сферы. Используя его, можно выделить организации

А) производящие материальные продукты, например, производство компакт-дисков, художественные студии и мастерские, фабрики народных промыслов, типографии, киностудии и т.п.;

Б) оказывающие материальные услуги, например, специализированные реставрационные предприятия и мастерские, студии аудио- и видеозаписи, фотостудии, предприятия жилищно-коммунального и бытового хозяйства;

В) предоставляющие услуги, имеющие возможный материальный в том числе финансовый) результат, например, все организации игорного и игрового бизнеса: казино, тотализаторы, залы бильярда, игровых автоматов, компьютерных игр и т.д.;

Г) предоставляющие преимущественно нематериальные услуги, например, в этой группе можно выделить три подгруппы в зависимости от видов нематериальных услуг:

Д) осуществляющие преимущественно торговлю предметами и средствами культуры – художественные салоны и магазины, антикварные лавки, магазины по продаже музыкальной техники, дисков, кассет, книжной торговли и т.п.

3. Классификация по способу хозяйственной деятельности

Этот критерий позволяет относить конкретные организации социально-культурной сферы к определенному типу хозяйственной деятельности, обусловленному преобладающими целями и задачами. Различают следующие типы хозяйственной деятельности:

А) коммерческий тип хозяйствования основан на принципах рыночной экономики, главное при этом, извлечение прибыли из производства и реализации конкретной услуги или продукта;

Б) некоммерческий тип хозяйствования обусловлен преобладанием в иерархии целей содержательного аспекта деятельности: сохранение художественных ценностей и традиций, поддержание престижа нации и государства, города, эстетическое и нравственное воспитание населения, в особенности детей и подростков; развитие искусства и других видов культурной деятельности как самоценных областей общественной жизни. Некоммерческий тип хозяйствования слабо увязывается с рыночными интересами, т.к. предполагает максимальную доступность самых широких слоев населения (в том числе и малоимущих) к результатам своей деятельности, что на практике означает предоставление услуг потребителям либо бесплатно, либо на льготной основе. Результат – убыточность, т.е. неспособность компенсировать имеющиеся затраты за счет получаемых доходов, и дотационность. Эти организации социально-культурной сферы являются либо бюджетными, т.е. часть своих доходов получают из бюджетов различных уровней; либо содержатся за счет средств различных ведомств, общественных организаций, частных пожертвований и других источников.

В) смешанный тип хозяйствования предполагает, что некоммерческие по своим целям и задачам предприятия, осуществляют предпринимательскую деятельность, а доходы, получаемые от этой деятельности, направляют на свое развитие. Естественно, такие предприятия находятся в более выгодном экономическом положении по сравнению с чисто некоммерческими организациями. Например, образовательные школы – это бюджетные организации, а государственные ВУЗы, в основном имеют смешанный тип хозяйствования.
Вопрос №4. Финансовое планирование деятельности предприятий социально-культурной сферы

Применительно к современным российским условиям, основные источники финансирования можно подразделить на

Рассмотрим подробно структуру каждого из этих направлений финансирования.

Основой государственных гарантий сохранения и развития отраслей социально-культурной сферы в РФ является преимущественно государственное финансирование, т.е. главным источником финансовых средств для всей социально-культурной сферы является государственный бюджет, который объединяет федеральный, отраслевой, региональные, местные бюджеты текущего содержания. Большинство организаций социально-культурной сферы без соответствующих бюджетных ассигнований существовать не могут. Одним из основных направлений государственного финансирования предприятий социально-культурной сферы являются государственные субсидии, которые бывают прямые и косвенные. Через прямые субсидии государство стимулирует накопление капитала, финансирует капитальные вложения в отрасли, развитие которых необходимо, но недостаточно прибыльно, например, отрасли культуры и искусства. Косвенное субсидирование осуществляется в основном средствами налоговой и денежно-кредитной политики, а также через механизм монопольно-высоких и монопольно-низких цен. Российское государство ряд учреждений культуры и искусства освободило от налога на прибыль, НДС и других налогов, тем самым, предоставив возможность организациям и учреждениям самостоятельно распоряжаться частью созданного национального дохода и заниматься реализацией конкретных социальных проектов и программ, проводить определенную социальную политику.

К государственным источникам финансирования и поддержки отраслей социально-культурной сферы относятся и выделяемые премии, пособия, гранты, льготные тарифы на транспортные перемещения во время гастрольных туров по России и зарубежом, которыми пользуются различные группы творческих деятелей, выдающиеся представители художественной элиты, преуспевающая в обучении студенческая молодежь, победители различных конкурсов и т.п.

Кроме государственного бюджетного финансирования, крупная часть социальных расходов (около 8% ВВП) проходит по государственным целевым внебюджетным фондам, к которым относятся: пенсионный фонд, фонд социального развития, фонды медицинского страхования и другие.

К децентрализованным или негосударственным (внебюджетным) источникам финансирования относятся:

А) международные проекты и программы, финансируемые из различных Международных благотворительных фондов и банков, в виде научных грантов, премий, стипендий и т.п.

Б) взаимодействие и сотрудничество различных учреждений социально-культурной сферы с обществом и бизнесом в формах спонсорства, благотворительности, патронажа.

Спонсорство в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» (1995г) представляет собой разновидность рекламной деятельности и предполагает, что спонсируемое лицо оказывает спонсору услуги рекламного характера. Спонсорство включает целевые субсидии коммерческим фирмам с целью взаимовыгодного сотрудничества с социально-культурными учреждениями путем реализации совместных проектов на основании взаимных обязательств сторон, т.к. учреждения социально-культурной сферы становятся выгодным деловым партнером.

Благотворительность, направленная на социально-приоритетные цели, не предполагает каких-либо финансовых и прочих обязательств со стороны учреждений социально-культурной сферы, получающих поддержку, и выдвигает на первый план нравственный аспект совершаемого действия. Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г) не предусматривает конкретных льгот и привилегий участникам благотворительной деятельности. Благотворительная деятельность характеризуется добровольностью, т.е. к благотворительности не относится уплата различного рода обязательных платежей и взносов; и бескорыстностью, под которой понимается оказание поддержки не только на безвозмездной, но и на льготной основе.

Патронаж – покровительство не только финансовое, но и организационное, оказываемое на долговременной стабильной основе.

Фандрейзинг является конкретной формой управленческой технологии, позволяющей консолидировать усилия и средства государства, бизнеса и общественности. Это деятельность по привлечению и аккумулированию финансовых средств из различных источников на реализацию социально-культурных проектов и программ, не имеющих, как правило, непосредственной коммерческой выгоды. К специальным акциям фандрейзинга относят: приемы и презентации, конкурсы и премии, аукционы знаменитостей, лотереи, обеды, балы, уличные сборы, продажа мест для рекламы и т.д.

Таким образом, мы рассмотрели основные направления формирования доходной части бюджета любой организации социально-культурной сферы.

Расходы на содержание организаций социально-культурной сферы определяются на основе принципов сметного и нормативного планирования. Расчетными единицами служат показатели деятельности предприятий социально-культурной сферы, характеризующие обслуживаемый контингент (количество учащихся, учебных групп, классов, число коек, проведенных операций и т.п.) и время функционирования учреждений социально-культурной сферы в течение года. Определение расходов на предприятиях социально-культурной сферы производится на основании укрупненных нормативов, охватывающих все виды затрат учреждений СКС и ориентирующих работу этих учреждений на достижение конечных результатов: обучение детей, подготовку специалистов, оказание помощи больным и т.п.

Финансовая норма расхода выражает меру удовлетворения конкретной потребности в определенной сумме денежных средств.

Особое значение имеет разработка и внедрение системы минимальных социальных стандартов в РФ, отражающих уровень государственных гарантий в обеспечении населения страны бесплатными и льготными социально-культурными услугами, в соответствии с конституционными нормами о бесплатности образования, здравоохранения, социальной защите наименее обеспеченных слоев населения.

Под государственными минимальными социальными стандартами (ГМСС) понимается установленный в РФ минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах, т.е. ГМСС - это социальные стандарты федерального уровня.

Стандарты и нормы стали разрабатываться с 1993 г. с принятием Законов РФ «О прожиточном минимуме», «О минимальной заработной плате», «О минимальном потребительском бюджете». Эти нормативные документы установили один из важных социальных стандартов: уровень нищеты, бедности, обеспеченности, минимальной заработной платы и т.д.

Социальный стандарт - это уровень удовлетворения совокупности потребностей населения. В названной системе приняты три уровня стандартов: минимальный, средний, рациональный.

Социальные нормы - это единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей, таких как обеспеченность: населения - учреждениями социально-культурной сферы, их услугами; работников этих учреждений - ресурсами, достаточными для их эффективного функционирования.

К основным типам ГМСС специалисты относят:

  1. Минимальные доходы в виде минимальной оплаты труда.

  2. Минимальные размеры массовых, социальных пособий и выплат.

  3. Номенклатуру, перечни и наборы бесплатных и частично платных услуг, оказываемых населению за счет финансирования из бюджетной системы РФ.

  4. Перечни контингентов населения, имеющих право на оказание социальной помощи.

  5. Стандарты содержания и технологий предоставления социальных услуг.

  6. Нормы обеспечения населения социальными услугами.

  7. Нормы кадрового и материального обеспечения при оказании социальных услуг.

Применение стандартов и норм делает расчет бюджетной потребности прозрачным, исключает самостоятельность, лоббирование территориями своих проблем с целью повышения уровня доходов. Она приемлема для всех субъектов Федерации.
Раздел 2. Экономические и организационные механизмы деятельности предприятий и учреждений социально-культурной сферы.
  1   2   3   4   5   6   7


Раздел 1 Теоретические основы и специфика экономики социально-культурной сферы
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации