Огнева Н.Г. К вопросу формирования технического мышления у студентов средних профессиональных учебных заведений - файл n1.docx

приобрести
Огнева Н.Г. К вопросу формирования технического мышления у студентов средних профессиональных учебных заведений
скачать (29.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx30kb.11.06.2012 05:40скачать

n1.docx



Огнева Наталия Геннадьевна

СПК НИЯУ МИФИ, г. Новосибирск

Ogneva Natalia G.

"The Siberian Polytechnic College", Novosibirsk, Russia,

К вопросу формирования технического мышления у студентов средних профессиональных учебных заведений

The technical thinking of the students of the secondary professional schools

В статье рассмотрена актуальность формирования технического мышления у студентов в условиях средних профессиональных учебных заведений. Представлена схема технического мышления студентов и специалистов в сравнительном аспекте, приведены факторы и условия формирования технического мышления, изложенные в трудах отечественных ученых.

Ключевые слова: техническое мышление, компетентность, компетентностный подход, структура технического мышления.

Проблема формирования технического мышления у студентов, обучающихся на современном этапе в системе СПО, является достаточно актуальной, но до сих пор четко не поставлена. Исследования ученых и практиков: М.Г. Агеевой [1], Т. В. Кудрявцева [5], А.М.Матюшкина [6] и др., целостной картины по формированию технического мышления у студентов ссузов не дают. Изучены только отдельные стороны данной проблемы. Однако в системе ВПО формированию технического мышления уделено большое внимание. Исследователи М.Г. Агеева [1], Л.В. Занфирова [3], И.М. Поливода [7] и др. отмечают наличие следующего противоречия в формировании технического мышления: с одной стороны студент получает специальное профессиональное образование, которое гарантирует ему возможность дальнейшего трудоустройства и предполагает наличие потенциала для дальнейшего профессионального роста, самоопределения и развития. С другой стороны отсутствие сформированности технического мышления существенно ограничивает предполагаемые возможности. В этих условиях необходимым компонентом теоретического обучения становится формирование технического мышления.

Рассмотрим в рамах каких концепций, определяющих современное профессиональное образование, возможно осуществить поставленную задачу формирования технического мышления. По мнению Т.И. Гореловой [2] и др., содержание профессионального образования определяется современной практико-ориентированной моделью образования, делающей акцент на личностный, культурологический, аксиологический, деятельностный, компетентностный и профессионально – технологический подходы к определению сущности содержания профессионального образования. Специфика обучения в СПО обусловлена наличием двух компонентов: теоретического и практического обучения. Цель теоретического обучения – дать будущему специалисту необходимый уровень знаний, позволяющий решать профессиональные задачи различной сложности, обеспечивающий возможность повышения образовательного уровня, дающего право переквалифицироваться на другую специальность или даже профессию в случае жизненной необходимости. Для успешного решения этих вопросов в ходе теоретического обучения осуществляется задача формирования технического мышления. Цель практического обучения – овладение выпускником профессиональными умениями и навыками.

В рамках культурологического и аксиологического подхода становление специалистов осуществляется через их подготовку как носителей общей и профессиональной культуры. Требования современного общества к уровню подготовки специалистов – техников построены на основе информационно-коммуникативного типа культуры, которое предполагает, как пишет И.М. Поливода [7] в своих исследованиях, что «главным ресурсом развития становится интеллектуальный капитал, а знания и информация – важнейшими факторами производства, непосредственной производительной силой информационно-коммуникативного типа культуры» [7, с. 3]. Таким образом, обладание и умение оперировать информацией становится частью профессиональной деятельности выпускника, а техническое мышление, по мнению И.М. Поливода, включает способность «получения профессиональной информации, ее критическую обработку и креативное воспроизводство в условиях лимита времени и постоянно изменяющейся информационной и технологической среды» [7, с.10].

В настоящее время в системе профессионального образования, особенно в свете утвержденных государственных образовательных стандартов третьего поколения, объектом пристального внимания современных исследователей становится компетентностный подход. Под компетенцией понимают некую норму, определяемую требованиями современного производства, обладание которой позволит выпускнику успешно решать профессиональные и жизненные задачи. Исследователи Л.В. Занфирова [3], Ф.А. и др. считают, что наличие технического мышления, являясь важным профессиональным качеством личности, характеризует профессиональную компетентность и, как следствие, высокую профессиональную и социальную мобильность выпускника, и определяют техническое мышление, ссылаясь на Л.В. Занфирову, «как процесс отражения в сознании человека производственно-технических процессов и объектов, принципов их устройства и работы, а также протекания мыслительных процессов в сфере технических образов, оперирование этими образами с помощью приемов умственной деятельности не только в их статическом, но и в динамическом состоянии» [3, с.8].

В составе технического мышления, определенного Т.В. Кудрявцевым [5], подчеркнуты два интегральных компонента: первый – это компонент, объединяющий теоретические и практические действия. Под теоретическими действиями понимается «овладение новыми техническими и технологическими понятиями, а также действия, направленные на применение уже известных понятий». Под практическими действиями – «исполнительские, пробные, поисковые, контрольные и контрольно-регулировочные, а также действия, направленные на «генерирование» новых идей».[5, с.7-13]. Второй интегральный компонент представлен взаимосвязью образного и понятийного мышления. В исследованиях Т.В. Кудрявцева техническое мышление обозначается как «понятийно-образно-практическое», имеющего оперативно-поисковый характер. Мы считаем, что оперативность в принятии решений характеризует профессиональную компетентность специалиста.

С точки зрения деятельностного подхода, построение учебного процесса должно происходить через решение в процессе учебной деятельности производственных задач, объединив традиционно разрозненные два этапа: усвоение учебной информации и применение ее в процессе профессиональной деятельности. В этом случае основными процессами технического мышления, выделяет исследователь А.М.Матюшкин [6], являются постановка задачи, исследование и обоснование найденного решения, так как данные компоненты являются необходимым условием преодоления практических производственных трудностей, уточняя что «имеется в виду не только научно-исследовательская деятельность, но и развитие возможностей теоретического осмысления специалистом любых профессиональных производственных задач» [6, с.361]. Специалисту в процессе профессиональной деятельности необходимо «обладать возможностями к выполнению каждого из указанных звеньев мышления», т.е. уметь поставить задачу, найти ее решение, исследовать его и обосновать, выполнить контроль и оценить насколько принятое решение оказалось верным [6, с.360]. А.М. Матюшкин считает причиной, которая не позволяет достичь высокого уровня развития технического мышления следующее: в течение обучения часть мыслительных операций, а именно: постановка задачи, контроль и оценка правильности решения поставленной задачи в основном осуществляется преподавателем. В отличие от студента профессионал все этапы мыслительного процесса осуществляет самостоятельно. Отличия в структуре технического мышления обучающегося и специалиста представлены на рис.1.

Учитывая, что процесс усвоения знаний при подготовке специалистов среднего звена должен происходить не как переработка представленного теоретического материала, а в виде включения студентов в систему профессиональных отношений, А.М. Матюшкиным выделяет факторы, необходимые для развития технического мышления – это, во-первых, осуществление совместной деятельности и общения между преподавателем и студентом. Во-вторых, применение в процессе обучения реальных производственных заданий, с осмыслением всех звеньев мыслительного процесса. А.М. Матюшкин определяет условия, выполнение которых приведет к устойчивому развитию технического мышления. Во-первых, работа с первоисточниками, например нормативными документами. Деятельность студента предполагает умение осуществлять реферирование и анализ, что в дальнейшем позволит грамотно излагать и формулировать результаты собственных исследований и разработок. Во-вторых, дать возможность для развития технического мышления в области постановки и решения задач.







Рис.1. Техническое мышление студента и специалиста

Таким образом, требования, на основании которых возможно осуществить формирование технического мышления у выпускника, следует выделять исходя из ключевых концепций, определяющих современное профессиональное образование.

Библиографический список

  1. Агеева, М.Г. Развитие технического мышления студентов ссузов в процессе обучения физике : автореф. дис. … канд.пед наук : защищена 06.02.06 / М.Г. Агеева. – Москва : типография МПГУ, 2006. – 16

  2. Горелова, Т.И. Интегрированный подход к отбору содержания образования студентов колледжа / Т.И. Горелова, Н.Г. Огнева // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 22-23 марта 2011 г. – Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2011. – С.176-181 –

  3. Занфирова, Л.В. Формирование технического мышления в процессе подготовки студентов агроинженерных вузов : автореф. дис. … канд.пед наук : защищена 28.03.08 / Л.В. Занфирова. – Москва : отпечатано в издательском центре ФГОУ ВПО МГАУ, 2008. – 23с

  4. Кудрявцев, Т.В. О структуре технического мышления и средствах его развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.tovievich.ru

  5. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М.Матюшкин. – М. :Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж : Издательство НПО «Модэк», 2003. – 720 с. – (Серия «Психологи Отечества»)

  6. Поливода, И.М. Информационно-коммуникативная культура как источник развития профессионального мышления студентов технического университета : автореф. дис. … канд.пед наук : защищена 19.05.06 / И.М. Поливода. – Краснодар : отпечатано в КМЦ «Копицентр» г. Ростов-на-Дону, 2006. – 23 с.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации