Реферат - Гендерные стереотипы и полоролевое поведение личности - файл n1.doc

Реферат - Гендерные стереотипы и полоролевое поведение личности
скачать (125.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc126kb.01.06.2012 11:49скачать

n1.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СГГА

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ


Реферат на тему:
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ И ПОЛЕРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Реферат студента группы ________________

специальности ПСИХОЛОГИЯ

_______________________________
Преподаватель:

__________________________________


Севастополь

2011

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………

    1. Гендерные стереотипы и полоролевое поведение личности…………….

    2. Андрогинная модель поведения……………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...


ВВЕДЕНИЕ
Влияние социально-культурных аспектов воспитания в так называемых «традиционных обществах» способствовали формированию отличных ценностей мужчин и женщин, соответственно ограничивая и направляя их ценностное самоопределение;

На формирование ценностной сферы юношей влияют Гендерные стереотипы, включающие полоролевые стереотипы и стереотипы гендерных черт, давление социальных ожиданий и установок как обобщенных представлений о мужчинах и женщинах;

Гендерно-ролевые отношения не имеют другой реальности, кроме как механически отображать созданные уже в данном обществе ценности и нормы, но и с другой стороны, осознанно изменять ценностно-нормотивный характер взаимоотношений, содержание социальных ожиданий и стереотипов.

1.1. Гендерные стереотипы и полоролевое поведение личности

От рождения каждый человек получает приписанный статус соответственно его полу, то есть статус девочки/женщины и мальчика/мужчины с определенными ожиданиями, касающихся их поведения. Биологически обусловленными, а соответственно, невозможными для выполнения представителями противоположного пола есть только несколько ролей: беременная женщина, мать, кормилица грудью, дочь, жена, бабушка и т.д. – для женщин и генетического отца, мужа, сына и т.д. – для мужчин. [33, 157] С кем человек начинает идентифицировать себя, — с мужчиной или с женщиной, равно как и большая часть черт его характера, идей и желаний, зависит, в первую очередь, от того, к какому полу он был отнесен в детстве. При нормальном развитии событий “присваиваемый” ему пол соответствует обычным биологическим различиям в хромосомах, гормонах и морфологии. Таким образом, биологические различия становятся скорее сигналом, нежели причиной, дифференциации социальных ролей. [10, 157]

Вопрос о различиях между мужчинами и женщинами также оказывается связан с двойной детерминацией изучаемых признаков. Учет эволюционно-биологического фактора ведет к понятию пола как конституциональной координаты, обусловливающей различия между двумя группами людей мужского и женского пола со стороны несоциальных воздействий. Понимание же человеческого поведения как в большей части социального феномена, испытывающего влияние культурного контекста, приводит к понятию половой или сексуальной роли, которая предписывается субъекту как члену группы. В этом случае различия, о которых идет речь, исследуются как полоролевые стереотипы, обусловливающие женский или мужской тип поведения. Перспективную позицию в вопросе о соотношении половых (в биологическом смысле) и полоролевых (в смысле стереотипов) различий развивает Дэвид Басе в эволюционной теории личности (Buss, 1995), которая предсказывает, что мужчины и женщины будут проявлять личностные различия непосредственно в тех областях жизни, где они сталкиваются с проблемами адаптации, относящимися к их биологическим различиям в сексуальной и репродуктивной функциях. Другими словами, независимо от источника происхождения, личностные различия возникают прежде всего как социальный феномен, который не определяется в такой же степени природными факторами, как, например, физические различия между мужчинами и женщинами (Phares & Chaplin, 1997). [21, 118]

Термин “пол” (“sex”) является неоднозначным. В обычном употреблении он обозначает как физические и культурные различия между мужчинами и женщинами (“мужской пол” и “женский пол”), так и половой акт. Необходимо также проводить разграничение между полом в физиологическом и биологическом смысле и гендером (“родом”), с которым связываются культурные различия (набор образцов поведения, усвоенных в течение жизни). [10, 167] Психологический пол личности (термин, предложенный А.Г.Асмоловым) является системным качеством, обусловленным биологически заданной половой принадлежностью индивида, этнокультурными традициями воспитания, стуруктурой социально-значимой деятельности и полоролевыми нормами общества, определяющими индивидуальных характеристики, особенности поведения, способы действия, социальные позиции и установки, иерархие мотивационных линий личности. [22, 73]

Основываясь на истории, традиционно от мужчин и женщин ожидали выполнение в большей или меньшей степени разных социальных ролей во всех обществах соответственно тем ценностно-нормативным представлениям, которые формировались и воссоздавались в процессе социально-исторического развития. [33, 158] В различных культурах нормы, позволяющие женщинам и мужчинам вести себя тем или иным образом, играть определенные роли в семье и обществе (гендерные роли) достаточно различны. Представления о гендерных ролях, допустимых в данной культуре, сформированные у представителей других культур, стран, этносов называют гендерными стереотипами. Для указания на то, что речь идет о том, как гендерные роли воспринимаются представителями этой же культуры (т.е. о самих себе), используют термин гендерные автостереотипы. [27, 68]

Обычно они могут быть далекими от реальности, неточными, стойкими относительно новой информации и довольно отдаленными от реальных качеств и поведения конкретного индивида. Эти представления, содержат также приписываемые черты и запреты относительно того, что мужчинам и женщинам следует чувствовать, проявлять и делать. Исследователи определяют два бесспорных, несомненных факта существования сильных гендерных стереотипов и их принятие членами той группы, в которой они действуют. Сила этих стереотипов оказывается значительно большей, чем расовых. [23, 291]

Гендерные стереотипы, как обобщенные представления о мужчинах и женщинах, определяются в первую очередь как гендерно-ролевые стереотипы, которые касаются приемлемости разнообразных ролей и видов деятельности для мужчин и женщин, а также как стереотипы гендерных черт, то есть психологических и поведенческих характеристик, свойственных мужчинам и женщинам. Эти два компонента гендерных стереотипов тесно связаны между собой. Подавляющая приемлемость какой-нибудь социальной роли для человека соответствующего пола основывается на наличии у него определенных черт и характеристик. Представления о психологических и поведенческих отличиях полов являются основой формирования и воспроизведения гендерно-ролевых стереотипов. Характерным признаком таких стереотипных представлений является то, что не учитывается наличие у конкретного индивида психологических и поведенческих черт. Суждения основываются на том, что этот человек является мужчиной или женщиной. [33, 159]

С другой стороны, исследователи утверждают, что сами гендерные стереотипы черт и качеств возникают на основании разных статусов и ролей, которые мужчины и женщины приобретают и осуществляют в обществе. [5,243] Распределение полов с учетом разных социальных ролей, которое имеет длительную историю и эволюцию, приобретает ценностно-нормативное обоснование, в частности и в виде гендерных стереотипов. Установленные стереотипы приобретают качество норм для мужчин и женщин, становятся моделями для гендерно-ролевой социализации детей.

Едва ли целесообразно говорить о единой гендерной (половой) мужской или женской роли как таковой. Большинство социальных ролей в обществе содержит гендерную составляющую в виде стереотипных представлений и ожиданий, касающихся пола исполнителя определенной роли, которую, по сути, с учетом набора вербальных и невербальных операций может исполнять человек любого пола. Нет и не может быть одной раз и навсегда определенной роли, характерной для отдельного пола, то есть «маскулинной» или «фемининной». [33,160]

В большинстве своем гендерные стереотипы являются существенным преувеличением отличий между мужчинами и женщинами, в чем неоднократно убеждались исследователи, опрашивая респондентов относительно оценки присущих лично им разнообразных психологических характеристик и распространенности этих качеств среди мужчин и женщин. [23,293]

Таблица 1

Стереотипы о типичных чертах мужчин и женщин [21,121]

Типичный мужчина

Типичная женщина

Агрессивный

Предприимчивый

Доминирующий

Независимый

Скрывающий эмоции

Любит математику и науку

Обладает деловыми навыками

Знает как осваивать мир

Легко принимает решения

Свободно говорит о сексе с другими мужчинами

Тактичная

Проявляет расположение

Нежная

Не использует грубых выражений

Понимает чувства других

Разговорчивая

Религиозная

Интересуется собственной внешностью

Ценит искусство и литературу

Сильно нуждается в защите

Аккуратная в привычках

Спокойная


В западной социальной мысли середины ХХ века в работах известного американского социолога Парсонса и его коллег обосновывается дифференциация половых ролей, учитывая потребности самого общества в успешном функционировании и стабильном воспроизведении. [33,162] Исполнение инструментальных ролей требует ролей от личности наличия таких качеств, как самостоятельность, рациональность, соревновательность, выдержка и т.д., и предусматривает деятельность, связанную с профессиональной занятостью вне дома, материальным обеспечением семьи, поддержкой связей между семьей и внешним социальным окружением. Вместо этого выполнения экспрессивных ролей требует от личности терпения, чувствовать потребности других, коммуникативных и воспитательных способностей, умения устанавливать контакт с людьми, урегулировать взаимоотношения в семье, эмоциональной поддержки ее членов, ухаживать за детьми и представителями старших поколений.[33,163]

Суть и отличия в стереотипном восприятии мужчин и женщин очевидны. Несмотря на кардинальные социально-политические изменения и заслуги женского движения на протяжении последних полутора веков, женщин и мужчин до сих пор воспринимают как личностей с противоположными качествами, например, независимый – зависимая, агрессивный – мягкая, рациональный – эмоциональная и т.д. Исследователи утверждают панкультурные сходства гендерных стереотипов. Среди всех ассоциируемых с женщинами черт три считаются только женскими во всех странах: сентиментальность, покорность и суеверность. Исключительно мужскими качествами везде считаются склонность к риску, властность, сила, независимость.[33,165] Дж.Уильямс и Д.Бест (1990) предприняли глубокий анализ полоролевых стереотипов. Выявленные кластеры признаков показали, что мужчины оцениваются как агрессивные, предприимчивые и доминантные, а женщины как сентиментальные, нежные и мягкосердечные. Исследование подтвердило влияние полоролевых стереотипов как при составлении самопортрета, так и при описании образа другого. [21,123]

Однако, мнение о том, что агрессивность является доказанным признаком маскулинности (Maccoby & Jacklin, 1980), детерминированным биологически, подверг сомнению Т.Тиигер (Tieger, 1980), который на основе обстоятельного анализа данных заключает, что до шести лет нет различий между мальчиками и девочками в уровне агрессивности, а затем агрессивное поведение начинает формироваться под влиянием полоролевых стереотипов. А.Фроди и Дж.Маколэй (Frodi & Macaulay, 1977) считают неверным мнение о большей агрессивности мужчин. Дело не в степени агрессивности, а в половой детерминации поведения в различных ситуациях. Женщины, обладая более выраженной эмпатией, тревожностью и чувством вины, подавляют открытую агрессию там, где мужчины ее проявляют. В то же время, женщины агрессивны не менее мужчин, если расценивают свои действия как справедливые или чувствуют себя свободными от ответственности. [21,124]

Поразительную стойкость гендерных стереотипов социальные психологи объясняют не только тесной связью между социальными ролями мужчин и женщин и соответственно приписываемыми им качествами, но и особенностями процесса обработки информации, характерными человеческому сознанию. Гендерные стереотипы действуют как когнитивные гендерные схемы, которые управляют процессами обработки получаемой информации таким образом, что человек воспринимает, запоминает и интерпретирует ее относительно сформированных у него представлений о маскулинности и фемининности. [5,209] Когнитивная категоризация гендера, как и какая-либо другая, является неотъемлемым составляющим процесса когнитивного развития человека, особенно в детском возрасте. Гендер становится важным критерием категоризации еще и потому, что в обществе постоянно делается акцент на значимых половых отличиях. Средства массовой информации, детская, художественная и учебная литература подают образы мужчин и женщин преимущественно как совершенно разные по чертам характера и социальным ролям личности. На подобных отличиях делают ударение родители, учителя и сверстники. [33,167] Потому когнитивные гендерные схемы постоянно активизируются в процессе познания, а психологи говорят о преувеличенном восприятии гендерных отличий, чем они есть на самом деле, поскольку, в первую очередь, замечается и легче кодируется в памяти та информация, которая соответствует, а не противоречит, гендерным схемам. Даже если человек замечает и запоминает противоречивую информацию, то устойчивые гендерные стереотипы могут быть неизменными достаточно долго, поскольку являются стойкими относительно доказательств-опровержений.[33,168]

Современные исследования гендерных ролей и стереотипов основываются на идеях, в пределах которых гендер рассматривается как социально сконструированные отношения по половому признаку, в первую очередь отношения неравности. Статусно-ролевые характеристики женщины и мужчины, а также отличия между ними, которые в обществе считаются маскулинными и фемининными, не имеют биологического происхождения, а являются способом интерпретации биологического, легитимным в данном обществе.[33,169-17]

Каждый человек рождается и социализируется в обществе, где уже до него и без него сформировались социальные ценности и нормы, которые содержат характеристики и запреты касающиеся гендерно-дифференцированного поведения, определяют содержание гендерных ролей и стереотипов. Гендерно-ролевые отношения не имеют другой реальности, кроме как механически отображать созданные до них ценности и нормы, но и с другой стороны, осознанно изменять ценностно-нормативный характер взаимоотношений, содержание социальных ожиданий и стереотипов.[33,170]

Гендерная социализация начинается, как только ребенок появляется на свет. Даже те родители, которые считают, что их отношение к детям не зависит от пола ребенка, по-разному обращаются с мальчиками и девочками. Эти различия углубляются многими другими культурными воздействиями.

Идентификация личности с определенным полом и способы сексуального самовыражения развиваются одновременно. Высказывалось мнение, что такая черта характера, как мужественность, складывается в результате разрыва тесных эмоциональных уз, связывающих ребенка с матерью, что приводит к возникновению “мужской неэмоциональности”. [10, 167]

Специалисты считают, что есть два способа разрушения традиционных представлений о фемининном и маскулинном в обществе. Первый – это просвещение, распространение научно обоснованных знаний, чтобы обратить внимание людей к неосознаваемым ими, нередко предвзятым и ложным стереотипным представлениям и их влиянию на отношение к себе и другим. Другой, значительно более эффективный, способ разрушения традиционных представлений лежит в обеспечении и поощрении в общественной сфере многих примеров успешного исполнения гендерно нетрадиционных ролей.

На индивидуальном уровне традиционные гендерно-ролевые стереотипы ограничивают развитие личности, возможности самореализации, выбора моделей и манер поведения, видов профессиональной деятельности, карьерного роста; беспочвенно, если не считать основой пол, сужать или расширять экономические, политические и социальные возможности человека. [33,171] Стресс, дискомфорт, заниженная самооценка, чувство вины, ролевой конфликт могут сопровождать человека, который из-за определенных причин не соответствует стереотипным гендерно-ролевым ожиданиям.

На уровне межличностных отношений стереотипные представления ограничивают проявления тех социально-психологических качеств, которые считаются неприсущими данному полу. Вследствие чего, например, мужчины имеют намного меньше близких и эмоциональных связей с детьми, родителями, друзьями, ведь действует традиционное гендерное табу на мужскую эмоциональность. В тоже время женщину, которая относительно других проявляет принципиальность, твердость, стойкость и прочее, воспринимают как отклонение от нормы, как женщину, которая теряет женственность. Выше перечисленные стереотипы могут компенсироваться эмоциональной и физической жестокостью относительно других людей, в первую очередь близких, насилием и рискованным или даже девиантным поведение. [33,172]

Гендерные представления и стереотипы, распространенные среди украинцев, уже стали предметом анализа и интерпретации отечественными специалистами. [33,173]

Прежде всего это касается сферы профессиональной деятельности, возможности самореализоваться разными путями, среди которых основное место занимает карьерное продвижение бюрократического, профессионального или предпринимательского успеха. Традиционным, глубоко укоренившимся гендерным стереотипом, соответственно которому даже работающие образованная, но замужняя женщина является в первую очередь женой и матерью, которая должна помогать мужу, зачастую пренебрегая собственными желаниями к самореализации и профессиональному успеху, отказываясь от реальных карьерных возможностей. Такие представления в большей мере присущи и мужчинам, и женщинам, что подтверждает готовность женщины безоговорочно уступать и место на рынке труда, и место на карьерной лестнице.[33,174-175]

Патриархат” означает доминирование мужчин над женщинами. Все известные нам общества являются патриархальными, хотя степень и характер неравенства полов подвержены значительным изменениям и разнятся не только в зависимости от выбора той или иной культуры, но и внутри нее.

Идеи феминизма могут быть прослежены начиная с XVIII века. Первые крупные женские движения появились в середине XVIII столетия, обратив свое внимание в основном на предоставление женщинам права голоса. Несмотря на упадок, начавшийся в 1920-х годах, в 1960-е годы феминизм вновь напомнил о себе и оказал влияние на многие сферы общественной жизни и интеллектуальной деятельности. [10,193]

Окончательное закрепление полоролевых стереотипов происходит в юношеском возрасте, вместе с тем завершается формирование половой идентификации как процесса, связанного с физиологическими элементами созревания организма. Начинают обнаруживаться наиболее значимые (хотя не более понятные по своей природе) различия. [21,121]

Анализируя результаты исследования, проведенного летом 2001 года в г.Иванове (объектом исследования выступили учащиеся 5–11 классов, предметом исследования являются гендерные представления школьников), где рассматривался вопрос о содержании гендерных стереотипов и их связь с половозрастными характеристиками респондентов, было установлено, что по мнению школьников:

• мужчина предназначен для работы (заработок денег), женщина – для семьи;

• мужчина должен деньги зарабатывать, женщина – “вести семейный бюджет”;

• “мужчина – опора для женщины”, женщина – “опора для всего живого”;

• мужчина “сильнее женщины” (“у настоящего мужчины должен быть шрам”), отсюда, вероятно, и различия в возможности их самореализации;

• мужчина дом строит/покупает, женщина создает там уют и комфортную психологическую обстановку (“хранительница семейного очага”).

В анкету также были включены вопросы о положительных и отрицательных качествах мужчин и женщин. [31,135] Среди положительных качеств мужчины были выделены следующие: смелый, сильный, принимает решения, умен, добр, логичен, объективен и т.п. Отрицательные качества: пьет и курит сверх меры, “битье женщин”, трусость, лживость, жадность.

Положительные качества женщины: доброта, забота, понимание, верность, трудолюбие т.п. Отрицательные качества женщины: капризность, лживость, любовь к сплетням и высшим эффектам, зависть, “стервозность”.[31,136]

1.2. Андрогинная модель поведения.
В начале 70-х годов биполярная модель была пересмотрена в концепции андрогинии С.Бем. Предполагалось, что мужчины и женщины не обязательно должны соответствовать традиционным моделям и могут сочетать в своем поведении как маскулинные, так и фемининные характеристики. [12,65] Сандра Бэм (1975) в качестве выхода предлагает понятие андрогинии (andro — мужчина, gyn — женщина) для обозначения сочетания в индивидуальном психологическом профиле высоких показателей маскулинности и фемининности. Андрогиния понимается как согласование тенденций маскулинности и фемининности в одной и той же личности, что можно представить в виде аддитивной пары со множеством возможных индивидуальных вариаций (Исаев, Каган, 1988). В этом смысле андрогиния связана с избеганием фиксированного на половом факторе самоопределения личности и представляет собой особый тип психологического функционирования со многими позитивными последствиями (Тейлор, Холл, 1982). Согласно исходной концепции, андрогинные субъекты пользуются "женским" или "мужским" способом поведения в зависимости от параметров ситуации. Возможность гибко реагировать образует значительный личностный потенциал для эффективного решения проблем, психологической адаптации и общей удовлетворенности жизнью (Wiggins, & Holynuller, 1981). [21,124]

Существует целое направление исследований, посвященных изучению проблемы личностной адаптации и саморегуляции в рамках парадигмы "андрогинии" как базового аспекта психического здоровья, A.Стейнман, Д.Фокс предположили в качестве базовой модели здоровья наличие совокупности маскулинных и фемининных черт независимо от половой принадлежности. С.Бем, описывая андрогинию как совмещение маскулинных и фемининных черт, подчеркивала, что андрогинная личность может предоставить более гармоничный стандарт психического здоровья в обществе, где ригидная типизация половых ролей изживает себя. Бем и ее коллеги результатами своих исследований показали малую приспособленность к жизни индивидов, обладающих характеристиками, строго соответствующими их полу, тем самым высказав точку зрения, противоположную взгляду традиционной психологии. Наиболее приспособленным к жизни оказался андрогинный тип - самый распространенный, имеющий черты того и другого пола. Согласно этому подходу, андрогинная личность имеет наиболее богатый репертуар полоролевого поведения, чем носители стереотипов, тем более - недифференцированные. Андрогиния способствует широкому использованию имеющегося репертуара в зависимости от требования ситуаций инструментальности или экспрессивности. Человек, демонстрирующий как маскулинные, так и фемининные характеристики, обнаруживает большую гибкость в пределах полоролевого поведения, чем носители только маскулинности или фемининности. Обе составляющие полоролевой идентичности развиваются самостоятельно. Субъект может развивать свою маскулинность независимо от имеющегося у него уровня фемининности.

И.С.Кон отмечает: с изменением системы половых ролей многие традиционные психологические различия между полами, на которых основываются стереотипы маскулинности и фемининности, исчезают или уменьшаются, что ослабляет поляризацию между ними. При этом определенные существенные различия в характере деятельности, направленности интересов и протекании психических процессов у мужчин и женщин сохраняются. Соответственно изменяется и содержание категорий маскулинности и фемининности в теоретической психологии. Так, раньше они считались строго дихотомическими, взаимоисключающими, причем каждое отступление от норматива воспринималось как патология или шаг в направлении к ней. Маскулинность и фемининность рассматривались как простой биполярный конструкт. Это означает, что если человек имеет высокие показатели маскулинности, то его показатели фемининности должны быть низкими.

Современные теории рассматривают маскулинность и фемининность уже не как альтернативы, полюсы одного и того же континуума, а как независимые измерения. Сравнение показателей одного и того же индивидуума по шкалам маскулинность и фемининность позволяет вычислить степень его психологической андрогинности (андрогинными считаются индивиды с выраженными маскулинными и фемининными чертами, что дает им возможность менее жестко придерживаться полоролевых норм и свободнее переходить от традиционных женских занятий к мужским и т.д.). Так, в опроснике Бем связь между этими параметрами находится в пределах нуля. По данным A.Хейлбрун, на крайних полюсах выраженности Миф показателей между ними существуют отношения взаимоисключения, а при их средней выраженности - отношения взаимонезависимости. Иначе говоря, только для полюсов параметров маскулинности и фемининности валидна континуально-альтернативная модель, а при их средней выраженности - ортогональная, когда маскулинность и фемининность взаимонезависимы [12,65-67]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Cтановление психологического пола в процессе социализации происходит при одновременном влиянии основных оставляющих социально-исторического образа жизни: культурно-исторического опыта и факторов, вызванных социально-экономическими изменениями в общественной жизнедеятельности. Культурно-исторический опыт проявляется в подходах к воспитанию личности мужчины и женщины, основанном на нормах, позволяющих женщинам и мужчинам вести себя тем или иным образом, играть определенные роли в семье и обществе, т.е. гендерно-ролевых стереотипах.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.

  2. Барабанова В.В., Зеленова М.Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации.//Психологическая наука и образование. – 1998. - №1. С. 52-58.

  3. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 431.: ил.

  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений.: Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М,: «Прамед», 1992.

  5. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2001.

  6. Братусь Б.С. К проблеме нравственного сознания в культуре уходящего века //Вопросы психологии – М, 1993, №1, с. 6 - 12.

  7. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.

  8. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей – культурных символов в индивидуальном сознании. //Вопросы психологии, 1997, №5, С.44-45.

  9. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии, №3, 1994.

  10. Гидденс Э. Социология

  11. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 1997. – 256 с.

  12. Ениколопов С.Н., Дворянчиков Н.В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии. //Журнал практической психологии и психоанализа № 2 июнь 2002 г. - Научный центр психического здоровья РАМН, Москва С.65-67

  13. Загородняя О.В., Курганская Л.О. Личностные ценности и методы их исследования. - К.: ІВЦ Госкомстату Украины, 2006. - 50 с.

  14. Ильин Е.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. _ СПб.: Питер, 2007. – 544 с.: ил.

  15. Кіммел М. ендерне суспільство. –К.: Сфера, 2003.

  16. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников. // Вопр. психол. - №4, 2000.

  17. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: тесты, опросники, ролевые игры. – М.: Просвещение, 1991. – 245с.

  18. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.

  19. Кривцова В.С. и др. Подросток на перекрестке эпох. – М.: Гензис, 1997.

  20. Лавриненко Н.В. Гендерні стереотипи масової свідомості // Українське суспільство: моніторинг – 2000р. Інформаційно – аналітичні матеріали/ за ред.. В.М.Ворони, А.О.Ручки. – К.: Ін-т соціології НАН України, 2000.

  21. Либин А.В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций. 2 изд., переработанное. — М.: Смысл; Per Se, 2000.— 549 с.

  22. Лопухова О.Г. Влияние этнокультурных традиций на становление психологичсекого пола личности // Вопр. Психол., №5, 2001г., С.73-79.

  23. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. – Спб.: Прайм – Еврознак, 2002.

  24. Мартынюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, механизмы формирования. – К.: Наукова думка, 1990, 124.

  25. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Педагогика и методика нач. обучения». – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

  26. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. //Вопросы психологии. 1997, №4, С.28-38.

  27. Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (в России и США) // Вопросы психологии № 1, 2000, С. 68-86.

  28. Многофакторный личностный опросник FPI (форма В) / Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 1999. Кн.1.

  29. Морен Е. Утраченная парадигма: Природа человека. К.: КАРМЕ-СИНТО, 1995.

  30. Мудрик А.В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих. – М.: Просвещение, 1990. – 385 с.

  31. Образы мужчин и женщин глазами школьников.//Вестник молодых ученых ИвГУ . 2002, Выпуск 2 .

  32. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.

  33. Основи теорії гендеру: Навчальний посібник. – К.: «К.І.С.», 2004.– 536 с.

  34. Палуди М. Психология женщины. - СПб.: Прайм – Еврознак, 2003.

  35. Пископпель А.А. От традиционных ценностей к уникальным смыслам. // Вопр. психол., №6, 2001., с. 119.

  36. Пископпель А.А. Природа человека в концепции А.Маслоу.// Вопросы психологии, 1999, выпуск № 2. – С.75

  37. Практикум по гендерной психологии/ Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003., С. 277-280

  38. Психологический словарь./ Под редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Полит. издат., 1998. – 528 с.

  39. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара.: «БАХРАХ», 1998. – 672.

  40. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. Перевод с немецкого Г. И. Лойдиной/ под редакцией Т. А. Гудковой. М.: Просвещение, 1998.—346с

  41. Словарь-справочник по психодиагностики./ Под ред. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 528 с. (Серия «Мастера психологии»)

  42. Харламенкова Н., Стодолева Т. Дифференциация и интеграция маскулинности и фемининности в образе «Я» подростка. \\ Психоаналитический вестник, 2002, выпуск № 10. – С. 100-115.


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации