Курсовая работа - Анализ гендерных стереотипов в отношениях мужчины и женщины - файл n1.doc

Курсовая работа - Анализ гендерных стереотипов в отношениях мужчины и женщины
скачать (221 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc221kb.01.06.2012 11:45скачать

n1.doc



МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет №10

Кафедра социологии, психологии и социального менеджмента.

Курсовая работа по дисциплине «Социальные процессы»

На тему:

«Анализ гендерных стереотипов в отношениях мужчины и женщины»

Работу выполнила

студентка группы Г1-201

Куракова К.Ю.

Научный руководитель

доц. Дубограй Е.В..

Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...3-4

  1. Гендерный подход в социологии и понятие гендерного

стереотипа.

    1. Понятие гендера, гендер как социальная категория……..……….5-10

    2. Гендерный стереотип, его виды и функции……………………….9-16

    3. Основные направления в изучении гендерных стереотипов…….17-20

  1. Раскрытие отношений между мужчиной и женщиной.

    1. Роль мужчины и женщины: от прошлого к настоящему……...….21-29

    2. Стремление к гармоничным отношениям через преодоление гендерных стереотипов…………………………………………...…29-36

Заключение………………………………………………………………..….37-39

Список использованных источников……………………………………. …40-42

ВВЕДЕНИЕ

Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами себя и окружающих. [3] На обыденном уровне рассуждений многие убеждены в том, что психологические различия между мужчинами и женщинами связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Однако факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними. Ведь биологические различия имеют и социокультурный контекст, определяющий, какие личностные и поведенческие характеристики в данное время и в данном обществе ожидаются от мужчины, а какие - от женщины, какие характеристики считаются людьми важными для мужчины, а какие - для женщины. Да и то, как мы воспринимаем биологические различия между полами, тоже определяется культурными факторами.

Дж. Мак-Ки и А. Шериффс (J. McKee, A. Sheriffs, 1957) пришли к выводу, что типично мужской образ - это набор черт, связанный с социально неограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку. В целом мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. При этом авторы считают, что чрезмерная акцентуация маскулинных и фемининных черт приобретает уже негативную оценочную окраску: типично отрицательными качествами мужчины признаются грубость, авторитаризм, излишний рационализм и т. п., женщин - формализм, пассивность, излишняя эмоциональность и т. п. [13]

Актуальность проблемы: В современном обществе представления о мужских и женских качествах, о ролях, которые мужчины и женщины должны выполнять в социуме, меняются. Традиционные черты маскулинности и фемининности переплетаются с современными, что позволяет значительно полнее, чем раньше, учитывать многообразие индивидуальных вариаций. С изменением системы гендерных ролей многие традиционные психологические различия между полами, на которых основывались стереотипы маскулинности и фемининности, исчезают или резко уменьшаются, а сами эти образы становятся менее полярными и однозначными, чем ранее. Несмотря на то что многие современные социальные стандарты, нормы и ценности становятся более гибкими, упрочнение гендерных стереотипов до сих пор является одной из главных их характеристик; общество в большей своей части стойко воспроизводит стереотипы прошлого. В связи с этим диагностика и изучение гендерной идентичности, гендерных стереотипов как внешнего проявления гендерной идентичности представляется необходимой.

Объект исследования: гендерные стереотипы.

Предмет исследования: роль гендерных стереотипов в отношениях мужчины и женщины.

Цель работы: изучить гендерные стереотипы в отношениях мужчин и женщин.

В соответствии с поставленной целью определяются задачи курсовой работы:

1. Раскрыть суть научного понятия гендер, его содержание, особенности.

2. Выделить основные направления в изучении гендерных стереотипов.

3. Определить особенности и структуру гендерных стереотипов в современном обществе.

4. Обозначить социальные условия, влияющие на их формирование.

Методы эмпирического исследования: анализ литературных источников по проблеме исследования.

Гипотеза исследования: гендерные стереотипы часто мешают преодолению одиночества.

    1. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В СОЦИОЛОГИИ И ПОНЯТИЕ ГЕНДЕРНОГО СТЕРЕОТИПА




    1. Понятие гендера, гендер как социальная категория

В своей работе Ш. Берн говорит о том, что разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека.[3; 256] Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких, как семья, армия). Но факт телесного несходства мужчин и женщин ещё не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними. Помимо конституциональной стороны эти различия имеют социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время в данном обществе считается свойственным мужчине, а что женщине.

Со времён античности до конца 17 века в Европе преобладало представление о том, что женский организм является недоразвитым вариантом мужского. Именно поэтому различительными признаками мужского и женского в то время выступали не столько конституциональные, сколько социальные признаки: занимаемый в обществе статус и выполняемые социальные роли. Однако в эпоху Возрождения мировоззрение европейцев изменилось; и мужчины и женщины были признаны полярно различными по своей природе организмами. С этого момента социальные различия между мужчинами и женщинами стали связываться с различиями в их биологическом статусе.

В настоящее время обоснованность жёсткого разделения людей только на два противоположных, не совпадающих по своим природным характеристикам пола, ставится биологами под сомнение.

Как отмечает Г. Келли, выделяется несколько уровней сексуальной организации человека: генетический пол (определённый набор генов), гонадный пол (железы внутренней секреции), морфологический пол (наружные и внутренние половые органы), церебральный пол (дифференциация мозга под влиянием тестостерона).[6;21]

Е.П. Ильин говорит, что индивиды, рождённые с неопределёнными внешними половыми признаками, воспринимаются как биологическая аномалия. Если у индивида одни гениталии, то ему приписывается одно поведение, если другие, то, соответственно, другое поведение. [12;117]

Термин «гендер» появился сравнительно недавно, в 1975 году, это было вызвано чётким разграничением конституциональных и социокультурных аспектов в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера.

По мнению В.А. Геодакян, Т.А. Клименковой термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.[10,19]

Термин «гендер» - социальный пол, пол как продукт культуры, социально-биологическая характеристика, указывающая на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми.

Нередко характеристики биологической активности смешивают с поведением в социально-психологическом смысле. На смешении половых и гендерных различий часто строится критика гендерного подхода к объяснению поведения людей, указывает О.М. Здравомыслова. [11;192] Один термин делает акцент на биологических основаниях психологических различий и сводит всё встречающееся многообразие к тому или иному строению гениталий, тогда как другой термин подчёркивает социокультурное происхождение психологических различий.

И.С. Кон считает, что и пол, и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определённый порядок отношений между людьми, их отношение к различным проявлениям сексуальности, а также определяют формы представления себя другим людям в разнообразных практиках социального взаимодействия. [21;771]

С.А. Минюрова и О.Л. Кустова отметили, что определение пола обычно включает в себя черты непосредственно обусловленные биологическим полом. Проблема в том, что причинно-следственная связь не всегда очевидна и может быть вызвана как биологическими, так и социальными факторами. [31; 28]

Целесообразно использование понятия «пол» только как демографической категории, основанную на биологическом поле, а остальных случаях применять термин «гендер», в связи со смыслом, отражающим социально обусловленную природу мужского и женского.

Гендерная социализация (Гафизова Н.Б., 2003) - процесс, посредством которого человек обучается моделям поведения в обществе, ценностям, соответствующим понятиям «мужское», и «женское». Важной составляющей процесса социализации является полоролевая социализация, включающая в себя процессы формирования психологического пола, психических половых различий и полоролевой дифференциации. «Гендерная роль» - это дифференциация деятельности, статусов, прав и обязанностей индивидов в зависимости от их половой принадлежности. Гендерные роли выражают определённые социальные ожидания, проявляются в поведении. Гендерные роли всегда связаны с определённой нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своём сознании и поведении. Часть этих норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получаем в виде наставлений родителей или испытывая неодобрения со стороны общества. [28]

Структура гендера определяется четырьмя группами характеристик, Д. Майерс отмечает биологический пол, гендерные стереотипы, гендерные нормы, гендерную идентичность. [24, 257] Она многокомпонентна.

Понятие гендер как социальная категория включает в себя гендерные стереотипы как упрощённые, устойчивые, эмоционально окрашенные образы поведения и черт характера мужчин и женщин. Данные стереотипы проявляются во всех сферах жизни человека: самосознании, в межличностном общении, межгрупповом взаимодействии.[28]

Гендерная идентичность — осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу. [19] Гендерная идентичность личности входит в структуру социальной идентичности.

Понятие социальной идентичности описывает то, как другие люди определяют человека на основе широких социальных категорий или признаков, таких как пол, возраст, профессия или этническая принадлежность.[33] Социальная идентичность — это результат процесса социальной идентификации, под которым понимается процесс определения себя через членство в социальной группе. [5, 31] Социальная идентификация выполняет важные функции как на групповом, так и личностном уровне: именно благодаря этому процессу общество получает возможность включить индивидов в систему социальных связей и отношений, а личность реализует базисную потребность групповой принадлежности, обеспечивающей защиту, возможности самореализации, оценки другими и влияния на группу. [31]

Когда мы идентифицируем себя в качестве мужчины или женщины и начинаем в определённой мере формировать свою самооценку и идентичность на гендерной основе.

Таким образом, гендерные стереотипы выполняют роль схем, благодаря которым мы с большей вероятностью замечаем и запоминаем примеры, подтверждение наши устойчивые убеждения относительно гендеров. Гендерные схемы находятся «во взведённом состоянии» и всегда готовы к управлению процессами обработки информации благодаря той упорной настойчивости, с которой в нашем обществе говорится о гендерных различиях.


    1. Гендерный стереотип, его виды и функции

То, что гендер одна из важных категорий социальной жизни человека, проявляется в повседневной реальности. К представителям одного пола предъявляется особый набор поведенческих норм и ожиданий, значительно отличающийся от требований к другому полу. Для этого используются специальные термины и слова, по-разному описывающие мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Все это находит свое отражение в особых формах проявления общественного сознания - стереотипах.

Традиционно, под словом стереотип понимают некую схему (клише), на основе которой происходит восприятие и оценка информации. Эта схема выполняет функцию обобщения некого явления, предмета или события, с ее помощью человек действует или производит оценку автоматически, не задумываясь. Понятие социального стереотипа означает способность человека обобщенно оценивать окружающий мир и служит основанием для его умозаключений и некритических выводов. Положительная функция социальных стереотипов состоит в том, что, действуя в условиях дефицита информации, они позволяют быстро реагировать на происходящие изменения. Однако далеко не всегда социальный стереотип является отражением объективной реальности. Зачастую стереотипы оказывают консервативное воздействие, формируя в людях ошибочные знания и представления, которые, в свою очередь, негативно сказываются на процессах межличностного взаимодействия. Обобщение характеристик отдельных индивидов и распространение их на группу людей и явлений называется стереотипизацией. [15, 35]

По мнению Э. Аронсона, «мыслить стереотипно - значит приписывать идентичные характеристики любому человеку в группе, не обращая внимания на реальные различия между членами этой группы».[2,307]

Наша цель рассмотреть стереотипы, в которых отражаются обобщенные суждения о присущих мужчинам и женщинам качествах и свойствах, и существующих между ними различиях. Продемонстрировать подобные стереотипы можно очень простым способом.[15,35]

Задумайтесь над тем, какие ассоциации возникают у вас со словом «женщина»? А теперь - со словом «мужчина»? Наверняка, ваши ответы близки к тем, которые были получены в приведенном ниже примере.

В рамках проекта «Влияние социальных факторов на понимание гендерных ролей», с целью выявления мнений о мужских и женских ролях в 2002 году было проведено групповое интервью. [15]

Его участники - жители Ташкента и Ферганы, обоих полов, разных возрастов и разного уровня образования. На вопрос «Какие ассоциации возникают у вас со словами «мужчина» и «женщина»?» были получены следующие ответы.

Слово «женщина» чаще всего связывалось с домом, материнством, домохозяйством, воспитанием детей и т.д. Понятие же «мужчина» в большинстве случаев ассоциировалось с функциями опоры семьи и финансового источника, ролями отца, воина и защитника и т.п.

Приведенный пример демонстрирует проявление так называемых гендерных стереотипов, относящихся к различному восприятию и оценке качеств и свойств людей на основе их принадлежности к определенному полу.[15,36]

Понятие «гендерные стереотипы» подразумевает:

  1. Качества и характеристики, с помощью которых обычно описываются мужчины и женщины.

  2. В гендерных стереотипах содержатся нормативные образцы поведения, традиционно приписываемые лицам мужского или женского пола.

  3. В гендерных стереотипах отражены обобщенные мнения, суждения, представления людей о том, чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины.

  4. Гендерные стереотипы зависят от культурного контекста и той среды, в которой они находят свое применение.[15,36]

Все гендерные стереотипы можно разделить на три группы.[15,36]

Первая - стереотипы маскулинности / феминности (или фемининности). По-другому они называются стереотипами мужественности / женственности. Рассмотрим сначала, что означают понятия маскулинности (мужественности) и феминности (женственности). (В дальнейшем эти две пары понятий употребляются в тексте как синонимичные: мужественность - маскулинность, женственность - феминность).

Основываясь на анализе значения термина «маскулинность», данное И.С.Коном можно следующим образом описать значения, вкладываемые в понятия феминность и маскулинность.[20,571-572]

1. Понятия маскулинность и феминность обозначают психические и поведенческие свойства и черты, «объективно присущие» (по выражению И. Кона) мужчинам (маскулинность) или женщинам (феминность).

2. Понятия маскулинность и феминность содержат различные социальные представления, мнения, установки и т.п. о том, какими являются мужчины и женщины, и какие качества им приписываются.

3. В понятиях маскулинность и феминность отражены нормативные эталоны идеального мужчины и идеальной женщины.

Таким образом, гендерные стереотипы первой группы можно определить, как стереотипы, характеризующие мужчин и женщин с помощью определенных личностных качеств и социально-психологических свойств, и в которых отражены представления о мужественности и женственности. Например, женщинам обычно приписываются такие качества, как пассивность, зависимость, эмоциональность, конформность и др., а мужчинам - активность, независимость, компетентность, агрессивность и т.д. Как мы видим, качества маскулинности и феминности имеют полярные полюса: активность - пассивность, сила - слабость. По данным исследования Н.А.Нечаевой, традиционный идеал женщины включает такие свойства, как верность, преданность, скромность, мягкость, нежность, терпимость. [26]

Аналогичные результаты получены и в выпускной работе студентки Национального Университета, которая изучала идеальные представления студентов о мужчине и женщине. Так, большинство участников проведенного ею опроса отдало предпочтение свойствам и качествам, характеризующим мужчину и женщину с традиционных позиций: женщина - мягкая, нежная, преданная, мужчина - активный, надежный, сильный. [12]

Вторая группа гендерных стереотипов связана с закреплением определенных социальных ролей в семейной, профессиональной и других сферах. Женщинам, как правило, в качестве основных отводятся семейные роли (матери, хозяйки, жены), а мужчинам - профессиональные. Как отмечает И.С.Клецина, «мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, а женщин - по наличию семьи и детей».[16]

Внутри отдельной сферы (например, семейной) набор ролей, приписываемых мужчине и женщине, различен. В упомянутом выше исследовании «Влияние социальных факторов на понимание гендерных ролей» было опрошено 300 человек от 18 до 60 лет, и выявилась следующая дифференциация в распределении семейных обязанностей между супругами. [15] Так, в качестве сугубо «женских» отмечались роли, связанные с уборкой в доме, приготовлением пищи, стиркой и глажением белья и мытьем посуды. Мужскими же функциями в семье, по мнению участников опроса, являются функции добывания денег, ремонтные работы по дому, вынос мусора.

С утверждениями «Главное призвание женщины - быть хорошей женой и матерью» и «Мужчина - основной кормилец и глава семьи», отражающими традиционные представления о роли мужчины и женщины в семье, согласились более 90 % из числа всех опрошенных. Высказывания участников групповых интервью этого же исследования, продемонстрировали, что женщинам чаще всего отводится роль хранительницы семейного очага, которая, по мнению респондентов, «обеспечивает целостность семьи» и «поддерживает благоприятную атмосферу в доме». Мужчина же выполняет роль «опоры семьи», и эта роль имеет, скорее, руководящий характер: мужчина в семье занимается «постановкой стратегических целей», «управляет», «указывает», и, в целом, является «примером для подражания». При этом досуговые роли гораздо чаще приписываются мужчинам, чем женщинам (общение с друзьями за кружкой пива, отдых на диване, просмотр ТВ и газет, рыбалка, футбол и др.) Это было также подтверждено результатами исследования по изучению школьных учебников, которое показало, что мужские персонажи изображаются в ситуациях отдыха значительно чаще, чем женские. [9]

Третья группа гендерных стереотипов отражает различия между мужчинами и женщинами в занятиях определенными видами труда. Так, мужчинам приписываются занятия и профессии инструментальной сферы деятельности, имеющей, как правило, творческий или созидающий характер, а женщинам - экспрессивной сферы, отличающейся исполнительским или обслуживающим характером. Поэтому распространенным является мнение о существовании так называемых «мужских» и «женских» профессий.

По данным ЮНЕСКО, стереотипный перечень мужских занятий включает профессии архитектора, водителя, инженера, механика, исследователя и т.д., а женских - библиотекаря, воспитательницы, учительницы, телефонистки, секретарши и др. [25] По мнению участников групповых интервью исследования, в число «мужских» профессий входит большой набор специальностей промышленной, технической, строительной, военной, сельскохозяйственной и других сфер. Женщинам при этом традиционно отводятся занятия в сферах образования (учитель, воспитатель), медицины (врач, медсестра, акушерка), обслуживания (продавец, горничная, официантка). В научной сфере занятость мужчин связывается с естественными, точными, общественными областями, а женщин - преимущественно, с гуманитарными. [15]

Наряду с подобным «горизонтальным» делением сфер труда на мужские и женские, существует и вертикальное деление, выражающееся в том, что руководящие должности в подавляющем большинстве занимают мужчины, а позиции женщин имеют подчиненный характер.

Функции гендерных стереотипов.

Любые стереотипы выполняют определенные функции. Остановимся подробнее на функциях гендерных стереотипов. Итак, гендерные стереотипы реализуют следующие основные функции [15;38 ]:

* объяснительная

* регулятивная

* дифференцирующая

* ретрансляционная

* защитная или оправдательная функция.

Объяснительная функция - наиболее простая из всех перечисленных, применяется для интерпретации поведения мужчины или женщины с помощью распространенных гендерных стереотипов о мужских и женских качествах.

Регулятивная функция связывается с различиями, наблюдаемыми в поведении людей разного пола. К примеру, зарубежными исследователями экспериментально было выявлено, что лица разного пола по-разному ведут себя при переходе дороги на красный свет. Так, женщины реже нарушали правила, находясь на дороге одни, но чаще делали это вслед за другими нарушителями. Такое поведение было объяснено тем, что женщины, как правило, являются более «дисциплинированными пешеходами», поэтому реже нарушают правила дорожного движения.

Однако как более «конформные», т.е. подверженные давлению со стороны группы, они могут нарушать правила вслед за кем-то другим.

Таким образом, стереотипно приписываемые качества (в описанном случае, дисциплинированность и конформность) выступают своеобразными регуляторами поведения.

Дифференцирующая функция является общей функцией всех социальных стереотипов.

С ее помощью минимизируются различия между членами одной группы и максимально возрастают различия между членами разных групп. Если мужчин и женщин рассматривать как две социальные группы, обладающие различными статусными позициями, то обычно мужчин описывают как высокостатусную, а женщин - как низкостатусную группу.

Естественно, что при этом различия между двумя группами возрастают. Так, с высокостатусными мужчинами обычно связываются деловой успех и компетентность, а низкостатусные женщины наделяются качествами доброты, понимания, гуманности. В повседневной жизни дифференцирующая функция гендерных стереотипов хорошо просматривается в таких «продуктах» народного творчества, как анекдоты, шутки о мужчинах и женщинах, гротескно подчеркивающие те или иные различия между полами. Они фокусируются на негативных качествах представителей противоположного пола и, таким образом, создают внутреннюю солидарность однополовых групп.

Ретрансляционная функция отражает роль институтов и агентов социализации - семьи, школы, сверстников, литературы, искусства, средств массовой информации и др. - в формировании, передаче (трансляции), распространении и закреплении полоролевых стереотипов.

Через перечисленные социальные институты общество предъявляет к индивиду определенные ожидания по поводу того, каким быть и что делать, чтобы соответствовать нормативным представлениям о своем поле. С помощью таких ожиданий-предписаний, по существу, и происходит «конструирование пола» человека. Подробно роль агентов социализации в трансляции гендерных стереотипов рассматривается в темах «Гендерные аспекты в сфере образования», «Гендер и семья».

Защитная или оправдательная функция, по мнению некоторых исследователей, является одной из наиболее негативных функций гендерных стереотипов, связанной с попыткой «оправдания и защиты существующего положения вещей, в том числе фактического неравенства между полами».

С ее помощью может быть оправдано неравное положение мужчин и женщин в семье и обществе. Так, например, по мнению Э. Аронсона, достаточно удобным является восприятие женщин, как «биологически более предрасположенных к работе по дому, если общество, в котором доминирующая роль принадлежит мужчинам, желает и дальше держать женщин привязанными к пылесосу».

Таким же образом, при помощи бытующих стереотипов о якобы «природных качествах» мужчин и женщин, могут быть объяснены (а по существу, оправданы) проявления домашнего насилия, двойных стандартов в отношении представителей разных полов.

Гендерные стереотипы выполняют ряд функций, связанных с необходимостью объяснения тех или иных различий между полами, репрезентаций этих различий, а также оправдания их существования. Являясь последствиями категоризации (обобщения), гендерные стереотипы формируют наши ожидания в отношении поведения мужчин и женщин.


1.3 Основные направления в изучении гендерных стереотипов

Изучению гендерных стереотипов было посвящено множество зарубежных исследований. Поначалу они были направлены на то, чтобы изучить само явление стереотипизации, формы проявления стереотипов. Позднее эти исследования углубились в поиск механизмов функционирования и объяснительных схем, на основе которых и происходит этот процесс.

Первые исследования в этой области, проведенные в 1950-х, выявляли наиболее типичные представления мужчин и женщин друг о друге.

Так, результаты проведенных исследований показали, что положительными мужскими качествами являются компетентность, активность и рациональность, а женскими - общительность, теплота и эмоциональная поддержка. Отрицательными мужскими качествами при этом являются грубость, авторитарность, а у женщин - пассивность, излишняя эмоциональность и др.[1]

Последующие исследования 1970-х были направлены на изучение стереотипов в отношении способностей мужчин и женщин, проявляющихся в различных сферах профессиональной деятельности. В проведенных экспериментах было зафиксировано, что испытуемые оценивают способности мужчин выше, чем способности женщин. Тогда были сделаны попытки объяснения выявленных стереотипов в соответствии с теорией атрибуции. Теория атрибуции - это теория о том, как люди объясняют поведение других, приписывают ли они причину действий внутренним диспозициям человека (устойчивым чертам, мотивам, установкам) или внешним ситуациям. [22] Согласно этой теории успех или неудача при выполнении какой-либо деятельности связывается обычно с двумя типами факторов: стабильными (ожидаемыми) или нестабильными (случайными) факторами.

В одном из экспериментов, проведенных Кэй До и Тимом Эмсвейлером студенты обоего пола описывали мужчину или женщину, добившихся хороших результатов. Объясняя причины успехов мужчины, студенты и студентки отнесли его достижения за счет личных способностей, тогда как успехи женщины вся группа приписала удаче, везению. Таким образом, профессиональные успехи мужчин чаще всего связывались с более стабильными факторами (например, с их качествами или способностями), поскольку компетентность мужчин воспринимается как ожидаемый фактор, соответствующий «мужскому» качеству - стремлению к достижениям. При этом успехи женщин объяснялись скорее случайными (например, удачей или случаем), чем стабильными факторами.

Негативные последствия влияния гендерных стереотипов были продемонстрированы в исследовании Кэй До и Джанет Тэйнор.[34] В проводимом ими эксперименте испытуемые прослушивали запись собеседования со студентами обоего пола на получение престижной стипендии. При этом успешно отвечавшего мужчину испытуемые оценили как более компетентного, чем женщину, отвечавшую так же успешно. Однако мужчину, который давал слабые ответы, та же группа оценила более низко в сравнении с такой же слабой по ответам претенденткой.

Таким образом, проведенные исследования показали влияние гендерных стереотипов на оценку способностей людей. Причем их негативное воздействие затрагивает оценку как женских, так и мужских способностей.

Среди одинаково успешных представителей обоего пола компетентность признается у мужчин, а успех женщины связывается с высоким уровнем мотивации или просто с везением, но не с ее способностями. При этом если неудачу терпит женщина, к ней относятся более снисходительно, чем к мужчине, не достигшему успеха.

Жесткость гендерных стереотипов предъявляет к мужчинам требование быть успешным, тогда как для женщины деловой успех вовсе не обязателен.

Исследования, проведенные рядом ученых в 1980-1890х, подтвердили уже установленный факт, что образ мужчины чаще всего связывается с инструментальными чертами, а женщинам приписывается наличие экспрессивных черт. [32]

Поэтому, несмотря на то, что женщины с их теплотой и открытостью описываются достаточно позитивно, они представляются как менее компетентные интеллектуально и более пассивные. Опасения некоторых исследователей по поводу того, что подобные выводы приводят к дискриминации женщин, например, в сфере труда, стимулировали появление серии исследований точности гендерных стереотипов.

Вопросы, интересующие исследователей в этой связи в наибольшей степени следующие. Являются ли стереотипы точным отражением действительности? Не переносят ли они различия, выявленные у меньшинства, на большинство и искажают, таким образом, реальное положение вещей? Боязнь исследователей объявить стереотипы отражающими реальность, то есть верными, была в то время связана с тем, что это дало бы возможность для различного рода предрассудков и дискриминации не только по полу, но и цвету кожи, национальности и т.д.

Проведенные в этом направлении исследования в большинстве своем выявляли неточность гендерных стереотипов.

По данным кросс-культурного исследования гендерных стереотипов (1972), проводимого в 25 странах Европы, Азии, Африки, Америки, стереотип мужчины описывался более активным и сильным, чем женщины, во всех этих странах.[3]Однако в более позднем повторном исследовании (1990) те же авторы обнаружили, что представления о себе юношей и девушек не всегда совпадали с указанными стереотипами, и даже если соответствовали им, то величина этого соответствия была очень мала.[3] С 1990-х интерес исследователей вызывает изучение гендерных стереотипов в средствах массовой информации, а также при проведении гендерной экспертизы законодательства, школьной и детской литературы.

Перечисленные направления в изучении гендерных стереотипов не охватывают все многообразие исследований, проведенных в этой области. Они лишь дают представление о сложности и многогранности изучаемого явления. Изучая обобщенные суждения о мужчинах и женщинах, представленные исследования фокусируются на тех или иных аспектах гендерных стереотипов, их функциях, особенностях проявления, соответствии или несоответствии реальности и др., и гораздо реже - на объяснении причин их появления и стойкости существования.



  1. РАСКРЫТИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ


2.1 Роль мужчины и женщины: от прошлого к настоящему на примере экономик любви

Резкое противопоставление мужчины как «господина», «главы», «вершителя судеб» женщине как существу второстепенному, создание ребра Адама, в какой-то мере является причиной дисгармоничности общественного устройства, социального неравенства мужских и женских ролей. Следует заметить, что проблемы одной «половины» всегда прямым или косвенным образом отражаются на положении и состоянии другой. Социальные проблемы женщин – суть в равной степени проблемы статуса и осознавания ролей мужчины и женщины в социуме.

Культурологически мужчина отличается от женщины как определенная смысловая константа. Мужское несет на себе шлейф смыслов устойчивого, твердого, энергичного, проникающего, жесткого. Мужчина - это отсутствие уюта, это всадник, мчащийся куда-то по дороге. Очевидно, что все эти культурные смыслы вычитываются из приписываемых мужчине эротических характеристик.

Женщина же - нечто мягкое, обволакивающее, всегда уступающее мужскому напору, подчиняющееся. В противоположность мужчине, женщина оказывается источником уюта, обустройства жилья, приумножения хозяйства. Она все время "накапливает", собирает, в то время как мужчина преимущественно "использует", расточает. [2,2].

Нет нужды говорить, что все эти характеристики находятся в соответствии с принятым маскулинным взглядом на вещи: с тем, что мужчине как культурной константе всегда якобы принадлежит первенство во взаимоотношениях с женщиной.

Если противопоставить "обмен" - "дару" и "маскулинное (использование)" "феминному(накопление)", то получится некое поле оппозиций с соответствующими доминантами. Взаимное отношение доминант позволяет выделить четыре типа "экономик любви". В рамках этих экономик исторически формировались соответствующие гендерные стереотипы. [2,3]

Военная экономика

Постепенно в архаических обществах выделилась военная свита вождя, дружина. Возникают новые ценности - война, военная доблесть, верность старшему, святость отношений "братьев по оружию", братьев по крови.

Что же касается любви, то она, как правило, воспринималась как нечто недостойное воина. Женщина с точки зрения военных в лучшем случае могла служить продолжению рода. Такое отношение к женщине сохранялось на протяжении тысячелетий. Ласки, оказываемые воинами женщинам, не сводились только к редким встречам с женой (если таковая была). В походах завоевателям доставались в виде добычи не только злато, серебро и оружие, но и жены побежденных. Хотя значимость отношений с представительницами другого пола в военных сообществах была ничтожно мала, сами женщины могли цениться очень высоко. Этот дар, однако, не предназначался у воинов для накопления. Женщинами наслаждались, но довольно короткое время. Затем они могли участвовать в процессе обмена и кочевать от одного хозяина к другому.

Экономика богатства

Когда жизнь начала стабилизироваться и широко распространился оседлый, аграрный способ ведения хозяйства, военная экономика пришла в упадок, развиваясь исключительно в ситуациях конфликта. Отличительными чертами средневековья были замкнутость, ограниченность, как в пространственном отношении, так и с точки зрения ресурсов.

На авансцену взаимоотношений мужчины и женщины выходит новая тема - любовь к Прекрасной Даме. В ХII веке во Францию - самую передовую в те времена страну - вместе с куртуазными романами приходит обожание женщины. Отныне истинный рыцарь должен не только сражаться, но и любить. Причем эта любовь была, как правило, взаимная. Но если мужчина совершал бесчестный поступок или не был достаточно доблестен, дама сердца могла отказать ему во взаимности и найти себе нового воздыхателя. И то, и другое означало преимущественное положение женщины в куртуазных взаимоотношениях. Любовь рыцаря и дамы сердца отнюдь не была платонической. И, как правило, она вспыхивала между свободным мужчиной и замужней женщиной. Получается, что "куртуазность" была ничем иным, как узаконенной неверностью, социально признанной и даже поощряемой бигамией. [27;91]

Но были здесь и свои ограничения. Культ Дамы процветал, прежде всего, в самых крупных замках, а объектом поклонения становились наиболее знатные аристократки. Воздыхатели же, напротив, были, как правило, бедные странствующие рыцари-менестрели, стремящиеся в стихах и песнях восхвалить хозяйку (муж которой обычно отсутствовал) в расчете если не на ее благосклонность, то хотя бы какую-нибудь службу при дворе или теплый прием и подарки перед дальнейшей дорогой.

Конечно, в это время процветали не только куртуазные нравы. Мужья занимались в отношении жен рукоприкладством, во время походов имели наложниц и насильничали. В средневековой культуре имел место двойной стандарт, где представители различных полов несли разную ответственность за одинаковые поступки. Несмотря на определенные настроения элиты, неверность жен все же осуждалась и жестоко наказывалась.

Куртуазная любовь, отношения рыцарей и дам сердца развивались в рамках "экономики дара". Женщины, будучи, как правило, выше своих воздыхателей по социальному положению, дарили им честь разделять их любовь и быть объектом прямых или косвенных упоминаний в песнях и славословиях. Мужчины приносили в дар свой талант слагателей песен и стихов, свою красоту, рыцарскую честь. Они широко участвовали в жизни "большой семьи" хозяйки и сами являлись ее непременным атрибутом - составляли свиту дамы, присутствовали на пирах, охотах, балах, принимали богатые подарки. В общем, являли собой все то, что называется демонстративной праздностью.

Таким образом, роль женщины в обществе (по крайней мере, в высшем сословии) действительно изменилась. Стало правилом ее более высокое положение по отношению к мужчинам, что наложило отпечаток на всю дальнейшую культуру взаимоотношений полов, причем в самом неожиданном ракурсе. Известно, что в средние века не делалось различий между богатством и красотой. Так, знатные дамы всегда воспринимались как красавицы, даже если внешне это было не так. Но бедным странствующим рыцарям было нечего предъявить, кроме физической силы, красоты и поэтического таланта.

Буржуазная экономика

На место феодальной аристократии пришла буржуазия. Она принесла с собой новый взгляд на общество, на производство и потребление. В качестве этических норм буржуа демонстрировали чуждые рыцарству качества - трудолюбие и бережливость.

Сформировавшаяся на таком этическом основании экономика оказывается всеобъемлющей: уже не разделяются труд, торговля и повседневная жизнь. Одно плавно перетекает в другое. Все эти особенности восприятия мира нашли выражение и в отношении к женщинам. Конечно, ни о какой любви, отвлекающей от профессиональной деятельности, не может быть и речи. Все измеряется полезностью: жениться можно лишь в том возрасте, когда человек уже приобрел состояние и может позволить себе роскошь содержать семью; при выборе невесты он должен руководствоваться не чувствами, а трезво оценивать ситуацию.

Мужья-пуритане методично подсчитывают, во сколько им обходится содержание семьи. В буржуазном обществе замужняя женщина значительно проигрывает в статусе по сравнению с тем положением, которое она имела в "экономике богатства", ибо лишена всяческих прав - и социальных, и хозяйственно-финансовых. Вступая в брак, она передает свое имущество в полное распоряжение мужа. Женщина даже лишается своей фамилии, чего не было у средневековой знати.

В любовных отношениях женщина оказывается тем же, чем и любой субъект на рынке услуг буржуазной экономики - товаром. Она лишь предмет, который можно использовать с определенной целью. Но она же вещь, обладающая конкретной ценой, к тому же нуждающаяся в постоянных расходах. Немудрено, что многие буржуа предпочитали всю жизнь оставаться холостяками и не иметь постоянных "содержанок", что весьма хорошо отзывалось на их бюджете.

В буржуазной экономике любая женщина является по сути дела проституткой, поскольку располагает товаром, который имеет свою цену. Незамужние женщины, не имевшие, как правило, ничего, кроме сексуальной привлекательности, шли на обеспечение к богатому мужчине, часто имевшему семью, ради получения денег, лишаясь возможности иметь "доброе имя". Красивые и сексуально активные женщины могли добиться больших высот, становясь фаворитками известных людей. Но и у "содержанок" были свои градации. Каждой ступени социальной лестницы соответствовали свои суммы, уплачиваемые за одинаковые услуги.

Экономика потребления

Эпоха господства буржуазии классического капитализма закончилась вместе с приходом великой депрессии 20-х годов, утверждением фашизма в Европе и социализма в России.

Транспортные средства и средства массовой коммуникации, предметы домашнего обихода, пища и одежда, неисчерпаемый выбор развлечений и информационная индустрия несут с собой предписываемые отношения и привычки, устойчивые интеллектуальные и эмоциональные реакции, которые привязывают потребителей, доставляя им тем самым большее или меньшее удовольствие, к производителям и через этих последних - к целому" [23, 16].

В таких условиях человек ищет средства самоидентификации, которые и предоставило ему общество массового потребления. "Общество массового потребления" тотально, поскольку затрагивает буквально все сферы жизни человека. Ибо существовать означает лишь одно - потреблять. Взаимодействуя с партнером, человек с необходимостью потребляет его. И это может вызывать конфликты, непонимание, отторжение. Поэтому наилучшим вариантом сексуального общения в "экономике потребления" является общение с самим собой, точнее, с обществом в лице alter ego. Потребляя в себе общество, отождествляясь с ним, человек идет по пути стирания в себе половых различий специфическим образом. Возникает явление андрогинии - примирения, слияния полов. Известный австрийский исследователь, создатель теории бисексуальности О. Вейнингер утверждал в начале века: "Дифференциация полов, разделение их никогда не бывает совершенно законченным. Все особенности мужского пола можно найти, хотя бы и в самом слабом развитии, и у женского пола" [5;7]. Современный немецкий философ П. Козловски, отмечает: "Идея андрогинии, примирения половой противоположности становится сегодня приемлемой, убедительной, и в состоянии увести от фронтального противостояния преобладающе женской и преобладающе мужской культуры" [18;101].

Поэтому в современной культуре столь существенную роль начинают играть те сексуальные практики, которые ранее запрещались - гомосексуализм, лесбийская любовь, оральный секс, мастурбация. В них находит выражение отмеченное нами стремление сексуально взаимодействовать со своим "другим я". Естественно, здесь оказываются неприемлемы традиционные ролевые противопоставления и конфликты. В гетеросексуальных взаимодействиях акцентируются практики, лишенные половой принадлежности.

Таким образом, в "экономике потребления" фундаментально утрачивается интерес к противоположному полу, как к чему-то скрытому и запретному. В конечном счете, это ведет к "смерти пола", исчезновению самой тематики противостояния женского и мужского.

Любовь как экономическая категория

Представленный Я.У.Астафьевым обзор взаимоотношений мужчин и женщин схематичен и далеко не полон. Он касался лишь "экономик любви" и гендерных стереотипов представителей вполне определенных (господствующих, доминирующих) групп. Но их воздействие на современное им общество было весьма велико. В то же время, в любой эпохе, очевидно, присутствуют элементы экономик и гендерные стереотипы предшествовавших времен, поскольку ни одна группа не может полностью контролировать культуру общества. В современном обществе широко представлены гендерные стереотипы самых различных экономик любви. Очевидно, что ценности воинской доблести, силы, воли, мужества широко представлены в армейских подразделениях, уголовных сообществах и подростковых полубандитских "стаях". "Любовь" здесь происходит между победителем и побежденным, между обладающим всей полнотой власти и лишенным ее. Сексуальная услуга носит явный насильственный характер, причем насилие заменяет наслаждение. С представлением мужчины как насильника, а женщины как его жертвы, связаны многие рудиментарные гендерные стереотипы. Например, мнение о том, что мужчина всегда должен "добиваться" женщины, а та - лишь "откликаться" на его призыв, да и то не сразу. И что мужчина всегда больше женщины, массивнее, и что она должна себя чувствовать в браке, "как за каменной стеной".

Присутствуют в нашем обществе и стереотипы "экономики богатства". Куртуазная любовь широко обыгрывается при ухаживании, когда мужчина дарит цветы и богатые подарки, приглашает в ресторан, сочиняет стихи и посвящения. При этом мужчина выступает как проситель, его подарки не должны ни к чему обязывать женщину, они - лишь дань ее красоте, совершенству, благородству, изяществу, свежести, молодости и пр. Но, следует подчеркнуть, эти отношения весьма ситуативны. Подарки и цветы могут сразу же закончиться после заключения брака. Нередки случаи, когда мужчина, не получив адекватного отклика на свои ухаживания, прибегает к насилию, то есть вступает в область военной экономики.

Самыми распространенными сегодня являются отношения буржуазного типа. Они реализуются там, где идет пересчет жизни на деньги, когда на передний план выступают представления, что все имеет свою цену и все можно купить. Но буржуазная любовь не означает проституцию в узком смысле. Сюда относятся и все те случаи, когда женщина расплачивается своим телом за возможность жить в чьем-то доме, под чьей-либо опекой, и приглашения в ресторан, и подарки, предусматривающие ответную реакцию в виде сексуальных услуг.

Что же касается любовных взаимоотношений "экономики потребления", то их у нас сегодня, думается, не так уж много. Настроения массового общества разделяет главным образом молодежь, причем крупных городов. Это та группа, которая наиболее активно реагирует на телевидение и рекламу - основных проводников массовости. Кроме того, потребительские гендерные стереотипы представлены, главным образом, в среде элиты. И пока наше общество полностью не станет на рельсы "экономики потребления", будет господствовать мужская культурная доминанта с ее упором на "желание" и "использование". [2, 13-15]

Мы несвободны от стереотипов к женщине в наше время. Об этом можно судить по тому, как мы относимся к самоопределению женщины, к её социальной роли и предназначению. Мы живём в просвещённую эпоху, когда равные права мужчин и женщин закреплены в конституциях различных стран, когда женщины включены в экономическую жизнь общества, имеют право голоса и доступ к образованию, но всё же положение женщин во многом остаётся двойственным. Сохраняется дискриминация женщин, хотя часто уже не в явной, а в скрытой форме, чему способствуют полоролевые стереотипы, т.е. устойчивые представления о том, что положено, «дозволено» женщине в обществе. Они являются барьерами в сознании и поведении людей, причиной неравенства социальных позиций мужчин и женщин.

2.2 Стремление к гармоничным отношениям через преодоление гендерных стереотипов

Каждый человек видит смысл своего существования в счастливо прожитой жизни. Все мы хотим от жизни одного и того же. У мужчин и женщин разные способы выражения, а не разные желания. Счастье в одиночку невозможно. Одиночество - это великая проблема людей 21 века.

Как сложен наш мир. Сколько в нем рвущих душу противоречий:

1)Люди хотят быть счастливыми, но им мешает их же собственное представление о счастье.

2)Люди не хотят быть одинокими, но многое делают для того, чтобы быть одинокими.

И с этого противоречия только начинаются, они буквально во всем…Что же мешает человеку быть счастливым и преодолеть одиночество, фактически - он сам (его стереотипы). Мужчины часто не понимают женщин, а женщины мужчин. Томское исследование, проведённое в 2003 году – это попытка проанализировать распространенные стереотипы в обществе. Исследование было проведено методом стандартизированного интервью. Объектом исследования были мужчины и женщины с 18 до 60 лет, разных профессий, семейного положения, образования с различным родом занятий.

В интервью с мужчинами картина выявилась пестрой: обнаружились типажи, которых можно условно поделить на три лагеря. Мнения, которые можно передать их же собственными цитатами соответственно:

  1. « Я восхищаюсь женщинами, боготворю их. Они меня завораживают!».

  2. «Любую можно купить».

  3. «Разумные самки. Равноправные, независимые, будут посильнее мужчин».

В данном исследовании получился еще один неожиданный результат: дело в том, что через газетные объявления удалось связаться с мужчинами респондентами из исправительной колонии, которым было рассказано об исследовании и заданы вопросы. Ситуация с женской колонией оказалась хуже, т.к. не нашлось в газетах их объявлений с надеждой найти свою любовь. А из мужской колонии ответили, что писали свои истории любви не по причине и желанию поделиться, а потому что хотели помочь. Из письма: «По правде говоря мое свободное время довольно ограничено, но, тем не менее я дал согласие. Я так мало делал кому-то хорошего в жизни, хотелось хоть как-то принести некое подобие пользы». Писали они откровенно, искренне, самокритично, старательно отвечая на вопросы. И даже спрашивали, в чем их ошибка, их проблема.

Пройдя свой такой нелегкий жизненный путь, они все пишут о том, что: (Из письма) «Самое главное мое желание - это найти свою настоящую любовь и счастье. Я постоянно мечтаю, что найдется та единственная, прекрасная девушка, которая сможет полюбить меня таким, какой я есть. Которой смог бы отдать накопившуюся во мне нежность, ласку и любовь».

Сравнивая ответы мужчин, находящихся в заключении с ответами тех, кто никогда там не был, невольно удивляешься: что во всех этих письмах нет ни цинизма, ни разочарования в женщинах, ни злости на них, ни слова обвинения в неверности и предательстве в адрес своих возлюбленных и жен, отвернувшихся от них. А от мужчин, окружающих нас, порой устаешь слышать обвинения всему женскому полу в оправдание своих собственных неудач. На вопрос: «Ошибки, которые я не хочу больше повторять с женщинами» звучали такие ответы: «Недопустимы серьезные отношения с ними, т.к. все продажные, меркантильные хищницы» или «Я- женоненавистник, они издевались надо мной». Было много разных интервью, много совершенно противоположных мнений: тех, кто верит в любовь, тех, кто вообще никогда не влюблялся и не знают и не хотят знать, что это за чувство, а признают только секс; так они говорили, во всяком случае. Стоит отметить то, что все люди с удовольствием, если не рассказывали свои истории любви, то отвечали на вопросы и даже были благодарны, что вопросы помогли им о многом задуматься и разобраться в себе. Ниже приведены некоторые ответы из интервью, взятого у двух студентов химиков третьего курса. На вопрос: «Как вы представляете свою идеальную половину», они отвечали: «В первую очередь, важны внутренние качества, такие как честность и открытость. Если интересна в общении, то уже красива, внешность не важна. Главное, чтобы не лысая».

А на вопрос : «Ваше отношение к измене?» прозвучал ответ: «Зависит от обстоятельств, попытаюсь выяснить. Если духовная измена-то плохо…»

Мнения людей касательно отношения к измене в основном идентичны как у мужчин, так и у женщин. И здесь можно выделит четыре основных типа отношений:

1.Резко отрицательное - без прощения:

«Если узнаю, что изменила, то побью, в лучшем случае кислотой оболью, чтобы никому не досталась, чтоб уродиной ходила!». (М)

«Я ужасная собственница, если изменит - убью, никогда не прощу!». (Ж)

2.Стремление все-таки разобраться и простить:

«Я прощу измену, когда пойму почему изменила».(М)

«Попытаюсь узнать причину и выяснить почему».(Ж)

3.Свободная любовь:

«Я регулярно прощаю - это часть всех моих отношений, негласный договор».

4.Альтруистический подход:

«Отнесусь с пониманием, если он любит другую, постараюсь, чтобы был с ней» и даже такой неожиданный ответ:

«Измена - ничего страшного, если человеку хорошо не со мной, постараюсь помочь ей, чтобы она не чувствовала себя виноватой», - это был ответ психолога, а у психологов само их образование «выбивает» стереотипы .

И еще в исследовании получилось одно неожиданное открытие: один из вопросов интервью предлагал ассоциировать себя, свой и противоположный пол с каким-либо объектом: растением, животным, предметом или явлением природы(стихией).

И получилось, что многие ответы на будущие вопросы уже становились предсказуемы. Люди выражали своими ассоциациями, порой то, что тщательно пытались скрывать даже от себя. Это достаточно важно и интересно для исследования, т.к. сами ассоциации людей фактически прогнозируют и выявляют скрытые мысли, чувства, как бы приоткрывают подсознание человека, его восприятие своего пола, себя и противоположного.

Таблица №2. «Чаще всего встречающиеся ассоциации».




(с женщиной)

(с мужчиной)

Растения

1.Лианы

2.Розы

1.Дуб

2.Кактус

Животные

1.Кошка

2.Собака

1.Кошка

2.Собака

Стихия

1.Вода

2.Земля (цветущая)

1.Огонь

2.Земля(грубая, голая)

Предмет

1.Кресло.2.Ваза

1.Диван.

2.Машина.


Неожиданный вывод: по ассоциациям людей хорошо проглядываются образы ,прежде всего «кошачьего царства», а также люди показали свое большое неравнодушие к мебели, особенно к мягкой и удобной - образу любимого и любимой. Что интересно - в ответах мужчин и женщин в основном присутствует некое равноправие: если растение, то преимущественно колючее (женщины – розы; мужчины – кактусы ).Если возникает ассоциация образа собаки, то в основном это – такса, как у мужчин, так и у женщин.

Таблица №3. Ассоциации с животными

ЖЕНЩИНЫ

* ассоциации с животными

МУЖЧИНЫ

* ассоциации с животными

Себя…

“Среднее между ланью и кошечкой,

скорее гладкошерстной, чуть

пушистая, прямая и блестящая.”

“Хотела бы львицей. Но это не так.

Кошка, рыжая; живет в Египте, в пустыне. Не делает, что не

хочется.”

“Лебедь. Но хотела бы быть кошкой.”

Себя…

“Кот рыжий, умный, которому иногда

приятно у кого-то пожить. Что хочет,

то и делает.”

“Волк серый, белый, черный,

линяющий. Живу один в темном,

сыром лесу, среди мха, толстых,

здоровых деревьев.”

“Тигр полосатый, зеленый с черным”

Свой пол…

“Кошки черные”

“Пиявки в основном”

“Кошки”

Свой пол…

“Облезлые, бездомные, старые,

больные, рахитичные собаки.”

“Тигр, лев, мустанг”

Противоположный пол…

“Лошади, дикие мустанги, рабочие,

ездовые, старые клячи”

“Непривязанные ослики - их надо в

стойло”

Образ любимого…

“Обезьянка и кот. Обезьянка

шаловливая с переменчивым

настроением, а кот серый с рыжим хохолком.”

Противоположный пол…

“Разные собаки”

“Немножко с голубкой, с кошечкой,

грацией”

“Урчащая кошка или собачка”

Образ любимой…

“Тигрица желто- оранжевая.

Кошки, крысы, обезьяны”



Таблица №5. Ассоциации с предметами

ЖЕНЩИНЫ

* ассоциация с предметами

МУЖЧИНЫ

* ассоциация с предметами

Себя…

“Игрушечка внутри полая, со своим

миром, но каждый воспринимает его

по-своему”

“Золотой самолет, крылья хочется

иметь для полета. Людей там нет. Есть

только пилот, который ведет самолет”

Себя…

“Кнопка DELETE”

“Туалетный бачок, много воды, на

меня не садятся, не гадят, на бачок

нажимают. Обычный, белый,

запользованный, загаженный,

замузганный”

Свой пол…

“Разные вазы- хрустальные, жестяные,

изящные, антикварные”

“Конфетти, калейдоскоп”

Свой пол…

“Диван. Как поставили, так и стоит.

Умный, серый, неинтересный.

Нами пользуются и выкидывают”

Противоположный пол…

“Разные виды машин: джип,

грузовая, трактор, самокат”

“Торшеры разной степени новизны.”

Противоположный пол…

“Непостоянный ветреный флигель,

куда ветер показывает, куда дует,

туда и лезет”

Образ любимого…

“Навороченное устройство, никто не

знает, как оно называется, даже оно

само не знает.”

Образ любимой…

“Мягкое удобное кресло”

“Грелка”


Таблица №4. Ассоциации с растениями

ЖЕНЩИНЫ

* ассоциации с растениями

МУЖЧИНЫ

* ассоциации с растениями

Себя…


“Что-то зеленое, простое, росточек,

вверху листики правильной формы и

очень редко цветочки расцветают:

когда светит солнышко, особое

расположение планет или когда люди

по-особенному радуются”.

“Мексиканский кактус Агава,

который цветет раз в 400 лет,

говорят, очень красивым цветом. Шипы и розы.”

“Полевое, нежное, маленькое сирене-

вое. Лаванда.”

Себя…


“Сорняк, потому что все равно

вырасту.”

“Дуб на побережье, на высоком утесе,

хочется, чтобы дуло со всех сторон,

приятно одному, но не в лесу, ни в

коем случае. Старый, толстый,

которого еще Пушкин посадил.

Северный ледовитый океан, холодно, мерзко, классно!”

“На каких-то этапах дуб, кактус или

какой-то приспосабливающийся”

“Эвкалипт”

“Колокольчик фиолетово- синий.

Лохматое дерево. Каштан.”

Свой пол…


“Разные цветы: розы, ромашки,

васильки”

“Розы”

Свой пол…


“Тупые деревья, которых обвивают

лианы- женщины”

Противоположный пол…


“Лес разных деревьев, в основном

сосны, ели, высокие стебли, статные.”

Противоположный пол… “Лианы. Обвивают, что попадется.”

Образ любимого…


“Дерево лиственное, на котором

плоды мудрости зреют, молодое, молчаливое. Когда ветерок подует,

что-то нашептывает, что-то думает,

если говорит, то легкое и вечное.”

“Пион.”

Образ любимой…


“Фиалка нежная, растет на поле, в

саду. Голубенькая вкусно пахнет.”



И хотя каждая культура, каждая историческая эпоха порождает

различные идеалы счастья и стереотипы представления о нем, но тем не

менее наблюдается некая общность и единство - счастливая жизнь без

любви, без своего избранника (избранницы) в одиночестве невозможна.

Так, несмотря на то, что все истории любви отличаются разнообразием,

неповторимостью, полны ярких индивидуальных нюансов и, казалось бы,

непохожи друг на друга, во всех них прослеживается одна общая, но

очень важная существенная мысль: счастье есть только при наличии

взаимной любви, венцом которой является семья.

Интересно заметить, что эту же мысль подтверждают и ассоциации мужчин и

женщин: так, счастливые в указанном выше смысле люди ассоциируют себя с чем то прекрасным, светлым, приятным и милым ( благоухающим цветком; летним дождем; блестящим самородком; величавым кедром; толстым породистым котом). А одинокие, лишенные любви люди, ассоциируют себя с чем-то негативным, серым, несчастным и потребительским (колючим засохшим кактусом, изношенным пуфиком, диваном; дворовым голодным котом, «рахитичной», бездомной собакой).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Окончание второго тысячелетия ознаменовалось появлением нового понятия в сфере прав человека - «гендер».

То, что гендер одна из важных категорий социальной жизни человека, проявляется в повседневной реальности. К представителям одного пола предъявляется особый набор поведенческих норм и ожиданий, значительно отличающийся от требований к другому полу. Для этого используются специальные термины и слова, по-разному описывающие мальчиков и девочек, мужчин и женщин. Все это находит свое отражение в особых формах проявления общественного сознания – гендерных стереотипах.

Итак, понятие «гендерные стереотипы» подразумевают, во-первых, качества и характеристики, с помощью которых обычно описываются мужчины и женщины. Во-вторых, в гендерных стереотипах содержатся нормативные образцы поведения, традиционно приписываемые лицам мужского или женского пола. В третьих, в гендерных стереотипах отражены обобщенные мнения, суждения, представления людей о том, чем же отличаются друг от друга мужчины и женщины. И, наконец, в-четвертых, гендерные стереотипы зависят от культурного контекста и той среды, в которой они находят свое применение.

Изучению гендерных стереотипов было посвящено множество зарубежных исследований. Поначалу они были направлены на то, чтобы изучить само явление стереотипизации, формы проявления стереотипов. Позднее эти исследования углубились в поиск механизмов функционирования и объяснительных схем, на основе которых и происходит этот процесс.

Мы живём в просвещённую эпоху, когда равные права мужчин и женщин закреплены в конституциях различных стран, когда женщины включены в экономическую жизнь общества, имеют право голоса и доступ к образованию, но всё же положение женщин во многом остаётся двойственным. Сохраняется дискриминация женщин, хотя часто уже не в явной, а в скрытой форме, чему способствуют полоролевые стереотипы, т.е. устойчивые представления о том, что положено, «дозволено» женщине в обществе. Они являются барьерами в сознании и поведении людей, причиной неравенства социальных позиций мужчин и женщин.

Тенденция в развитии гендерных исследований в социологии

должна быть в рассмотрении и изучении мужчины и женщины как единого

объекта общества, гармонично взаимодействующего, дополняющего,

обогащающего и развивающего друг друга, т.е. в единстве как две

«половинки» единого целого.

Несмотря на то, что 21 век - это век, в котором наиболее развернуты

горизонты восприятия мира: больше потока информации благодаря

научно-техническому прогрессу, расширение коммуникации благодаря

интернету - при этом, люди все равно так разобщены и одиноки. И по моему

мнению, о чем действительно следует задуматься современному обществу-

это о глобальности и масштабности проблемы разобщенности людей: мужчин и женщин, у которых настолько остро стоит проблема одиночества, преодолеть которую чрезвычайно сложно, прежде всего из-за стереотипов

обусловленных экономическим и социальным положением, навязанных

обществом и культурой. В широком смысле эта проблема взаимного

непонимания, проблема физического и психического одиночества человека.

Мужчина и женщина во многом противоположны, ничто не уничтожит психических различий, заложенных в генах. Сосуществует на Земле как бы две цивилизации, оставаясь каждая сама собой и плохо понимая природу друг друга. Последствия этого непонимания удручают. Половина семей распадается, а многие из уцелевших трудно назвать счастливыми. Разочарование, разбитые судьбы, безотцовщина при живых отцах, одиночество, сексуальная неудовлетворенность, неврозы. Винят другого, винят себя…Первопричина же большинства драм кроется в

непонимании природы пола, представление о нем через существующие

стереотипы. Счастье в одиночку невозможно. Но чтобы найти свою вторую

«половинку», не стоит следовать стихийному «регулятору» межличностных

отношений, воспринимаемого людьми как «опыт» предыдущих поколений.

Благодаря томскому исследованию мы ещё раз убедились, что нет

«плохих» людей: нет «плохих» женщин и нет «плохих» мужчин, есть люди,

которые очень и очень одиноки. Человеческая душа кричит от этого

одиночества. Человек начинает «забивать» этот крик искусственными заменами в виде всевозможных наркотических средств - иллюзорных допингов: пристрастие к спиртным напиткам, наркотики, беспорядочные сексуальные связи, трудоголизм, уход от реальности.

Согласно проведенным исследованиям основными препятствиями на пути к

счастью являются: стереотипы, страхи, отсутствие веры.

Все мужчины и женщины стремятся к гармонии в своей жизни, хотят одного

и того же: не быть «одиноким засохшим деревом на краю утеса Северного –

Ледовитого океана» , а быть «цветущим деревцем в чьем-то любимом

фруктовом саду» т.е. люди хотят ощущать свою нужность друг в друге,

уважать себя и вызывать уважение противоположного пола, любить и быть

любимыми, обрести полное счастье и гармонию в семье со своим

единственным и неповторимым спутником жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агеев В.С. Психологические и социальные функции полоролевых

стереотипов.// Вопросы психологии. 1987. № 2

  1. Астафьев Я.У. Экономика любви: формирование гендерных стереотипов// Социологические исследования 2002 № 11

  2. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001




  1. Баранова Т. С. Теоретические модели социальной идентификации личности // Социальная идентификация личности. — М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 1993

  2. Вейнингер О. Пол и характер: Мужчина и женщина в мире страстей и

эротики. М., 1991.

  1. Воронцов Д. В. Гендерная психология общения – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008

  2. Гафизова Н.Б Гендерная психология. Определения основных понятий http://pk-2002.narod.ru/images/gender.doc




  1. Гендерный подход в дошкольной педагогике: Монография в двух частях, под ред. к. пед. н. Л.В.Штылевой, Мурманск, 2001 г.

  2. Гендерные вопросы и стереотипы в учебниках общеобразовательных школ Узбекистана. Алимджанова Д., Ким Л ., Ганеева Э. Проект

Совершенствование издания учебников и учебной литературы для общеобразовательных школ Узбекистана Азиатского Банка Развития и

Британского Совета, Т., 2002

  1. Геодакян, В.А. Два пола. Зачем и почему? - СПб., 1992

  2. Здравомыслова, О.М. Общество сквозь призму гендерных представлений- М., 1999

  3. Ибрагимова Ж. Дипломная работа Изучение гендерных идеалов в представлениях студентов. Научный руководитель Л .Э. Ким .

Национальный Университет Узбекистана, отделение психологии. Т., 2003

  1. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины - СПб.: Питер, 2006.

  2. Ильин Е.П. Пол и гендер - С-Пб.: Питер, 2010.




  1. Ким Л. Гендерные стереотипы //Исследовательский проект «Влияние социальных факторов на понимание гендерных ролей». Программа Центрально-Азиатские Инициативы Исследований. Ташкент, 2002.

  2. Клецина И.С. Гендерная социализация. Учебное пособие. С.-Петербург, изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998

  3. Клименкова Т.А. Гендер и культура/ / Под ред. З.А. Хоткиной. - М., 1992

  4. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997.

  5. Кон И. С. Введение в сексологию: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Олимп; ИНФРА, 1999.

  6. Кон И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. // в кн. Введение в гендерные исследования. Ч.1: Учебное

пособие/ Под ред. И.А. Жеребкиной – Харьков: ХЦГИ, 2001

  1. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей - М., 2009

  2. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1998

  3. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

  4. Меренков А.В. Социология стереотипов. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2001

  5. Мишель А. Долой стереотипы! Преодолеть сексизм в школьных учебниках: Париж: ЮНЕСКО, 1991

  6. Нечаева Н.А. Идеал женины в структуре гендерных картин мира.// Гендерные тетради. Выпуск второй; СПб филиал Института социологии

политической активности в переходный период. СПб., 1996

  1. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследование по истории морали. М., 1987.

  2. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб.: Питер, 2003.

  3. Трансформация социальной идентичности в посттоталитарном обществе Павленко В. Я., Корж Н. Н. // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - № 1

  4. Формирование образа жизни в различных социальных группах Минорова С.А., Кустова О.Л. // Журнал практического психолога. - 1997. - №5

  5. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности // Психология самосознания: Хрестоматия. — Самара: Бахрах-М, 2000. — С. 589-601.

  6. Best, D.L., & Williams, J.E. (1993). A cross-cultural viewpoint. In A.E. Beall & R.J. Sternberg (Eds.), The psychology of gender, New York

  7. Dashefsky A., Shapiro H. Ethnicity and Identity // Ethnic Identity in Society / Ed. by A. Dashefsky. - Chicago: College Publishing Company, 1976

  8. Deux, K. & Taynor, J. (1973). Evaluation of male and female ability: Bias works two ways. Psychological Reports, 32

  9. Hunter J. A. Inter-Group Evaluative Bias and Self-Esteem among Christians // Current Research In Social Psychology. — 1998. — Vol. 3 (7)




МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации