Шпаргалка по управлению маркетингом - файл n1.doc

приобрести
Шпаргалка по управлению маркетингом
скачать (252 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc252kb.05.06.2012 08:58скачать

n1.doc

  1   2   3
1. Управление маркетингом – сущность понятия и основные аспекты управления.

Управление маркетингом - это совокупность мероприятий по анализу, разработке, реализации и контролю над установлением, укреплением и поддержанием выгодных обменов с целевыми рынками и достижению целей организации.Оно реализуется специальной службой и представляет собой цепочку взаимосвязанных этапов, представленных на рис

Анализ рыночных возможностей :

1. Анализ маркетинговой среды

2. Изучение рынков индивидуальных потребителей и организаций



Выбор целевых рынков :

1. Определение объемов спроса

2. Сегментирование рынка

3. Выбор целевых сегментов

4. Позиционирование товара на рынке



Разработка комплекса маркетинга :

1. Разработка товаров

2. Установление цен на товары

3. Определение методов распространения товаров

4. Стимулирование сбыта



Реализация маркетинговых мероприятий :

1. Организация выполнения мероприятий

2. Контроль

Анализ рыночных возможностей предприятия осуществляемый службой маркетинга на основе маркетинговых исследований экономического, политического и правового климата, должен дать конкретные рекомендации, связанные с перспективами деятельности и наиболее привлекательными инвестиционными проектами. Изучение конкурентной среды позволяет выявить основных конкурентов фирмы, определить методы конкурентной борьбы, провести сравнительный анализ качества товаров, цены ми т.д.Очень важным моментом является определение своих покупателей, их потребностей, уровень их удовлетворения продукцией фирмы, выявление мотивов покупок времени их совершения. Отбор целевых рынков создает базу для разработки комплекса маркетинга.

2. Функции маркетинга на предпритии.

Функции маркетинга представляют собой совокупность видов деятельности, связанной с изучением рынка, развитием ассортимента, формированием каналов товародвижения на рынок, проведением рекламы и стимулированием продажи, а также с управлением и контролем. Каждая из этих функций сама по себе важна, но только в тесной взаимосвязи они позволяют успешно реализовать принципы маркетинга. В конечном счете их можно разделить на четыре группы:

1. Аналитические – изучение рынка, потребителей, товарной структуры, конкурентов.

2. Производственные – организация производства и материально-технического снабжения, внедрение новых технологий, обеспечение высокого качества и конкурентоспособности производимых продуктов.

3. Распределительно-сбытовые – организация каналов сбыта, системы транспортировки и хранения, проведение товарной и ценовой политики, реклама.

4. Управленческие – планирование на тактическом и стратегическом уровнях, информационное обеспечение маркетинга, контроль.

Аналитические функции. изучение рынка – это первое, чем должен заниматься специалист по маркетингу. Изучение рынка проводится по таким критериям, как его географическое положение, емкость, спецификация, количество конкурентов, состояние спроса-предложения на продукт, который предприятие намерено производить (или даже производит) и предложить к продаже. Каждое предприятие имеет свои методы маркетингового исследования в области сегментации. Затем необходимо изучить товарную структуру рынка, чтобы определить существующий ассортимент, а также каковы действующие на рынке стандарты, нормы, требования к качеству товаров. Одновременно изучаются компании-конкуренты. В результате реализации функции маркетинга этой группы определяется ниша предприятия на конкретном рынке.

Производственные функции нацелены на такую организацию производственно-технологического процесса, чтобы предприятие выпускало продукцию именно того ассортимента и того качества, которые будут удовлетворять запросам потребителей. Здесь необходимо учитывать производственные ресурсы, финансовые возможности, квалификацию кадров и т.д.

Распределительно-сбытовые функции охватывают все то, что происходит с продуктом после его производства, иначе говоря, это продвижение его на рынок

Управленческие функции маркетинга предполагают, прежде всего, организацию планирования хозяйственной деятельности предприятия и управление производством. В процессе этой деятельности определяется общая стратегия предприятия и формулируются тактические (оперативные) задачи.

3.Концепции маркетинга и эволюция их развития

Концепции маркетинга – это исходные положения, характеризующие активную ориентацию рыночной деятельности предприятия на различных стадиях ее развития. Выделяются концепции производственной, товарной, сбытовой, потребительской, а также интегрированной, стратегической и социально-общественной ориентации.

1.Производственная концепция ориентировалась на снижение затрат, связанных с выпуском товаров, и на повышение производительности труда.

2.Товарная концепция маркетинга. Основывалась на благоприятном отношении потребителя к товару. Задача заключалась в том, чтобы произвести как можно больше товаров, а затем всеми силами заставить потребителя их покупать (XIX-XX вв.).

3.Сбытовая концепция, исходит из того, что, покупатели будут покупать предлагаемые товары, если приложить определенные усилия в процессе их продажи.

Все эти концепции исходили из необходимости решения проблем производства и продавца. Принципиально новым этапом явилась ориентация на нужды покупателя, на решение его проблем (20-30-х гг.).

4.Потребительская (рыночная) концепция маркетинга (50-х гг.). Она означает прежде всего подчинение производственной, торговой и всех других видов деятельности предприятия требованиям рынка. Такой подход основывается на определении потребностей и реальных покупательских оценках ассортимента и качества товаров, признании необходимости приспособления производства и сбыта к этим потребностям. Главным объектом рыночной деятельности становится потребитель, и теперь предприятие исходит из того, что получить прибыль можно только благодаря созданию и поддержанию потребительской удовлетворенности.

5.Интегрированный маркетинг. Предполагает одновременно ориентацию на новый продукт и на потребителя. Это дает возможность значительно уменьшить риск в процессе производственной деятельности.

6.Стратегический маркетинг, в основе которого лежит ориентация на потребителей и конкурентов. Содержание его заключается в удовлетворении нужд потребителей при одновременном достижении превосходства над конкурентами путем создания товара с лучшими качественными параметрами или установления более низкой цены.

7.Концепция общественного маркетинга. Она направлена на удовлетворение не только отдельных потребностей личности, но и всего общества. Происходит своего рода согласование и увязка прибыли предприятия, потребностей покупателя и интересов общества.


4.Стратегическое планирование маркетинга

Всем компаниям необходимо думать о будущем и разрабатывать долговременные стратегии, которые позволили бы оперативно реагировать на меняющиеся условия рынка.

Стратегическое планирование - управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между усилиями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга.

Стратегическое маркетинговое планирование состоит из трех стадий:

· стратегического плана;

· управления маркетингом;

· реализации плана.

Стратегическое планирование имеет ряд преимуществ. Оно побуждает руководство постоянно думать о будущем. Оно заставляет компанию четче определять свои цели и политику, приводит к лучшей согласованности в работе и дает объективные показатели эффективности работы. Тщательное планирование помогает компании предвидеть изменения среды и оперативно реагировать на них, а также всегда быть готовой к непредвиденным обстоятельствам.

Стратегический план создается для того, чтобы помочь компании использовать в своих интересах возможности в постоянно изменяющейся среде. Это процесс установления и сохранения стратегического соответствия между целями и возможностями компании, с одной стороны, и изменяющимися возможностями рынка – с другой.

Стратегическое планирование является фундаментом для остальных видов планирования в компании. Оно начинается с определения глобальных целей и миссии компании. Затем устанавливаются более конкретные цели. Для этого собирается полная информация о внутренней среде организации, ее конкурентах, ситуации на рынке и обо всем остальном, что может влиять на работу компании. Этот процесс носит названия SWOT-анализа. После проведения SWOT-анализа готовиться подробный отчет о сильных и слабых сторонах компании, возможностях и угрозах, с которыми ей придется столкнуться. Затем высшее руководство решает, какими конкретно видами деятельности следует заниматься, какую поддержку необходимо предоставить каждому из них. В свою очередь, каждое подразделение, отвечающее за отдельный товар или вид деятельности, должно разработать свои подробные маркетинговые планы. Таким образом, маркетинговое планирование, осуществляемое на уровнях подразделений, облегчает стратегическое планирование.

Стратегическое планирование опирается на четко сформулированную программу фирмы и включает следующие этапы:

Программа фирмы, Задачи и цели фирмы, Планы развития хозяйственного портфеля, стратегии роста фирмы

1-й этап "Программа" содержит конкретную цель. Она должна ответить на вопросы:

- Что представляет собой наше предприятие?

- Кто является нашими клиентами?

- Что ценно для этих клиентов?

- Каким будет предприятие?

- Каким оно должно быть?

Hа вопросы нужно отвечать с точки зрения удовлетворения нужд и запросов клиентов. Программа должна быть не слишком широкой и не слишком узкой.

2-й этап: Программа фирмы, изложенная на предыдущем этапе, развертывается в подробный перечень вспомогательных усилий и задач для каждого уровня руководства.

3-й этап: План развития хозяйственного портфеля разрабатывается на основе оценки привлекательности каждого товара, производимого фирмой на конкретном рынке. Для этого учитываются следующие показатели:

- размеры и емкость рынка;

- темпы роста рынка;

- размеры получаемой на нем прибыли;

- интенсивность конкуренции;

- цикличность и сезонность деловой активности;

- возможность снижения себестоимости.

Главный планируемый показатель на этом этапе - это объем продаж каждого вида товара.

4-й этап: Стратегия роста фирмы разрабатывается на основе анализа, проведенного на 3-х уровнях:

  1. Уровень

Интенсивный рост оправдан, когда предприятие не до конца использовало возможности, присущие ее товарам и рынкам. Поэтому планируются конкретные мероприятия по увеличению сбыта на существующих рынках с помощью более агрессивного маркетинга (стимулирование потребителей, установление более низких цен, использование рекламы).

Расширение границ рынка осуществляется за счет внедрения товаров на новые рынки.

Совершенствование товара заключается в попытках предприятия увеличить сбыт за счет разработки нового или усовершенствованного товара на существующих рынках.

  1. уровень

Интеграционный рост оправдан, когда предприятие может получить долю выгоды за счет перемещения в рамках своей отрасли вперед, назад или по горизонтали. Регрессивная интеграция заключается в попытках фирмы получить во владение или поставить под более жесткий контроль поставщиков (перемещение в отрасли назад); например, фирма покупает предприятие поставщиков.

Прогрессивная интеграция заключается в попытках фирмы получить во владение или поставить под более жесткий контроль систему распределения (перемещение вперед), например, можно купить предприятие по оптовой торговле товарами своей фирмы.

Горизонтальная интеграция - попытки фирмы получить во владение или поставить под более жесткий контроль ряд предприятий конкурентов (перемещение по горизонтали).

3 уровень

Диверсификационный рост оправдан, когда отрасль не дает фирме возможностей для дальнейшего роста, или когда возможности роста за пределами этой отрасли значительно привлекательнее и фирма может использовать свой накопленный опыт.

Существует 3 разновидности диверсификации:

- концентрическая - расширение номенклатуры товарами, похожими на существующие;

- горизонтальная - пополнение ассортимента товарами, не связанными с уже существующими, но могущими вызвать интерес у существующей клиентуры;

- конгломератная - пополнение ассортимента товарами, не имеющими отношения ни к применяемой технологии, ни к существующим рынкам.

5 Маркетинговые стратегии

Ма́ркетинговая страте́гия — процесс планирования и реализации различных маркетинговых мероприятий, которые подчинены достижению поставленных перед компанией (фирмой, организацией, бизнес-структурой) целей. Маркетинговая стратегия является составным элементом общей стратегии компании, определяя основные направления деятельности компании на рынке в отношении потребителей и конкурентов. Маркетинговая стратегия компании зависит от её существующего положения на рынке, оценки перспектив изменения рынка и будущих действий конкурентов, поставленных целей и существующих ресурсных ограничений.

Главными целями маркетинговой стратегии обычно являются: увеличение объёма продаж (в т.ч. увеличение клиентского потока или увеличение числа заказов); увеличение прибыли; увеличение доли рынка; лидерство в своем сегменте. Цели должны быть согласованы с миссией компании и стратегическими целями бизнеса в целом.

Маркетинговая стратегия является фундаментом маркетинговой деятельности компании. Все мероприятия в области маркетинга, рекламы, связей с общественностью (PR) и продаж должны работать в одном направлении, а значит — согласовываться с данной стратегией и не противоречить ей. Именно такие мероприятия и реализовывают маркетинговую стратегию на практике, претворяя её в жизнь.

Особенности маркетингового планирования:

процесс выработки стратегии обычно завершается не каким-то немедленным действием, а установлением общих направлений, продвижение по которым должно обеспечить желаемый рост эффективности бизнеса;

при формировании стратегии приходится пользоваться значительно более неполной информацией, чем при выборе оперативных управленческих решений;

в процессе выработки стратегических решений постоянно появляется новая информация. Намеченные цели стратегического развития могут быть изменены. Поэтому разработка стратегии должна быть циклическим процессом с постоянной корректировкой первоначальных целей и путей их достижения;

важное отличие стратегического планирования от оперативного управления заключается в том, что зачастую весьма сложно определить цифровые показатели полезности тех или иных стратегических решений. Поэтому необходимы разработка и постоянная корректировка системы оценок, основанных на сочетании цифровых показателей (например, затраты в денежном выражении) и качественных оценок.

Анализируя примеры выбора и применения различных стратегий различными фирмами, можно говорить о большом разнообразии маркетинговых стратегий. Несмотря на то, что базовая цель функционирования всех фирм-производителей на рынке одинакова - получение прибыли, не существует единой маркетинговой стратегии по ее достижению, которая была бы приемлема для всех фирм. Одна цель может быть достигнута реализацией различных маркетинговых стратегий.

Маркетинговые стратегии классифицируют по разным признакам.

1. Глобальные маркетинговые стратегии - стратегии, определяющие принципиальные решения по выбору направления развития фирмы.

2. Базовые стратегии базируются на определенных конкурентных преимуществах фирмы.

3. Стратегии роста определяют направление расширения масштаба фирмы.

4. Зависимости от метода избрания целевого рынка - стратегии, позволяющие определить, какие товары и для каких сегментов рынка будет производить фирма.

5. В зависимости от степени сегментирования рынка - стратегии выбора комплекса маркетинговых средств (маркетинг-микса) для определенных сегментов потребителей.
6. Разработка стратегии маркетинга

Разработка маркетинговой стратегии – составление плана действий компании, который детально описывает, как компания должна использовать свои и дополнительные ресурсы, для достижения максимального результата по продвижению своих товаров и услуг на рынок.

Маркетинговая стратегия – элемент общей стратегии компании, определяющий цели маркетинга, анализ рынка, план маркетинговых мероприятий, маркетинговые инструменты.

Разработка маркетинговых стратегий необходима для обеспечения эффективности проводимых маркетинговых мероприятий. Разработка и реализация стратегии маркетинга на потребительских рынках требует от любой компании гибкости, способности понимать, приспосабливаться и, в отдельных случаях, влиять на действия рыночных механизмов при помощи специальных маркетинговых методов.

В стратегии маркетинга:

отражаются долгосрочные планы компании на потребительских рынках

проводится детальный анализ структуры рассматриваемых рынков

прогнозируются тенденции развития рынка

описываются принципы ценообразования и конкурентные преимущества

выбирается и обосновывается эффективное позиционирование компании на рынке

Разработка стратегии состоит из следующих этапов:

Анализ преимуществ и недостатков предприятия, его товаров и услуг

Оценка потенциала предприятия

Анализ рынка, его потребностей и возможностей

Анализ конкурентов, их преимуществ и недостатков, товаров и услуг

Разработка плана маркетинговых мероприятий

Разработка рекламной кампании

Контроль и мониторинг реализации маркетинговой стратегии

Маркетинговая стратегия может быть:

Краткосрочной – разрабатывается на срок не более года и предполагает разработку «бизнес-планов» и сопряженных с ними бюджетов

Среднесрочной – разрабатывается на срок не более 2-5 лет

Долгосрочной – разрабатывается на 5-7 лет

Выгодные преимущества разработки маркетинговой стратегии

Выход на рынок с четким пониманием того, что и как делать, чтобы максимально быстро добиться положительных результатов.

Возможность стать заметнее на рынке и улучшить свой имидж.

Расширение клиентской базы и увеличение объема продаж.

Повышение конкурентоспособности.

Повышение качества товаров и услуг.

Улучшение организационной составляющей бизнеса.


7. Миссия организации и ее значение

Миссия организации является одним из пунктов плана маркетинга.

Миссия — это краткое выражение основной цели организации, четко сформулированная причина его существования. В Миссии должно быть отражено: кто ваши клиенты, какие товары и услуги Вы им предлагаете, какими ценностями руководствуетесь и к чему стремитесь. Миссия должна быть очень привлекательна, но практически недостижима.

Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать следующее:
1. Задача фирмы, с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?

2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.

3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?

При отсутствия миссии на предприятии возникают следующие проблемы:

•Несогласованность различных проектов;

•Сложности при планировании;

•Формируется отрицательный имидж и снижается лояльность работников.

Напротив, наличие миссии:

•Определяет цели предприятия;

•Побуждает сотрудников к совместной работе по достижению этой цели;

•Помогает в планировании;

•Облегчает привлечение инвестиций;

•Позволяет выгодно отличаться от конкурентов.

Таким образом, миссия необходима:

Сотрудникам — чтобы работать не только за зарплату, но и «за идею»;

Руководителям — для облегчения управления сотрудниками:

Клиентам — чтобы четче осознать внимание предприятия к их потребностям.

Миссия организации определяется на этапе становления организации и редко меняется.

Обычно миссия формулируется в двух вариантах. Короткий вариант миссии представляет собой 1—2 коротких предложения — брендовый слоган организации, направленный прежде всего на формирование имиджа организации в обществе. Второй — расширенный вариант миссии чаще всего формулируется для внутреннего пользования и должен подробно раскрывать все необходимые аспекты миссии, среди них:

цель функционирования организации,

область деятельности организации,

философия организации,

методы достижения поставленных целей,

методы взаимодействия организации с обществом (социальная политика организации).

Правильно определенная миссия хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.

Миссия — центральный, но не единственный элемент иерархии целей организации. С понятием «миссия» тесно связаны понятия «видение», «ценности», «цели», «показатели результативности», «целевые показатели», «ключевые факторы успеха», «компетенции». Все эти понятия формулируются на основе миссии

8. План маркетинга

Классификация планов маркетинга обычно подразумевает деление по глубине, детализации и охвату различных горизонтов планирования.

План маркетинга - это письменный документ, который представляет собой инструмент планирования и реализации маркетинговой деятельности предприятия, с помощью которого обеспечивается непрерывный процесс анализа и контроля, направленный на более точное приведение в соответствие возможностей предприятия и требований рынка.

В соответствии с горизонтами планирования различают:

- долгосрочное планирование - определение концепции и политики предприятия (правовой формы, решений по продуктам и рынкам, месту расположения, концепции управления, методики стратегического планирования (обычно от 5 до 10 лет));

- среднесрочное планирование - планирование и разработка производственной программы и решение задачи распределения и управления ресурсами для отдельных подразделений предприятия (от 2 до 5 лет);

- краткосрочное планирование - конкретизация и наполнение планов реальными действиями для отдельных производственных подразделений (максимум на год, чаще на месяц).

Различается также охват маркетинговых планов: могут существовать отдельные планы маркетинга для каждого из основных продуктов фирмы, один интегрированный маркетинговый план, включающий всю продукцию, или общий хозяйственный план с разделом, посвященным маркетингу. Производители потребительских товаров чаще всего используют отдельные маркетинговые планы для каждой ассортиментной группы; единый интегрированный план маркетинга чаще всего применяется фирмами, действующими в сфере услуг; общий хозяйственный план обычно используется изготовителями продукции производственного назначения.

План маркетинга содержит следующие элементы:

• анализ текущей ситуации и маркетинговых возможностей предприятия;

• формулирование целей в структуре определенных выше уровней маркетинговой деятельности;

• определение сегментов рынка и обоснование их выбора в качестве перспективных для предприятия;

• выделение основных характеристик товара, которые лягут в основу позиционирования продукта на выбранных сегментах;

• определение планируемых объемов продаж в соответствии с емкостью рынка выделенных групп покупателей;

• перечень маркетинговых мероприятий, которые необходимы для достижения планируемого объема продаж;

• расчет величины и структуры затрат на реализацию маркетинговой стратегии предприятии;

• перечень мероприятий по контролю плановых показателей и системе его оперативной корректировки.

Разработка плана маркетинга

Шаг 1. Определение миссии предприятия. На этом этапе определяется миссия предприятия (его предназначение на рынке).

Шаг 2. SWOT-анализ - это анализ сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из ближайшего окружения предприятия (внешней среды). Данный анализ дает очень четкое понятие о том, где находится предприятие и что оно из себя представляет.

Шаг 3. Определение целей и стратегии организации в целом. Данный раздел представляет собой основу для разработки конкретной программы маркетинговых действий.

Шаг 4. Определение задач и программы действий по их реализации. На данном этапе определяются задачи отдела маркетинга в рамках общего плана предприятия, и разрабатывается программа действий, направленная на решение этих задач.

Шаг 5. Составление плана маркетинга и контроль за его выполнением. На данном этапе составляется сам документ и определяются значения параметров, по которым впоследствии будет контролироваться выполнение плана маркетинга.
9.Сегментир.-классификация потенциальных потребителей в соответствии с качественными и количественными особенностями их спроса. С помощью сегментации из общего числа потенциальных потребителей выбираются определенные типы(рыночные сегменты), предъявляющие более или менее однородные требования к туристскому продукту и другим элементам комплекса маркетинга. Главная цель сегментации-обеспечить адресность продукту(услуге),так он не может отвечать запросам сразу всех потребителей.Сегментация представляет собой, с одной стороны, прием для нахождения частей рынка и определения объектов(прежде всего потребителей),на которые ориентируется маркетинговая деятельность предприятия.С другой стороны, это управленческий подход к процессу принятия рыночных решений и основа для выбора оптимального сочетания элементов комплекса маркетинга.

Признаки сегментации:1)является средством выбора наиболее перспективного целевого рынка;

2)обеспечивает опред.сферы деятельности предприятия и идентификацию факторов, необходимых для достижения успеха на целевом рынке;

3)позволяет в максимальной степени удовлетворить потребности клиентов;

4)помогает выбрать оптимальную маркетинг.стратегию, основанную на анализе и понимании поведения потенциальных потребителей;

5)способствует установлению реалистичных и достижимых целей;

6)обеспечивает повышение конкурентоспособности как предлагаемых товаров, так и предприятия в целом;

7)предполагает рационализацию и оптимизацию маркетинговых затрат предприятия, концентрацию ограниченных ресурсов и усилий на самых выгодных направлениях для их более эффективного использования.

Признак-это способ выделения данного сегмента на рынке.Существуют разные признаки, но они в значительной степени сходны между собой.

Критерии сегментирования:1)демографические:-возраст, пол,семейное положение, размер семьи, уровень доходов.2)психографические:образ жизни, тип личности, общественный класс, образование, стиль жизни.

3)географические:-по городам, регионам, странам, районам; -по климату; -по плотности населения. 4)поведенческие:-стиль приобретения, статус пользователя,по степени лояльности.5)по выгоде: -искомые выгоды;6)многоуровневая(регионы+пол+возраст+уровень дохода). Основные показатели сегмента:1)емкость;2)перспективы роста;3)доступность;4)защищенность;5)прибыльность.

Процесс сегментации:1)определение возможных признаков сегментации-творческий процесс, направленный на поиск и выбор тех из них, которые позволяют оптимальным образом разбить потребителей на однородные группы.(метод аналогий, мозговая атака).2)выбор метода сегментации-направлен на определение оптимального способа классификации потребителей исходя из поставленных перед исследователем задач(метод группировок, метод многомерного статист.анализа). 3)проведение исследований потребителей-предполагает сбор первичной маркетинговой инф.

4)определение пригодности признаков сегментации-определяется степенью корреляции м/у ним и хар-ками потребителей.5)выделение сегментов-осуществляется при помощи статистического анализа данных опроса потребителей.6)формулировка названий сегментов-производится путем присвоения каждому из них определенного маркетингового наименования.7)Критериальная оценка сегментов-позволяет определить практическую значимость проведенной сегментации.

На основании вышеперечисленных показателей выбирается целевой сегмент.

  1   2   3


1. Управление маркетингом – сущность понятия и основные аспекты управления
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации