Реферат - Военная психология как отрасль психологической науки - файл n1.doc
Реферат - Военная психология как отрасль психологической наукискачать (67 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
Развитие военной психологии в России до 1917 года . Раздел 2. Военная психология как отрасль психологической науки. В настоящее время, как никогда ранее, к военной психологии устремлены надежды военных специалистов и руководителей всех уровней. Эти ожидания связаны с особой — прикладной ролью военно-психологической науки в обеспечении эффективности жизнедеятельности войск как в мирное, так и в военное время.
В связи с включением в боевые уставы видов Вооруженных Сил раздела, посвященного морально-психологическому обеспечению всех этапов динамики боя, значение военной психологии неизмеримо возросло. Отчетливо высветилась роль специалистов, призванных заниматься аналитико-прогностической деятельностью при планировании и организации психологического обеспечения боевых действий, выработкой рекомендаций и предложений в решения командиров по данному виду деятельности. Овладение методиками (технологиями) управления психическими состояниями, работоспособностью воинов во всех фазах боевой обстановки могло бы открыть секреты боевой силы, устойчивости своих войск и наметить узловые моменты, способствующие угнетению психики и ослаблению противника. На достижение победы в бою направлена и деятельность по психологическому обеспечению управленческих процессов в мирное время. Здесь также военная психология может сыграть свою прикладную роль, вооружая руководителей воинских коллективов методами эффективного обучения и воспитания воинов, их психологической подготовки.
§2.1. Развитие военной психологии в России до 1917 года. I. Формирование системы военной психологии в России. Наука начинается с того момента, когда метафизическое, описательное, а тем более мифическое объяснение явлений уступают место естественно-историческому их объяснению, исследованию естественных и социальных причин их происхождения и развития. Военная психология в России в своем развитии прошла этап эмпирического развития (IX — начало XIX века) и научного развития (середина XIX — начало XX века). Внутри этих этапов можно говорить о периодах. Основаниями периодизации являются:
Изменение проблематики исследований в зависимости от социально-культурной детерминации, получившей интегрированное выражение в социальном заказе, повышенном внимании государства к военно-психологическим исследованиям;
Изменение роли, места, реального статуса в структуре психологической науки;
Изменение характера развития (экстенсивный на интенсивный) в зависимости от методологического материала;
Изменение оснований научного поиска, посредством которых обосновываются методологические установки ученого.1
На раннем этапе. описательном, предметом исследований служит внешняя, чувственно воспринимаемая форма явлений, само явление рассматривается как целостное и неделимое. Как правило, это духовные силы, душа, которые пока еще трудно измерить, выделить составляющие в отчие от материальных условий победы, таких, как численность вооружения и войск, оснащение и размещение. На этом этапе выделяют несколько периодов эмпирических представлений. О них можно судить по произведениям устного народного творчества. Облик былинного героя — воина богатырской дружины, его качества, побудительные мотивы, воинское мастерство, особенности ратного труда составляют несомненно начало развития военно-психологической мысли. Она служит критерием оценки, ориентиром в подготовке и примером в борьбе. Однако особенностью данного периода является то, что формировавшиеся психологические представления не вырабатываются преднамеренно, предназначены для очень узкого круга пользователей, поэтому общи, не конкретны да и специально не фиксировались для передачи.
Обобщение психологических представлений происходит в связи с ростом потребности в них, обусловленном развитием военного дела. Регулярный элемент, явившийся чертой княжеской дружины, обеспечивается фиксированием и передачей усложняющихся военно-психологических представлений. В древнерусской литературе IX — XIII веков все произведения посвящены историческим событиям. Имена действующих лиц исторические: Борис и Глеб, Феодосий Печорский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский. Эти князья, военачальники, священники сами имели глубокое нравственное влияние на людей, это патриоты земли русской, защитники интересов народа, русской государственности. История Руси с борьбой за независимость: с битвами, с походами, с противоборством захватчикам. Поэтому в древнерусской литературе воплощены идеи о духовной стороне ратного дела, источниках победы над противником. Интерес представляет и такой жанр древнерусской литературы, как притчи. Они преподносят нравоучения читателям, представляют как бы образные обобщения действительности. Они говорят не о единичном, а об общем, постоянно случающемся. Все совершающееся в мире имеет две стороны: сторону, обращенную к временному, запечатленную единичностью совершающегося, и сторону вечную: смысла происходящего в мире. Битва с половцами, смена князя, объединение княжеств — все имеет две стороны. Одна сторона — это то, что произошло, и в этом произошедшем есть реальная причинность: ошибки, совершаемые князьями, недостаток единства или недостаток заботы о сохранности Родины — если это поражение; личное мужество и сообразительность полководцев — если это победа.
К числу произведений, где происходит распространение психологических представлений на область дела, можно отнести "Повесть временных лет”. Например, при описании похода князя Олега в IX веке на Царьград раскрывается такая военно-психологическая реальность, как военная хитрость. "Поучение Владимира Мономаха" содержит наставления, представляющие собой военно-психологические обобщения: "Выйдя на войну не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряжайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано ... "
1 В "Слове о полку Игореве" такие обобщения содержатся, например, в обращении князя Игоря к своим воинам перед боем: "О дружина моя и братья! Лучше убитым быть, чем пленным быть ..."
2. Летописные повести о монголо-татарском нашествии обобщенно описывают состояния воинов накануне и в период битвы, например на Калке (1223 год) и др.
В последующем, с созданием регулярной армии в России потребность в психологических обобщениях приобретает практический характер. Поэтому военно-психологическая мысль начинает развиваться как система обобщений, непосредственно вплетаясь в практику обучения, руководства и боевой деятельности войск.
1 Это были военно-психологические идеи передовых полководцев. Так, у Петра I подробно говорится о системе качеств, которыми должен обладать солдат: честь, товарищество, патриотизм, сообразительность, безконцузство. Для Румянцева П.П. характерно требование к офицерам как руководителям и воспитателям подчиненных: знать индивидуальные особенности подчиненных. А.В.Суворов создает и подтверждает практикой систему военно-психологических обобщений, в котором раскрываются требования боя к солдату, его облик как патриота и профессионала, процесс подготовки к бою и управление действиями личного состава в бою. Суворовская система получила развитие в трудах его последователей. М.И.Кутузов обобщенно представил облик русского солдата-освободителя, те его качества, которые создают превосходство на поле боя и обеспечивают победу. В частности, основываясь на опыте Отечественной войны, он утверждал: "Не численность войск, а именно их храбрость, рвение, дух по большей части решают успех "
2. Нахимов П.С. приближался к пониманию общественной сущности природы личности воина, он считал матроса "главным двигателем на корабле"
3.
Период начала в середине XIX века, связанный с большим боевым опытом русской армии на южных рубежах страны, в Средней Азии, отражением агрессии на Камчатке, Архангельске. Этот опыт позволил нашим передовым военным теоретикам и практикам в развитии военно-психологической мысли выйти на такой уровень обобщений, что можно говорить о разработке военно- психологических систем, где наравне с выделением широкого круга психологических проблем они представляются уже системно. Здесь в первую очередь следует назвать Л.Н.Толстого, которого некоторые зарубежные специалисты называют отцом военной психологии. Целостные системы получают закладку в трудах Бутовского Н.Д., Маслова И, Драгомирова М.И. и др.
Второй этап в развитии военно-психологической науки в России характеризуется переходом к исследованию сущности психических явлений, как материальной основы и механизма. На этом этапе военная психология и формируется как самостоятельная отрасль психологической науки. Он начинается в середине XIX века и неразрывно связан с успехами отечественной и мировой психологии. Психика как целостное явление расчленяется на части, каждая из которых исследуется по своим связям. Психика уже выступает как сложная структура, как совокупность процессов, состояний и свойств.
Подготовка специалистов военного дела, увеличение численности воинских специальностей, усложнение боевой деятельности потребовали разработки проблем психологии различных видов воинской деятельности. В военной психологии начинают выделяться отрасли знаний, определяемые спецификой деятельности и условиями, в которых она происходит. Это прежде всего относится к военно-морской психологии, военно- воздушной, психологии фортификации и др.
Формирование военной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки характеризовалось определенными условиями и предпосылками: