Дипломная работа - Модельные библиотеки - файл n1.doc

Дипломная работа - Модельные библиотеки
скачать (330.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc331kb.11.06.2012 05:38скачать

n1.doc

  1   2   3


Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Институт документальных коммуникаций


Кафедра библиотечно-информационной деятельности

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА



«МОДЕЛЬНАЯ СЕЛЬСКАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА ЕЕ РАЗВИТИЯ»
Выполнил:

студент очного отделения гр. 451
Руководитель:
Рецензент:

……………………. . . . . . . . . . . . . . . . .

(Ф.И.О., научная степень, звание, должность)

Срок сдачи ―

Подпись студента ―

Подпись руководителя ―

Подпись зав. кафедрой ―


ВКРС защищена с оценкой «________»

Председатель ГАК ________________

«____» __________________ 200 г.

Оглавление

Введение 3

ГЛАВА 1. МОДЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕК НА СЕЛЕ 8

1.1. Понятие, задачи и направления работы модельной библиотеки 8

1.2. Информационное и техническое оснащение модельных библиотек 22

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАБОТЫ СЕЛЕЗЯНСКОЙ МОДЕЛЬНОЙ ПАВЛЕНКОВСКОЙ БИБЛИОТЕКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ «МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА» (МУК МЦБС) ЕТКУЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА 29

2.1. Характеристика Селезянской модельной библиотеки МУК МЦБС Еткульского муниципального района 29

2.2. Анализ работы Селезянской модельной Павленковской библиотеки МУК МЦБС 36

2.3. Библиотека и местное сообщество 43

Заключение 48

Список использованной литературы 45

Приложения 57
Введение

В настоящее время остро стоит вопрос повышения роли библиотек в развитии информационного общества с целью снижения информационного неравенства граждан и различных регионов страны. Именно об этом говорилось в приветственном слове Президента РФ Д. А. Медведева на VI Тверском социально-экономическом форуме «Информационное общество» в 2009 г.: «…XXI век по праву называют веком информации. И сегодня крайне важно совершенствовать коммуникационную инфраструктуру, активнее преодолевать «цифровое неравенство» регионов, переходить на самые современные стандарты и технологии…» (28).

Распоряжением Правительства РФ от 10.03.2008 г. № 1663-р утверждены «Основные направления деятельности Правительства Российской  Федерации на период до 2012 года», а также перечень проектов по их реализации. Среди приоритетных направлений деятельности в области развития культуры выделен комплекс мер по «обеспечению для граждан России равного права на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям», по развитию библиотечной системы, в частности – содействие модернизации материально-технической базы библиотек и внедрение новейших информационных технологий [39].

Нельзя говорить о создании единого национального информационного пространства без развития сельских библиотек.

Сельские библиотеки сегодня остаются неотъемлемой и едва ли не самой значимой частью социальной структуры сельских поселений, общественной жизни местных сообществ, способствующих сохранению историко-культурного наследия России.

На сегодняшний день сельские библиотеки составляют около 80% библиотек сети Министерства культуры, обслуживают 52% сельского населения [29,с. 35]. Муниципальные библиотеки в большей степени, чем другие выполняют функции социальной коммуникации, находясь в максимальной близости к населению и его потребностям. Как правило, они являются единственным источником информации и знаний для жителей села. Остаются наиболее стабильными и самыми доступными учреждениями культуры.

Нередко одним только фактом существования эти библиотеки препятствуют деструктивным тенденциям в социальной и духовной сфере села.

Одна из главных задач библиотек сегодня – содействовать доступу к образованию и знаниям путем формирования фондов и обеспечения доступа к ним всем, кто в этом нуждается. Библиотеки ведут большую работу по сохранности фондов как части национального достояния, распространяют информацию о своих собраниях и распределяют свои ресурсы. Они обладают богатым опытом в области поиска и получения информации, как из внутренних, так и из внешних источников и призваны оказать большую поддержку в образовательной сфере.

Библиотеки превращают информацию в знания, которые могут быть использованы в личных, образовательных, исследовательских и коммерческих целях. Их роль состоит в том, чтобы помочь пользователю, в первую очередь сельскому, получить и использовать необходимую информацию. Существующая грань в доступе к информации между городским и сельским населением должна быть преодолена, и преодолеть этот барьер – задача сельских модельных библиотек.

Модельная библиотека – это не просто смена названия, это совершенно новый подход к деятельности библиотеки, который должен качественно изменить жизнь сельского жителя, его психологию. А для этого необходимо выполнение в первую очередь таких задач, как внедрение новых информационных технологий и укрепление ресурсной базы сельской библиотеки, активизация и укрепление кадрового потенциала, повышение квалификации библиотечных работников и их адаптация к новым требованиям, создание принципиально нового положительного имиджа библиотеки.

Сельская модельная библиотека – это поселковый центр социально-бытовой, правовой информации. Одновременно она успешно выполняет задачи просветительские, образовательные, культурно-досуговые, являясь, таким образом, центром местного сообщества. Новые технологии, творческая работа сотрудников позволит вести обслуживание читателей на высоком уровне, предоставляя информацию самого разнообразного характера.

Актуальность данной темы: В обслуживании граждан модельные сельские библиотеки используют традиционные и новейшие информационные технологии, фонды документов и современные носители информации, обеспечивают доступ в глобальное информационное пространство, содействуют формированию информационного общества.

Приоритетное значение для них имеет обеспечение доступа к местным библиотечным ресурсам - документам и информации, что помогает активизировать общественную и культурную жизнь местных сообществ. Посредством информационного обслуживания, направленного на удовлетворение местных потребностей, библиотеки участвуют в экономическом и социальном развитии своих поселений, заботятся о развитии подрастающего поколения и о людях, нуждающихся в социокультурной поддержке. Публичные библиотеки традиционно выполняют миссию просветительства, сохранения культурного наследия, несут серьезную ответственность в отношении литературы и чтения.

Таким образом, без развития сельских библиотек - основы библиотечной системы России - нельзя говорить о создании единого национального информационного пространства.

Сельских библиотек в России более 38 тыс. и обслуживают они более 40 млн. жителей [32].

Объектом данного исследования является модельная сельская библиотека.

Предмет исследования – модельная сельская библиотека как форма развития сельской библиотеки.

Цель данной работы: изучить модельную сельскую библиотеку как перспективную форму ее развития.

Задачи:

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:

Теоретической основой написания работы послужили труды руководителей и организаторов библиотечного дела Т. Зоткиной, Л. Зуевой, В. Карнауховой, Н. Козиной С. Матлиной и др. Также была использована учебная литература по библиотечному делу, научно – практические пособия, методические материалы в помощь работы библиотек и периодические издания «Библиополе», «Библиотека», «Библиотечное дело» и др.

Открытию модельных библиотек посвящены публикации в журналах «Научные и технические библиотеки», «Библиотека», «Библиополе». Опыт создания и работы модельных библиотек широко освещает региональная пресса. В центре внимания авторов публикаций – в основном модернизация библиотек и расширение спектра информационных услуг.

Фактическим материалом о состоянии и деятельности модельных сельских библиотек разных регионов, о работе отдельных модельных сельских библиотек для данного исследования явились публикации в профессиональной библиотечной печати специалистов различных российских территорий – Чукотского автономного округа, Астраханской области, Архангельской области, Псковской области, Алтайского края и др.

Эмпирической базой для написания работы послужили планы, отчеты Селезянской модельной Павленковской сельской библиотеки МУК МЦБС Еткульского муниципального района.

По результатам исследования был раскрыт ряд вопросов, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы.

Работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты модельной библиотеки как перспективной формы развития сельской библиотеки

    1. Понятие, задачи и направления работы модельной библиотеки

В последние годы в библиотечной практике появилось новое понятие – модельная библиотека, под которым понимается библиотека, отвечающая нормам и требованиям «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки».

Модельный стандарт охватывает практически все основные аспекты работы библиотек:

В понятие «модельная библиотека» вкладывается широкий смысл. Прежде всего, это стремление приблизиться и соответствовать международному модельному стандарту деятельности публичной библиотеки. Перестраивается вся работа, информационные ресурсы, технология. В модельной библиотеке отрабатываются новые функции: автоматизированная обработка информации, предоставление пользователям ресурсов на электронных носителях [37, c. 7].

Сельским жителям становятся доступны каталоги ведущих библиотек и ресурсы информационных центров России, Европы, Америки. Каждый может посмотреть любой законодательный акт, президентские указы, постановления правительства, глав районной и сельской администраций. Желающих обучат поиску информации в Интернете и базах данных, работе с электронными энциклопедиями и справочниками, пользованию электронной почтой, сканированию необходимых документов.

В результате каждая из модельных библиотек получает возможность работать как многофункциональное учреждение культуры, осуществляющее новые формы информационного обслуживания, - как центра муниципальной и правовой информации, центра образования и самообразования, социальной и бытовой информации, культурно-досугового центра.

Условия открытия модельной сельской библиотеки:

Количество читателей в селе не менее 500 человек. Наличие действующего сельскохозяйственного, перерабатывающего производства. Наличие развернутой инфраструктуры средней школы, почты, детского сада и т. д., хорошей дороги.

Библиотека должна иметь хорошее помещение не менее 70 – 100 кв. м, отдельный телефон, книжный фонд не менее 6 – 10 тыс. экз. Необходимыми физическими компонентами здания (помещения) модельной сельской библиотеки должны быть:

Необходима поддержка, как жителей села, так и главы сельского населения.

Итак, модельная библиотека – это библиотека, имеющая оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является необходимым минимумом для осуществления качественного библиотечно-информационного обслуживания населения. Она создается с целью предоставления жителям муниципальных образований неограниченного доступа к информации, качественного повышения уровня библиотечного обслуживания населения [28, с. 19].

Главная цель создания модельных библиотек - изменить качество жизни сельских жителей, развить у них новые интеллектуальные потребности путем предоставления качественных информационно-правовых услуг и таким образом способствовать адаптации сельчан к современным условиям жизни, помочь им занять свою нишу на рынке труда.

Без преувеличения, можно отметить, что это серьезная социальная программа борьбы с бедностью, защиты человека, ограниченного в возможностях получения знаний, выхода на новые рынки труда, в том числе интеллектуальные [28, с. 20].

Таким образом, модельная библиотека – это многофункциональный информационно-культурный и образовательно-просветительский центр, отвечающий нормам и требованиям Модельного стандарта публичной библиотеки, принятого Российской библиотечной ассоциацией. По сути, модельная библиотека – это эталон деятельности для других библиотек. Ее цель – качественное повышение уровня информационной обеспеченности всех слоев населения, обеспечение жителям равного доступа к знаниям, информации, мировым интеллектуальным ресурсам.

Практика показывает, что сегодня сельская библиотека зачастую является для населения единственным окном в мировое информационное пространство. Наличие в библиотеке выхода в Интернет добавляет к реальным ресурсам библиотеки многократно большие мировые информационные ресурсы и создает условия для расширения и облегчения межличностного и профессионального общения [32].

Превращение имеющихся в России библиотек в современные (в полном смысле этого слова) библиотеки является не только, а может быть и не столько организационным, сколько инвестиционным проектом.

Рассматривая библиотеку как систему, состоящую из 4-х главных элементов: материально-технической базы, информационных ресурсов, персонала, пользователей, проанализируем влияние проекта на эти составляющие библиотеки.

На первом этапе он кардинально меняет материально-техническую базу. Самое явное, заметное для населения и власти – появление в библиотеке компьютерного оборудования. Наличие современной техники требует модернизации библиотечного пространства: приобретение новой мебели, ремонт, создаются условия для сохранности полученного оборудования. Преображается интерьер библиотеки, благоустроены территории библиотеки.

Таким образом, преобразования материально-технической базы как самой видимой части библиотеки для населения и власти является важным и самым заметным результатом.

Проект преображает фонды. В условиях, когда на 70% фонды библиотек состоят из устаревших изданий (а потому не отвечающим запросам пользователей), получение библиотекой книги актуальной тематики, видео, аудио-кассет, CD-ROM привлекает в библиотеки и тех читателей, которые в последние годы не находил в библиотеках нужной литературы, и новых пользователей. В каждой модельной библиотеке число пользователей в течение года увеличилось на 30-40%. Обращаемость полученных по проекту книг, кассет, дисков составляет 5,6 раза [13, c. 11].

Техническое и ресурсное обеспечение становится основанием для изменения качества библиотечного обслуживания и, в конечном итоге, меняет саму концепцию библиотечного обслуживания. Библиотека, располагая такими возможностями, становится привлекательной, нужной не только читателям, но и всему населению.

Качественно преобразив услуги, расширив их спектр, библиотека становится востребованной специалистами АПК, муниципальными служащими, учителями, студентами-заочниками, фермерами, частными предпринимателями.

Кроме того, библиотека становится полезной для решения многих социальных, бытовых задач (вопросов), а потому круг ее пользователей расширился за счет не читающих групп населения.

Итак, модельная библиотека становится центром правовой, социально-бытовой информации, центром информационного обеспечения органов власти, специалистов АПК.

Основными принципами, определяющими содержание деятельности модельной сельской библиотеки, являются:

Модернизация сельской библиотеки предусматривает следующие условия:

Создание модельных библиотек в Российской Федерации началось с реализации общероссийского проекта «Создание модельных публичных на селе» Министерства культуры Российской Федерации, Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и общественной организации «Открытая Россия».

Высокая эффективность проекта во многом определялась активным участием местных и региональных органов власти. Их силами осуществлен ремонт помещений библиотек, оснащение их дополнительным библиотечным оборудованием и мебелью, обеспечение сохранности установленного компьютерного оборудования и другой техники и информационных ресурсов от хищений и воздействия, неблагоприятных погодно-климатических и техногенных факторов [1, c. 13].

Участие местных властей в работах по проекту было инициировано в процессе активных действий отдела библиотек Министерства культуры РФ, предпринятых в ходе поездок по регионам, охваченным работами по проекту, выступлений на конференциях и совещаниях, индивидуальной работы с представителями местной администрации и руководителями региональных управлений культуры.

Чрезвычайно важно, что процесс модернизации сельских библиотек вызвал очень бурную ответную реакцию местного предпринимательского сообщества, принявшего самое активное участие в работах, необходимых для успешного функционирования обновленных сельских библиотек.

Итак, для эффективной реализации данного проекта необходимо участие региональных и местных органов власти. Именно на них возлагаются такие задачи, как ремонт помещений библиотек, оснащение их библиотечным оборудованием и мебелью, обеспечение сохранности установленного компьютерного оборудования, другой техники и информационных ресурсов.

Реализация проекта «Создание модельных публичных библиотек на селе» стала катализатором процессов модернизации в сельских библиотеках многих регионов РФ.

Ведущую роль в осуществлении проекта сыграли те регионы, которые на протяжении последних десяти лет не просто поддерживали и развивали инициативы, направленные на сохранение и поддержку сельских библиотек, но самостоятельно разрабатывали и осуществляли региональные программы по их модернизации. Наиболее ярким примером можно считать программу создания модельных сельских библиотек в Чувашской Республике.

В 2003 г. Президентом республики был подписан Указ «О создании сельских модельных библиотек в Чувашской Республике». В данном документе Кабинету Министров Чувашской Республики надлежало обеспечить «открытие в течение 2003 – 2004 гг. 100 сельских модельных библиотек, оснащенных базовым комплектом компьютерного оборудования, справочно-правовыми системами, электронными изданиями, лучшими книгами отечественного книгоиздания; подключение сельских модельных библиотек к республиканской телекоммуникационной сети». При формировании республиканского бюджета Чувашской Республики на 2004 г. планировалось выделение средств на создание и открытие сельских модельных библиотек в рамках софинансирования по пилотному проекту «Создание компьютерных публичных библиотек в сельской местности». А органам самоуправления районов Чувашской Республики рекомендовалось «создать необходимые условия для открытия сельских модельных библиотек, обеспечить ремонт, реконструкцию зданий и помещений, приобретение мебели, телефонизацию и сохранность оборудования; организовать обучение компьютерным технологиям работников сферы культуры» [32].

В выступлении на заседании Совета при полномочном представителе Президента России в Приволжском федеральном округе Президент Чувашии Н. В. Федоров сказал: «Исключительно за счет средств республиканского бюджета мы начали в некотором смысле беспрецедентную акцию по созданию сети модельных библиотек – 500 современных и оснащенных вместо 500 вчерашних убогих и унылых. Такова была наша цель» [51].

Опыт работы Чувашской Республики высоко оценил Президент РФ Д. А. Медведев и предложил использовать его другим регионам. Так, на встрече с Президентом Чувашской Республики Д. А. Медведев отметил, что духовная жизнь всегда «концентрировалась вокруг библиотек», где «должна быть цифровая составляющая, доступ в мировую сеть и нормальный набор книг, чтобы люди не утратили навыки чтения». В этом отношении, по его мнению, «модельные библиотеки Чувашии представляются правильными по своей структуре», и «этот опыт можно было бы использовать и в других регионах» [31, с. 1].

Проект по созданию модельных библиотек в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2006 – 2010 годы)» реализовался в Удмуртской Республике. По результатам рассмотрения заявок на участие в проекте «Модельные сельские библиотеки» было принято решение об открытии в 2009 г. в Удмуртии двух модельных сельских библиотек в Малопургинском (деревня Бобья-Уча) и Завьяловском (деревня Подшивалово) районах.

В ноябре 2009 г. в Брянске состоялся Всероссийский съезд сельских библиотек. Его организаторами выступили Министерство культуры РФ, Фонд «Пушкинская библиотека», Администрация Брянской области, Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. М. Тютчева. В работе съезда участвовали представители сельских библиотек 42 регионов РФ, Украины и Беларуси.

На съезде были подведены промежуточные итоги проекта «Модельные сельские библиотеки». Лидерами (регионами, имеющими модельные сельские библиотеки) являются Чувашская Республика (все пятьсот сельских библиотек – модельные), Белгородская область (116 модельных библиотек), Курская область (41), Ставропольский край (31), Тамбовская область (28) [32].

В рамках федеральной целевой программы «Культура России 2006 – 2010 гг.» в 2006 г. Челябинской области при софинансировании фонда «Пушкинская библиотека» и районных бюджетов были открыты 5 первых модельных сельских библиотек (первая в УРФО – Селезянская модельная Павленковская библиотека Еткульского муниципального района). Следующие библиотеки открывались при софинансировании из областного и районных бюджетов. Сегодня в Челябинской области открыто 38 модельных библиотек (в России в 40 регионах всего 184) (Приложение 1). Проект, к сожалению, не удалось реализовать полностью. К 2010 г. должно было быть открыто 52 модельные библиотеки [5].

Было бы очень правильно возобновление проекта по открытию модельных библиотек. Работа в этом направлении не прекращается: за счет муниципальных средств готовятся к открытию модельные библиотеки в Троицком МР (Н.-Санарская), Сосновском МР (Мирненская и Кременкульская), В.-Уральском  МР (Межозерная).

Проект «Модельная городская библиотека» реализуется в г. Златоусте. В Объединении городских библиотек Магнитогорска из 12 библиотек – 5 имеют статус «эталонной библиотеки» [5].

Таким образом, в понятие «модельная библиотека» вкладывается широкий смысл. Прежде всего, это стремление приблизиться и соответствовать международному модельному стандарту деятельности публичной библиотеки. Перестраивается вся работа, информационные ресурсы, технология. В модельной библиотеке отрабатываются новые функции: автоматизированная обработка информации, предоставление пользователям ресурсов на электронных носителях.

Сельским жителям становятся доступны каталоги ведущих библиотек и ресурсы информационных центров России, Европы, Америки. Каждый может посмотреть любой законодательный акт, президентские указы, постановления правительства, глав районной и сельской администраций.

В результате каждая из модельных библиотек получит возможность работать как многофункциональное учреждение культуры, осуществляющее новые формы информационного обслуживания, - как центра муниципальной и правовой информации, центра образования и самообразования, социальной и бытовой информации, культурно-досугового центра.

Итак, модельная библиотека организуется с целью создания условий для реализации информационных, культурных и досуговых потребностей населения обслуживаемого поселения, обеспечения свободного, оперативного и наиболее полного доступа к информации путем модернизации ресурсного обеспечения и библиотечной деятельности.

Основными задачами модельной сельской библиотеки являются:

С первых дней создания модельных сельских библиотек, важной особенностью является выбор основного направления деятельности, специализация каждой библиотеки. На сегодняшний день среди них есть специализированные краеведческие, экологические, информационно-образовательные центры, библиотеки-музеи, юношеские и детские библиотеки, центры поддержки малого предпринимательства и органов местного самоуправления, семейного чтения и пр. Так, Усень-Ивановская модельная библиотека Белебеевского района Республики Башкортостан является информационным центром по творческому наследию Марины Цветаевой. Основная цель деятельности центра – создание оптимальной модели информирования и просвещения жителей села, гостей Цветаевских праздников, туристов по вопросам краеведения, местного самоуправления, экологии, литературы и культуры [31, с. 5]. Янаульская модельная сельская библиотека Белебеевского района Республики Башкортостан позиционирует себя как информационно-культурный и эстетический центр. В нём находится единственный в республике музей кукол [31, c. 6].

Модельная сельская библиотека Красноярского района Астраханской области первые в области, опередив читательский спрос, создали систему экологического просвещения, стали авторами первой региональной программы «Экологическое просвещение и библиотека» [19, c. 39].

То, что модельная сельская библиотека – основной информационный центр села, бесспорно. С приобретением набора технических средств – компьютерной и множительной техники – услуги сельских библиотек расширились. Поиск необходимой сельчанам информации в электронных справочно-поисковых системах намного оперативнее и выполнение запросов полнее. Так, наличие в модельной библиотеке справочно-правовой системы типа «Консультант Плюс» позволяет оперативно по различным параметрам найти необходимый пользователю документ и получить его электронную копию или распечатать его (или его фрагмент) для дальнейшего использования [37, с. 8]. Например, с 2002 года при Модельная сельской библиотеки с. Щельяюр Ижемского района республики Коми действует Центр правовой информации, который предоставляет правовую информацию всему населению. С помощью справочно - поисковой системы «Консультант Плюс» Центр проводит Дни информации «ЦПИ в библиотеке: цели, возможности, перспективы», «Все о пенсиях, льготах, пособиях», вечера вопросов и ответов «Защити себя сам», цикл бесед и обзоров по местному радио «Новинки правовой литературы» и т.д. [59].

Население должно постепенно понять, что библиотека содержит или способна произвести поиск информации по любому запросу, касающемуся жизнедеятельности жителей села: работа, учеба, быт, досуг и т.п. Библиотекарь найдет информацию из различных источников, документов всех типов и видов, баз и банков данных.

Неоценимую информационную помощь библиотека может оказать работникам всех сфер: образования, бизнеса, сельского хозяйства и т.п.

Учителя получат в библиотеке информацию в помощь преподаванию различных учебных предметов, руководители хозяйств – в помощь реализации сельскохозяйственной продукции, приобретения сельскохозяйственных машин и оборудования, семян и новых пород сельскохозяйственных животных.

Большую помощь в этом окажет наличие в модельной сельской библиотеке входа в Интернет. Руководитель хозяйства, выгодно реализовавший продукцию своего предприятия на столичных рынках с помощью информации, предоставленной ему сельским библиотекарем, несомненно, поддержит модельную библиотеку и поможет ей финансами или другим способом.

Сотрудники органов местного самоуправления – та категория пользователей, от которой зачастую зависит деятельность библиотеки. Библиотекари должны уметь работать с представителями органов местного самоуправления, выявлять их информационные потребности и оперативно и полно удовлетворять их запросы.

Библиотека может стать посредником между органами местного самоуправления и населением: транслировать решения органов местного самоуправления жителям села, а также собирать и передавать наказы и пожелания от жителей села в адрес органов местного самоуправления [46,с. 2].

Форм и методов работы модельных сельских библиотек в данном направлении множество:

Набор форм и методов информационной работы разнообразен. С применением технических средств он значительно расширяется, так как библиотека может использовать не только собственные информационные ресурсы, но и ресурсы других библиотек и информационных центров и систем. Например, в модельной сельской библиотеке Чебоксарского района Республики Чувашии создаются информационные стенды «Местная власть день за днем». Библиотека работают с представителями органов местного самоуправления, выявляют их информационные потребности и оперативно удовлетворяют их запросы: Постановления, принятые органами местного самоуправления собираются по папкам - накопителям: Здравоохранение. Экология; Военная служба. Гражданская оборона; Транспорт; Сельское хозяйство; Дела земельные; Строительство; Благоустройство. ЖКХ; Образование; Культура и т.д. Библиотека стремится к удовлетворению всех информационных потребностей своих пользователей, а также преобразованию библиотеки в центр чтения и информации, к освоению мирового информационного пространства через Интернет, а также предоставлению дополнительных сервисных услуг на базе компьютерных технологий [13, c. 11]

Электронная доставка документов (ЭДД) для читателей публичной библиотеки на селе должна быть такой же реальностью, как и для читателей столичных библиотек. Для библиотеки на селе ЭДД – зачастую единственный способ доставить необходимый читателю документ из библиотеки федерального уровня. Если жители столицы могут получить необходимые документы непосредственно в библиотеках, то для сельского жителя поездка в Москву – проблема. А ЭДД – это оперативно и относительно просто. Необходимо для этого иметь выход в Интернет и возможность получить документ по электронному адресу библиотеки.

Для школьников библиотека – не менее важна, чем школа. В библиотеке можно подготовиться к занятиям, получив полную информацию для написания рефератов, сочинений, докладов и т.п.

Библиотека может предоставить информацию для будущих абитуриентов, помочь в выборе учебного заведения, предоставить «репетитора» (на CD-ROM) для подготовки к сдаче экзаменов.

Таким образом, в работе модельной библиотеки имеется оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является необходимым минимумом для осуществления качественного библиотечно-информационного обслуживания населения.

Основными принципами, определяющими содержание деятельности модельной библиотеки, являются [37, с. 9]:

Основные требования и характеристики к ресурсному обеспечению, организации библиотечного обслуживания должны интерпретироваться в контексте функций и целей конкретной модельной публичной библиотеки и корректироваться с учетом изменений, происходящих в процессе развития библиотечной деятельности.

    1. Информационное и техническое оснащение модельных библиотек

Актуальной проблемой для сельских библиотек остается вопрос комплектования библиотечных фондов. Сегодня положение таково, что в библиотеки поступает только каждая 10-я вновь изданная книга, большую часть библиотечных фондов составляет литература справочной и научной тематики, изданная более 20 лет назад, т.е. значительно устаревшая. В последние годы резко сократилось количество выпускаемой научной литературы, 70% которой приходится на издательства Москвы и Санкт-Петербурга, и она практически не попадает в регионы [37, c. 10]

В 2008 г. в среднем на комплектование муниципальных библиотек на одного человека было затрачено 7,6 рубля, при этом средняя цена одного экземпляра издания составила более 100 рублей.

Международный стандарт по комплектованию фондов предусматривает ежегодное поступление книг на 1000 жителей по 200 - 250 единиц. В России этот показатель по библиотекам, находящимся в ведении Минкультуры России, в среднем составил 186 книг, а в некоторых регионах – менее 30 книг (в республиках Северная Осетия-Алания – 30 книг, Кабардино-Балкария – 25 книг, Ингушетия – 22 книги, Дагестан – 20 книг) [32].

Модельная сельская библиотека обеспечивает доступ к широкому диапазону документов в самых разных форматах (книги, периодика, аудио-видеодокументы, электронные документы, CD-ROMы, базы данных, в том числе, базы данных Интернет), представленных в достаточном количестве.

Основными характеристиками фонда модельной публичной библиотеки являются [37; с. 9]:

Основу фонда модельной библиотеки должны составить современные энциклопедии, словари, справочники, новые издания отечественной и зарубежной классики, детская литература, в т.ч. детская познавательная литература, современные издания по истории, психологии, философии, экономике, праву, истории искусства, компьютерная литература, литература по сельскому хозяйству, медицине, домашнему хозяйству, домоводству.

Модельная библиотека должна иметь возможность получать местные газеты и журналы, в том числе:

В библиотеку должно поступать не менее 9 наименований периодических изданий.

В условиях финансовых ограничений на комплектование книг наличие в фонде периодических изданий приобретает особое значение.

Итак, модельная библиотека обязана обеспечить сохранность фонда и нормальное физическое состояние документов в соответствии с установленными нормами размещения, освещения, состояния воздуха, температурного режима, пожарной сигнализации и др. Для обеспечения сохранности в процессе использования библиотечного фонда применяются превентивные средства защиты (копирование документов, перевод документов на новые носители и т.д.).

Профиль комплектования изданиями на нетрадиционных носителях должен учитывать реальные потребности пользователей сельских библиотек, выявлению которых должно способствовать проведение опросов заведующих сельскими библиотеками. Такие опросы могут быть проведены непосредственно в процессе обучающей стажировки. По электронным изданиям на CD-ROM особое внимание должно надо обращать на издания справочного, энциклопедического, обучающего и образовательного характера, а также на издания по истории отечественного и зарубежного искусства, истории религии.

В частности, необходимо включение в фонд:

Видеоиздания, включаемые в рамках проекта в фонд сельских библиотек, должны быть ориентированы, прежде всего, на познавательные потребности учащейся сельской молодежи, а также на формирование комфортной психологической среды детского восприятия действительности в противовес массированной агрессии низкопробной телевизионной продукции. Формирование фонда видеоизданий должно вестись с учетом мнения заведующих сельскими библиотеками и включать также фильмы познавательной тематики, отечественные детские мультфильмы и видеофильмы с экранизациями произведений отечественной и зарубежной классики.

Среди аудиоизданий в фондах сельских библиотек необходимо иметь записи классического репертуара отечественной и зарубежной музыки, отражающие, по возможности, все богатство мировой музыкальной культуры как старинной, так и современной. Такие записи актуальны не только для библиотек тех сел, где есть музыкальные школы и школы искусств, но и, в неменьшей степени, для сел, лишенных возможностей обеспечения музыкального образования своих детей. Кроме того, желательно наличие в фондах сельских библиотек наиболее популярных музыкальных записей 30 – 40-х годов, а также записи любимых в народе исполнителей [4, c. 78].

Безусловно, важнейшее внимание должно быть уделено необходимости комплектования сельских библиотек исключительно лицензионно чистыми изданиями.

Из офисного программного обеспечения в сельских библиотеках представляется необходимым иметь пакет MS Office 2000 или XP, включающий набор программ MS Word, MS Excel, MS Power Point и MS Photo Editor, необходимых для использования в сельской библиотеке практически с момента появления в ней персонального компьютера и периферии. Наличие в составе MS Office других программ, в частности, MS Access, может быть полезным со временем, по мере освоения пользователями, и, в частности, самими библиотекарями, дальнейших возможностей, предоставляемых компьютерной техникой, и появления необходимости создания собственных баз данных.

Наличие в комплекте оборудования, поставляемого в сельские библиотеки, сканера делает актуальным включение в состав необходимого программного обеспечения также и программу распознавания текстов ABBYY Fine Reader.

Безусловно, оба эти пакета должны сопровождаться лицензиями на их использование.

В отличие от CD-ROM с мультимедийными изданиями, поставляемыми непосредственно в центральные районные библиотеки для их учета, описания и последующей передачи в сельские библиотеки, представляется целесообразной передача пакетов MS Office и ABBYY Fine Reader вместе с комплектом поставляемого оборудования в областные библиотеки, специалисты которых будут осуществлять их инсталляцию на компьютеры, и последующую установку, подключение и настройку компьютеров и периферии, а также другой техники непосредственно в сельских библиотеках. После инсталляции пакеты с этими программами (и лицензионные соглашения на их использование) должны оставаться в сельских библиотеках как дистрибутивы [4, c. 79].

Кроме указанных программных продуктов в состав комплекта, поставляемого в сельские библиотеки, должны войти диски с одной из правовых баз данных с обеспечением подписки, на обновленную версию спустя минимум 6 месяцев. Многолетняя практика работы с правовыми базами данных, анализ материалов по исследованию информационных потребностей различных групп населения в разных регионах России, показывает, что в условиях библиотеки, работающей в небольшом населенном пункте, нет острой необходимости использовать такие мощные правовые базы данных, как «КонсультантПлюс», «Кодекс» или «Гарант», предназначенные, прежде всего для профессионалов. На их фоне выгодно отличаются своей практичностью, простотой поиска и возможностью использования на любом компьютере правовые базы, выпускаемые на CD-ROM и включающими все необходимые для населения документы Российского законодательства. Интенсивность обновления раз в полгода является оптимальной для библиотеки небольшого муниципального образования. Кроме того, относительно небольшая стоимость подписки на последующие обновления делает такую базу доступной для библиотек с ограниченным финансированием.

Антивирусное программное обеспечение в силу его быстрого устаревания целесообразно передавать в сельские библиотеки на конечном этапе работы по проекту, в процессе проведения запланированного экспресс - обучения сотрудников сельских библиотек и волонтеров из числа библиотечного актива на базе региональных библиотек на местах. Это позволит передать в библиотеки последнюю, самую актуальную версию антивируса, обучить их его инсталляции и использованию в работе.

Таким образом, модельная библиотека - это библиотека, имеющая оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является необходимым минимумом для осуществления качественного библиотечно-информационного обслуживания населения. Она создается с целью предоставления жителям муниципальных образований неограниченного доступа к информации, качественного повышения уровня библиотечного обслуживания населения.

Модельная библиотека - это многофункциональный информационно-культурный и образовательно-просветительский центр, отвечающий нормам и требованиям Модельного стандарта публичной библиотеки, принятого Российской библиотечной ассоциацией. По сути, модельная библиотека - это эталон деятельности для других библиотек.  Ее цель – качественное повышение уровня информационной обеспеченности всех слоев населения, обеспечение сельским жителям равного доступа к знаниям, информации, мировым интеллектуальным ресурсам [38, c. 14].

Органы местного самоуправления заинтересованы в развитии общедоступных библиотек, поскольку несут ответственность за качество жизни местного сообщества, правовое воспитание и просвещение граждан, обучение их основам организации жизни в новых условиях, приобщение к культуре и информации. Как правило, органы местного самоуправления содействуют успешной деятельности модельных библиотек: принимают меры по их технической модернизации, участвуют в их работе, поддерживают в инновационных начинаниях.

С первых дней создания модельных библиотек важной особенностью является выбор основного направления деятельности, специализация каждой библиотеки. На сегодняшний день среди них есть специализированные краеведческие, экологические, информационно-образовательные центры, библиотеки-музеи, юношеские и детские библиотеки, центры поддержки малого предпринимательства и органов местного самоуправления, семейного чтения и пр. [32]

В работе модельной библиотеки имеется оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является необходимым минимумом для осуществления качественного библиотечно-информационного обслуживания населения.

В заключении хочется сказать, что модельные библиотеки помогают сельчанам (включая детей, молодежь, людей без работы, пожилых людей и др.) преодолевать информационный вакуум и синдром психологической изоляции.

Востребованость сельских библиотек в последние годы не снижается, а в ряде регионов существенно возросла: людям необходима новая и актуальная литература, свободный доступ ко всем видам информации, получение образования и самообразования.

Модельные библиотеки предоставили сельским жителям доступ к каталогам ведущих библиотек и к ресурсам информационных центров. Создание в поселке модельной библиотеки подняло мощную волну интереса сельчан к новым возможностям, которые предоставляются им при использовании огромного объема информации, сосредоточенного в библиотеке. Вокруг этого учреждения разворачивается новая жизнь.

Глава 2. Анализ работы Селезянской модельной Павленковской библиотеки муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система» (МУК МЦБС) Еткульского муниципального района

2.1. Характеристика Селезянской модельной библиотеки МУК МЦБС Еткульского муниципального района

Роль библиотек в развитии культуры народа давно не подлежит сомнению. В модернизации информационно-библиотечной системы особое внимание отводится сельским библиотекам. Главная цель информатизации села – изменить качество жизни сельских жителей, дать возможность получать информацию ведущих библиотек России и мира и таким образом способствовать адаптации сельчан к современным условиям жизни. С этой целью в сельской местности многих регионов России создаются модельные библиотеки.

В селе Селезян имеются средняя школа, детский сад, Дом культуры, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, социально-реабилитационный центр «Солнышко» на 50 мест, почта, сберкасса, детская школа искусств. В сквере перед административным зданием и Домом культуры установлен памятник землякам, погибшим в ВОВ.

Селезянское сельское поселение объединяет населенные пункты с общим населением 2245 человек. В селе Селезян - 2068 человека, в деревне Шатрово - 116,  в деревне Аткуль - 237, в деревне Кораблево - 108, в деревне Назарово - 231, в деревне Устьянцево - 159. 

Селезянская модельная Павленковская сельская библиотека муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система» (МУК МЦБС) Еткульского муниципального района в 2010 году отмечает небольшой юбилей – десять лет она носит звание Павленковской. В 2000 году библиотеке было присвоено это почетное звание, которое она носит с гордостью и ежегодно с успехом подтверждает. Это не просто дата, это признание того, что библиотека достойно работает, развивается, совершенствуется, по-прежнему оставаясь популярной и любимой у своих читателей. Как лучшая сельская Павленковская библиотека стали базой для создания модельной сельской библиотеки.

Библиотека размещается в центре села, в здании Дома культуры, с учетом ее максимальной пространственной доступности (по времени не более 15-20 мин., за которое местный житель может добраться до библиотеки).  

Библиотека способствует развитию подрастающего поколения, обслуживает детей и юношество, прививает им навыки чтения и компьютерной грамотности, помогает развивать воображение и творческие способности, совместно с образовательными учреждениями участвует в обеспечении учебного процесса.

В 2006 году ей присвоен статус модельной библиотеки - первой в Уральском федеральном округе. Обретение ею статуса модельной дало новый виток для роста, как профессионализма её коллектива, так и для качественного обслуживания пользователей.

24 мая 2006 года, состоялось торжественное открытие Модельной библиотеки.

То, что работа по созданию модельных библиотек в Уральском федеральном округе началась именно в Еткульском районе, - заслуга в значительной степени муниципальных властей. Муниципальные власти восприняли идею создания модельной библиотеки на селе с пониманием, проявили заинтересованность в информационной открытости библиотеки, продемонстрировали согласованность действий, направленных на решение задачи создание модельных библиотек, вложили в решение силы и средства.

За счёт средств из федерального бюджета (280 тысяч рублей) библиотека получила программно-аппаратный комплекс, состоящий из двух компьютеров с операционной системой и комплектом лицензионного офисного программного обеспечения, 1000 экземпляров разнообразных по тематике книг последних лет издания и 100 экземпляров компакт-дисков, на которых представлены современные информационные ресурсы, необходимые для обслуживания различных слоев населения, проживающих в сельской местности. [60].

В мультимедийном зале телевизор, видеомагнитофон и стеллаж с дисками и видеокассетами. Спутниковая антенна позволяет поймать каналы так называемого потокового вещания, по которым без перерывов на рекламу транслируются художественные и документальные фильмы.

За счёт средств местного бюджета в библиотеке сделан ремонт, приобретена новая мебель.

Таким образом, развитие Селезянской модельной сельской библиотеки шло по нескольким основным направлениям:

Селезянская модельная сельская библиотека обслуживание читателей осуществляется на абонементе, в читальном зале (он рассчитан на 16 посадочных мест) и компьютерном зале (8 рабочих мест). В зоне обслуживания библиотеки находятся три населенных пункта: с. Селезян, д. Шатрово и Кораблево, в которых проживает 2068 человек. В библиотеке 1400 читателей, в том числе 680 - дети, 220 – юношество (диаграмма 1).


Диаграмма 1

Читатели: 2006 – до открытие модельной и 2009 – 2010 гг.



2006 2009 2010
Книговыдача составляет 20000 экз. изданий (диаграмма 2).

Диаграмма 2

Книговыдача: 2006 – до открытие модельной и 2009 – 2010 гг.



2006 2009 2010

Число посещений – 13926, более 2950 из них – на массовых мероприятиях (диаграмма 3).

Диаграмма 3

Посещений: 2006 – до открытие модельной и 2009 – 2010 гг.



2006 2009 2010
Таким образом, в сравнении с 2006 годом (до присвоения статуса модельной библиотеки) число читателей возросло на 640 человек, посещений и книговыдач возросло соответственно на 9000 и 5000. Охват чтением населения составляет 73,34%, средняя посещаемость – 12,11. Фонд насчитывает 15651 экземпляр, из которых 497 поступило в прошедшем году. В 2011 году библиотека выписывала 33 наименования периодических изданий (25 журналов и 8 газет).

Анализ статистических показателей работы библиотеки иллюстрирует значительно возросшие показатели.

В распоряжении читателей - качественный и обширный справочный фонд; добротный, постоянно пополняющийся СБА: алфавитный и систематический каталоги, краеведческая картотека статей «Край родной, земля уральская», тематические картотеки «Урал в годы войны», «Природа и экология Урала», «Еткульский район глазами земляков», «Поэты Урала», «Прозаики Урала», «Культура Урала».

В библиотеке работают три специалиста: заведующая, два библиотекаря.

Библиотека на сегодняшний день отвечает всем запросам современного пользователя: фонд открыт для свободного доступа, все виды компьютерных услуг представлены в компьютерном зале. В распоряжении пользователей все ресурсы медиатеки, Интернет. В детской части читального зала создана «зеленая зона» с аквариумом, выделена небольшая игровая зона с мозаикой и кубиками литературной тематики. Оформляемые выставки очень красочны, что положительно сказывается на настроении юных читателей.
  1   2   3


Федеральное государственное образовательное учреждение
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации