Курсовая работа - Исследование влияния природной и социальной среды на формирование потребностей человека - файл ???????????? ??????? ????????? ? ?????????? ????? ?? ???????????? ???????????? ????????.doc

Курсовая работа - Исследование влияния природной и социальной среды на формирование потребностей человека
скачать (20.5 kb.)
Доступные файлы (1):
???????????? ??????? ????????? ? ?????????? ????? ?? ???????????? ???????????? ????????.doc101kb.14.12.2011 14:11скачать

???????????? ??????? ????????? ? ?????????? ????? ?? ???????????? ???????????? ????????.doc



Курсовая работа

по дисциплине

«Человек и его потребности»

на тему: Исследование влияния природной и социальной среды на формирование потребностей человека

Содержание

Введение ..................................................................................... 3

1 Теорико-метидологические основы исследования потребностей 4

1.1 Понятие потребностей и их классификация.......................... 4

1.2 Биологические и социальные потребности .......................... 7

2 Человек как социальное существо. Соотношение биологического и социального в обществе и человеке......................................... 11

2.1 Научные концепции человека и его места в жизни ............ 11

2.2 Современная ситуация развития и формирования .............. 16 биологических и социальных потребностей

Заключение ............................................................................... 22

Список использованной литературы ......................................... 23


Введение
Одной из основных характеристик современной социальной среды является рынок. А, как известно, главным действующим лицом в рыночных отношениях является потребитель, отличающийся своеобразием темперамента, характера, особенностями мотивационной и потребностной сфер. Именно он и его ближайшее окружение решают, какие товары и услуги приобрести. Следовательно, это требует от работников сервисной индустрии грамотности в сфере потребностей человека. Необходимо разбираться какие потребности людей нужно удовлетворять при работе с клиентами, какие из них являются первоначальными, а какие вторичными по степени необходимости, и как влияет общественные и природные факторы на формирование потребностей человека. В этом состоит актуальность курсовой работы.

Субъект исследования, социальные и общественные факторы, влияющие на формирование потребностей человека.

Объект – сами потребности человека и их изменение под влиянием социальной и природной сферы.

Целью курсовой работы является исследование влияния природной и социальной на формирование потребностей человека.

Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

I Изучить потребности человека, их структуру и квалификацию;

II Рассмотреть что какие потребности человека являются природными и социальными;

III Установить каким образом влияет социальная и природная сфера на человека и его потребности.

1 Теорико-методологические основы исследования потребностей
1.1 Понятие потребностей и их квалификация
В современном естествознании термин «потребность» имеет несколько значении.

Потребность – в самом общем значении этого слова – существенное звено в системе отношений любого действующего субъекта, это определенная нужда субъекта в некоторой совокупности внешних условий его бытия, притязание к внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств, природы. В таком качестве потребность выступает как причина деятельности (шире – как причина всякой жизнедеятельности). Этимология данного понятия такова, что оно распространяется на весь мир органической и социальной жизни, как бы указывая на естественную связь между этим двумя высшими формами движения материи. Именно этим обстоятельством объясняется многогранность понятия «потребность».

Более развернутое значение этой категории связано с конкретизацией представлений о субъекте деятельности, т. е. носителе потребностей. В качестве носителя могут выступать: биологический организм, человеческий индивид, сообщество людей (семья, род, племя, народ), социальная группа или социальный строй (класс, нация, сословие, поколение, социальная группа).

Все потребности классифицируются в зависимости от критерия, положенного в основу классификации на различные группы:

материальные – духовные;

индивидуальные – групповые;

производственные – непроизводственные;

рациональные – нерациональные;

текущие – ожидаемые;

жизненно важные – второстепенные;

традиционно новые – новые;

постоянные – временные;

возвышенные – низменные.

Чаще всего потребности делятся по происхождению на биологические (первичные) и социальные (вторичные).

К числу первичных относят потребности в самосохранении, т. е. пище, воде, отдыхе, тепле, сохранении здоровья, воспроизведении потомства и др.

К вторичным потребностям относят потребности в самоутверждении, общении, различных достижениях, дружбе, любви, знаниях, саморазвитии, творчестве, самовыражении. Все потребности человека (первичные и вторичные) носят социальный характер, формы их проявления зависят от уровня развития культуры и общества. Само «рождение» различных потребностей человека происходит в процессе общественно-исторического развития. Чем разнообразнее деятельность человека, тем богаче его потребности и тем система ценностей, так как именно потребности человека являются основами формирования его ценностей.

Многообразие человеческих потребностей обусловлено многогранностью человеческой природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в которых они проявляются. Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не останавливает многочисленных исследователей в поисках наиболее адекватной классификации потребностей. Но мотивы и основания, с которыми подходят различные авторы к квалификации, совершенно разные. Одни основания - у экономистов, вторые – у психологов, третьи - у социологов. В итоге получается, каждая квалификация оригинальна, но узкопрофильна, не пригодна для общего употребления.

Очевидно, что все категории потребностей можно разделить на две группы:

потребности существования (в пище, одежде, безопасности, причастности);

потребности достижения целей жизни (материальные, социальные, интеллектуальные, духовные).

Для потребностей существования можно выделить два уровня удовлетворения: минимальный и базовый. Минимальный уровень удовлетворения потребностей может быть представлен затратами времени, которые тот или иной индивид затрачивает на удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилье, безопасности (принято считать эти затраты времени примерно равными половине времени бодрствования). У большинства людей уровень удовлетворения потребностей существенно влияет на структуру интеллектуальных, социальных, духовных потребностей. После достижения базовых уровней удовлетворения потребностей существования формируются потребности достижения целей.

При этом такие потребности постижения целей жизни, как материальные, считаются нормой для каждой группы населения, если уровень их удовлетворения равен базовому. При превышении базового уровня потребности могут выступать как потребности в роскоши.

Социальные потребности можно разделить на две группы:

преимущественно эгоистические (потребность в славе, власти, признании, уважении и др.);

преимущественно альтруистические (потребность в благотворительности, любви).

Интеллектуальные потребности – это потребности в знаниях, творчестве.

Духовные потребности – потребности в духовном совершенствовании, вере, истине, правде.

Перечисленные потребности достижения целей жизни обычно проявляются либо как стремление к большему удовлетворению потребностей существования (потребности в роскоши, признании, славе), либо как проявление новых групп потребностей (в знаниях, творчестве, духовном совершенствовании).
1.2 Биологические и социальные потребности
Как уже было сказано выше, все потребности человека делятся на биологические и социальные потребности. К биологическим относятся потребности необходимые для поддержания жизни человека (в пище, жилье, одежде, в продолжении рода, в соответствующей особенностям организма природной среде, обеспечивающей нормальные условия жизнедеятельности организма. Многие биологические потребности принадлежат к числу насущных, т. е. без их удовлетворения человек вообще не будет существовать. В то же время биологические потребности человека отличаются от биологических потребностей животных: все они перестроены социальным способом существования и приобрели специфическую «очеловеченную» форму. В конечном счете, они остаются все же биологическими по своей природе. Так, насущная потребность в пище, безусловно, удовлетворяет биологические запросы организма, но всегда реализуются в специфической для данной общественной системы форме. Каждый народ имеет свою национальную кухню и сложные традиции совместного застолья, употребления (или отказа от удовлетворения) спиртных напитков. Потребность в сексуальных отношениях и в продолжении рода, конечно, имеет биологическое происхождение, но разные народы в различные эпохи по-разному организовывали сексуальные контакты, создав для этого систему традиций, правил и обычаев. Существуют разные формы брака и исторически сложившиеся в каждой культуре брачные церемонии. Столь же разнообразно удовлетворяются и биологическая потребность в одежде. Традиции и обычаи, связанные с модой, являются некой социальной настройкой над биологической потребностью защищать тело от непогоды и холода.

Социальные потребности сложнее биологических, поскольку связаны с качественно более высоким способом существования. Все социальные потребности формируются, в конечном счете, на основе труда и абстрактного мышления – чисто человеческих качеств и способностей. Основные различия биологических и социальных потребностей можно свести к следующим пяти моментам.

  1. Социальные потребности не возникают в ходе дарвиновской биологической эволюции, а искусственно воспроизводятся человеком в процессе преобразования природной сферы и самого себя.

  2. Социальные потребности универсальны. Человек как универсальное существо может производить «по меркам любого вида». Человек живет всей природой, превращает ее в свое «неорганическое тело», «вторую природу» и для удовлетворения своих потребностей способен использовать любые его сферы и материалы.

  3. Социальные потребности человека носят исторический характер, т. е. могут непрерывно развиваться (закон повышения потребностей). Потребности животного того лил иного биологического вида, наоборот, остаются практически неизменными в течении всего времени существования этого вида.

  4. Человеческие потребности, подобно трудовой деятельности и познанию, способны развиваться бесконечно, они не имеют каких-то непреодолимых границ и пределов эволюции.

  5. Все человеческие потребности в той или иной мере осознаются и поэтому до какой-то степени подвластны целенаправленному формированию и контролю (которого не может быть у животных).

Любая социальная потребность имеет свою биологическую основу, некий биологический плат или компонент. Так человеческий организм исторически формировался в процессе труда, поэтому для нормального функционирования он даже биологически нуждается в неком объеме трудовой деятельности. Биологическая потребность в труде оказывается фундаментом для развития собственно социальной потребности в труде. Социальная потребность в труде выражает сущность социального бытия человека, без нее невозможно существование общества и полноценное развитие личности.

Каждая социальная потребность, таким образом, имеет биологическую составляющую и для своего удовлетворения требует расхода физической (биологической) энергии. Поэтому, направленная на удовлетворение социальных потребностей, требует учета и их биологическая компонента – например, физических возможностей людей, их утомляемости, механизмов восприятья и переработки информации.
2 Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе и человеке
2.1 Научные концепции человека и его места в мире
Как показывает наука о человеке, он имеет биологические и социальные потребности. Для выяснения взаимосвязи между ними необходимо сначала ответить на более общий вопрос: как вообще связаны в человеке биологические и социальные начала? Является ли он биологическим, социальным или неким двойственным, социально-биологическими существом? На этот вопрос пока не существует однозначного ответа. Я изложу в своей работе точку зрения ряда философов и биологов, основанную на диалектической концепции развития, концепции соотношения основных форм (ступеней развития) материи и на исследованиях в области биологии и медицины.

В философии, социологии, психологии и других науках об обществе сложились четыре концепции соотношения социального и биологического в человеке (обществе):

  1. человек – прежде всего биологическое существо, подчиненное законам природы;

  2. человек – чисто социальное существо;

  3. человек имеет двойственную социально-биологическую природу, является биосоциальным существом;

  4. человек имеет целостную социальную природу, которая в снятом, подчиненном виде заключает в себе закономерности физической, химической и биологической форм материи.

Рассмотрим эти концепции подробнее.

1.Понимание человека как биологического, природного существа преобладало в философии французских материалистов XVIII в. И Л. Фейербаха. Оно противостояло идеалистической концепции Гегеля: с его точки зрения, человек – прежде всего духовное, мыслящее существо, а общество – это закономерный этап развития абсолютной идеи. В XIX в. Биологическое понимание человеческой сущности использовали социальные дарвинисты, которые пытались объяснить развитие цивилизации открытыми Ч. Дарвином законами естественного отбора и борьба за существование. Однако после создания материалистической концепции общества этот подход оказался явно устаревшим: труд, сознание, смена фаз развития общества никак не подпадали под действие законов биологии, и данный подход утратил поддержку большинства ученых. В сфере сервиса, пожалуй, особенно ясно видно, что человек имеет не только биологические потребности, которые у него действительно есть (в еде, одежде, жилище и т. п.) всегда выражаются и удовлетворяются в особых, социально обусловленных формах.

2.Опрделение человека как чисто социального существа никогда не пользовались широкой поддержкой ученых. Оно может быть результатом сильной вульгаризации концепции марксизма, в которой впервые было введено понятие социальной формы материи и социальной природы человека. «чисто социальную» концепцию вызывают отдельные специалисты, не учитывающие биологического аспекта природы человека и общества.

3.Представление о человеке как биосоциальном, или социально-биологическом существе широко распространено в российской науке. Иногда к биологическому и социальному добавляют еще третье, психическое начало, т. е. человек, понимается как единство биологического, психического и социального. Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух – природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Совершенно ясно что на человека и общество влияют и биологические, и социальные законы. Что касается психического компонента, то его выделение в качестве третьей детерминанты человека выглядит как странное нарушение логики: психика, сознание являются социальными явлениями, следовательно, социальная составляющая человека и так уже включает в себя психические процессы). При решении социально-экономических проблем, при формировании и удовлетворении потребностей неизбежно приходится учитывать и социальные факторы, и чисто биологические закономерности человеческого организма. Так, при оказании туристических или экскурсионных услуг клиенты не должны испытывать физические нагрузки, слишком тяжелые для организма. Человеку необходимы также питание, сон и отдых. При оказании информационных, консультативных и образовательных услуг необходим учет биологических механизмов работы органов чувств и памяти: человек не может, например, воспринимать и анализировать слишком большие потоки информации, ее нужно подавать в удобной для усвоения форме (устной, письменной или экранной). По-разному происходит восприятие информации у детей и взрослых. В общем, биологический компонент человеческих потребностей недооценивать нельзя (тем более что многие из этих потребностей – насущные), поведение человека определяется не только чисто социальными факторами.

Однако социально-биологическая концепция природы человека все же не объясняется, каким образом взаимодействуют в индивиде и в обществе социальные и биологические законы. Если следовать логике простого исчисления – в обществе есть и биологическое, и социальное – то правильнее было бы вообще считать человека каким-то «физио-химио-биосоциальным» существом. В самом деле наш организм подчиняется не только социальным и биологическим законам, но и законам физики и химии.

4. Соотношение социального и биологического в человеке и обществе наиболее полно и точно описывает концепция целостной (интегральной) социальной природы человека. Человек рассматривается как социальное существо, в котором, как в микрокосмосе, сохраняются свойства и закономерности биологической формы материи.

Соотношение биологического и социального в человеке подчиняется следующим закономерностям:

во-первых, социальное возникает из биологического и является новым качественным уровнем развития материи. Этот уровень имеет свои собственные законы, не сводимые к законам биологии, физики и химии. Так, законы экономики, закономерности смены общественно-экономических формаций абсолютно невозможно объяснить, «вывести» из законов биологической формы материи. Новое, чисто социальное качество человека выражено прежде всего в труде, сознании и во всей сложной системе общественных явлений, возникающих в результате исторической эволюции труда и сознания. Ускоренное развитие сервисного сектора экономики в последние десятилетия также вызвано социальными процессами формирования постиндустриального общества, а не какими либо изменениями в биологической основе цивилизации или человеческого организма;

во-вторых, с появлением социальных качеств человек не перестал, конечно, быть живым существом. Биологические особенности человека устанавливают некоторые рамки и пределы, ограничивающие возможности развертывания социальных процессов. Физическая организация человека такова, что он не может, например, долго обходиться без пищи, самостоятельно передвигаться со скоростью автомобиля или копать землю с производительностью экскаватора. Ограниченность биологических возможностей прямо влияет на производительность труда, способность усваивать информацию, на скорость осуществления любого вида деятельности. Таким образом, биологическая основа человеческого организма не определяет содержания высших по отношению к ней социальных процессов, но задает некоторые границы и пределы, за которые социальные процессы выйти не могут. Эта закономерность прямо влияет на развитие потребностей. Общество стремиться удовлетворять только те из них, которые не противоречат биологическим возможностям организма. Потребности, разрушающие биологическую основу общества, обычно признаются неразумным и на них накладываются общественные ( т. е. социальные по своему происхождению) запреты. Так, во всех странах с настороженностью (а то и просто отрицательно) относятся к услугам, связанным с применением наркотиков и сильнодействующих ядовитых средств, с искусственным оплодотворением или прерыванием беременности, с клонированием стволовых клеток, изменением генетического аппарата человека, изменением пола. Важнейшее требование к товару или услуге – их максимально возможная безопасность для здоровья и жизни человек;

в-третьих, социальная деятельность человека оказывает обратное направляющее воздействие на биологическую основу его организма, изменяя и перестраивая ее (в тех пределах, которые допускают законы биологии). Так, переход к прямохождению, изменение скелета, мускулатуры и особенно развитие руки происходили у первобытных людей под воздействием социальной трудовой деятельности. Социальные катаклизмы – голод, войны, экономические кризисы и т. п. – приводят к изменению продолжительности жизни и ухудшению здоровья людей. Успешное экономическое развитие государств, наоборот, создает лучшие возможности для удовлетворения биологических потребностей человека в пище, жилье, для роста численности населения, улучшения состояния здоровья и других положительных биологических изменений в обществе.
2.2 Современная ситуация развития и формирования биологических и социальных потребностей
Направляющее воздействие социального приводит к тому, что биологические качества человека продолжают развиваться и достигают большего совершенства, чем у животных. В этом смысле говорят, что человек – « самое живое из всех живых существ». Биология человека – самая развитая и совершенная биология. Это выражается в том, что человек в биологическом отношении приспособлен к занятию любой экологической ниши, любой среды обитания – плоть до космического пространства. Кроме того, человек обладает наибольшей в животном мире физической активности. Существуют подсчет, согласно которым человек в течении жизни тратит на 1 кг живого веса в 6 раз больше энергии, чем наиболее активные хищники. Социальная активность приводит к повышению биологической активности организма (человек двигается больше, чем животные).

В ходе исторического развития меняется социальный запрос на биологические особенности человеческого организма. С момента возникновения человека современного, кроманьонского типа физическая организация и умственные способности людей изменились очень мало. Однако в процессе образования и воспитания на основе одного и того же биологического организма можно создать разные типы личности. При этом в разные исторические эпохи оказываются, востребованы различные биологические черты и задатки человека. Так, в эпоху примитивного физического труда ценится физическая сила, а в эпоху компьютеров – интеллектуальные, творческие способности. Все эти примеры показывают, что социальное начало человека, хотя и зависит от низшего по отношению к нему биологического, все же направляет развитие последнего и определяет содержание исторического процесса. Это означает, что природа человека целостна, социальна, а социальная норма материи в диалектически снятом, подчиненном виде содержит в себе свою биологическую, химическую и физическую основы.

Механизм взаимодействия общества и его природной основы наиболее точно описывает именно концепция интегральной социальной природы человека.

Концепция двойственной, социально-биологической природы человека обычно происходит из того, что в истории общества идет борьба между биологическим и социальным началом. Говорят, например, что человек все больше и больше «очеловечивается», культура вытесняет из него зверя и т. п. Таким образом, в процессе общественного развития роль биологических процессов уменьшается, а роль социальных пропорционально увеличивается. Значение биологической основы человеческого организма уменьшается и сужается. Человек становится все «более социальным» и все «менее биологическим» существом.

Опираясь на такой подход, говорят, например, что школа должна давать ученикам больше знаний, развивать интеллект, готовить человека к социальной адаптации в реальном мире, начинающемся за порогом школы, и т. п. при этом биологическое начало в человеке или игнорируется, или признается несущественным. Так, считается, что сексуальное влечение достаточно просто ограничить, потребность в пище удовлетворяется достаточно легко, а потребность в физических нагрузках человек должен удовлетворять, как умеет своими силами (делать гимнастику и т. п.). неэффективность такого подхода ярко демонстрирует даже официальная российская статистика. Средняя продолжительность жизни в России намного меньше, чем в других странах «большой восьмерки», подавляющее большинство школьников уже с детства приобретают серьезные нарушения здоровья, распространены наркомания и алкоголизм. Эти явления имеют множество экономических и политических причин, однако логично задать вопрос: не является ли одной из этих причин то, что деятельность общества основывается на неправильном, упрощенном понимании взаимодействия социального и биологического?

С точки зрения концепции целостной, интегральной природы человека, биологическое – основа социальных процессов, которая в ходе развития общества не ослабевает, а, наоборот, усиливается вместе с укреплением собственно социального. Социальное не «вытесняет» из человека некое «звериное начало», а развивается только вместе с этим включенным в него биологическим началом.

Укрепление, а не ослабление биологических основ общества – необходимое условие успешного развития чисто социальных качеств и способностей человека.

Это недостаточно понятая современным обществом закономерность достоверно подтверждается рядом исследований, проведенные в течение последних десятилетий. Так, плохое состояние здоровья школьников по всей Российской Федерации явно связано с недостатком физической активности. Согласно исследованиям, проведенным еще в 70-70-е гг. XX в. В нескольких республиках СССР, школьники и студенты тратят на занятие спортом в среднем 4 часа в неделю. Между тем основанный медиками минимум, необходимый для поддержания нормального состояния здоровья, - 12 часов для школьников и 10 часов для студентов. Обобщая данные исследований, проведены на Украине, а также в других республиках, включая Эстонию, можно утверждать, что минимальную норму двигательной активности получают не более 10% трудящихся и школьников. С происходящим в современном обществе увеличением психических нагрузок физические нагрузки должны не ослабевать, а наоборот, увеличиваться, чтобы скомпенсировать, уравновесить нагрузки на психику. Поэтому, например, старую советскую практику, когда школьникам, получавшим плохие оценки, не давали посещать спортивные секции, следует считать безграмотной. Характерно, что наиболее высокий процент людей, в взрослом возрасте занимающихся физкультурой и спортом, в упомянутом исследовании был обнаружен среди ученых Сибирского отделения АН СССР, т. е. у тех, кто много и успешно занимается интеллектуальной деятельностью. Усиленные физические нагрузки им только помогают.

Еще одна важная черта биологии человека – ее универсальность. Она проявляется, в частности, в том, что постоянное выполнение монотонных, однообразны физически движений несовместимо с биологией человека и уродует его организм. Так, у работников однообразного и напряженного конвейерного производства намного чаще, чем у кого-либо другого, возникают проблемы с физическим и психическим здоровьем. Спортсмены, усиленно занимающиеся только одним видом спорта, довольно быстро заходят в тупик: их результаты перестают расти. Единственный выход, которым пользуются в таких случаях, - переключение на другие его виды. Только одновременное занятие разными спортивными дисциплинами позволяет добиться положительных сдвигов в том главном виде спорта, в котором человек выступает на соревнованиях. Человеческий организм, в отличие от организма животного, не терпит узкой специализации в физических нагрузках. Если она возникает в процессе труда, необходима компенсация в виде спорта, туризма, физической культуры. Если общество не создает условий для такой деятельности, закономерно входят в моду другие, разрушительные для организма виды компенсации мышечного и нервного напряжения с помощью асоциального (преступного) поведения, алкоголя и наркотиков.

Мы живем в эпоху формирования постиндустриального общества, когда разворачиваются кризисные процессы во многих сферах человеческой деятельности (экологический кризис, кризис доверия, кризис семьи и т. д.). специалисты утверждают, что есть основания говорить и о состоянии социально-биологического кризиса, в котором находится современная цивилизация. В период формирования человеческого общества биологическая организация человека постепенно приспособилась к трудовой деятельности. Под ее воздействием изменялась рука, возникло прямохождение, развивался мозг, совершенствовались нервная система и органы чувств. Формирование индустриальной и постиндустриальной цивилизации, особенно возникновение компьютерного труда, повлекло за собой качественное изменение физических нагрузок на организм. Однако биологически приспособленные механизмы работают гораздо медленнее, чем развивается современная техника и меняется образ жизни. Технические новшества внедряются под влиянием экономических и политических интересов отдельных людей и социальных групп. При этом никто на первых парах не задумывается, насколько они соответствуют биологическим возможностям организма. Неизбежно возникает более или менее сильное рассогласование между этими возможностями и новой техникой, технологическими процессами, новым ритмом жизни. Наверное, самый яркий пример таких разногласий – освоение атомной энергии. Оказалось, что возможности организма вообще исключают работу с радиоактивными материалами на основе старых промышленных технологий: урановые стержни, например, невозможно носить в руках, обтачивать напильником и т. д. – это несовместимо с жизнью.

Сложное, не до конца изученное разрушающее воздействие на организм оказывают работа на компьютере, мощная звуковоспроизводящая аппаратура, новые, синтезированные человеком механические вещества, навязанный современным обществом режим работы и отдыха и многие другие факторы окружающей нас «второй природы». Одним словом, очевиден вывод: необходимые специальные усилия общества по согласованию новых реальностей общественной жизни и биологических возможностей человеческого организма. Это противоречие не может разрешиться само собой.

Сервисная деятельность выполняется очень важные функции в преодолении дисгармонии между социальными процессами и биологическими особенностями человека. Во-первых, можно с высокой степенью вероятности предсказать, что в обозримой исторической перспективе будут существовать и усиливаться потребности в различных видах рекреационной деятельности, т. е. в восстановлении физических и психических сил человека в условиях тяжелых нагрузок на организм. Эта деятельность в той или иной форме присутствует во многих видах сервиса – в социальном и медицинском обслуживании, в образовании, в гостиничном и туристическом сервисе, в применении и обслуживании необходимых для них техники и оборудования. Во-вторых, могут возникать новые виды потребностей, методы их удовлетворения и услуги, связанные с изменением биологических условий существования человека. Новые потребности в удовлетворении биологических запросов, организма – которые всегда происходят в той или иной социально выработанной форме – могут создавать сферы применения для новых направлений и технологий сервисной деятельности.

Таким образом, взаимосвязь биологических и социальных факторов развития человека и общества не остается не изменой. Она эволюционирует вместе со всей общественной системой. Отслеживание происходящих при этом изменений – одно из условий эффективного функционирования системы сервиса.

Заключение
Проведенное исследование влияния природной и социальной среды на формирование потребностей человека позволило сделать следующие выводы

1 Потребности – это важнейший принцип, которым руководствуется человек при принятии каких-либо решений, будь это социальные или биологические потребности;

2 Биологические потребности – это потребности жизненно важные для человека, они заложены в нем с рождения и схожи с потребностями животных;

3 Социальные потребности начинают формироваться у человека со времени его вхождения в общественную среду, меняют структуру ценностей человека и витальные потребности, тем самым, отличая человеческие потребности от животных;

4 В современное время социальные потребности значительно стали превышать биологические. Это ведет к нарушению гармонии в человеческом организме, а следовательно ухудшению физического и психического здоровья людей.

5 Для соблюдения правильного образа жизни человеку следует держать в полном равновесии социальные и биологические потребности, чтобы оставаться полноценной, здоровой личностью.

Список литературы
1. Бережной Н. М. Человек и его потребности. М.: Новое знание,2000. – 268 с.

2. Железнов Ю. Д. Человек в природе и обществе. М: Март, 2001. – 458 с.

3. Коноплева В. А. Сервисология (человек и его потребности). Владивосток: ВГУЭС, 2005. – 176 с.

4. Орлов С. В. Человек и его потребности. СПб.: Питер Пресс, 2007. – 160 с.

5. Удальцова М. В. Сервисология: человек и его потребности. М.: Академия, 2002. – 275 с.

6. Социально-биологические проблемы физической культуры и спорта// Бака М. М. и др. Киев: Здоров'я, 1983.




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации