Лекция - Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе - файл n1.docx

Лекция - Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе
скачать (16.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx17kb.01.06.2012 11:19скачать

n1.docx

Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе

План:

1.История профессии педагога

2.Педагогическая деятельность. Сущность понятия профессия

3.Профессиональные функции и качества личности педагога.
1.История профессии педагога.

Профессия педагога одна из наиболее древних в истории человечества. Воспитание подрастающего поколения начало складываться в период перехода первобытного человека к трудовой деятельности (орудийной деятельности). В обществе возникла потребность в передаче опыта трудовой деятельности. Дети работали вместе со взрослыми, подражали им, и научились выживать. Постепенно в обществе складываются брачные отношения (семейное воспитание). Усложнение хозяйственной деятельности, социальных связей определило изменение в воспитании детей и подростков. Возникает первая в истории человечества форма воспитания и обучения – инициация.

Инициация – это совершение ритуала, обрядов, посвящение юношей и девушек во взрослую жизнь. Это был своеобразный экзамен на взрослость. Обряд можно считать прообразом школы. Постепенно в обществе выделились лица, посвятившие свою жизнь воспитанию и обучению молодежи. Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В состоятельных семьях попечение о детях возлагали на образованного человека. Его и стали называть педагогом (pidas – дитя, ago – вести). Позднее педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а за тем и преподавателей, учителей. Профессия педагога становится государственно значимой профессией. Профессия – это род человеческой деятельности, требующий специальной подготовки. Профессия является источником существования. Профессия – это многозначное понятие, которое включает в себя: общность людей, занимающихся данным видом труда и жизненный путь человека, область приложения его сил.

Воспитатель ДОУ одна из молодых современных педагогических профессий. Она возникла в 17 – 18 веках, когда появились первые дошкольные учреждения (в Европе, России). Постепенно в 19 веке стали возникать платные, частные детские сады. Заниматься в них могли дети состоятельных родителей. Придумал название «Детский сад» Фридрих Фребель. В России детские сады стали появляться в конце 19 века – начале 20 веков. Воспитатели назывались фребеличками. После революции в России начинает складываться общественное государственное дошкольное образование. Начинает развиваться дошкольная отечественная педагогика, появляются педагогические училища и институты.
2.Педагогическая деятельность. Сущность понятия профессия.

Профессия – это род человеческой деятельности, требующий специальной подготовки и являющийся источником существования человека.

Воспитатель дошкольного учреждения – это профессия, содержанием которой является обучение и воспитание.

Педагог является представителем социально значимых профессий (учитель, воспитатель, преподаватель). Педагогическая деятельность представляет собой систему, имеющую определенную структуру, в которой можно выделить следующие компоненты: мотив, цель, предмет, способы осуществления, результат.

Мотив – то, что побуждает человека заниматься педагогической деятельностью.

Цель педагогической деятельности определяется обществом. Она носит обобщенный характер (в виде идеи, программы). Но у каждого педагога она трансформируется в индивидуальную обстановку.

Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета, объекта труда. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта – ребенок.

Способы осуществления – основные «орудия педагогического труда»: голос, речь, темп, жесты, мимика, культура речи, внешний вид.

Результат – особенность заключается в том, что воспитателю не всегда удается увидеть результат своего труда, так как он растянут во времени (проявляется в будущем своего воспитанника).
3.Профессиональные функции и качества личности педагога.

Педагогическое творчество – непременное условие современного педагогического процесса. Ребенок, представляя собой личность, требует особых индивидуальных способов общения и форм. Современный педагог обязан постоянно искать новые формы работы с детьми, повышать свой профессиональный уровень.

Воспитательные функции:

1.создание педагогических условий для успешного воспитания детей.

2.обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей

3.осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми (основная функция педагога дошкольного воспитания)

4.участие в педагогическом просвещении родителей

5.резюмирование и согласование воспитательных воздействий семьи и ДОУ

6.самообразование (чтение педагогической литературы, учеба, участие в конкурсах, конференциях…).

Профессиональная деятельность педагога ДОУ разнообразна по своему содержанию, поэтому ее условно делят на ряд направлений. Анализируя деятельность педагога ДОУ, определяют профессиограмму.

Професиограмма – это научно обоснованные требования к профессиональным качествам личности педагога, к объему и составу общекультурных и специальных знаний, а так же перечень педагогических умений и навыков.
Профессиональные качества личности педагога:

Профессиональная направленность в работе - это комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а так же профессиональное самосознание.

Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

Совокупность профессионально обусловленных требований к воспитателю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности.

Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования отражено в профессиограмме. Профессиограмма отражает инвариантные, детализированные параметры личности профессиональной деятельности воспитателя.
Профессиональная направленность личности воспитателя включает интерес к профессии воспитателя, педагогическое призвание, профессионально – педагогические намерения и склонности.

Основой педагогической направленности является интерес к профессии воспитателя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом.

Педагогическое призвание – в отличие от педагогического интереса, который может быть и содержательным – означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу.

Педагогический долг и ответственность – руководствуюсь чувством педагогического долга, воспитатель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, т.е. всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенций, он требователен к себе, неукоснительно следует своеобразному кодексу педагогической морали.

Самосовершенствование – это высшее проявление педагогического долга воспитателя. Именно в нем находит выражение мотивированно – ценностное отношение к труду. Воспитатель, имеющий данное качество, работает, не считаясь со временем.

Сущность педагогического такта составляют взаимоотношение учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувства ответственности. Педагогический такт одновременно и чувство меры, и сознательного дозирования действия, и способность проконтролировать его и если это необходимо – уравновесить одно средство другим. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, от его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Педагогическая справедливость – представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственности. Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения «научный авторитет», «признанный авторитет в своей области» и т.д., то у воспитателя может быть единый и неделимый авторитет личности.

Духовные потребности и интересы – являются основой познавательной направленности. Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей является потребность в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования – необходимое условие профессионального становления и совершенствования.

Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности является культура научно-педагогического мышления, основным признаком которого является диалектичность. Она проявляется в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации