Лекция - Система умственного воспитания в России и за рубежом - файл n1.doc

Лекция - Система умственного воспитания в России и за рубежом
скачать (70.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc71kb.01.06.2012 11:19скачать

n1.doc

Конспект урока по предмету «Дошкольная педагогика»

для студентов II курса Дошкольного отделения.
Тема: «Система умственного воспитания в России и за рубежом».

Цель урока: познакомить с развитием системы умственного воспитания в России и за рубежом. Учить видеть логику изложения материала, обосновывать свои выводы, подкрепляя примерами. Развивать способности четко и лаконично фиксировать лекционный материал в виде таблицы, тезисов.
План урока:

1.История развития системы умственного воспитания дошкольников в России.

2.Личностно-ориентированная дидактика.

3.Влияние сенситивных периодов в онтогенезе ребенка на его умственное воспитание.

4. Роль сенсорного развития в умственном воспитании дошкольников.
Организационный момент.

Педагог здоровается со студентами, отмечает присутствующих, называет тему урока, цель и план проведения урока.
Проверка домашнего задания.

Сравнение студентами трактовок определения «умственное воспитание», «умственное развитие», полученных из разных источников (Ожегов «Толковый словарь», учебник С.А. Козлова, Т.А. Куликова «Дошкольная педагогика»…)
Начитывание лекционного материала.
1. История развития системы умственного воспитания дошкольников в России.

Главным в умственном воспитании ребенка обозначается не накопление им знаний, умений, навыков, а развитие познавательной сферы. Исторический опыт отражает разные механизмы модернизации системы умственного воспитания. В истории дошкольного воспитания особое место занимает период 50-х - конца 90-х гг. Усложнение содержания начального образования в эти годы поставило на повестку дня проблему подготовки детей к школе в условиях детского сада. И особое место в этой подготовке отводилось умственному воспитанию, так как именно оно приближало дошкольника к деятельности школьника.

В начале 50-х гг. умственное воспитание в программно-методических документах и пособиях по дошкольному воспитанию рассматривалось односторонне как работа над развитием речи.

В 1951 году Усова вводит новую форму работы с дошкольниками – занятие, как систематическое обучение. Занятие явилось переломным этапом в организации работы по умственному воспитанию.

Это повлекло к появлению учебно-дисциплинарной формы организации педагогического процесса. Акцент был сделан на фронтальные занятия, которые ставили воспитателя в позицию оценивающего эксперта, поэтому основной цели не удалось достичь – развитие всесторонне гармонично развитой личности.
Вопросы студентам:

-почему организация занятий повлекло появление в детских садах учебно-дисциплинарной формы организации педагогического процесса? (Занятие – регламентированная форма обучения, где соблюдаются жесткие требования, следовательно, дисциплина стала превыше всего);
-как связана позиция оценивающего эксперта в роли воспитателя с низким уровнем всесторонне гармонично развитой личности ребенка? (Творчество, инициатива детей подавлялась жестким контролем, оценкой воспитателя)
В середине 60-х гг. было дано более глубокое толкование умственного воспитания. Умственное воспитание - понималось как одна из существенных сторон всестороннего развития ребенка и заключалось в сообщении детям знаний и воспитания у них правильного отношения к окружающему миру, в развитии умственных способностей, приучение к умственному труду.

К концу 90–х годов из-за противоречий между целью (всестороннее развитие) и практическим результатом возник принцип гуманизма педагогического процесса. Начали говорить о заранее прогнозируемом результате. Умственное воспитание проводилось в тесной связи с физическим, нравственным, художественным, эстетическим и трудовым. Умственному воспитанию дается новое определение, которое включило все психофизическое развитие детей. Под умственным воспитанием понималось целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей, а также сообщение ребенку доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных умений и навыков, развитие познавательных способностей. Стали совершенствоваться содержание, формы, методы умственного воспитания, изучение условий и факторов, обеспечивающих полноценное психическое развитие дошкольника в детском саду.

Эти и другие процессы непосредственно и косвенным образом повлияли на развитие теории и практики умственного воспитания в дошкольных учреждениях.
Вопросы студентам:

-почему противоречие между теорией и практикой повлекло к появлению принципа гуманизма в педагогическом процессе? (Для развития творческих способностей у дошкольников необходимо уважение личности ребенка, право на свободу выбора);
-как связан заранее прогнозируемый результат с новой трактовкой определения «умственное воспитание»? В чем главное отличие формулировок определения «умственное воспитание», возникших в 60-е и 90-е годы? (Какое ключевое словосочетание возникло в определении в 90-е года?). (Прогнозируемый результат всегда достигается, если продуманы пути и средства достижения этого результата. Этому способствует целенаправленное (т.е. осознанное, стремящееся к цели) воздействие взрослого на развитие ребенка.)
2.Личностно-ориентированная дидактика.

Российское общество, находясь в начале XXI столетия, переживает новый этап культурной революции, характеризующийся как технико-интеллектуальный, в котором происходящие изменения, как известно, сильно отличаются по своим масштабам и динамизму от всех предыдущих этапов развития человеческой цивилизации. Такой динамизм развития современного общества требует переосмысления задач обновления образования. Развитие личности, ее творческой индивидуальности, раскрытие и реализация сущностных сил ребенка становится главной линией системы образования. Образовательный процесс должен быть гуманным и личностно-ориентированным.

Личностно-ориентированная дидактика, опирающаяся на теоретическую модель трансактного анализа Э.Берна, предполагает реализацию трех стратегических принципов: вариативности, синтеза интеллекта, аффекта и действия, приоритетного старта.

1. Принцип вариативности: взрослый, работающий с дошкольниками, ответственен за то, чтобы в модели обучения, которую он предлагает ребенку, была заложена возможность выбора собственной модели учения. Принцип предусматривает как вариативность содержания, методов и форм обучения, так и вариативность организации среды в детском саду.

2. Принцип синтеза интеллекта, аффекта и действия: работа с детьми в одинаковой мере должна вовлекать их в процессы познания, действия и эмоционального освоения мира. Идеалом личностно-ориентированной дидактики является конструирование таких условий образовательной работы с детьми, которые порождают гармонию трех названных аспектов освоения деятельности ребенка.

3. Принцип приоритетного старта: начинать работу следует с тех видов деятельности, которые самоценны для каждого конкретного ребенка, непременно учитывать стартовые предпочтения детей.

Кроме того, необходимо учитывать и склонности педагога, который также должен быть увлечен. Реализация данных принципов предполагает “через-себя-понимание”, создание общего психологического пространства, игровое построение процесса образования, а в качестве форм работы с детьми — организацию дискуссий, диалогов, совместных наблюдений и экспериментов. Не потерявший связи с миром детей взрослый знает: огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнь проживается ребенком в формах игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования. Все перечисленные формы активно внедряются в практику дошкольного образования, пронизывая занятие как основную форму обучения детей дошкольников.

Вопросы студентам:

-как вы понимаете принцип “через-себя-понимание”? (ребенок должен прожить ситуацию, о которой говорит его партнер – взрослый: через игру, наблюдение, беседу, рисование…);

-приведите примеры к каждому принципу личностно-ориентированной модели воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

3.Влияние сенситивных периодов в онтогенезе ребенка на его умственное воспитание.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Такой возрастной период называют сенситивным для развития организма человека. Упустив привилегии сенситивного периода, не возможно в будущем в полной силе компенсировать нанесенный ущерб организму человека. Ущербность будет постоянно проявляться на разных этапах онтогенеза (индивидуального развития человека).

Например, плохо развитая память в дошкольном возрасте не позволит в процессе школьного обучения с легкостью запоминать материал. Но этому может помочь логическое и абстрактное мышление, которые являются компенсаторными функциями организма. Плохо развитое внимание в дошкольном детстве возможно компенсировать постоянным контролем поведения ребенка с помощью устной речи взрослого (напоминание, указание, замечания, интригующая интонация в голосе) В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника.

Возраст от рождения до 1 года является сенситивным периодом для развития восприятия (видеть, слышать, чувствовать). Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этом этапе ознакомление со свойствами предметов в процессе ведущей предметно – манипулятивной деятельности играет главнейшую роль. В этом периоде начинает свое развитие наглядно-действенное мышление (ребенок понимает речь, в которой отражается информация о предмете, непосредственно находящемся перед глазами ребенка. В этот момент, желательно, предложить этот предмет обследовать ребенку различными анализаторами).
Ранний возраст (1 - 3 года) является сенситивным периодом для развития речи. Поэтому в процессе ведущей деятельности этого возраста – предметной деятельности необходимо по максимуму знакомить ребенка с окружающим миром, расширять его кругозор, а, следовательно, пассивный словарь. Пассивный словарный запас постепенно будет переходить в активный словарь в период раннего возраста благодаря наглядно-действенному мышлению.
Младший и средний дошкольные возраста (3 - 5 лет) являются сенситивным периодом для развития памяти. В этом возрасте ребенок интересуется всем подряд, постоянно задает взрослому вопрос «почему?». По-другому, этот возраст называют возрастом «почемучек». Благодаря постоянному поиску и легкому запоминанию информации ребенок расширяет знания, закрепляет умения и навыки в ведущей деятельности – игровой. С этого периода начинает свое развитие наглядно-образное мышление (ребенок способен не только видеть непосредственно предметы, но и представлять их на основе воспоминаний, полученных из личного опыта)
Старший дошкольный возраст (5 – 7 лет) – это возраст, когда все психические процессы подчиняются воле ребенка. В этот период в процессе ведущей деятельности – игровой закладываются основы учебной деятельности (она станет ведущим видом деятельности уже в младшем школьном возрасте). Благодаря произвольности всех психических процессов (вниманию, восприятию, воображению, мышлению, памяти, речи), в старшем дошкольном возрасте ребенок способен наблюдать длительное время за объектом, сравнивать предыдущий результат с новым, анализировать увиденное, рассуждать и предполагать еще не полученный результат, делать выводы и умозаключения, после чего все мысли выражать в речи. У ребенка на основе наглядно - образного мышления зарождается словесно-логическое мышление.

Таким образом, мышление у ребенка от рождения до 7 лет проходит в своем развитии следующие стадии преобразования: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление.
Задание студентам: заполнить таблицу «Сенситивные периоды развития ребенка»

Возрастная периодизация

Сколько лет

Ведущий психический процесс

Ведущий вид деятельности

Вид мышления

Главная характеристика возраста

Пример

(как можно развить психич. процесс)

Младенчество


















Ранний возраст



















Младший, Средний дошкольный возраста



















Старший дошкольный возраст




















4.Роль сенсорного развития в умственном воспитании дошкольников.

Зарубежные педагоги – Мария Монтессори и Фридрих Фребель первыми начали подробно говорить о роли сенсорного развития в умственном воспитании дошкольников. На их взгляд весь педагогический процесс должен быть пронизан сенсорикой. Благодаря данному принципу М. Монтессори смогла помочь многим детям с умственными и физическими недостатками в развитии преодолеть свой недуг. Ее практика позволила многим детям-инвалидам значительно повысить уровень умственного развития, а иногда они имели выше среднего уровень умственного развития по сравнению с обычными здоровыми детьми. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Задание студентам:

-найти и переписать определение «сенсорное развитие» из учебника С.А. Козлова, Т.А. Куликова «Дошкольная педагогика».
Выделяют принципы теории сенсорного воспитания:

В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д. (например, многие условия взаимовлияют друг на друга при ударе молоточком по металлофону: сила удара, вес молоточка, сила и длительность звучания инструмента)

Второй принцип предполагает обучение сенсорным действиям (потрогать, пощупать понюхать, попробовать, услышать) в процессе детской деятельности.

В большинстве случаев свойства и качества исследуемого объекта выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости).

Третьим принципом является сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними по отдельности невозможно.

Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач (чтобы узнать свежесть любого фрукта, надо его понюхать, изучить его упругость, изучить цвет – пробовать не обязательно, чтобы узнать температуру любой жидкости в посуде, надо сперва дотронуться до посуды только пальцем, затем можно ладошкой, и только после этого можно опустить палец в жидкость – что бы не обжечься).

Четвертый принцип направлен на систематизацию представлений о свойствах и качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом (треугольная форма любого предмета предполагает остроту кончиков предмета – звезда, крыша, треугольная линейка; если стакан стеклянный бьется, то и зеркало, окно, стеклянная рамка и стеклянная статуэтка тоже могут разбиться). Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.

Таким образом, основной задачей сенсорного воспитания является ознакомления малышей со свойствами предметов — это обеспечит накопление представлений о цвете, форме, и величине предметов.

В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа готовит почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств, что требует знакомства с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все основные варианты. Поскольку эта система включает, прежде всего, основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный), 6 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, ромб), 3 разновидности величины (большой, средний, маленький), то, по-видимому, нужно, чтобы у ребенка складывались в первую очередь представления именно об этих фигурах, цветовых тонах, величинах, но без обобщающего значения.


 Вопросы студентам:

-показать с помощью примеров связь принципов сенсорного развития с умственным воспитанием и развитием у ребенка дошкольного возраста:

1.сенсорный опыт знакомит с эталонами, углубляет знания о мире (треугольная крыша, тревболка)

2.определение причинно-следственных связей, выделение взаимозависимостей (свежие плоды)

3.обследовательские действия позволяют развитию мыслительных операций: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, выводам (молодое и старое дерево)

4.систематизация знаний на основе знаний об эталонах, свойствах материала (книга легко рвется, поэтому бумажная одежда не практична)
Домашнее задание: подготовить доклад «Вклад М. Монтессори и Ф. Фребеля в развитие теории умственного воспитания детей дошкольного возраста».
Выставление оценок за работу на уроке студентов. Конец урока.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации