Шпоры по философии УГАТУ 2003 - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по философии УГАТУ 2003
скачать (99.9 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc397kb.18.06.2003 16:43скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Вопрос 1. Особенности фил. мз. и его ключевые проблемы: мир и человек, бытие и сознание.

Ф. (с греческого любомудрие, видение истины) - наука о наиболее общих законах развития природы, общ-ва, и чел. мышл. Предмет фил. - вышеуказанные з-ны. Функции ф. – мз-я (пом. сформ. мз.; явл. его теор. основой решает пробл. позн. мира; ориентирование чел. в мире культ. и дух. ценностей), праксоеологическая (реш. фил. вопросов непоср. отн. к окр. миру; разработка понятий и представлений отн. к практ. деят. чел.), гносеологическая (теоретика познания; выработка категорий отр-х наиб. общие св-ва и отн-я вещей сост-х основу познания окр. мира), критическая (преодоление устаревших взглядов), прогностическая (построение моделей будущего; эвристический прогноз; формирование гипотез), методологическая (рац. обработка и систематизация; теоретическое выражение рез-в чел. опыта), интегративная (обобщение и систематизация форм чел. знаний и опыта). Понятие мз. и исторического развития. Мз. - это взгляд на мир и положение чел. в этом мире, оценка и хар-ка взаимоотношений человека и мира. Мз. формировалось веками и продолжает формироваться, поэтому в ходе развития мз. нужно выделять различные этапы, т.е. характеризовать мировоззрение как историческое. Исторические типы мз.: мифол-е, рел., науч., фил. Мз. включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный. Эмоциональная сторона представлена мироощущением (эмоции), интеллектуальная– миропониманием (знание). В мировоззрении выделяют два уровня: повседневное и теоретическое. Первое складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности, второе возникает тогда, когда человек подходит к миру с позиций разума и логики. Ф. – это теоретически разработанное мз., система самых общих теор. взглядов на мир, на место человека в нем, выявление различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют фил. мз.: 1. Системность 2. Теоретический, логически обоснованный характер системы фил. взглядов. В центре внимания стоит человек с его отношением к миру и отношение мира к этому человеку. Фил. ориентирована на раскрытие следующих основных проблем: 1.Отношение мира и человека 2.Место человека в этом мире 3. Его предназначение. Отношение чел. и мира пронизывает всю фил., начиная с вопроса о том, что есть наше знание? Задана ли истина вещами или она есть продукт произвола субъекта? Что есть ценность? Отсюда следует, что вопрос о соотношении материи и сознания есть по сути основной вопрос фил. Ни одно учение не может его обойти. Он определяет водораздел между направлениями философии. Основной вопрос имеет различные стороны. 1. Что первично: сознание или материя? 2. Познаваем ли мир? С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм. С т.з. раскрытия 2-й стороны философы делятся на признающих познаваемость мира и агностиков.

Вопрос 2. Основной вопрос философии и его две стороны. Материализм и идеализм.

Вопрос о соотношении материи и сознания, т.е. по сути дела об отношении мира и человека есть основной вопрос философии. Основной вопрос имеет 2 свои стороны. 1. Что первично, сознание или материя? 2. Как относятся наши мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли мир. С точки зрения раскрытия 1-й стороны основного вопроса философии в системе общефилософских знаний выделяют следующие направления: а) материализм; б) идеализм; в) дуализм. Материализм - философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания. Идеализм - философское направление, утверждающее обратное материализму. Дуализм философское направление, утверждающее, что материя и сознание развиваются независимо друг от друга и идут параллельно. Дуализм не выдержал критики времени. Формы материализма и идеализма. 1. Наивный материализм древних (Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит) Суть: Первична материя. Под этой материей подразумевались материальные состояния и физические явления, которые при простом наблюдении обнаруживались как глобальные, без попыток научного обоснования, просто в результате обыденного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения. Утверждали, что массово существующее вокруг людей есть первоначало всего. Гераклит - огонь, Фалес- вода, Анаксимен- воздух, Демокрит - атомы и пустота. 2. Метафизический - материя первична к сознанию. Специфика сознания игнорировалась. Крайний вариант метафизического материализма - вульгарный. «Человеческий мозг выделяет мысли так же, как печень выделяет желчь». Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Маметри, Гельвецкий. 3. Диалектический материализм (Маркс и Энгельс) Суть: Материя первична, сознание вторично, но первичность материи по отношению к сознанию ограничена рамками основного философского вопроса. Сознание производно от материи, но оно, возникнув в материи, в свою очередь может существенно повлиять и преобразовать ее, т.е. между материей и сознанием имеется диалектическая взаимосвязь. Разновидности Идеализма:

1. Объективный - не зависящий от человеческого сознания. Суть: первична идея сознания, которая объективна: Платон - мир и день, идея, воспоминание. Гегель - абсолютная идея. 2. Субъективный идеализм (Беркли, Мах, Юм). Суть: Мир - комплекс моих ощущений.


Вопрос 3. Бытие и его основные формы. Понятие материи в философии и его значение.

Бытие - это основная фил. категория, обозначающая реальность, все существующее. Это понятие охв-ет все то, что только имеет место «Быть». Выделяют след. формы бытия: - матер. б. (б. вещей, и предметов); - идеальное б. (б. мыслей, «понятий»); - соц. б. (б. матер. и ид. в чел., единой взсв, получившей свое отражение в чел.) Материя. Выработка этого понятия обусловлена тем, что фил-фы в клас. п-д развития фил. всегда стремились решить ОВФ: что первично, материя или сознание в этом мире. Это то, что зависит от чел. сознания или то, что находится вне его сознания. Пользуясь понятием м., философы вели речь о той основе, которая лежит вне чел. сознания. Однако в представления о сути м. в ходе развития фил. мысли изменялись. В античной фил. в основе определения м. лежало понятие «материал», из которого «вылеплены» все вещи (вода, огонь). Аристотель: М. - это всеобщее возможность предметного многообразия. Средние века: Аристотельская дуалистич. концепция: м., как пасс., страдательное начало, дух как акт. начало, заняла господствующее положение. В механистическом мат-ме нов. вр. в осн. определения м. лежит уже не понятие «материал», а основных первичных неизменных свойств, общих для всех мат. предметов: протяженность, перемещение, фигура, вес. Для Дидро м. - это абстрактная категория, отвлекающая ото всех мат. предметов их всеобщее св-ва и качества. Все разногласия и трудности в определении м. нельзя было разрешить не соединив объективно диалектического и теоретико-познавательного раскрытия сущности этого понятия. М. можно определить лишь по отн. к практике либо к нематериальному. Единственное относительно отличное от м. качество есть сознание. Исходя из этого методологич. аспекта, Ленин в работе «М. и империократизм» (1908) дал определение м. через сознание. М. - это фил. категория для обозначения объ. реальности, которая дана нам в ощущениях и которая копируется, фотографируется и отображается ими, существуя независимо от них. Сегодня современная наука ведет речь о сущ. 3-х систем материи (неживая, живая, соц.). Каждая система имеет свою структурную организацию. Уровни неживой мат.: - уровень электронных частиц и полей - уровень атомно-молекулярный - макро и мегатела; Уровни живой материи: - Молекулы ДНК и РНК – Клетки – Ткани - Органы как систематика живых организмов Самым низшим структурным уровнем материи на конец 90-х годов считается уровень лептонов и кварков (гипотетических элементарных частиц с дробным зарядом). Впервые идеи об их сущ. были выдвинуты в 1963 Гель-Манном. В настоящее время физики ведут речь о существовании 6 типов кварков. Сегодня наука выделяет 3 вида материи: вещество, антивещество, поле. Вещество - все то, что имеет массу покоя. Антивещество состоит из античастиц (позитроны и т.д.). Поля - гравитационные и э/м. Особым состоянием в-ва все считают плазму (частично или полностью ионизированный газ, в котором плотности пол. и отр. зарядов одинаковы)

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации