Реферат - Женщина и карьера - файл n1.rtf

Реферат - Женщина и карьера
скачать (358.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf359kb.01.06.2012 11:13скачать

n1.rtf



Содержание
Введение

1. Карьера в жизни женщины

1.1 Деловые качествах женщины

1.2 Психологический портрет деловой женщины

1.3 Самоуважение как один из факторов построения успешной карьеры

1.4 Типология "карьеристов" и "карьеристок"

2.Выбор карьеры для женщины

2.1 Виды карьер

2.2 Этапы профессиональной деятельности

2.2 Устройство на работу

2.4 Карьерный рост или смена работы?

3. Женщина - руководитель

3.1 Карьерный взлет

3.2 Женщины и власть

3.3 Особенности межличностного взаимодействия

3.4 Мужчины и женщины: сходства и различия в манере руководства

Заключение
Введение


С каждым годом все больший процент женщин стремится построить карьеру и подняться вверх по служебной лестнице. Зачастую девушки после окончания учебного заведения предпочитают карьеру созданию семьи. В большинстве случаев причиной этому служит стремление обеспечить свой быт, повысить свой статус в обществе. Однако на рабочем месте женщина сталкивается с трудностями, которые требуют немедленного решения. Поступая тем или иным образом, она раскрывает секреты психологии типично женского поведения.

Профессиональная деятельность - одна из сфер самореализации личности, ее персонализации. В профессиональной деятельности человек имеет возможность раскрыть и проявить свои способности, личностные и профессиональные качества, добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей и для общества в целом. Деловитость руководителя проявляется в умении кратко и ясно изложить суть проблемы, длинные и пространные речи можно расценивать как расточительство времени. Многословие – враг деловитости. Слово деловой женщины отличается эмоциональностью, ей не свойственна сухая лаконичная речь. В трудные минуты любой женщине необходимо выговориться, хранить в глубине свои переживания ей несвойственно. Поддавшись настроению, женщина может дать волю словам и чувствам. Какой бы пост руководителя не занимала женщина, она всегда внесет с собой личные переживания, эмоциональную окраску событий, глубокое восприятие межличностных отношений. Но, несмотря на все отличия в стиле руководства, единство слова и дела является важным признаком профессионализма руководителя, будь он мужчиной или женщиной. Лучше не говорить, но делать, чем не делать, но говорить.

Особую роль здесь играет карьера. В современном понимании "карьера" - это своеобразный поиск себя, своего пути. С одной стороны, она означает, что человек смог реализовать себя, а с другой - то, что его деятельность высоко оценена. Рассматривая карьеру в жизни женщины нужно отметить сложность и многогранность того значения, которое она имеет для женщины.

Многие годы общество и традиция предлагали женщине независимо от ее социального положения решить в своей жизни две важные задачи: выйти замуж и родить детей. Сейчас к этим задачам прибавилась не менее важная - сделать карьеру. Женщина вышла за рамки своей традиционной роли хозяйки, матери, жены. Она стала стремиться к реализации своего потенциала за пределами дома и семьи. За последние годы женская карьера прошла жесткий эволюционный путь. Современные женщины, чьи возможности для профессиональной реализации постоянно расширяются, успешно могут выполнять мужские обязанности и конкурировать с мужчинами в таланте, энергичности, профессионализме. Однако массовое распространение стереотипов в обществе приводит к тому, что даже если женщина и способна к карьере, отличной от той, которая задана стереотипом, сама мысль о карьере созревает у нее относительно поздно, и потому она упускает много времени.

Актуальность изучения проблемы женской карьеры очевидна, т.к успешная профессиональная карьера в корне может изменить микроклимат семьи, поскольку возрастет авторитет женщины как матери и жены. Возникнут предпосылки для изменения самооценки мужем себя как мужчины, с которым связана судьба преуспевающей женщины, возможно, произойдет изменение взгляда и на распределение семейных обязанностей. Вместе с тем продвижение женщины по ступеням карьерной лестницы позволит ей увеличить материальное благосостояние семьи, повлияет на уровень и качество жизни последней.

Важно привлечь внимание женщины к проблеме карьеры, поскольку карьера отражает ее установку на самореализацию, самосовершенствование, творческое самовыражение. Выбор карьеры как одного из стратегических направлений жизнедеятельности обусловливает избираемый женщиной тип социального поведения, степень активности, ориентацию на предпочитаемый стиль жизни, на сам способ деятельности.

1. Карьера в жизни женщины

1.1 Деловые качествах женщины


Главным критерием, который обуславливает психологические особенности полов, их характерологические и деловые качества, является широта границ проявления генотипа. Рассматривая вопрос о том, что важнее в формировании личности – гены или среда, нужно сказать: для женщины – среда, для мужчины – гены.

«Женщинам рисковать нельзя, их эволюционная роль иная – сохранение достигнутого и передача его следующим поколениям. Женский пол гораздо пластичнее в процессе индивидуального развития, а также женщина существенно превосходит мужчину в быстроте и легкости приспособления к жизни и условиям окружающей среды за счет более широких границ проявления генотипа. У прекрасного пола четко проявляется склонность к овладению внутренним пространством, у них более тонкий вкус, чем у мужчин и в его развитии женщины могут достигать известной степени совершенства. Они могут лучше различать материалы и формы, лучше слышат, более резко реагируют на шум; лучше видят в сумерках и ночью. С раннего детства они проявляют большие способности к овладению речью, обладают лучшими способностями к общению.

Известно, что женщины чаще придерживаются крайних взглядов и позиций, в дискуссиях они проявляют более быструю реакцию, но по части обобщений уступают мужчинам. Они больше интересуются людьми, их проблемами, более чувствительны в социальных контактах, могут лучше понять другого человека».

Женщины робеют перед начальством, подчиняются чужому авторитету и склонны считать интересы других более важными, чем свои собственные. При общении женщины больше интересуются ничтожными подробностями, чем сутью дела: в злословии нападают больше на внешность, чем на основные качества людей; в привязанностях ищут больше удовольствий, чем пользы; ошибки осуждают строже, чем преступления; в целом, придают больше значения словам, чем делу. Они склонны чаще перебивать собеседника восклицаниями сочувствия, несогласия, примечаниями, поправками, аналогиями.

Женщины не придают никакого значения своим словам, зато значение слов мужчины непомерно преувеличивают, и в этом их роковая ошибка. Имея это в виду, при общении с женщиной мужчине в речах следует быть осторожным, а в делах – смелым. Если женщина в чем-то не права, нецелесообразно слишком рьяно пытаться доказать ей это, потому что из этой затеи все равно ничего не получится. Эту черту характера женщин усвоили французы. Их пословица на эту тему гласит: «Если женщина не права, пойди и извинись».

Женщина, добывающая деньги своим собственным трудом, относится к ним более осмотрительнее и экономнее мужчины. Щедрая женщина – достаточно редкое явление нашей жизни. Она скорее стремится к тому, чтобы беречь и копить деньги, нежели тратить их даже с умеренностью и благоразумием. Женщина всегда хочет быть уверенной в том, что хорошо тратит свои деньги, и ни один экономист не устанавливает более тщательное различие между деньгами и теми благами, которые они доставляют. Женщинам кажется несправедливым, когда платят деньги за идеи, консультации, за советы, одним словом, за неосязаемые вещи, от которых не остается видимых следов, тогда как покупка вещи, обладающей неоспоримой ценностью, всегда имеет веское оправдание. Даже на небольшую сумму денег она сумеет сделать столько покупок, сколько мужчина не смог бы сделать и на гораздо большую сумму.

Другая черта женского характера, обнаруживающая ее врожденный порок – скупость – это нежелание давать деньги, она охотнее даст натурой или работой. Причину такой скупости женщин на деньги надо видеть в том, что они не часто имеют возможность свободно располагать денежными средствами. Поддерживая в доме образцовый порядок и разумную экономию, женщина приобретает огромное влияние на мужчину. Многие мужчины совершенно ошибочно думают, что педантичный порядок в мелочах в доме не имеет особого значения, но тем не менее они неравнодушны к хорошей обстановке и порядку. Но если женщина оказывает влияние на мужчину, она должна знать, что самым верным рычагом управления является его самооценка. Она может выступать в разных обличиях: мускулы, кошелек, положение в обществе, творчество, перспективы, хобби. Как бы щедро ни подкреплялась уверенность мужчины в себе всевозможными успехами, она всегда неустойчива и требует постоянного подтверждения. Но всеобщая ошибка женщин в управлении мужчинами заключается в преимущественном нажатии на отрицательное плечо «рычага», злоупотреблении критикой при отсутствии одобрения. В итоге – пренебрежения семейными обязанностями, измены и другие неприятности. Женщина должна помнить об ущербности мужчины, но никогда не напоминать ему об этом. В повседневной жизни следует постоянно доказывать мужчине, что он может все, что захочет. Женщина должна знать, что очаровательной скромностью и кротостью можно прибрать мужа к рукам гораздо надежнее, чем воинственными попытками самоутверждения.

Большая ошибка женщины – утрачивание внутренней независимости, стремясь к независимости внешней. Во все времена был известен тип деловой женщины, или «женщины с характером». Внешне у нее высокий открытый лоб, вытянутое лицо с выступающими челюстями,сжатые губы, пронзительный, преисполненный решимости взгляд, мускулы лица и рук напряжены, лицо строгое, часто отсутствует чувство юмора, контролирует проявление своих чувств ,ее отличают самовлюбленность, неуравновешенность, стремление к совершенству,желание доминировать над другими. На службе «женщина с характером» одновременно придирчива и деятельна, взбалмошна и рассудительна.И все же чаще всего такие женщины бывают незаменимы. Чтобы быстро не попасть под их полное подчинение, ни в коем случае не следует принимать их «игру».


1.2 Психологический портрет деловой женщины


Бизнес-леди - это чаще всего женщина 32-37 лет, обладающая высоким интеллектом, знающая языки, целеустремленная, умеющая добиваться своего. Это яркая личность, она женственна, не жестока и не холодна, интеллектуально и физически активна, решения принимает сама, но прекрасно улавливает настроения других; ей несвойственна мелочная опека подчинённых. Она готова рисковать, уверенна в себе, достойно реагирует на критику, замечания и даже оскорбления. Умеет оперативно переключаться с одной социальной роли (“руководитель, деловая женщина”) на другую (“дочь, мать, жена”).

Она ценит свою работу как средство доказать всем свою незаурядность, в отличие от прочих женщин, чья цель - кухня, дети, платья... Личная жизнь такой дамы чаще всего складывается не очень счастливо. Деловая женщина практически всегда уже побывала замужем, иногда дважды. Это касается регистрированных браков; незарегистрированные союзы не поддаются учету, но, как правило, их в жизни такой женщины как минимум более трех. И всякий раз такая дама расстается со своим партнером или законным супругом, потому что он не соответствует ее ожиданиям и запросам.

Это не значит, что запросы у нее слишком высоки. Деловые дамы не капризны и всегда знают, чего хотят. Беда в том, что в своем окружении она редко может найти такого спутника жизни, какого хотела бы иметь.

Вообще отношения с противоположным полом у нее складываются не самым лучшим образом. Ведь компаньоны по бизнесу расценивают ее как менее сильного партнера только потому, что она женщина. И поэтому ей приходится иметь больше житейской хватки, ума, хитрости, чтобы добиться того, чего может добиться среднестатистический мужчина.




1.3 Самоуважение как один из факторов построения успешной карьеры


Чванливые люди часто бывают безвредны; своим преувеличенным самоуважением они освобождают других от необходимости вообще уважать их. (Генри Бичер)
К главным личностным качествам женщин, обладающих высоким уровнем мотивации к карьере, относятся самоэффективность и самоуважение. Этот феномен психологически связан с наличием у женщины уверенности, что он обладает необходимой компетенцией для достижения желаемого результата. Ожидание высокой эффективности становится условием начала и устойчивого продолжения, несмотря на трудности того или иного вида деятельности. То, как женщина оценивает собственную эффективность, и определяет ее дальнейшее поведение: расширяет или ограничивает возможности выбора сфер деятельности и характера карьеры, позволяет верно определить возможности роста, место среди коллег по работе. От самооценки зависят взаимоотношения с окружающими, уровень критичности и требовательности к себе, отношение к успехам или неудачам. Будучи связанной с ожиданием успеха, высокая самоэффективность обычно ведет к хорошему результату и, следовательно, способствует самоуважению. Женщины с высокой самоэффективностью более настойчивы, менее тревожны и не склонны к депрессии, а также обладают большими способностями к обучению и самообучению.

Низкая же самоэффективность, связанная с ожиданиями неуспеха, обычно приводит к неудаче и снижает самоуважение. Такие женщины уделяют чрезмерное внимание своим недостаткам, постоянно изнуряют себя самокритикой по поводу собственной некомпетентности, нехватки знаний и умений, нужных для выполнения возложенных на них функций. Склонные мысленно представлять неудачный сценарий, они сосредоточиваются на ожидании плохого.


1.4 Типология "карьеристов" и "карьеристок"


Глупо плясать под чужую дудку, не рассчитывая со временем стать ее хозяином. (М. Ген)
В зависимости от соотношения трех характеристик - самооценки, уровня притязаний и "локуса контроля" - выделяется несколько типов профессиональной карьеры:

"Скалолаз" обладает высокой самооценкой, высоким уровнем притязаний, внутренним "локус-контролем", добивается профессиональной карьеры сознательно, с полной отдачей и самоконтролем, отличный специалист, пользуется заслуженным авторитетом у коллег и руководства, проходит последовательно все иерархические ступени в организации.

"Имитатор" обладает высокой самооценкой, высоким уровнем притязаний, внешним "локус-контролем", стремится к карьерным высотам и уверен в своих возможностях, но склонен в большей степени использовать благоприятные внешние обстоятельства, мастер "пускать пыль в глаза", легко усваивает внешние признаки имиджа успешного человека и умеет их эксплуатировать, склонен общаться с нужными и успешными в карьерном смысле людьми, умело организует работу других, и может в лучшем свете представить даже незначительные успехи.

"Мастер" обладает высокой самооценкой, низким уровнем притязаний, внутренним "локус-контролем", интересуется новыми областями деятельности, нередко сопряженными с риском и необходимостью осваивать смежные профессии, решать нестандартные и сложные задачи; достигнув намеченного, часто теряет интерес к работе; продвижение по карьерной лестнице его мало интересует; для него главное - ощущение движения вперед, а не вверх, поэтому он может принимать неожиданные для окружающих решения о переходе на другое место работы или даже смене характера занятий.

"Муравей" обладает низкой самооценкой, низким уровнем притязаний, внешним "локус-контролем", работает строго в соответствии с заданием, которое должно быть четко сформулировано, отличается трудолюбием и работоспособностью, повышенной ответственностью, очень ценен как исполнитель, но нуждается в постоянной внешней поддержке со стороны руководства; для него важно не столько продвижение по иерархической лестнице, сколько признание его заслуг руководством и авторитетными для него людьми.

"Вечный студент" обладает низкой самооценкой, высоким уровнем притязаний, внешним "локус-контролем", хочет достичь карьерных вершин, но испытывает постоянную неуверенность в себе, безынициативен, за новое берется с осторожностью, склонен к прохождению нескольких курсов повышения квалификации, получению дополнительного образования; при выработке карьерной стратегии в большей степени опирается на мнение руководителя или специалистов кадровой службы.

"Организатор" обладает низкой самооценкой, высоким уровнем притязаний, внутренним "локус-контролем", в жизни надеется на себя, движется по карьерной лестнице, подгоняемый прежде всего самолюбием, а не стремлением реализовать себя профессионально; ему мешает недоверие к коллегам и склонность к самокопанию, он чувствует себя ответственным за все, что происходит в организации, успешно работает в стабильной ситуации, умеет принимать правильные управленческие решения, но доводить дело до конечного результата должны, по его мнению, другие; в близких к экстремальным условиях решения принимает спонтанно, хаотично, иногда ошибочно.

Женщинам, претендующим на успешную профессиональную карьеру, важно обладать не конкретным ограниченным набором навыков, а такими умениями, как способность адаптироваться к меняющимся организационным условиям, постоянно оценивать результативность своей деятельности, самообучаться. От уровня Вашей тревожности и эмоциональной устойчивости будет зависеть продолжительность работы в той или иной должности на различных уровнях иерархии. Очень важны и такие личностные факторы, как общительность, открытость и сила воли. Они облегчают продвижение по службе. И, наоборот, из-за мнительности или подозрительности карьера может пострадать. Максимальные результаты достигаются тогда, когда профессионализм сочетается с высокими личностными качествами.





2.Выбор карьеры для женщины
Выбор карьеры - очень сложный и ответственный вопрос в жизни. От его решения будет зависеть не только наше финансовое благополучие, но и личная жизнь. От того, какой путь избирает человек, будет зависеть и его окружение: друзья и враги, союзники и идейные противники, вкусы и предпочтения, ценности и интересы. От выбора карьеры зависит и уровень самооценки человека. Местожительство часто также обусловлено выбором карьеры. Таким образом, выбор карьеры - один из решающих факторов жизненного успеха и счастья.
2.1 Виды карьер
Беден ли человек, богат ли, вовек ему не стать добродетельным и счастливым, если волей Фортуны он окажется не на своем месте. (Люк де Клапье де Вовенарг)

Виды карьеры зависят от сроков, времени и характера продвижения по служебной лестнице, при этом специалистами выделяются:

Типичная карьера предполагает постепенное продвижение человека к вершинам иерархии по мере роста профессионализма. Продолжительность такой карьеры, как правило, равна в среднем 35-40 годам, во время которых человек последовательно проходит от 8 до 12 должностных позиций.

Скоростная карьера предполагает стремительное, но все же последовательное продвижение человека по вертикали организационной структуры. По времени такая карьера в два-три раза короче, чем типичная. Если в первом случае средняя продолжительность пребывания в должности от трех до четырех лет, то при "скоростной карьере" - от года до двух лет.

Десантная карьера характеризуется тем, что ее приверженцы готовы занять любую должность, а замещение должности часто происходит спонтанно.

Атипичная карьера, когда должностное продвижение человека характеризуется стремительными взлетами или падениями, перескакиванием через одну, а то и две ступени иерархической лестницы.

Непрерывно-прогрессивная карьера связана с развитием по восходящей линии, когда каждая последующая стадия отличается от предыдущей более высоким уровнем применения способностей и расширением масштабов деятельности.

Прогрессивно-прерывистая карьера предполагает продвижение вверх по иерархической лестнице, происходящее в форме периодических подъемов и спадов.

Внутриорганизационная карьера предполагает последовательное прохождение работником всех стадий развития профессиональной деятельности внутри одной организации. Здесь он обучается, здесь же поступает на работу, получает профессиональный рост, поддержку и развитие индивидуальных профессиональных способностей, отсюда же уходит на пенсию. Эта карьера может быть специализированной и неспециализированной.

Межорганизационная карьера предполагает последовательное прохождение работником всех стадий развития профессиональной деятельности в разных организациях. Эта карьера также может быть специализированной и неспециализированной.

Специализированная карьера предполагает последовательное прохождение работником всех стадий развития профессиональной деятельности как в одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется.

Неспециализированная карьера, особенно широко развитая в Японии, основана на убеждении, что руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года. Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных организациях.

Вертикальная карьера предполагает подъем на более высокую ступень структурной иерархии, повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда.

Горизонтальная карьера предполагает расширение или усложнение задач на прежней ступени с адекватным изменением вознаграждения.

Ступенчатая карьера совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры.

Скрытая карьера является наименее очевидной для окружающих и доступной лишь ограниченному кругу людей, имеющих обширные деловые связи вне организации.

Центростремительная карьера предполагает движение к руководству организации. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.

Замедленная карьера отличается пребыванием человека на отдельных должностях более 5-6 лет, при этом происходит "застревание", стагнация. Наступает застой - карьерная ситуация, при которой в течение длительного времени (пяти-восьми лет) не происходит существенных изменений.



2.2 Этапы профессиональной деятельности


Мало найти место в жизни - надо доказать, что оно ваше.

Можно выделить четыре закономерных этапа профессиональной деятельности, которые, как правило, проходит человек, желающий построить карьеру.

Первый этап - поиск своего места в жизни, профессиональное самоопределение и получение соответствующего образования. Карьера выступает как эмоционально насыщенный, но слабо структурированный образ и нередко конкретизируется в значимом человеке, например, родителях, авторитетных знакомых или кумирах.

Второй этап - вхождение в должность и профессиональная адаптация - характеризуется формированием реального отношения человека к избранной сфере деятельности. Зарождаются потребности в принятии на себя новой роли и в осуществлении намерений или притязаний. Точность образа будущей карьеры нарастает в течение первых двух-трех лет работы и достигает предельных значений по их завершении.

Третий этап - становление в должности - характеризуется формированием соответствующих умений, приобретением навыков прогнозирования и конкретизации социальных ожиданий, связанных с данной профессиональной деятельностью. Расширяется круг интересов и изменяется система потребностей, актуализируются мотивы деятельности, возрастает потребность в самореализации и саморазвитии, повышается активность личности. Накапливается опыт, повышается квалификация и компетентность, развиваются умения и навыки, а также личностно-деловые, профессионально важные качества, осваиваются новые алгоритмы решения профессиональных задач. Повышается психологическая готовность к деятельности в различных, в том числе нестандартных, ситуациях.

Четвертый этап наступает тогда, когда человек оценивает свою профессиональную карьеру как личностно-значимый факт и удовлетворен результатами собственной активности.

На любом этапе карьеры для достижения успеха необходимы, самое главное, упорство и вера в то, что все получится. В жизни у множества людей самые разнообразные неудачи оказывались предтечами самых больших достижений. Любое событие в жизни может укреплять или ослаблять. Но как оно в конечном счете повлияет - выбор всегда есть! Томас Эдисон проделал свыше тысячи неудачных опытов, пока, наконец, не появилась электрическая лампочка. Но каждый из тысячи опытов давал ему новые знания об электричестве. Видение будущего, основанное на решимости не отступать, сделало Эдисона великим. Главное поверить: невозможное возможно.

2.2 Устройство на работу
Найдя подходящее место работы, необходимо позаботиться о том, чтобы быть туда принятым. Все чаще в отечественных условиях для этого используются не только устные способы (собеседование), но и письменные (так называемые аппликационные письма и резюме).

Аппликационное письмо предполагает краткое сообщение, адресованное конкретному чиновнику, в котором содержится главная цель обращения претендента на вакантную должность. Фирма может разработать свой специальный бланк документа, заменяющего необходимость написания аппликационного письма. Однако если такой альтернативы нет, то следует учитывать несколько рекомендаций по его составлению:

выяснить фамилию руководителя интересующего подразделения или фамилию менеджера по персоналу;

избегать слов и выражений, свидетельствующих об отчаянии или чувстве безнадежности;

избегать хвастливых и напыщенных слов о себе;

не цитировать фрагменты письма из какого-нибудь учебника, поскольку письмо, написанное лично, будет более информативным;

никогда не посылать ксерокопию письма;

следовать принципу лаконичности и избегать многословия.

Резюме лучше всего составлять не торопясь, перебирая в памяти свой жизненный опыт и вспоминая свои достижения в определенных сферах деятельности. Это может быть любая работа, даже если она не входила в трудовые обязанности человека, в том числе учеба на курсах, членство в обществах или общественно-политическая деятельность. Просмотрев получившийся список, следует убедиться, что в нем содержатся все виды деятельности, которые могли бы иметь какое-то отношение к вакантной должности кандидата.

При оформлении данных и иных документов о приеме на работу чрезвычайно важно не допускать орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок. Ведь шансы человека на получение работы или продвижение по службе в значительной степени зависят от его умения грамотно писать. Согласно проведенному исследованию, 80% руководителей сообщили, что в их практике были случаи, когда они отказывали претенденту только на том основании, что его резюме и аппликационное письмо были написаны с орфографическими, пунктуационными или грамматическими ошибками. И 99% руководителей согласились с тем, что неграмотность служит помехой в продвижении человека по службе. Дело в том, что ошибки в письме часто оцениваются как отражение недостаточности общего интеллектуального уровня человека. Поэтому работу над своей орфографией человеку, желающему достичь больших успехов в карьере, следует воспринимать не как скучное занятие, а как весомый вклад в багаж секретов карьерного роста.

Собеседование (интервью) может длиться не более получаса, но за это короткое время работодатель формирует свое мнение о кандидате и принимает решение. Конечно, каждый работодатель, беседуя с кандидатом на вакантную должность, использует свой собственный метод ведения интервью. Психологи все же попытались сгруппировать их и выделить три основных вида интервью:

неформальное интервью, форма которого не определена заранее; последовательность и характер диалога не планируются, разным претендентам задаются разные вопросы в соответствии с направлением беседы; подобное интервью практикуется в основном для предварительной оценки претендентов, нежели для сбора информации о них;

типовое интервью представляет собой интервью, процедура которого унифицирована для всех претендентов и предполагает методичный и тщательный опрос с целью выяснения всех деталей личности кандидата на вакантную должность; выясняется, почему человек выбрал свою специальность, почему покинул прежнее место работы, что он ценит в своей профессии и т.д.;

ситуационное интервью предполагает искусственное создание интервьюером определенной ситуации, дающей ему возможность наблюдать за поведением потенциального работника; одной из разновидностей ситуационного интервью является стрессовое интервью, при котором претендент сталкивается с событиями, обычно вызывающими у человека тревогу, страх и беспокойство (кандидата, например, могут посадить на стул со сломанной ножкой, пролить на него горячий кофе в надтреснутой чашке, подать ему ручку, которая рассыплется у него в руках, с тем чтобы понаблюдать за его реакцией); должность получает тот, кто стойко и мужественно переносит все испытания; другая разновидность ситуационного интервью получила название интервью "из корзины": перед кандидатом на должность ставится корзина с инструкциями, приказами, распоряжениями; разобравшись в них за определенный срок, он должен принять оптимальное решение; от того, какое это будет решение и как он обоснует его, зависит, будет ли он принят на данную должность; кроме названных используется также групповое интервью, дающее возможность оценить работу кандидатов в коллективе.

Для положительного исхода собеседования психологи советуют:

выглядеть опрятно и одеться в традиционном стиле или как одевается большинство работников компании;

при встрече и завершении беседы лучше всего использовать крепкое рукопожатие в сочетании с естественной улыбкой, стоять прямо, не переминаясь с ноги на ногу и избегая суетливости в поведении;

не начинать беседу с вопроса о зарплате, лучше если его затронет сам работодатель, в крайнем случае его можно задать в конце беседы;

во время беседы не критиковать организацию, в которой вы работаете или работали. Известный русский критик В.Г. Белинский в этой связи сказал: "... кто резко высказывает свои мнения о чужих действиях, тот обязывает этим себя действовать лучше других";

не возражать интервьюеру и не спорить с ним, не выказывать неудовлетворенности ходом беседы;

избегать многословия и излишней жестикуляции, говорить кратко и только о тех аспектах работы, которые имеют отношение к образованию и специальности;

постараться четко сформулировать для себя основную цель и основания выбора работы, а также степень своей профессиональной пригодности;

внимательно слушать интервьюера, проявляя интерес ко всему, что он говорит, даже если это, на ваш взгляд, не имеет отношения к вашей предстоящей работе и не перебивать его;

не будьте излишне самоуверенны, держитесь спокойно и непринужденно;

после проведения собеседования поблагодарите собеседника и всех людей, принявших хоть какое-то участие в вашем приеме на работу.

Для того чтобы лучше показать себя во время подобных испытаний, нужно постараться собрать как можно больше информации о той организации, где вы хотели бы работать. В наши дни владеть нужной информацией означает владеть миром. Б. Дизраэли говорил: "В жизни, как правило, преуспевает больше других тот, кто располагает лучшей информацией". Вооружившись необходимой информацией, можно эффектно, но ненавязчиво продемонстрировать заинтересованность и суметь задать компетентные вопросы. Последнее очень важно, ибо интеллект человека чаще можно больше узнать по формулировке его вопросов, а не по ответам, поскольку ответ можно заучить. Кроме того, интервью часто приобретает форму стресса. Предварительная подготовка поможет избежать излишнего волнения.



2.4 Карьерный рост или смена работы?


Каждый сотрудник хоть раз в своей профессиональной жизни сталкивался с ситуацией, когда ему уже не интересно заниматься тем, чем он все время занимался. Ему кажется, то он уже "вырос" из своей должности и "созрел" для новой. Бывает так, что человек, проработав двадцать лет в одной должности, вдруг начинает чувствовать, что оказался в тупике, осознает бесперспективность своей карьеры, не видит в ней возможностей для индивидуального роста и решает посвятить себя другому делу. Кроме того, некоторые виды карьеры приходят к своему естественном завершению. Например, спортсмены еще в цветущем возрасте ищут для себя новую сферу приложения сил. Иногда перемена карьеры бывает вынужденной, обусловленной внешними обстоятельствами, например подсиживанием сотрудников, банкротством предприятия, сокращением штатов или конфликтом с начальством.

Психологи советуют в таких случаях тщательно продумать свое решение, выписав на лист бумаги все его плюсы и минусы. Они предлагают оценить его по четырем пунктам:

1. Что приобретается, а что теряется в связи со сменой работы;

2. Что приобретают, а что теряют близкие;

3.Способствует ли смена работы повышению самооценки и самоуважения;

4. Одобряется ли данное решение окружающими.

Ответ на данные вопросы помогает человеку осознать все преимущества и недостатки его настоящей и будущей работы. В результате подобного анализа человек начинает осознавать, что его интерес не стоит той жертвы, на которую придется пойти его семейному окружению.


3. Женщина - руководитель
3.1 Карьерный взлет
Большинство женщин успешно справляются со своими обязанностями руководителя. Как ни странно, многие чувствуют себя действительно на своем месте. Конечно, их радует должность, которой они по праву гордятся. Между тем часто возникает вопрос: правильно ли я делаю то, что делаю? Есть повод задуматься над этим.

После повышения по службе проблемы не заканчиваются, а только начинаются. Женщина-руководитель сталкивается в своей работе с вопросами, которые раньше не возникали. Внезапно каждое ее слово становится очень важным. Она ввязывается во властную игру, правила которой не знает. Бывшие коллеги не радуются тому, что одной из них повезло и с завистью встречают нового начальника. Раньше ветер дул лишь в одном направлении, теперь же он внезапно дует отовсюду. Ни к одной из этих и других проблем женщина не была готова. Последствия недостаточной подготовки: женщина "сгорает" в процессе работы. Она не знает многое из того, что она должна делать как руководитель. В течение первых ста дней она демонстрирует свой имидж руководителя, но при этом часто пропускает многие мелочи. Коллеги достаточно быстро находят поводы для критики своего руководителя-женщины, нежели руководителя-мужчины: "У нее нет четких и правильных представлений о бизнесе", "Она совсем не смыслит в бизнесе".

В результате этих упреков многие женщины-руководители начинают сомневаться в себе. Они спрашивают себя: на своем ли я месте? Создана ли я для этого? И хочу ли я вообще этого? Радость от пребывания на новой должности омрачена, удовольствие от работы часто полностью исчезает. Многие женщины разочаровываются, что вообще поднялись на эту должность.

В итоге у них пропадает желание занимать руководящую должность из-за отсутствия основных знаний и навыков, необходимых для руководства. До тех пор пока женщина это не осознает, у нее будут проблемы в деле руководства. Никогда не поздно учиться тому, чтобы быть успешной, довольной и оставаться при этом собой.



3.2 Женщины и власть
Руководить - это значит не мешать хорошим людям работать. (Петр Капица)

Руководство без власти не существует. Тот, кто управляет другими, автоматически приобретает власть над ними. Это само собой разумеется. Однако большинство женщин-руководителей считают эту власть отрицательной, ссылаясь на примеры из истории. Они рассматривают власть как типично мужскую прерогативу и верят в то, что власть заставит их попрощаться со своей эмоциональностью и т.д.

С одной стороны, такая установка на власть этична, социально приемлема и похвальна, с другой - женщины-руководители, которые так скептически отзываются о власти, допускают конфликты, саботаж, дезориентацию среди сотрудников. Когда кошка бездеятельна и равнодушна, то мыши начинают танцевать на столе. Кроме того, женщины-руководители не всегда дают четкие указания, считая их типичными средствами поддержания власти. В результате сотрудники не всегда точно знают, что от них ожидают. Таким образом, понятно, что скептическая установка на власть имеет отрицательные последствия для работы как самого руководителя, так и его подчиненных.

Ежедневно на наших предприятиях происходит очевидное злоупотребление властью. На фоне этого совершенно ясно, почему женщины считают власть отрицательным явлением. Тем не менее, при более точном рассмотрении этого вопроса, такая оценка оказывается весьма опрометчивой. "Власть плоха сама по себе!" - это господствующее предубеждение разоблачается на примере семьи, который так близок и знаком женщине.

В обычной семье мать решает, что приготовить к обеду, что полезно для здоровья, что надевать детям и даже супругу, какие, когда и где продукты покупать, куда поехать в отпуск или куда пойти вечером. В каждой семье есть вопросы, которые самостоятельно решает женщина. Разве это не власть? В семье женщины властвуют и относятся к этому как к естественному явлению. Почему эта власть не является таким же отрицательным явлением, как власть руководителя? Прежде всего потому, что она вносит рациональное начало, ясность в семейные отношения и семейный быт, ответственность за совершаемые дела.

Поэтому если женщина считает власть отрицательным явлением, то ей надо как можно быстрее избавиться от этого предубеждения.

3.3 Особенности межличностного взаимодействия
Время наступает женское. Именно поэтому, женщины активны и чувствуют, что их время пришло, что час пробил! Мир меняется, меняется психологически. И сейчас женщине приходится работать в мужском обществе и коллективе в 2 – 3 раза чаще, чем в женском. Доказано, что женщине очень трудно стать частью мужской компании, особенно компании «старых друзей», потому что в таких случаях женщине перестает хватать уверенности в себе, независимости, высокой самооценки, в результате они склонны недооценивать собственное умение и интеллект. Но у каждой женщины существует энергетическая возможность «встроиться в мужской поток» и даже воспользоваться энергией мужского Начала Мира. Возможность включиться в «мужской» мир реальна для женщины, но только делать она должна это своими «женскими средствами», а главное женское средство – это уверенность в своем праве реализовываться такой, какая ты есть. Мужской стиль общения с самого раннего детства выглядит более активным и предметным, но одновременно – более соревновательным и конфликтным, чем женский, поэтому женщине, не совсем привыкшей к борьбе, порой трудно адаптироваться к мужской среде. Еще одна несовместимость женского и мужского характера состоит в том, что мужчины все время с самого рождения стремятся к независимости, а женщины в большей степени осознают те хрупкие связи, что держат людей в коллективе. Мужчины терпеть не могут, когда кто-то вмешивается в их жизнь, для женщин же плохо не вмешиваться, если кто-то нуждается в помощи, и из-за этого тоже возникают разногласия в общении мужчин с женщинами. «Насколько бесконечны и мизерны те надежды, которые культура может связать с существом женщины» (Отто Вейнингер), ведь мужчины никогда не смогут открыто признать, что согласен с женщиной или признает ее правоту, ведь он рискует потерять свое лицо. Но, тем не менее, психологи установили, что женщины-лидеры, в отличие от мужчин, более эффективны, ведь у них лучше развиты организаторские способности, то есть великолепно распределены обязанности и ответственность, а также они могут прекрасно руководить коллективом. И не надо считать, что «гениальность совершенно недосягаема для женщины».

Современные психологи не могут не согласиться с тем, что исторически сложившиеся полоролевые стереотипы отводят женщине подчиненную, обслуживающую роль, в то время как мужчины воспринимаются как господствующий, более агрессивный пол. В наше время напористое поведение все еще продолжает цениться выше, поскольку ему приписываются такие характеристики, как объективность, непредвзятость, ориентация на решение проблемы.

Согласно стереотипному взгляду на мужчин, они более пригодны для занятия руководящих постов, чем женщины, в силу присущего им стиля лидерства. Мужчины считаются более склонными к директивному и автократическому стилю, ориентированному на задачу, в то время как женщины тяготеют к демократическому стилю, характеризующемуся в общей работе. Если женщины принимали на себя лидерский стиль, который традиционно считался мужским, то их рейтинг падал по сравнению с их мужскими двойниками. При отборе на руководящую должность к женщине предъявляется более высокий стандарт, чем к мужчине, потому что «женщина должна быть вдвое лучше мужчины», при этом продвижение женщины по служебной лестнице идет медленнее, чем мужчины.

В психологической литературе все чаще высказывается мнение, что женщины обладают качествами, дающими им преимущество перед мужчинами. В процессе развития мужчины очень часто бывают уязвимыми физически и более чувствительными к стрессу, женщины же в любой период жизни лучше справляются со стрессом, реже болеют, по характеру более открыты и экспансивны. Женщины чаще улыбаются и смеются, внимательнее смотрят на собеседника и гораздо лучше читают неречевые сигналы – жесты, мимику, интонации, при этом их собственные лица выразительнее, чем у мужчин.

Женский стиль руководства оказывается более гибким, женщины-лидеры более открыты и общительны, чем это характерно для традиционного мужского стиля. Женщины-руководители оцениваются как более теплые в межличностных отношениях при контакте с подчиненными. Женщины склонны делить власть с другими, вовлекать подчиненных в общую работу и поддерживать в них чувство собственной значимости. А руководители-мужчины более официальны в отношениях с подчиненными. Как отмечает И.С. Кон, все-таки было бы наивно считать, что все мужчины – суровы и грубы, а все женщины – мягки и нежны.

В соответствии с женскими стереотипами, в женщинах больше ценятся такие способности как сострадание, доброта, преданность, умение посвятить себя другим. Эти качества тесно связаны с ее домашней ролью. Женщины, воздействуя на других, чаще используют свое обаяние, социальный интеллект и предприимчивость, пытаются лучше понимать собеседника и владеть собой, и все это требует от них большой силы воли, то есть у них сильнее выражен волевой компонент. Этот факт согласуется с мнением многих психологов о том, что для женщин путь к власти связан с преодолением многочисленных препятствий, тогда как для мужчин – с реализацией многочисленных возможностей. Чтобы женщине занять одинаковое положение с мужчиной, ей необходимо большое число продвижений по служебной лестнице.

Тем самым социум ограничивает сферы реализации женщины, и преодолеть эти барьеры можно только при наличии силы воли и самообладания. Таким образом, выявленные особенности женского и мужского взаимодействия вполне объяснимы с позицией ролевой теории.



3.4 Мужчины и женщины: сходства и различия в манере руководства
Когда мы думаем, что руководим, в большинстве случаев - руководят нами. (Джордж Гордон Байрон)

Мужчины-руководители достаточно амбициозны. Они совершенно уверены, что знают гораздо больше, чем другие. Женщины не обладают столь высокой самооценкой. Но даже с не самым высоким коэффициентом интеллекта женщина свободно может побеседовать на любую тему. Если Вы сомневаетесь в своей эрудиции, считаете, что участвующий в беседе мужчина знает больше, чем Вы, пустите в ход типично женскую силу - святую наивность. Многие женщины путают наивность с покорностью, часто сами этого не осознавая.

У женщин есть разные силы, помогающие эффективно руководить. Тем не менее, в позиции руководителя они отказываются их использовать. Почему? Потому что женщины-руководители часто ориентируются на мужчин, отсюда выглядят, говорят и ведут себя по прошествии короткого времени так же, как мужчины. Кроме того, женщины гораздо чаще, чем мужчины, должны доказывать свое право на власть. При этом типично женские силы остаются в стороне.

Особо пристальное внимание обращают на одежду женщин, занимающих руководящий пост. Они часто одеваются не как женщины, а подражают мужскому стилю и одеваются консервативно, в стиле гувернанток, воспитателей. Таким образом они отказываются от типично женской силы. Не делайте этого. Вы не должны отделять одно от другого. Наоборот, соберите воедино типично женские силы и должность руководителя! Если Вы обычно одеваетесь стильно, то одевайтесь так же и на работу. Конечно, Вы не можете появиться в своем офисе в костюме откровенной, свободной модели. Но если хорошо одетая женщина вызывает восторг и восхищение, почему она не может быть такой на работе? Однако на своем рабочем месте женщина не должна быть кокеткой и вести себя так, как она может себе позволить в свободное от работы время.

Руководство и женственность не являются противоположностями. Женщины-руководители в большинстве случаев отказываются от женских сил, так как они не видят образцов для подражания. Они неосознанно принимают мужчину как модель руководителя. Кроме того, женщины часто отказываются от своих типично женских сил, так как не хотят провоцировать возникновение зависти у своих коллег. По этой причине женщина-руководитель осознанно отказывается от женской тактики. Действительно, тем самым женщина предотвращает зависть своих коллег, но вместе с тем возникает проблема, которая заключается в том, что она не воспринимается ее коллегами и вышестоящими начальниками больше, чем просто женщина.
Заключение
В данной работе была рассмотрена проблема становления деловых женщин в современном мире. Я пришли к выводу, что особенности женщин-руководителей влияют как на саму женщину, так и на ее окружение.

Этот вопрос является актуальным на данный момент времени. Преимущества женской логики в современном бизнесе очевидны. Это говорит об успешном продвижении женщин в профессиональной карьере, о достаточном самоутверждении, материальной и моральной независимости женщин.

Издавна повелось, что мужчины у нас главенствуют везде: они руководят регионами, являются директорами предприятий, начальниками производств. А что женщина? Она обеспечивает тыл, занимается семьей. Однако жена, мать и хозяйка начинает понимать, что ей чего- то не хватает, она не может реализовать весь творческой потенциал, заложенный в ней. Ни в одной из стран мира, вечный спор о праве женщин участвовать в общественной и государственной жизни страны наравне с мужчинами не был разрешен естественным путем формального голосования или распределения обязанностей.

Но даже сегодня, несмотря на развитость общества, во многих частях земного шара происходит ужасающая дискриминация женщин в повседневной жизни. Поэтому наряду с требованием предоставить права для равноправного участия в решении общественно- государственных проблем, и даже, может быть, впереди этого требования стоит требование естественного человеческого права на уважение.

Женщиной - руководителем, конечно же может стать не каждая представительница прекрасного пола. Для этого нужны силы, определенный склад характера, целеустремленность, и многие другие качества, которые необходимы, чтобы победить в жестоком мире бизнеса. Кому- то эти качества достаются от природы, кому-то приходится воспитывать их в себе, а кому- то они и вовсе не нужны, т.к. цель таких женщин это семья, дом, родные и близкие. У каждой женщины есть выбор.

Собственное дело хорошо тем, что в нем все зависит только от самой женщины, но это также еще и постоянное напряжение и страх, ответственность и долг.

Тем не менее чувство независимости окупает все расходы- и материальные и моральные.

Для женщины важно ощущать свою значимость в этом мире, а это гораздо важнее, чем деньги, которые она получит за ежедневный труд в мире мужчин.


Библиографический список


  1. Грошев, И. Мужчины и женщины как руководители: различия в принятии решений [Текст] / И. Грошев // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 6. - С.115-120.

  2. Даньковская, О.В. Женщина-руководитель: стиль и методы управления [Текст] / О.В. Даньковская // - 2009. - № 9. - С.72-74.

  3. Ишутина, Е.А. Успешная карьера. Максимум пользы из минимума [Текст] / Е.А. Ишутина. - М.: "НТ ПРЕСС ООО", 2007. - 336 с.

  4. Мучински, П. Психология, профессия, карьера (издание 7-е) [Текст] / П. Мучински. - СПб.: Питер, 2009. - 544 с.

  5. Рогов, Е.И. Выбор профессии. Становление профессионала [Текст] / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 336 с.: ил.

  6. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности [Текст]: учеб. пособие для вузов / Н.В. Самоукина. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 224 с.: ил.




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации