Контрольная работа - содержание обучения студентов среднего профессионального образования - файл n1.docx

Контрольная работа - содержание обучения студентов среднего профессионального образования
скачать (32.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx33kb.01.06.2012 11:12скачать

n1.docx

Содержание


Введение

  1. Психологические особенности организации процесса обучения.

  2. Организация обучения взрослых.

  3. Учебная деятельность студентов.

  4. Проблема управления процессом обучения.

  5. Обратная связь в обучении.

Заключение

Литература

Введение

Методика профессионального обучения рассматривается как методика углуб-ленного обучения студентов колледжей и учащихся профессиональных учи-лищ, как специальная, контекстная подготовка в направлении будущей про-фессии и специальности.

В современном образовании - это, прежде всего подготовка молодежи к куль-турной, природосообразной, разумной, рациональной, преобразующей мате-риальный мир, деятельности. В педагогической энциклопедии специальное образование трактуется как профессиональное образование (среднее, выс-шее). Базируется специальная подготовка на общеобразовательных знаниях и является основой практической подготовки работников по определенной спе-циальности или профессии. Содержание специальности составляют предмет-ные циклы дисциплин Государственных образовательных стандартов подго-товки преподавателей и рабочих, является основой профессиональной подго-товки специалистов в различных сферах деятельности человека. Гибкость содержания образования понимается как возможность его опера-тивной перестройки с учетом объективно складывающихся условий при сох-ранении соответствия государственным образовательным стандартам. Разра-ботка вариантов реализации гибкого содержания образования становится особенно актуальной в связи с модернизацией российского профессио-нального образования, переходом его на многоуровневую структуру в русле ведущих идей Болонского соглашения.




1.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Учение в психологическом словаре определяется как процесс приобретения и закрепления или изменения наличных способов деятельности индивида. Результатом учения выступают элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыка).

Всякое взаимодействие с миром приводит к удовлетворению потребности индивида и к более полному и точному отражению им условий деятельности. Кроме того, изменение содержания предметной деятельности вызывает и изменение самого субъекта. Способы продуктивно-ориентированной деятельности человека с использованием им орудий труда передаются следующим поколениям через эти орудия и продукты труда, язык и т. п. Тем самым учение начинает выступать как процесс усвоения индивидом сформировавшихся способов деятельности. Поскольку эти способы существуют в неявной, свернутой форме, они не могут быть усвоены без предварительного их развертывания. Такое развертывание способов деятельности с целью их усвоения другими людьми и составляет сущность обучения.

Очевидно, что обучение становится необходимым условием учения человека. Поначалу новое для него действие могло быть им воспринято лишь во внешней (материальной) среде. В дальнейшем с помощью языка это действие переносится на знаковый уровень и посредством речи – в умственный (идеальный) план. Перенесение в идеальный план материальных действий является уникальным психологическим механизмом учения. В процессе учения перестраиваются, формируются психологические механизмы, которые составляют основу возникновения и развития способностей индивида. Таким образом, учение – это необходимое условие и основной механизм психического развития человека.

Дидактика (т. е. теория обучения) как наука имеет свой предмет изучения: это закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы и средства обучения. В педагогике под обучением традиционно принято понимать планомерную и систематическую работу преподавателя со студентами, основанную на осуществлении и закреплении изменений в их знаниях, установках, поведении и в данной личности под влиянием учения, овладения знаниями и ценностями в собственной практической деятельности. Приобретая знания об окружающей действительности и о себе, студент (обучаемый) приобретает и способность принимать решения, регулирующие его отношение к этой действительности. Одновременно он познает моральные, социальные и эстетические ценности и, переживая их в различных дидактических ситуациях, формирует свое отношение к ним, создает свою систему ценностей Таким образом, обучение – это процесс управляемого познания явлений окружающего мира, их закономерностей, истории развития и освоения способов деятельности в результате взаимодействия преподавателя со студентом (обучаемым).

Это упорядоченное взаимодействие преподавателя с обучаемыми, направленное на достижение дидактической цели, включает в себя следующие главные звенья взаимодействия:

1) деятельность педагога:

› разъяснение студентам целей и задач обучения;

› ознакомление с новыми знаниями;

› управление процессом осознания и приобретения знаний и умений;

› управление процессом познания научных закономерностей и законов, перехода от теории к практике;

› организация эвристической и исследовательской деятельности;

› проверка и оценка изменений в обученности и развитии обучаемых;

2) деятельность обучаемых:

› собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения;

› восприятие новых знаний, умений, анализа, синтеза, сопоставления и систематизирования закономерностей и законов;

› понимание причинно-следственных связей; приобретение умений и навыков, их мотивация;

› практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем; самоконтроль и самооценка достижений.

Обучение находится в прямой зависимости от общественных и социальных условий, от определенного влияния людей, содержания научного знания и опыта человечества. Важнейшим условием учения является его опора на естественный язык, речевое мышление и языки науки, что обеспечивает в процессе обучения переработку, хранение, передачу информации. Не менее существенным условием учения является всестороннее развитие личности, единство рациональной, умственной и практической деятельности при гармоничном сочетании умственного и физического начал.

2. Организация обучения взрослых

В соответствии с принятой ЮНЕСКО терминологией по степени организованности различают образование формальное, внеформальное и неформальное.

Формальное образование предполагает организацию обучения, отвечающую следующим требованиям. Во-первых, это должно быть образование, приобретенное обучающимся в специально предназначенных для обучения учреждениях. Во-вторых, обучение должен осуществлять специально подготовленный персонал. В-третьих, данный вид образования должен привести к получению общепризнанного документа об образовании. В-четвертых, в рамках формального образования осуществляется систематизированное обучение, т. е. систематическое овладение классифицированными знаниями, умениями и навыками. Наконец, это обучение характеризуется целенаправленной деятельностью обучающихся. Это – общепринятый, традиционный вид образования, представленный традиционными же системами образования.

Внеформальное обучение отличается двумя параметрами: систематизированностью обучения и целенаправленной деятельностью обучающихся. Это обучение, организованное вне стен учебных заведений, оно не всегда осуществляется профессиональными преподавателями (например, коллегами по работе) и не всегда завершается получением общепризнанного документа об образовании. Здесь уместно вспомнить различного рода кружки, секции, курсы, лектории и т. п.

Неформальное обучение – это неорганизованное обучение, не имеющее ни одного из названных параметров. Иначе говоря, это любое приобретение информации о различных сторонах жизни, полученных из средств массовой информации, от друзей, знакомых, при посещении театров, кино, если даже это новое знание не всегда соответствует действительности, приблизительно или поверхностно. Такие знания не систематизированы, случайны, не всегда научно обоснованны, а выработка определенных навыков и умений, формирование привычек, качеств и ценностей неосознанны. Расширение сферы образования в настоящее время происходит прежде всего за чет бурного развития именно неформального образования. В рамках этого вида образования не требуются предварительные условия для начального обучения, не предъявляется никаких требований к месту, времени, срокам, формам и методам обучения.

По способу организации индивидуальной работы обучающихся образование подразделяется на институциональное, групповое и самостоятельное.

Институциональное обучение – наиболее принятый вид. Его отличают наличие опытных преподавателей и добротных источников обучения. Сильная сторона этого вида обучения состоит в стабильности, основательности подготовки, достаточной глубине и высокой степени гарантированности достижения результатов. К недостаткам можно отнести высокую степень диктата обучающих, ощущение зависимости у обучающихся, значительную стандартизацию, консервативность, негибкость.

Групповое обучение – в нем участвуют на равных несколько обучающихся, избравших и совместно создавших одну программу, при этом цели, план реализации и основное содержание принимаются всеми членами группы обучающихся. Данный вид обучения эффективен в тех случаях, когда его программа интересна нескольким людям. Однако здесь могут быть и свои опасности, такие, как неудачное лидерство, межличностные конфликты, плохие взаимоотношения.

Самостоятельное обучение характеризуется большей степенью автономности, независимости обучающегося от внешних взаимодействий, гибкостью обучения. Его применение адекватно тогда, когда обучающийся проявляет заинтересованность и ответственность в обучении, когда программа не столь сложна и затруднены другие виды обучения. В самообучении также возможны неудачи, например, затруднены доступ к необходимым источникам обучения, осуществление собственных учебных действий, лимитировано установление обратной связи, т. е. критической оценки результатов деятельности обучающегося.

По основному способу взаимодействия обучающегося и обучающего образование подразделяется на очное и дистантное (или дистанционное). Преимущества очного обучения состоят в том, что этот вид образования обеспечивает непосредственный контакт, непосредственное общение обучающегося с обучающим. Это позволяет достигать высокой эффективности обучения.

Дистантное обучение возникло и развивалось в рамках обучения по переписке. Помимо письменных работ и источников обучения в дистантном обучении используются теле– и радиопередачи, видео– и аудиокассеты, компьютерные программы, различного рода консультации преподавателей (компьютерные, телефонные, очные).

С развитием дистанционного обучения связано появление концепции «открытого» обучения (по-русски его лучше обозначить как свободное обучение). Отличием свободного обучения является практически не ограниченное разнообразие курсов и программ обучения, причем не ограниченное ни по содержанию, ни по срокам изучения, ни по формам обучения, ни по видам образования. Данный вид обучения строится на следующих философских, психологических и андрагогических посылках:

1) самостоятельная и ведущая роль личности в процессе ее обучения;

2) предоставление образовательными институтами обучающемуся возможностей и помощи для осуществления процесса обучения;

3) преодоление негативных аспектов дистанцирования обучающихся от обучающих;

4) использование различных форм связи между обучающимся и обучающими.

Главным принципом этого вида обучения является принцип свободного выбора. С развитием свободного обучения видоизменились взаимосвязи между обучающимися и обучающими и самим обучением: появилось реальное вовлечение обучающегося в процесс обучения.

3. Учебная деятельность студентов

Учебная деятельность осуществляется, как правило, во взаимодействии учащегося (студента) и обучающего (преподавателя). Студент может занимать позицию обучаемого или обучающегося. В первом случае он является объектом учебной деятельности, во втором – ее субъектом. Позицию обучаемого чаще всего занимает школьник (ребенок), обучающегося – студент (взрослый). Отсюда следуют две модели взаимодействия педагога и учащихся – педагогическая, ориентированная на обучение детей, и андрагогическая, направленная на обучение взрослых.

В отличие от школьника студенту принадлежит ведущая роль в процессе обучения, т. е. он не обучаемый, а обучающийся. Студент стремится к самостоятельности и самореализации. Он обучается для достижения конкретной цели – применения полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков непосредственно по окончании обучения.

В традиционной педагогической модели обучения доминирующее положение занимает учитель (обучающий): он определяет цели, содержание, методы, средства и источники обучения. Обучаемый (школьник) занимает в рассматриваемой модели подчиненное положение и не влияет на процесс обучения. Его участие в учебной деятельности сводится к восприятию социального опыта, передаваемого обучающим. Основное влияние на готовность обучаемого к обучению оказывают внешние причины: принуждение, давление семьи, общества или друзей и т. д. Главная задача обучающего в этой модели – создание искусственной мотивации. Цель обучаемых – заучивание как можно большего учебного материала для получения большего количества знаний, умений и навыков, не связанных с практикой.

В андрагогической модели студент – один из равноправных субъектов процесса обучения. Задача обучающего сводится к тому, чтобы оказывать помощь обучающемуся в определении параметров обучения и поиске информации, в отборе необходимых ему знаний, умений и навыков; в том, чтобы поощрять его стремление к обучению; создавать студенту благоприятные условия и снабжать его необходимыми методами и критериями. Основной деятельностью студента становится процесс самостоятельного поиска знаний, умений, навыков и качеств. Основными формами занятий при этом служат дискуссии, решение конкретных задач, деловые игры и т. п. Студент играет ведущую роль в формировании мотивации и определении целей обучения. Курс обучения в рамках андрагогической модели строится на основе развития определенных аспектов компетенции обучающихся, для того чтобы более эффективно действовать в профессиональной деятельности.

4. Проблема управления процессом обучения

Применительно к учебному процессу управление представляет собой целенаправленное, систематическое воздействие преподавателя на коллектив учащихся и отдельного учащегося для достижения заданных результатов обучения. Но управлять – не значит подавлять или навязывать определенному процессу ход, противоречащий его природе. Наоборот, это значит максимально учитывать природу процесса, согласовывать каждое воздействие на процесс с его логикой.

Управление – это непрерывный и последовательный процесс, который продолжается в течение всего времени обучения. Начинается он с определения целей и задач управления обучением, а завершается их решением, т. е. достижением поставленной цели. По достижении цели ставится новая цель, и управленческий цикл повторяется. Схематично картина непрерывного управленческого процесса выглядит так: цель, действие, результат, новая цель. Эта схема применима как к научному, так и к учебно-воспитательному процессу.

Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения иногда понимается узко: как управление усвоением в рамках отдельных познавательных задач, т. е. на уровне оперативного управления (например, процессом открытия неизвестного в различных типах проблемных ситуаций). Средствами управления в этом случае являются «наводящие» задачи, подсказки разной интенсивности, переформулировка задачи и т. п. В широком смысле управление учебным познанием трактуется как процесс предъявления учащимся такой системы учебных задач, которая предусматривает в ходе их решения постепенное и последовательное продвижение обучаемых по ступеням познания – от низкого уровня проблемности заданий и познавательной самостоятельности к творческой, исследовательской деятельности. Тем самым проектируется определенный уровень сформированности свойств, качеств знаний (системность, динамичность, обобщенность и т. п.). Деятельность преподавателя направлена на выявление условий организации учебной работы, соблюдение которых позволит обучаемому сознательно ориентироваться в предмете, актуализировать полученные знания и умения, осуществлять самоконтроль.

Важнейшим условием организации процесса управления учебной деятельностью выступает система типовых учебных задач, применение которой способствует целенаправленному формированию у учащихся умения и потребности систематически пользоваться обязательным минимумом знаний как инструментом открытия новых знаний, новых связей и закономерностей. Через систему учебных задач, соответствующих конкретным целям обучения, преподаватель создает благоприятные условия для принятия таких задач учащимися, инструктирует их о способах предстоящей деятельности, оказывает им своевременную помощь, побуждает у них любознательность, чувство долга и ответственность.

Каждый акт педагогического управления должен вносить определенные изменения не только в характер деятельности обучаемого, но и в процесс становления обучаемого как личности. Для этого преподаватель проводит тщательный анализ целей обучения применительно к различным ситуациям обучения, конкретному учебному предмету и каждому его разделу. Цели обучения на каждом занятии формируются как определение типовых задач, ради решения которых и организуется обучение. Без определения таких задач цели занятия оказываются недостаточно конструктивными, их достижение затруднено, они не поддаются педагогическому контролю. Не имея четкого представления о том, для решения каких учебных задач предназначаются знания, обучающий не сможет определить, какую деятельность должны совершать обучаемые. Также трудно определить и эффективность обучения, осуществить текущий и итоговый контроль за ходом и уровнем усвоения учебного материала, оценить рациональность избранного варианта организации учебной деятельности обучаемых и способов педагогического управления, внести необходимые коррективы в процесс обучения, объективно установить причины имеющихся пробелов в знаниях и умениях учащихся. Иначе говоря, педагог должен не только иметь четкую программу того, чему надо научить, но и сформулировать те задачи, в которых обучаемые должны будут использовать усваиваемое содержание.

При разработке программы обучения преподаватель должен оценить, какие знания, с какой целью и в какой степени он предполагает сформировать у учеников в результате изучения ими конкретного материала. Для этого необходимо учесть особенности отдельных видов деятельности обучаемых. Существенное значение имеют также последовательность действий обучающихся, операциональный состав этих действий (исполнительских, оценочных и ориентировочных), нахождение способов мотивации обучаемых к участию в познавательной деятельности. В определении данных параметров учебной деятельности и заключается первая задача педагогического управления в структуре обучения.

Вторая задача сводится к осуществлению принципа активности и самоуправления в познавательной деятельности обучаемых. Она реализуется в такой организации учебных занятий, при которой преподаватель с помощью программ обеспечения и организации учебно-познавательной деятельности направлял бы и интенсифицировал процесс активной, самостоятельной и результативной работы каждого обучаемого по овладению основами теории и методами ее применения при решении учебно-познавательных задач.
5. Обратная связь в обучении

Управление представляет собой информационный процесс, характеризующийся замкнутым циклом передачи сигналов. Этот процесс включает в себя контроль за поведением объекта управления: от управляющего органа (преподавателя) к управляемому объекту (студенту) поступают сигналы управления, от объекта к регулятору (преподавателю) идут сигналы обратной связи, несущие сведения о фактическом состоянии управляемого объекта. Роль преподавателя заключается в переработке получаемой информации, ее осмыслении и выработке решения по внесению в учебный процесс коррективов.

Осуществление обратной связи применительно к учебному процессу предполагает решение двух задач: 1) определение содержания обратной связи – выделение совокупности контролируемых характеристик на основании целей обучения и психологической теории обучения, которая принимается за базу при составлении обучающих программ; 2) определение частоты обратной связи.

В процессе управления усвоением знаний преподавателю нужно установить, научились ли студенты обобщать и сопоставлять факты, делать выводы, критически анализировать полученные сведения. Кроме того, ему необходимо знать, как учащиеся усваивают материал учебника, хватает ли им времени на усвоение и т. п.

Для эффективного управления обучением нужна такая теория, которая рассматривает процесс учения как формирование познавательной деятельности учащихся, располагая системой независимых характеристик этой деятельности и знанием основных этапов ее становления как перехода из плана общественного опыта в план опыта индивидуального. Эффективное управление процессом обучения возможно при выполнении определенных требований, таких, как формулирование целей обучения; установление исходного уровня (состояния) управляемого процесса; разработка программы действий, предусматривающей основные переходные состояния процесса обучения; получение по определенным параметрам информации о состоянии процесса обучения (обратная связь); переработка информации, полученной по каналу обратной связи, выработка и внесение в учебный процесс корректирующих воздействий.

Важным этапом управления процессом обучения является организация не только содержательной, но и эмоциональной обратной связи. Содержательная обратная связь дает информацию об уровне усвоения учащимися учебного материала. Она осуществляется с помощью фронтального и оперативного индивидуального опроса, периодической постановки вопросов на выяснение понимания и анализа выполненных заданий. Эмоциональная обратная связь устанавливается педагогом через чувствование настроя группы, уловить который можно только по поведению учащихся, выражениям их лиц и глаз, по отдельным репликам и эмоциональным реакциям. Содержательная обратная связь в единстве с эмоциональной дает педагогу информацию об уровне восприятия материала и познавательно-нравственной атмосфере проводимого занятия.
Литература

1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. СПб.; М., 2000.

2. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2001.

3. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / пер. с польск. М.: Высш. шк., 1986.

4. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Просвещение, 1980.

5. Лобанов А. А. Основы профессионально-педагогического общения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

6. Пидкасистый П. И., Горячев Б. В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. М., 1991.

7. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

8. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. пед. вузов; в 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения.

9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 1, 2. М., 1989.

10. Сластенин В. А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

11. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.

12. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 1997.

Содержание
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации