Контрольная работа - Девиация в подростковой и студенческой жизни - файл n1.doc

Контрольная работа - Девиация в подростковой и студенческой жизни
скачать (187 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc187kb.01.06.2012 11:10скачать

n1.doc



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Международный Славянский Институт

Ульяновский филиал
Факультет психологии

Специальность: психология

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология»

на тему «Девиация в подростковой и студенческой жизни»

Выполнила: студентка гр.

126

Фролова М.А.

Проверил: Манахова И.А.,

к.псх.н.
Ульяновск 2011
План

Введение 2

1. Понятие и сущность девиантного поведения 3

2. Девиантное поведение подростков и студентов: причины и проявления 6

3. Девиация в подростковой и студенческой жизни в современной России 11

4. Профилактика и коррекция девиаций 15

Заключение 19

Список литературы 20

Приложения 22




Введение



Поведение человека детерминировано в обществе. Поэтому для установления границ нормального поведения нужны не только биологические, но главным образом социальные критерии нормы, так как именно они являются важнейшими средствами регуляции поведения человека в обществе.

Несмотря на некоторые позитивные изменения, происходящие в последнее время в системе образования, угроза дегуманизации, ассоциативное поведение молодежи не исчезли, а теоретики и практики современного образования не перестали писать о низкой эффективности воспитания. Важность таких исследований – в осознании данной ситуации и поддержании стратегии развития воспитания подрастающего поколения, определенной принципами государственной политики в области образования, сформулированными в Законе Российской Федерации «Об образовании».

В последние годы количество детей, имеющих ту или иную форму социальной (школьной и студенческой) дезадаптации увеличивается. Поэтому в настоящее время возрастает значимость более глубокого изучения психологических механизмов и причин, приводящих к социальной девиации подростков и студентов, вскрывая которые, можно существенно расширить возможности профилактики и коррекции девиаций и ассоциативного поведения детей подросткового возраста и студентов.

В современном российском обществе проблема девиантного поведения подростков и студентов чрезвычайно актуальна и продолжает обостряться с каждым годом. Сегодня из состояния декларативного признания необходимости профилактической активности общество переходит к позиции активных действий. Государственные и негосударственные организации реализуют разнообразные программы, акции и т.д.

Объект работы – подростки и студенты.

Предмет работы – девиации в подростковой и студенческой жизни.

Цель работы – рассмотреть девиации в подростковой и студенческой жизни и состояние исследуемой проблемы в современной России.

1. Понятие и сущность девиантного поведения



Важной составной частью процесса становления человека как существа и социального, является возникновение и развитие представлений о правилах поведения, совпадающих или не совпадающих с традициями и обычаями человеческой общности, нравственном или безнравственном, одобряемом или порицаемом, а следовательно, - дозволенном или запрещенном.

Те социальные явления, которые являются нежелательными для общества в практической деятельности различных государственных органов и научной литературе именуется по-разному: антиобщественное поведение, антиобщественные явления, антисоциальное поведение, асоциальное поведение, девиантность, девиантное поведение, дезорганизующее поведение, деструктивные явления, диссоциальное поведение, негативные явления, отклоняющееся поведение, социальная деформация, отрицательные явления, социальная патология, социально негативные явления, социальные аномалии, социальные отклонения и др.

Нельзя не обратить внимание на ту смысловую нагрузку, которую несут в себе приведенные выше обозначения деформации социально значимого поведения. Наиболее серьезные случаи отклонения от социальных норм можно назвать социальной патологией. Последняя, характеризуется существенным вредом для интересов общества и личности.

Поведение некоторых подростков и студентов обращает на себя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным. Под девиантным поведением (лат. deviatio — отклонение) понимают систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированных психических процессов, нарушении процессов самоактуализации и уклонении от морального и этического контроля личности над собственным поведением.1

Оно включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.2

Первопричиной, которая приводит к отклонениям в поведении, является игнорирование особенностей этого возрастного периода, недооценка взрослыми глубоких возрастных противоречий в развитии подростка. Нарушение взаимоотношений ученика с классом, изолирование его в коллективе, неприятие учителем, трудности в учебной нагрузке, общении, самоопределении, — все это побуждает ребенка искать другое сообщество сверстников, или старших по возрасту школьников, в которой бы исчезало эмоциональное напряжение, вновь появилась возможность самоутвердиться и самореализоваться как личность.3

В качестве примера типичной классификации различных форм отклонений в поведении и развитии рассмотрим схему, приведенную в работе Халагана и Кауфман. Путем факторного анализа описания всех элементов девиантного поведения ими были выделены четыре типа синдромов (аномалий):

1) нарушения поведения;

2) нарушения личности;

3) незрелость;

4) асоциальные тенденции.

Первый тип включает следующие проявления (симптомы): непослушание, деструктивность, вспыльчивость, безответственность, наглость, ревность, гневливость, навязчивость, путаность.

Второй тип: чувство неполноценности, развитое самосознание, избегание общения, тревожность, плаксивость и т.д.

Третий тип: рассеянность, неуклюжесть, пассивность, нервный смех, мастурбация и др.

Четвертый тип: наличие плохих товарищей, прогулы, преданность асоциальным группам.4

Таким образом, предметом психологии девиантного поведения являются отклоняющиеся от разнообразных норм ситуационные реакции, психические состояния, а также развития личности, приводящие к дезадаптации человека в обществе и/или нарушению самоактуализации, непринятию себя в силу выработанных неадекватных паттернов поведения. Социально патологические явления следует считать наиболее опасными для общества тогда, когда они проявляются в форме правонарушений - алкоголизма, наркомании, проституции, самоубийств.

2. Девиантное поведение подростков и студентов: причины и проявления



Оценивая свое тело, подросток констатирует свое физическое превосходство, норму или неполноценность и делает вывод о своей социальной ценности. Понимание своего тела - это преломление в сознании собственных способностей, а также восприятия и оценок окружающих. Может возникнуть пассивное отношение к физической слабости, либо желание компенсировать свои недостатки в другой сфере, либо попытаться их исправить, быстрый рост во время полового созревания приводит к изменению скелета. Запаздывание формирования нервно-мышечного аппарата при этом может нарушить координацию движений, что проявится в неуклюжести. Намеки или упреки окружающих по поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают поведение.5

Акселерированные рослые мальчики убеждены в своей мужественности и силе. Они могут не бороться за уважение окружающих. Их уверенности в себе способствует и то, что их воспринимают как толковых. В связи этим они держатся более естественно, послушнее и требуют к себе меньше внимания. Отстающие в развитии, худые и низкорослые мальчики окружающим представляются маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они испытывают потребность в опеке, проявляют мятежность. Чтобы изменить неблагоприятное впечатление о себе, они вынуждены постоянно проявлять изобретательность, предприимчивость, “храбрость”, находиться на виду, и своими “достижениями” доказывать свою полезность и даже незаменимость в группе, к которой принадлежат. Такая активность приводит к трудностям общения и эмоциональному напряжению, которые создают условия для девиантного поведения.6

Половое созревание также влияет на поведение. При преждевременном половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других - нарушения поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений; особенно сексуального. При задержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления.

Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний, эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11-13 лет у мальчиков и в 13-15 лет у девочек. На этот же возраст приходится наиболее выраженное упрямство. Старших подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация. Однако целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом.

Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и общества, воспитавших его, связано с социально-экономическим положением и полом. Половое созревание у современных подростков завершается раньше наступления социальной зрелости, Имеющаяся свобода выбора жизненного пути удлиняет время приспособления. При этом социальное созревание происходит неравномерно и зависит от завершения образования, материальной независимости или наступления совершеннолетия. Подросток в некоторых сферах жизни может оказаться неприспособленным и тяжело переживать свою несостоятельность. Например, располагая авторитетом в группе спортсменов, подросток может оказаться совершенно незрелым во взаимоотношениях с лицами противоположного пола.

В течение жизни подростка и студента происходит расширение диапазона социальных ролей: ученика, участника самодеятельности, члена спортивной команды и т.д. Однако их освоение происходит с трудом, что может привести к большому эмоциональному напряжению и нарушению поведения. Среди поведенческих нарушений могут быть следующие:7

  1. Гиперкинетическое расстройство поведения. Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности, требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность, импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения правил. Во взаимоотношениях со взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не любят, отказываются с ними играть. Может быть также расстройство поведения и заниженная самооценка.

  2. Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома.

  3. Несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаимоотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства. Обычно ребенок или подросток одинок. Типичное поведение включает драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости, разрушительные действия, поджоги.

  4. Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие.

  5. Делинквентное поведение. Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Причины социальные - недостатки воспитания. У 30%-80% делинквентных детей - неполная семья, 70% подростков - с серьезными нарушениями характера, 66% - акцентуанты. Среди больничных пациентов без психоза 40% с делинквентным поведением. У половины из них оно сочеталось с психопатией. Побеги из дому и бродяжничество в трети случаев сочетается с делинквентностью. Четверть госпитализированных - с побегами.

  6. Ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение). Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п.

  7. Девиации сексуального поведения. У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и замедленным созреванием. У первых сильное половое влечение возникает задолго до социальной зрелости, у вторых - появляется желание самоутвердиться, обгоняя сверстников в сексуальной активности. Кроме того, отстающие в развитии могут стать объектом совращения своими старшими товарищами. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и являются преходящими. Среди них могут быть визионизм (подглядывание за обнаженными), эксгибиционизм (демонстрация своей наготы), манипуляции с половыми органами младших детей или животных. По мере взросления и при переходе к нормальной половой жизни девиации исчезают полностью. Девиантным его можно считать, если практикуется до возраста полового созревания. Возникновение половых отношений до полного физического созревания может рассматриваться как девиация. Подростковый промискуитет (неоднократная смена партнеров и частые половые сношения) - сексуальная девиация. Она нередко сочетается с алкоголизацией, которая у одних растормаживает влечения, а у других приводит к пассивной подчиняемости.

  8. Психогенное патологическое формирование личности. Это аномальное становление незрелой личности детей и подростков под влиянием:

Итак, девиации в подростковой и студенческой жизни являются результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов. Изменения, происходящие с девиантным лицом на разных уровнях, требуют профессионального вмешательства специалистов по социально-педагогической работе. Следствие такой работы — осуществление и закрепления позитивных изменений в поведении, способствующие гармонизации развития личности молодого человека.

3. Девиация в подростковой и студенческой жизни в современной России



Все больше современных подростков и студентов во всех странах мира примыкают к неформальным группам. Попав в ту или иную субкультуру, подросток становится с ней единым целым: принимает все порядки и законы нового сообщества, у него меняются взгляды и система ценностей.

Как отмечает М.В. Осорина, детская субкультура выполняет те же функции, что и любая культура взрослых: она помогает решать значимые возрастные проблемы развития, благодаря познанию себя, самостоятельному «изобретению» форм освоения окружающего пространства в результате интуитивного открытия способов удовлетворения своих познавательных потребностей. В рамках традиций детской субкультуры от поколения к поколению детей и в готовом виде передаются способы освоения окружающего мира с опорой на официальную педагогику и традиции народного воспитания. При этом сходство задач развития, независимо от эпохи и культуры, порождает сходство решений, возникающих у участников этого процесса, как в одиночку, так и в компании сверстников. Для получения необходимого опыта каждый ребенок должен прожить тот набор трудных ситуаций столкновения с миром и людьми, который позволит ему достичь нужной степени уверенности. Поэтому в детской субкультуре присутствует желание не быть поднадзорной, противодействовать миру взрослых, отделиться, сохранить в тайне наиболее важное. Культурное обобщение социально-психологического опыта, накопленного в детском сообществе, кристаллизуется в двух основных формах: в виде текстов детского фольклора и в виде устойчивых моделей ритуализированного поведения.8

Среди причин создания особых субкультур и вхождения подростков и юношей в различные неформальные группы ученые выделяют:

1)психологические: потребность в друзьях и эмоциональных впечатлениях, «несчастная любовь», стремление познать необычное; интерес к современному западному искусству, оригинальность впечатлений, получаемых в рамках субкультуры; равнодушие к учебе; внутренняя свобода среди членов неформальной группы на фоне чувства одиночества; протест против формализма взрослых, поиск смысла существования и пр.

2)социально-педагогические: конфликты дома или в школе, неуспеваемость, отчуждение от детей класса; бездеятельность, безнадзорность, заброшенность, беззащитность; отсутствие в школе индивидуального подхода к таким подросткам, невнимание к ним членов семьи и т.д.9

Цивилизованное общество лишено института подростковой инициации. К тому же в современной России отсутствует стержневая групповая идея, вокруг которой могло бы объединяться молодое поколение. Поэтому в переходный период подростки все чаще находят себя в субкультурах, которые обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления, к которому они относятся (так называемое маргинальное поведение). Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования специфических символов и отличающихся от всех внешнего вида, стиля одежды, поведения, моральных и/или политических убеждений.

Например, эмо-дети отгораживаются от мира длинными челками, лицо и губы делают бледными, ретушируя их, а глаза рисуют черной подводкой, подчеркивая этим боль и тревогу. В образе эмо преобладает черный цвет, что может быть вызвано депрессией, несчастьем, отверженностью. Часто он сочетается с розовым – это своеобразный вызов общей мрачности, отрицание связи с готической субкультурой и приближение к панк-року, надежда на любовь, романтику и нежность.10

Таким образом, быть эмо - означает находиться в печали, депрессии, писать стихи в стиле «потока сознания», с простой рифмой (или «белый стих»), с обращением к телу, особенно к сердцу, с использованием мрачных прилагательных в порядке нагнетания, мотивов быстротечности времени и возвышенной любви

Противники эмо-культуры намерены бороться с ее распространением также из-за пропаганды депрессии и детского суицида.

Суицид – это самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. Суицидальные тенденции – это внутренняя активная форма суицидального поведения, включающая суицидальные замыслы и самопроизвольные поступки по планированию и подготовке суицидальных действий, непосредственно предшествующих их осуществлению. Принятие суицидального решения приводит к совершению суицидальных действий. В целом, суицидальное поведение– это проявление суицидальной активности в мыслях о самоубийстве, намерениях, высказываниях, угрозах, попытках и покушениях на собственную жизнь.11

При изучении суицидального поведения, ученые различают следующие его типы:

В настоящее время наряду с ростом позитивных девиаций (политическая активность, экономическая предприимчивость и т. п.) усиливаются девиации негативные: насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация населения, особенно молодежи. В самой острой форме девиантность выступает как преступность, как посягательство на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан. Рост преступности представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности.

Борьба с преступностью, с употреблением наркотических средств сегодня превратилась в острейшую, самостоятельную проблему, решение которой требует комплексного подхода. Это значит, что все предпосылки, пограничные к преступлению, явления, связанные с состоянием общественного организма, должны учитываться, ибо грань между аморальностью и преступностью весьма подвижна.

Итак, разрушительные масштабы девиантности приводят общество к деградации, социальному регрессу. Нечто подобное может произойти сегодня и в России, если не будут приняты эффективные меры по остановке падения производства и снижения жизненного уровня большинства населения страны.

4. Профилактика и коррекция девиаций



При работе по профилактике и коррекции девиантного поведения подростков и студентов необходимо делать упор на профилактическую работу, которая, как правило, строится на комплексной основе, включающей в себя лекционно-просветительскую деятельность, тренинговую работу, индивидуальное консультирование по проблемам ассоциативного поведения, и обеспечивается совместными усилиями педагогов-организаторов, психологов, специалистов по социальной работе с молодежью и других специалистов, работающих в сфере предупреждения подростковых правонарушений.

Профилактика девиантного поведения — это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Некоторые авторы все профилактические мероприятия условно делят на общие и специальные. К общим относят политические и социально-экономические мероприятия, направленные на дальнейшее повышение благосостояния людей, улучшение их образования, труда и быта, прогресс науки, культуры и всего того, что способствует формированию нового человека, всестороннему развитию личности. Выделяют такие основные направления профилактики пьянства и алкоголизма: психогигиеническое, педагогическое, санитарно-гигиеническое, медико-социальное, здравоохраненческое, административно-правовое и экономическое.

Перенос центра тяжести в цепи профилактических мероприятий на какие-то отдельные звенья заранее обречен на неуспех, и только при гармоничном использовании всего комплекса мероприятий (государственных, общественных, социально-экономических, медико-санитарных, психолого-педагогических, психогигиенических и др.) можно надеяться на положительные результаты.

Профилактика и коррекция нарушений поведения должна быть последовательной, поэтапной. Согласно терминологии ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактика и коррекция является наиболее массовой и эффективной. Мероприятия первичной профилактики и коррекции направлены на ликвидацию неблагоприятных факторов (социальных и биологических), влияющих на формирование девиантных форм поведения, или на повышение устойчивости личности к этим факторам.

Первичная профилактика и коррекция включает в себя три основных направления:

1) совершенствование социальной жизни людей;

2) устранение социальных факторов, способствующих формированию и проявлению девиантного поведения;

3) воспитание социально позитивно ориентированной личности [21, С.88].

Методы и формы профилактики и коррекции могут быть самыми различными: идеологическими, экономическими, культурно-воспитательными, организационно-управленческими, правовыми и т. д. Важно, чтобы все они использовались комплексно и были направлены на единый результат — ликвидацию социальных причин, порождающих пьянство, правонарушения, половую распущенность, суициды и др., а главное, чтобы за этими мерами всегда был виден человек с его потребностями и личностными особенностями.

Основу противоалкогольного воспитания и просвещения в школах, колледжах и университетах составляют:

Главная задача вторичной профилактики и коррекции — раннее выявление лиц с нервно-психическими нарушениями и проведение мероприятий, направленных на медико-педагогическую коррекцию их поведения. В последние годы не менее актуальной задачей вторичной профилактики стало определение так называемых «групп риска», т. е. подростков, у которых нет явных признаков девиантного и ассоциативного поведения, но они больше других склонны к его формированию.

Вторичная профилактика и коррекция включает в себя следующие основные направления:

1) определение факторов риска и выделение так называемых групп «профилактического учета» по различным формам девиантного поведения;

2) раннее и активное выявление лиц с нервно-психическими нарушениями;

3) медицинскую коррекцию выявленных заболеваний, осложненных нарушениями поведения.

Изучение факторов риска девиантного поведения дает  дополнительные возможности прогнозировать отдельные формы отклонений, а, следовательно, планировать и проводить конкретные мероприятия по их профилактике и коррекции.

Выделяют экстраперсональные и интроперсональные факторы повышенного суицидального риска. Наиболее важные экстраперсональные факторы:

1) психозы и пограничные психические расстройства;

2) суицидальные высказывания, повторные суицидальные действия, пост-суицидальный период (до 3 мес);

3) подростковый возраст;

4) экстремальные, особенно так называемые «маргинальные» условия (служба в армии, длительные экспедиции, заключение, вынужденное одиночество и т. п.);

5) утрата семейного и общественного престижа, особенно, в группе сверстников;

6) конфликтная психотравмирующая ситуация;

7) пьянство, употребление наркотиков и токсикоманических средств.

К интроперсональным факторам повышенного суицидального риска относят:

1) особенности характера, преимущественно шизоидного, сенситивного, эпилептоидного и психастенического типов;

2) сниженную толерантность к эмоциональным нагрузкам;

3) неполноценность коммуникативных контактных систем;

4) неадекватную личностным возможностям самооценку;

5) отсутствие или утрату целевых установок, лежащих в основе ценности жизни.

Однако при определении реального суицидального риска необходимо учитывать не только факторы, способствующие суициду, но и факторы, удерживающие человека от суицидального поведения.

Наиболее важными факторами риска формирования пьянства и алкоголизма у подростков являются:

1) ранний возраст начала алкоголизации (10—12 лет);

2) индивидуальный характер реакций организма на алкоголь (высокая изначальная толерантность и др.);

3) неблагоприятные микросоциальные условия (семья алкоголиков, асоциальная группа сверстников);

4) особенности характера, преимущественно эксплозивного, неустойчивого, эпилептоидного и гипертимного типов;

5) отягощенная наследственность;

6) пограничные нервно-психические расстройства.14

Третичная профилактика и коррекция — проблема целиком медицинская, направленная на лечение заболеваний, сопровождающихся нарушением поведения. Ниже речь пойдет о первичной и частично о вторичной профилактике девиантного поведения.

Основные направления программ профилактики и коррекции девиаций:

Наряду с тренингами, кукольными представлениями и проч., интересной и инновационной технологий является социальный театр. Важным компонентом театральной технологии является управляемая дискуссия, которая проходит после просмотра спектакля. Участниками дискуссии являются зрители и актеры, которые вступают в диалог со зрителями, не выходя из образа, то есть от имени своего персонажа.

Элементы программ и тематический план представлены в приложениях 1-3.

Итак, профилактика и коррекция девиаций и ассоциативного поведения должна быть последовательной, поэтапной. Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Основой для работы с подростками и студентами должна стать первичная профилактика.

Заключение



Девиации в поведении подростков и студентов являются результатом сложного взаимодействия социальных и биологических факторов. Изменения, происходящие с девиантным лицом на разных уровнях, требуют профессионального вмешательства специалистов по социально-педагогической работе. Поэтому важное значение приобретает профилактическая и коррекционная работа социально-психологической службы общеобразовательной школы; социальных служб для детей, семьи и молодежи.

Профилактика и коррекция девиаций в подростковой и студенческой жизни должна быть последовательной, поэтапной. Выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику. Основой для работы с подростками должна стать первичная профилактика.

Одной из причин совершения подростками общественно опасных деяний являются использование неэффективных форм донесения информации и привития навыков безопасного социального поведения подростков. Поэтому при разработке программы необходимо опираться на современные методы, такие как тренинги, социальный театр, поскольку в профилактике и коррекции правонарушений несовершеннолетними необходимо использовать новые, интересные и привлекательные для подростков и студентов технологии. Занятия необходимо выстраивать в соответствие с возрастными особенностями восприятия подростками и студентами информации, особенностями вхождения в групповой контакт и в контакт с ведущим, логикой групповой динамики, а также с учетом целей формирования мотивации на углубленную работу в программе. В своей программе мы постарались соединить воедино теоретический и практический материал для более эффективного достижения целей педагогами.

Список литературы





  1. Анн, Л.Ф. Программа социально-психологического тренинга «Саморазвитие личности» //Психологический тренинг сподростками. - 2008. – 272с.

  2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика - Пресс, 2006. – 421 с.

  3. Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум /Т.Г.Григорьева. - Новосибирск: Издательство Новосибирского университета: М: Совершенство, 2007. – 406 с.

  4. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1 (действующая редакция) [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/popular/edu/

  5. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. / Е.В.Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.

  6. Исаев Д. Девиантное поведение детей и подростков [Электронный ресурс]: http://www.narcom.ru/parents/parents/9.html

  7. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов / Ю.А. Клейьерг. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.

  8. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: социал.-псих. и психиатр. Аспекты / В.Т.Кондрашенко. – Мн.: Беларусь, 2008. – 220 с.

  9. Краткий словарь терминов по психологии и педагогике. Авторы-составители - доктор психологических наук, профессор В.Т.Юсов, профессор кафедры философии и истории С.И.Янаев. - М.: АЭБ МВД России, 2005. – 291 с.

  10. Майсак Надежда. Суицидальные тенденции подростков субкультуры "эмо" [Электронный ресурс]: http://flogiston.ru/articles/social/emo

  11. Михеева, Ю.В., Петрова, Л.А. Социально-педагогический тренинг / Ю.В. Михеева, Л.А. Петрова. – М., 2010. – 312 с.

  12. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. - СПб.: Питер, 2004 (3-е изд.). – С.261 с.

  13. Психология ощущений и восприятия (Хрестоматия). – М.: ЧеРо, 2009. – 388 с.

  14. Хомич А.В.Психология девиантного поведения [Электронный ресурс]: http://khomich.narod.ru/DEVIANTNOE-POVEDENIE/Deviantnoe-posobie.htm

  15. Шабардина О.Г. Моделирование процесса профилактики девиантного поведения подростков в учреждениях дополнительного образования [Электронный ресурс]: iwep.asu.ru/ru/journal/contents/journal/2011/2011-2CH2.pdf

  16. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков /Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический проект; Трикста, 2005. – 336 с.


Приложения


Приложение 1

Пример вводного занятия

Постановка проблемы. Информация для тренера

Начало работы – это очень ответственный этап. Наверняка большинство участников еще не сталкивались с тренинговой формой работы, и нужно продемонстрировать им, как можно и как не следует вести себя на занятиях. Некоторые недоумевают, для чего нужны эти занятия, и важно донести до них информацию о том, зачем происходящее нужно именно им. Другие вообще отрицательно относятся к любым мероприятиям, проводимым в учебном заведении, и тогда задачей тренера становится показать им, что и в школе могут быть интересные дела.

Цель занятия: знакомство с группой, демонстрация модели поведения на занятиях, информирование группы по основным вопросам, связанным с программой, формирование мотивации к работе по программе, диагностика исходного уровня нравственных представлений.

Начало работы

Работа начинается с представления ведущего. Ведущий рассказывает о себе, о своих профессиональных интересах и взглядах, о своем первом впечатлении от группы, в общих чертах говорит о целях и форме организации занятий. Затем следует представление участников группы.

Упражнение «Интервью»

Цель: знакомство, погружение в атмосферу тренинга

Необходимые материалы: не требуются

Описание: Группа делится на пары. В паре участники по очереди на три минуты становятся «журналистом» и «звездой». «Журналист» готовит краткий рассказ о «звезде» на основе экспресс-интервью, в ходе которого «звезда» говорит о том, что готова сообщить о себе группе. По окончании работы «журналисты» представляют «звезд» в общем круге.

Работа по теме занятия

Упражнение «Карта нашего пути»

Цель: введение в содержание программы.

Необходимые материалы: 3-4 листа ватмана или флип-чарт, цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски.

Описание: Все участники делятся на 3-4 подгруппы по 4-5 человек в каждой. Каждой подгруппе предлагается выполнить рисунок на чистом листе ватмана - «жизненный путь» или «путь судьбы», представив его произвольным образом, например, в виде географической карты (Вселенной, Земного шара, отдельного материка, страны или др.) с названием объектов. На карте могут быть такие объекты как: счастье, дружба, любовь, семья, род, здоровье, ценности и другие. По завершении работы каждая подгруппа представляет свой рисунок с комментариями.

Резюме ведущего: Ведущий резюмирует влияние нравственно-ценностных категорий на нашу жизнь и проводит аналогию с темами программы и, таким образом, знакомит участников с тематическим содержанием программы.

Далее ведущий проводит анкетирование:

Цель: введение в проблематику программы, диагностика исходных представлений об алкоголизме.

Необходимые материалы: анкеты для участников, ватман

Описание: Работа начинается с заполнения участниками анкет, посвященных изучению уровня их информированности по вопросам, связанным с алкоголизмом. По окончании анкетирования в свободной форме обсуждаются вопросы, возникшие у участников.

Упражнение: «Выработка правил группы».

Цель: демонстрация демократичного и безопасного стиля общения.

Методы: выработка правил групповой работы при помощи техники «Мозговой штурм».

Необходимые материалы: ватман, маркеры.

Описание: возможно предложение готовых правил работы.

Материалы для тренера: упражнение «Мозговой штурм».

"Мозговой штурм" - генерация альтернатив решения актуальной задачи. При «мозговом штурме» важно очень четкое соблюдение принципов демократичности в общении. Возможность демократического и ненавязчивого решения или обсуждения любых вопросов и проблем.

Все участники обсуждают проблему и выносят свои предложения, согласуясь со следующими принципами:

Данный принцип предполагает генерацию разнообразных вариантов решения проблемы. Необходимо предполагать самые различные, возможно и не подходящие варианты. Пусть некоторые из них кажутся смешными или глупыми, главное, чтобы их было как можно больше.

Предусматривает понимание того, что окончательное решение будет принято ещё не сейчас. Поэтому можно рассматривать любые варианты. Следует подождать и все их обдумать спокойно без мысли о том, что это и есть единственное решение, которое будет принято.

Группой формулируются, как минимум, следующие правила:

Оценка исходного уровня этических представлений участников программы
Завершение работы

Цель: подведение итогов занятия.

Необходимые материалы: не требуются

Описание. Группа высказывается на тему:

- Что нового произошло за время занятия?

- Что удивило, оказалось неожиданным?

Домашнее задание

Цель: вербализация опыта, полученного в ходе занятия.

Необходимые материалы: рабочая тетрадь

Описание: Участникам группы предлагается написать краткое эссе на предложенную тему.

Приложение 2

Примерный тематический план программы профилактики и коррекции девиаций и ассоциативного поведения подростков, базирующийся на проведении тренингов





Краткий план тренинга

Цели занятия тренинга

1


Тема: Знакомство

«Снежный ком».

Удержи шарик.

Люди к людям.

Загадочное письмо.


Достижение взаимопонимания

и сплочённости, умение передавать

эмоциональное состояние.


2

Тема: Мой мир

Листочек.

Почтальон.

Паровозик.

«Ловля моли»


Развитие внимания параллельно

чувство понимания себя и другого.

Помочь снять эмоциональное

напряжение.


3.


Тема: Общение

Солнышко.

«Следы дракона».

Платочек в узелок.

«Веревочка».


Развитие навыков группового

взаимодействия и создание

атмосферы сплоченности в

коллективе.


4.


Тема: Понимаю себя

Беседа и обсуждение на

тему: «Свобода».

Определение границ

свой свободы.

Поймай змею.

Научить подростков определять

и отстаивать права и обязанности

человека в повседневной жизни.


5.


Тема: Круг общения

«Дружеское

рукопожатие».

«Зоопарк».

«Рыбалка».

Мяч.


Развиваем внимание,

параллельно формируя чувство

понимания себя и другого.


6.

Тема: Азбука

взаимопонимания

«Путаница».

«Поливаем огород».

«Колпак».

«Ястребы и ласточки».


Продолжаем развивать навыки

группового взаимодействия и

создание атмосферы сплоченности в

коллективе. Развиваем внимание,

память.


7.


Тема: Наше окружение

Решето.

Шишки, желуди, орехи.

«Нос, нос, нос, рот».

«Иванка».


Развитие личностного потен-

циала, параллельно развиваем

чувство понимания себя и другого.


8.


Тема: Секрет общения

Иголка, нитка и узелок.

«Морковь и капуста».

Смешалости.

Кавалерия.


Развиваем эмоциональную

сферу, параллельно формируя

чувство сплочённости.


9.


Тема: Дружба во всём

Дождик.

Телеграмма.

Филин и пташки.

Карусель.


Развитие наблюдательности,

способности понимать состояние

другого и обучиться адекватно,

выражать своё отношение к

ближнему.


10.

Тема: Мозаика

дружелюбия

«Земля, огонь, вода,

воздух».

«Сокол и лиса».

«Хлопушки».

Солнечный круг.


Развитие внимания,

уверенности в себе, формирование

чувство ответственности и

понимания.



Примеры проведения упражнений.

Упражнение «Листочек». Все участники сидят в круге. Начиная с первого, по кругу передаётся листок бумаги, каждый из участников отрывает столько клочков от листочка, сколько он хочет. Затем тренер объясняет у вас на руках определённое количество клочков.

Каждый из клочков означает одно качество характера положительное, причем у каждого качества могут совпадать. Затем после написания я раздам вам конверты, вы положите свои клочки бумаги в конверт и заклеив его подпишите.

Например, у Марии 5 кусочков бумаги она про себя пишет на 1 листочке – добрая, на 2 – справедливая, на 3 – отзывчивая, 4 – терпеливая, 5 – скромная. У Светланы 4 кусочка: 1 – послушная, 2 – отзывчивая, 3 – любознательная, 4 – скромная и так каждый пишет о себе.

Сейчас мы будем почтальонами, для этого разделимся на две команды. Перед каждой на расстоянии семи метров на полу лежит лист ватмана, разделенный на клетки, в которых написаны окончания имён (на, на, са, ий, ия, ил, ла, на, на, ей, др, ав).

Ответы на окончания имён написанных в конвертах:

1. Татьяна.

2. Светлана.

3. Лариса.

4. Юрий.

5. Юлия.

6. Михаил.

7. Людмила.

8. Арина.

9. Марина.

10. Алексей.

11. Александр.

12. Вячеслав.

На карточках пишут первую половину названия имен и складывают в конверт. Первые номера команд берут все конверты и по сигналу тренера спешат к листу, лежащему на полу, вынимают один из конвертов по одной карточке с первой половиной имени и приставляют её к нужному окончанию. Вернувшись, передаёт оставшиеся конверты следующему участнику и тот так же открывает один конверт из всех и так далее.

Выигрывает команда, что быстрее и правильнее выполнит упражнение.

Упражнение «Ловля моли». Тренер выбирает одного участника, представляя его «хозяином», который приглашает всех в гости. У него дома развелось много моли. Он пригласил нас для того, чтобы все мы вместе помогли ему избавиться от моли «убив каждый по 10 молей».

Убиваем моль осторожно хлопками рук по плечам участников. Тренер прекращает упражнение с учётом меры вовлечения всех участников в упражнение.
Приложение 3

Рабочий план основных мероприятий проекта «Социальный театр»

Наименование мероприятия

Краткое содержание, участники

1. Проведение обучающего семинара для специалистов

специалисты учреждений системы профилактики, члены общественных организаций и объединений

2.Организация работы социальных театров на базе 10 учреждений проекта

подростки и молодежь группы риска, социально -ориентированные учащиеся и молодежь

3. Показ спектаклей социальных театров 10 учреждений проекта

показ спектаклей и управляемой дискуссии: актеры социальных театров, учащиеся (воспитанники), молодежь, специалисты учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, эксперты –консультанты.

4. Внутренняя и внешняя экспертизы опыта проекта

Экспертами являются тренер проекта, специалисты, прошедшие обучение, участники социальных спектаклей, консультанты из числа актеров, режиссеров, зрителей.

5. Круглый стол для специалистов учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних

25 специалистов учреждений системы профилактики, члены общественных организаций и объединений, СМИ, зав. отделами по делам молодежи пилотных районов, специалисты управления по делам молодежи.

6. Информационно-методический сборник «Социальный театр – новая технология профилактики»

распространение среди специалистов учреждений системы профилактики правонарушений.



1 Краткий словарь терминов по психологии и педагогике. Авторы-составители - доктор психологических наук, профессор В.Т.Юсов, профессор кафедры философии и истории С.И.Янаев. - М.: АЭБ МВД России, 2005. – С.15.

2 Психология ощущений и восприятия (Хрестоматия). – М.: ЧеРо, 2009. – С.23.

3 Исаев Д. Девиантное поведение детей и подростков [Электронный ресурс]: http://www.narcom.ru/parents/parents/9.html

4 Хомич А.В.Психология девиантного поведения [Электронный ресурс]: http://khomich.narod.ru/DEVIANTNOE-POVEDENIE/Deviantnoe-posobie.htm


5 Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика - Пресс, 2006. – С.109.

6 Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социал.-псих. и психиатр. Аспекты. – Мн.: Беларусь, 2008. – С.84.

7 Исаев Д. Девиантное поведение детей и подростков [Электронный ресурс]: http://www.narcom.ru/parents/parents/9.html

8 Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2004 (3-е изд.). – С.107.

9   Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С.53.

10 Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С.23.

11 Майсак Надежда. Суицидальные тенденции подростков субкультуры "эмо"[Электронный ресурс]: http://flogiston.ru/articles/social/emo

12 Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект; Трикста, 2005. – С.81.

13 Анн Л.Ф. Программа социально-психологического тренинга «Саморазвитие личности» //Психологический тренинг сподростками. - 2008. – С.22-25.

14 Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социал.-псих. и психиатр. Аспекты. – Мн.: Беларусь, 2008. – С.34.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации