Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии - файл n1.doc

приобрести
Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии
скачать (3030.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc3031kb.01.06.2012 11:04скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ

В. И. Панов

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ
Опыт построения

методологии
МОСКВА НАУКА

2004

УДК 159.9

ККК" 88 4

ББК 88.4
Издание осуществлено при финансовой поддержке

Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)

проект № 03-06-16002д
Панов В.И.

Экологическая психология: Опыт построения методологии / В.И. Панов. - М.: Наука, 2004. - 197 с. ISBN 5-

02-032810-3 (в пер.)

В монографии делается попытка систематизировать различные эколого-психологи-ческие исследования по направлениям:

психологическая экология, экологический подход к восприятию, психология окружающей среды, психология экологического сознания

и т.д. Как самостоятельная область психологических исследований рассматривается экологическая психология, в основе которой лежит

развитие психической реальности в виде процессов зрительного восприятия движения и стабильности, психических состояний и их

природной динамики, а также формирования экологического сознания природоцен-трического типа.

Для психологов, экологов, научных работников, занимающихся эколого-психологи-ческими исследованиями.

ТП 2004-11-14

ISBN 5-02-032810-3

© Российская академия наук, 2004

© Оформление. Издательство "Наука", 2004


ПРЕДИСЛОВИЕ

В 1992 г. Василий Васильевич Давыдов, бывший тогда вице-президентом Российской академии

образования, предложил мне стать одним из соруководителей (вместе с В.П. Лебедевой и В.А.

Орловым) программ "Экология детства" и "Одаренный школьник", выполнявшихся на базе Центра

комплексного формирования личности РАО (г. Черноголовка Моск. обл.).

Работа по этим темам заставила меня погрузиться в область психологических исследований,

занимающихся изучением влияния окружающей среды на обучение и развитие (физическое,

психическое, социальное) детей школьного возраста. Говоря об окружающей среде, я имею в виду

среду семейную, образовательную (дошкольную, школьную, вузовскую и внешкольную в

учреждениях дополнительного образования), а также пространственно-предметную,

информационную, этнокультурную и т.п. Стало ясно, что окружающая среда выполняет по

отношению к школьникам двоякую роль. С одной стороны, она предоставляет (или не

предоставляет) условия, необходимые ребенку для его успешного обучения и обусловленного

этим обучением развития. Поэтому встала необходимость выяснить, какие условия необходимы

для успешного обучения и развития школьника, развитие каких сфер его личности они

обеспечивают, способен ли ученик самостоятельно использовать эти условия, каковы должны

быть действия педагога и психолога, чтобы условия школьной образовательной среды

способствовали успешному обучению и развитию детей, и т.д. С другой стороны, окружающая

среда является не только условием, но и фактором, оказывающим определенное влияние на

обучение и развитие школьника. В частности, речь идет о том влиянии, какое оказывают

различные образовательные технологии на напряженность обучения и, следовательно, на

психическое и физическое состояние учащихся. В свою очередь, это поставило вопрос о

соответствии содержания и методов обучения собственной природе физиологического,

психического и социального развития детей школьного возраста.

Сама формулировка темы "Экология детства" вынуждает нас обратиться к вопросу отношения

человека к природе, т.е. к окружающему миру природы, а также к внутренней природе самого

человека, его развития как явления, двуединого по своей биологической и социальной сущности.

На самом деле речь должна идти

3
не о двух, а о четырех сущностях, реализующихся в человеке: о биологической, о социальной, о

духовной, о которой все чаще вспоминают в последние десятилетия, и о психической, которую по

определенным причинам обычно сводят (редуцируют) к первым трем. Понятно, что школьное

обучение, помимо знаний по учебным предметам, должно обеспечивать формирование духовно-

нравственной сферы учащихся как системы их жизненных установок и ценностей

общечеловеческого плана. И прежде всего по отношению к окружающей природе, к другим людям

и к самому себе как существу не только социальному, но и природному. Иначе говоря, речь идет о

формировании сознания учащихся и в первую очередь сознания экологического. Отсюда

необходимость углубленно исследовать экологическое сознание, его психологическую структуру

и психолого-педагогические условия его формирования.

Так возникла необходимость анализа и обобщения данных по психологии экологического

сознания как одного из направлений экологической психологии и, в итоге, анализа других

основных направлений эколого-психологических исследований, изучающих развитие психики и

сознания человека в системе "человек - окружающая (социальная и природная) среда".

Понятно, что решить проблему обучения и развития одаренного школьника в условиях массовой

общеобразовательной школы невозможно без изменения самих целевых установок школьного

обучения. Речь идет о необходимости замены вопроса о содержании и методах обучения тем или

иным учебным предметам вопросом о создании условий, обеспечивающих развитие способностей

детей с разным уровнем готовности к обучению. То есть необходимо создание образовательной

среды как системы условий и факторов, обеспечивающих учащимся возможность для проявления

их творческой природы, их скрытых (потенциальных) интересов и способностей наряду с детьми,

чьи способности уже проявились и были развиты до высокого уровня.

Подобное смещение акцента влечет за собой изменение понимания того, что в ходе школьного

обучения должны создаваться условия для развития не только познавательной сферы учащегося

(познавательные процессы и способности), но также его эмоциональной, личностной, духовно-

нравственной и, конечно же, сома-топсихической сферы его сознания. Более того, предметом

развития в процессе современного школьного обучения должно быть именно сознание учащегося

как системное единство всех сфер его психики, определяющее и выражающее его отношение к

окружающему миру, другим людям и к самому себе как части этого мира.

Отсюда возникла необходимость анализа еще двух проблемных направлений. Это, во-первых,

проблема психических состояний,

4
возникающих в условиях повышения напряженности образовательной среды в школе как

педагогического средства развития способностей учащихся, и в условиях характерной для

современного общества стрессогенности социально-экономических отношений, т.е. социальной

среды в целом.

Во-вторых, это проблема экологического сознания, о чем было сказано выше, которая предстает не

только как проблема "Экологии детства" или мировоззренческая проблема духовно-нравственного

развития учащихся, но и как проблема социализации учащихся в соответствии с возрастными и

социальными особенностями их развития. Речь идет о том, что на каждом возрастном этапе

развития (дошкольном, младше-школьном, подростковом, старше-школьном) должно произойти

формирование таких биологических, психологических и личностных (социальных)

новообразований, которые обеспечивали бы его вхождение на последующий этап возрастного

развития. В частности, согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, это должны быть

психические новообразования, соответствующие типу деятельности, ведущей для данного

возраста.

Необходимость разобраться в перечисленном круге проблем послужила причиной создания в 1996

г. Лаборатории экопсихологии развития в Психологическом институте РАО и проведения в этом

же институте трех российских конференций по экологической психологии (в 1996, 2000 и 2003

гг.).

В итоге настал момент, когда возникла необходимость провести обобщение и некоторую

систематизацию многолетней работы по указанным проблемам на базе Центра комплексного

формирования личности РАО, в Лаборатории экопсихологии развития, на базе Центра творчества

детей и юношества "Радужный" ЮУО и лицея № 1524 ЮВУО г. Москвы, а также при подготовке

учебных программ по экологической психологии в Международном независимом эколого-

политологическом университете, в Институте психоанализа и в Смоленском гуманитарном

университете.

Таким образом, цель данной монографии заключается в описании опыта построения методологии

экологической психологии как области психологических исследований, отличающейся по своему

объекту, предмету и методу от других направлений психологической науки и практики. По этой

же причине данная монография не претендует на исчерпывающий анализ всех направлений

эколого-психологических исследований, разрабатываемых в отечественной и зарубежной науке, а

представляет именно опыт изложения определенного взгляда на психику как особую форму

природного бытия, порождающуюся и развивающуюся во взаимодействии человека с

окружающей средой.

Эта работа стала возможной благодаря финансовой поддержке со стороны Российского

гуманитарного научного фонда.

5
Не могу не выразить благодарность за поддержку в работе Виталию Владимировичу Рубцову,

Инне Владимировне Равич-Щербе и Виктору Владимировичу Знакову, а также за сотрудничество

в разные периоды работы - В.П. Лебедевой, С.Д. Дерябо, В.А. Левину, Л.М. Богатыревой, Т.В.

Хромовой и сотрудникам Лаборатории экопсихологии развития Т.М. Марютиной, М.О. Мдивани,

Ш.Р. Хисамбееву, А.В. Гагарину и др. Особая благодарность за помощь и терпение моей

сотруднице и жене Элле Викторовне Лидской.
Часть 1

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

КАК ОБЛАСТЬ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Глава 1

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ЭКОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1.1. Экологические проблемы

К экологическим проблемам, определяющим актуальность и интерес к экологической психологии

на современном этапе ее развития, относится осознание того, что сохранение природной среды на

планете и планеты в целом как экосистемы невозможно без изменения отношения человека к

окружающей природе и к природе своей собственной.

В своем выступлении на второй Российской конференции по экологической психологии

председатель Госкомэкологии РФ В.И. Данилов-Данильян (2001, с. 9-11), обращая внимание на то

исключительное значение, которое имеют психологические аспекты охраны окружающей среды,

подчеркнул, что "это исключительное значение далеко не всеми осознается в полной мере. Есть

очень много людей, которые считают, что проблемы охраны окружающей среды и ее сохранения в

состоянии, пригодном для жизни человеческого рода, могут быть решены техническими

средствами. Эта точка зрения глубоко ошибочна. ...То состояние кризиса, в котором находится

окружающая среда на нашей планете, обусловлено неразумным, неумелым, неадекватным

использованием достижений научно-технического прогресса". И далее он продолжает: "Причем

же здесь психология, почему я подчеркнул большое значение для работы экологов этого аспекта?

Очень просто. В своем развитии человек овладел силами, позволяющими ему разрушить эту

систему регулирования окружающей среды. Экологический кризис - это несоответствие между

уровнем воздействия на природу и теми границами, в которых должны находиться воздействия,

чтобы система жизни могла адекватно регулировать окружающую среду". Поэтому "главная

работа - это не с техникой, не с изобретениями научно-технического прогресса, а над сознанием

человека. Это как раз ваша область, это входит в вашу компетенцию. Поэтому я с полной ответст-

7
венностью говорю, что ваше направление одно из важнейших в работе по решению экологических

задач, которые стоят перед человечеством".

Согласно анализу, проведенному философом В. Хесле (1994), основные тенденции развития

человечества в последние столетия определялись экономической парадигмой, ориентирующей

сознание человека на потребительское (эксплуататорское) отношение к миру окружающей

природы, к другим людям и, можно добавить, -к самому себе. «...Если потребности жителей

национального социального государства начинают стихийно возрастать, тогда государство

должно попытаться удовлетворить данные потребности; сделать же оно это может только там, -

замечает В. Хесле, - где столкнется с наименьшим сопротивлением. А таковы, в сущности, два

типа объектов: с одной стороны, природа, с другой стороны, нации, еще не выработавшие

принцип социального правового государства, живущие, например, при полуфеодализме, одним

словом, народы "третьего мира". В итоге эксплуатацию пытались прикрыть каким-то мнимым

правом. Природа же в философии права нового времени всегда оставалась бесправной...» (В.

Хесле, 1994. С. 24; курсив мой. - В.П.).

К этому необходимо добавить, что слова о бесправии природы относятся не только к природе как

"внешней среде" обитания человека, но и к природе "внутренней", т.е. природе самого человека.

Причем в настоящее время все чаще говорят о том, что по своей природе человек является

существом триединым, в котором в неразрывной связи воплощаются сущности биологическая,

социальная и духовная (Т.Ф. Столярова, 1997).

Однако, с психологической точки зрения, корни данной проблемы значительно глубже и

серьезнее. Их следует искать в закономерностях формирования сознания человека. По природе

самой психики и сознания, как ее высшей формы развития, формирование сознания происходит в

деятельности человека и потому его структура и содержание обусловлены содержанием и

способами деятельности как отдельного индивида, так и социальных групп или общностей людей

и в конечном итоге человечества в целом.

Именно господствующее влияние экономической парадигмы развития человечества обусловило

технократический характер нашей цивилизации. А это в свою очередь привело к тому, что

сознание человека по преимуществу стало формироваться в контексте преобразования вещных

свойств и отношений окружающего мира с целью их использования для выживания и

экономического благосостояния человека. И потому, как сказано, природа вплоть до XX в.

оставалась бесправной, что определяло отношение к ней как к объекту эксплуатации и

потребления ее ресурсов.

Преодоление экологического кризиса не может быть осуществлено в рамках технократического

способа мышления, господствую-

8
щего в сознании современного человека, по крайней мере, в общественном и индивидуальном

сознании людей в развитых странах. Требуется переориентация человека на осознание

необходимости сохранения планеты и ее ресурсов как своей жизненной среды, потому что дело не

в возросших технологических возможностях воздействия на природу, а в том, что использует их

человек, оставаясь на прежнем уровне сознания - потребительского отношения к природе, к себе и

к другим людям. Необходимым условием подобного изменения сознания людей является

принятие в качестве руководства к действию так называемого экологического императива. Под

экологическим императивом понимается такое взаимодействие с природой, согласно которому

"правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое

равновесие" (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, 1996. С. 13).

Более того, вопрос стоит значительно шире. Согласно В.И. Вернадскому, «Человек, как он

наблюдается в природе, как и все живые организмы, как и всякое живое вещество, есть

определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени... Цивилизация

"культурного человечества" - поскольку она является формой организации новой геологической

силы, создавшейся в биосфере, - не может прерваться и уничтожиться, так как это есть

большое природное явление, отвечающее исторически, вернее геологически, сложившейся

организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной

оболочкой» (1991, с. 40). Из чего следует, что проблема сохранения окружающей среды, жизни на

планете и самого человека не может быть решена, пока человечество не осознает, что оно

одновременно является и продуктом развития природы (включая человека и Землю), и средством

общеприродного процесса развития системы "человек - планета". Последнее означает, что

человек должен рассматриваться в роли субъекта1, который в процессе самоосуществления

реализует (точнее, должен реализовать) своею жизнедеятельностью универсальные

(общеприродные) принципы саморазвития природы (природных форм бытия), в том числе

человека и планеты в целом.

Под универсальными принципами в данном случае подразумеваются такие, которые являются

общими для различных природных форм бытия, в том числе для планеты и для человека.

Примером мо-

"Субъект, носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник

активности, направленной на объект" (Философский энциклопедический словарь, 1983. С. 661). В понятии "субъект"

совмещены онтологический аспект (носитель предметно-практической деятельности, в нашем случае - процесса

развития) и гносеологический аспект (источник познавательной и предметно-деятельностной активности, направленной

на объект, в нашем случае - на природу).

9
1

жет служить принцип системности, который в экологии, например, конкретизируется в виде

понятия "экосистема"2.

Преодоление экологического кризиса требует формирования такого сознания у людей, такого

отношения к природе и к человеку (т.е. к себе и к другим людям), в основе которого должно

лежать осознание того, что человек не противостоит природе. Напротив, являясь субъектом

реализации общих закономерностей природы, он является ее ключевым моментом. При этом, с

одной стороны, природа выступает для человека средством актуализации и развития его

природных (в широком, а не только в биологическом смысле) возможностей для осуществления

различных видов деятельности по преобразованию окружающего мира и самого себя. А с другой -

человек, развивая свои природные качества, реализует своей деятельностью принципы

становления природных форм бытия и тем самым выступает по отношению к природе средством

ее саморазвития. Речь идет как о создании антропогенной среды, так и о собственном развитии

человека как природного (биологического и психического), социального и духовного существа.

Осознание и принятие человеком ответственности за развитие самого себя, планеты и природы в

целом означает, что человек становится экологическим субъектом, т.е. субъектом экологического

процесса развития.

Однако нетрудно заметить, что вопросы формирования сознания человека и использования его

возможностей к саморазвитию во взаимодействии с окружающей природой - это уже сфера

психологических исследований. Поэтому встает проблема изучения экологического сознания как

психологического явления, а также разработки методов психологической диагностики и

формирования экологического сознания у специалистов и у населения в целом.

1.2. Социальные проблемы

Для второй половины XX столетия характерно расширение представлений об окружающей среде.

Произошло осознание, что проблемы окружающей среды не сводятся к загрязнению природной

среды или опасному и нерациональному использованию природных ресурсов. Они охватывают

также проблемы охраны и защиты социального и культурного наследия (Охрана окружающей

среды: проблемы просвещения, 1983; В. Хесле, 1994). Поэтому помимо физических и

биологических в это понятие стали включать со-

"Экосистема - сообщество живых организмов вместе с неживой частью среды, в которой оно находится, и всеми

разнообразными взаимодействиями. Ее основные признаки: 1) независимость от внешних источников вещества и

энергии, но не от солнечного света, 2) способность обеспечивать круговорот веществ, необходимых для сохранения

жизни" (Оуэн, 1984. С. 120).

10
2

циальные и культурные факторы, выступающие в качестве условия и средства воспроизводства

культурно-исторических способов обеспечения жизнедеятельности человека и его развития как

субъекта культуры.

Социальная среда человека характеризуется большим разнообразием. В нее входят этническая,

семейная, образовательная, информационная, духовная и другие сферы социальной жизни

человека. Здесь существенно отметить, что каждый из указанных видов социальной среды в

России последних десятилетий подвергся значительным изменениям, вызванным так называемой

перестройкой и последовавшим за ней общим кризисом социально-экономических, политических

и нравственных отношений.

Так, семья переживает кризис как социальная ячейка общества и как психологическая среда для

социализации ребенка. При этом обнаруживается несоответствие социального опыта старшего

поколения условиям и специфике современного социума, что вызывает социальную

напряженность и неуверенность в завтрашнем дне. Неустойчивость социальных отношений,

неуверенность родителей в завтрашнем дне семьи поражает самое слабое звено - детей. Поэтому в

настоящее время наряду с проблемами охраны окружающей среды на первый план выходят

проблемы защиты человека и особенно детей от негативного воздействия физической,

социальной, психологической и духовной среды.

Школьная образовательная среда также переживает кризис, в связи с чем российское образование

претерпевает очередную модернизацию, целью которой является переход к компетентностным,

личностно-ориентированным, развивающим и здоровьесберегаю-щим образовательным

технологиям (Концепция модернизации российского образования до 2010 г., 2002).

"Экологический подход" к ребенку в системе образования должен заключаться в том, чтобы

логика организации образовательных сред и технологий обучения настолько соответствовала

общеприродным закономерностям физического, психического, социального и духовно-

нравственного развития детей, чтобы не стать причиной ухудшения их здоровья (Учителю об

экологии детства, 1996).

Все более актуальным становится вопрос о психологической безопасности информационной

среды, о том бездуховном информационном потоке, который обрушивается на детей с экранов

телевизоров, видео и который буквально пропитан агрессивностью. В совокупности эти проблемы

образуют психологический аспект экологии детства.

Особую проблему социальной среды составляет духовный вакуум, образовавшийся в сознании

большинства российских граждан в период так называемой перестройки (В.И. Панов, 1996).

Естественно, в число проблем социальной среды входят и такие, как неудовлетворительные

жилищные условия, недоедание. Одним

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации