Панов В.И., Гагарин А.В., Сердакова К.Г. Экологическая психология - файл n1.doc

приобрести
Панов В.И., Гагарин А.В., Сердакова К.Г. Экологическая психология
скачать (733.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc734kb.01.06.2012 11:04скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
Российский университет дружбы народов

Психологический институт Российской академии образования

Международный независимый эколого-политологический университет


УДК ББК


Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 05-06-06214а)
н а у ч н ы й р е д а к т о р доктор педагогических наук, профессор Александр Васильевич Иващенко

В. И. Панов, А. В. Гагарин, К. Г. Сердакова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Панов В.И., Гагарин А.В., Сердакова К.Г. Экологическая психология: Учебные программы специализации - М.: Изд-во РУДН, 2006. 88 с.

ISBN

Учебные программы специализации

(Специализация подтверждена Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию при МГУ им. М. В. Ломоносова 05.02.2004 г., № 93-8-51)
В сборнике представлены программы учебных дисциплин специализа­ции «Экологическая психология», которые предназначены для студентов, обучающихся по направлениям и специальностям психологии, а также могут быть использованы в подготовке студентов, обучающихся по экологическим специальностям.

Программы рассмотрены на заседаниях секции «Экологическая психоло­гия» при Российском психологическом обществе, лаборатории экопсихологии развития Психологического института РАО, кафедр психологии МНЭПУ, педагогики и психологии РУДН, одобрены и рекомендованы в качестве учеб­но-методического материала. Специализация и программы подтверждены Советом по психологии УМО по классическому университетскому обра­зованию при МГУ им. М. В. Ломоносова 05.02.2004 г., № 93-8-51.
УДК

ББК

Москва
© Коллектив авторов, 2006
2006


СОДЕРЖАНИЕ
ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

От научного редактора 4

Панов В. И. Программа дисциплины «Экологическая
психология: общий курс» 7

Панов В. И. Программа дисциплины «Психология
экологического сознания» 18

Панов В. И. Программа дисциплины «Психология
образовательной среды» 25

Панов В. И., Гагарин А. В. Программа дисциплины
«Экологическая психология: практический курс» 33

Гагарин А. В. Программа дисциплины «Экологическое
образование: теоретико-методологические и методические
аспекты» 47

Гагарин А. В. Программа дисциплины «Экология человека» 62

Сердакова К. Г. Программа дисциплины «Проблемы
самореализации людей позднего возраста: экопсихологический
подход» 80

Актуальность предлагаемых вниманию читателя учебных курсов обусловлена общими тенденциями в современном развитии биологиче­ской, педагогической, психологической и других наук о человеке и природе, необходимостью комплексного, системного анализа природных и соци­альных факторов, оказывающих влияние на развитие и жизнедеятель­ность человека, поиском путей гармонизации взаимоотношений между человеком и природой.

Экологическую психологию (экопсихологию) на современном этапе можно считать самостоятельной областью психологических исследова­ний, имеющей свои объект, предмет и методы исследования, отличаю­щие ее от других областей психологической науки и практики. Как науч­ное направление экологическая психология возникла на стыке разных об­ластей психологического, экологического и иных видов знания, а ее ста­новление обусловлено совокупностью проблем экологического, социально­го, психологического, образовательного, культурно-исторического и ме­тодологического характера. Область эколого-психологических исследо­ваний сегодня представлена научными направлениями, которые рассмат­ривают психику человека в логике взаимодействия с окружающей средой.

В то же время современные теория и практика психологических ис­следований окружающей среды как совокупности факторов и условий, во взаимодействии с которыми происходит проявление и развитие психики человека (ее процессов, состояний, сознания), практически не представ­лены сегодня в учебных планах высших учебных заведений, ведущих подго­товку специалистов по психологии и экологии.

В 2004 г. на базе кафедры психологии факультета социальных ком­муникаций Международного независимого эколого-политологического университета совместно с лабораторией экопсихологии развития Пси­хологического института РАО и кафедрой педагогики и психологии РУДН впервые в России открыта специализация «Экологическая психо­логия», подтвержденная Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию при МГУ им. М. В. Ломоносова (05.02.2004 г., № 93-8-51).

Курсы данной специализации разработаны для студентов, чья психо­логическая и экологическая культура и компетентность войдут органич­ными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Их реализация нацелена, прежде всего, на формирование целостного представления студентов о психологических аспектах взаи­модействия человека с окружающим миром природы и миром людей, на формирование профессиональной позиции экопсихолога, на развитие уме


ния учиться и навыков профессионального общения с коллегами, способ­ностей самостоятельной организации и проведения исследовательской и практической работы в области экопсихологии, на выработку навыков эффективного принятия решений с опорой на знание психологических ас­пектов взаимодействия человека, природы и общества.


В предлагаемом сборнике представлены программы специализации, которые предназначены для студентов дневного и вечернего отделений, обучающихся по направлениям и специальностям психологии. Ряд про­грамм (в частности «Психология экологического сознания», «Экологиче­ская психология: практический курс», «Экология человека» и др.) могут быть использованы и в подготовке студентов, обучающихся по экологи­ческим специальностям.

Вошедшие в сборник курсы апробированы на протяжении более, чем 5 лет в МНЭПУ, а также на факультете психологии Московского город­ского педагогического университета, на отделении экологии Московско­го государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова.

В ряду предлагаемых материалов представлены программы, не имеющие содержательного аналога в других ВУЗах, в том числе «Эколо­гическая психология: общий курс», «Экологическая психология: практиче­ский курс», «Проблемы самореализации людей позднего возраста: экопси-хологический подход».






Пр*ДЈ#Аатиль Совдт-з

по КЛХНЛСГИИ УМО Пс кШаОсическвму

учнкреитетйкй сбиЁэйввнни

ПМфеесор
5
Панов В.И.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОБЩИЙ КУРС» («ЭКОПСИХОЛОГИЯ»)
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1.1. Целью курса является создание условий для формирования у студентов теоретических и практических знаний по основам экологической психологии, а также приобретения ими первоначальных умений и навыков, включая формирование основ профессионально-практического опыта у студентов-психологов в организации и осуществлении исследовательской деятельности, необходимой для дальнейшей специализации в области экопсихологии.

1.2. Задачи курса заключаются в формировании у студентов:


1.3. Требования к уровню освоения содержания курса

Студент, успешно выполнивший программу обучения по предлагаемому курсу должен:

2.1. Разделы курса
Раздел 1. Введение в экологическую психологию.

Раздел 2. Основные направления экологической психологии.
2.2. Темы и краткое содержание

Раздел 1

Тема 1. Введение в экологическую психологию. Определения экопсихологии. Понятие о системе «человек - окружающая среда (при­родная и социальная)», об окружающей среде и ее видах, о типах взаимо­действия между компонентами этой системы. Актуальность и проблемное поле эколого-психологических исследований, в т. ч.: психологические ас­пекты экологического взаимодействия человека и природы, социально-средовые проблемы обучения и развития человека, методологические проблемы развития психологии, проблемы экстремальной и практической психологии, психолого-педагогические проблемы экологического образо­вания. Понятие о ноосфере. Биоэкологическая модель человеческого развития У. Бронфенбреннера. Основные направления экологической психологии.

Тема 2. Понятие об объекте, предмете и методе экопсихологии.

Общность объекта и различие предмета в различных направлениях экологической психологии. Понятие об объекте и субъекте в экопсихоло­гии. Гносеологические, онтологические и трансцендентальные («природ­ные») основания определения предмета экопсихологии. Системные отно­шения «индивид-среда», «человек-среда» и «человек-природа» как исход­ные основания для построения предмета экопсихологической теории, экс­перимента и практики. Научно-исследовательские и практические методы в экологической психологии.
Раздел 2

Тема 3. Психологическая экология. Предмет, методологические особенности, основные категории психологической экологии. Задачи и роль психолого-экологических исследований. Особенности взаимодейст­вия в системе «индивид-среда» с психолого-экологической точки зрения. Представление об экологически неблагоприятной среде. Влияние психо­генных факторов внешней среды на психическое состояние и развитие психики человека. Экологический стресс: физиологические, психофизио­логические и психологические последствия.

7

Тема 4. Экологический подход в психологии. Истоки и причины возникновения экологического подхода в психологии (К. Левин, Дж. Гиб-сон). Экологический подход к восприятию Дж. Гибсона. Экологическое описание окружающего мира и его пространственных свойств как объек­та восприятия и как среды обитания. Основные представления об эколо­гической оптике. Роль в зрительном восприятии собственного тела на­блюдателя и его локомоций. Понятие о среде обитания как системе воз­можностей. Зрительное восприятие как объект исследования с позиции экологического подхода. Методологические последствия экологического подхода Дж. Гибсона для психологической теории и эксперимента: эколо­гический подход как парадигма психологической науки; требования эко­логической валидности к психологическим методикам; понятие о среде обитания как об исходном для определения понятия «образовательная среда».

Тема 5. Психология глобальных изменений. Психология глобаль­ных изменений как направление экологической психологии, ориентиро­ванное на изучение особенностей восприятия и осмысления, а также пси­хологических методов оценки изменений окружающей среды в глобаль­ных (общепланетарных) масштабах и методов формирования отношения людей к подобного рода изменениям.

Тема 6. Психология окружающей среды. Психология средовых влияний. Инвайронментальная психология. Психология пространствен­ной среды. Психология образовательной среды. Психология информаци­онной среды. Психология охраны окружающей среды. Экстремальная психология как психология экстремальных ситуаций. Теория и практика критических психических состояний в контексте системы «человек - ок­ружающая среда». Различные подходы к определению окружающей среды. Окружающая среда как объект психологической диагностики, экс­пертизы и проектирования. Психологические аспекты подготовки, под­держки и реабилитации человека, работающего или попавшего в экстре­мальную ситуацию.

Тема 7. Психология экологического сознания. Определение и структура экологического сознания. Отношение к природе как предмет психологического исследования. Субъектификация и субъективация при­родного объекта. Понятия о субъективном отношении к природным объ­ектам и его параметрах. Архаический, антропоцентрический, экоцентри-ческий и природоцентрический типы экологического сознания и их диаг­ностика. Социогенез и онтогенез экологического сознания. Гносеологиче­ский и онтологический подходы к проблеме экологического сознания. Принципы и методы формирования экологического сознания.

Тема 8. Психолого-педагогические аспекты экологического обра­зования. Экопсихология как методологическая база экологического обра-

9

зования. Формирование экологического сознания личности как основная цель экологического образования. Проблема формирования экологичной и гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия человека с окружающим природным миром. Образовательные и воспита­тельные функции взаимодействия учащегося с окружающим природным миром. Технологические и методические аспекты формирования экологи­ческого сознания. Создание эколого-образовательной среды. Психодиаг­ностика в экологическом образовании.

2.3. Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы

К семинарским занятиям

По теме: Экологическая психология в системе современной науки.

Вопросы для подготовки:

  1. Актуальность психологического исследования проблемы взаимо­действия человека и природы, человека и социальной среды.

  2. Определения экопсихологии.

  3. Основные направления экопсихологии.

По теме: Понятие об объекте, предмете и методе экопсихологии.

Вопросы для подготовки:

  1. Общность объекта и различие предмета в различных направлени­ях экологической психологии.

  2. Понятие об объекте и субъекте в экопсихологии.

  3. Научно-исследовательские и практические методы в экологиче­ской психологии.

По теме: Психологическая экология. Вопросы для подготовки:

  1. Психогенные факторы экологической среды, их влияние на психи­ческое человека и ее развитие.

  2. Особенности взаимодействия индивида и среды с позиций психо­логической экологии.

  3. Психологическая помощь населению, проживающему на экологи­чески неблагоприятных территориях.

По теме: Экологический подход в психологии. Вопросы для подготовки:

1. Экологический подход Дж. Гибсона: методологические особенности, основные категории, задачи.

2. Понятие о среде обитания как объекте восприятия и как совокупности возможностей.

3. Понятие об экологической валидности.

По теме: Психология глобальных изменений

Вопросы для подготовки:

  1. Психологические аспекты глобальных изменений окружающей среды.

  2. Реакция человека на изменения в окружающей среде.

  3. Понятие о функциональном диапазоне психического отражения и диапазоне естественных изменений окружающей среды.


К практическим занятиям1

По теме: Основы экопсихологической диагностики. Вопросы для подготовки:

  1. Предмет экопсихологической диагностики.

  2. Основы психодиагностики:




- стандартные шкалы как инструмент интерпретации результатов психологического тестирования.

  1. Структура экологического сознания.

  2. Диагностика субъективного отношения к природе: методика «На-турафил»; методика «СПО»; методика «ЭЗОП»; методика «Доминанта»; методика «Альтернатива».

  3. Семантический дифференциал и другие психологические методы диагностики экологического сознания.

Практические задания:

  1. Определение уровня интенсивности субъективного отношения че­ловека к природным объектам непрагматической модальности и его структуры при помощи опросника «Натурафил».

  2. Определение способности к субъектификации природных объектов при помощи методики субъектификации природных объектов (СПО).

  3. Определение вспомогательных характеристик отношения человека к природным объектам при помощи методик «ЭЗОП», «Альтернатива», «Доминанта».

  4. Определение семантического пространства экологического созна­ния.

По теме: Методология и технология проведения экопсихологическо-го тренинга.

Вопросы для подготовки:

  1. Психологические механизмы восприятия человеком природных объектов и взаимодействия с ними: воздействие релизеров природных объектов на человека; «ответы» природных объектов на активность чело­века; идентификация и субъектификация.

  2. Методические аспекты развития отношения школьников к миру природы.

  3. Эколого-психологический тренинг как комплексная форма эколо­гического образования: сущность, функции, стратегия проведения.

Практические задания:

1. Освоение упражнений экопсихологического тренинга.

2. Проведение коррекционных упражнений экопсихологического тренинга.

3. Анализ эффективности коррекционной работы.

По теме: Активные методы обучения в экологическом образовании

Вопросы для подготовки:

  1. Понятие об активных методах обучения в экологическом образова­нии.

  2. Имитационные и ролевые игры (история, методология). Игры-дис­куссии, ручные, компьютерные и др. игры.

3. Стратегия организации и проведения имитационно-ролевых игр.
Практические задания:

1. Организация и проведение имитационных игр, игр-дискуссий и др.

2. Анализ коррекционной эффективности использованных игровых методов экологического образования.

По теме: Психология информационной среды. Вопросы для подготовки:

  1. Телевидение как информационная среда.

  2. Полоролевая социализация и идентификация подростков и телеви­дение.

3. Стереотипы полоролевого поведения и современное телевидение.
Практические задания:

  1. Исследование телевизионных предпочтений подростков, контент-анализ телевизионных программ.

  2. Исследование процесса переноса полоролевых стереотипов с теле­экрана в реальную жизнь подростков.

  3. Исследование зависимости самооценки и полоролевой идентифи­кации подростков от их телевизионных предпочтений.

По теме: Психология средовых влияний (проектирование и модели­рование образовательной среды)

Вопросы для подготовки:

  1. Понятие «образовательная среда». Типы образовательных сред.

  2. Структура образовательной среды: пространственно-предметный, социальный и технологический ее компоненты.

  3. Представление о развивающей образовательной среде.

  4. Психолого-педагогические особенности проектирования и модели­рования развивающей образовательной среды.

Практическое задание:

Проектирование и практическое моделирование эколого-образова-тельной микросреды в условиях студенческой группы.
2.4. Примерная тематика рефератов и курсовых работ

Психологические аспекты взаимодействия в системе «человек-природа». Актуальность и проблемное поле эколого-психологических исследований. История становления экопсихологии как области психологических исследо­ваний.

Основные направления экологической психологии на современном этапе. Психолого-педагогические особенности проектирования и моделирования образовательной среды.

Образовательная среда как средство становления одаренности. Психологические основы формирования экологической культуры. Понятие образовательной среды в контексте развивающего образования. Основы эколого-психологической диагностики. Понятие о ноосфере.

2.5. Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу

Определения экопсихологии

Понятие об окружающей среде и ее виды

Актуальность и проблемное поле эколого-психологических исследований Отношение «человек - окружающая среда (природная, социальная)» как ис­ходное основание для определения объекта и предмета экопсихологической тео­рии, эксперимента и практики

Объект и предмет экологической психологии Общая характеристика методов экологической психологии Общность объекта и различие предмета в различных направлениях экологи­ческой психологии

Понятие об объекте и субъекте в экопсихологии

Гносеологические, онтологические и трансцендентальные («природные») ос­нования определения предмета экопсихологии

Научно-исследовательские и практические методы в экологической психоло­гии.

13

Психологическая экология.

Типы взаимодействия в системе «индивид-среда».

Психогенное воздействие химико-физических свойств окружающей среды на человека.

Экологический стресс: физиологические, психофизиологические и психоло­гические последствия.

Экологический подход к восприятию Дж. Гибсона. Понятие о среде обитания. Понятие об экологической валидности.

Экологическое описание пространственных свойств среды обитания как объ­екта восприятия.

Основные представления об экологической оптике.

Роль в зрительном восприятии собственного тела наблюдателя и его локомо-

ций.

Понятие о среде обитания как системе возможностей.

Зрительное восприятие как объект исследования с позиции экологического

подхода.

Методологические последствия экологического подхода Дж. Гибсона для психологической теории и эксперимента.

Психология глобальных изменений как направление экологической психоло­гии.

Психология пространственной среды. Психология средовых влияний. Психология образовательной среды. Психология информационной среды. Психология охраны окружающей среды.

Экстремальная психология (психология экстремальных ситуаций). Психологические аспекты подготовки, поддержки и реабилитации человека, работающего или попавшего в экстремальную ситуацию.

Понятие о функциональном диапазоне психического отражения и диапазоне естественных изменений окружающей среды Психология экологического сознания. Определение и структура экологического сознания. Отношение к природе как предмет психологического исследования. Параметры субъективного отношения к природным объектам. Типы экологического сознания. Социогенез экологического сознания. Онтогенез экологического сознания.

Гносеологический и онтологический подходы к проблеме экологического сознания.

Субъектификация и субъективация природного объекта. Экопсихология как методологическая база экологического образования. Формирование экологического сознания как основная цель экологического образования.

Проблема формирования субъективного отношения к природе. Проблема формирования экологически ориентированной личности в процес­се взаимодействия человека с окружающим природным миром.

Диагностика субъективного отношения к природным объектам. Психологические принципы формирования экологического сознания. Проектирование эколого-образовательной среды. Психодиагностика в экологическом образовании.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование разделов и тем курса

Всего (час)

Аудиторные занятия (час) В том числе

СМ (час)

КР


Л

С

Л/П


1.

Введение в экологическую психоло­гию

9

4

2

-

3




2.

Понятие об объекте, предмете и ме­тодах экопсихологии

10

4

2

-

4




3.

Психологическая экология

8

2

2

-

4

КР2

4.

Психология окружающей среды

10

2

-

4

4




5.

Экологический подход в психологии

7

2

2

-

3




6.

Психология глобальных изменений

9

4

2

-

3




7.

Психология экологического сознания

7

2

-

2

3




8.

Психолого-педагогические основы экологического образования

10

2

-

4

4

КР

9.

Итоговый контроль
















Э




Всего:

70

22

10

10

28





4. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Экзамен.
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 5.1. Рекомендуемая литература (основная)

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.

Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического созна­ния. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.

Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-

Дону, 1996.

Информационная и психологическая безопасность СМИ: В II тт. Т. I.: Телевизионные и рекламные коммуникации / Под ред. А. И. Донцова, Я. Н.

Здесь и далее: Л - лекции, С - семинары, Л/П - лабораторно-практические занятия, КР -контрольная работа, Э - экзамен, СМ - самостоятельная работа, КТ - контрольный тест.

15

Засурского, Л. В. Матвеевой, А. И. Подольского - М.: Аспект Пресс, 2002. - 335 с.

Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. - М.: Наука, 2004.

Панов В.И. Введение в экологическую психологию. Учебное пособие. Часть 1. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.

Психологические аспекты глобальных изменений в окружающей среде / Отв. ред. К. Павлик, В. Носуленко. - М.: Начала-Пресс, 1992. - 128 с.

Ясвин В. А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000.

5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

1-я - 4-я Российские конференции по экологической психологии. Тезисы. М., 1996, 2000, 2003, 2005 гг.

2-я - 4-я Российские конференции по экологической психологии. Материа­лы. М., 2001, 2003, 2005 гг.

Андреева Г.М. Социальная идентичность: временные и средовые компонен­ты // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С. 344-357.

Баева И. А Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002.

Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002.

Биоэкологическая модель человеческого развития // Г. Крайг, Д. Бокум. Психология развития. СПб.: Юпитер, 2004, С.96-98.

Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации эколо­гического образования и воспитания. - М.: Московский городской психолого-пе­дагогический институт, 2000.

Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С.. Экологический вызов и устойчивое раз­витие. Учебное пособие. М.: Прогресс-Традиция, 2000.

Дерябо С. Д., Ясвин В.А. Методологические проблемы становления и разви­тия экологической психологии // Психологический журнал. 19966. Т. 17. N6.

Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. №1.

Леонтьев А.Н. Учение о среде в педологических работах Л.С. Выготского // Психологическая наука и образование. 1998, №1. С. 5-21.

Мдивани М. О. Подросток в информационной среде (экспериментальное ис­следование). - М.: УМК «Психология», 1999.

Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. Учебное пособие. -М.: Логос, 2001.

Мкртычян Г.А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика: Монография.— Н. Новгород: Нижегородский гуманитар­ный центр, 2002.

Моляко В.А. Психологические последствия Чернобыльской катастрофы // Психологический журнал, 1992, т. 13, №1. С. 135-146.

Наенко Н.И. Психическая напряженность. Изд-во МГУ, 1976.

Панов В.И. От развивающего обучения и к развивающему образованию // Из­вестия Российской Академии образования. М., 20006, №2. С.60-69.

Панов В.И., Егорова Т.Е., Лапчинская Н.В. Психическое состояние в струк­туре экологического сознания // Психология психических состояний: Сб-к статей. Вып. 4. / Под ред. А.О.Прохорова. - Казань: Изд-во «Центр инновационных тех­нологий», 2002. С. 100-118.

Панюкова Ю.Г. Психологическая репрезентация пространственно-предмет­ной среды обыденной жизни: Монография. - Красноярск: РИО КГПУ, 2003.

Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школь­никами и подростками: Книга для учителя / Отв. ред. И.В. Дубровина - 195 с.

Раудсепп М. Среда как место поведения (школа экологической психологии Р.Баркера). В сб. «Человек в социальной и физической среде». Таллин, 1983, с. 143-166.

Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. 1996.

Рубцов В.В., Ивошина Т.Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. - М.: Изд-во МГППУ, 2002.

Скребец В. А. Экологическая психология: Учебное пособие. Киев: МАУП, 1998. 141 с.

Учителю об экологии детства (Пособие для учителя) / Под ред. В. Лебедевой, В. Панова. М.: РАО - Психологический институт - ЦКФЛ. 1996.

Федоров В.В. Символическое бытие архитектурных пространств. Тверь: ТГТУ, 1999.

Фельдштейн Д.И. Социально развитие в пространстве-времени Детства. -М.: МПСИ, Флинта, 1997.

Хащенко Н.Н. Социально-психологические факторы жизнедеятельности лич­ности на экологически неблагоприятных территориях. Дисс.... канд. псх.н. М. 2002.

Хейдметс М. Э. Социально-психологические факторы формирования про­странственной структуры жилой среды. Автореферат дис. ... канд. психол. Наук. Таллин, 1989.

Хесле В. Философия и экология. Москва: Ками, 1994.

Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы. М.: Педагогическое общество России, 2000.

Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.

Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры (Удобно ли сидится на вершине пирамиды?). - М.: Наука, 1999.

Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / Науч. ред. В.П.Лебедева, В.И.Панов. М.: ЦКФЛ РАО, 1997.
Панов В.И.
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ»
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

  1. Целью курса является создание условий для формирования у студентов теоретических знаний по основам экологической психологии, в частности одного из ее направлений - психологии экологического созна­ния.

  2. Задачи курса заключаются в формировании у студентов:




1.3. Требования к уровню освоения содержания курса

Студент, успешно выполнивший программу обучения по предлагае­мому курсу должен:



17
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 3

2.1. Разделы курса

Раздел 1. Введение в психологию экологического сознания.

Раздел 2. Взаимодействие человека с природой как проблема психо­логии экологического сознания.

Раздел 3. Субъективное отношение человека к природным объектам: психологический механизм и методы его формирования.

Раздел 4. Диагностика экологического сознания: субъективного отно­шения человека к природным объектам, семантического пространства экологического сознания и др.

2.2. Темы и краткое содержание

Раздел 1

Введение в психологию экологического сознания. Экологическое сознание как предмет социальной психологии, его особенности и методы исследования и как предмет психологии экологического сознания. Эколо­гическое сознание в контексте таких направлений экологической психо­логии, как психология глобальных изменений, психология охраны окру­жающей среды, экопсихология развития: особенности, методы исследова­ния и формирования. Гносеологический и онтологический смысл пробле­мы экологического сознания.

Раздел 2
Взаимодействие человека с природой как проблема психологии экологического сознания. Объектное и субъектное восприятие мира природы и природных объектов Субъективное отношение к природным объектам: определение, параметры, модальность и интенсивность. Типо­логия субъективного отношения к природным объектам. Субъективное отношение к миру природы как основание для типологии экологического сознания. Архаический, антропоцентрический, экоцентрический и приро-доцентрический типы экологического сознания.

Субъективное отношение человека к природным объектам: психологический механизм и методы его формирования. Природный объект как значимый другой. Персонификация, субъектификация и субъ-ективация природных объектов. Психологические релизеры перцептивно­го канала. Механизм формирования субъективного отношения человека к природным объектам по когнитивному каналу. Психологические рели-зеры когнитивного канала. Механизм формирования субъективного отно­шения человека к природным объектам по практическому каналу. Психо­логические релизеры практического канала. Формирование субъективно­го отношения человека к природным объектам как система. Психологиче­ские релизеры как система. Системная модель процесса формирования субъективного отношения к природе. Развитие общественного экологиче­ского сознания в процессе социогенеза. Развитие субъективного отноше­ния человека к природным объектам в онтогенезе. Структурные особен­ности отношения человека к природным объектам в различных группах.

Раздел 4

Диагностика экологического сознания. Общая характеристика методов психологической диагностики экологического сознания. Диагно­стика субъективного отношения человека к природным объектам. Методики: «Натурафил»; «СПО»; «ЭЗОП»; «Доминанта»; «Альтернати­ва». Диагностика семантического пространства экологического сознания. Социально-психологические методы диагностики экологического сознания.

2.3. Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы

К разделу 1

1. Понятие о психологии экологического сознания.

  1. Экологическое сознание как предмет социальной психологии и психологии экологического сознания.

  2. Гносеологические, онтологические и трансцендентальные предпо­сылки понимания экологического сознания и его субъекта.

  3. Основные методы исследования и формирования экологического сознания в психологии экологического сознания.


19

К разделу 2

  1. Сущность объектного и субъектного восприятия человеком при­родных объектов.

  2. Проблема субъективного отношения человека к природным объек­там в психологии экологического сознания.

  3. Модальность и интенсивность субъективного отношения к приро­де.

  4. Типология субъективного отношения к природе.

  5. Типология экологического сознания.


К разделу 3

  1. Природный объект как значимый другой.

  2. Персонификация, субъектификация и субъективация природных объектов.

  3. Психологический механизм субъектификации природных объек­тов.

  4. Механизм формирования субъективного отношения человека к природным объектам по перцептивному каналу.

  5. Психологические релизеры перцептивного канала.

  6. Механизм формирования субъективного отношения человека к природным объектам по когнитивному каналу.

  7. Психологические релизеры когнитивного канала.

  8. Механизм формирования субъективного отношения человека к природным объектам по практическому каналу.

  9. Психологические релизеры практического канала.




  1. Формирование субъективного отношения человека к природным объектам как система.

  2. Психологические релизеры как система.

  3. Системная модель процесса формирования субъективного отно­шения к природе.

  4. Развитие общественного экологического сознания в процессе со-циогенеза.

  5. Развитие субъективного отношения человека к природным объек­там в онтогенезе.

  6. Структурные особенности отношения человека к природным объ­ектам в различных группах.

К разделу 4

1. Особенности психодиагностики экологического сознания.

2. Основные и вспомогательные методики диагностики экологического сознания: методика «Натурафил»; методика «СПО»; методика «ЭЗОП»; методика «Доминанта»; методика «Альтернатива»; семантический дифференциал и другие психологические методы диагностики экологического сознания.

2.4. Примерная тематика рефератов и курсовых работ

Психология экологического сознания как одно из направлений экопсихологии.

Экологическое сознание как социальный и психологический феномен.

Проблема отношения человека к природе в психологических исследованиях.

Проблема субъективного отношения человека к природным объектам в пси­хологии экологического сознания.

Персонификация, субъектификация и субъективация природных объектов.

Психологический механизм формирования субъективного отношения чело­века к природным объектам

Проблема развития общественного экологического сознания в процессе социогенеза.

Развитие субъективного отношения человека к природным объектам в онто­генезе.

Проблема диагностики экологического сознания человека на современном этапе.
2.5. Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу

Понятие о психологии экологического сознания.

Экологическое сознание как предмет социальной психологии и психологии экологического сознания.

Гносеологические, онтологические и трансцендентальные предпосылки по­нимания экологического сознания и его субъекта.

Основные методы исследования и формирования экологического сознания.

Социогенез экологического сознания.

Онтогенез экологического сознания

Отношение к природе как предмет психологического исследования. Субъективное отношение к природным объектам.

Модальность и интенсивность субъективного отношения к миру природы. Типология субъективного отношения к природным объектам. Сущность субъектного восприятия мира природы. Природный объект как значимый другой.

Персонификация, субъектификация и субъективация природных объектов. Психологический механизм субъектификации природных объектов. Механизм формирования субъективного отношения человека к природным объектам по перцептивному каналу.

21
Психологические релизеры перцептивного канала.

Механизм формирования субъективного отношения человека к природным объектам по когнитивному каналу.

Психологические релизеры когнитивного канала.

Механизм формирования субъективного отношения человека к природным объектам по практическому каналу.

Психологические релизеры практического канала.

Формирование субъективного отношения человека к природным объектам как система.

Психологические релизеры как система.

Психодиагностика экологического сознания. Основные и вспомогательные методики.

Антропоцентрический тип экологического сознания Экоцентрический тип экологического сознания. Природоцентрический тип экологического сознания

Назовите природные объекты, к которым у Вас сформировалось субъектив­ное отношение: а) объектно-непрагматической модальности, б) субъектно-непрагматической.

Назовите природные объекты, к которым у Вас сформировалось субъектив­ное отношение: а) объектно-прагматической модальности, б) субъектно-непрагматической.

Назовите природные объекты, к которым у Вас сформировалось субъектив­ное отношение: а) объектно-непрагматической модальности, б) субъектно-прагматической.

Назовите природные объекты, к которым у Вас сформировалось субъектив­ное отношение: а) объектно-прагматической модальности, б) субъектно-прагматической.

3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование разделов и тем курса

Всего (час)

Аудиторные занятия (час)

СМ

КР


В том числе



Л

С

Л/П


1.

Введение в психологию экологическо­го сознания

14

2

2




10




2.

Взаимодействие человека с природой как проблема психологии экологиче­ского сознания

20

6

4




10




3.

Субъективное отношение человека к природным объектам: психологический механизм и методы его формирования

24

6

6




12

КР

4.

Психологическая диагностика субъек­тивного отношения человека к природ­ным объектам

22

4




8

10




5.

Итоговый контроль
















Э




Всего:

80

18

12

8

42





4. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.

Экзамен.

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

5.1. Рекомендуемая литература (основная)

Дерябо С. Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-

Дону, 1996.

Дерябо С.Д. -Экологическая психология: диагностика экологического созна­ния. М.: МПСИ, 1999.

Медведев В. И., Алдашева А. А. Экологическое сознание: Учебное пособие. М.: Логос, 2001. 376 с.

Панов В. И. Введение в экологическую психологию. Учебное пособие. Часть

1. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.

Панов В. И. Экологическая психология: опыт построения методологии. - М.:

Наука, 2004.

Ясвин В. А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000.

5.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

1-я - 4-я Российские конференции по экологической психологии. Тезисы. М.,

1996, 2000, 2003, 2005 гг.

2-я - 4-я Российские конференции по экологической психологии. Материа­лы. М., 2001, 2003, 2005 гг.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995.

Скребец В. А. Экологическая психология: Учебное пособие. Киев: МАУП,

1998. 141 с.
23

Панов В.И.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

  1. Целью курса является создание условий для формирования у студентов теоретических знаний по основам экологической психологии, в частности одного из ее направлений - психологии образовательной сре­ды.

  2. Задачи курса заключаются в формировании у студентов:




1.3. Требования к уровню освоения содержания курса

Студент, успешно выполнивший программу обучения по предлагаемому курсу должен:

25

2.1. Темы и краткое содержание

  1   2   3   4   5


Российский университет дружбы народов
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации