Логунова О.С. Социально-профессиональная стратегия вуза и образовательное поведение молодежи: методология социологического анализа - файл n1.doc

приобрести
Логунова О.С. Социально-профессиональная стратегия вуза и образовательное поведение молодежи: методология социологического анализа
скачать (179.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc180kb.05.06.2012 08:54скачать

n1.doc

На правах рукописи

Логунова Ольга Сергеевна

СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ВУЗА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ: МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА


Специальность 22.00.01 – Теория, история и методология социологии
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук
Москва – 2010

Диссертация выполнена на кафедре методологии социологических исследований социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.


Научный руководитель:


доктор социологических наук,

профессор Аверин Юрий Петрович


Официальные оппоненты:

доктор социологических наук, профессор Фролов Сергей Станиславович


кандидат социологических наук, доцент

Федулова Алла Викторовна


Ведущая организация:

Московский государственный институт электроники и математики

(Технический университет),

кафедра социологии и психологии




Защита диссертации состоится «___» ________________ 2010 г. в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д 501.001.01 по социологическим наукам при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова по адресу: 119991, г. Москва, ГСП-1, Ленинские горы, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, д.1, стр.33, 3-й учебный корпус, аудитория № 226.
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Отдела диссертаций в Фундаментальной библиотеке МГУ имени М. В. Ломоносова по адресу: г. Москва, Ломоносовский проспект, д.27 (сектор «А», 8 этаж, к. 812).
Автореферат диссертации размещен на сайте социологического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова: http://www.socio.msu.ru «___» _________________ 2010 г.
Автореферат разослан «___» ________________ 2010 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат социологических наук, доцент Микеладзе Е.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы диссертационного исследования

Современная ситуация в российском обществе характеризуется снижением количества молодежи старшего школьного возраста. В этих условиях возрастает значимость понимания особенностей образовательного поведения молодежи по отношению к высшему профессиональному образованию, на основании чего формируется социально-профессиональная стратегия высшего учебного заведения, обеспечивающая его устойчивое функционирование и развитие.

Необходимость разработки стратегии учебного заведения определяется совокупностью объективных предпосылок. Среди них, в частности, выделяются: падение спроса на образовательные услуги в связи с демографической ямой на фоне избыточного предложения образовательных услуг отечественными ВУЗами; развитие новых образовательных технологий в высшем образовании; конкуренция со стороны университетов западных стран.

Для общества также важно знать то, какие специальности выбирают выпускники школ, поскольку на данный момент наблюдается ситуация перепроизводства одних (экономисты, юристы) и нехватка квалифицированных кадров технических специальностей во многих отраслях. Таким образом, для эффективного функционирования высшего учебного заведения особую роль приобретает соответствие его социально-профессиональной стратегии образовательному поведению молодежи.

Рассматриваемая в диссертации проблематика требует детального теоретического анализа и построения методической схемы исследования. Большое внимание современные исследователи уделяют изучению молодёжных рынков труда, структуре занятости молодёжи, ее социальной адаптации, социального самочувствия, и др. При этом проблема образовательного поведения молодежи остается мало разработанной. В отечественной научной литературе единое и четкое понимание образовательного поведения молодежи образовательной услуги отсутствует. Кроме того, имеется существенный недостаток современных теоретических и прикладных исследований по проблематике диссертации. Таким образом, очевидна потребность разработки теории и методики определения воздействия образовательного поведения молодежи на социально-профессиональную стратегию ВУЗа. Все это свидетельствует об актуальности разработки теоретико-методологических основ образовательного поведения молодежи и исследования стратегии ВУЗа в их взаимосвязи.

Степень научной разработанности темы исследования

Степень научной разработанности оценивается по литературе, в которой теоретические и методологические вопросы анализа представленной проблематики нашли свое отражение. Прежде всего, это литература, затрагивающая вопросы исследования и определения образовательного поведения молодежи.

В отечественной науке в 1960–1970-е годы появляются работы обобщающего характера, раскрывающие сущность молодежи, ее роль в социальной структуре общества, разрабатываются основные понятия и определяется методология изучения молодежной проблематики. Значительный вклад в это направление внесли работы В.Н. Боряза, С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, В.Т. Лисовского1. В проведенных эмпирических социологических исследованиях выделялись темы трудовой и профессиональной ориентации, идеалов молодежи, образования и досуга, политического воспитания, общественной активности. В рамках социальной концепции молодежи в 1980-е годы активно начинается теоретическое осмысление молодежи не только как объекта воспитания, но и как субъекта деятельности. В этом ключе разрабатывали молодежную проблематику П.И. Бабочкин, И.М. Ильинский, В.Ф. Левичева, В.А. Луков, В.П. Мошняга, С.И. Плаксий, А.И. Шендрик2. В проведенных исследованиях анализировалась социальная субъектность молодежи.

Современные исследователи, как отечественные, так и зарубежные, испытывают постоянный интерес к феномену молодежи. Во многом это связано с увеличением роли молодежи в становлении современного информационного общества, с ускорением и глобализацией мировых экономических и социальных процессов. Способность молодежи к быстрой адаптации, восприятию нового выдвигают новые требования к пониманию ее роли в общественном развитии. В последние десятилетия отечественная социологическая наука значительно продвинулась в области изучения проблем молодежи. Различные аспекты молодежной проблематики - социализация, трудовая активность, жизненные планы, выбор профессии, проблемы воспитания – нашли довольно обстоятельное освещение в литературе. Большой вклад в их реализацию внесли К.В. Бузукова, А.И. Вишняк, Ю.Г. Волков, И.М. Ильинский, Н.Б. Кофырин, А.Б. Мискевич, Г.П. Орлов, Л.Я. Рубина, М.Н. Руткевич, М.Х. Титма, Ф.Р. Филиппов, В.Н. Шубкин и многие другие3. Молодежная проблематика актуальна и в трудах зарубежных ученых. Значительный вклад в осмысление проблем молодёжи внесли работы Э. Дюркгейма, М. Мида, Л. Фойера, К. Манхейма4.

В последние годы стали изучаться проблемы интересов и ценностных ориентаций молодёжи (В.Г. Алексеева, Д.Л. Константиновский, В.Т. Лисовский, О.А. Раковская и др.), потребительского поведения молодежи (С. А. Стивенсон), молодежного экстремизма (А.А. Козлов, Т.Э. Петрова), влияния виртуального пространства на сознание молодежи (Б.С. Сивиринов, Е.В. Якушина), образования молодежи (П.И. Бабочкин, Л.А. Гегель, Т.Э. Петрова и др.5).

Рассмотрение теоретических вопросов социологического анализа образования применительно к сфере высшего образования представлено не так подробно. Общие вопросы социологии образования освещают работы И.Н. Андреевой, В.И. Добренькова, Г.Е. Зборовского, Л.С. Запесоцкого, В.Я. Нечаева, Л.Н. Когана, Н.Д.Сорокиной, Ф.Р.Филиппова, С.А.Шароновой и др6. Они рассматривают сущность, функции образования как социального института, особенности развития образования как вида человеческой деятельности и социального явления, вводят понятийный аппарат для анализа систем образования, тенденций его развития. Значительный вклад в разработку методологии социологических исследований образования принадлежит Н.А. Аитову, Ю.Р. Вишневскому, Е.В. Демченко, В.Д. Марковой, В.Я Нечаеву, Л.Я. Рубиной, В.Н. Турченко, В.Т. Шапко, Ф.Э. Шереги, Е.А. Шуклиной и др7. Для исследования существенное значение имели работы зарубежных ученых, обращавшихся к анализу различных аспектов функционирования образования: А. Бергмана, Р. Будона, П. Бурдье, Э. Дюркгейма, К. Маннгейма, М.Шелера, Д.Фиттермана, Ю. Хабермаса и др.

Методологические основания анализа рынка заложены в концепциях П. Диксона, П. Друкера, Ф. Котлера, Ж.Ж. Ламбена, О’Шонесси и других8. Критическое освоение и адаптация западного опыта, анализ развития феномена исследования рынка продемонстрирован в работах И.К. Беляевского, Е.П. Голубкова, И.В. Корнеевой, В.Е. Хруцкого и др9. Интересным представляется книга В.В. Радаева10, посвященная обоснованию нового направления – социологии рынка, акцент здесь ставится на социологическом подходе понимания рынка.

Относительно рынка образования необходимо заметить, что работ по данной тематике в последнее время становится все больше, что говорит об интересе к данному вопросу. Проблематика освещается в работах В.А. Бондаренко, А.П. Егоршина, В.Н. Зотова, С.А. Мамонтова, А.П. Панкрухина, А.М. Стрижова, К.А. Сагинова, Л.С. Шаховской11. В них рассматриваются широкие возможности применения социологических исследований на рынке образовательных услуг и отдельные аспекты, такие как качество предоставляемого образования, установление соответствующей цены, возможные свободные ниши и другие вопросы.

При рассмотрении вопросов, касающихся стратегии и ее формирования большую ценность представляют работы отечественных и зарубежных ученых И.Ансоффа, О.В.Сагинова, М.Портера, А. Чандлера, Д.А.Шевченко и других 12. В трудах дается анализ как основных категорий, так и факторов влияния.

В настоящее время практическими исследованиями по заявленной проблематике в России занимаются разнообразные исследовательские компании и организации: Всесоюзный центр общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд общественного мнения, Российское общественное мнение и исследования рынка (РОМИР), Marketing Information Center и другие компании, специализирующиеся в области проведения различных социологических и маркетинговых исследований. Проблемы анализа образовательного поведения молодежи, стратегии ВУЗа, рынка услуг высшего профессионального образования достаточно подробно освещаются и в различных периодических специализированных изданиях, в частности «Высшее образование в России», «Стандарты и мониторинг образования», «Социологические исследования», «Маркетинг в России и за рубежом» и другие.

Анализ литературы показал, что существует ряд нерешенных теоретических и методических проблем в области изучения образовательного поведения молодежи и формирования стратегии ВУЗа на рынке образовательных услуг.

Признавая высокую научную ценность исследований, осуществленных перечисленными авторами, необходимо отметить, что выводы и положения, содержащиеся в их трудах, требуют дальнейшего развития в рамках социологии, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Сложность и многоплановость проблемы изучения рынка образовательных услуг обусловили необходимость разработки современных научно-обоснованных методик, имеющих прикладную значимость.

Уровень разработанности в научной литературе проблемы образовательного поведения молодежи и формирования социально-профессиональной стратегии высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг обусловил следующие цели и задачи исследования.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы заключается в обосновании теоретико-методологического подхода к социологическому исследованию взаимосвязи способов и механизмов выбора молодежью высшего профессионального образования и структуры социально-профессиональных стратегий высших учебных заведений.

Формулировка цели диссертационного исследования позволяет выделить систему задач, которые должны быть решены.

Теоретический объект исследования

Теоретическим объектом исследования является образовательное поведение молодежи.

Предметом исследования является влияния образовательного поведения молодежи на социально-профессиональную стратегию высшего учебного заведения.

Теоретико-методологические основы исследования

Теоретической базой диссертационного исследования послужили разработки отечественных и зарубежных ученых.

В частности, в своем исследовании автор опирался на концепции Р.Бойе, В.Т. Лисовского, Т. Левитта, П. Лоранжа, И.С.Кона, Э. Новаторова, Д. Норта, А.П. Панкрухина, О.Уильямсона, А.В. Федотовой, Д.А. Шевченко, В.П. Щетинина.

Методологическую основу диссертационной работы составили общесоциологические принципы научного исследования, такие как принцип историзма и принцип социального детерминизма; использовался комплексный подход к изучению социальных процессов и явлений.

Эмпирические основы исследования

Эмпирическая основа исследования сформирована на основе результатов социологического опроса, проведенного автором в 2006 и 2009 году среди учащихся московских общеобразовательных школ, с общим объемом выборочной совокупности 300 и 812 респондентов соответственно. Полученные данные сгруппированы, систематизированы и обработаны с помощью Statistical Package for the Social Sciences (SPSS).

Для оценки стратегий ВУЗов проведены фокусированные интервью с представителями высших учебных заведений принимающих участие в построении и функционировании социально-профессиональной стратегии трех выбранных для оценки ВУЗов, а именно Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова, Российский государственный социальный университет и Международный институт рекламы.

Диссертантом также использованы материалы и опубликованные результаты различных социологических и маркетинговых исследований, проведенных Институтом социологии РАН, Всероссийским центром изучения общественного мнения, Центром социального прогнозирования, Институтом социально-политических исследований РАН, проведенных в период с 1994 по 2008 год, данные Госкомстата и различных статистических сборников, а также контент-анализ периодической печати. Кроме того, были использованы данные независимой компании «Рейтор», которая ежегодно составляет рейтинги московских высших учебных заведений по различным параметрам.

Эмпирический объект исследования

Эмпирическим объектом исследования являются учащиеся 10-11 классов московских школ, которые в ближайшем будущем собираются поступать в высшие учебные заведения.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  1. На основе сравнительного теоретического анализа уточнено понятие образовательного поведения молодежи и образовательной услуги в сфере высшего профессионального образования.

  2. Осуществлена классификация услуг высшего профессионального образования.

  3. Определены основные типы социально-профессиональных стратегий высших учебных заведений и их особенности в условиях рынка образовательных услуг столичного мегаполиса.

  4. Создана авторская методика исследования и разработан инструментарий для исследования характера воздействия социально-профессиональной стратегии высшего учебного заведения на образовательное поведение молодежи на рынке образовательных услуг Москвы.

  5. Определены особенности образовательного поведения молодежи в современных российских условиях и проанализирована взаимосвязь типов социально-профессиональных стратегий высших учебных заведений и образовательного поведения молодежи.

Положения, выносимые на защиту:

«Стратегия престижа» привлекает школьников образовательное поведение, которых характеризуется активной позицией и осознанием необходимости получения образования в престижном учебном заведении за более высокую стоимость. Образовательное поведение школьников, выбравших ВУЗ со «стратегией справедливости», характеризуется особым вниманием к как качеству предоставляемых услуг, ассортименту предлагаемых специальностей и уровню цен. Использование «стратегии дифференциации» привлекает молодежь, образовательное поведение которой в первую очередь обусловлено оценкой предлагаемых программ и помощи в дальнейшем трудоустройстве.

Практическая значимость работы

Теоретические выводы и практические результаты проведенного исследования могут использоваться для проведения профориентационной работы с молодежью и при формировании стратегий высших учебных заведений. Разработанные рекомендации дадут возможность органам управления, ответственным за формирование образовательной политики, оптимизировать решения по открытию новых специальностей и образовательных программ

Полученные в ходе исследования данные помогут уточнить профиль выпускников школ по отношению к различным типам стратегий высших учебных заведений, а также их предпочтения относительно выбора ВУЗа. Результаты могут послужить основой для построения эффективной стратегии в высших учебных заведениях.

Полученные результаты могут быть использованы в учебном процессе при разработке курсов: «Социология образования», «Социология молодежи», «Социология рынков», «Маркетинг образовательных услуг» и других. Аналитический материал диссертационной работы может быть применен в научной практике социологии образования.

Апробация результатов исследования

Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры методологии социологических исследований социологического факультета МГУ им М.В. Ломоносова.

Основное содержание и результаты исследований опубликованы в 7 научных работах, общим объемом 3,45 п.л., включая статьи в научных реферируемых журналах «Социологические исследования», «Социология», «Социология образования», «Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология», общим объемом 2,35 п.л., которые входят в перечень журналов и изданий, рекомендуемых ВАК РФ.

Основные положения диссертационного исследования обсуждались:

- в докладе на международной научной конференции «Ломоносов – 2003» Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» (г. Москва, 15-18.04.2002);

- в докладе на международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых по фундаментальным наукам «Ломоносов - 2007» (г. Москва, 11-14.04.2007);

- на круглом столе «Качество жизни россиян в современных условиях» проходившем в рамках Всероссийской научной школы социологического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова 2009 (г. Москва, 13-18.04.2009);

- в докладе на II Международной научно-практической конференции «Технологии управления социально-экономическим развитием региона» (г. Уфа, 4-5.06. 2009).

Структура и объем диссертации

Диссертационное исследование общим объемом 181 страница состоит из введения, двух глав, содержащих основные результаты исследования, заключения, библиографии и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, показана степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе, определены теоретический и эмпирический объекты, предмет, цель и задачи исследования, его теоретико-методологическая и эмпирическая базы, сформулированы основные положения, составляющие научную новизну исследования, и положения, выносимые на защиту, обозначены практическая значимость диссертации, ее структура и апробация выводов.
Первая глава «Методологические основы социологического анализа образовательного поведения молодежи и социально-профессиональной стратегии ВУЗа» несет основную теоретическую нагрузку исследования и включает два параграфа. В ней представлен анализ существующих теоретических подходов по проблеме исследования, разработано теоретико-методологическое понимание образовательного поведения молодежи, образовательной услуги в сфере высшего образования, а также выделены и методологически обоснованы принципы типологизации социально-профессиональных стратегий высших учебных заведений.

В первом параграфе «Социальная сущность и содержание образовательного поведения молодежи» представлен теоретический анализ содержания и специфики образовательного поведения молодежи на рынке услуг высшего профессионального образования, сформулировано сущностное определение и выделены основные переменные.

Для построения концептуальной модели образовательного поведения молодежи последовательно рассмотрены теоретические подходы, объясняющие сущность и взаимосвязь таких явлений как молодежь, поведение, образование и образовательное поведение.

Исходным понятием для исследования является молодежь, теоретические подходы к его изучению как социальному явлению. Исходя их существующих теоретических подходов, автор определяет молодежь как особую социально-демографическую группу людей (в возрасте от 14 до 30 лет), которая занимает переходное положение между общностями людей подросткового и взрослого зрелого возраста, проходящая стадию социализации, на которой закладываются нормы и правила, а также осваиваются основные социальные роли, и которой свойственна незаконченность процесса социальной адаптации, несформированность системы ценностных ориентаций, неопределенность и спонтанность выбора.

Поведение молодежи рассматривается как система взаимосвязанных действий и ориентаций социальной группы людей в возрасте от 14 до 30 лет, целью которых является удовлетворение разнообразных потребностей и характеризующаяся неопределенностью и спонтанностью выбора.

Диссертантом выделяется три основных социологических подхода, в рамках которых рассматривается понимание образования. В данном исследовании фокус анализа не направлен на систему элементов образования или его организационное строение. Наиболее оптимальным для разработки проблемы диссертации является социокультурный подход, который обозначает «социальный контекст» образования. Особенно важным, в этом подходе является стремление показать, что система образования исследуется в сложном противоречивом соотношении социума и культуры, их динамике, историческом развитии. С точки зрения социокультурного подхода, образование представляет собой целенаправленный процесс и результат воспитания и обучения человека, происходящий в тесной связи с социокультурной средой, и выраженный полученной системой знаний, умений и навыков. Сущность высшего профессионального образования заключается в оказании услуг, предоставляемых студенту в виде умения, навыков и знаний в определенной профессиональной области, то есть в получении практических знаний специальности.

В современных рыночных условиях система образования приспосабливается к ситуации и высшие учебные учреждения предлагают некий комплекс образовательных услуг для того, чтобы эффективно функционировать на сложившемся рынке услуг высшего образования. Именно понятие услуга высшего профессионального образования позволяет детализировать его сущность. Это связано, прежде всего, с тем, что старшеклассники, выбирая конкретный ВУЗ, обращают внимание на те образовательные услуги, которые он способен предоставить.

По результатам анализа рассмотренных теоретических концепций13 автор вывел следующее концептуальное определение: под образовательной услугой понимается система знаний, умений и навыков (ЗУН), которые направлены на удовлетворение образовательных потребностей личности, общества, государства и которые предлагает учебное заведение группам потенциальных потребителей. Кроме того выделены три ее различные формы: рыночная (потенциальная), процессуальная и опредмеченная, последовательно сменяющие друг друга и определены особенности услуг высшего профессионального образования.

В ходе анализа литературы по проблеме образовательных услуг, которые способен предоставить ВУЗ, выявилось отсутствие ее систематизации. В этой связи, диссертантом предложена развернутая структура услуг высшего профессионального образования, то есть набор услуг, который способно предоставить высшее учебное заведение. Проведен критический анализ составляющих структуры услуг высшего профессионального образования. Автор показывает, что структура данных услуг состоит из следующих элементов: ассортимент образовательных программ; возможность продолжения образования; возможность участия в научной деятельности; преподавательский состав; получаемая квалификация (вид документа об образовании); разнообразие форм обучения, имидж ВУЗа, который в дальнейшем проецируется на выпускника; возможность трудоустройства; учебно-методическое обеспечение; стоимость образовательных услуг.

Образовательное поведение молодежи по отношению к высшему профессиональному образованию наиболее ярко проявляется среди определенной группы учащихся, а именно старшеклассников. С точки зрения особенностей их образовательного поведения, оно проявляется на уровне сознания (осмысление необходимости получения высшего образования и формирование своего отношения к этому явлению) и на уровне системы действий по выбору конкретного высшего учебного заведения, в котором желательно получение выбранной квалификации, формы обучения и рассмотрение альтернатив платного образования. Выбор конкретного ВУЗа происходит за счет отбора желаемых образовательных услуг, которые он предлагает, т.е. выбор образования определяется путем выбора образовательных услуг. Таким образом, можно говорить о существовании рынка образовательных услуг, а именно рынка услуг высшего профессионального образования, основными участниками которого являются молодежь с одной стороны и высшие учебные заведения, предлагающие ассортимент образовательных услуг, с другой.

Анализируя понятие «рынок» автор приходит к заключению, что специфика социологического подхода определяется ракурсом его рассмотрения: он выступает как социальный институт, при этом описывается как объект, имеющий культурную природу14. Основываясь на результатах проведенного анализа15, автор предлагает определение рынка услуг высшего профессионального образования, под которым понимает совокупность групп потенциальных абитуриентов, стремящихся удовлетворить различные потребности в образовании, имеющих на это право и ресурсы, и высших учебных заведений, которые осуществляют экономическую и общественную деятельность в конкретных социокультурных условиях.

Основываясь на результатах проведенного анализа, диссертант формулирует сущностное определение образовательного поведения молодежи на рынке услуг высшего профессионального образования, под которой понимает систему взаимосвязанных действий социальной группы людей в возрасте от 15 до 17 лет и их образовательные ориентации по отношению к высшему профессиональному образованию и выбору конкретного высшего учебного заведения для получения в нем желаемой квалификации.

Автор показывает, что факторами формирования образовательного поведения молодежи являются: уровень доходов семьи, наличие льгот при поступлении в выбранный ВУЗ, взгляды и предпочтения родителей и географические ограничения, то есть территориальная доступность и общее количество учебных заведений в регионе.

Опираясь на сущностное понимание образовательного поведения и услуг, которые предоставляет высшее учебное заведение, выделено содержание образовательного поведения молодежи, составляющие которого, выступают в качестве переменных, а именно: осознание необходимости получения высшего профессионального образования; действия по выбору конкретного ВУЗа и специальности (квалификации); действия по выбору формы обучения; предпочтения по поводу предлагаемого ассортимента образовательных программ; отношение к возможности дальнейшего продолжения образования и к участию в научной деятельности в рамках предлагаемой «научной школы»; предпочтение относительно возможной помощи в трудоустройстве; отношение к имиджу выбираемого ВУЗа; действия по выбору учебно-методического обеспечения; действия по выбору преподавательского состава; отношение к предлагаемому уровню стоимости образовательных услуг.

Во втором параграфе «Социально-профессиональная стратегия высшего учебного заведения и особенности ее воздействия на образовательное поведение молодежи» представлен анализ теоретических подходов для понимания социально-профессиональной стратегии высшего учебного заведения, раскрыты ее особенности и неоднозначность, выделены ее переменные и сконструированы три типа стратегий, которые используются на рынке образовательных услуг.

Автор выделяет три подхода, позволяющих дать унифицированное определение стратегии. Являясь сторонником подхода, в рамках которого стратегия рассматривается как результат, как логически сконструированная и сформулированная программа действий, он полагает необходимым более четко обозначить стратегию высшего учебного заведения и сформулировать его определение этого термина.

В рамках диссертационного исследования высшее учебное заведение диссертант рассматривает в качестве социальной организации, осуществляющей активную социальную, экономическую, деловую, общественную деятельность в рамках рынка образовательных услуг.

Главной задачей учебного заведения является удовлетворение потребностей и интересов молодежи и общества, что сохраняет и увеличивает их благополучие, обеспечивает их долгосрочные выгоды. Данная концепция требует сбалансированного увязывания трех социально-экономических факторов: уровня удовлетворения запросов молодежи, учета интересов общества и экономической выгоды учебного заведения. Таким образом, выделяются три аспекта, а именно интересы общества, интересы молодежи в приобретении квалификации и стоимость услуг ВУЗа, сообразно с этим – три составляющих стратегии ВУЗа – социальная, профессиональная и ценовая. Все вместе они составляют социально-профессиональную стратегию высшего учебного заведения.

Социальные составляющие включают в себя: уникальность и ценность образовательной услуги, качество предоставляемой услуги и ценность в глазах потребителей и бренд, престижность ВУЗа. Профессиональная часть стратегии включает в себя ассортимент образовательных программ и помощь в дальнейшем трудоустройстве выпускников. Содержательными элементами ценовой составляющей стратегии являются: уровень цены на образовательные услуги, наличие аналогичных предложений образовательных услуг по схожей цене, справедливость установленной цены.

Таким образом, автор рассматривает социально-профессиональную стратегию высшего учебного заведения как последовательную и интегрированную программу долгосрочных действий ВУЗа, способную удовлетворить образовательные потребности молодежи и общества в целом и учитывающую их предпочтения относительно ассортимента, качества и стоимости образовательных услуг.

Процесс разработки стратегии высшего учебного заведения включает в себя следующие этапы:

  1. определение стратегических целей, формулировка на их основе видения и миссии ВУЗа;

  2. ситуационный анализ;

  3. выбор модели создания потребительской ценности;

  4. разработка необходимой организационной структуры для ее реализации.

Диссертант конструирует типологическую структуру стратегий, используемых на рынке образования, характеризующую различные подходы, учитывающие социальные, профессиональные и ценовые составляющие. Стратегия справедливости отражает справедливо установленную цену на классические образовательные программы, стоимость которых увеличивается по мере роста цен на рынке. При использовании стратегии дифференциации цена варьируется в зависимости от предлагаемой специализации (расчеты производятся на основе базовой цены), то есть обучение по более востребованным специальностям предлагается по более высокой цене по сравнению с менее популярными образовательными программами. Стратегия престижа предполагает установление более высокой цены на лимитированные образовательные программы должного качества, обладающие какими-то уникальными или непревзойденными свойствами.
Во второй главе «Методика социологического исследования воздействия социально-профессиональной стратегии ВУЗа на образовательное поведение молодежи и его характер в условиях современной России» представлено методическое обоснование комплекса процедур исследования и осуществлен системный социологический анализ современного рынка образования России – рынка высшего профессионального образования. Здесь раскрываются результаты эмпирического исследования, характеризующие образовательное поведение молодежи и типологию социально-профессиональных стратегий высших учебных заведений города Москвы в их взаимосвязи.

В первом параграфе «Система показателей и методика исследования характера социально-профессиональной стратегии высшего учебного заведения и образовательного поведения молодежи» представлена модель показателей предмета исследования, обосновывается выбор основных методов получения информации о проблеме исследования и его инструментарий.

Методика, обеспечивающая наибольшую достоверность исследования, включает в себя следующее. Для анализа образовательного поведения молодежи автором использован метод анкетирования, так как он позволяет обеспечить достаточный для исследования охват аудитории в относительно короткие сроки, и получить информацию по интересующим аспектам.

Для определения стратегии высшего образовательного учреждения обосновано использование фокусированных интервью с представителями выбранных для анализа учебных заведений, опосредованно или непосредственно занимающихся построением и обеспечением функционирования социально-профессиональной стратегии ВУЗа. Применение данной методики обусловлено рядом специфических особенностей: малой разработанности проблема исследования стратегии ВУЗа в современных российских условиях, в связи с этим отсутствием большого объема информации по данной проблеме; замкнутостью и сложностью категории респондентов; деликатностью обсуждаемых тем, предполагающей создание доверительной атмосферы. Для анализа было выбрано три ВУЗа: это Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Российский государственный социальный университет (РГСУ) и Международный Институт Рекламы (МИР).

Далее диссертант раскрывает организационную схему исследования, поэтапно описывая соответствующие тематические блоки анкеты и бланка глубинного интервью, на уровне вопросов осуществляет логическую группировку и генерализацию всех показателей переменных предмета исследования. Использование сочетания количественных и качественных методов позволяет получить многоуровневое знание по проблеме исследования, ее объекту и предмету.

Выборочная совокупность диссертационного исследования построена при помощи метода гнездовой выборки, который обеспечивает необходимую представительность выборочной совокупности. На первом этапе из 13 административных округов города Москвы отобраны 3 округа – Западный, Восточный и Центральный – в связи с тем, что они различны по удаленности от высших учебных заведений, то есть с целью минимизирования влияние такого фактора как близость ВУЗа. На следующей ступени методом систематического отбора из каждого округа были выбраны по три района. Далее в каждом районе аналогичным образом отобраны по три общеобразовательные школы. Автором проведен опрос учащихся 10 и 11 классов, которые присутствовали на момент проведения исследования. Таким образом, для проведения исследования, выбрано 18 московских школ различных районов, в которых опрошены все старшеклассники, присутствовавшие на момент опроса в периода с 6 по 25 апреля 2009 года. Всего опрошено 820 человек, из них отбраковано 8 анкет. Таким образом, обработано и проанализировано 812 анкет.

Фокусированный интервью проведены с представителями деканата учебных заведений (отдельных факультетов), принимающих участие в построении и функционировании социально-профессиональной стратегии ВУЗа, выбранных для анализа учебных заведений, а именно МГУ им. М.В.Ломоносова, РГСУ и МИР. В завершении параграфа диссертант приводит обоснование организации полевого исследования.

Второй параграф «Социально-профессиональные стратегии столичных высших учебных заведений и образовательное поведение молодежи города Москвы» посвящен изложению основных результатов проведенного социологического анализа и интерпретации данных авторского эмпирического исследования образовательного поведения молодежи и социально-профессиональных стратегий ВУЗов, используемых на московском рынке высшего профессионального образования.

В соответствии с представленным теоретико-методологическим подходом к данному социологическому исследованию, автором эмпирически описано образовательное поведение молодежи и три типа стратегии высших учебных заведений.

Образовательное поведение молодежи Москвы отличается высоким уровнем осознания и понимания необходимости получения выбранной квалификации. Школьники совершают не только выбор учебного заведения и факультета, они анализируют предоставляемые возможности повышения квалификации, помощи в трудоустройстве, оценивают ВУЗ по таким параметрам как педагогический состав, разнообразие образовательных программ, учебно-методическое обеспечение. Кроме того, важным вопросом остается выбор между бесплатным и платным образованием, и в связи с этим мониторинг конкурентных ценовых предложений. Большое влияние оказывает и репутация, престиж выбираемого ВУЗа, поскольку в последствии имидж учебного заведения переносится и на его выпускников. В целом, можно говорить о том, что московские школьники хорошо представляют сложившуюся ситуацию. Они знают установленный уровень цен на образование.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что школьники стали более разборчивыми и предъявляют вполне разумные требования, кроме того они сравнивают возможные варианты и выбирают оптимальное соотношение значимых для них факторов в каждой конкретной ситуации. В данных условиях учебным заведениям остается своевременно изучать предпочтения потребителей и их родителей и учитывать это при формировании своей стратегии.

Диссертант рассматривает факторы, оказывающие влияние на выбор высшего учебного заведения и считает необходимым разделить их на две группы. Значимыми факторами становятся социальные и профессиональные характеристики стратегии, а именно качество образовательного продукта (25%), бренд учебного заведения (12,5%), возможности дальнейшего трудоустройства (16,6%), квалифицированный преподавательский состав (14,5%), наличие аспирантуры (6,7%). Ценовые факторы, а именно стоимость образовательных услуг, уровень цены, в силу небольших различий отходят на второй план. Представленные результаты не позволяют говорить о заметной ценовой конкуренции между московскими ВУЗами за платежеспособного абитуриента. Анализ динамики роста стоимости обучения позволяет сделать вывод, что в основном увеличение стоимости образования связано с попыткой увязать его с инфляционными процессами.

На основании информации, полученной при проведении интервью, автором сделаны выводы о социально-профессиональных стратегиях, используемых выбранными для исследования ВУЗами и описан профиль потенциального потребителя, на который ориентирован данный институт. По результатам данного исследования, Международный институт рекламы использует стратегию «цена престижа» и занимает 35 место, на нем остановили свой выбор 1% потенциальных студентов, для коммерческого ВУЗа это очень хороший результат. Российский государственный социальный университет реализует принципы «стратегии справедливости» и находится тринадцатым в списке ВУЗов с показателем в два процента. Первым в списке числится Московский государственный университет с долей в 5,7%, что обеспечивается не только правильно выбранной стратегией (стратегия дифференциации), но и такими факторами, как брэнд ВУЗа, его квалифицированный состав преподавателей.

По критерию привлекательности для школьников данные стратегии распределились следующим образом. Самой привлекательно оказалась «стратегия справедливости» - 58%, далее расположилась «стратегия дифференциации» - 20%. Третий по популярности вариант – «стратегия престижа», которую выбрали 18,4% школьников. Оставшиеся 3% выбрали другие варианты, в числе которых преобладало бесплатное образование. Подведя итог, можно сказать, что молодежь хорошо осведомлена о вариантах возможного места обучения. Высшим учебным заведениям в сложившихся условиях конкуренции необходимо принимать во внимание этот факт и учитывать при формировании стратегии как ценовые, так и социальные факторы, а также принимать меры, способствующие продвижению учебного заведения и доступности полной информации о нем для потенциальных студентов.

В завершении параграфа определена потенциальная емкость рынка бесплатных образовательных услуг, которая составляет 82,3%, и потенциальная емкость рынка платных образовательных услуг – 72,6%. Составлен рейтинг московских ВУЗов, который иллюстрирует структуру высших учебных заведений города Москвы и предпочтения школьников относительно выбираемых профилей.

В заключении приводится краткая оценка результатов исследования с точки зрения научной новизны и практической значимости, и намечаются перспективы дальнейших исследований проблематики взаимосвязи образовательного поведения молодежи и социально-профессиональной стратегии высшего учебного заведения.

Основные положения диссертации изложены в следующих научных публикациях автора:

  1. Логунова О.С. Особенности построения ценовых стратегий высшими учебными заведениями // Социологические исследования, 2009. № 11. С. 120-128 – 0,75 п.л.

  2. Логунова О.С. Потенциальная емкость рынка услуг высшего образования в условиях экономического кризиса // Социология образования, 2009. № 6. С. 42-52 – 0,6 п.л.

  3. Логунова О.С. Влияние ценовой стратегии учебного заведения на его потенциальную емкость // Социология, 2009. № 1-2. С. 212-220 – 0,85 п.л.

  4. Логунова О.С. Образование как составляющая качества жизни // Вестник Московского Университета. Серия 18. Социология и политология, 2009. №4. С. 164-167 – 0,15 п.л.

  5. Логунова О.С. Образование как фактор развития региона // Технологии управления социально-экономическим развитием региона: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 3-х частях. Часть I. – Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2009. С. 252-257 – 0,4 п.л.

  6. Логунова О.С. Понятие марки и бренда. Общее и отличное // Социальные изменения и социальные процессы: Россия и глобализация: материалы XIV Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых по фундаментальным наукам «Ломоносов – 2007»: сборник статей. – М.: КДУ, 2007. С. - 0,4 п.л.

  7. Попова О.С. (Логунова О.С.) Структура маркетинга и методы социологических исследований // Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: Материалы Международной научной конференции «Ломоносов – 2003»: сборник статей студентов: Том 1. – М.: МАКС Пресс, 2003. С. - 0,3 п.л.




1 См.: Боряз В.Н. Молодежь. Методологические проблемы исследования. – М., 1973; Иконникова С.Н. Молодежь: Социологический и социально-психологический анализ. – Л., 1974; Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989; Лисовский В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях // Социологические исследования. 2002. №7; Лисовский В.Т. Эскиз к портрету: жизненные планы молодежи. – М., 1962

2 Бабочкин П.И. Молодежь в структуре современного российского общества // Методологические проблемы исследования молодежи. – М., 1998.

3 См. об этом: Молодежь России: Тенденции, перспективы / Под ред. И.М. Ильинского, А.В. Шаронова. М.: Молодая гвардия, 1993; Константиновский Д. Л., Шубкин В. Н. Молодежь и образование. М., 1977; Шубкин В.Н., Артемов В.И., Москаленко Н.Р., Бузукова К.В., Калмык В.А. Количественные методы в социологических исследованиях проблем трудоустройства и выбора профессии // Количественные методы в социологических исследованиях / Отв. ред. А.Г.Аганбегян и В.Н. Шубкин. Новосибирск: НГУ, 1964; Руткевич М. Н. Социология образования и молодежи: избранное (1965-2002)., Гардарика, 2002; Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988

4 См. например: Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996; Дюркгейм Э. Социология и педагогика. М., 1996; Мангейм К. Очерки социологии знания: Проблема поколений – состязательность, экономические амбиции / К. Мангейм; Пер. с англ. Е.Я. Додина; Отв. ред. Л.В. Скворцов. М.: ИНИОН РАН, 2000; Meed M. Culture and Commitment. A study of the Generation Gap. New York, 1970; Feuer L. S. The Conflict of Generations. The Character and Significance of Student Movement. New York, 1969;Mannheim K. The Problem of Generations //Essays on the Sociology of Knowledge. London, 1952

5 См.: Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. М., 2000; Бабочкин П.И. Молодежь в структуре современного российского общества //Методологические проблемы исследования молодежи / сост. П.А. Ручкин, П.И.Бабочкин. – М., 1998; Иваненков С., Кусжанова А. Молодежь и государство: инновационные подходы (На материалах Оренбургской области), - Оренбург, 2005; Руткевич М.Н. Социология образования и молодежи: Избранное. – М.: 2002; Петрова Т.Э. Социология студенчества в России. Этапы и закономерности становления. СПб., 2000.

6 Андреева И.Н. Философия и история образования: Учеб пособие. – М., 1999; Зборовский Г.Е. Образование от 20 к 21 веку. Екатеринбург. 2001; Нечаев В.Я. Социология образования. М., 1992; Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. М., 2003; Сорокина Н.Д. Образование в современном мире (социологический анализ). - М., 2004

7 Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. М., 2001; Маркова В.Д. Маркетинг услуг. – М.: Финансы и статистика, 1996; Демченко Е.В. Маркетинг услуг: Учебное пособие. – МН.: Дело, 2001

8 См., напрмер: Диксон Питер Р. Управление маркетингом/ Пер. с англ. – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998; Друкер П. Задачи менеджмента в 21 веке/ Пер. с англ. М.: Изд. дом «Вильямс», 2000; Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990, Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг/ Пер. с фр. – СПб.: Наука, 1996; О Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг. Стратегический подход. - СПб., 2002

9 Хруцкий В.Е. Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002; Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Издательство Финпресс, 2003; Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002

10 Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. – М. ГУ ВШЭ, 2003

11 См. например: Менеджмент, маркетинг и экономика/ Под ред. А. П. Егоршина. – Н. Новгород: НИМБ, 2001; Сагинов К.А. Маркетинг сферы образовательных услуг. - М.: Триада, 1998; Бондаренко В.А, Маркетинг услуг высшего и делового образования: реалии, проблемы м перспективы развития, 2006; Зотов В.Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции: Автореферат... к.э.н. – М.: 1997; Мамонтов С.А. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг: Дисс... к.э.н. – Новосибирск: СибУПК, 1999; Щаховская Л.С. Маркетинг образовательных услуг: монография, 2004

12 См.: Chandler A.D. Strategy and Structure: A chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge.: Mass Press, 1962; Ансофф И. Стратегическое управление. – М.,1989; Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2006

13 Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.Г. Экономика образования: Учеб. Пособие. – М.: Рос.пед.агент., 1998; Зотов В.Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции: Автореферат… к.э.н. – М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 1997; Сон Т.А. Формирование рынка образовательных услуг (www.marketing.spb.ru); Попов Е.Н. Услуги образования и рынок. // Российский экономический журнал. – 1992. - №6; Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг. // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. - №1

14 Радаев В.В. Социология рынков: к формированию нового направления. – М. ГУ ВШЭ, 2003

15 Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. М., 2001; Маркова В.Д. Маркетинг услуг. – М.: Финансы и статистика, 1996; СМ. например: Менеджмент, маркетинг и экономика образования/ Под ред. А. П. Егоршина. – Н. Новгород: НИМБ, 2001; Сагинов К.А. Маркетинг сферы образовательных услуг. - М.: Триада, 1998; Бондаренко В.А, Маркетинг услуг высшего и делового образования: реалии, проблемы м перспективы развития, 2006; Зотов В.Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции: Автореферат... к.э.н. – М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 1997; Мамонтов С.А. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг: Дисс... к.э.н. – Новосибирск: СибУПК, 1999; Щаховская Л.С. Маркетинг образовательных услуг: монография, 2004


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации