Доклад - Платон - файл n1.doc

приобрести
Доклад - Платон
скачать (56.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc57kb.01.06.2012 11:03скачать

n1.doc

ДОКЛАД
по риторике

на тему:
«ПЛАТОН»

Биография Платона

Платон - величайший мыслитель Древней Греции, вечная загадка мировой культуры, создатель системы объективного идеализма, основатель первой в мире Академии, просуществовавшей почти тысячу лет, человек, чей образ стал символом и легендой. Рождение Платона, философа, которого сами греки за мудрость называли «божественным», было связано легендами. Точная дата рождения Платона неизвестна.

Согласно античным источникам, Платон родился в 428—427 годах до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон.

Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, его отец Аристон происходил из рода последнего афинского царя Кодра и афинского законодателя Солона, мать – Периктиона, тоже из рода Солона, была двоюродной сестрой одного из 30 афинских тиранов Крития. У Платона были два брата Адимант и Главкон, и сестра Потона. Платон – третий сын Аристона и Периктионы. Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона — Аристокл (др.-греч. ????????ή?; буквально, «наилучшая cлава»), а «Платоном» («широким») его прозвал учитель гимнастики за ширину плеч. Также, согласно Диогену, Платон был зачат непорочно.

Юный Платон рос в среде, которая должна была предназначить его к политической деятельности. Однако ни Платон, ни его родные братья, ни его сводный брат государственными делами не занимались. Платон получил всестороннее воспитание, которое соответствовало представлениям классической античности о совершенном, идеальном человеке, т.е. так называемой калокагатии. «Прекрасный» (calos) и «хороший» (agathos) человек должен был соединить в себе физическую красоту безупречного тела и внутреннее нравственное благородство.

Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. После казни Сократа в 399 г. Платон на десять лет уехал из Афин и путешествовал по Южной Италии, Сицилии и Египту. Во время этих поездок он оказался при дворе сиракузского тирана Дионисия I, которому попытался изложить свои идеи о наилучшем государственном устройстве. Дионисий понял из слов Платона очень мало, стал подозревать философа в подготовке заговора с целью переворота и продал философа в рабство. Из этой беды Платона выручили друзья, заплатив за него выкуп. После возвращения в Афины (ок. 388–387) Платон купил там землю и организовал собственную школу – Академию.

Интересные факты о Платоне

  1. Платон - ученик Сократа и учитель Аристотеля.

  2. По свидетельству Олимпиодора, Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону - это смесь бокса и борьбы (практически без правил) - единственный вид тогдашнего спорта, допускавший смерть.

  3. Платон был первым, кто рассказал о существовании Атлантиды, погибшей высокоразвитой цивилизации. (Если верить Платону, то Атлантида существовала 7 млн. лет назад в районе Атлантики и представляла собой большой остров, населенный высокорослыми людьми с белым цветом кожи. Когда в районе Средиземного моря произошло извержение вулкана, разрушительная волна дошла до острова и погубила всех его жителей).

  4. Именно Платону принадлежит гипотеза о том, что каждый ищет свою "половинку". (Диалог «Пир»)

Согласно мифу Платона об андрогинах, когда-то природа людей была не такой, как теперь. Предками людей были андрогины, каждый андрогин состоял из двух половинокпо две головы, две руки и две ноги на каждую, но он вовсе не был двуполым. У андрогинов было не два, а целых три пола! Один происходил от Солнца и был мужским, другойот Земли и был женским, а третий совмещал в себе мужское и женскоеэто дитя Луны. В то время у людей тело было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног столько же. Голова у человека была одна, но с двумя лицами, глядевшими в противоположные стороны. Передвигались андрогины либо прямо, либо, когда торопились, шли колесом, перекатываясь на восьми конечностях. Такой способ передвижения и шарообразный внешний вид андрогинов соответствовали форме небесных тел, которые в Греции считались божествами. Андрогины обладали страшной силой и мощью и однажды решили совершить восхождение на небо, чтобы напасть на богов. Тогда Зевс решил рассечь каждого человека пополам, чтобы уменьшить его силу и положить конец буйству людей. И вот когда тела были рассечены пополам, каждая половина с вожделением устремлялась к другой своей половине, они обнимались, сплетались...Страстно желая срастись, так что каждый теперь обречен искать свою прежнюю половинку, ибо «любовью называется жажда целостности и стремление к ней», «каждый из насэто половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину».

  1. Платоническая любовь впервые описана в диалогах Платона, и изначально означала любовь-дружбу учителя и ученика (например, Платона и Аристотеля).

  2. «Звонок на урок» – это тоже изобретение Платона. Учеников Академии созывал на занятия сигнал, подаваемый часами: когда из ёмкости истекала вся вода, через клапан проходил поток воздуха, заставлявший звучать флейту.

  3. По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году.

Риторика Платона

Платон внес большой вклад в развитие риторики.

Платон считал, что «всякая речь должна быть составлена, словно живое существо, - у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому». Значит, требуется, прежде всего, ясное разделение речи на части так, чтобы четко было видно, где общий принцип, где частности, как этот общий принцип, или принцип общей идеи, определяет все частность, чтобы можно рациональным путем переходить от общего к частному и от частного к общему.

По мнению Платона, оратор должен не гоняться за чужими мнениями, а сам постигать и постичь истину того, о чем он собирается говорить; правильная, истинная, точная речь должна исходить из подлинно» о определения своего объекта, предмета речи. «Тот, кто намерен заняться ораторским искусством, должен, прежде всего, определить свой путь в нем и уловить, в чем признак каждой его разновидности». Искусство оратора во многом зависит от способности, умения, охватывая все общим взглядом, возводить к единой общей идее разрозненные объекты речи и разделять все на виды, на естественные составные части, а также умение возводить частное к общему и из общего получать частное.

Платон изложил мысли своего учителя Сократа в знаменитых диалогах "Горгий", "Софист", "Федр", центральным персонажем которых как раз и является Сократ.

Платон определяет софистику как мнимую мудрость и противопоставляет риторике софистов подлинное красноречие, основанное на знании истины. Целью речи является познание истины, т.е. определение сущности предмета, для чего необходимо сначала четко определить предмет речи.

В диалоге "Федр" говорится о построении речи. По мысли Платона, на первом месте должно быть вступление, на втором - изложение, на третьем - доказательства, на четвертом - правдоподобные выводы. Возможны ещё подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.

Красноречие должно, прежде всего, воздействовать, убеждать. Красноречие - инструмент весьма тонкий, и пользоваться им, по мнению Платона, следует осторожно, по справедливости, не злоупотребляя его огромными возможностями. «Красноречие - это мастер убеждения, внушающего веру в справедливое и несправедливое, а не поучающего, что справедливо, что нет». Таким образом, не доказательства служат основой красноречия, а эмоциональное воздействие, эмоциональное убеждение, эмоциональное внушение.

Красноречие должно иметь благие намерения, оно изгоняет из души стремление к дурным удовольствиям и несправедливости, очищает душу, совершенствует ее. Риторика, как и всякое подлинное искусство, по мысли Платона, есть творческая деятельность, она приводит эмоции, страсти в системное, упорядоченное состояние, воплощая тем самым высшую справедливость. Эта творческая деятельность, однако, требует тщательной подготовки оратора. И здесь Платон поддерживает идею софистов, которые тоже считали, что хороший оратор должен много работать над самоусовершенствованием и речами. Философ неоднократно говорит о необходимости для всякого оратора проходить особую школу ораторского искусства, которая научила бы его правильно, соразмерно и эффективно сочинять речи. Рассуждения Платона свидетельствуют о том, что он придавал огромное значение именно технической стороне речи, понимая совершенную технику речи в тесной связи с учетом психологии слушателей, считая науку о красноречии важным философско-психологическим учением. Подводя итог анализу риторических взглядов Платона, можно согласиться с А. Ф. Лосевым, который писал: «Ясно вытекает вывод об огромном интересе Платона к ораторскому искусству, об его постоянной склонности строить теорию этого искусства, хотя теория эта у него весьма несистематична».

Афоризмы и высказывания Платона


ДОКЛАД по риторике на тему: «ПЛАТОН»
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации