Реферат - Ведущая роль тренера в воспитании спортсменов - файл n1.doc

Реферат - Ведущая роль тренера в воспитании спортсменов
скачать (62.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc63kb.01.06.2012 11:02скачать
Победи орков

Доступно в Google Play

n1.doc



Кубанский Государственный Университет

Физической Культуры Спорта и Туризма
Кафедра «общей и профессиональной педагогики»

Контрольная работа по предмету

«Педагогика Физической Культуры»
«Ведущая роль тренера в воспитании спортсменов»

Выполнил

Студент курса

Группы

Краснодар 2011

План


Введение 3

Ведущая роль тренера в воспитании спортсменов 4

Заключение 8

Список литературы 9



Введение


В конце 60-х годов в Англии была предпринята попытка изучить личность идеального тренера, работающего с пловцами. С помощью 16 PF теста испытуемым предлагалась построить профиль личности тренера, который обладал бы самыми желательными для них личностными чертами. Когда результаты опроса спортсменов и тренеров сравнили между собой, то они оказались очень схожими по таким чертам личности, как общительность, эмоциональная устойчивость, а также доминирование, реалистичность, неуверенность, напряженность, воображение и др. Таким образом, оценки личности идеального тренера у спортсменов и у тренеров совпали. По их мнению, это должен быть открытый, общительный и эмоционально устойчивый человек, способный, когда это нужно, управлять спортсменом и контролировать соревновательную ситуацию. Более того, у такого тренера должен быть достаточно высокий интеллект, развиты чувство реальности, практичность и уверенность в себе.

Одновременно это должен быть человек, склонный к новаторству, предприимчивый, самостоятельный, предпочитающий сам принимать ответственные решения. Спортсмены считали, что тренер должен быть человеком, на которого можно положиться в сложных соревновательных ситуациях и который (по мнению самих тренеров) может организовать и контролировать деятельность спортсменов.

Представления об идеальном тренере существуют как у спортсменов, так и у тренеров. Однако успех тренерской работы в значительной степени зависит от того, как строит он свои отношения со спортсменами и командой и как преподносит свои знания. По мнению Хендри, способность тренера выполнять роль, которой ожидают от него спортсмены, в сочетании с его профессиональными знаниями, может, по-видимому, компенсировать некоторые его недостатки.

Ведущая роль тренера в воспитании спортсменов


Тренер по избранному виду спорта играет особую роль в формировании у личности правильного отношения к физической культуре. Убедить, что физические упражнения укрепляют здоровье, увеличивают работоспособность, позволяют сохранить до старости атлетическую фигуру, может только тот тренер, который обладает глубокими знаниями своего предмета и общей образованностью. Здоровье человека в современном обществе представляет собой наивысшую ценность и зависит от ряда объективных и субъективных факторов.

Тренер по физической подготовке должен хорошо знать историю, теорию и практику спорта. Подвижные игры, коньки, велосипед, гребля — все многообразие средств общей физической подготовки должно быть на вооружении тренера. Он досконально знает «свои» виды спорта или виды, входящие в тренировочную деятельность, регулярно просматривает литературу, интересуется новым по своему разделу, обменивается опытом с товарищами, развивает у своих подопечных тело и дух. Например, после интервью с В. М. Чегиным, тренером чемпионов России, Европы, мира и Олимпийских игр по спортивной ходьбе, М. Никишин пришел к выводу, что Чегин — это «очень энергичный и разносторонний человек. Он создал первую школу карате в Берсеневке, а еще занимался боксом. Во всех видах спорта был лучшим». Например, Р. Шустерман считает, что «...связь тела с духом столь всеобъемлюще интимна, что покажется ошибкой говорить о теле и духе как о двух различных, независимых сущностях. Термин „тело—дух» лучше выражал бы их сущностное единство, оставляя при этом место как для прагматичных различий ментальных и физических аспектов поведения, так и для проекта усиления их единства в опыте».

Спортивный специалист, который считается с коллективом, доверяет ему, обычно пользуется авторитетом, а чем выше авторитет, тем больше нравственное значение личного примера наставника. Рост самосознания спортсмена приводит к тому, что он начинает придирчиво оценивать свои способности, волевые качества, внешность, тело. На авторитет тренера и эффективность работы большое влияние оказывает знание спортивным руководителем специальных нравственных принципов и приемов тренировки. Например, большую помощь тренеру может оказать прием спортивного подключения. Опытный тренер часто опирается на помощь активистов, лучших спортсменов, родителей. Из воспоминаний заслуженного тренера России по спортивной ходьбе В. М. Чегина: «Певцов (тренер) был в штате спорткомитета, его сильно загружали, и он зачастую просто не мог приходить на занятия. Тогда он назначал меня своим заместителем. Не буду скрывать, я этим гордился. Таким образом, в десятом классе я фактически уже работал тренером, вел записи в специальной тетради, распределял нагрузки, подводил итоги. Сильно этим увлекся. Даже придумывал собственные методы подготовки». Желание походить на идеал нередко заставляет спортсмена более серьезно относиться к работе или учебе, преодолевая лень, трусость; усиленнее заниматься и добиваться успехов в спорте. Под влиянием идеала формируются положительные «привычки» поведения. Применяя спортивное подключение, надо иметь в виду, что показанный пример действеннее, чем прочитанный. Эмоциональная подача факта приближает героя к ребятам, делает его пример ярче, усиливает желание подражать замечательному человеку, вести себя так же, как он. В спортивной работе всегда целесообразно опираться на опыт старших спортсменов, помогающих тренеру руководить. Руководя работой подшефных, спортсмен растет сам. Он невольно подтягивается, стремясь быть примером для младших.

В спортивной работе нередко используется «помощь великих спортсменов» не только идеального, существующего ныне героя, но и выдающейся личности прошлого. Чем больше импонирует спортсмену нравственный облик героя, которому он подражает, тем выше эффект от его подражания. Учитывая это, в рассказах о спортивных баталиях необходимо говорить не только о занятых местах, набранных очках и достоинстве медалей, но и о моральных качествах лучших спортсменов.

Прием эффективен и в работе с более опытными учениками. У юношей и девушек возрастает стремление к самоутверждению, так как они особенно дорожат своей независимостью, честью, достоинством. Работая с ними, важно продемонстрировать свою эрудицию, заслужить право руководить коллективом. При этом, с одной стороны, никогда не следует становиться на путь обид и возмущения, с другой — не вызывать протеста с точки зрения этого возраста придирками. Прием парадокса здесь особенно хорош, так как действия старшего в этом приеме вытекают из логики событий, а не из воли тренера. Применяя этот прием, можно добиться успеха потому, что веселые, радостные переживания в любом возрасте повышают интерес к личности тренера. Спортсмены любят хорошо владеющих собой, не теряющихся в любой ситуации, бодрых, жизнерадостных, подтянутых тренеров.

Принцип деятельностного подхода по отношению к формированию физической культуры личности строится на утверждении положения о том, что, только умело стимулируя активность человека в этом виде деятельности, можно осуществить действенное физкультурное воспитание. Иногда можно применять иронию как воспитательный прием. Она нередко применяется с целью пробудить у новичка желание серьезно заниматься спортом, доказать, что он способен добиться успеха, что он может обойти даже признанных фаворитов. Однако иронию целесообразно применять только по отношению к очень самолюбивому и имеющему спортивные задатки атлету.

Роль тренера по физической подготовке в нравственном развитии молодежи — актуальная социально-нравственная проблема, от решения которой во многом зависит не только «нравственное здоровье» конкретного человека, но и благополучие, и процветание страны в целом. Создавая условия для нравственного решения задачи повышения уровня физической активности индивидуума, общество решает задачи сохранения генофонда и обеспечения национальной безопасности. Взаимосвязь критериев нравственного процесса и результативности физической активности характеризуется комплексом сопоставляемых между собой морфологических, психологических, а также социологических и культурологических показателей.

Заключение


Успех спортивной команды во многом обусловлен стилем руководства со стороны тренера. Широта взглядов, уровень знаний, навыков, умений, авторитет, любовь к своему виду спорта и воспитание настойчивости, умение сплотить дружный коллектив, разобраться в психологии спортсмена, решительность, требовательность, самокритичность, принципиальность - вот неполный перечень качеств, какими должен обладать тренер-педагог.

Авторитет тренера неотделим от всей его деятельности, знаний теории и практики спорта, высокой требовательности и т.п. Полноценные взаимоотношения между тренером и командой строятся на обоюдном уважении, доверии и дружбе. При решении всех вопросов, касающихся команды и ее членов, между тренером и спортсменами необходим тесный контакт. Однако при окончательном решении той или иной проблемы основная роль принадлежит тренеру. Хороший тренер всегда требователен и принципиален в первую очередь к самому себе, самокритично относится ко всей своей работе. Он должен быть новатором, уметь видеть все передовое в методике, тактике, чтобы не копировать, а творчески применять их в работе.

Выбор тренера - один из очень важных вопросов в создании дружного, сплоченного спортивного коллектива. При решении этого вопроса большую роль играют организаторские способности дружного, сплоченного спортивного коллектива. При решении этого вопроса большую роль играют организаторские способности тренера.

Человек, не обладающий ими, даже если он большой знаток своего дела, не сможет стать тренером.

Список литературы


  1. Ильин Е.П. Психология спорта. М.: Педагогика, 2008.

  2. Комков А.Г., Антипова Е.В. Формирование физической активности как социально-педагогическая проблема. URL: http://lib.sportedu.ru (дата обращения: 16.11.2009).

  3. Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. 1998. № 5. С. 11—15.





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации