Реферат - Национальная библиотека Франции и деятельность Жюльена Кэна между первой и второй мировыми войнами - файл n1.docx

Реферат - Национальная библиотека Франции и деятельность Жюльена Кэна между первой и второй мировыми войнами
скачать (484.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx485kb.01.06.2012 11:01скачать

n1.docx

РЕФЕРАТ

по курсу История библиотечного дела

Тема: Национальная библиотека Франции

и деятельность Жюльена Кэна

между первой и второй мировыми войнами


Содержание

Введение……………………………………………………………………….

Национальные библиотеки как институт государства……………………..

История возникновения Национальной библиотеки Франции……………

Политическая и социально-экономическая обстановка во Франции в период 1918–1939 гг…………………………………………………………….

Жюльен Кэн и его деятельность в период между первой и второй мировыми войнами…………………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………


3

4

7
16
18

27

29



Введение
История библиотечного дела – часть истории и культуры общества. Она отражает развитие культуры (книги, документы), уровень научно-технического потенциала (библиотечные издания, оборудование, технические средства). История – свидетельство культурного уровня и интересов читателей, показатель социально-экономических отношений в обществе, способности его обеспечивать право на образование и культурное развитие людей. Поэтому столь важно многоплановое глубокое изучение истории библиотечного дела (4).

Изучение истории библиотек именно как части мировой культуры позволяет выявить и осмыслить те явления, которые наиболее сильно повлияли на их развитие и стали началом нового этапа их эволюции (2, с. 9).

Принципиально важно рассматривать историю библиотек как историю культурного наследия, историю жизни общества и истории культуры, историю образования и социальной истории (2, с. 10).

Библиотеки на протяжении многих веков служили науке, образованию и культуре. На определенных этапах общественного развития возникали такие типы библиотек, которые определяют современную библиотечную систему практически любого государства – это публичные библиотеки, библиотеки, научные библиотеки, национальные библиотеки, которые выступают в качестве одного из институтов государства (2, с.12).

1. Национальные библиотеки как институт государства
В XVII-XVIII вв. в Европе формируются библиотеки нового типа – национальные библиотеки.

Национальная библиотека является одним из важнейших институтов государства и имеет определенные обязательства по отношению к гражданам. Как правило, национальная библиотека – это центральная универсальная научная библиотека, обладающая самым большим (по сравнению с другими научными библиотеками страны) фондом литературы универсального профиля. От других научных библиотек она отличается, кроме того, степенью доступности ее фондов и, соответственно, масштабами обслуживания читателей. Национальная библиотека обычно создается как общедоступная библиотека, но степень доступности ее фондов широкому кругу читателей и масштабы обслуживания в каждом конкретном случае определяются возможностями библиотеки. Это означает, что в отношении национальных библиотек необходимость обеспечения доступа к их фондам приводится в соответствие с потребностями обеспечения сохранности уникального фонда, предназначенного для постоянного (вечного) хранения.

Национальная библиотека принципиально отличается от других библиотек тем, что является библиотекой, выполняющей по отношению к своему государству специфические уникальные функции. В то же время такая библиотека изначально имеет интернациональную природу – в силу того, что она выполняет те функции, которые не выполняют другие библиотеки страны, но выполняют аналогичные библиотеки других стран мира. Открытость миру и заинтересованность во взаимодействии с другими национальными библиотеками могут в различной степени проявляться в каждой стране, где есть библиотека этого типа, причем по-разному в каждый исторический период. В отношении мирового сообщества национальная библиотека уже по самой своей природе выполняет особую миссию, и с самого начала своего существования национальная библиотека должна проявлять интерес к тому, что и как делают аналогичные библиотеки других стран (2, с. 128).

Национальная библиотека возникает как особый, принципиально новый для того или иного времени институт государственности (и с этого момента – обязательный). Появление такого государственного института обусловлено изменением приоритетов государственного развития. Государство, выполнявшее на протяжении многих веков прежде всего функции обороны и представлявшее собой своего рода военную машину, постепенно под влиянием происходящих в обществе процессов берет на себя ответственность и за решение более широкого круга задач (например, планирование городов или создание системы народного образования).

Национальная библиотека как новый (и особый) институт государственности изначально была сориентирована на реализацию функций, которые условно можно охарактеризовать как функции «национальной памяти». Под этим подразумевалось, что такая библиотека должна создавать исчерпывающий по полноте фонд литературы, выходящей на территории государства, литературы, выходящей на языке данной страны за ее пределами, а также литературы о самой стране (2, с.129).

Создание фонда «национальной памяти» предполагает постоянное (или вечное) хранение этого фонда. Чтобы им могли пользоваться последующие поколения, для решения такой принципиально новой задачи было необходимо создавать соответствующие условия для обеспечения сохранности уникального фонда, собранного с максимально возможной полнотой. В то же время, наличие столь уникального фонда побуждало к максимально полному раскрытию этого фонда как для граждан собственной страны, так и для граждан других стран мира. Решению этой задачи и способствовала деятельность по ведению национальной текущей и ретроспективой библиографии.

Что касается функций «памяти нации», то их выполнение требовало постоянного источника пополнения фондов библиотеки отечественными текущими изданиями, что стало возможным путем получения обязательного экземпляра всех изданий, выходящих в стране (2, с. 130).

В отношении своего государства новый государственный институт исполняет принципиально новые обязанности – он представляет собой центральную библиотеку, выполняющую функции, которые условно можно охарактеризовать как функции «памяти мира». Речь идет о создании наиболее полного (в сравнении с другими библиотеками страны), универсального по своему составу фонда мировой литературы, о пополнении этого фонда и о предоставлении возможности им пользоваться. То есть речь идет о создании не просто самой крупной научной библиотеки, а центральной универсальной научной библиотеки страны, имеющей определенные обязательства по отношению к гражданам своей страны в плане их обслуживания.

Таким образом, центральная, универсальная по составу своих фондов библиотека должна была быть сориентирована на обслуживание широкого круга потенциальных читателей. При этом она, разумеется, должна была иметь фонды, на основе которых можно было бы обеспечивать гражданам своей страны доступ к «памяти мира» (2, с.130).

Первые национальные библиотеки возникали не на «пустом месте». Они создавались на основе богатых частных коллекций, либо подаренных государству (и, соответственно, его гражданам), либо приобретенных государством для своих граждан. Чаще всего основой будущего собрания становились библиотеки, принадлежавшие монархам (2, с.131).

2. История возникновения Национальной библиотеки Франции
Национальная библиотека Франции — одно из старейших и самых богатых книгохранилищ в мире. В течение первых 400 лет она была библиотекой королей. Образована библиотека была на базе фонда библиотеки, собранной Карлом V1 Мудрым в 1367 году (10, с.40).

charles_v

Карл V Мудрый

Карл был полной противоположностью своего отца. Худой, бледный и слабосильный, он не был блестящим воином и не любил сражений и рыцарских поединков, предпочитая им серьезные размышления и ученые беседы. Его обвиняли в отсутствии храбрости, но на самом деле он был человеком серьезным и рассудительным и не любил рискованные авантюры.

Карл V выгодно отличался на фоне своих современников уровнем своей образованности и тягой к знаниям; так, по его просьбе на французский язык были переведены Аристотель и блаженный Августин. Именно Карл V основал Королевскую библиотеку; умеренный и разумный в своей религиозности, он покровительствовал иудеям и пытался умерить активность Инквизиции в Лангедоке (5).

Карл V поместил библиотеку в одной из башен Лувра, составил инвентарную опись тысячи рукописей, на каждой их которых была сделана надпись: «Это книга моя. Карл»2 (10, с.40).

Опись, составленная хранителем библиотеки, показывает, что коллекция содержала девять сотен и семнадцать рукописей. В те дни, однако, королевские коллекции книг были недолговечны, поскольку они безвозвратно разворовывались после смерти их владельца (9).

Это собрание рукописей было распылено при Карле VII, но впоследствии восстановлено и увеличено его приемниками (3, с. 3).

Только при Луи XI, который правил с 1461 по 1483 года, была создана настоящая Библиотека Франции. В ней должны были содержаться все хроники королевских династий. Луи XI и считается истинным основателем Национальной Библиотеки Франции. Его сын Карл VIII, впоследствии добавил в библиотеку более ранние рукописи и редкие книги, захваченные во время Итальянских кампаний. По указу короля коллекция библиотеки должна была вечно храниться для следующих поколений (9).

Короли Карл VIII, а затем Людовик XII создают новое собрание (8).

После смерти Людовика XII, королем Франции 1 января 1515 года становится Франциск I из ангулемской ветви династии Валуа. На годы его правления приходится расцвет французского Возрождения. Расцвету культуры французского Возрождения способствовало покровительство короля (11).

Король Франциск I поощрял развитие наук и искусства. Он окружал себя гуманистами, учеными, художниками, собирал рукописи, редкие книги, произведения искусства (13, с.498).

Итальянские и французские мастера создавали шедевры по его заказу, в своем самом прекрасном замке Фонтенбло король собрал богатейшую библиотеку и основал типографию, заказав уникальные шрифты для греческих книг. Для поощрения образованности в Парижском университете были учреждены должности королевских лекторов (1530 г.), знатоков древних языков, красноречия и математики.

Франциск I продолжает обогащать коллекцию книг в библиотеке, а с изобретением книгопечатания пополнение библиотечного фонда стало продвигаться быстрыми темпами. Франциск I поручает создание Королевской библиотеки в Фонтенбло, будущей Национальной библиотеки гуманисту Гийому Бюде (1467 - 1540 гг.), который пополнил ее греческими, латинскими и восточными манускриптами (11).

Король также приказывает сделать копии рукописей в Венеции и создает трехъязычное учебное заведение, будущий Коллеж де Франс. Он окружает себя блестящим двором и принимает поэтов, таких, как Меллин де Сен-Желе и Клеман Маро, которых он назначает на должности, то есть предоставляет стабильную и постоянную работу (12)

В XVI веке Франциск I присоединил к греческим рукописям, хранившимся в Фонтебло, королевскую библиотеку, находившуюся в то время в замке Блуа (3, с.3).

nb_pinacoteca_clouet_portrait_of_guillaume_bude5

Гийом Бюде
28-го декабря 1537 года в Монпелье был издан указ об обязательном экземпляре печатных изданий, который должен доставляться в Королевскую библиотеку. Так было положено начало закону об обязательном экземпляре, который позволил собрать все издания, выходившие во Франции в течение многих веков. Целью библиотеки с тех пор является собрание и хранение французской печатной продукции (3, с.3).

Библиотека несколько раз меняла свое место расположения.

При Карле XI Королевская библиотека была перевезена в Париж. Размещенная первоначально в Клермонском колледже, а затем во Францисканском монастыре, королевская библиотека была в 1666 году перевезена на улицу Вивьен с входом с улицы Ришелье, между садом Пале-Руаяль и Биржей, занимая обширный четырехугольник, ограниченный улицами Ришелье, Кольбера, Вивьен и де Пети-Шан (8).

Здание на улице Ришелье – четырехгранник, выходящий на три улицы. С улицы Ришелье в самом центре города фасад унылый, зато внутри этого четырехгранника был расположен прекрасный сад, куда выходило старинное красивое здание (10, с.40).

Самой старой частью библиотечного ансамбля являлся особняк Тюбёфа, здание из кирпича и камня благородных форм, построенное в 1645 г. архитектором Франсуа Мансаром для коллекций кардинала Мазарини. Вскоре к библиотеке присоединились два дома Кольбера по улице Вивьен, в которых находились 200 тысяч томов королевской библиотеки из Лувра. Позже соседние особняки Шеври и Невер вошли в состав комплекса библиотечных зданий (8).

Во второй половине 16 века, когда библиотека была перемещена в Париж, она получила значительный ущерб во время религиозных войн. В течении десятилетий Библиотека стала ведущей библиотекой Европы. Число книг выросло до такой степени, что библиотекари больше не могли полагаться на свою память, чтобы располагать их на полках.

Николас Клемент, который в то время исполнял обязанности главного библиотекаря, в 1670 году установил систему классификации для напечатанного материала, чьи принципы используются и по сей день. Книги были разделены на двадцать три категории, каждая из которых была представлена буквой алфавита: первые четыре категории использовались для религиозных книг, две категории для книг по закону и юриспруденции, десять – для хронологии, четыре – для философии, науки и искусства, и три – для литературы. Рукописи были классифицированы согласно языку и области (9).

Эбби Бигнон, которая стала главным библиотекарем в 1719 году, вознесла библиотеку к пику ее блеска. В 1720 она организовала в библиотеке пять отделов, каждый из которых контролировался опекуном: Рукописи, Напечатанные Книги, Гравированные Пластины и Печатные издания, Медали и Каменные Гравюры. Бигнон продолжила работу своих предшественников в улучшении коллекции, и особенно стремилась приобретать все главные работы Европейских ученых. Нацеливаясь расширить доступ к богатству библиотеки, она открыла большие части ее коллекций ученым и также тем, кто просто желал удовлетворить свое любопытство в различных областях (9).

Фонды библиотеки быстро росли за счет покупки, даров и конфискации печатных изданий, рукописей, медалей и гравюр. Все фонды библиотеки были распределены по четырем секторам (рукописей, кабинет титулов – генеалогическая коллекция, печатных изданий и эстампов). В 1741 году был создан кабинет медалей (10, с.40).

В 1785 году брат Людовика XVI граф д’Артуа приобрел большую библиотеку статс-секретаря Франции по военным делам, французского посла в Швейцарии, Польше м в Венецианской республике Марка Антуана Рене д’Аржансона, впоследствии превращенную в публичную библиотеку. Впоследствии Библиотека Арсенала станет одним из отделов Национальной библиотеки (3, с.12).

Богатый отдел рукописей библиотеки формировался за счет конфискации монастырских библиотек в 1792 году и библиотек эмигрантов в период Французской буржуазной революции (1789-1794 гг.) (10, с.40).

В 1795 году Конвент3 провозгласил Королевскую библиотеку национальной (3, с.3).

Свое название Национальная библиотека Франции (Bibliothиque National) получила именно в 1975 году по декрету от 16 октября, когда название отразило особый ее статус (статус первой библиотеки страны, особого института государства). Но при этом (фактически до 1814 года) ее продолжали называть Библиотекой короля (2, с.166).

Библиотека была сориентирована и на обеспечение полноты фондов национальной книжной продукции, и на выполнение функции центральной научной библиотеки универсального профиля, что было, в свою очередь, определено уникальными по своему объему и репертуару фондами библиотеки.

Однако на протяжении ряда лет, прошедших после отмены в период революции 1789-1794 гг. старого закона об обязательном экземпляре и до его восстановления в 1810 году, Национальная библиотека не получала обязательного экземпляра. Более того, французская Национальная библиотека на протяжении почти целого столетия переживала кризис. Это выражалось в том, что значительная часть ее фондов была не разобрана и не каталогизирована, а это, в свою очередь, снижало масштабы и качество обслуживания читателей. Оказалась же она в крайне сложном положении в силу того, что стала обладательницей огромного и уникального по своей ценности собрания. многочисленные книжные и уникальные целостные коллекции попали в библиотеку после гигантской по своим масштабам национализации частных книжных коллекций и секуляризации собственности монастырей и церквей, которая была проведена в годы Великой французской революции в конце XVIII века. И то, и другое началось в ноябре 1789года, когда был обнародован декрет Учредительного собрания о передаче церковного имущества в распоряжение нации и были даны указания, как составлять при этом описи и передавать их в муниципалитеты. В марте 1792 года вышел декрет о конфискации эмигрировавших сторонников короля (2, с.168).

В соответствии с декретом от 2 ноября 1789 г. были организованы так называемые «литературные департаменты», которые занялись перераспределением книжных фондов по регионам страны. Высказывалась даже идея создания единого сводного каталога на все книжные собрания. 18 декретов и многочисленные распоряжения были направлены на то, чтобы конфискованные книги (1,5 млн. томов в Париже и 6 млн. томов в провинции) были в кратчайшие сроки предоставлены в распоряжение читателей.

Все первоначальные попытки обеспечить сохранность национализированных фондов, не говоря уже об их обработке и предоставлении этих фондов в пользование читателям, были безуспешными. 24 постановления Конвента о библиотеках, шесть из которых были направлены на охрану книжных фондов, не дали положительного результата, даже несмотря на то что 31 августа 1794 г. было принято постановление, согласно которому виновные в уничтожении книг приговаривались к двум годам тюремного заключения.

«Литературные департаменты» становились со временем публичными библиотеками округа, города или центральных школ (учебных заведений, которые поначалу создавались новыми властями во всех департаментах). После превращения в соответствии с декретом от 28 января 1803 г. центральных школ в лицеи, фонды библиотек центральных школ были переданы в ведение муниципалитетов. Судьба многих коллекций оставалась незавидной на протяжении двух веков. Эта ситуация была осложнена тем, что библиотеки, находившиеся в ведении новых властей, обязаны были организовать продажу книг из своих коллекций. Во многих городах Франции возникли крупные муниципальные библиотеки. В соответствии со специально принятым декретом в каждой вновь создаваемой библиотеке должен был быть организован каталог (2, с.168).

Значительная часть конфискованных книжных фондов попала в Национальную библиотеку. К имеющимся в библиотеке 300 тыс. томов, скопившимся за время революции и наполеоновских войн, добавилось еще 157 тыс. томов. Разобрать фонд такого объема сотрудники библиотеки были не в состоянии на протяжении длительного времени. Эта работа требовала многих усилий и большого объема времени. Все это сказывалось и на качестве обслуживания читателей. Решить проблему каталогизации не удавалось вплоть до конца XIX века (2, с.170).

В связи со значительным увеличением фонда в период с 1840 по 1852 год Национальная библиотека приступила к составлению инвентарных описей своих фондов. Были составлены следующие каталоги: Инвентарная опись книг, полученных в период революции и после нее, составленная по схеме классификации Н. Клемента (30 разделов, обозначенных буквами и внутри каждой буквы – деления по формату); История Франции; Медицина; История Великобритании, Испании, Азии, Африки, Америки; «Генеральный каталог печатных книг Национальной библиотеки. Авторская серия», который выходит с 1897 года и в настоящее время насчитывает более 200 томов (3, с.4).

Работа по систематизации фонда Национальной библиотеки в Париже и его каталогизация была завершена лишь в конце XIX - начале ХХ вв. Она велась под руководством Леопольда Делисля (1826–1910), который был директором Библиотеки с 1874 по 1905 гг.

делисль

Леопольд Делисль

Был создан полный карточный алфавитный каталог и подготовлен к изданию печатный каталог всех изданий, имевшихся в библиотеке. В течение всего XIX века в библиотеке велась огромная работа по созданию более благоприятных условий для читателей. В 1867 г. был открыт новый читальный зал, уникальный по своему архитектурно-планировочному и эстетическому решению (построен по проекту архитектора Анри Лабруста (1801-1875)). Он отделил фонды от читального зала, создав идеально организованное для того времени центральное пятиярусное хранилище с использованием металлических конструкций (2, с.173).

чз


книгохран


Новый читальный зал

Национальной библиотеки в Париже

Новое книгохранилище

Национальной библиотеки в Париже


В 1906 г. Национальная библиотека занимала большое здание и практически являлась лишь хранилищем книг и журналов. Пользовались ею в основном педагоги и студенты. Кроме этой библиотеки в стране насчитывалось еще лишь несколько, все они находились в крупных городах и занимали старые, небольшие помещения. Библиотекарей было мало, они обучались только каталогизации и методам хранения литературы (7).

С начала XX века задачи Национальной библиотеки, как и всех крупных библиотек мира, стали более определенными и значительно усложнились: получение литературы, ее систематизация, хранение, выдача. В помещении, где размещалась библиотека, стало явно не хватать места для книг, выросли ее штаты, увеличилось и число читателей (3, с. 4).

Такое положение дел сложилось в Национальной библиотеке Франции к началу первой мировой войны, которая существенно повлияла на развитие библиотек в странах Европы.

3. Политическая и социально-экономическая обстановка

во Франции в период 1918–1939 гг.
Внутренняя политика Франции в 1920-е годы во многом определялась нерешенными проблемами, возникшими после окончания первой мировой войны. Два главных направления были связаны с финансовой и внешней политикой страны, которой руководили Раймон Пуанкаре4 и Аристид Бриан5. Высокие военные расходы покрывались Францией за счет займов, что неизбежно вело к инфляции.

Пуанкаре рассчитывал на германские репарации, чтобы удержать франк хотя бы на уровне 1/10 довоенной стоимости, покрыть расходы на восстановление разрушенных районов и выплатить Великобритании и США проценты по займам. Однако немцы не желали выполнять своих обязательств. Пуанкаре в 1922 г. ввел войска в Рурскую область. Немцы оказали сопротивление и капитулировали только после введения чрезвычайных мер. Английские и американские эксперты выдвинули план Дауэса6 для финансирования репарационных выплат, главным образом через американские займы Германии.

В первой половине 1920-х годов Пуанкаре пользовался поддержкой националистически настроенного парламента, избранного в 1920 г., но на следующих выборах 1924 года новая палата отвергла линию Пуанкаре вместе с его твердой денежной политикой во Франции и, чтобы улучшить отношения с Германией, привела к власти Бриана.

Планы Бриана обеспечить мир в Европе встретили благоприятный отклик у Густава Штреземана7, рейхсканцлера и министра иностранных дел Германии. Штреземан был инициатором заключения гарантийного пакта о неприкосновенности государственных границ в районе Рейна и о сохранении демилитаризации Рейнской области, что получило отражение в Локарнских договорах 1925.

С середины 1920-х годов и до своей смерти в 1932 Бриан предпринимал искусные и неутомимые попытки наладить отношения с Германией как основу для сохранения мира под эгидой Лиги наций8, хотя и знал, что Германия занимается перевооружением.

В начале 1930-х годов Францию охватил глубокий экономический кризис. В стране развернулось массовое рабочее движение и одновременно возросла угроза со стороны нацистской Германии. Более того, в 1930-х годах, когда во всем мире происходил спад производства, Франция вряд ли смогла бы добиться подлинного международного сотрудничества, которое одно могло бы спасти экономику страны от краха.

Мировой кризис и его тяжелейшее последствие – безработица – проявились во Франции в середине 1934 г. На выборах 1936 г. Народный фронт одержал решительную победу.

Приход Гитлера к власти первоначально мало повлиял на события во Франции. Однако его призыв к перевооружению (1935 г.) и захват Рейнской области (1936 г.) представляли собой прямую военную угрозу (7).
4. Жюльен Кэн и его деятельность

в период между первой и второй мировыми войнами

После первой мировой войны в обслуживании читателей по-прежнему важнейшую роль играли крупнейшие научные библиотеки универсального профиля, и, в первую очередь, национальные библиотеки.

Среди национальных библиотек Европы в этот период особенно интересно развивается Национальная библиотека в Париже. Это стало возможным благодаря деятельности Жюльена Кэна (1887-1974), занявшего пост директора этой библиотеки в начале 1930-х гг. (2, с.246).

кэн

Жюльен Кэн
Жюльен Кэн, на протяжении нескольких десятилетий занимавший пост Генерального директора Национальной библиотеки Франции, был крупным специалистом в области библиотечного дела и книговедения, искусствоведом, активным деятелем культуры в национальном и международном масштабе. Это был человек сложной, героической судьбы, проявивший личную храбрость еще в 1914-1916 гг. на фронтах первой мировой войны, узник Бухенвальда в годы второй мировой войны; образованный ученый широкого диапазона.

Жюльен Кэн родился в 1887 году в Монтморенси под Парижем. Очень рано он начал интересоваться науками: с одинаковым увлечением изучал философию, естествознание, слушал лекции у известных профессоров литературы и искусства. Посещая студии художников, скульпторов, архитекторов, он одновременно занимался музыкой, историей театра. Такая разносторонность интересов помогла ему во всей его дальнейшей деятельности. Окончив университет, в 1911 году Жюльен Кэн получил ученую степень. Тогда же он поступил в Художественную школу Лувра на отделение истории искусств. В 1913 году вышла его первая работа об известном французском художнике-живописце и графике Жане Милле. Жюльен Кэн в этот период готовился к научной работе в области истории искусств, желая оставаться при университете. Однако первая мировая война помешала продолжению его научной карьеры. В 1914 году он был мобилизован, отправлен на передовые позиции и вскоре ранен. В 1916 году вновь ранен, на этот раз тяжело, награжден орденом Почетного Легиона. После окончания войны Жюльен Кэн в университет не вернулся, в 1919 году вновь поступил в Художественную школу Лувра и блестяще ее закончил. В архиве Лувра хранятся его работы по истории скульптуры средних веков и по истории живописи с оценкой «очень хорошо».

Историк по образованию, он несколько лет редактировал ежедневный «Бюллетень Министерства иностранных дел Франции». В 1927 году он работал в секретариате Палаты депутатов. В 1930 году ему предложили пост Генерального директора национальной библиотеки Франции (10, с. 39).

За 34 года пребывания на этом посту Жюльен Кэн превратил Национальную библиотеку в Париже в одно из ведущих научных учреждений Франции. «Кэн возвратил Библиотеку своей эпохе – XX веку», – сказал о нем известный современный французский художник А. Дюнуайе де Сегонзак. А Поль Валери, крупнейший поэт современной Франции, характеризуя Жюльена Кэна, отмечал, что благодаря его неукротимой, неутомимой и постоянной энергии, Кэн сделал Национальную библиотеку достойной тех несметных богатств, которые она хранит. Заканчивая свои воспоминания о Кэне, Поль Валери пишет: «Он несомненно является тем гражданином Франции, которому в наибольшей мере обязан мир книг» (10, с. 40).

10737_1m

Многие научные учреждения имеют свои эпохи расцвета и упадка. Национальная библиотека также имела и свой золотой век и период упадка в годы после первой мировой войны. Возрождение ее началось с приходом Жюльена Кэна на пост Генерального директора. Поиски дополнительной площади составляли главную трудность. Увеличить площадь за счет пристройки оказалось невозможным, так как здание находилось в центре Парижа, было окружено строениями со всех сторон и охранялось как художественный памятник старины, поэтому сама идея его модернизации воспринималась как кощунство. Жюльен Кэн заручился поддержкой Министерства просвещения, в ведении которого находилась библиотека, и в содружестве с виднейшими архитекторами составил долгосрочный план реконструкции здания за счет использования высоты помещений, подвалов, подземных кладовых, коридоров, переходов и даже чердаков. Утвержденный план Кэн осуществлял последовательно в течение всех лет пребывания на посту руководителя библиотеки (10, с. 41).

Для реконструкции внутренних помещений здания надо было заранее освободить место, поскольку вся полезная площадь была занята книгами и другими материалами. За полтора года в Версале было построено восьмиэтажное книгохранилище (20 км книжных полок), что дало возможность уже с 1934 года приступить к работам по реконструкции здания9.

Одним из первых преобразований, проведенных Кэном в Национальной библиотеке, было создание нового справочного зала, где сосредоточены каталоги, картотеки, справочники, энциклопедии, библиографические издания. Для этого зала площадью в 700м2 были использованы подвалы под знаменитым круглым читальным залом библиотеки, построенным архитектором Лабрустом в 1854 году (10, с.42).

Далее Кэн модернизировал старое хранилище10. Была использована высота помещения и 3 яруса построено под землей. Общая протяженность полок достигла 140 км. В центре книгохранилища на всю его высоту смонтированы 10 книгоподъемников, к которым на уровне 4-го яруса установлен ленточный конвейер, подающий литературу в читальные залы. Создана пневмопочта по пересылке читательских требований и каталожных карточек.

10737_2

Одновременно с реконструкцией старого книгохранилища Кэн приступил к переоборудованию других помещений библиотеки. Он использовал подвалы, склады под остальными частями здания и двором, приспособив их под мастерские и технические службы (типографию, фотолабораторию, переплетную и другие службы).

Для создания кабинета эстампов и гравюр было использовано одно из помещений старого дворца: при оборудовании его архитектура сохранилась. В знаменитых галереях Мазарини и Мансара были восстановлены лепные потолки, настенная живопись. Эти галереи стали местом выставок Национальной библиотеки. Отдел рукописей получил пять этажей дополнительного хранилища и читальный зал для восточных рукописей. Для отдела картографии было построено специальное хранилище для карт с демонстрационным читальным залом. Переоборудованию подверглись и другие отделы, читальные залы и кабинеты библиотеки. Даже чердачные помещения были приспособлены для работы библиотечных отделов.

По всему зданию заново проведено центральное отопление и современное освещение, смонтировано оборудование для искусственной вентиляции и кондиционирования воздуха, создана противопожарная система. Повсюду сооружены грузоподъемники и пассажирские лифты. Важно отметить, что в период реконструкции, которая длилась в течение нескольких лет, библиотека не закрывалась ни на один день (10, с.42).

Очень многое сделал Жюльен Кэн для обогащения книжных фондов Национальной библиотеки. Он неоднократно говорил, что раритеты, ценные книги и материалы, приобретаемые им для Национальной библиотеки на аукционах, на распродажах, у букинистов, коллекционеров и в книжных магазинах, обогащают страну и остаются навечно ее золотым фондом (10, с.42).

Отдел редких книг библиотеки содержит тысячи изданий, в том числе инкунабул, а также подборку наиболее значительных книг от 16 веке до наших дней.

Среди раритетов этого собрания – корейские печатные издания, на десятилетия опередившие Гутенберга, и изумительные шедевры французской полиграфии 20 века. Критерием отбора редких книг является не только содержание, но и полиграфическое исполнение – уникальные особенности переплета, шрифта, иллюстраций. Некоторые книги содержат интересные пометки и являются не только литературными, но и культурными памятниками эпохи (9).

Жюльен Кэн изучал каталоги зарубежных выставок, отбирая для покупки наиболее ценные издания; умел добиваться кредитов, получал для библиотеки дары от частных лиц, отбирал лучшие издания на аукционах, в магазинах как внутри страны, так и за ее пределами. В результате своей многолетней библиотечной деятельности Ж. Кэн обогатил и увеличил фонды библиотеки не только за счет старых редких изданий, он систематически приобретал и современные раритеты, в том числе номерные, малотиражные издания, книги, иллюстрированные крупными художниками, уникальные с точки зрения книгоиздательского искусства экземпляры. Сотрудники библиотеки говорили, что не было ни одного книжного аукциона или базара, на котором в первом ряду не сидел бы Жюльен Кэн, и посетители сразу понимали, что все равно лучшие книги попадут в Национальную библиотеку. Так в 1939 году с невероятным трудом Ж. Кэну к 150-летию Французской буржуазной революции удалось приобрести знаменитую рукопись Ш. Л. Монтескьё «О духе законов» на ассигнования, полученные в результате специального голосования в Парламенте. Благодаря деятельности Жюльена Кэна отдел эстампов и гравюр Библиотеки – самый старый в мире – получил свое дальнейшее развитие (10, с.44).

Еще одной серьезной заботой Кэна было приведение в порядок ценных коллекций, разбросанных по отдельным помещениям, их систематизация и каталогизация. Благодаря умелому подбору кадров эта работа была выполнена на высоком профессиональном уровне. Примером может служить описание материалов музыкального отдела. Еще при Франциске I был выстроен склад, где хранились рукописи музыкальных произведений XVI-XVII вв., они были не разобраны, не описаны и поэтому недоступны читателям. К этим собраниям присоединялись и современные печатные издания. Ж. Кэн привлек к составлению каталогов известных музыковедов. Впервые при нем была создана фонотека. Специалисты считают, что Жюльен Кэн придал музыкальному отделу тот размах, который способствовал развитию французского музыковедения (10, с.44).

С первых шагов своей библиотечной деятельности Жюльен Кэн, еще не будучи библиотекарем-профессионалом, понял значение каталога как одной из основ работы библиотеки. Тщательно изучив историю создания каталога библиотеки, начиная с описания рукописей, произведенного в XVI в., опираясь на опыт Библиотеки конгресса и Британского музея, он опубликовал в 1936 году монографию о печатном каталоге Национальной библиотеки в Париже. В ней были использованы материалы докладных записок Проспера Мериме, который еще в 1857 году подчеркивал необходимость создания печатного каталога Национальной библиотеки и привлек к этому важнейшему вопросу, как «вопросу наиболее трудному»11. В том же 1936 году Ж. Кэн поместил статью о каталогах, ознакомившую широкие круги читателей со столь малопопулярным и малоизвестным в то время предметом, как библиотечные каталоги (10, с.45).

Жюльен Кэн не ограничивался одной только библиотечной деятельностью в Национальной библиотеке. Его, как историка и искусствоведа, приглашали организовывать и возглавлять ряд советов, комиссий, комитетов, связанных с историей и искусством книги. Так, начиная с 1937 года, Ж. Кэн был одним из организаторов и председателем Национального комитета иллюстрированной книги, председателем Ассоциации художественного переплета, председателем Ассоциации консервации, репродуцирования и фотокопирования прессы, организатором Общества художников-граверов и т.д. В каждой из этих областей Жюльен Кэн не был любителем, а высоко эрудированным профессионалом. В 1939 году Кэн принимает участие в работе Министерства информации. Тогда же в связи с началом второй мировой войны он руководит эвакуацией национальных ценностей художественных музеев Парижа (10, с.46).

Жюльен Кэн – создатель особого рода выставок, которые во многих странах называют «выставки типа Национальной библиотеки в Париже». Еще в 1937 году на Всемирной выставке в Париже Ж. Кэн был инициатором организации в павильоне Франции так называемого «Музея литературы». Вместо того, чтобы украшать стены выставочных залов портретами писателей и видами городов, как это делалось ранее по традиции, Кэн предложил включить в экспозицию специальный раздел, посвященный крупным писателям. Он считал, что картина вдохновляет писателя и является как бы толчком, способствующим рождению текста. Поэтому рядом с художественным произведением должны выставляться картины, гравюры, эстампы, скульптуры и произведения других видов изобразительного искусства, отражающие содержание или вдохновляющие авторов на создание литературных произведений. Была проделана кропотливая работа по подбору иллюстративного материала к каждому выставленному произведению. Выставка получила одобрение посетителей. Личное общение с деятелями культуры помогло Кэну в его деятельности по организации выставок. Выставки, организованные Ж. Кэном в Национальной библиотеке, содействовали раскрытию содержания богатейших фондов Национальной библиотеки, крупнейших музеев Франции и других стран. Выставки организовывались в реставрационных галереях Мазарини и Мансар на ул. Ришелье и привлекали большое внимание научной общественности Франции. Выставки посвящались как великим писателям, художникам, артистам, композиторам, так и различным направлениям в литературе, искусстве, театре, музыке, архитектуре. Почти каждая выставка сопровождалась изданием каталога с обязательным предисловием, большинство которых принадлежало Кэну. Многие каталоги послужили источником для изучения определенного периода или автора12. Так, например, литературные выставки, посвященные Бальзаку, Золя, Бодлеру и другим, не прошли бесследно для литературоведов. Открытие каждой выставки проходило в торжественной обстановке с участием представителей тех государств, которые были привлечены к участию в экспозиции (10, с.50).

Кэн был большим специалистом своего дела: он знал, что надо библиотеке, что надо читателю. Сама личность Кэна, многогранность его интересов, человеческое обаяние притягивали к нему специалистов самых разных областей науки. Жюдбен Кэн умел увлечь специалистов чисто библиотечными проблемами, привлечь их к работе в библиотеке. Эрудированные специалисты, по мысли Ж. Кэна, это гиды для читателей. Общение библиотекаря-специалиста с читателем взаимно обогащает их. Он посещал вернисажи, генеральные репетиции в театрах, мастерские художников, издательства, принимал творческих работников у себя дома, знакомился с их деятельностью, заражал их своим энтузиазмом и привлекал их к работе библиотеки (10, с.44).

Большой ум и эрудиция в области науки и культуры, стремление довести до читателей сокровища французской и мировой литературы снискали ему репутацию «гуманиста XX века» (10, с. 51).

Одним словом, Жюльен Кэн, по мнению Жюля Ромэна, был «одним из редких мудрецов, которые сохранились в эпоху, когда как-будто все предостерегает от мудрости» (10, с.49)

Заключение


Сегодня Национальная библиотека Франции является крупнейшей библиотекой страны. В ней собраны сотни тысяч рукописей, документов, газет, печатных книг по различным областям деятельности на десятках языках мира. Есть много текстов и на русском, украинском, белорусском и польских языках.

Национальная библиотека Франции издаёт "Генеральный каталог печатных книг Национальной библиотеки. Авторская серия" ("Catalogue general des livres imprimes de La Bibliotheque nationale. Auteurs", с 1897, издано свыше 200 томов), "Генеральный каталог печатных книг. Авторы, коллективные авторы, анонимы" ("Catalogue general des livres imprimes. Auteurs, collects vites-auteurs, anonymes", с 1960, выходит кумулятивными выпусками). Участвует в издании "Библиографии Франции" ("Bib-liographie de La France"), "Репертуара французской периодической печати" ("Repertoire de la presse et de publications periodiques franchises").

Совместно с библиотекой Сорбонны Национальная библиотека ведёт сводный каталог французских и иностранных периодических изданий 45 библиотек Парижа и библиотек крупнейших университетов Франции.

В наши дни библиотека является полностью компьютеризированной. Вы можете читать или печатный вариант книги или ту же книгу на LCD мониторе компьютера. Можно почитать свежие новости прямо в Интернете, так как во всех залах библиотеки есть компьютеры с бесплатным доступом к Internet. Здесь вы можете также послушать музыку из разных стран мира и поучить французский язык (9).

Новое здание Национальной библиотеки Франции занимает территорию в 7,5 тыс. гектаров. Площадь зданий 365 тыс. квадратных миль.

Библиотека — это 4 башни: Законов, Чисел, Времен, Букв. Высота башен — 28 м. Глубоко в центре — священная роща, деревья для которой привезены с разных концов Франции. Внутрь рощи заходить нельзя, можно только смотреть. В здание ведет лестница, три пролета по сто ступенек — узкие ступени из дерева. Дальше — эскалаторы.

Основоположник идеи строительства новой библиотеки — Франсуа Миттеран. Он озвучил эту идею 14 июля 1985 года: новая библиотека — открытая для всех, универсальная, оснащенная новыми технологиями — “сердце библиотечной сети Франции”. Национальная библиотека — последний и самый дорогой проект Ф. Миттерана. Построена в 1995 году, архитектор Доминик Перон. В 1996 году библиотека открыта для широкой публики, в 1998 году начала работать научная библиотека в нижней части здания.

Сегодня библиотека — 11 этажей вверх, 7 — вниз. 10 млн фонда и 1 млн аудио и видео. Многие коллекции остались в старом здании — рукописи, карты, нумизмат, фотографии. Для нового — приобретено специально 230 тыс. книг.

В основном читатели — студенты первых курсов университетов. Обязательное условие записи в библиотеку— достижение возраста 16 лет. Читательский билет может быть выдан на один день или на один год. Читательских мест — 1650. Электронный каталог — на 230 тыс. общего фонда. В библиотеке работает 1800 человек (16).

img28856

Список литературы


  1. Большой российский энциклопедический словарь [Текст] / редкол. А. Е. Махов, Л. И. Петровская, В. М. Смолкин и др. – М.: Бол. рос. энцикл., 2006.




  1. Володин, Б. Ф. Всемирная история библиотек [Текст] / Володин Б. Ф. – СПб.: Профессия, 2002. – 352 с.




  1. Деннри, Э. Национальная библиотека в Париже [Текст] / Э. Деннри // Библиотековедение и библиография за рубежом: сборник. – М.: Кн. палата, 1972. – вып. 40. – С.3-14.




  1. История библиотечного дела [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://forstudent.msk.ru/12/20115.htm. – Загл. с экрана.




  1. Карл V Мудрый [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://encyklopedia.narod.ru/bios/gov/konigen/france/valois/karl5/karl5.html. – Залг. с экрана.




  1. Клодин, Б. Ассоциации французских библиотекарей / Б. Клодин. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb96/4/file4.html. – Загл. с экрана.




  1. Межвоенный период (1918–1939) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.109.com.ua/info/strani148.htm. – Загл. с экрана.




  1. Национальная библиотека в Париже [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bordo.ru/common/show.php?idrazdel=2&id=38. – Загл. с экрана.

  2. Национальная библиотека Франции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.travelone.ru/info.php?vi=194&i=1. – Загл. с экрана.




  1. Рудомино, М. И. Жюльен Кэн (1887-1974) / М. И. Рудомино // Библиотековедение и библиография за рубежом: сборник. – М.: Кн. палата, 1976. – вып. 57. – С.39-53.




  1. Франциск I [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.megabook.ru/bes_98/encyclop.asp?Topic=topic_fot93. – Загл с экрана.




  1. Франциск I [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.freeref.ru/index.php?id=11806&from=50. – Загл с экрана.




  1. Французская культура XVI первой половины XVII [ Текст] // История средних веков / под ред. Н. Ф. Колесницкого. – М.: Просвещение, 1980. – С.498-502.




  1. Французские короли династии Валуа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lyceum8.ru/valua/page6%20charl%205.htm. – Залг. с экрана.



  1. Французский Ренессанс [Текст] // Культурология. История мировой литературы / под ред. А. Н. Марковой. – 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2003. – С. 188.




  1. Цыпина, Н. Не буду я умирать в Париже! [Электронный ресурс] / Н. Цыпина. – Режим доступа: http://book.uraic.ru/elib/ural/2002_06/

Ural_2002_06_13.htm.– Загл. с экрана.

  1. http://artclassic.corp.parking.ru




  1. http://www.cultinfo.ru




  1. http://www.krugosvet.ru




  1. http://www.megabook.ru


Вопросы к реферату на тему

Национальная библиотека Франции и деятельность Жюльена Кэна

между первой и второй мировыми войнами

  1. На базе чьей коллекции рукописей основана Национальная библиотека Франции:

а) Карла VIII

б) Франциска I

в) Карла V Мудрого

г) Людовика XII


  1. Какой важнейший указ был издан Франциском I в 1537 году:

а) о конфискации монастырских библиотек

б) о конфискации эмигрантских библиотек

в) об обязательном экземпляре французской печатной продукции

г) о провозглашении Королевской библиотеки Национальной


  1. Кто был назначен Генеральным директором Национальной библиотеки в Париже в 1930 году:

а) Гийом Бюде

б) Николас Клемент

в) Эбби Бигнон

г) Жюльен Кэн


  1. Где Ж. Кэн приобретал для библиотеки ценные экземпляры книг:

а) на аукционах

б) на распродажах

в) получал дары

г) у букинистов, коллекционеров

д) все вышеперечисленное


  1. Особый род какой формы библиотечного обслуживания создал Ж. Кэн, названной «по типу Национальной библиотеки в Париже»:

а) дискуссии

б) индивидуальное информирование

в) выставки

г) библиографические обзоры


1 Карл V Мудрый, сын Иоанна II и Бонны Люксембургской, женат на Жанне Бурбонской (1350 г.)


2 Рукописи эти хранятся в Национальной библиотеке и по сей день.


3 Конвент (Национальный конвент), высший законодательный и исполнительный орган Первой французской республики. Действовал с 21.09.1792 по 26.10.1795 гг.


4 Пуанкаре Раймон (Poincare Raymond) (1860–1934), французский политический деятель. В январе 1913 был избран президентом Республики. По истечении срока своих полномочий (18 февраля 1920) вернулся в Сенат (19).


5 Бриан (Briand) Аристид (1862-1932), неоднократно в 1909-31 премьер-министр Франции и министр иностранных дел (20).


6 План Дауэса – репарационный план для Германии, разработанный международным комитетом экспертов под руководством Ч. Г. Дауэса и утвержденный 16 августа 1924 на Лондонской конференции держав победительниц в 1-й мировой войне. Предусматривал предоставление Германии займов и кредитов для восстановления ее промышленного потенциала. В 1929-30 заменен планом Юнга (см. Юнга план) (18).

.


7 Штреземан (Stresemann) Густав (1878-1929), германский рейхсканцлер (август ноябрь 1923) и министр иностранных дел (с августа 1923), один из основателей (1918) и лидер Немецкой народной партии. Нобелевская премия мира (1926) (20).


8 Лига Наций – международная организация (учреждена в 1919), имевшая целью развитие сотрудничества между народами и гарантию мира и безопасности. Местопребывание Женева. В 1934 СССР принял предложение 30 государств членов Лиги наций о вступлении в эту организацию. В декабре 1939, после начала советско-финляндской войны 1939-40, Совет Лиги исключил из Лиги наций СССР (из Лиги наций вышли Бразилия (1928), Япония, Германия (1935), в 1937 исключена Италия. Формально распущена в 1946 (20).


9 В 1953 году в Версале было построено второе здание и началось строительство еще двух. В последствии в новых зданиях-филиалах хранилась периодика.


10 К 1960 году вместо 4 ярусов книгохранилище насчитывало 11.


11 Предложение тогда было принято, но первый том увидел свет только через 40 лет.


12 Всего в Национальной библиотеке при непосредственном участии Кэна было организовано более 250 выставок, издано 120 каталогов.



История библиотечного дела
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации