Семинар - Мода и политика - файл n1.doc

приобрести
Семинар - Мода и политика
скачать (60 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc60kb.01.06.2012 08:43скачать

n1.doc

Мода и политика.
Политическая мода. В общественно-политической жизни страны она представлена чрезвычайно многообразно. Политические пристрастия людей могут демонстрироваться: а) через их одежду (например, через подражание манере одеваться и вести себя конкретных политических лидеров и деятелей); б) через предпочтение отдельных цветов – белого, оранжевого, голубого, красного и т.п.; в) через дополнения своего облачения значками, эмблемами, надписями и прочими символами политического толка; г) через использование в процессе общения особой политической терминологии (например, начиная с обращений: "господин,” “товарищ” и т.д.); д) через жестикуляцию.
Политическая мода, как правило, концентрирует в себе несколько форм политической символики. Она позволяет уже на визуальном уровне предпринимать начальную политическую идентификацию (определение) политических позиций гражданина или групп граждан.
Взаимоотношения моды и политики начинаются с емкого понятия «власть». Структура власти зависит от общественного устройства, и регламентация одежды отражает форму социальных различий.

Самый элементарный пример: если в обществе царит четкая иерархия сословий, то это самым прямым образом сказывается и в костюме. В Древнем Риме туники двух высших сословий - сенаторов и всадников - имели вертикальные полосы алого или пурпурного цвета. Сенатору полагалась одна широкая полоса, всаднику - две узких: казалось бы, все предельно ясно. Трудно понять, почему всадник носил две полоски, но зато можно объяснить символику цвета. Она была связана с красителями: для всех оттенков красного и фиолетового требовались дорогие красители, которые были редкостью и привозились издалека. Богатство и роскошь, доступ к редкостям указывали на положение и связи - а что может быть лучше для атрибутики власти? Напротив, коричневатые, серые и черные оттенки были естественным цветом овечьей шерсти и потому воспринимались как признак обычной незатейливой повседневности.
Эти же принципы лежат в основе моды одеяния правителя. Для королевского платья традиционно использовались редкие и дорогие ткани - шелк, парча, бархат, а также особые сорта драгоценных мехов - горностай, соболь. Попробовал бы кто-нибудь другой так одеться! Даже если каким-то чудом ему и удалось бы раздобыть недоступные материалы, его бы сразу осудили как преступника, ведь европейские законы о роскоши недвусмысленно запрещали простым людям одеваться на манер знатных, четко регламентируя сословную иерархию цветов и материалов. Нарушителей жестоко карали.
Но костюм монарха был не только призван отличать его от подданных - он имел еще одну важную символическую миссию. Царь-маг - фигура, присутствующая во многих древних мифах. Отсюда особая роль аксессуаров - украшенная драгоценными камнями корона, скипетр или держава, цепь на шее. В этих атрибутах монаршей власти легко узнать модификации магических вещей - волшебной палочки, хрустального шара (позволяющего в сказках обозревать свои владения). Изображения солнца и звезд на королевском костюме означали владычество над миром. Или - в более реальном варианте - на парадном портрете Елизаветы I она изображена стоящей на географической карте своих владений, а ее пышное платье своим подолом как бы очерчивает магический круг, замыкая властный контур. В христианском государстве власть дарована монарху от Бога, а священное право монарха править подтверждают кресты на коронах, орденах и диадемах.
Однако нынешние короли и королевы, не говоря уж о министрах и президентах, в официальной обстановке носят в основном костюмы. И смысл их одежд сейчас так запросто не истолкуешь. Четкая иерархия и, соответственно, однозначность символики сохранились только в армии и во всех гражданских сферах, где требуется ношение формы.
Вот как раз против формальной одежды в истории костюма периодически случались восстания. Оно и понятно: власть рано или поздно вызывает протест. Самый прямой способ «прокричать» о своих убеждениях через моду и одежду - носить тишотки с политическими слоганами. Такие майки с лозунгами вошли в моду в 1960-е годы.

Варианты протестного костюма могут быть различны, но чаще всего они строились по принципу отталкивания от стиля идеологического «противника».
А вот хиппи - борцам против истеблишмента в 1960-е - явно не нравилась чистоплюйская подтянутость «людей в серых фланелевых костюмах», готовых на все ради карьеры и поддерживающих войну во Вьетнаме. Их живописно-небрежный стиль - длинные волосы, цветные индийские рубашки, джинсы, фенечки, вышитые сумки, головные повязки - недвусмысленно свидетельствовал о нежелании сотрудничать с властью и о пацифистских настроениях.
Иногда «протестный» костюм начинался с отталкивания от какого-нибудь элемента одежды политических противников, но затем творческая фантазия подсказывала свою оригинальную идею, которая и становилась знаком альтернативной моды. Так случилось с небезызвестными санкюлотами, которые появились на политической арене в эпоху Великой французской революции. В пику аристократам, носившим короткие штаны-кюлоты, они стали именовать себя «без штанов», но не ограничились этим и придумали свою собственную моду- длинные штаны в красно-синюю полоску. Полная экипировка санкюлота включала белую рубашку с распахнутым воротом (подчеркивавшую отсутствие шейного платка), короткую куртку, деревянные башмаки и красный фригийский колпак. Именно красно-синяя полоска стала эмблемой революции, и Робеспьер даже заказал себе полосатый фрак. Декретом Национального Собрания в 1790 году был утвержден трехцветный флаг - знаменитый триколор - и с тех пор революционная полоска воспринимается во Франции как символ патриотизма.
Историки костюма неоднократно замечали, что в эпохи потрясений в обществе люди начинают чаще использовать в одежде цвета национального флага. К примеру, в период войны в Персидском заливе в 1991 году и после событий 11 сентября цвета американского флага усиленно мелькали на футболках, тренировочных костюмах, полотенцах и даже зонтиках.
Другие возможные проявления патриотизма в костюме - отказ от всего заграничного: во время войны 1812 года некоторые русские дамы не только перестали говорить по-французски, но и отказались от неоклассических туник, обратившись взамен к русским сарафанам. Эта новая патриотическая тенденция была подхвачена в дальнейшем при дворе, и в 1834 году последовал указ Николая I, сделавший обязательным особое «русское платье» для придворных дам. Им пришлось носить «дамский мундир», состоящий из затянутого в талии сарафана с треном, расшитым золотом или серебром, повойника и кружевной мантильи. Мужчины же счастливо избежали участи являть в своем костюме национальную идею и могли придерживаться удобного европейского платья.
Тут кроется любопытная закономерность: головной убор чаще, чем другие предметы одежды, символизирует и идеологическую позицию владельца - по нехитрой аналогии «что на голове, то и в голове». Арабский студент, обучающийся в Оксфордском университете, может щеголять в элегантном костюме от мастеров Сэвил Роу, но на голове он оставит тюрбан в знак того, что он отнюдь не желает, чтобы его принимали за британского джентльмена, - так вот ненароком можно много узнать о человеке.
Одежный код может отражать весь спектр политических мнений - от радикализма до консерватизма. Современные радикалы, любят использовать в гардеробе элементы одежды рабочего класса - клетчатые рубашки, старые джинсы, тяжелые ботинки на толстой подошве. Порой символом левых идей могут служить костюмные атрибуты социалистических «братьев» по убеждениям - черно-белый палестинский платок или серая хлопковая куртка китайского крестьянина, очки и бандана в духе Че Гевары. Консерваторы, напротив, предпочитают солидные и дорогие вещи, не стесняясь появляться на публике в брэндовых вещах.
В Америке последних десятилетий просматривается явственное различие в официальных костюмах республиканцев и демократов. Республиканские деятели всегда одевались подчеркнуто консервативно, богато, элегантно. На приеме в честь инаугурации Рейгана даже рухнула вешалка под тяжестью меховых манто республиканских дам. Напротив, в среде демократов приняты более функциональные, «популистские» вещи - вспомним скромный, простой стиль президента Картера, его домашние куртки и вязаные свитера.
Особую проблему всегда представлял стиль женщин-политиков. Наиболее известный вариант решения - «властный стиль» («power look»). В основу «властного стиля» легли рекомендации Джона Моллоя, автора бестселлера «Одевайтесь для успеха» («Dress for success»). Чтобы подчеркнуть деловые и интеллектуальные качества женщины, Моллой советовал своим клиенткам носить ансамбли из пиджака и юбки серых или темно-синих тонов с освежающими блузками, что снимало необходимость часто покупать готовые платья. Одна из модификаций «power look» была использована в имидже Маргарет Тэтчер. Ее консультанты посоветовали ей придерживаться темных костюмов с подложенными плечами, и остальные элементы ее облика - прическа «шлем», скрепленная лаком, крупные бусы из искусственного жемчуга, квадратная сумка с короткими ручками - также создавали впечатление уверенной в себе женщины на вершине власти. Знаменательно, что именно такой образ импонировал большинству избирателей среднего класса, поскольку базировался на незаметной, но умелой корректировке традиционного вида работающей женщины, «одевающейся для успеха» согласно Джону Моллою.
Более «сильный» вариант властного стиля достигается за счет использования ярких тонов в костюме - красного, интенсивно-синего, бордового, что помогает лидеру сразу выделяться среди окружения: красный был любимым цветом Нэнси Рейган. Зная это, некоторые журналисты специально надевали красные галстуки, а дамы-журналистки - алые платья на пресс-конференции Рональда Рейгана, чтобы привлечь внимание президента и получить право задать вопрос.
Одежда в политике «связывает и разъединяет». Костюмы политиков призваны, мягко подчеркивая превосходство лидера, скорее продемонстрировать принадлежность к определенной группе, объединить. Напротив, радикальная мода акцентирует отличия, протестные смыслы. Мода и политика и впрямь образуют «властный узел», и хотя мы не в силах развязать его, от нас, читателей, зависит толкование знаков.
Но Мода всегда остается модой и не надо об этом забывать. Модная одежда всегда будет выделятся на общем фоне не зависимо от того на ком она одета, монарха или хиппи.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации